Реферат: Московский РУОП
История создания РУОП.
Проблемы взаимодействия
Основные направления работы и достижения РУОП г.Москвы за 1993-1998 г
Новые направления - высокие технологии.
Приложения 1 и 2
Литература.
РУОП по г. Москва
История создания РУОП.
Начиная с середины 80-х годов, органи-зованная преступ-ность в Российс-кой Федерации приобрела харак-тер реальной угрозы ее экономической и политической безо-пасности. Несмотря на принимаемые меры, правоохранительным органам, в том числе органам внутренних дел, не удалось ликви-дировать организованные преступные группы и группировки, пресечь их попытки взять под контроль финансовые и коммерческие структуры, обеспечить выявление и пресечение фактов коррупции.
Учитывая сложившееся положение в криминогенной обстановке России, была создана рабочая группа Совета безопасности при Президенте Российской Федерации по изучению вопросов организации борьбы с организованной преступностью и выработке мер противодействия ей. При этом рабочей группой рассматривалось три варианта создания службы по организованной преступности:
самостоятельная федеральная структура;
служба в системе Министерства безопасности;
служба в системе Министерства внутренних дел.
Принимая во внимание, что на создание новой федеральной структуры потребуются значительные финансовые, материальные и людские затраты, а Министерство безопасности не имело опыта борьбы с преступлениями уголовной направленности, выбор был остановлен на создании службы по организованной преступности в структуре Министерства внутренних дел, у которого имелся необходимый опыт борьбы с преступностью и достаточно большая информационная база.
Фактически борьбой с организованной преступностью начали заниматься с 1986 года, когда для пресечения указанных проявлений в составе УУР ГУВД г.Москвы был создан отдел по борьбе с организованной и групповой преступностью численностью 25 человек.
В 1988 году, приказом Министра внутренних дел тогда еще СССР в структуре органов МВД были созданы т. н. “шестые отделы”, то есть подразделения по борьбе с организованной преступностью. Спустя два года отделы приобрели статус самостоятельной структуры, и образовался РУОП.
Дальнейшее увеличение в структуре общеуголовной преступности доли преступлений, совершаемых организованными преступными группами, потребовало проведения дополнительных структурных изменений. Так, оперативная обстановка в г.Москве за период с 1990 по 1992 годы характеризовалась все нарастающим увеличением общеуголовной преступности (на 31,3%), в том числе по тяжким (на 81,7%). В 1992 году отдел был выделен из УУР ГУВД г.Москвы и преобразован в Управление по организованной преступности ГУВД.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.11.92. № 914-63 "Об организационных мерах по обеспечению борьбы с организованной преступностью", принятом во исполнение Указа Президента РФ от 8.10.92. № 1189 "0 мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилению борьбы с преступностью", данное Управление приказами МВД России и ГУВД г. Москвы было реорганизовано в Региональное управление по организованной преступности (РУОП) ГУВД г.Москвы. В конце 1996 года РУОП г. Москвы был переведен в подчинение ГУОП МВД России.1
Независимость московского РУОПа беспокоила не только руководство МВД РФ
Региональное управление по организованной преступности (РУОП) ГУВД Москвы было создано в феврале 1993 года. Во главе РУОПа встал генерал-майор Владимир Рушайло. Возникновению РУОПа предшествовало создание в 1986 году отдела по борьбе с организованной групповой преступностью. Через несколько лет отдел приобрел самостоятельность и новое наименование - Управление по борьбе с организованной преступностью ГУВД Москвы, а уж затем - РУОП.
Новая структура создавалась по образу и подобию американского ФБР, а в качестве функций вновь созданного Управления были заявлены борьба с оргпреступностью и бандитизмом, с незаконным оборотом оружия и киднэппингом, с незаконным оборотом оружия и киднэппингом, отмыванием преступно нажитых капиталов и т.д.
Зимой 1996 года РУОП отмечал свое трехлетие, на котором руоповцы подвели итоги своей деятельности за это время. В частности сотрудниками РУОП было обезврежено более полутора тысяч организованных преступных групп общей численностью 6 тысяч человек, изъято более трех тысяч стволов, около полутонны взрывчатки. По материалам РУОП к уголовной ответственности привлечено 44 вора в законе.
Проблемы взаимодействия
С момента своего возникновения у московского РУОПа стали складываться непростые отношения как с Главным управлением по борьбе с организованной преступностью, так и с другими силовыми ведомствами.
22 октября 1996 г. газета "КоммерсантЪ-Daily" сообщила, что большую огласку получил конфликт между руководством ГУОПа и бывшим заместителем Владимира Рушайло, начальником отдела по этническим преступным группировкам Михаилом Сунцовым. Когда последний исполнял обязанности начальника РУОПа, его вызвали в ГУОП и потребовали предоставить информацию о том, кто контролирует московские продовольственные и вещевые рынки. Сунцов выполнил распоряжение. Предоставленные им сведения в ГУОПе изучили и в тот же день, усомнившись в их достоверности, подписали приказ о его увольнении. Как пишет газета, для РУОПа это было ударом: отдел Сунцова считался одним из лучших в управлении, а аналогов ему нет ни в одном подразделении по борьбе с оргпреступностью в России.
Однако тогда Владимир Рушайло отстоял своего человека. Он указал Валерию Петрову, что Сунцов снят только с поста и. о. начальника РУОПа, но оставлен в должности начальника отдела. Петров с этим не согласился. Тогда Рушайло отправил Сунцова в отпуск, в котором он пребывает до сих пор.
22 октября 1996 года газета "КоммерсантЪ-Daily" сообщила, что напряженность во взаимоотношениях между РУОПом Москвы и ГУОПом МВД России возникла уже давно. Согласно публикации, РУОП был выведен из подчинения ГУВД Москвы и его начальник Владимир Рушайло выполнял приказы непосредственно руководства ГУОПа. Это придавало его подразделению определенную независимость. Однако РУОП остался без бюджетного финансирования, но, по признанию оперативников, управление за несколько лет нашло себе солидных спонсоров среди коммерческих структур. Тем не менее, Рушайло не нравилось, что руководство ГУОПа слишком пристрастно относится к его подразделению: он считал, что это только мешает нормальной работе.
