Курсовая работа: Становление и развитие государственности Республики Адыгея

АДЫГЕЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Юридический  факультет

КАФЕДРА  ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА  И  ПРАВА РОССИИ

На тему: "Становление и развитие государственности
Республики Адыгея
".

выполнил студент 1 – го

курса заочного отделения

юридического факультета

Гава Юрий Александрович

Апшеронск 1999 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.......................................................................................................... 3

I. Самоопределение адыгской нации.............................................................. 5

1. Национальное вырождение...................................................................... 5

2. Адыгея в составе Краснодарского края.................................................. 8

II. Провозглашение Республики................................................................... 11

1. Проблемы становления Республики Адыгея........................................ 11

III. Путь к преобразованиям обеспечения становления государственности. 16

1. Выборы президента............................................................................... 16

2. Первые законы республики Адыгея...................................................... 16

IV. Адыгея в Политико-экономическом пространстве России................... 19

1. Особенности проведения экономической реформы в республике....... 19

2. Сотрудничество народов в условиях суверенитета.............................. 21

3. Новые культурные и образовательные программы............................. 31

4. Проблемы войны и мира на Кавказе..................................................... 32

Заключение.................................................................................................... 34


Введение.

Изучение комплекс а проблем стано в ления и совершенствования национально-госуд а рственных отношений на примере становления суверен н ой Республике Адыгея, предс та вляет для многих субъектов Российской Федерации не только научный, но и прак т ический и н терес. Безусловно, ч то с учетом ещё не сложившейся источниковой базы а н ализировать процессы н овейших преобразований затруднительно, но осмыслить хо д и наполнение эт и х процессов вполне возможно. Если проследить государственность адыгов имеет свою богатую предысторию, наполненную противоречиями в развит и и этносов. Адыги и их предки остави т неизгладимый след в борьбе за сво ё выживание на Северном Кавказе.

В конце 18 начале 19 столетия царизм в отношении нерусских народов проводил н е только политику грубого угн ет ения, но и пол ит ику насильственной русификации и подавления на ц иональной культуры. Экономический граб ё ж, зверская эксплуатация, политическое бесправие, военно-полицейский произвол, разжигание национальной вра ж ды, куль т урно-экономическая отсталость, сделали невыносимой жизнь угнет ё нных народов России. Создание на ц иональной государственности народов Север н ого Кавказа диктовалась всем ходом экономического и куль ту рного разви та я края. Первоначально была создана Северо - Кавказская Республика просуществовавшая недолго. После и згнания с Северного Кавказа белогвардейцев с 1920 года начался процесс образова н ия на ц ионально-территориал ь ной автономии. Автономия 1922 года долж н а била искоренить основное з л о, у г нетавшее всю жизнь горцев, - невежество и отсталость. Известно, что только "широкое просвещение масс может спасти горцев о т вымира н ия и приобщить их к высшей культуре".[1]

Значе н ие октября 1917 года для адыгов исключит ел ьно велико. Но национально-государственное строительство в Адыгее активно раз в ернулось непосредственно после окончания гражданской вой н ы и про те кало в исключительно сложных условиях. В опрос о желательности выде л ения адыгей ц ев в самостоятельную автономную область впервые был положитель н о решен пленумом горского исполкома 6 декабря 1921 года и внес ё н на рассмо т рение очередного III горского съезда (7 - 1 2 дека б ря 1921 года). Выполняя волю всего адыгейского народа, съезд реши л : " в срочном порядке разработат ь вопрос о выделе н ии горцев Кубани и Черноморья в автономную область. После чего принять меры к возбуждению со о тветствующего ходатайства перед це н тром". 27 июля 1922 года произошло большое историческое событие в жизни адыгейского народа, была провозглашена Адыгейская автономная область.

I . Самоопределение адыгской нации.

1. Нацио нальное в ы рождение.

В последнее врем я в печати и в общественной практике все чаще поднимаются проблем ы националь н ого возрождения и самосознан и я народов, рассматриваются отдельные теоретико-методическ и е аспекты проблем ы , идут поиски истоков национальной напряженност и .

Смысл совреме нн ой национальной политики создание благоприят н ых возможностей для свободного развития всех народов и этнических групп, удовлетворения специфических интересов граждан, связанных с их принадлежностью к тому или иному народу при обеспечении национального равноправия и прав граждан.

Учитывая, что национальная идея в современных условиях стала притягательной силой, и обращение к ней пи та ет нередко полярные силы, что является источником дестабилизации эко н омической и политической жизни страны, концепции национальной политики исходит из необходимости интеграции национальной идеи с общечеловеческими интересами и общегражда н скими демократическими ориентирами.

В ажным элементом возрождения является становление и развитие национального самосознания. Посколь ку национальное самосознание отнюдь не чуждо общечеловеческим и интернациональным ценностям, естестве нн о з а думаться над вопросом - будет ли усилившаяся социальная дифференциация той или иной национальной общнос т и способствовать утверж д ению таких ценностей, как социальная справедливость, социальная защищенность, гуманизм, милосердие и т.д. Усилившееся ос тальное расслоение скорее способно в ыз ывать различные формы а н тагонизма, которые так или иначе, будут влиять на все стороны национальной жизни. Можно предложить, что в этих условиях усилится ст а вка на национализм, как идеологию, способную на какое-то время затушевать, приглушить, " переориентировать" социальные антагонизмы.

Главны м принципом национального в озрож д ения должен стать принцип единства т радиций и прогресса. Именно единство, а не противопоставление этих двух начал, характеризующих любое нормальное развивающееся общество.

Национальное в о зрождение предполагает постоянное обращение к массовому сознанию на уровне отдельных регионов и национальных (этнических) общностей. Во все это грандиозное дело должно быть с самого начала включено общественное мнение. А чтобы это состоялось - нужно его готовить, постоянно информировать общественность, дела н назревшие проблемы предметом коллективных обсуждений, дискуссий, систе матически проводи т ь встречи, "круглые столы", конференции по обмену опы то м в разных регионах России.

Д л я разрешения всего спек т ра этих проблем национального во з рождения н а родов России должна быть создана система соответствующих государственных и общественных организа ц ий. В их числе могут б ыть специальные комиссии при Советах, научно-исследовательские у ч реждения, общественные организации. Первое с чего следу е т начать - э то осуществить со ц иальный и социально-психологический диагноз внешней межнациональной ситуации, в к о торой набирает силу пр о вес национального возрождения народов России. Провозглаше н ие ав то номии Адыгеи давало возможность ад ы гейскому народу создавать свое национально-госу д арственное образование, реализова ть свое право на национальное самоопределение, способствовало усилению эк он омических и политических связей с более экономически развитыми областями с т раны, развивало хозяйственную и культурную жизнь народа. Очень важным событием стало принятие флага, гимна и герба Республики.

