Реферат: Контрольные по информатике
Примеры логических выражений:
1 3 2
if (i>0) and (j<0) or (i<0) and (j>0) then i:=2;
В данном примере проверяется два условия либо одновременно i положительно и j отрицательно, либо наоборот— i отрицательно и j положительно, при истинности одного из этих условий переменной i присваивается значение 2.
1 2
If not a then b:=false;
В данном примере если переменная a имеет значение false переменной b присваивается значение false.
1 2 3
If not a or b then a:=b;
В данном примере переменной а присваивается значение, содержащееся в переменной b, при условии, что а имеет значение false или b true.
2. В языке Паскаль ввод-вывод информации осуществляется через файловые переменные.
Перед тем, как осуществить ввод-вывод, файловая переменная должна быть связана с конкретным внешним файлом с помощью процедуры ASSIGN. Этим файлом может быть файл на магнитном диске, а также устройство вычислительного комплекса. Затем файл должен быть открыт для чтения и/или записи. После этого можно осуществлять организацию ввода-вывода.
После работы с файлом он, как правило, должен быть закрыт с помощью процедуры CLOSE. Это требование обязательно должно соблюдаться для файла, в который производилась запись.
Процедура ASSIGN (Var_file, Road): с помощью этой процедуры вы связываете файловую переменную Var_file с некоторым именем файла, которое хранится в переменной Road.
Var
Var_file: file of integer;
Road: string[14];
...
Road:=’Data.dat’;
Assign (Var_file, Road);
Вы не можете связывать некоторую файловую переменную с файлом посредством этой процедуры в том случае, если данный файл уже открыт.
Процедура Reset: данная процедура открывает существующий файл данных, имя которого перед этим было связано при помощи процедуры Assign с некоторой файловой переменной, указанной в процедуре Reset как параметр.
Assign (var_file, ‘Data.dat’);
Reset (Var_file);
Данная процедура содержит необязательный параметр Size целого типа, который используется только с файлами без типа и задает размер пересылаемого элемента информации в байтах. По умолчанию этот параметр равен 128. Файл текстового типа может быть открыт либо для чтения процедурой Reset, либо для записи процедурой Rewrite или Append.
Процедура Rewrite: создает новый файл и открывает его для записи или чтения. Если файл с таким именем уже существует, его содержимое стирается, а сам файл открывается заново.
Rewrite (Var_file);
открывает существующий файл, связанный с файловой переменной Var_file.
Процедура Close: закрывает ранее открытый файл, связанный с указанной переменной в качестве параметра файловой переменной.
Close (Var_file);
При попытке закрыть файл, который не был до этого открыт или который уже закрыт, возникает ошибочная ситуация.
Процедура Rename: позволяет переименовать существующий файл, связанный с указанной в качестве параметра файловой переменной. Данная процедура применяется только к закрытым файлам.
Assign (Var_file, ‘Data.dat’);
Rename (Var_file, ‘Text.dat’);
Процедура Erase: стирает существующий файл с диска. При этом файловая переменная должна быть предварительно связана с реально существующим файлом.
Assign (Var_file, ‘Data.dat’);
Erase (Var_file);
Функция EOF: используя данную логическую функцию, в процессе считывания информации Вы можете проверить, достигнут ли конец файла, т.е. находится ли указатель файла за последним элементом или нет.
While not EOF (Var_file) do
read (Var_file, m[i]);
данный фрагмент программы иллюстрирует процесс чтения элементов массива из файла, связанного с переменной Var_file, до тех пор, пока не будет достигнут конец файла.
Функция IOResult: предназначена для поиска ошибок, возникающих при работе с файлами. Эта функция возвращает результат последней операции ввода-вывода, если автоматический контроль за ошибками, возникающими в процессе операций ввода-вывода, отключен с помощью директивы компилятора {$I-}. При безошибочном выполнении операций ввода-вывода данная функция возвращает ноль, если же ошибка имела место, то данная функция возвращает код ошибки.
{$I-}
Reset (‘C:\data.dat’);
if IOResult <>0 then writeln (‘ Ошибка при открытии файла’);
{$I+}
Тип файл представляет собой последовательность компонент одного типа, расположенных на внешнем устройстве. Компоненты могут быть любого типа, за исключением типа файл (или содержащего компоненты типа файл) и типа объекта. Число компонент в файле не объявляется.
Для задания типа файл следует использовать зарезервированные слова file и of, после чего указать тип компонент файла.
Type
number = file of integer;
symb = file of ‘A’..’Z’;
Стандартный тип Text определяет тип файла, содержащий символы, объединенные в строки. Следует иметь ввиду, что тип Text в Турбо-Паскале не эквивалентен тину file of char.
Введя файловый тип, можно определять переменные файлового типа:
Var
F1:number;
F2:Text;
В Турбо-Паскале можно использовать файл без типа, при определении которого не указывается тип компонент. В этом случае работа с файлом осуществляется на физическом уровне в соответствии с внутренним форматом его данных. При этом реальные компоненты файла могут иметь и различный тип.
Тип файл можно определять и непосредственно при введении файловых переменных.
Файловые переменные имеют специфическое применение. Над ними нельзя выполнять никаких операций (присваивание значений, сравнивание и т.д.). Кроме того, через файловую переменную можно получить информацию о конкретном файле (тип, параметры, имя и т.д.).
Задание 2.
(вариант 7)
uses crt;
var x,z:real;
begin
clrscr;
write ('Введите x:');
readln (x);
z:=sqrt(abs(x*cos(x))+sin(x/2)*sqr(sin(x/2)));
clrscr;
writeln ('x=',x:5:2,' z=',z:5:2);
end.
Задание 3а.
(вариант 6)
uses crt;
var x:array[1..10] of integer;
y:array[1..10] of boolean;
z:real;
i:integer;
begin
clrscr;
for i:=1 to 10 do
begin
y[i]:=false;
x[i]:=random(100);
end;
for i:=1 to 10 do
if frac(x[i]/2)=0 then y[i]:=true;
for i:=1 to 10 do write (x[i]:4,';');
writeln;
for i:=1 to 10 do
if y[i]=true then write (i:4);
end.
Задание 4.
(вариант 7)
uses crt;
type traz=record
city:string[50];
dat:string[8];
tor:string[5];
dr:integer;
price:real;
end;
var f1:file of traz;
f2:text;
raz:traz;
n:char;
flag:boolean;
function chek(s:string):boolean;
var i:integer;
begin
chek:=true;
for i:=1 to 5 do
if not((s[i] in ['0'..'9']) or (s[i]=':')) then chek:=false;
end;
begin
clrscr;
assign (f1,'1.dat');
assign (f2,'1.txt');
rewrite (f1);
append (f2);
repeat
clrscr;
write ('Введите город:');
readln(raz.city);
write (' Введите дату разговора:');
readln(raz.dat);
write (' Введите время разговора');
repeat
readln (raz.tor);
flag:=chek(raz.tor);
if flag=false then writeln ('Ошибка!!! Повторите ввод:');
until flag;
write(' Введите длительность разговора:');
readln (raz.dr);
write ('Введите стоимость:');
readln (raz.price);
write ('Продолжить? «*»- закончить ввод!');
readln (n);
write (f1,raz);
until n='*';
reset (f1);
while not eof(f1) do
begin
read (f1,raz);
if raz.city='Санкт-Петербург' then write (f2,raz.dat:9,raz.tor:6,raz.dr:5,raz.price:6:2);
end;
close (f1);
close (f2);
end.
Список литературы
А.М. Епанешников. Программирование в среде Turbo Pascal 7.0. М., 1997.
Турбо паскаль 7.0. Киев, 1996.
В.В. Качала. Основы программирования на языке Турбо-паскаль. Мурманск, 1994.
Задание 1.
Вариант П.
1. Операторы цикла позволяют многократно выполнять отдельный оператор или последовательность операторов, причет при этом нет необходимости записывать в тексте программы одинаковые операторы несколько раз.