Как пишет газета, пока начальником ГУОПа был Михаил Егоров, Владимиру Рушайло с трудом, но все же удавалось с ним договариваться. В июне 1995 года Егорова отправили в отставку. Формальным поводом к этому послужили события в Буденновске: Егорова обвинили в провале операции по освобождению заложников. Однако в правоохранительных органах предполагали, что истинной причиной отставки было активное участие Егорова в борьбе за раздел алюминиевого рынка России. 23 октября 1996 года газета "КоммерсантЪ-Daily" написала, что независимость подразделения Рушайло (в том числе и финансовая) давно была костью в горле МВД. Как пишет газета, в 1994 году сотрудники РУОПа "засветились", когда собирали компромат на руководство Главного управления уголовного розыска МВД России, в том числе на первого заместителя начальника ГУУРа генерал-майора милиции Игоря Шилова. Их интересовали его связи с преступными группировками. Через СМИ распространялись слухи о возбуждении уголовного дела вначале против сына Шилова (он также сотрудник милиции), а потом и против него самого. Конфликт удалось замять только после вмешательства начальника ГУУРа Владимира Колесникова и бывшего начальника ГУОПа Михаила Егорова. Рушайло вызывали "на ковер" к министру, а Шилов вынужден был подать в отставку.
По сведениям газеты, аналогичная ситуация сложилась в декабре 1995 года, когда сотрудники 4-го отдела РУОПа задержали сына начальника ГУВД Московской области Александра Куликова - Михаила, начальника штаба ОМОНа на транспорте. Ходили слухи, что у сына выбивали показания на отца.
Однако согласно публикации, все эти скандалы оставались вне политических интриг. Когда у Владимира Рушайло возникали трения с руководством или органами власти, он не обращался за помощью к друзьям в вышестоящие инстанции: предоставленный им компромат на то или иное ведомство всегда убеждал оппонента, что РУОП лучше не трогать. В газете отмечается, что в 1995 году Рушайло попал в затруднительное положение и от отставки, по слухам, его спасло только вмешательство тогда еще начальника службы безопасности президента Александра Коржакова. Как пишет газета, об этом не могло не вспомнить руководство МВД сейчас. Равно как не могли, не припомнить и тот факт, что бывший теперь секретарь Совета безопасности РФ Александр Лебедь обсуждал проблемы борьбы с преступностью в Москве отнюдь не с Анатолием Куликовым или начальником ГУВД Москвы Николаем Куликовым. Трижды по этому поводу он вызывал к себе Рушайло. В результате В. Рушайло был уволен из МВД.2
Основные направления работы и достижения РУОП г.Москвы за 1993-1998 г
1993-1995 годы стали периодом становления РУОП Столичного региона. В каждом из 10 УВД административных округов города образованы региональные отделы по организованной преступности (РООП).
Следует отметить, что служба по организованной преступности создавалась по образцу и подобию Федерального бюро расследований США, основное отличие которой от уголовного розыска является не количество выявленных и раскрытых преступлений, а организация работы от лица к преступлению, то есть выявление активных участников, лидеров и авторитетов преступных групп и группировок, эпизодов их преступной деятельности, независимо от состава преступлений.
В 1993-1995 г.г. подразделениям по организованной преступности г.Москвы приходилось выполнять стоящие перед ними задачи в условиях сложной оперативной обстановки. На этом фоне сохранялась тенденция роста преступлений, в том числе совершаемых организованными преступными группировками. Произошли значительные изменения в структуре преступности, что подтверждается статистическими данными. Если в целом количество зарегистрированных в г.Москве преступлений возросло на 12,3%(1993г.-82556, 1995г.-92675), то число тяжких - в 2,4 раза и превысило 47 тысяч преступлений (1993г.-19590, 1995г.-47531). Однако, начиная с 1996 года наметилась тенденция снижения общего массива зарегистрированных в городе преступлений. За истекший год такое снижение произошло на 19,1% (1997г.- 70536, 1996г.- 87167), в том числе по тяжким и особо тяжким преступлениям - на 14,1% (1997г.- 32929, 1996г.- 38362). 3
В 1997 году в г.Москве, по данным ЗИЦ ГУВД, не зарегистрировано ни одного террористического акта (1996г.- 5), на 30,4% снизилось количество преступлений с применением огнестрельного оружия (1997г.- 758, 1996г.- 1089), почти в два раза меньше прозвучало взрывов (1997г.- 35, 1996г.- 66).
Однако, приведенные цифры не являются объективными показателями кардинального улучшения криминогенной обстановки в регионе, что подтверждает рост таких особо тяжких преступлений, как бандитизм - на 83% (1997г.- 33, 1996г.- 18), "заказные" убийства - в 3 раза (1997г.- 15, 1996г.- 5), а также преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств - на 88,5% (1997г.- 8720, 1996г.- 4625) и незаконным хранением оружия - на 15,4% (1997г.- 3193, 1996г.- 2766). На 32% возросло количество лиц, привлеченных к ответственности за совершение преступлений в составе ОПГ (1997г.- 1061, 1996г.- 802).
За 1993-1998 г.г. в результате проведения оперативно-розыскных и профилактических мероприятий подразделениями РУОП выявлено 9871 преступление.
В результате принятых мер службой по организованной преступности г.Москвы пресечена преступная деятельность 2827 организованных преступных групп, в состав которых входило более 9,5 тысяч человек (9511). Указанные группы изобличены в совершении 4130 преступлений. Задержано 653 человека, находящихся в розыске.
У преступников изъято свыше 4 тысяч (4209) единиц огнестрельного и 8,5 тысяч (8562) - холодного оружия, 1488 гранат, около 81 тысячи (80703) единиц боеприпасов; взрывчатых веществ - 1053 кг; наркотиков - 571 кг; денег и ценностей на сумму 307,9 млрд. рублей; валюты, эквивалентной 75,5 млн. долларов США; 106 кг золота и серебра; алмазов и бриллиантов 178,8 тысяч карат. Предотвращен ущерб на сумму свыше 2,9 трлн.рублей.
Основные усилия службы были направлены на пресечение деятельности преступных сообществ, банд и организованных групп, которые оказывают существенное влияние на криминогенную обстановку в городе. Основными направлениями их преступной деятельности являются вымогательства, грабежи, разбои, незаконный оборот оружия, наркотиков, автомобилей, контроль над коммерческими структурами, создание фиктивных коммерческих предприятий, внешнеэкономическую деятельность, установление коррумпированных связей в органах власти и управления, совершение "заказных" убийств.