Многие историки Адыгеи, в том числе Беджанов М Б, сч ит ают, что национальное возрождение того или и н ого народа идет через растущее его самосознание . [2] В свою очередь формирование на ц ионального самосознания невозможно без осмысления прошлого, без изучения истории станов л ения этноса, закономерностей развития межнациональных отношений. Вместе с тем, очевидно, что в разных рег и онах страны, в том числе и в республиках Северного Кавказа, есть свои спе ц ифические особенности. Но есть п роблемы, от правильного решения котор ы х будет зависеть будущее нашего общества.

Первая проблема . В нашей стране, начиная с кон ц а 20-х годов, всячески попирались права человека, достои н ство личности, духовные ценности Общеизвестно нельз я жить без идеала, веры.

Вторая про бл ема это че ст ное признание того фак та , что в стране не было под л инной фе д ерации.

Т рем проблема это возможная у г роза ассимиляции культурной, языковой и даже географической, особенно для малых народов.

Четвертая проблема это посягательство на достижения национальных к ультур унич т ожение памятников культуры, пренебрежение к духовному наследию предков, к экологии и т. д .

Пятая проб л ема   поиск отличий одного народа от др угого не д олжен превращаться в самоцель. В то же время различия, если они есть, надо видеть и надо их учитывать в сфере межна ц иональных от ношений, чтобы н е усугублять сложности проблемы.

Процессы образования народов - это очень долгий и многообразный путь инфильтрации, консолида ц ии, смешени и , сложений.

2. Адыгея в составе Крас нодарского края.

Пу ть к национально-государстве н ному оформлению Адыгеи - соз д анию автономии имел свои особенности. В 60-х годах XIX века, покорение адыгов ц арскими войсками, выселение за пределы Родины, оставили в сознании коренного народа национальные а н типатии, ненависть, которые со т р и только время, когда уста н овятся демократические отношени я - соответствующие общему уровню цивилизован н ости XX века.

Полугора вековая сов м естная жизнь адыго в и русски х сформировала интернациональный союз .

Чтобы территориально объединить адыгейское население, требовалось включить в состав будущей области села и хутора с русски м населением. В резул ь тате опроса жителей русских населенных пунктов, расположенных чересполосицей между а д ыгейскими аулами, населения 16 волостей выразило свое желание войти в состав будущей автономной области.

Вопрос о выделения черк е сов (адыгов) в автономию рассматривался в Наркомнаце РСФСР трижды - 26 января, 17 мая, 22 мая 1922 года, 27 июля 1922 года Президиум ВЦИК принял решение об образовании Черкеской (Адыгейской) а в тономной области. В декабре 1922 года в ауле Хакуринохабль состоялся учредительный (первый) съезд Советов области, на котором присутствовал 151 делегат, из них 98 адыгейцев и 53 русских Съезд обсудил важней ш ие вопросы хозяйственного и культурного строител ь ства в Адыгее и принял соответствующие решения. Был избран областной исполнительный комитет Председателем облисполкома стал Шахан -Гирей Умарович Хакурате . Впоследствии на посту первого секретаря Адыгейского обкома КПСС он внёс большой вклад в становл е н и е областной автономии.

Адыгейская автономная область в связи с административно -территориальными изменениями на Север н ом Кавказе поочередно выходила до 1924 года в Кубано-Черноморский край, до 1934 года - в Северо-Кавказский, до 1937 года - в Азово-Черноморский, а с 1937 по 1991 годы - в течение 54 лет являлась составной частью Краснодарского края Созда н ие Адыгейской автономной области обеспечило благоприят н ые условия для ликвидации экономической и культур н ой отсталости, способствовало укреплению дружбы а д ыгейского народа с русским и другими народами. Вхо ж дение Адыгеи в мощный в хозяйственно-экономическом, научном и тех н ическом отношениях край положите л ьно сказалось на ее развитии, особенно на начальном этапе. С моме нт а образования обла е т ей оказывалась всесторонняя помощь и под д ержка, выделялись крупные ассигнования с т роительные материалы, машины и о б разование, товары наро дн ого потребления. В Адыгею направлялись квалифицированные кадры специалистов и организаторов производства. Без помощи Краснодарского « рая и других регионов страны не в озможно было в короткий срок создание промышленной индустри и .

Благодаря обретению автономии, адыги сохранили свою на ц иональную самобытность, создали письменность, литературу, культуру и профессиональное искусство. За короткий срок на терри то рии области была откры т а широкая сеть школ, культурно -просветительных и медицинских у ч реждений. В результате чрезмерной центра л изации власт и и органов управления,  всеохватному развито административно-бюрократической системы, Адыгея испытывала на себе ведо м ственное давление и мелочную опеку союзных, российских и к раевых органов. П рин ятыий в 198 1 году Верховным Советом области практически не действовал. Ведомственны й натиск, отсутствие у а в тономной области правовой защищенности: приводили к серьезным перекосам и извращениям.

Республика не могла распоряжаться своими природными богатствами. Огромное количество деловой древесины вывозилось за предел ы области, деревоперерабатывающие предприятия обла ет получали сырье с Севера и из Сибири. Залежи полезных ископаемых, планы их использования, не согласовывались с руководством области, пра в а области на богатства своих недр не учитывались. К середине 60-х годов практическ и был и упразднены на ц иональные школы.

Жизнь показала, что область не может развиваться дальше, не имея самостоятельных структур управления. Это особенно стало ощущаться и в условиях перехода к ры н очным отношениям.

По многим параметрам, характеризующим социальное благополучи е населения, область занимала 70-е место в списке республиканских р е гионов, то есть фактически в кон ц е списка Майкоп, хотя и имел статус столицы автономии, практически был лиши многого, чем обладали горо д а краевого подчинения. Автономия сдерживала рост и разви ли культуры не только коренной нации, но русскоязычного населения.

II. Про возглашение Республики.

1. Проблемы становления Республики Адыгея.

После о ст рых дебатов сессия областного Совета народных депутатов 5 октября 1990 года приняла решение о повышении государственного правового статуса Адыгейской автономной области до уровня республики, при з нала ее самостоятельным субъектом Российской Федерации и провозгл а сила Адыгейскую Советскую Социалистическую Республику 28 июня 1991 года пятая сессия областного Совета народных депутатов приняла "Декларацию о государственном суверенитете Советской Социалистической Республики Адыгея. Эти будние исторические события проходили в сложной для СССР и России время

Продолжал а углубляться кризисное состояние экономики, рвались хозяйственные связи между предприятиями, о т раслями, территориями. Падала трудовая, общественная дисциплина, порожденная политической нестабильностью. Осложнились м ежнациональные отношения. В июне 1989 года было официально признано национальное движение адыгов "Адыгэ Хасэ", возглавляемое его председателем Схаляло А.А. Эт о движение сыграло стимулиру ю щую роль в становлении государственности в Республике.