Оператор цикла REPEAT организует выполнение цикла, состоящего из любого числа операторов, с неизвестным заранее числом повторений. Тело цикла выполняется хотя бы один раз. Выход из цикла осуществляется при истинности некоторого логического выражения. Структура этого оператора:
repeat
operator1;
operator2;
operator3;
. . .
operatorN
until S;
В этой структуре:
operator1..N - выполняемые операторы, составляющие тело цикла;
S - логическое выражение, истинность которого проверяется в конце каждой итерации.
Так как слова repeat и until являются своеобразными операторными скобками, точку с запятой перед словом until ставить необязательно.
Оператор цикла WHILE организует выполнение одного оператора неизвестное заранее число раз. Выход из цикла осуществляется, если некоторое логическое выражение окажется ложным. Так как истинность логического выражение проверяется в начале каждой итерации, тело цикла может не выполняться ни разу. Структура данного оператора цикла имеет вид:
while S do
operator;
В данной структуре:
S - логическое выражение, истинность которого проверяется в начале каждой итерации;
operator - выполняемы оператор цикла.
Между конструкциями REPEAT ... UNTIL и WHILE ... DO имеются три существенных отличия.
В конструкции WHILE ... DO проверка условия выхода выполняется в начале, а не в конце цикла, поэтому, если условие не удовлетворяется до начала выполнения цикла, то тело цикла игнорируется и выполняется оператор, стоящий сразу же после окончания тела цикла.
В конструкции WHILE ... DO условие выхода из цикла удовлетворяется, если выражение, определяющее условие выхода, ложно, а в конструкции REPEAT ... UNTIL — если это выражение истинно.
Между зарезервированными словами REPEAT и UNTIL может размещаться несколько инструкций, в то время как конструкция WHILE ... DO может содержать максимум одну инструкцию.
Примеры использования операторов цикла:
... i:=0; repeat i:=i+1; read(c[i]); until c=’*’; ... |
2. В языке Паскаль ввод-вывод информации осуществляется через файловые переменные.
Перед тем, как осуществить ввод-вывод, файловая переменная должна быть связана с конкретным внешним файлом с помощью процедуры ASSIGN. Этим файлом может быть файл на магнитном диске, а также устройство вычислительного комплекса. Затем файл должен быть открыт для чтения и/или записи. После этого можно осуществлять организацию ввода-вывода.
После работы с файлом он, как правило, должен быть закрыт с помощью процедуры CLOSE. Это требование обязательно должно соблюдаться для файла, в который производилась запись.
Процедура ASSIGN (Var_file, Road): с помощью этой процедуры вы связываете файловую переменную Var_file с некоторым именем файла, которое хранится в переменной Road.
Var
Var_file: file of integer;
Road: string[14];
...
Road:=’Data.dat’;
Assign (Var_file, Road);
Вы не можете связывать некоторую файловую переменную с файлом посредством этой процедуры в том случае, если данный файл уже открыт.
Процедура Reset: данная процедура открывает существующий файл данных, имя которого перед этим было связано при помощи процедуры Assign с некоторой файловой переменной, указанной в процедуре Reset как параметр.
Assign (var_file, ‘Data.dat’);
Reset (Var_file);
Данная процедура содержит необязательный параметр Size целого типа, который используется только с файлами без типа и задает размер пересылаемого элемента информации в байтах. По умолчанию этот параметр равен 128. Файл текстового типа может быть открыт либо для чтения процедурой Reset, либо для записи процедурой Rewrite или Append.
Процедура Rewrite: создает новый файл и открывает его для записи или чтения. Если файл с таким именем уже существует, его содержимое стирается, а сам файл открывается заново.
Rewrite (Var_file);
открывает существующий файл, связанный с файловой переменной Var_file.
Процедура Close: закрывает ранее открытый файл, связанный с указанной переменной в качестве параметра файловой переменной.
Close (Var_file);
При попытке закрыть файл, который не был до этого открыт или который уже закрыт, возникает ошибочная ситуация.
Процедура Rename: позволяет переименовать существующий файл, связанный с указанной в качестве параметра файловой переменной. Данная процедура применяется только к закрытым файлам.
Assign (Var_file, ‘Data.dat’);
Rename (Var_file, ‘Text.dat’);
Процедура Erase: стирает существующий файл с диска. При этом файловая переменная должна быть предварительно связана с реально существующим файлом.
Assign (Var_file, ‘Data.dat’);
Erase (Var_file);
Функция EOF: используя данную логическую функцию, в процессе считывания информации Вы можете проверить, достигнут ли конец файла, т.е. находится ли указатель файла за последним элементом или нет.
While not EOF (Var_file) do
read (Var_file, m[i]);
данный фрагмент программы иллюстрирует процесс чтения элементов массива из файла, связанного с переменной Var_file, до тех пор, пока не будет достигнут конец файла.
Функция IOResult: предназначена для поиска ошибок, возникающих при работе с файлами. Эта функция возвращает результат последней операции ввода-вывода, если автоматический контроль за ошибками, возникающими в процессе операций ввода-вывода, отключен с помощью директивы компилятора {$I-}. При безошибочном выполнении операций ввода-вывода данная функция возвращает ноль, если же ошибка имела место, то данная функция возвращает код ошибки.
{$I-}
Reset (‘C:\data.dat’);
if IOResult <>0 then writeln (‘ Ошибка при открытии файла’);
{$I+}
Задание 2.
3.
Var
a,b,x,y:real;
Begin
write (‘Введите значение a’);
readln (a);
write (‘Введите значение b’);
readln (b);
write (‘Введите значение x’);
readln (x);
y:=(a+b)/(sqr(x)*sqr(x)*x+round(sqr(x)*x));
writeln (‘y=’,y:7:2);
End.
Задание 3а.
2.
Var
a:array[1..20] of integer;
i,n,b:integer;
m:real;
Begin
for i:=1 to 20 do
begin
readln (a[i]);
m:=m+a[i];
end;
m:=m/20;
b:=a[1];
for i:=1 to 20 do
if
a[i]
begin
n:=i;
break;
end;
for i:=1 to 20 do
write (a[i]);
writeln
(‘Среднее
арифмитическое
равно
’,m);
writeln
(‘Номер
элемента-’,n); End.
Задание 4.
3. Uses
crt; Type tch=record num:string[5]; name:string[50]; adress:string[80];
am:byte; end; Var
ch:tch; f1:file
of tch; f2:text; m:char; Begin clrscr;
assign
(f1,’1.dat’);
assign
(f2,’2.dat’); rewrite
(f1); rewrite
(f2); repeat clrscr;
write(‘Введите
номер читательского
билета:’);
readln
(ch.num);
write(‘Введите
фамилию:’);
readln
(ch.name);
write(‘Введите
адрес:’);
readln
(ch.adress);
write(‘Введите
количество
книг на руках:’);
readln
(ch.am);
write
(f1,ch);
write
(‘Для
прекращения
ввода нажмите
*’); readln
(m);
until
m=’*’; close
(f1);
reset
(f1); while
not eof(f1) do begin
read
(f1,ch); if
ch.am>5 then write (f2,ch.num,ch.name,ch.adress,ch.am);
end;
close (f1);
close (f2); End. Задание
1. Вариант
П.
1. Операторы
цикла позволяют
многократно
выполнять
отдельный
оператор или
последовательность
операторов,
причет при этом
нет необходимости
записывать
в тексте программы
одинаковые
операторы
несколько раз.
Оператор цикла
REPEAT
организует
выполнение
цикла, состоящего
из любого числа
операторов,
с неизвестным
заранее числом
повторений.
Тело цикла
выполняется
хотя бы один
раз. Выход из
цикла осуществляется
при истинности
некоторого
логического
выражения.
Структура этого
оператора:
repeat
operator1; operator2; operator3;
. . . operatorN until
S;
В этой структуре:
operator1..N -
выполняемые
операторы,
составляющие
тело цикла;
S
- логическое
выражение,
истинность
которого проверяется
в конце каждой
итерации.