Учитывая негативные последствия влияния на общественное сознание происходящих в городе убийств по найму, службой был разработан и в настоящее время достаточно активно используется нетрадиционная методика проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению участников преступных групп, замышляющих совершение "заказных" убийств, что позволяет выявлять всю цепочку вовлеченных в подобного рода преступников - "заказчик-посредник-исполнитель". Только в 1997 году РУОП предотвратил на стадии приготовления совершение 7 "убийств по заказу".
Так, в начале июля 1997 года в РУОП поступила оперативная информация в отношении участников одной из организованных преступных группировок, которые пытаются найти исполнителя заказного убийства лидера конкурирующей группировки, для чего их представитель - уроженец и житель Приморского края - выехал в Москву и через посредников установил связь с бывшим сотрудником спецназа, предложив ему стать исполнителем данного преступления.
В конце июля 1997 года состоялось несколько контролируемых сотрудниками РУОП встреч предполагаемого исполнителя убийства с посредником, во время которых был установлен срок исполнения заказа в 10 суток, сумма оплаты в 30 тыс. долларов США за его выполнение и 800 долларов США для приобретения оружия. Также были переданы фотографии жертвы, телефоны и места предполагаемого нахождения последнего.
По согласованию с прокуратурой ЮВАО г. Москвы сотрудниками столичного РУОП было произведено задержание лица, выступающего в роли посредника.
В сентябре 1997 года в ходе проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками РУОП по г. Москве у входа в ресторан, расположенного на Кутузовском проспекте, на огневой позиции были задержаны два ранее судимых, 1971 и 1972 г.р., активных участника преступной межрегиональной группировки, выполняющие в группировке функции наемных убийц. Также был задержан и заказчик убийства, москвич, 1960 г.р., неработающий, ранее судимый. Они намеревались совершить убийство менеджера одного из московских совместных предприятий - жителя Москвы, 1965 г.р., - находившегося на момент задержания в ресторане "Джамбул". У задержанных был изъят пистолет ПСМ с глушителем со снаряженным патронами магазином. При производстве обыска по месту работы исполнителей покушения на убийство - таможенный терминал "Комфорторг" - было обнаружено и изъято: пистолет "ТТ", снаряженный обоймой с 8 патронами, а также две запасные обоймы к пистолету "ТТ" с 8 патронами в каждой; револьвер иностранного производства с семью патронами в барабане и 27 патронами к нему; граната Ф-1 с запалом. Все трое дали признательные показания.
По линии борьбы с бандитизмом в 1995-97 г.г. в г.Москве зарегистрировано 64 преступления по ст.209 УК России, в том числе 30 преступлений или 46,9% - выявлено РУОП. В результате только в 1997 году подразделениями службы пресечена преступная деятельность 14 банд, в состав которых входило 63 участника, из них 44 - предъявлены обвинения за создание банд и участие в них.
В 1993-1998 г.г. службой осуществлен комплекс оперативно-розыскных мероприятий по задержанию "воров в законе", лидеров и авторитетов преступной среды, являющихся идеологами преступного мира и его организаторами. РУОП по г. Москве за последние пять лет привлечено к уголовной ответственности за совершение различных преступлений 56 "воров в законе", 246 лидеров и авторитетов преступного мира. Особое внимание уделяется сбору достаточной доказательной базы для возбуждения уголовных дел по признакам ст. 210 УК России (организация преступного сообщества), которая вступила в силу с 1997 года.
В результате, в 1997 году службой выявлено 6 преступлений по ст.210 УК России, по которым возбуждено 5 уголовных дел. Пресечена противоправная деятельность преступных сообществ и организаций, действовавших в сферах: игорного бизнеса; незаконного оборота наркотических средств; изготовления и распространения фальшивых ценных бумаг; совершения разбойных нападений и вымогательств. Следует отметить, что участники указанных сообществ совершали преступления не только в г.Москве, но и в других регионах России.
Так, в мае-июне 1997 года в результате комплекса оперативно-розыскных мероприятий пресечена деятельность "абхазской" преступной группы из состава "грузинского" ОПС. Задержаны авторитет и 13 участников данной ОПГ, занимавшиеся совершением разбойных нападений, незаконными операциями с огнестрельным оружием и наркотическими веществами, подделкой документов. У задержанных изъято: автомат, пистолет, обрез охотничьего ружья, приспособления для изготовления наркотических веществ, ювелирные изделия из золота и драгоценных камней, поддельные паспорта граждан России.
В июне 1997 года задержаны лидер и 7 участников "ассирийской" ОПГ, занимавшиеся вымогательствами в отношении работников коммерческих структур города. У задержанных изъято 3 автоматических карабина, снайперская винтовка иностранного производства, 3 охотничьих ножа, поддельные документы.
Службой принят ряд мер по усилению противодействия преступной деятельности организованных групп в сфере экономики и борьбе с коррупцией, подрыву экономической базы организованной преступности.
Во взаимодействии с Московским таможенным управлением в коммерческих структурах, находившихся под контролем ряда преступных сообществ и различных группировок Московского региона, изъято 80 автомобилей иностранного производства на общую сумму более 3,2 млн. долларов США, 2 партии винно-водочной продукции на общую сумму более 3 млрд. рублей, табачных изделий - на сумму свыше 50 млрд. рублей, ввезённых в Россию с нарушением таможенных правил.
Совместно с налоговой полицией осуществлён ряд оперативно-профилактических мероприятий в столичных казино и других игорных заведениях. В результате - прекращена деятельность 5 казино, находившихся под контролем организованных преступных группировок, и приостановлена деятельность 10 предприятий игорного бизнеса; изъято имущества и ценностей на сумму около 2,8 млрд. рублей.
В результате проделанной работы за истекший период количество выявленных службой преступлений экономической возросло. Возмещен ущерб на сумму свыше 101 миллиарда рублей и 114,5 миллионов долларов США.
В 1995 г. разоблачены две преступные группы фальшивомонетчиков: изъято 560 миллионов рублей поддельных денег, 200 тысяч фальшивых долларов США.