Област ь не могла развиваться дальше, не и м ея самостоятельных стру кт ур управления жизненно важными отраслями хозяйства, такими как ма те риально-техническое снабжение, топливный и лесной комплекс, производство хлебопродуктов и сис те ма регулирования продовольственными ресурсами Рамки области, к тому же находя щ ейся в составе д ругого региона, становились жестким обручем, стачива ю щим энергию, предприимчивость, хозяйственную инициативу, все то, без чего здоровье и а кт ивный рынок просто немыслим.

Повышение регионального ста т уса было необходимо, чтобы об ъ ективно оценить экономический потенциал всего народно-хозяйс т венного комплекса Серьезная материальная база во многих важных отраслях отсутствовала.

12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, которая утвер д ила государственность в России, и открыла путь к самоопределению народов Автономные области России были выведены из состава краев и стали самостоятельными субъектами Российской Федерации Адыгейская автономная область больше не входила в состав Краснодарского края Адыгейский нар о д, пр о йдя через все ис пыт ания, вы сто ял. Повышении статуса Адыге и расценивается как объективная реальность, закономерный результат демокра т ических процессов, совершенствования национальной политики.

Но выход Адыгеи из Красно д арского края не означал ра з рыва десятилетиями сложившихся хозяйствен н ых и культурных связей.

В августе 1992 года заключено соглашение " О социально - экономических связях и кул ь турном сотрудничестве" .

Ав то номия не означала отделения. Еще более прочн ы м становится братский союз самоуправляющихся горских народов с трудящимися России . Целью советского национально - государственного строительства на Северном Кавказе было раскрепощение угнет ё нных ранее народов. Национальная государственность - необходимое политическое условие ликвидации фактического неравенства народов.

Обра з ование Адыгейской автономной области способс т вовало быстрейшему восстановлению народного хозяйст в а, наилучшему использованию природных и хозяйственных ресурсов, победе колхозного строя, созданию промышленных очагов и осущест в лению культурной революции в Ад ы гее.

Трудящиеся массы Адыгеи получили широкую возможность организовывать действующие на родном языке местные органы власти, суды, культурно-просветительные учреждения.

Национально территориальная автономия была дана многострадальному адыгскому народу ещё в 1922 году, через пять лет после победы Октябрьской революции. И как бы ни относ и лись к ней сегодня все, те, кто готовы в одночасье переписать, прекратить историю, значение Октября 1917 года для адыгов непреходяще. Народ не растворилс я в пестром колониальном безбрежья Российской империи, а орел сво ё лицо. Именно тогда было положено робкое начало возрождению адыгского этноса. Адыги впервые обрели пусть хрупкую, уреза н ную, но все-таки свою государственност ь , в виде автономии.

На политической карте Российской Федерации появилась не б ольшая территория - Адыгейская автономная область, где бок о бок стали жить адыги, волею судьбы разделившие свои иско нн ые земли с различными народами: русскими, украинцами, та та рами, армянами и другими.

Адыгейский народ, переживший величайшую из трагедий человечества и изгнание со своей земли в результате русско-турецкого соперничества на Кавказе, народ, населявший когда-то обширную территорию Северо-западного Кавказа, хота и в небольшом количестве, н о остался на своей исторической родине и стал центром пр и тяжения всех адыгов, более чем свыше т рехмиллионной диаспоры, разбросанной по всему све ту . Но давала ли н ационально-территориальная ав т оно м ия исчерпывающие возможности д л я всестороннего осуществлен и я национальных интересов коренного народа? Нет! В государстве утвердился тоталитарный режим. В национальной политике главное место заняло псевдотеория превращения всех наций и наро д ностей тогдашнего СССР в едину ю нацию - "советский народ".

В середине 80-х городов в Советском Союзе начались демократические процессы, которые вызвали бурный рост национального самосоз нания. Конкретным проя в лением этих процессов стало преобразование бывших автономных областей в Республики. 3 июля 1991 года Верховный Совет Российской Федерации принял соответствующие Законы. Но до этого дня республика прошла трудный и тернистый путь.

Адыге и , выделявшись из Краснодарского края, вот уже семь лет живет и работает в условиях самостоятельного и полноправного субъекта Российской Федерации. По историческому ре з ультату срок этот равен десятилетиям.

Несмотря на кризис, охвативший все сферы жизни российского общества. Республика Адыгея состоялась как самостоятельный субъект Федерации. Чет в ертый год действуют избранные на демократических начал ах Президент, Парламе н т, сформированный Президентом кабинет Министров, другие республиканские органы управления, со з дана судебная система. Утверждена госу д арственная символика Республики Адыгея -гимн, герб, флаг.

На основе взаимоотношения и сотрудничества, поиска разумных компромиссов, удалось снять многие проблемы и обеспечить политическую стабильность, мир и межнациональное согласие в республике.

Важнейшим этапом становления Адыгеи как самостоятельного суб ъ екта Российской Федерации явилось принятие Декларации о государственном суверенитете Республики Адыгея 28 и ю ня 1991 года. Принятие Декларации имеет судьбоносное значение д н я адыгской нации, предс та вителей всех национальностей. Декларация определяла два основных источника, образующих республику.

Первый - это неотъемлемое пра во ад ы гс кой нации на самоопределение.

Второй - исторически сложившаяся общнос т ь людей, проживающих на территории Адыгеи.

В четвёртой статье определено, что граждане Республики Адыгея всех национальностей составляют народ Адыгеи. Декларация гарантирует одинаковые политические, экономические, эт н ические, куль т урные права всем народам, проживающим в республике. Несмотря на труднейшие условия, вызванные жесточайшим социально-экономическим и политическим кризисам в стране, принята в марте 1995 года Конституция. Республики Адыгея.

Первый съезд адыгского народа, открылся 19 октября 1991 года в городе Майкопе, проходил в два этапа. На съезде было много приглашенных из братских республик Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессия, а также представ ите ли адыгейской диаспоры из многих с т ран. Впервые за многие годы адыгейский народ получил возможность свободно высказаться, опреде л ить главный принцип своего национального утверждения - паритетное, равноправное представительство в органах государственной власт и .

Сам народ проявил мудрость, интернационализм и доброжелательность к другим нациям и народам, прожи г ающим в Республике, заявил о своей твердости в отставании коренных интересов.

Осенью 199 1 года набирала силу избирател ь ная компания по выборам парламента Республики Адыгея. Она проходила в спокойной и деловой обстановке Параллельно проходила компания по выдвижению кандида т ур на пост президента Республики Адыгея Центральной избирательной комиссией были зарегистрированы в качестве канди д атов на пост главы исполни т ельной власти (президе нта ) Республики Адыгея 6 тест ь кандидатов.

