Доклад: Совершенствование социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья с целью их интеграции в общество

А.Р. Маллер

(Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ)

Изменения в социально-экономической и политической жизни России, обострение новых проблем в обществе поставили ученых и практических работников перед решением задач, связанных с поисками новых, эффективно действующих механизмов социально-психологической адаптации личности к быстро меняющейся жизни в социуме. Особенно нуждаются в социальной помощи дети с отклонениями в умственном развитии и в первую очередь сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, число которых постоянно растет. Так, по данным Б.В. Белявского число школ-интернатов для детей-сирот в 2000г. достигло 192. В них воспитывается 39,4тыс. детей-сирот с отклонениями в физическом и психическом развитии. Их познавательные возможности в сравнении с нормально развивающимися сверстниками не создают прочной основы для усвоения необходимого спектра социальных, общественных и других форм жизни.

Степень интеграции этих лиц в общество зависит от уровня их профессионально-трудовой подготовки, социально-бытовой ориентации и от участия семьи в этом процессе.

Анализ литературы по данной проблеме и наши собственные материалы показывают, что во многих регионах РФ при ПТУ (ПУ) имеются специальные группы для выпускников коррекционных учреждений VIII вида, а также отдельные ПТУ (Марий-Эл). По окончании профессионального училища многие из них достаточно успешно работают на различных производствах швеями, плотниками, плиточниками, штукатурами-малярами и т.п. Часть заняты обслуживающим трудом (санитарки, уборщицы). Умственно отсталые в основном смогли адаптироваться на производстве, в определенной степени приобрели социально-бытовые навыки, необходимые для социализации в обществе.

Вместе с тем, имеется еще множество вопросов, от решения которых будет зависеть совершенствование социально-трудовой адаптации лиц с умственной отсталостью. В обобщенном виде эти вопросы затрагивают следующие проблемы:

- совершенствование трудовой подготовки с учетом дальнейшего обучения учащихся в системе профтехобразования или на базе совместно со школой малых производственных предприятий;

- усиление работы по социально-бытовой ориентации лиц с отклонениями в развитии;

- организация помощи семье ребенка-инвалида.

Эффективность трудовой подготовки учеников коррекционных школ VIII вида во многом зависит от организации завершающего этапа трудового обучения, в большинстве случаев в учреждениях начального профессионального образования (УНПО). В училищах сроки профессиональной подготовки рабочих по многим специальностям составляют 1-2 года. Такие же сроки устанавливаются и для подготовки умственно отсталых лиц. При этом не учитываются трудность и медленный темп их обучения, отставание от нормы не только в психическом, но часто и в физическом развитии. В связи с этим представляется целесообразным увеличить сроки обучения в специальных группах УНПО до 3-х, а иногда и до 4-х лет.

В настоящее время, прежде всего из-за резкого снижения потребности в рабочих кадрах (особенно молодых), школы для лиц с интеллектуальной недостаточностью поставлены перед необходимостью продолжать профессиональное обучение своих выпускников (а в ряде случаев и трудоустраивать их) на предприятиях при школе. Имеется ввиду, что в некоторых случаях при школе создается малое производство, учредителями которого являются специальное учреждение и предприятие. Так, при УВК 102 г.Москвы (директор Г.В. Васенков) создано малое производственное предприятие "Федоровец", которое занимается подготовкой выпускников к полиграфическим работам. По окончании обучения учащиеся сдают экзамены и получают квалификационное свидетельство о присвоении 1,2 реже 3 разряда с дальнейшим его подтверждением в условиях производства.

Социализация умственно отсталых лиц предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.

Анализ литературы показывает, что многие выпускники достигли определенного уровня в способности ориентироваться в быту, усвоили общественные нормы и правила отношений между людьми.

Вместе с тем, достаточно значительная часть лиц с интеллектуальными нарушениями испытывают большие трудности в социальной адаптации. В наибольшей степени это относится к детям-сиротам, у которых даже спустя 3 года по окончании специального учреждения объем познавательных сведений и практических навыков оставался на более низком уровне по сравнению с умственно отсталыми, имеющими родителей. Здесь ведущая роль должна принадлежать социальному педагогу, который по положению должен курировать выпускников в течение 3 лет по окончании специального учреждения. Мы считаем, что этого срока недостаточно и муниципальные социальные службы должны продолжать оказывать помощь этим лицам вплоть до 21-22 лет. Только в возрасте после 20 лет, а иногда и старше, умственно отсталые начинают отвечать требованиям, предъявляемым к поведению и жизни людей в социуме.