Совместно с сотрудниками УОП при УВД Иркутской области задержана директор фирмы "Коралл автол" Низамова К.А., которая под предлогом закупки нефтепродуктов монгольской фирмы "ЭРДЕНЭТ" с использованием подложных документов Ангарской нефтехимической компании совершила хищение 4,6 млн. долларов США. Кроме того, она изобличена в хищении 13 тыс. тонн нефти на сумму 3,6 млрд. рублей с использованием подложных документов фирмы "АИР".
Принят ряд мер по пресечению источников финансирования организованных преступных группировок.
Так, в феврале 1996 года был проведён ряд оперативно-розыскных мероприятий в отношении подконтрольного одной из московских группирповок "ИБР-банка", его обменных пунктов и других коммерческих структур. В результате было задержано 7 участников ОПГ, в том числе арестован и лидер данной группировки. В ходе обысков было изъято 27 млн. рублей, 74 тыс. долларов США, около 3 кг золота и золотых изделий, в том числе 86 золотых монет царской чеканки, большое количество обработанных и необработанных драгоценных камней.
В октябре 1996 года пресечена преступная деятельность организованной группы в составе 6 жителей Грузии, совершавшей преступления в сфере топливно-энергетического комплекса. Члены этой группы в районе 36-го километра автомагистрали "Москва-Рига", с соблюдением мер конспирации, врезали отвод в магистральный трубопровод, принадлежащий Солнечногорской топливно-наливной станции, и в течении сентября 1996 года совершали кражи бензина марки АИ-92.
Проведен комплекс мероприятий по пресечению деятельности преступных групп, действующих в кредитно-финансовой сфере.
Так, в мае 1997 года сотрудниками РУОП задержана преступная группа, члены которой пытались реализовать корпоративные векселя с поддельным авалем Сбербанка России на общую сумму 240 млн. долларов США.
В феврале 1997 г. пресечена деятельность преступного сообщества, действовавшего на рынке ценных бумаг с использованием фальшивых векселей Сбербанка России. Только в г.Москве предотвращен ущерб на сумму 1,5 трлн. рублей. По всем регионам России сумма предотвращенного ущерба составила 4 трлн. рублей.
В ноябре 1997 года РУОП совместно с сотрудниками Московской железнодорожной таможни за контрабандное перемещение крупной партии груза на общую сумму 227 млн. рублей по поддельно оформленным документам о прохождении таможенного контроля задержаны 3 участника межрегиональной ОПГ. У организатора указанного преступления изъято: 120 тыс. долларов США, ювелирных изделий из золота и серебра на общую сумму свыше 4 млн. долларов США, печати и штампы таможенной идентификации, документы на право перемещения грузов.
В декабре 1997 года в ходе проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий РУОП совместно с ГУОП МВД России пресечена преступная деятельность межрегиональной организованной группы, занимавшейся незаконными операциями на рынке ценных бумаг. Установлено около 30 фактов изготовления поддельных векселей ряда банков, расположенных на территории г.Москвы, на общую сумму 75 млрд. рублей. Задержаны 14 активных участников данной группы, у которых изъято: комплект поддельных векселей, приготовленных к реализации, оттиски печатей, учредительные и финансовые документы различных фирм, компьютерная техника на сумму 25 тыс. долларов США, 12 комплектов подложных документов удостоверяющих личности участников ОПГ, денежные средства в размере 38 млн. рублей и 13 тыс. долларов США. На счетах задержанных обнаружено денежных средств на общую сумму 4 млрд. рублей, на которые наложен арест.
РУОП проводит целенаправленную работу по защите органов государственного управления от проникновения в них преступных элементов, выявлению и пресечению незаконной деятельности государственных служащих различного уровня, использующих свое служебное положение в интересах организованных преступных группировок и сообществ. В 1993-1998 г.г. по материалам службы возбуждено 569 уголовных дел.
В частности, по результатам деятельности службы только за 1997 год привлекаются к уголовной ответственности за совершение преступлений с использованием должностного положения ответственный руководитель Центробанка России, 3 заместителя супрефектов муниципальных округов г.Москвы, первый заместитель генерального директора 1-го Московского часового завода.
Так, в апреле 1997 года за получение взятки за утверждение договора субаренды помещений и выдачу разрешения на право розничной торговли без разрешения СЭС сотрудниками РУОП с поличным задержан заместитель супрефекта по промышленности и потребительскому рынку одного из округов г.Москвы, у которого по месту жительства в ходе обыска изъято 39 млн. рублей, 4,2 тыс. немецких марок, 7,3 тыс. долларов США.
В июне 1997 года РООП по Западному округу г.Москвы изобличен во взяточничестве заместитель директора по науке Государственного научного центра лазерной медицины, получивший от старшего научного сотрудника этого же центра 1 тыс. долларов США за положительное решение вопроса, связанного с защитой докторской диссертации.
В октябре 1997 года РУОП по г.Москве задержан с поличным при получении взятки в размере 2 тыс. долларов США за заключение договора аренды помещения, без надлежащего оформления документов заместитель супрефекта м.р. "Некрасовка" Юго-Восточного округа г.Москвы. Проведенными оперативно-розыскными мероприятиями были установлены его коррумпированные связи с участниками "люберецкой" ОПГ.
В июле 1995 года сотрудниками РУОП была задержана преступная группа из числа должностных лиц Государственного (муниципального) Предприятия "Мосинжстрой", в состав которой входили начальник отдела по управлению, эксплуатации и ремонту недвижимого имущества и начальник коммерческого сектора этого отдела. Используя имеющуюся базу недвижимости, они незаконно получали денежные средства с фирм-арендаторов за предоставление в аренду нежилых помещений. В период 1994-1995 г.г. получили в качестве взяток 21,3 млрд. рублей и 62 тыс. долларов США. Решением Мосгорсудом указанные лица приговорены к 11 годам лишения свободы. Наложен арест на имущество стоимостью 21,4 млрд. рублей.