III. П уть к преобразованиям обе с печения становления гос у дар ст венности.

1. Выборы президента.

Выборы президента и Верховного Совета Республики Адыгея состоялись 22 декабря 1991 года. Во втором туре первым президентом Республики Адыгея был избран Джаримов Аслан Алиевич . Его заслуга в становлении государственности Республики Адыгеи неоценима. После избрания Президе н том он заявил "Я четко представляю ответственность, которая ложится на плечи гла в ы исполнительной власти, но иначе жить не могу, когда решается судьба Адыгеи, ее многона ц ионального народ " [3]. Избрано большинство членов парламента 17 января 1992 года состоялся первый съезд народов Адыгеи, на не м состоялась инаугурация Президента Съезд приял обращение к народом Адыгеи, в котором призвал людей в сех национальностей и вероисповеданий, общественные движения, представителей всех поколений объединить свои усилия для вывода республики из тяжелого экономического положения. Был сформирован состав Правительст в а был одобрен Парламентом

2. Первые законы республики Адыг ея.

 Первым Законом был Закон об изменении наименования республики.  Президент  подписал его 23 марта 1992 года

 С этого дня она именуется Республика Адыгея в составе Российской  Федерации.

Началась новая знаменательная точка отсчета в реальном наступлении социального и экономического переустройства общества.

В первую очередь Парламент принял Закон государственной атрибути ки  герб, флаг, гимн Республики А д ыгея. При принятии решения по поводу государственного флага возникли разногласия в Парламенте. Спор был разреш е н при учас т и Российской геральдической комиссии Флагом Республики А д ыгея стал Флаг предков - конфедеративных князей черкессии XIX века. Это зеленое полотнище символ ц ветущей природы знак приверженности ислама, на нем 12 шитых золотом звезд - символизирующих 12 а д ыгейских плем ё н, и 3 золотые скрещенные стрелы в знак мира направленные наконечниками вверх.

Герб и гимн Республики Адыгея - соответствует национальному духу и истории Адыгов.

Для того чтобы обеспечить гарантии прав избежать анархии, соблюсти законность Парламентом был принят Закон "О Президенте Республики Адыгея " .

В апреле 19 года Верховным Советом республики был принят Закон о кабине те Министров который опре д елил структуру, компетенцию, порядок фор м ирования. Кабинет Министров действует на основе и во исполнение Конституции Республики Адыгея. Обязан осуществлять управление экономическими и социал ь но-культурны м и процессами.

Важным был Закон "О языках народов Республики А д ыгея". Ведь сохранив язык, сохраняется народ. Закон предусматривает также равные права народов Адыгеи на сохранение и разв ит ие всех языков, обеспечивает равноправное функционирование русского и адыгейского языков как государственных я з ыков республики, запрещает ограничи в ать права граждан Республики по причине незнания одного из государственных языков.

Конституция Адыгеи -надежная пр а вов а я база для развития экономики.

Консти т уция Республики Адыгея - это твердая и стабильная основа жизнедеятельности. Верховным Советом образована в марте 1992 го д а Конституционная комиссия. Уч ит ывая конкретно-исторические, социал ь но-культурные и демо к ратические условия в Адыгеи, руководствуясь действовавшей тогда Конституцией Российской Федерации, Деклара ц ией о государственном суверенитете Республики Адыгея, Конституционная комиссия уже к лету 1993 года подготовила проект основного Закона. Но после трагических событий сентября - окт я бря 1993 года изменилась сложившаяся политическая система. 12 декабря 1992 года была принята новая Конституция Российской Федера ц ии.

19 октября 1994 года был подготовлен членами Конституционной комиссии - проект новой Конституции-основного Закона Республик и и вынесен на рассмотрение Хасэ Республики Адыгея. После констру к тивного обсуждения сессия Законодательного собрания приняла про ект и вынесла его на всенародное обсуждение жителей Адыгеи.

6 марта 1995 года, после 4,5 месячного всенародного обсуждения и двукратного рассмотрения в Парламенте и после д ующей тщательной доработки, прое кт Конституции был вынесен на окончательное рассмо т рение и принятие Законодательным собранием (Хасэ). - Парламен т ом Республики Адыгея, присутствующим в полном составе. В результате трехдневного- скрупулезного постатейного обсуждения - 1 0 марта 1 995 года Конституция Республики А д ыгея была принята - единогласно!

А торжественное ее подписание Президентом Республики А ды гея состоялась 14 мар та на втором съезде народов Адыгеи. Конституция - документ высшей юридической сипы, единый для всех вне зависимости от должности, звания, национальности, возраста, религии и л и пола.

IV. Адыгея в Политико-экономическом пространстве России.

1. Особенности проведен ия эконо м ической р е фор м ы в республике.

Становление государственности Адыгеи происходило на фоне тяжелейшего со ц иально-экономического и общественно-политического кризиса. На этом фоне началась ломка привычной системы, разрыв хозяйственных связей стал неизбежным

На этом фоне наблюдался спад производства, инфляция, рост цен, н еплатежи, бюджетный дефицит. В этих условиях деятельность государственных органов власти и управления была направлена на смягчение последствий о трицательных явлений, поддержание жизнедеятельности людей, в агропромышленном комплексе взят курс на полное технологическое перевооружение в целях резкого повышения количества и качества производимой продукции. Осуществлялся жесткий кон т роль за деятельностью производственной и финансовой дисциплин ы.

Уровень промышленного и сельскохозяйственного производства начал падать, были нарушены научные, куль т урные, образовательные связи, появилась безработица, ухудшились условия жизни большинства людей. Продолжается п ад ение производства.

В 1994 году экономическая политика правительства Республики была направлена на стабилизацию эко н омики, на выполнение программ по с д ерживанию спада производства, поддержку жизненно важных отраслей народного х о зяйст в а, мелкого и среднего пре д принимательства, социальную защиту населения.

Было рассмотрено более 30 программ по различным направлениям деятельности. В Майкопе при поддержке Федерального правительства и Министерства здра в оохранения создается уникальное производство "оте чественного суперчистого инсулина". Создано российско -адыгейско- американское акционерное общество "Интергаз " .

На основе принятых программ и с учетом ситуации и новых требований правите л ьством разработан Комплексный прогноз" социально-экономического развития Республики Адыгея, на период до 2000 - 2005 г.г.", в котором определены основные направления и перспективы развития отраслей народного хозяйства. Для того чтобы установить тесную деловую и эффективную связь между Президен т ом, Парламентом и Правительством Адыгеи и Федеральными органами власти в 1992 году в Москве было открыто постоянное представительство Республики Адыгея.

