Толщина диска
звездочки 0,93
ВВН
= 0,93 · 12,7 = 12 мм, где ВВН
= 12,7 мм – расстояние
между пластинами
внутреннего
звена.
ТМ-1201
КП-ТМ-351-ПЗ
ЛИСТ
VII.
Первый этап
компоновки
редуктора.
Выбираем
способ смазывания;
зацепление
зубчатой пары
– окунание
зубчатого
колеса в масло;
для подшипников
пластичный
смазочный
материал. Раздельное
смазывание
принято потому,
что один из
подшипников
ведущего вала
удален, и это
затрудняет
попадание
масляных брызг.
Камеры подшипников
отделяем от
внутренней
полости корпуса
мазеудерживающими
кольцами.
Намечаем
для валов
роликоподшипники
конические
однорядные
легкой серии:
Условное
обозначение
подшипника
d
D
T
C
B
r
r
c
c0
е
мм
кН
7204
20
47
15,25
12
14
1,5
0,5
21
13
0,36
7207
35
72
18,25
15
17
2
0,8
38,5
26
0,37
Наносим
габариты подшипников
ведущего вала,
наметив предварительно
внутреннюю
стенку корпуса
на расстоянии
x =
10 мм от торца
шестерни и
отложив зазор
между стенкой
корпуса и торцом
подшипника
y1
= 15 мм.
Для однородных
конических
роликоподшипников:
Размер от
среднего диаметра
шестерни до
реакции подшипника
f1
= 140 + 12 = 162 мм.
Принимаем
размер между
реакциями
подшипников
ведущего вала
Размещаем
подшипники
ведомого вала,
наметив предварительно
внутреннюю
стенку корпуса
на расстоянии
х = 10 мм от торца
ступицы колеса
и отложив зазор
между стенкой
корпуса и торцом
подшипника
y2
= 20 мм.
Для подшипников
7207 размеры
Определяем
замером размер
А – от линии
реакции подшипника
до оси ведущего
вала. Корпус
редуктора
выполним симметричным
относительно
оси ведущего
вала и применим
размер А|
= А = 115 м.
Замером
определяем
расстояние
f2
= 16 + 510 = 526 мм и
где n
= 974 об/мин – частота
вращения ведущего
вала.
Рассмотрим
правый подшипник.
Отношение
,
поэтому при
подсчете
эквивалентной
нагрузки осевые
силы не учитывают.
РЭ1
= V
· pr1
· Kб
· Кт
= 430 · 1 · 1 · 1 = 430 Н = 0,4 кН.
Расчетная
долговечность,
млн. об:
Найденная
долговечность
приемлема.
Ведомый
вал.
Из предыдущих
расчетов Ft
= 264 H;
Fr
= 92 H;
Fa
= 23H.
Нагрузка
на вал от цепной
передачи Fb
= 1815 H.
Составляющие
этой нагрузки
Fbx
= Fby
= Fb
· sin
γ = 1815 · sin
450 = 1815 ·
0,7 = 1270
Первый этап
компоновки
дал f2
= 526 мм; С2
= 973 мм; l3
= 31 мм.
Реакции опор
(правую опору,
воспринимающую
осевую силу
Fa),
обозначим
четным индексом
цифрой 4 и при
определении
осевого нагружения
этот подшипник
будем считать
«вторым».
Реакции в
плоскости YZ
(для их определения
следует знать
еще средний
диаметр колеса
d2
= m
· Z2
= 9,08 · 100 = 908 мм);
Ry3
= 131 H
Ry4
= 39 H
Так как в
качестве опор
ведомого вала
применены
одинаковые
подшипники
легкой серии
7207, то долговечность
определили
для более наружного
правого подшипника:
здесь n
= 239 об/мин – частота
вращения ведомого
вала. Полученная
долговечность
более требуемой.
Подшипники
7207 приемлемы.
ТМ-1201
КП-ТМ-351-ПЗ
ЛИСТ
IX.
Второй этап
компоновки
редуктора.
Взаимное
расположение
подшипников
фиксируем
распорной
втулкой и
установочной
гайкой М39 Ч 1,5 с
предохранительной
шайбой. Толщину
стенки втулки
назначают (0,1
ч 0,15)dП:
принимаем ее
равной 0,15 · 20 = 3 мм.
Подшипники
размещаем в
стакане, толщина
стенки которого
Очеркиваем
всю внутреннюю
стенку корпуса,
сохраняя величины
зазоров, принятых
в первом этапе
компоновки
х = 10 мм, y2
= 20 мм.
Для фиксации
зубчатое колесо
упирается с
одной стороны
в утолщение
вала
48 мм, а с другой
– в мазеудерживающее
кольцо; участок
вала
60 мм делаем короче
ступицы колеса,
чтобы мазеудерживающее
колесо
35 мм упиралось
в торец колеса,
а не в буртик
вала; переход
вала от
40 мм к
35 мм смещен на
2 – 3 мм внутрь
зубчатого
колеса.