Так как слова
repeat
и until
являются
своеобразными
операторными
скобками, точку
с запятой перед
словом
until ставить
необязательно.
Оператор цикла
WHILE
организует
выполнение
одного оператора
неизвестное
заранее число
раз. Выход из
цикла осуществляется,
если некоторое
логическое
выражение
окажется ложным.
Так как истинность
логического
выражение
проверяется
в начале каждой
итерации, тело
цикла может
не выполняться
ни разу. Структура
данного оператора
цикла имеет
вид:
while S do operator;
В данной структуре:
S
-
логическое
выражение,
истинность
которого проверяется
в начале каждой
итерации;
operator
- выполняемы
оператор цикла.
Между конструкциями
REPEAT ...
UNTIL и
WHILE ... DO имеются
три существенных
отличия.
В конструкции
WHILE ... DO
проверка
условия выхода
выполняется
в начале, а не
в конце цикла,
поэтому, если
условие не
удовлетворяется
до начала выполнения
цикла, то тело
цикла игнорируется
и выполняется
оператор, стоящий
сразу же после
окончания тела
цикла.
В конструкции
WHILE ... DO
условие выхода
из цикла удовлетворяется,
если выражение,
определяющее
условие выхода,
ложно, а в конструкции
REPEAT ...
UNTIL — если это
выражение
истинно.
Между зарезервированными
словами
REPEAT и UNTIL
может размещаться
несколько
инструкций,
в то время как
конструкция
WHILE ... DO
может содержать
максимум одну
инструкцию.
Примеры использования
операторов
цикла:
begin
i:= i+1;
read (c[i]);
end; ...
ввод массива
...
i:=0;
repeat
i:=i+1;
read(c[i]);
until c=’*’; ...
2. В языке Паскаль
ввод-вывод
информации
осуществляется
через файловые
переменные.
Перед тем, как
осуществить
ввод-вывод,
файловая переменная
должна быть
связана с конкретным
внешним файлом
с помощью процедуры
ASSIGN.
Этим файлом
может быть файл
на магнитном
диске, а также
устройство
вычислительного
комплекса.
Затем файл
должен быть
открыт для
чтения и/или
записи. После
этого можно
осуществлять
организацию
ввода-вывода.
После работы
с файлом он,
как правило,
должен быть
закрыт с помощью
процедуры
CLOSE.
Это требование
обязательно
должно соблюдаться
для файла, в
который производилась
запись.
Процедура
ASSIGN
(Var_file, Road): с помощью
этой процедуры
вы связываете
файловую переменную
Var_file
с некоторым
именем файла,
которое хранится
в переменной
Road.
Var
Var_file: file of integer;
Road: string[14];
...
Road:=’Data.dat’;
Assign (Var_file, Road);
Вы не можете
связывать
некоторую
файловую переменную
с файлом посредством
этой процедуры
в том случае,
если данный
файл уже открыт.
Процедура
Reset:
данная процедура
открывает
существующий
файл данных,
имя которого
перед этим было
связано при
помощи процедуры
Assign
с некоторой
файловой переменной,
указанной в
процедуре Reset
как параметр. Assign
(var_file, ‘Data.dat’); Reset
(Var_file);
Данная процедура
содержит
необязательный
параметр Size
целого типа,
который используется
только с файлами
без типа и задает
размер пересылаемого
элемента информации
в байтах. По
умолчанию этот
параметр равен
128. Файл
текстового
типа может быть
открыт либо
для чтения
процедурой
Reset,
либо для записи
процедурой
Rewrite или
Append.
Процедура
Rewrite:
создает новый
файл и открывает
его для записи
или чтения.
Если файл с
таким именем
уже существует,
его содержимое
стирается, а
сам файл открывается
заново.
Rewrite
(Var_file);
открывает
существующий
файл, связанный
с файловой
переменной
Var_file.
Процедура
Close:
закрывает ранее
открытый файл,
связанный с
указанной
переменной
в качестве
параметра
файловой переменной.
Close
(Var_file);
При попытке
закрыть файл,
который не был
до этого открыт
или который
уже закрыт,
возникает
ошибочная
ситуация.
Процедура
Rename:
позволяет
переименовать
существующий
файл, связанный
с указанной
в качестве
параметра
файловой переменной.
Данная процедура
применяется
только к закрытым
файлам.
Assign
(Var_file, ‘Data.dat’); Rename
(Var_file, ‘Text.dat’);
Процедура
Erase:
стирает существующий
файл с диска.
При этом файловая
переменная
должна быть
предварительно
связана с реально
существующим
файлом. Assign
(Var_file, ‘Data.dat’); Erase
(Var_file);
Функция EOF:
используя
данную логическую
функцию, в процессе
считывания
информации
Вы можете проверить,
достигнут ли
конец файла,
т.е. находится
ли указатель
файла за последним
элементом или
нет.
While not EOF
(Var_file) do
read (Var_file, m[i]);
данный фрагмент
программы
иллюстрирует
процесс чтения
элементов
массива из
файла, связанного
с переменной
Var_file,
до тех пор, пока
не будет достигнут
конец файла.
Функция IOResult:
предназначена
для поиска
ошибок, возникающих
при работе с
файлами. Эта
функция возвращает
результат
последней
операции
ввода-вывода,
если автоматический
контроль за
ошибками,
возникающими
в процессе
операций
ввода-вывода,
отключен с
помощью директивы
компилятора
{$I-}.
При безошибочном
выполнении
операций ввода-вывода
данная функция
возвращает
ноль, если же
ошибка имела
место, то данная
функция возвращает
код ошибки.
{$I-}
Reset (‘C:\data.dat’);
if IOResult
<>0 then writeln (‘ Ошибка
при открытии
файла’); {$I+}
Задание 2.
6.
uses crt;
var
z,m,n:real;
x,i:integer;
Begin
clrscr;
write ('Введите
x:');
readln (x);
m:=1;
for i:=1 to x do
m:=m*3;
m:=1/m;
n:=sqrt(sqrt(abs(x)));
n:=x+n;
n:=sqrt(n);
z:=m*n;
writeln ('z=',z:8:4);
end.
Задание 3-а.
0. uses
crt; var
ar:array[1..100] of integer;
i,am,num:integer; Begin
num:=0;
clrscr; write
('Введите размерность
массива:');
readln (am);
writeln ('Введите
массив:'); for
i:=1 to am do readln (ar[i]);
clrscr; i:=0; for
i:=1 to am do
if ar[i]<0 then num:=i; for
i:=1 to am do write
(ar[i]:3,';');
writeln; if
num<>0 then writeln ('Первый
отрицательный
элемент:',num);
end.
Задание 4.
6. uses
crt; type
tpat=record
name:string[50];
diag:string;
num,temp:integer;
sost:string; end; var
pat:tpat; f:file
of tpat; t:text;
i:integer;
ch:char; Begin
clrscr;
assign (f,'1.dat');
assign (t,'1.txt');
rewrite (f);
rewrite (t); while
ch<>'*' do
begin
write ('Введите
фамилию пациента:');
readln (pat.name);
write ('Введите
номер палаты:');
readln (pat.num);
write ('Введите
температуру
больного:');
readln (pat.temp);
write ('Введите
диагноз:');
readln (pat.diag);
write ('Введите
состояние
больного:');
readln (pat.sost);
write (f,pat);
clrscr;
write ('Продолжить
ввод? *-нет');
readln (ch);
end; while
not eof(f) do
begin
read (f,pat);
if pat.num=10 then writeln
(t,pat.name,pat.diag,pat.sost,pat.temp);
end;
end. Задание
1. №1. z
= -(1 / 2) ^ -2 b
= 13.2 * 10 ^ -3 g
= 25000 y
= ((m * c - 1) / 11) ^ (1 / 5) f
= (SIN(x)) / (x + EXP(x)) t
= (SIN(x) - a * COS(x)) / (COS(x) + b) №2. Постановка
задачи
Найти радиус
основания
цилиндра, имеющего
при данном
объеме наименьшую
поверхность,
R=,
V=
750 см3 Константы:
V, Выходные
данные: R Математическая
модель задачи
R= Схема
алгоритма
1.Начало
2.Вычисление
R
3. Вывод R
4.