Многие предприятия Республики целенаправленно работа ют и нахо д ятся в постоянном поиске выхода из сложившийся обста н овки, приспосабли в аются к но в ым условиям хозяйствования и требованиям рыночной экономики. Они активно ведут реконс т рукцию осно в ного производства для обновления и расширения видов выпускаемой продукции и поиска новых делов ы х партеров. Спад в сельском хозяйс тв е снимается путём внедрения новых форм хозяйствования. М н огие трудоёмкие отрасли произво д ства, в частности свекловодства и овощеводство переведено на западную технологию. Довольно эффек т ивным призна н опыт приобретения техники на основе долгосрочной аренды -ящинга, через те же акционерные предприятия агросбыта. Особого внимания заслушивает развитие коневодства, плодоводс т ва и чаеводста. В апреле 1995 го д а в президентском Послании Парламенту Президе нт Республики Адыгея провозгласил лозунг: "Меньше политики - больше экономики". Проведена прива т изация крупных промышленных предприятий. В республике указом Прези д ента утверждена программа после чековой приватизации. Создается на территории Адыгеи свободной экономической зоне с особым льготным режимом хозяйствования привлекательным для иностранных и отечественных предпринимателей.

2. С отру д ничество народов в услов и ях суверенитета.

Многонациональный состав, неравномерность уровней эк он омического и культурного развитая народов, многоконфессиональность, наличие обострившихся противоречий дела ю т Северо-Кавказский регион внутренне нестабильным, превращают его в очаг повышенной напряженности, способствуют возникновению на его территории вооруженных конфликтов. Несомненно, что согласие, мир и стаби л ьность в северокавказских республиках, включая Адыгею, в этих условиях зависит во многом от поз и ции общественно-политических организаций, движений и партий, от их конструктивного сотрудничества со структурами власти.

Существует мне ни е извест н ых исследователей-историков в частности В. Вьюницкого, о том, что "единая политическая организация, претендующая на представительство интересов народов адыгской группы "Адыгэ хасэ", фактически играет сегодня роль координатора общекавказских акций в республиках, населенных потомками адыгов. В числе их -организация поддержки абхазов и вербовка добровольцев для частей Конфедера ц ии народов Кавказа, мощная компа н ия за пересм от р итогов Кавказской войны и возвращение рассеянных по свету современников на историческую прародину, превращение е ё в большое и населенное государство, играющее важную роль в регионе.[4] Но истинное положение дел в Северо-Кавказском регионе обстоит по другому:

Во-первых, в республике Адыгее, Кабар д ино-Балкарской и Карачаево-Черкесской, т.е . с адыго-язычным население м , нет самостоятельных национальных партий, а функционируют республиканские организа ц ии политических партий Российской Федерации, придерживающиеся, как правило, в вопросах российского федерализма и на ц ионально-государственного обустройства официальной, фе д еральной точки зрения.

Во-вторых, имеющиеся от д ельные высказывания о создании на д национальной государственности "по принц и пу языкового родства" не получили поддержки со стороны адыгского населения, в частности, адыгейцев, кабардинцев и черкесов.

Развернувшаяся компания за пересмотр итогов Кавказской войны для адыгов, рассеянных по многим континентам, сводились к достижению объективной оценки военных событи й тех л ет , освещению освободител ь ной борьбы, к признанию фата геноцида царизма по отношению к населению к населению названных регионов.

18 мая 1994 г. Президент России Б.Н. Ельцин выступил с Обращением к народам Кавказа в связи со 130-летием окончания Кавказской войны, в котором была дана объективная оценка события м тех лет.

Документ является основой и для решения проблемы возвращения соотечественников на историчес к ую прародину. В первой половине 90-х годов в Республику Адыгея переселилось на постоянное жительство около 200 адыгов, а вид на жительство получили 870 человек. Безусловно, что эти данные не могут являться аргументом для утверждения о якобы существующем массовом переселении в перспективе и в конечном счете создания боль ш ого государства. Население трёх братских республик ак ти вно и последовател ь но отстаивает единое и целостность федеративного государства.

Применительно к названным субъектам Северного Кавказа Росс и йской Федерации следует отметить, что заметная работа по стабилизации обстановки проводится общественно-политическими организациями, что усиливает их роль в реформировании обще ества, способству ет ликвидации негативного в их работе.

Наиболее влиятельно народный форум - Адыгэ Хасэ возник в январе 19 8 9 года одним из первых в республике и превратился в наиболее вли я тельную организацию.

В уставных и программных положениях республиканской общественно-политической органи з ации Адыгэ Хасэ констатируется, что она основана на принципах "возрож д ения социально-экономического, политического и э тнокультурного потенциала адыгов, всех лучших нравственно -этнических норм универсального адыгского адата и института "адыгэ хабзэ" .

Примечательно, что согласно своему Уставу она объединя ет граждан "без различия расы, национальности, пола и религиозных убеждений" и с та вит своей целью способствова т ь самоопределению адыгского этноса через обретение политического, экономического суверенитета в составе России, во з рождению и развитию его истории, культуры, тради ции и обычаев, содействовать демократически м процессам.

Организация имеет структурные подразделения в плодах, районах, аулах. Хотя фиксированного членства в организации нет, в составе организации числится примерно 10 % населения.

Большое внимание уделяется в настоящее время и со стороны федеральных органов государственной власти проблеме казачества. На фоне этого в период активизации казачьего движения на Кубани в январе 1991 года создан Союз казаков города Майкопа, прин ят Устав орган и зации, избрано ее правление. Оно развивается как сугубо русское. Э то объясняется тем, что казаки в свое время сильно пострадали. И поэтому эмо ц иональность их массовых выступлений вполне понятно. В этих выступлениях нередко сквозит неприкрытая неприязнь и агрессивность по отношений к любому неславянскому, особенно мусульманскому, горскому на с елению.

Стремление формировать этнополитические образования и развивать национальную культуру, т радиции, обычаи явилось побудительным мотивом, ко то рый питает идеями национальные движения и тем самым определяет современную этнополитическую си ту ацию В 1 991 -1993 годах в Адыгее возникли национально-куль т урные общества арм я н "Дружба", татар -"Дуслык", немцев -"Видергебурт" (Возрождение), греков -"Арго " . Кроме названных организаций и обществ в республике существуют и другие. В частности, благо тв орительный фонд "Историческая родина", осу щ ествляющий связи с адыгской диаспорой; Ны хасэ - Совет м атерей, Союз женщин Адыгеи, Союзов молод ё жи Ады г еи и другие.

В 1995 г возникло общественное движение "Единство", пытающиеся объединить различные движения и организации с тат ь стабилизирующим фактором.