В 1994 году сотрудниками службы был задержан ряд должностных лиц Госкомоборонпрома РФ, Госкомимущества РФ по фактам взяточничества. Они систематически получали взятки от руководителей предприятий оборонного комплекса за благоприятное решение вопросов приватизации или получения государственных бюджетных средств. Работая в тесном взаимодействии со следственной группой Генеральной прокуратуры РФ, оперативными работниками РУОП проведено 20 обысков, 9 следственных экспериментов и многочисленные оперативно-розыскные и следственные мероприятия, в том числе с выездами в г.Санкт-Петербург, Тюмень, районные центры Московской и Тюменской областей, в ходе которых получены вещественные доказательства и улики, имеющие доказательное значение по делу, раскрыто 10 эпизодов преступной деятельности 6 обвиняемых лиц. Было установлено, что указанные лица получили в качестве взяток более 33 млн. рублей (1994 год). В октябре 1995 г. Мосгорсуд вынес приговор о лишении свободы на срок от 3 до 7 лет.
В апреле 1996 года задержан старший инспектор отдела дознания Одинцовской таможни при получении взятки в размере 12 тыс. долларов США за невозбуждение уголовного дела по материалам проверки. Впоследствии, в ходе проведения оперативно-следственных мероприятий, была установлена связь данного лица с "солнцевским" ОПС.
Наиболее наглядно проблема организованной преступности проявляется на примере вымогательств. Более быстрыми темпами происходит рост вымогательств, сопряженных с похищениями людей и захватом заложников.
Указанные преступления представляют большую общественную опасность, сопровождаются причинением телесных повреждений, совершаются хорошо подготовленными группами. Раскрытие таких преступлений относится к категории наиболее сложных, на выявление которых уходит от 2-5 дней до полутора месяцев и требует значительного количества сил и средств.
В марте 1996 года РУОП совместно с АТЦ ФСБ России, и УГАИ ГУВД г.Москвы задержаны 5 активных участников "грузинского" ОПС, которые, похитив сына директора одной из московских фирм, потребовали за его освобождение 1 млн. долларов США. В результате проведенных мероприятий подросток был освобожден.
3 сентября 1997 года в дежурную часть УВД Южного округа г.Москвы по телефону обратился неизвестный и сообщил о том, что в салоне автомобиля по Криворожской ул. Д.19-а находится сообщение о готовящейся в Москве серии взрывов. В салоне автомашины был найден стандартный почтовый конверт с письмом, адресованный Мэру г. Москвы, в котором вышеуказанный неизвестный, угрожая взрывами 12-ти крупных зданий с большим количеством людей, требовал выплаты ему 20 млн. долларов США. 4 сентября преступник, организовавший указанное преступление был задержан сотрудниками столичного РУОП.
Всего в подразделения службы за последние пять лет поступили сообщения о похищении 952 человек, из них - 51 несовершеннолетние. Все они освобождены, задержано более тысячи человек (1423), возбуждено 601 уголовное дело.
В июле 1994 г. в РУОП обратилась генеральный директор одного из российско-итальянского СП с заявлением о том, что в ее квартиру под видом медсестры вошла неизвестная женщина в сопровождении лица кавказской народности и, угрожая пистолетом ПМ с глушителем, похитили ее 8-месячную дочь, за освобождение которой потребовали 500 тыс. долларов США. В результате проведения оперативно-розыскных и технических мероприятий сотрудниками РУОП совместно с ФСБ РФ были установлены и задержаны члены преступной группы в составе 5 человек.
Следует отметить, что службой разработан алгоритм раскрытия и пресечения преступлений, связанных с захватом заложников, похищением людей и незаконным лишением свободы, отработаны различные варианты взаимодействия с подразделениями МВД и ФСБ России, органов внутренних дел субъектов Российской Федерации, иностранных государств. Это позволяет, в случаях вывоза заложников за пределы Москвы, оперативно, без лишних формальностей организовать и осуществить мероприятия по их освобождению.
Так, в июне 1997 года в ходе операции по освобождения сына директора компании (г.Сидней) были задействованы силы и средства 8 подразделений и служб правоохранительных органов Москвы, России и Австралии (РУОП по г.Москве, ГУОП МВД России, ГУВД г.Москвы, УОП МВД Дагестана, ФСБ России, НЦБ Интерпола в России и Австралии, полиция г.Сиднея), в результате чего заложник был освобожден.
В борьбе с незаконным оборотом оружия служба ориентирована на поиск лиц, сбывающих крупные партии оружия. Это позволило перекрыть ряд каналов поступления г.Москву оружия из Эстонии, Удмурдии, с воинских складов Рязанской и Тверской областей, из Чечни и других "горячих" точек бывшего СССР.
В результате только в 1995 г. пресечена преступная деятельность 14 организованных групп, перекрыто 19 каналов поступления в г.Москву оружия, возбуждено 23 уголовных дела, по которым привлечено к уголовной ответственности 43 человека. У преступников изъято 280 единиц огнестрельного оружия, свыше 26 тыс. единиц боеприпасов, 11 кг взрывчатых веществ.
Так, в апреле 1995 года сотрудниками РУОП ГУВД г.Москвы совместно с РУОП при ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области во временно снимаемой квартире в Санкт-Петербурге задержано 2 участника организованной преступной группы, занимавшиеся контрабандой оружия, у которых изъято 22 пистолета "ТТ", один пистолет венгерского производства и 146 патронов к ним.
В июле 1995 г. в г.Ижевске сотрудниками РУОП ГУВД г.Москвы совместно с УОП МВД Республики Удмуртия и 8 ГУ МВД РФ задержано 12 участников "ижевской" преступной группы, которые занимались хищением огнестрельного оружия и боеприпасов с заводов-изготовителей. При обыске по месту жительства задержанных обнаружено и изъято 22 револьвера, 6 пистолетов, 100 газовых пистолетов, переделанных для стрельбы малокалиберными патронами, около 4 тысяч патронов различного калибра.
В сентябре 1996 года РУОП по г.Москве совместно с РУОП по г.Санкт-Петербургу на Варшавском шоссе была задержана автомашина, управляемая активным участником "ростовской" ОПГ, в салоне которой было обнаружено и изъято: 14 пистолетов "ТТ", 28 магазинов к ним, 404 патрона калибра 7,62 мм.