Конец 4.
Текст программы. CLS v
= 750 pi
= 3.14 r
= (v / 2 * pi) ^ (1 / 3) PRINT
r Задание
№2.
Постановка
задачи
x3+3x,
если x>0
Вычислить
значение функции
y=
0, если
x=0
x3-3x,
если x<0 для
произвольных
значений аргумента Входные
данные: x Выходные:
y Математическая
модель задачи y=x3+3x,
если x>0 y=0,
если x=0 y=x3-3x,
если x<0 Схема
алгоритма
1. Начало
2. Ввод x
3. x=0
4. y=0 y=x3-3x
5.
x<0
7.
y=x3+3x
8.
Вывод
y
9.Конец
Текст программы 10
CLS 20
INPUT x 30
IF x = 0 THEN y = 0 40
IF x <= 0 THEN y = x ^ 3 - 3 * x ELSE y = x ^ 3 + 3 * x
50 PRINT y
Отладка
программы
Контрольный
вариант: при
x=0
y=0
при
x=-1
y=2
при
x=2
y=14
№2.
Постановка
задачи
q1=,
если l>1
Вычислить
значение функции
q1=,
если l<1
q1=,
если l=1
Входные
данные: l
Выходные
данные: q1
Математическая
модель задачи
q1=,
если l>1
q1=,
если l<1
q1=,
если l=1
Схема
алгоритма
1.Начало
2.Ввод
l
4.
q1=
3.l=1
5.l<1 6.
q1=
7.q1=
8.Вывод q1
9.Конец Текст
программы 10
CLS 20
INPUT l 30
IF l = 1 THEN q1 = (l ^ 2 + 1) ^ (1 / 3) 40
IF l <= 1 THEN q1 = SQR(l ^ 2 + 1) ELSE q1 = 2.5 / (l - 7) 50
PRINT q1 Отладка
программы Контрольный
вариант: при
l=2
y=-0.5 при
l=1 y=1.414214 при
l=-2 y=2.236068 Задание№3. №1. Постановка
задачи Как
изменяется
центростремительное
ускорение
поезда, движущегося
по закруглению
дороги со скоростью
V,
в зависимости
от радиуса r?
a=,
где r=60
км/ч; 200<=r<=1000
м с шагом
100 м. Математическая
модель задачи
a=,
где r={200..1000} Схема
алгоритма
1.Начало
2.a1=
3.a=200,1000,100
4.Вывод
a
5.Вывод
изменения
ускорения
6.Конец Текст
программы 10
CLS 20
v = 60 30
a1 = v ^ 2 / 200 40
FOR r = 200 TO 1000 STEP 100 50
a = v ^ 2 / r 60
PRINT a 70
NEXT r 80
ax = v ^ 2 / 1000 90
ax = ax - a1 100
PRINT ax 5.
Отладка программы При
радиусе равном:
200 ускорение
равно: 18 1000 3.6 изменение
равно: 14.4 №2. Постановка
задачи Определить
статический
и динамический
прогибы балки
по формулам
fcт
=,fд=
fcт+
E=2*106
кг/см2;
J=2500 см4;
Q=4
т;
6<=l<=12
м
c шагом
3 м;
1<=h<=5
м с шагом 1м. Математическая
модель задачи
fcт
=,fд=
fcт+ l={6..12};
h={1..5}. Схема
алгоритма
1.Начало
2.l=6,12,3 7.
fcт
= 8.
Вывод fcт
3.fcт
=
9. Конец 4.h=1,5,1
fд
=
fcт+
6.
Вывод
fд Текст
программы 10
CLS 20
e = 2 * 10 ^ 6 30
j = 2500 40
q = 4000 50
FOR l = 6 TO 12 STEP 3 60
fs = q * l ^ 3 / 48 * e * j 70
FOR h = 1 TO 5 80
fd = fs + SQR(fd ^ 2 + 2 * fd * h) 90
PRINT fd 100
NEXT h 110
NEXT l 120
fs = q * l ^ 3 / 48 * e * j 130
PRINT fs Отечественное
программирование
зародилось
в 50-х годах 20 века
в крупных научных
центрах, осваивавших
первые советские
вычислительные
машины БЭСМ
и «Стрела». При
поверхностном
взгляде выбор
языковой гаммы
продиктован
следующими
ступенями
становления
программиста: Бэйсик
— первая ступень,
школьная информатика; Паскаль
— вторая ступень,
информатика
в специализированных
школах и большинстве
ВУЗов; Си,
Си++ — третья
ступень, стандартное
профессиональное
образование; Visual
Basic — четвертая
ступень, программирование
в среде Windows. Однако
при более глубоком
анализе можно
заметить очень
тесное взаимопроникновение
современных
версий алгоритмических
языков и сближение
их функциональных
возможностей.
В развитых
современных
системах
программирования
предлагаются
примерно
эквивалентные
возможности.
Там, где трудно
обойтись
стандартными
средствами
алгоритмического
языка высокого
уровня, используют
вставки из
ассемблерных
строк (т. е. команд
машинного
языка). Иногда
тот или иной
язык вырывается
вперёд. Например,
появление и
развитие элементов
объектно-ориентированного
программирования
в Си++ моментально
вызвало к жизни
аналогичные
изменения в
других языках.
Революционная
идея общедоступного
«визуального»
программирования,
предложенная
в системе
Visual BASIC, сразу
же была подхвачена
в среде
Visual Сив
той или иной
мере нашла своё
отражение в
новых версиях
Borland C++. Поэтому,
в каком-то смысле,
все достаточно
универсальные
алгоритмические
языки одинаковы.
Хорошее знание
одного из них
позволяет
сравнительно
просто разобраться
с изобразительными
средствами
другого. Это
напоминает
ситуацию с
полиглотами,
знающими один-два
десятка иностранных
языков, для
которых овладение
очередным
языком требует
не более одного-двух
месяцев. В
подтверждение
этого тезиса
в книге даётся
параллельное
изложение
соответствующих
компонентов
трёх алгоритмических
языков -
Бейсика, Си и
Паскаля, при
этом лишь изредка
обращается
внимание на
небольшие или
принципиальные
различия между
ними. Программирование
в среде
Visual BASIC вынесено
в отдельный
раздел, т. к. наряду
с элементами
классического
программирования
здесь учитывается
специфика
структуры
программы,
работающей
под управлением
Windows, и
используются
многочисленные
стандартные
заготовки
для организации
диалогового
взаимодействия
с пользователем. Своим
названием
BASIC обязан
сокращению
фразы
Beginner's All-purpose Symbolic Instruction Code,
которая дословно
переводится
как многоцелевой
код (язык) символических
инструкций
для начинающих.
Авторство и
первая реализация
языка Бейсик
принадлежат
группе преподавателей
и студентов
Дартмутского
колледжа во
главе с профессорами
Дж. Кемени и Т.
Куртцем, которые
1 мая
1964 вдохнули
жизнь в первый
Бейсик-интерпретатор. Бейсик
открыл эру
диалогового
программирования.
До него культивировался
пакетный
режим,
при котором
бумажные или
магнитны носители
с программами
сдавались
дежурному
оператору и
упорядочивались
в соответствии
с приоритетами
их владельцев.