На ряду с национально-культурными организациями, нашли свою нишу в реформировании общества общественные движения и пар т ии Республики Процесс формирования многопартийност и в Республике не закончен, и продолжается как и в других субъектах федерации. Наиболее массовой является Адыгейская республиканская организация КПРФ, общественно-политическое движение "Наш дом - Россия " , "Яблоко", право самоуправления т рудящихся, "трудовая А д ыгея", "Честь и родина", (преобразованная в мар т е 1997 го д а в Российскую народную р еспубликанскую партию), "Конгресс русских общин" и другие ". Дея т ельность партий и движе н ий оказывает влияние на массо в ое сознания населения, формирует опре д еленное обще ст венное мнение. Наибо л ее активно это проявилась в период обсуждения проекта Конституция Республики Адыгея, выборных компаний. Вместе с тем, сегодня еще рано утвержда т ь, что в Адыгее имеются влиятельные политические партии или движения, способные привлечь на свою сторону значительные массы.

Пу т ь к суверенному государству для каждого народа был не простым. Эт а проблема возникла в первые же годы перестроечного процесса. Обстановка по т ребовала диалектического подхода к вопросам возрождения наций и развития национальных отношений. В основе такого подхода брались ключевые принципы безусловное соблюдение прав гражданина любой национальности на все территории страны, реальное наполнение суверенитета республик и новый уровень самостоятельности всех видов национальной автономии, сохранение целостности страны как федерации свободных и равноправных республик.

Тот фак т , что одни народы образовали союзные республики, другие - автономные республики, третьи - а в тономные области и округа, и многие вообще не имели своих национально-государственных или национально-терр и ториальных образований, порождала многочисленные проя в ления их фактического неравноправия, вызывало не довольствие. На первом съезде народных депутатов России вносились различные варианты и предложения, направленные на снятия напряженности между Федерациями и автономиями.

В особой заботе нуждались народы, которые не имели своей национальной государственности и в силу разных причин не проживали компактно Национально-культурная автономия не решает всех проблем. Требуется восстановить утраченную и создать заново национально-территориальную автономию Советски х немцев, крымских татар, турок-месхетинцев, корейцев, греков, курдов и других. Нужно давать твёр д ый отпор шовинистическим настроениям в отноше н ии национальных меньшинств, в по л ной мере оценить опасность поднимающего голову пантюркизма.

В повышении своего статуса крайне нуждались автономные области Применительно к Северному Кавказу - это Адыгейская и Карчаево-Черкесская автономные области. На них следовало распространить основные положения, касающиеся автономных республик. Потому что между ними существовали, причем не вс е гда обоснованные, существенные различия. Об это говорит простое сравнение. Так, Кабардино-Балкарская, Северо-Осетинская, Абхазская автономные республики по своему экономическому потенциалу особо не отличались от а д ыгейской и Карачаево-Черкесской областей. Некоторые из них и по территории, и по численности населе н ия даже уступали Адыгеи и Карачае в о-Черкессии. Зато в каждой автономной республике свой университет, несколько ВУЗов, множество техникумов, культурно-просветительных учреж д ений Административно-управленческий аппарат автономной республики больше здесь и Совет Министров и Министерства, Верховный Совет другие атрибуты власти, через ко т орые местное население получает дополните л ьные воз можности реализа ц ии общенародной собственности . Есть и другие аспекты. Граждане республики могут ст а ть заслуженными артистами, художниками, эконо м истами, носить раз л ичные почётные зв а ния и так далее и всего этого нет не только в автономных областях, но и в краях, и админис т ративных областях. И речь идет о том, что сложившаяся структура национально-государственного устройства в условиях выравнивания уровня социально-экономического развития бывших отсталых окраин и индустриальных центров вошла в противоречие с принципами построения Федерации. Было бы целесообразным принять специальн ы й загон о правах на ц иональных групп (национальных меньшинства) конкретизирующий и развивающий конституционные положения о на ц иональном равноправии, з ак репляющий их политико-правовой ст а тус.

На д о иметь в виду, что в такой огромной многонационал ь ной стране, как Россия с ее разнообразием условий и уровней со ц иально-экономического, политического, культурного развития, их исторических традиций, м ожно использовать дифферен ц ированный подход, разнообразные гибкие формы связей це нт ра с республиками - с одними федеративные, а с другими – конфедеративные. При анализе причин усиления националисти ч еских, сепаратистских тенденций ва ж но уч ит ывать не только социально-экономические фактом, но и феномены массового сознания социальной психологии, их специфику у различных общественных групп. В месте с тем важно обеспечить автономиям в составе суверенных республик действительно равные возможности для развитая экономики, культуры, языка и т.д.

Процесс национального возрождения потребовал повышения ответственности государственных и общественных организаций за преодоление трудностей в национальном стро и тельстве. Тем более, что в этом д еле были допущены крупные недостатки и просчеты. Э то и неумение вовремя заметить и предотвратить ослож н ение межна ц ионал ь ной cитуации, и пассивность, бездействие или запаздывание с прии щ ем эффективных мер, тогда, когда межнациональ н ые конфлик т ы уже выплеснулись наружу; и примиренчество, а то и фак т ическое попустительс т во по отношению к явным националистич е ским, экстремистским элементам, злоупотребляющим демократией и гласности.

Основой об н овления национальных и на ц ионально-государственных отношений в ст р ане явилось широкая демократ и зация общества, соблюдение принципа самоопред е ления народов. В то же время это не означает ослабления и тем более разрыва взаимных многообразных и взаимопроникающих связей, ибо это повлекло бы за собой не предсказуемые негативные последствия для всех народов, не говоря уже о судьбах отдельных людей.

В вопросах радикальных преобразований федеративного устройства можно выделить основные проблемы по следующим направлениям.

В области юридического регул и рования меж н ациональных отношений, в политической сфере и в социальной сфере.

В сложно м переплетении национальн ы х взаимоотношений п роисходило создание национально-терри то риальной автономии малочисленных народов Северного Кав к аза, где каждый из них отличался своеобразием. В начале возникла Северо-Кавказская Республика, которая просущес т вовала не долго в связи с временным падением здесь Советской власти. После изгнания отсюда белогвардей ц ев с 1920 года начался процесс образования национально-территориальной автономии.

Площадь Адыгеи - 7,6 тысячи квадратных километров. Коренные жители адыгейцы. В области проживают русские, украинцы, армяне, та та ры, люди других национальностей. Образование адыгейской автономной области открыло её жителям широкие перспект и вы свободного развития, национального возрождения. Оно явилось важнейшей политической формой ликвидации фак т ического национального неравенства.

Процесс обеспечения фактического равенства и создания национально- те рриториальной автономии протекал не сам по себе, не стихийно. По д готовительная работа завершилась съездом народов Терека, на котором была провозглашена Горская Автономная Советская Социалистическая Республика. 20 января 1926 года ВЦИК РСФСР принял постановление "06 А в тономии Горской Социалистической Республики", состав которой вошло шесть административных округов Чеченский, Ингушский, Осетинский, Кабардинский, Балкарский, Карачаевский.