В декабре 1997 года в результате реализации оперативных материалов РУОП совместно с ФСБ России и УГАИ ГУВД г.Москвы задержаны 2 участницы организованной преступной группы, неработающие жительницы Чеченской Республики, занимавшиеся транспортировкой оружия из Чечни. У задержанных изъято: 25 пистолетов "ПМ", пистолет "ИЖ-78", 2 глушителя к пистолету "ПМ" и 192 патрона калибра 9 мм, самодельное взрывное устройство, 300 г взрывчатого вещества "пластит". За соучастие в преступлении задержаны: сотрудник милиции, который за взятку разрешил проход участницам преступной группы через заградительный кордон, а также активный участник указанной группы, у которого изъято: газовый пистолет, приспособленный для стрельбы боевыми патронами калибра 9 мм, 54 патрона разного калибра, магазин к пистолету "ПМ".
Проведен ряд мероприятий по пресечению каналов хищения оружия и боеприпасов с воинских частей и военных складов.
Cовместно с АТЦ ФСБ России в марте 1997 года пресечена деятельность устойчивой преступной группы, занимавшейся хищением огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ из войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации и последующим сбытом похищенного членам "солнцевского" преступного сообщества, "медведковской" и "одинцовской" преступных группировок. У задержанных изъято более 2 кг взрывчатого вещества "тротил", 2160 патронов, 4 электродетонатора, граната к гранатомету.
В апреле 1997 года совместно с ГУОП МВД России, УОП при УВД Кировской области и АТЦ ФСБ России за незаконное хранение и попытку сбыта взрывчатых веществ задержаны военнослужащие срочной службы Министерства обороны Российской Федерации, у которых изъято 6 кг взрывчатого вещества "пластит".
В мае 1997 года в результате проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий РУОП за незаконное хранение и попытку сбыта взрывчатых веществ задержан командир взвода одной из воинских частей Министерства обороны Российской Федерации, у которого изъято 4 кг взрывчатого вещества "пластит". В ходе дальнейших оперативно-следственных мероприятий из тайников, находящихся на территории войсковой части, было изъято: автомат АК-74, 10 кг взрывчатого вещества "пластит", 14 гранат, около 5,5 тыс. патронов.
Реализован комплекс мероприятий по раскрытию преступлений, связанных с наркотиками, пресечению нелегальных каналов их поступления в г.Москву. При этом от эпизодических задержаний сотрудники службы перешли к оперативным разработкам поставщиков сильнодействующих наркотических веществ. Всего службой за пять лет выявлено более 1262 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Например, пресечена деятельность трёх организованных преступных групп, состоящих из граждан Афганистана, Пакистана, стран Закавказья и Средней Азии, у которых изъято 3,5 кг героина и 1 кг гашиша по ценам "чёрного рынка" на сумму 3,5 млрд.рублей.
В течение 1997 года сотрудниками службы по борьбе с организованной преступностью г.Москвы была проведена специальная операция, направленная на пресечение устойчивого канала незаконной поставки в Москву и сбыта наркотических веществ в особо крупных размерах. Итогом всей операции, которая проводилась в три этапа, стало прекращение деятельности межрегиональной ОПГ, в состав которой входили жители России, Азербайджана, Таджикистана и Узбекистана, и задержание 23 активных членов. Также был задержан лидер "евлахской" ОПГ, входящей в состав "азербайджанского" организованного преступного сообщества, который являлся организатором приобретения оптовых партий наркотических веществ и сбыта их на рынках города Москвы. Общий вес изъятых наркотических веществ: "кокаин", "героин", "опий", "гашиш", "марихуана" составил более 82 кг. на сумму около 13 млрд. рублей (по ценам черного рынка). У них также изъято: 2 пистолета ПМ, самодельное устройство, приспособленное для стрельбы боевыми патронами, 87 патронов различного калибра.
Анализ оперативной обстановки свидетельствует, что организованная преступность выходит за рамки одного государства и приобретает международные формы. Есть основание говорить о перенесении деятельности международных преступных группировок на территорию России и, в частности, г.Москвы. Основными направлениями противоправной деятельности транснациональных преступных группировок являются мошенничество и хищения в банковско-кредитной, финансовой сферах, наркобизнес, кражи автомобилей, контрабанда, торговля оружием, проституция, фальшиво-монетничество, организация нелегальной эмиграции граждан стран Азии и Африки в европейские страны.
В 1994 г. РУОП пресечена преступная деятельность двух международных организованных преступных групп, в результате чего предотвращено хищение и вывоз за рубеж 1 млн. 700 тыс. долларов США (организованная преступная группа в составе жителей России, Швейцарии и Гибралтара), а также контрабандный ввоз 120 тыс. бутылок водки "Распутин" на сумму 30 тыс. долларов США и 72 тыс. бутылок импортного ликера на сумму 91 тыс. долларов США (организованная преступная группа в составе жителей Венгрии, Украины и России).
В целях координации борьбы с межрегиональными и международными организованными группировками установлены рабочие контакты с представителями органов полиции ряда иностранных государств: Болгарии, Венгрии, Великобритании, Германии, Польши, Финляндии, Чехии, Канады, США, Израиля, Китая, Сингапура, Японии и других. При этом наработан некоторый опыт проведения совместных мероприятий.
Например, в июле 1996 года в РУОП обратился житель г.Москвы с заявлением о том, что в США в июне 1996 года был похищен его сын, временно проживавший в общежитии Бостонского университета в г.Бостоне, и неизвестные лица, угрожая расправой, требуют за его освобождение 100 тыс. долларов США. В процессе проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками РУОП неизвестные лица были установлены и задержаны, которые дали показания о месте удержания заложника в г.Кливленде США. По информации, направленной РУОП, удерживаемый заложник сотрудниками Кливлендского отделения ФБР США был освобождён, а лица, его удерживавшие, задержаны.
В августе 1996 года в ходе проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками РУОП при взаимодействии с представителями Бюро Легального Атташе ФБР при Посольстве США в г.Москве выявлена устойчивая транснациональная организованная преступная группа, занимающаяся вымогательствами и разбойными нападениями в городах Бостоне и Кливленде. По информации, предоставленной РУОП, сотрудниками Кливлендского отделения ФБР США были установлены и задержаны лидеры указанной транснациональной группы, ими оказались граждане США, жители г.Кливленда Якубов А.В. и Якубов И.В., которые были изобличены в организации и осуществлении вымогательств в период 1995 - 1996 г.г. на территории г.Кливленда в отношении ряда граждан, прибывших из России. Причинённый преступными действиями ущерб составил более 800 тыс. долларов США.