Составленный
таким образом
пакет программ
поступал в ЭВМ
на последовательную
обработку. При
этом достигалась
максимальная
загрузка
оборудования,
но каждая программа
выполнялась
либо до первой
автоматически
обнаруженной
ошиб. ки, либо
до истечения
лимита заказанного
времени. Информация
о результатах
прохождения
программ выдавалась
их
авторам
2-3 раза
в сутки. Поэтому
календарные
сроки создания
программ затягивались
на многие месяцы. Системы
коллективного
доступа, работавшие
в диалоговом
режиме, обеспечивали
одновременное
обслуживание
нескольких
пользователей,
запускавших
свои программы
с электромеханических
или электронных
терминалов.
Оперативно
получив сообщение
об очередной
ошибке, пользователь
имел возможность
тут же исправить
текст исходной
программы и
снова выполнить
её. Диалоговый
режим, естественно,
был связан с
дополнительными
накладными
расходами на
многотерминальное
обслуживание.
Загрузка ЭВМ
при этом снижалась,
но оперативность
в отладке программ
приводила к
существенному
сокращению
календарных
сроков их
разработки. Бейсик
был одним из
первых алгоритмических
языков, в составе
которого изначально
присутствовали
операторы
общения пользователя
с пошагово
выполняющейся
программой.
Одновременно
с текстом сообщения
об ошибке
Бейсик-система
сообщала номер
строки программы,
нарушившей
синтаксис языка
или приведшей
к аварийной
ситуации. Первые
Бейсик-системы,
совмещавшие
в себе возможности
ввода, редактирования,
исполнения
и отладки программ,
послужили
прототипами
современных
интегрированных
сред.
Вторая
особенность,
привлекающая
массового
потребителя
к Бейсику, кроется
в простоте
начального
освоения и
краткости его
изобразительных
средств. Попробуйте
найти хотя бы
еще один язык,
на котором
программа,
отвечающая
на вопрос, чему
равно 2-2,
состоит всего
из четырёх
символов1:
?2*2 Аналогичная
программа на
Паскале содержит,
минимум, три
строки, а её
длина превышает
20 символов:
begin
(writein 2*2);
end.
Примерно
вдвое больше
символов требуется
для аналога
на Си: #include {printf("%d",2*2);
}
Второе
поколение
Бейсик-систем
ведёт свой
отсчёт от появления
первых ПК на
базе 8-разрядных
микропроцессоров
Intel-8080 и
Z-80, для
которых в середине
70-х гг. был разработан
компактный
интерпретатор
BASIC-80. Именно
с него началась
карьера самого
молодого амер.
миллиардера
Б. Гейтса, основавшего
корпорацию
Microsoft.
Появление
16-разрядных
IBM-совместимых
ПК ознаменовалось
конкурентной
борьбой между
компаниями
Borland International
и Microsoft Corporation.
Первая из них
выпустила на
рынок удобную
интегрированную
среду с компилятором
Turbo BASIC, которая
быстро привлекла
на свою сторону
многочисленных
любителей
Бейсика. Однако
вторая, более
мощная компания,
не могла смириться
с таким положением.
На смену тихоходному
интерпретатору
GW-BASIC пришла
целая серия
скоростных
систем
Quick 'BASIC, в
составе которых
наряду с интегрированной
средой поставлялись
автономные
компиляторы
и достаточно
мощные библиотеки
программ.
Соревнование
Бейсик-систем
третьего поколения
закончилось
поражением
фирмы Borland,
прекратившей
свои разработки
и передавшей
права на
Turbo BASIC одному
из авторов,
вышедшему из
состава компании.
О дальнейших
попытках
реанимировать
Turbo BASIC под
названием
Power BASIC (Мощный
Бейсик) кроме
рекламных
сообщений
ничего не известно.
А фирма
Microsoft продолжила
совершенствование
своего любимого
детища, выпустив
в конце 80-х гг.
мощные системы
для профессиональных
разработок
(Professional Development System) BASIC PDS-6
и PDS-7.
Наконец,
четвёртое
поколение
Бейсика связано
с появлением
в 1991 системы
программирования
Visual BASIC и
её последующим
совершенствованием
сотрудниками
Microsoft. К
началу 1995 поступили
сообщения об
опытной эксплуатации
версии 4.0.
Алгоритмический
язык Паскаль
был придуман
в 1968 профессором
Института
информатики
при Швейцарской
высшей технической
школе Н. Виртом.
В 1970 под его руководством
оыл разработан
первый компилятор,
а в следующем
году появилась
и первая публикация.
Своё название
язык получил
в честь известного
Франц. математика
Б. Паскаля, который
в 19-летнем возрасте
изобрёл первую
суммирую-щую
машину. 1 Новый
язык, являясь
продолжателем
традиций
алгоритмического
языка АЛГОЛ-60,
был ориентирован,
главным образом,
на обучение
курсу систематического
программирования.
В Паскале были
представлены
наиболее
распространённые
типы данных
и средства для
создания
пользовательских
структур. К
числу элементов,
способствующих
созданию надёжных
программ,
относились
блочные конструкции
и требование
обязательного
описания (объявления)
всех объектов
- типов данных,
констант,
переменных,
меток, функций
и процедур. Заметную
роль в разработке
стандарта языка
Паскаль и
совершенствовании
его средств
ввода/вывода
сыграла рабочая
группа Британского
института
стандартов
во главе с А.
Эддиманом.
Британский
стандарт был
принят в 1982, а
несколько
позднее его
утвердила
международная
организация
ISO. Однако
к этому времени
Н. Вирт, недовольный
предложениями
рабочей группы,
отказался от
сотрудничества
по совершенствованию
Паскаля и
переключился
на новый проект
Модула. Язык
Паскаль довольно
долго оставался
средством для
изучения
программирования
в университетах,
т. к. ни одна
серьёзная
компьютерная
фирма его не
поддерживала.
Перелом в
отношении к
этому языку
наметился в
1984, когда молодой
француз Ф. Кан
привёз в США
необычайно
скоростной
компилятор
Turbo-Pascal
для IBM-совместимых
ПК и начал торговать
им по цене 49
долларов 95 центов.
Удачная реклама
и «бросовая»
цена позволили
ему продать
за первый месяц
более 3000 копий
системы и заложить
основы фирмы
Borland International.
Последующие
8 лет Turbo Pascal
оставался
наиболее опекаемым
продуктом
фирмы, которая
сумела выпустить
более 9 различных
версий. Самая
свежая из них
(7.0; 1992) включает
две системы
- Turbo Pascal,
функционирующую
под управлением
MS-DOS, и
расширенную
версию
Borland Pascal,
работающую
в среде
Windows. Возможно,
что после ухода
в 1995 Кана с поста
президента
фирма Borland
изменит
свою политику
в отношении
языка Паскаль. Язык
Си был придуман
в 1972 сотрудником
Bell Laboratories
(отделение
известной
телефонной
компании AT&T) Д.
Ритчи, одним
из первых
пользователей
операционной
системы Unix,
и задумывался
не как универсальный
алгоритмический
язык, а, скорее,
как инструмент
для развития
операционной
системы и создания
новых обслуживающих
программ (утилит).
Такой подход
характерен
для большинства
системных
программистов,
разрабатывающих
сложные проекты
и придумывающих
для облегчения
своего труда
различные
сервисные
процедуры,
макрокоманды
и т. п. По завер-я i t
шению разработки
эти инструментальные
наборы, как
правило, предаются
забвению или,
в | лучшем случае,
остаются в
личных архивах
| авторов. Язык
Си, однако, эта
участь миновала.
§ Вполне возможно,
что его становлению
способ-| ствовало-
последующее
всемирное
признание •^
операционной
системы
Unix. Как
алгоритмический
язык сравнительно
низкого уровня,
т. е. достаточно
близкий к
ассемблеру,
Си имел предшественников
в лице . аналогичных
инструментальных
средств - язы-;
ков CPL, BCPL
(сокр. от
Basic Combined Pro-|
gramming Language -
базовый комбинирован-i
ный язык программирования)
и В. Два первых
языка разрабатывались
в конце 60-х гг.
в Кембриджском
университете
в качестве
машинно-независимых
языков для
создания
трансляторов1.
Последний был
придуман К.