Надо сказать, что государственно-правовой термин "автономная область" возник не сразу. В декрете ВЦИК от 26 января 1925 года о введении в действие "Положения" о "Северо-Кавказском крае" имелась глава, посвященная системе организа ц ии, формам де та льност и органам власти и управления автономных областей, включенных в край. Автономным областям предоставлялось полная возможность развивать свои национально-бытовые особенности. Сохранялось их непосредствен н ое единство с РСФСР и даже с СССР в политическом, воен н ом, финансово хозяйственном отношениях". По вопросам внутреннего управления, судоустройства, б ю джета автономные области, включенные в соста в края, имели свои представительства в Москве.

И вот в 1991 году Адыгейская автономная область получила ста т ус Советской Социалистической Республики Адыгея. В соответствии с решением Совета народных депу т атов Адыгейской автономной области, руково д ствуясь декларацией о государственном суверенитете РСФСР и Консти т уцией РСФСР, Верховный Совет РСФСР постановил: преобразовать Адыгейскую автономную область в су щ ествующих границах.

Советскую Социалистическую Республику Адыгея в соста в е РСФСР и назначить в ыборы в Верховный Совет Адыгейской Республи к е в порядке и сроки, установленные Президиумом Верховного Совета РСФСР.

Надо отметить, что эт и процессы носят об ъ ективный характер и относ ят ся к ним следует с должным понима н ием и уважением. К сожалению, этой необходимост и уважительного уважени я п роцессам национального возрождения народов не понимают или не х отят понима т ь те, кто выступал с позиции сохранения унитарного государства.

Союзные республики еще могли постаять за себя при ре ш ении свои х проблем, но автономное образование встречались с такими т рудностями и за в алами, которые преодолеть без помощи республик, а иногда и Союза в целом, практически было невозможно. В условиях административно-командной системы республики испытывали противодейст в ие двух сил - центра и ведомств; автономные же области ко всему этому несли бремя ограничений и от краевых организаций. В крае практически решалось все: и проблемы кадров, и вопрос использования т рудовых ресурс, и проблема снабжения населения области. А в тономия как способ выражения национальных интересов приобрела аморфный фик т ивный характер, по существу, просто использовалась для прикры ти я всевластия и произвола парт и йно-бюрократического аппарата края.

В последнее время в этом д еле произошли определ ён ные положительный сдвиги. Население края с пониманием отнеслось к суверенизации Адыгеи.

Важнейшей задачей является сохранение многообразных экономических и культурн ы х связей. В крае и области имелось не мало предприятий, тесно связанных между собой технологией. Необходимо было сохранить имеющиеся связи, и прида ть, новый импульс их разв ит о, выполнить все совместно намеченные программы. О т ветственная роль интеллиген ц ии, которая должна стать мощным объе д иняющим фактором. Нельзя д опустить ни одного случая нарушения прав человека, к какой бы национальности он не относился.

За соблюдением этих договоренностей следил и способствовал их осуществлению координационной совет, избранны й на совместном заседании президиумом и исполнительных комитетов краевого Совета народных депута то в и Совета народных депу тато в Адыгейской автономной области. В ее состав вошли руководящие работники края и области. Было подписано совместное заявление президиумов и исполкомов край совета и Адыгоблсовета .

Дружба наших народов уход ят своими корням и в глубокое прошлое. За эти годы сложились добрые взаимоотношения между людьми разных национальностей . Мы все сделаем для того, чтобы обретение н ового статуса областью впредь способствовало укрепле н ию и расширению братских взаимоотношений, благотворно сказалось н а судьбах наших народов. Изменение государственно-правового статуса области не должно разрывать сложившиеся вз а имовыгодные экономические, со ц иально-политические, культурные и ин ы е жи з ненно важные связи края и области.

Предоставление самостоятельности области открывает новые во з можности для углубления горизонтальных равноправных и взаимовыгодных отношений.

Считаем необходимым, как и раньше, соблюдать прин ц ипы равенства, бра т ства и добрососедства, отвечающие коренным интересам всех народов. Край и область многонациональны: адыги, русские, представители других наций живут в Адыгеи, мног и е адыги живут, учатся и работают в Краснодарском крае. Сложились прочные интернациональные семьи и дружные коллективы. Экономические отношения края и области регулируются договорами с предоставлением режима наибольшего благоприятствования. Мы обязуемся не применять в одностороннем порядке экономические меры, дестабилизирующие или наносящие ущерб другой стороне. В целях реализации настоящего совместного заявле н ия считаем необходимым создавать координационный Совет, на который возложить согласование всех вопросов, возникающих в период разделения структур народно-хозяйственного комплекса края и области…

Адыгейская автономная область стала полноправным субъектом Федерации. Следу ет отметить, что суверенизация не означает самоизоляцию. Ведь в крае и области сложились единые социально-экономические программы, налажены прямые связи между предприятиями, районами, установились давние культурные связи. Дружба оста ет ся на веки- таково мнение большинства населения региона. "Наша первая за д ача, - сказал представитель крайсовета, - сохранить нормальные межнациональные отношения в крае, где проживают более сто наций и народностей. Наша дружба продиктована самой жизнью. И главное надо сохранит ь экономические связи. Председатель Адыгейского облсовета А.А. Джаримов выразил уверенность, что и впредь дружбы и согласия меж д у Кубанью и Адыгеей будут главными фак т орами взаимодействий.

Хотелось бы надеяться, что так прореагируют на суверенитет и в д ругих автономных областях, объявивших себя суверенными Республиками. Но к удивлению и огорчению, кое где не обошлось без противодействий. С бо лью написал об этом в газете "Известия" президент. Все черкесской   ассоциации Ю .Калмыков. Он рассказал о нарушении прав автоно м ии Карачаево-Черкессии, которая объявила себя республикой и вышла с состава Ставропольского края. Но по воле консервативных сил она оказалась в сложном положении.

Ник т о не согласится с претензиями на земли, закрепленные за а в тономные образованьями, они веками принадлежали представителям коренных наро д ностей. Это пока все, что у них осталось от всевлас т ия административно-команд н ой системы. Никто не претендует на терр ито рии зан ят ые казачьими с та ницами (такие слухи тоже с че й-то подачи активно распространяются).

Анализ показывает, что дороги к суверенитету народов Северного Кавк а за оказались не легкими. Результата исторического разви т ия свидетельствуют о том, что у нас был реализован не принцип национальности, а принцип избранных наций. Сталинское определение нации - "нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, во з никшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общност и культуры" - оказалась идеальным инструментом при реализации этого прин ц ипа. Определения нации по существу никакого не было, поскольку в нем не указывались признаки, по которым можно было бы отличить на ц ию от других этнических общностей. Поэтому было очень легко награждать одни народы статусом нации, другие относить к народностям, третий - к на ц иональным группам. И все это считалось якобы соответствующим марксистско-ленинской теории нации.