Наносим
толщину стенки
корпуса δк
= 27 мм и определяем
размеры основных
элементов
корпуса.
Определяем
глубину гнезда
под подшипник
lт
≈ 1,5 · Т2
= 1,5 · 18,25 = 27,3 мм, где Т2
– ширина подшипника
7207.
ТМ-1201
КП-ТМ-351-ПЗ
ЛИСТ
Х. Проверка
прочности
шпоночных
соединений.
Здесь ограничимся
проверкой
прочности лишь
одного соединения,
передающего
вращающий
момент от ведомого
вала к звездочке.
Диаметр вала
в этом месте
db2
= 30 мм. Сечение
и длина шпонки
b
Ч h
Ч l
= = 8 Ч 7 Ч 28; глубина
паза t1
= 4 мм по ГОСТ 23360
– 78.
Момент на
звездочке Т3
= 120 · 103
Н · мм
Напряжение
смятия:
δсм
[δсм]
ТМ-1201
КП-ТМ-351-ПЗ
ЛИСТ
XI.
Уточненный
расчет валов.
Материал
валов – сталь
СТ45 нормализованная;
δb
= 570 МПа.
Пределы
выносливости:
δ-1
= 0,43 · δb
= 0,43 · 570 = 246 МПа
τ-1
= 0,58 · δ-1
= 0,58 · 246 = 142 МПа
У ведущего
вала определить
коэффициент
запаса прочности
в нескольких
сечениях
нецелесообразно;
достаточно
выбрать одно
сечение с наименьшим
коэффициентом
запаса, а именно
сечение в месте
посадки подшипника,
ближайшего
к шестерне. В
этом опасном
сечении действуют
максимально
изгибающие
моменты My
и Мх
и крутящий
момент Т2
= Т1.
Концентрация
напряжений
вызвана напресовкой
внутреннего
кольца подшипника
на вал.
Изгибающие
моменты в двух
взаимно перпендикулярных
плоскостях:
Мy
= Rx2
· C1
= 142,56 · 300 = 43 · 103
H ·
мм
Mx
= Ry2
· C1
= 41 · 300 = 12 · 103
H ·
м
Суммарный
изгибающий
момент:
Момент сопротивления
сечения:
Амплитуда
нормальных
напряжений:
Коэффициент
запаса прочности
по нормальным
напряжениям:
Полярный
момент сопротивления:
Амплитуда
и среднее напряжение
цикла касательных
напряжений:
Коэффициент
запаса прочности
по касательным
напряжениям:
ТМ-1201
КП-ТМ-351-ПЗ
ЛИСТ
;
коэффициент
Ψτ
= 0,1
Для обеспечения
прочности
коэффициент
запаса должен
быть не меньше
[S]
= 1,5 ч 1,7. Полученное
значение S
= 1,6 достаточно.
У ведомого
вала следовало
бы проверить
прочность в
сечении под
колесом dk2
= 40 мм и под подшипником
dП2
= 35 со стороны
звездочки через
оба эти сечения
передается
вращающий
момент Т2
= 120 · 103
Н · мм, но в сечении
под колесом
действует
изгибающий
момент:
а под подшипником
Мu3
= Fb
· l3
= 1815 · 31 = 56 · 103
H ·
мм
Момент сопротивления
сечения:
Амплитуда
нормальных
напряжений:
Коэффициент
запаса прочности
по нормальным
напряжениям:
Полярный
момент сопротивления:
Амплитуда
и среднее напряжение
цикла касательных
напряжений:
Коэффициент
запаса прочности
по касательным
напряжениям:
Коэффициент
запаса прочности:
ТМ-1201
КП-ТМ-351-ПЗ
ЛИСТ
Содержание.
I.
Кинематический
расчет и выбор
электродвигателя.
II.
Расчет зубчатых
колес редуктора
III.
Предварительный
расчет валов
редуктора.
IV.
Конструктивные
размеры шестерни
и колеса.
V.
Конструктивные
размеры корпуса
редуктора.
VI.
Расчет параметров
цепной передачи.
VII.
Первый этап
компоновки
редуктора.
VIII.
Проверка
долговечности
подшипников.
IX.
Второй этап
компоновки
редуктора.
Х. Проверка
прочности
шпоночных
соединений.
XI.
Уточненный
расчет валов.
Список
используемой
литературы.
ТМ-1201
КП-ТМ-351-ПЗ
ЛИСТ
ТМ-1201
КП-ТМ-351-ПЗ
ЛИСТ
Министерство
образования
РФ
ЛЫСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АВТОМЕХАНИЧЕСКИЙ
ТЕХНИКУМ
Отделение_________________________________
группа
______________________________