Томпсоном -
сотрудником
Bell Laboratories и
автором операционной
системы
Unix. В отличие
от своих предшественников,
Ритчи наряду
с машинно-ориентированными
типами данных
(байт, слово)
ввёл в состав
Си объекты и
операторы,
присущие
универсальным
языкам (числовые
и символьные
переменные,
структурные
блоки), сохранив
при этом элементы,
характерные
для макроассемблера
MACRO-11 (логические
операции над
битами, сдвиги,
работа с адресами
и регистрами). Первым
программным
продуктом,
написанным
почти полностью
на Си, был компилятор
с языка Си в
код машинных
команд
PDP-11/20 (прототип
СМ-4). В 1973 Ритчи и
Томпсон переписали
на Си большую
часть операционной
системы
Unix. Из
13000 машинных команд
для PDP-7,
на которой
появилась
первая версия
Unix,
только 800 пришлось
вручную перевести
в ассемблер
PDP-11. В процессе
перевода
Unix из
однопользовательской
операционной
системы,
ориентированной
на работу в
конкретной
ЭВМ, превратилась
в мобильную
операционную
систему коллективного
пользования.
Успех этой
операции в
значительной
мере предопределил
популярность
новой операционной
системы и её
базового инструмента
- языка Си. Б 1976
Ритчи и Томпсон
перенесли
Unix с ЭВМ
фирмы DEC
на компьютеры
другой архитектуры
(Interdata 8/32),
практически
ничего не изменив
в ядре операционной
системы, написанном
на Си. Точно
таким же образом
Unix распространялся
на десятках
машин различных
типов. В
1978 появилась
первая книга,
посвящённая
описанию Си
и технике
программирования
не этом
языке, которая
с большим запозданя
была переведена
на русский язык
(Ken»81*
ган
Б., Ритчи Д., Фьюэр
А. Язык программ^
рования Си.
Задачи на языке
Си. М.: Фиван и
статистика,
1985). От фамилий
двух перв^* авторов
произошло
сокращённое
обозначенм*
первого, никем
не утверждавшегося,
но пpивяe
того
всеми программистами
стандарта язык
Си - K&R.
а Дальнейшая
работа по
совершенствованию
языка Си и принятию
в 1987 первого
настояше го
стандарта
ANSI С была
выполнена на
общественных
началах рабочей
группой при
Американском
национальном
институте
стандартов
Возглавлял
эту работу
сотрудник
Bell Labs Л.
Рослер. Наиболее
серьёзный вклад
в развитие
языка Си за
последние годы
внёс ещё один
представитель
той же лаборатории
Б. Страуст-руп,
который ввёл
в обращение
новые объекты
- классы, объединяющие
данные и обрабатывающие
их функции.. С
1983 за расширенной
версией языка
Си с классами
закрепилось
название C++.
Первые
версии Си
подвергались
серьёзной
критике за
отсутствие
достаточной
строгости,
что приводило
к многочисленным
ошибкам из-за
работы с
неинициализированными
переменными,
отсутствия
контроля за
выходом индексов
у элементов
массивов за
установленные
пределы, несоответствия
типов формальных
и фактических
параметров
функций и т. п.
Перед системными
программистами
Bell Labs эти
проблемы остро
не стояли, т.
к. они пользовались
специальной
программой
Lint, которая
проводила
тщательный
анализ программ,
написанных
на Си, перед их
трансляцией
и выполнением.
Для рядовых
пользователей
ситуация изменилась
с появлением
интегрированных
сред, среди
которых наибольшую
популярность
приобрели
Турбо-системы
фирмы
Borland. Первая
версия
Turbo С,
работавшая
в среде MS-DOS,
была выпущена
в 1987. К середине
1995 фирма
Borland вышла
на рынок с версией
4.5, предназначенной
для работы под
управлением
Windows. Известны
и другие реализации
языка Си на
IBM-совместимых
ПК - Microsoft
С, Lattice
С, Zortech
С, Symantec
С. Но в нашей
стране продукция
фирмы Borland
получила
наибольшее
распространение. Задание
1. Вариант
В. 1.
Константа—
идентификатор,
обозначающий
некоторую
неизвестную
величину (значение
данных) определенного
типа. Константы,
так же как и
переменные,
объявляться
в декларационной
части программы
(или процедуры)
до момента
своего использования
в процессе
вычисления.
Объявление
констант начинается
зарезервированным
словом CONST.
Затем следует
имя константы,
символ равенства
и значение этой
константы.
Например:
CONST
Name=’Alex’; CONST
Age=18;
После
объявления
константы ее
можно вызывать
по объявленному
имени из произвольного
места программы.
Типизированные
константы
представляют
собой инициализированные
переменные,
значение которых
используется
в программах
наравне с обычными
переменными.
В отличии от
нетипизированных
констант, описанных
выше, в описании
типизированной
константы
указывается
как тип, так и
значение константы,
т.е. она позволяет
объявлять
переменные
и тут же присваивать
им начальное
значение.
Типизированные
константы
обладают всеми
преимуществами
переменных,
в частности,
они могут
использоваться
в левой части
оператора
присваивания.
К их преимуществам
можно отнести
и то, что они
инициализируются
только один
раз— в начале
выполнения
программы.
Таким образом,
типизированные
константы,
объявленные
в какой-либо
процедуре или
функции, при
каждом новом
ее выполнении
не инициализируются
заново. CONST
Year:INTEGER=2000;
Mon:String=’December’;
2.
Тип файл представляет
собой последовательность
компонент
одного типа,
расположенных
на внешнем
устройстве.
Компоненты
могут быть
любого типа,
за исключением
типа файл (или
содержащего
компоненты
типа файл) и
типа объекта.
Число компонент
в файле не
объявляется.
Для задания
типа файл следует
использовать
зарезервированные
слова file
и of,
после чего
указать тип
компонент
файла.
Type number
= file of integer;
symb = file
of ‘A’..’Z’;
Стандартный
тип Text
определяет
тип файла, содержащий
символы, объединенные
в строки. Следует
иметь ввиду,
что тип Text
в Турбо-Паскале
не эквивалентен
тину file
of char.
Введя файловый
тип, можно определять
переменные
файлового типа:
Var F1:number; F2:Text;
В Турбо-Паскале
можно использовать
файл без типа,
при определении
которого не
указывается
тип компонент.
В этом случае
работа с файлом
осуществляется
на физическом
уровне в соответствии
с внутренним
форматом его
данных. При
этом реальные
компоненты
файла могут
иметь и различный
тип.
Тип
файл можно
определять
и непосредственно
при введении
файловых переменных.
Файловые переменные
имеют специфическое
применение.
Над ними нельзя
выполнять
никаких операций
(присваивание
значений, сравнивание
и т.д.). Кроме того,
через файловую
переменную
можно получить
информацию
о конкретном
файле (тип,
параметры, имя
и т.д.).
Задание 2(8). Var x,a,b,c,y:real; Begin
write
(‘Введите
2 числа’
); readln
( y,b); c:=y+b;
a:=sqr
(sin(c*c*c)/cos(c*c*c)); b:=sqrt
(y+b)/(y*pi); x:=a+b;
writeln
(‘x=’,x:7:2); End.
Задание 3-а(5). Uses
crt; Var a,b:array[1..10]
of integer;
i,m:byte; Begin
clrscr; m:=1;
for i:=1 to 10 do begin
write
(‘Введите
’,i,‘-ый элемент
массива:’);
readln
(a[i]);
if a[i]<0
then begin
b[m]:=a[i];
inc(m);
end;
end;
clrscr;
writeln
(‘Исходный
массив:’);
for i:=1 to
10 do write (a[i]); writeln;
writeln
(‘Массив,
состоящий из
отрицательных
чисел:’); for
i:=1 to m do write (b[i]); End.