Принцип стал господствующим в наше время, когда суверенизация охв ат ила все республики, автономные национально - государственные образования. Но суверенизация не должна вести к самоизоляции той или иной нации. Эволюция от унитаризма до Федерации суверенных на ц иональных государств была результатом признания опр е дел ё нного состояния нас т роения масс, объективной реальност ь ю, которую нельзя ни отменить, ни уничтожить силой. Об этом свидетельствует нелёгкая практика суверенизации народов Северного Кавказа.

3. Новые культ урные и о б разовательные программы.

Адыгея сейчас переживает своего рода культурн ы й ренессанс рассвет творчества и искусства. В 1995 году в период становления государственности Республики, созданы симфонический оркестр Министерства культуры, камерный музыкальный театр, про ф ессиональный оркестр русских наро д ных инструментов. Выставочный зал преобразован в картинную галерею Министерства культуры. О т крыт на ц иональный музей. Образовался союз композиторов.

На фоне нехв а тки специалистов разного профиля в Республике создан фонд развития образования. В соответствии с потребностями народного хозяйства, Адыгейский Педагогический институт был преобразован в государственный университет с открытием новых факультетов: экономического, юридического, прикла д ной математики и вычислительной технике и лечебного, при активном содействии Кубанской медицинской академии. Преобразование инсти т у т а в университет позволила создать и солидную научную базу- открыты очная и заочная аспирантуры с правом защи т ы диссертаций.

Солидная база среднего специального образования в Майкопе, позволила объединив учебные заведения этой системы создать Майкопский Государствен н ый Технологический институ т .

4. Пробле мы войны и мира на Кавказе.

На территории Адыгеи сохраняются гражданский мир и межна ц ионал ь ное согласие, воины которые полыхают вокруг, губительно отражаются на состоянии экономики, мироощущения и настроении людей.

Высоко ценится роль Республики Адыгея в урегулировании всех межнациональных и военных конфликтов в нашем общем северокавказском доме.

Многонациональный со ст ав, неравномерность уровней экономического и культурного развития народов, наличие обос т рившихся противоречий делают Северо-Кавказский регион внутренне нестабильн ым , превращают его в очаг повы ш енной напряженности, способствуют возникновению на его территории вооруженных конфликтов.

Применительно к субъе кта м Северного Кавказа Российской Федерации следует отметить, что заметна» работа по стабилизации обстановки проводится общественно - политическими организациями. Это относится к та к им движениям, как организация ветеранов, женщин, моло д ежи, религиозных конфессий, творческой интеллигенции и другие.

Таки м образом в январе 1 989 г . возникла влиятельная республиканская общественно-политическая организация Адыге Хасэ, выступает за социальное и политическое равноправие всех граждан республики.

Взаимосвязь и взаимозависимость республик огромны. Они соединены множеством экономических нитей в рамках единого народнохозяйственного комплекса. Примером добрососедских, взаимовыгодных отношений могут служить связи между Республикой Адыгея и Краснодарск и м краем, которые решают многие вопросы сообща, взвешенно, с предвидением возмож н ых последствий.

Мы жив ё м в хрупком мире. Не нужно много усилий, чтобы его разрушить, но нужно кропотливая работа, чтобы сохранит его, научиться понимать друг друга, жить в мире и согласии, дели т ь радост ь и горе.

Известный фат, что государство и государственность формируются веками.

 

Заключение.

 

Из всего сказанного в ыш е очевидна актуальнос ть этой темы. В своей работе я старалась охвати ть все сферы государственных преобразований, способствующие обеспечению становления государственности в Республике Адыгея. Наро д Адыгеи - это народ п е реживший величайшую из т рагедий человечества - геноцид и изгнание русско- т урецкого сопер н ичества на Кавказе. В период русско-турецкого соперничес тва, при миграции и переселения в пределы Османской империи, несмотря на холод и голод эпидемии, оказавшись на грани исчезновени я сумели выжить .

Это Кавказская война, в угоду которой были пр и несены о г ромные человеческие жертвы, болью отзыва ю тся в сердцах многих россиян. Пусть память об этих трагических событиях останется в в аших сердцах и служит всем нам предостережением от новых трагедий.

Но несмо т ря на все трудности, в наши дни Республика А д ыгея состоялась как самостоятельный субъект Федераци и . Адыгея является оазисом спокойствия в океане бушующих страстей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1 Закон Российск о й Советской Федерат ив ной Социалистической Республики "Об А д ыгейской автономной области". Принят на IV сессии Верховного Совета РСФСР дес ято го созыва 2 декабря 1981 г.- Москва –1 98 2 г.

2. Абудов Е.А. "Партия во гла в е на ц иональн о - государст в енного строительст ва нар од ов Сев е рного Кавка за 1917-1937 гг . -Ростов –1 984 г.

3. Беджанов М.Б. "Проблем ы национальных отношений на Северном Кавказе и пу т и их решения" - Май к оп – 1 9 9 7 г.

4. Беджанов М.Б. "Развитие межнациональн ы х отношений на современ н ом этапе ." - Майкоп –199 3 г .

5 Беджанов М.Б. "На пут и национального возрождения" – Майкоп. 199 2 г.

6. Н.Ф . Бугай Национально-государственное строительство Российской Ф е дерации- Северный Кавказ (1917-1941 гг ) - Май к оп-1995 г.

7. А.А. Джаримов "Адыгея: от автономии к республике ". -Мос кв а –1995 г.

8. Мекулов Д.Х . "Адыгея: от а в тономии к суверенитету (1992-19 9 2 гг.)" - Майкоп –1992 г.

9. Меретуков М.А., Малых С .Н., Аутлев М .Г . "Сборник статей по истории Ады г еи ". -Майкоп –19 6 7 г.

10. Ха дж ебиеков Р.Г., "Республика Адыгея: Проб л емы реформирования об щ ества ( 80-90-е годы) - Майкоп –1997 г.

11. Республика Адыгея - 6 лет., (Материалы к дню информации нас е ления республи к и Адыгея) –Майкоп. –1997 г.



[1] Абулов Е.А. "Партия во г ла ве национально-государственного строительства народов Се в ерного Кавказа 1917-1937 гг." , - Ростов. - 1984 г. стр. 38

[2] Беджанов М Б "На пути национального возрождения " - Майкоп -1992 г –стр. 90

[3] М . Б. Беджанов "Проблемы национальных отношений на Северном К авказе и пути и х решения " -Майкоп -1997г –стр . 198

[4] Р.Г. Хаджебиеков "Проблемы реформирования общества" . - Майкоп. - 1997 год. - стр. 1 3 3