Невозможно говорить о полноценной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, в том числе и тяжелые нарушения ЦНС, без опоры на семью. Учитывая это, Фондом социальной поддержки населения Минтруда России совместно с Центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Детская личность" (Москва, директор Л.Б. Буданова) была организована на базе подмосковного санатория "Кратово" школа матерей детей с ограниченными возможностями. Результатом обучения явилось: овладение матерями необходимыми знаниями, умениями и навыками социально-бытовой и педагогической реабилитации детей с проблемами в развитии; социально-психологическая и трудовая реабилитация матерей путем вовлечения их в активный процесс помощи другим семьям с аналогичными проблемами; распространение опыта работы школы матерей на регионы России.

Развивая идею организации подобных школ, нами начато через журнал "Социономия" (социальная работа) дистанционное обучение матерей, имеющих детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью, основам коррекционной педагогики. Согласно разработанной программе, рассчитанной на 72 часа, подготовлена серия статей, освещающих работу с ребенком в условиях семейного воспитания. Каждый раздел программы сопровождается списком литературы, контрольными вопросами и заданиями.

Таким образом, матери детей с отклонениями в развитии смогут изучить необходимый материал заочно, а затем сдать экзамены в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования и получить удостоверение государственного образца. Имея на руках такой документ, они могут в дальнейшем по возможности устроиться в то специальное учреждение, где находится их ребенок, допустим, социальными педагогами, воспитателями или помощниками учителя. Тем самым их социальный статус несомненно повысится.

И наконец, интеграция детей с ограниченными возможностями в общество возможна лишь при формировании позитивного отношения к этой категории детей. Интеграция должна идти по пути взаимной приспособляемости обычных и людей с проблемами в развитии. Из поколения в поколение необходимо воспитывать в обществе стремление морально поддерживать семьи, имеющие детей с отклонениями в развитии. Вполне возможны организация радио- и телепередач, издание небольших информационных материалов, типа памяток, буклетов. Работа, систематически проводимая в этом направлении, несомненно, принесет положительные результаты.

Список литературы

Коррекционная педагогика. Возрастная психология
ПОСВЯЩАЕТСЯ СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ В.П. Кащенко - выдающегося психоневролога, педагога, основоположника коррективной педагогики (к 130-летию со дня рождения ...
- внедряются формы постинтернатной адаптации выпускников (умственно отсталых, слепых, глухих и др.), обеспечивается их профессиональное образование;
Ее цель: коррекция отклонений в развитии умственно отсталых воспитанников в процессе общеобразовательной и трудовой подготовки, формировании положительных личностных качеств ...
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: учебное пособие
Образование детей с нарушениями психофизического развития в России
Содержание Введение Глава 1. Понятие интегрированного подхода в образовании 1.1 Сущность интеграции в обучении детей с ограниченными возможностями ...
Правительством РФ (12.03.1997 № 288) принято "Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии ...
Следует подчеркнуть, что интеграция детей с отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения предусматривает специализированную коррекционную помощь и психологическую ...
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: дипломная работа
Организация социальной работы с детьми с ограниченными возможностями ...
Содержание Введение 1. Дети с ограниченными возможностями как социально уязвимая группа 1.1 Категории детей с ограниченными возможностями 1.2 Основные ...
... на так называемой "социальной модели инвалидности", которая предполагает не только социальную реабилитацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и его социальную ...
- социальную реабилитацию инвалидов, которая состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: дипломная работа
Социально-правовая защита инвалидов
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ...
... входящих в нее учреждений, не сформирована система трудоустройства и социально-бытовой адаптации инвалидов с детства по окончании ими коррекционных образовательных учреждений.
Продолжается реализация мероприятий по социальной и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями по их адаптации к трудовой деятельности, на что направлена ...
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: дипломная работа
Правовые основы социальной защиты беспризорных и безнадзорных детей на ...
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА На тему: "ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ БЕСПРИЗОРНЫХ И БЕЗНАДЗОРНЫХ ДЕТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Г ...
Закон предусматривает необходимость обеспечения социальной адаптации и социальной реабилитации таких детей, вводит понятие социальных служб для детей - это организации ...
... беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной адаптации, улучшения качества жизни и здоровья детей, проведение исследований проблем и прогноза ...
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: дипломная работа