Задание 4(8). Uses
crt; Type tcm=record name:
string[50];
amountw:integer;
amountwo:integer; date:string[8]; Var
cm=tcm;
F1:file of
tcm; F2:
text; m:char; Begin clrscr;
assign
(F1,’1.dat’);
assign
(F2,’1.txt’); rewrite
(F1); rewrite
(F2); repeat
clrscr;
write
(‘Введите
фамилию и инициалы
’);
readln
(cm.name);
write
(‘Введите
количество
голосующих
акций
’);
readln
(cm.amountw);
write
(‘Введите
количество
неголосующих
акций
’);
readln
(cm.amountwo);
write
(‘Введите
дату регистрации
’);
readln
(cm.date); write
(F1,cm);
writeln
(‘Чтобы закончить
ввод, введите
*’); readln
(m);
until m=’*’;
while not eof(F1) do
begin
read (F1,cm);
if
cm.amountw>100 then write (F2, cm.name, cm.amountw, cm.amountwo,
cm.date);
end;
close (F1);
close (F2); End.
6. Языки
программирования
и их классификация.
Отечественное
программирование
зародилось
в 50-х годах 20 века
в крупных научных
центрах, осваивавших
первые советские
вычислительные
машины БЭСМ
и «Стрела».
При поверхностном
взгляде выбор
языковой гаммы
продиктован
следующими
ступенями
становления
программиста:
Бэйсик —
первая ступень,
школьная информатика;
Паскаль —
вторая ступень,
информатика
в специализированных
школах и большинстве
ВУЗов;
Си, Си++ — третья
ступень, стандартное
профессиональное
образование;
Visual Basic — четвертая
ступень, программирование
в среде Windows.
Однако при
более глубоком
анализе можно
заметить очень
тесное взаимопроникновение
современных
версий алгоритмических
языков и сближение
их функциональных
возможностей.
В развитых
современных
системах
программирования
предлагаются
примерно
эквивалентные
возможности.
Там, где трудно
обойтись
стандартными
средствами
алгоритмического
языка высокого
уровня, используют
вставки из
ассемблерных
строк (т. е. команд
машинного
языка). Иногда
тот или иной
язык вырывается
вперёд. Например,
появление и
развитие элементов
объектно-ориентированного
программирования
в Си++ моментально
вызвало к жизни
аналогичные
изменения в
других языках.
Революционная
идея общедоступного
«визуального»
программирования,
предложенная
в системе
Visual BASIC, сразу
же была подхвачена
в среде
Visual С и в той
или иной мере
нашла своё
отражение в
новых версиях
Borland C++.
Своим названием
BASIC обязан
сокращению
фразы
Beginner's All-purpose Symbolic Instruction Code,
которая дословно
переводится
как многоцелевой
код (язык) символических
инструкций
для начинающих.
Авторство и
первая реализация
языка Бейсик
принадлежат
группе преподавателей
и студентов
Дартмутского
колледжа во
главе с профессорами
Дж. Кемени и Т.
Куртцем, которые
1 мая
1964 вдохнули
жизнь в первый
Бейсик-интерпретатор.
Бейсик был
одним из первых
алгоритмических
языков, в составе
которого изначально
присутствовали
операторы
общения пользователя
с пошагово
выполняющейся
программой.
Одновременно
с текстом сообщения
об ошибке
Бейсик-система
сообщала номер
строки программы,
нарушившей
синтаксис языка
или приведшей
к аварийной
ситуации. Первые
Бейсик-системы,
совмещавшие
в себе возможности
ввода, редактирования,
исполнения
и отладки программ,
послужили
прототипами
современных
интегрированных
сред.
Заметную
роль в разработке
стандарта языка
Паскаль и
совершенствовании
его средств
ввода/вывода
сыграла рабочая
группа Британского
института
стандартов
во главе с А.
Эддиманом.
Британский
стандарт был
принят в 1982, а
несколько
позднее его
утвердила
международная
организация
ISO. Однако
к этому времени
Н. Вирт, недовольный
предложениями
рабочей группы,
отказался от
сотрудничества
по совершенствованию
Паскаля и
переключился
на новый проект
Модула.
Язык Паскаль
довольно долго
оставался
средством для
изучения
программирования
в университетах,
т. к. ни одна
серьёзная
компьютерная
фирма его не
поддерживала.
Перелом в
отношении к
этому языку
наметился в
1984, когда молодой
француз Ф. Кан
привёз в США
необычайно
скоростной
компилятор
Turbo-Pascal
для IBM-совместимых
ПК.
Язык Си был
придуман в 1972
сотрудником
Bell Laboratories
(отделение
известной
телефонной
компании AT&T) Д.
Ритчи, одним
из первых
пользователей
операционной
системы Unix,
и задумывался
не как универсальный
алгоритмический
язык, а, скорее,
как инструмент
для развития
операционной
системы и создания
новых обслуживающих
программ (утилит).
Первым программным
продуктом,
написанным
почти полностью
на Си, был компилятор
с языка Си в
код машинных
команд
PDP-11/20 (прототип
СМ-4). В 1973 Ритчи и
Томпсон переписали
на Си большую
часть операционной
системы
Unix. Из 13000 машинных
команд для
PDP-7,
на которой
появилась
первая версия
Unix,
только 800 пришлось
вручную перевести
в ассемблер
PDP-11. В процессе
перевода
Unix из однопользовательской
операционной
системы,
ориентированной
на работу в
конкретной
ЭВМ, превратилась
в мобильную
операционную
систему коллективного
пользования.
Успех этой
операции в
значительной
мере предопределил
популярность
новой операционной
системы и её
базового инструмента
- языка Си. Б 1976
Ритчи и Томпсон
перенесли
Unix с ЭВМ фирмы
DEC на компьютеры
другой архитектуры
(Interdata 8/32), практически
ничего не изменив
в ядре операционной
системы, написанном
на Си. Точно
таким же образом
Unix распространялся
на десятках
машин различных
типов.
Дальнейшая
работа по
совершенствованию
языка Си и принятию
в 1987 первого
настоящего
стандарта
ANSI С была
выполнена на
общественных
началах рабочей
группой при
Американском
национальном
институте
стандартов
Возглавлял
эту работу
сотрудник
Bell Labs Л. Рослер.
Наиболее серьёзный
вклад в развитие
языка Си за
последние годы
внёс ещё один
представитель
той же лаборатории
Б. Страуструп,
который ввёл
в обращение
новые объекты
- классы, объединяющие
данные и обрабатывающие
их функции.. С
1983 за расширенной
версией языка
Си с классами
закрепилось
название C++.
Вообще, дается
большое количество
классификаций
языков программирования
по различным
признакам, но
наиболее
распространенными
являются:
языки программирования
бывают — высокого
(Паскаль, Бэйсик)
и низкого уровня
(Ассемблер);
строго типизированными
(Паскаль) и нестрого
типизированными
(Бэйсик); с поддержкой
объектно-ориентированного
программирования
(Си++) и без и т.д. Задание
№1. Вариант
Р.
Какие строковые
функции используются
в Турбо-Паскале?
Задайте какие-либо
строковые
переменные
и примените
к ним строковые
функции.
В Турбо-Паскале
существует
тип данных
String
(строка),
специально
предназначенный
для обработки
строк (цепочек
символов). Он
не относится
к простым типам
данных и занимает
промежуточное
место между
простыми и
структурированными
типами данных.
Переменная
типа String
состоит из
цепочки символов,
т.е. элементов
типа Char.
Строки могут
выводиться
на экран монитора
посредством
стандартных
процедур Write
и WriteLn
и вводиться
с помощью стандартной
процедуры
ReadLn
или Read.
В большинстве
случаев переменные
типа String
используются
для хранения
слов и сообщений,
состоящих из
нескольких
символов.
Турбо-Паскаль
представляет
в распоряжение
пользователей
целый ряд процедур
и функций,
предназначенных
для обработки
строк.
Length
— позволяет
определить
фактическую
длину текстовой
строки, хранящейся
в указанной
переменной.