В марте 1997 года совместно с полицией Германии задержан активный участник "вьетнамской" организованной преступной группировки, гражданин Вьетнама, который в мае 1996 года в городе Берлине на почве передела сфер влияния в табачном бизнесе вместе с сообщниками расстрелял из автоматического оружия 9 вьетнамцев, 7 из которых от полученных ран скончались на месте. За указанное преступление полицией Германии он был объявлен в Международный розыск.
Преступники оказывают жесткое, зачастую вооруженное сопротивление правоохранительным органам. За 1993-1998 г.г. при исполнении служебного долга погибло 18. Получили ранения, травмы и увечья 67 сотрудников.
Новые направления - высокие технологии.
В связи с возросшим числом преступлений в сфере высоких технологий в декабре 1998 года ГУВД г. Москва решило создать особое специальное подразделение по борьбе с этим типом преступлений.
Под пиратством в сфере использования программного обеспечения следует понимать несанкционированное правообладателем (без письменного договора) любое использование программных продуктов, фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания.
По данным совместного исследования Ассоциации производителей программного обеспечения (Business Software Alliance, BSA) и Ассоциации издателей программного обеспечения (Software Publishers Association, SPA) ущерб, нанесенный мировой индустрии программного обеспечения нелегальным использованием программ в 1997 году оценивается в 11,4 миллиарда долларов США. В среднем по всему миру в 1997 году использовались нелегально 40% прикладных бизнес программ. По мнению президента и исполнительного директора BSA Роберта Холлимана (Robert Holleymann) борьба с пиратством должна стать задачей номер один. Например, в США потери от магазинных воров в розничной торговле в среднем не превышает 2%, а потери индустрии программного обеспечения составляют 27% в США, и в среднем по миру составляют и вовсе устрашающий показатель - 40%. Пиратство оказывает отрицательное влияние не только на индустрию программного обеспечения, но и приводит к сокращению рабочих мест, наносит вред потребителю. В России уровень пиратского использования программного обеспечения составил в 1997 году 96%, а в 1998 году снизился до 91%.
Сейчас в штате отдела 46 человек. Все они - специалисты экстракласса. На данный момент отделом расследовано и передано в суд 6 дел, 10 расследуются.
Отдел обладает исключительными правами, как то прослушивание телефонных переговоров без санкции прокурора (правда, материалы, полученные таким образом, не могут явлются доказательством в суде, однако РУОП всегда в курсе происходящего), разрешение МВД РФ на право ведения допросов с использованием силовых методов (что, непременно, помогает), разрешение ФАПСИ, дающее возможность прослушивания пейджеров, мониторинга электронной почты. В суде дела, переданные РУОП, проходят с пометкой "к внеочередному рассмотрению". Наш отдел имеет широкую агентурную сеть. Фактически, ни одно преступление в сфере высоких технологий не проходит незамеченным.
В принципе, теперь можно сказать, что в Москве появилась сила, способная контролировать процесс, казавшийся еще недавно неуправляемым.
Основная работа ведется по четырем направлениям : вирусы, хакинг, кракинг и фрикинг. Если расшифровывать сложившиеся на компьютерном жаргоне понятия, то хакинг - это взлом сетей, уничтожение информации на удаленных компьютерах, воровство информации, действия по нанесению вреда компьютерным сетям.
Кракинг - взлом защит программного обеспечения. Борьба ведется и с кракерами (людьми, ломающими защиты программ) и с распространителями пиратского программного обеспечения (мы проводим рейды по торговым точкам и рынкам города).
Фрикинг - незаконные действия в сфере связи. Этими действиями являются изготовление, использование или распространение либо телефонов-сканнеров, либо нелегальных (клонированные) сотовых телефонов и пейджеров, либо просто нелегальное подслушивание переговоров. Под вирусами подразумевается не только наказание авторов, но и привлечение к ответственности лиц, причастных к их распространению.Так, например, наказать продавца нелегального пиратского обеспечения можно не только по статье 146 УК РФ, но и по статье 273 УК РФ, в том случае, если на его дисках найдены вирусы, что, как правило, случается.
****************************************
К пятилетнему юбилею службы Региональным общественным фондом содействия правоохранительным органам МВД был подготовлен видеофильм "Криминальные войны. РУОП", выпущенный компанией "Лазер-Видео", в котором были использованы подлинные материалы реальных боевых операций РУОП по г. Москве по обезвреживанию преступных группировок в г. Москве и других регионах России.
Приложение 1.
Положение
об
отделах по
надзору за
законностью
деятельности
региональных
управлений
по организованной
преступности
(РУОП)
(утв.
Генпрокуратурой
РФ от 26 марта
1998 г.)
1. Отделы по надзору за законностью деятельности региональных управлений по организованной преступности образуются во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 27.10.97 N 67, являются самостоятельными структурными специализированными подразделениями соответствующих прокуратур субъектов Российской Федерации. Действуют в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами, другими законодательными актами, приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации и настоящим Положением под личным контролем соответствующих прокуроров субъектов Российской Федерации и под непосредственным руководством отдела по надзору за исполнением законов по борьбе с организованной преступностью управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел Главного следственного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации на всей территории, обслуживаемой соответствующим РУОП. В своей деятельности взаимодействуют с управлениями и отделами прокуратур, научными, экспертными и другими учреждениями.
2. Задачей отделов является непосредственное осуществление надзора за законностью рассмотрения заявлений, сообщений о совершенных и готовящихся преступлений, поступивших в РУОП, дознания и оперативно-розыскной деятельности РУОП (при проведении оперативно-розыскных мероприятий и законностью принимаемых при этом решений), доставления, задержания работниками РУОП граждан, за законностью расследования конкретных наиболее актуальных уголовных дел об организованной преступности (п. 4 ст. 35 УК РФ).
3. Отделы осуществляют координацию деятельности РУОП с подразделениями других правоохранительных органов, обеспечивающих противодействие организованной преступности, в том числе с подразделениями прокуратур (территориальных, специализированных, транспортных, военных) на всей территории, обслуживаемой соответствующим РУОП, на основе анализа практики исполнения законов по борьбе с организованной преступностью путем разработки планов, наиболее эффективных форм и методов совместной деятельности, проведения координационных и оперативных совещаний, внесения предложений об их осуществлении прокурорам и руководителям РУОП, других подразделений органов внутренних дел. Взаимодействуют со специальными прокурорами (подразделениями, группами) в прокуратурах там, где они выделены (образованы) для усиления борьбы с организованной преступностью, в том числе с осуществляющими надзор за деятельностью территориальных управлений по организованной преступности (УОП, РООП и т. д.).
