Шпаргалка: Таможенная политика России

       Таможенная   п олитика н аш ей  страны  им ее т свою историю, свои характерные  э тапы ра з вития. Если в 20-х - н ачале 30-х го д о в Советский Союз проводил активную  таможенную политику с ц е лью увязки внутренних ц е н с миро в ыми, то в дальнейшем о н а перестала воздействовать на р азвитие торго в ли с отдельными странами, п оскольку таможенны е пошлины на им п ортируемы е   товары покры в ались  из госбюдж е та и  н е оказ ы вали существенного влияни я   на внутреннее ценообразовани е и  экономическую  э ффективность вн е шн е торговых сделок.   Важными  элементами активной таможенной политики СССР в 20-е годы явились т а мо же нные  тарифы  1 9 22, 1924 и 1927 гг., которые не только защищали  сов етскую промышл е нность от конкур е нции иностранных товаро в , но и стимулиро в али ра з вити е советского э кспорта за счет снижения ил и о т мены выво з ной пошлины на значительную часть товаров.   Таможенны е  тарифы1930, 1961 и 1981 гг., которые действовали в п ериод команд н о -административного  упра в ления внешнеэкономическими связями, оказались по сути рутинными правовыми актами. Так, таможенный т а р и ф 1981 г. не являлся и не мог являться по ряду причин инструментом  экономического регулирования вн е шнеэкономической д е ятельности. Указанный тариф насчитывал всего триста с небольшим п озиций, в то в р емя к ак в тамож е нных тарифах больш инства промышленно р азвитых стран число отдельных товарных поз иц ий, подпозиций и т.д. насчитыва ет от 5 до 7 тысяч, а в тарифах таких стран,  как США и   Япония  - 10 - 1 2  тысяч.  Тарифу   образца   1981  г.   было   присуще несоответствие уровня таможенных   пошлин  ценам на товары ,сложившимся на внутреннем  и внешних рынках. Так, на большинство видов машин  и оборудования минимальные ставки составляли только 5-10% на топливо - 10-12% , металлы - до 15%, химические продукты -5-10% . И, наконец, действовавший порядок исчисления таможенных пошлин и их внесения в союзный бюджет. Понятие "таможенная пошлина" было подменено термином "таможенные  доходы" , в  результате чего организации, импортирующие товары,  перечисляли в бюджет не пошлину, а разницу между стоимостью  товара  на внешнем и внутреннем рынках. Такое  положение считалось вполне нормальным в  эпоху жесткой  централизации  внешней  торговли, отрыва процесса ее осуществления от непосредственных производителей или потребителей товаров, господства административно-командных методов управления этой деятельностью. В условиях демократизации внешнеэкономических связей, вовлечения в экспортно-импортные операции практически всех предприятий, организаций, совместных предприятий и производственных кооперативов требуется разработка эффективной таможенной политики и принятие нового таможенного тарифа, которые бы учитывали изменения, происходящие в этой важной сфере хозяйственной деятельности.

Основные цели таможенной политики России  и таможенный тариф.

  Таможенная политика России определяется высшими органами государственной власти и управления страны и является составной частью внешней и внутренней политики российского государства.   Целями  таможенной политики России являются:     

а) интеграция хозяйства страны в мировую экономику;     

б) защита и стимулирование экономического развития России;     

в) создание условий для функционирования российского рынка и  рынка стран СНГ;    

г) укрепление торгового и платежного баланса страны;   

д) рост доходов государственного бюджета;    

е) упрочение торгово-политических позиций России;    

ж) противодействие дискриминационным акциям иностранных государств и их союзов;      

з) расширение культурных и информационных обменов между Россией и зарубежными странами, контактов между людьми;  

и) охрана жизни и здоровья человека,    животных и расте н ий, сохранение окружающей  среды;    

к) защита государственной и общественной безопасности;

л) защита прав и законных интересов  граждан, предприятий, объ­единений и организаций,  культурного и историч е ского наследия народов России.

Таможенный тариф Р оссии постр о ен на базе Товарной номенклатуры вне ш неэко н омической деятельност и (ТН ВЭД), представл яющей собо й «российский вариант» Номенклатуры    Гармонизированной системы. Сог л асно стр у ктуре ТН ВЭ Д каждый товар имеет свой отличительный 9-ти значный к од, позволяющий точ но идентифиц и роват ь этот товар . На  базе дан н ых, содержа щих ся  и ТН ВЭД, работает тамож енн ая статистика, оформляется вся товаросопроводительная документация, в том числе и грузовая таможенная декларация.

Переход на эту систему сопряжен со значительными трудностями, так как надо не просто ознакомить всех заинтересованных в ее применении, а научиться пользоваться ТН ВЭД.

 Не вполне ясно, сколько человек в этой связи предстоит обучить пользованию ТН ВЭД. Их количество, по имеющимся оценкам, составит десятки тысяч человек. Для сравнения, во Франции при переходе на  Гармонизированную   систему обучили 35 тысяч человек, в США- 50  тысяч. Американцы,  переходя с национальной системы на Гармонизированную, затратили на обучение 2,5 года.    Отличительной особенностью таможенного тарифа   России является  наличие  таможенных   пошлин  на отдельные  товары , вывозимые с  территории  Российской Федерации.  Перечень  товаров, облагаемых  вывозной пошлиной, а также размеры взимаемой пошлины часто изменяются по распоряжению Правительства России с целью оперативного  реагирования на  изменение ситуации  внутри страны и за рубежом.    В течение последнего десятилетия таможенное регулирование импортных операций  претерпело серьезные изменения. С 15 января 1992 в соответствии  с Постановлением Правительства РФ № 32 «О таможенных пошлинах  на импортные товары» было отменено взимание пошлин и других   сборов, кроме платы за таможенные процедуры, при ввозе товаров на  территорию России. Такой шаг мотивировался необходимостью создания условия для насыщения   потребительского рынка и перехода на  экономические методы  регулирования  ввоза товаров в страну, что  предусматривало разработку и введение новых таможенных пошлин к  1 апреля 1992 г. Однако на практике это решение Правительства не  было осуществлено в намеченный срок и ввозимые в  Россию товары  зарубежного производства не облагались пошлинами в течение почти полугода. Столь длительный  период, потребовавшийся  для подготовки импортного таможенного  тарифа,  объясняется рядом  причин, в числе которых необходимо  особо отметить сложность определения оптимальных размеров ввозных  пошлин, которые бы, с одной стороны, обеспечивали интересы российских производителей товаров и приносили существенный доход государству,  а с другой стороны, не привели к значительному  сокращению поставок товаров в Россию, вызывая тем самым очередной дефицит тех  или иных товаров на внутреннем рынке страны.

     В настоящее время деятельность таможенных органов в России развивается стремительными темпами. Реализующаяся в 1997 году под руководством Минэкономики Комплексная программа развития таможенной службы России в первую очередь затронет, конечно же, российский Таможенный комитет. Однако программа настолько обширна, что ее можно расценивать как форму реорганизации всей российской внешней торговли в целом.