Var
Words: String;
Begin
Write
(‘ Введите
слово:’);
ReadLn (Words);
WriteLn;
WriteLn
(‘Это слово
состоит из ‘,
Length (Words),’букв’);
End.
UpCase
— позволяет
преобразовать
любой символ
из строчного
в прописной.
Эта функция
рассчитана
на обработку
отдельного
символа. Русские
литеры не могут
обрабатываться
этой функцией.
Var
S: String;
I: Integer;
Begin
S:=’alex’;
For I=1 to 4 do
S[I]:=UpCase (S[I]);
WriteLn (S);
End.
На экран будет
выведена надпись:
ALEX.
Copy
— позволяет
копировать
фрагмент некоторой
строки из одной
переменной
в другую. Вызывая
данную функцию
необходимо
указать следующие
параметры:
имя строки, из
которой должен
извлекаться
копируемый
фрагмент;
позицию в строке,
начиная с которой
будет копироваться
фрагмент;
число копируемых
символов.
Var
s:string[8];
s1:string[3];
Begin
s:=’домашний’;
s1:=Copy (s,1,3);
writeln
(s1); {на экран
выводится: дом}
End.
Pos
— с помощью
этой функции
можно осуществить
в некоторой
строке поиск
определенного
фрагмента. Если
заданный фрагмент
в строке присутствует,
то функция
возвращает
номер позиции
в строке, с которой
этот фрагмент
начинается.
Если фрагмент
не найден в
строке, то функция
возвращает
нуль.
...
s:=’машина’;
i:=pos
(‘шина’,s);
if
i=0 then writeln (‘ данный
фрагмент не
содержится
в строке’)
else
writeln
(‘ данный
фрагмент содержиться
в строке начиная
с
‘,i:3,’ позиции.’);
...
Как формируется
имя переменной
файлового типа
в тексте программы?
По каким правилам
формируется
имя файла в
операционной
системе MS-DOS?
Какая процедура
используется
для связывания
конкретной
файловой переменной
программы с
конкретным
файлом на внешнем
устройстве?
Приведите
примеры имен
файловой переменной
и имен файла
на внешнем
устройстве.
Правила формирования
файловой переменой
в языке Турбо-Паскаль
совпадают с
правилами
формирования
обычной переменной:
переменная
должна состоять
из латинских
строчных и/или
прописных
букв, а также
арабских цифр
от 0 до 9 (цифры
можно использовать
наряду с буквами
начиная со
второй позиции)
и символа
подчеркивания
(ASCII-код
95);
имя переменной
должно начинаться
с латинской
буквы или символа
подчеркивания;
пробел в Турбо-Паскале
является
разделителем
и не может быть
использован
в имени переменной;
применение
других символов
в именах переменных
не допускается;
зарезервированные
слова также
не могут быть
использованы
в качестве
имен переменных.
Имена файлов
в системе MS-DOS.
Каждый файл
на диске имеет
обозначение,
которое состоит
из двух частей:
имени и расширения
( часто имя и
расширение
вместе также
называют именем,
как правило,
это не приводит
к путанице). В
имени файла
может быть от
1 до 8 символов.
Расширение
начинается
с точки, за которой
следует от 1 до
3 символов. Например: command.com autoexec.bat config.sys paper.doc
Имя и расширение
могут состоять
из прописных
и строчных
латинских букв,
цифр и символов:
- _ $ # &
@ ! % () {} ’ ~ ^
Расширение
имени файла
является
необязательным.
Оно, как правило,
описывает
содержимое
файла, поэтому
использование
расширения
файла весьма
удобно.
В имени и расширении
имени файла
прописные и
строчные латинские
буквы являются
эквивалентами,
так как
DOS переводит
все строчные
буквы в соответствующие
прописные
буквы.
Процедурой,
которая связывает
имя файловой
переменной
с конкретным
файлом на диске,
является процедура
Assign(<имя
файловой
переменной>,<имя
файла на диске>).
Var
filename: file of
integer;
path:string;
Begin
write
(‘
Введите имя
файла на диске:’);
readln (path);
assign
(filename,path);
...
Задание №2.
9.Вычислить
значение переменной
по расчетной
формуле и исходным
данным. На экран
вывести значение
исходных данных
и результаты
расчетов.
Q= uses
crt; var
q,b,s,x:real; begin
clrscr; write
('Введите значение
x:');
readln (x); write
('Введите значение
b:');
readln (b); write
('Введите значение
s:');
readln (s);
clrscr;
q:=(b*sqrt(x)-s)/(exp(s*x)-1);
writeln ('Исходные
данные');
writeln ('x=',x:5:2,',b=',b:5:2,',s=',s:5:2);
writeln ('Результат');
writeln ('Q=',q:8:2);
readln; end.
Задание №3а.
Ввести одномерный
массив X
вещественных
чисел. Размерность
массива 7. Переписать
элементы этого
массива в обратном
порядке в массив
Y.
Вывести на
экран массивы
X и
Y. uses
crt; var
x,y:array [1..7] of real;
i:integer; begin
clrscr;
writeln ('Ввод элементов
массива'); for
i:=1 to 7 do
begin
gotoxy (29,2);
writeln (' ');
gotoxy (1,2);
write ('Введите
',i,'-й элемент
массива:');
readln (x[i]);
end; for
i:=7 downto 1 do y[i]:=x[8-i];
clrscr;
writeln ('Массив
X:'); for
i:=1 to 7 do begin
write (x[i]:3:2,';'); end;
writeln;
writeln ('Массив
Y:'); for
i:=1 to 7 do begin
write (y[i]:3:2,';'); end; end. Задание
№3б.
Написать
программу
анализа динамики
поквартального
роста дохода
различных
социальных
слоев населения
в течении года.
Для этого ввести
количество
категорий
слоев населения,
название категорий
населения и
величину дохода
каждой категории
по кварталам.
Определить
средний доход
по всем категориям
за каждый квартал
и во сколько
раз увеличился
доход в четвертом
квартале по
сравнению с
первым. Исходные
данные и результаты
расчетов представить
в виде таблицы. uses
crt; type
tkat_inf=record
name:string[30];
income:array [1..4] of real; end; var
num,int:integer;
kat_inf:array [1..100] of tkat_inf;
first,second,third,forth:real; procedure
input_data(var n:tkat_inf); var
i:integer; begin clrscr; write
('Введите название
категории:'); readln
(n.name); for
i:=1 to 4 do begin
gotoxy (44,2);
writeln (' ');
gotoxy (1,2);
write ('Введите
доход данной
группы за ',i,'-й
квартал:');
readln (n.income[i]); end; end; procedure
output_data (b:tkat_inf); var
i:integer; begin writeln (b.name:30,'|',b.income[1]:7:2,'|',b.income[2]:7:2,'|',b.income[3]:7:2,'|',b.income[4]:8:2,'|',b.income[4]/b.income[1]:15:2); writeln
('------------------------------+-------+-------+-------+--------+---------------'); end; Begin clrscr;
num:=101; while
num>100 do begin
write ('Введите
количество
категорий
населения
(<=100):');
readln (num); end; for
int:=1 to num do input_data (kat_inf[int]); clrscr; writeln
('-----------------------------------------------------------------------------------------'); writeln
('Название категории
| Средний
доход | Увеличение
'); writeln
('
|----------------------------------| дохода
'); writeln
(' | I | II |
III | IV | за год '); writeln
('----------------------------------+-------+-------+-------+-------+------------------'); for
int:=1 to num do begin
output_data (kat_inf[int]);
first:=first+kat_inf[int].income[1];
second:=second+kat_inf[int].income[2];
third:=third+kat_inf[int].income[3];
forth:=forth+kat_inf[int].income[4]; end; writeln
('средний доход
за квартал
|',first/num:7:2,'|',second/num:7:2,'|',third/num:7:2,'|',forth/num:8:2,'|
-'); writeln
('-------------------------------------------------------------------------------'); End.
’*’
do