4. Отделы осуществляют надзор за законностью учета и регистрации в РУОП преступлений, совершенных организованными преступными группами, сообществами, организациями, проверяют достоверность статистической отчетности. Принимают меры по устранению нарушений закона при учете и регистрации таких преступлений.
5. Отделы по указанию прокурора субъекта Российской Федерации, по своей инициативе или ходатайству начальников РУОП истребуют и изучают материалы РУОП и уголовные дела, возбужденные по их материалам и разработкам, независимо от подследственности, в том числе находящиеся под надзором или в производстве прокуратур субъектов Российской Федерации, территориальных, специализированных, транспортных и военных прокуратур, вносят соответствующим прокурорам предложения об отмене незаконных постановлений, даче указаний, принятии или санкционировании процессуальных решений или действий, контролируют их исполнение непосредственно или через соответствующих прокуроров, дают предложения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, проводят проверки в соответствии со ст. 109 УПК РСФСР.
6. По поручению руководства Главного следственного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации отделы осуществляют надзор за расследованием конкретных уголовных дел в полном объеме, принимают их к своему производству, поддерживают по ним государственное обвинение. При этом осуществляют функции уголовного преследования путем полного, всестороннего и объективного расследования преступлений на основе неуклонного соблюдения законности, прав и интересов граждан.
7. Отделы по надзору за законностью деятельности РУОП возглавляют начальники - старшие помощники прокуроров субъектов Российской Федерации. В составе отделов имеются старшие прокуроры и прокуроры, которые самостоятельно в пределах своей компетенции осуществляют полномочия, предусмотренные ст. 211 УПК РСФСР, на всей территории соответствующей прокуратуры субъекта Российской Федерации. На территории других субъектов Российской Федерации, входящих в зону обслуживания РУОП, отделы действуют через соответствующих территориальных, специализированных, военных, транспортных прокуроров, прокуроров субъектов Российской Федерации, а в случае необходимости - через отдел по надзору за исполнением законов по борьбе в организованной преступностью Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Всем работникам отделов в установленном порядке оформляется допуск к работе с секретными документами, производится доплата за секретность, а также за особые условия труда.
8. Полномочия и обязанности работников отделов.
8.1. Начальники отделов:
- назначаются на должности и освобождаются от должности с согласия руководства Главного следственного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации соответствующими прокурорами - субъектов Российской Федерации из числа наиболее подготовленных работников, имеющих достаточный опыт прокурорско-следственной работы;
- в своей служебной деятельности подчиняются непосредственно руководству Главного следственного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации и лично - соответствующим прокурорам субъектов Российской Федерации, осуществляют общее руководство отделами, отвечают за организацию их работы, обеспечивают дисциплину и законность деятельности подчиненных;
- распределяют обязанности между старшими прокурорами и прокурорами отделов, при необходимости дают им поручения независимо от распределения обязанностей, осуществляют контроль за их исполнением;
- обеспечивают совместно с управлением кадров подбор кадров, согласовывают их назначение на должность и перемещение с прокурором субъекта Российской Федерации, представляют аттестации подчиненных сотрудников, ставят перед прокурором субъекта Российской Федерации вопросы о поощрении и наказании сотрудников отдела, принимают меры к созданию надлежащих условий труда и быта;
- при выполнении обязанностей по надзору за оперативно-розыскной деятельностью РУОП (за законностью выполнения оперативно-розыскных мероприятий и принимаемых при этом решений) требуют от органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представления оперативно-служебных документов, послуживших основанием для проведения этих мероприятий в случаях поступления в отдел материалов, информации и обращений граждан о нарушении законов при проведении (с момента начала и до окончания) оперативно-розыскных мероприятий, а также при проверке установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий и законности принимаемых при этом решений;
- при выявлении нарушений закона, влекущих уголовную ответственность, для решения вопросов о привлечении к ответственности или освобождении от нее лиц, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудников органов внутренних дел, а также лиц, оказывающих или оказывавших содействие на конфиденциальной основе, требуют от органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, сведений об их личности, в том числе и поступившие от них рукописные сообщения, или изымают их в соответствии с уголовно-процессуальным законом.
- по своей инициативе принимают меры к наиболее полному всестороннему и объективному производству предварительного следствия по конкретным уголовным делам, возбужденным по материалам РУОП. Проверяют уголовные дела этой категории, отменяют незаконные процессуальные решения, дают письменные указания. Вносят предложения прокурорам (территориальным специализированным, военным, транспортным, субъектов Российской Федерации) или отделу по надзору за исполнением законов по борьбе с организованной преступностью Генеральной прокуратуры Российской Федерации о производстве следственных действий, обеспечивают контроль за их исполнением независимо от территориальной или предметной подследственности, истребуют уголовные дела, ставят вопросы о передаче их другому следователю или другому органу расследования;
- принимают решения о возбуждении уголовных дел или об отказе в возбуждении уголовных дел по своим материалам и материалам РУОП на территории всех субъектов Федерации, входящих в зону обслуживания регионального управления;
- ставят перед территориальными, специализированными, военными, транспортными прокурорами, прокурорами субъектов Российской Федерации, а в случае отказа - перед Главным следственным управлением вопросы об аресте, продлении сроков следствия и содержания под стражей, о прекращении или приостановлении расследования. Самостоятельно определяют отнесение уголовных дел к категории дел об организованной преступности, а в случаях разногласий с прокурорами согласовывают такие вопросы с Главным следственным управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации;
- в необходимых случаях лично участвуют в производстве следственных действий либо по поручению руководства Главного следственного управления проводят расследования в полном объеме или поддерживают по ним государственное обвинение, дают предложения о поручении расследования по наиболее сложным, многоэпизодным делам группе следователей, вносят предложения о создании следственных групп с включением в них оперативных работников для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе с привлечением следователей прокуратур субъектов Российской Федерации, территориальных, специализированных, транспортных и военных прокуратур, следователей МВД, ФСБ, налоговой полиции России;
- ставят лично перед прокурором субъекта Российской Федерации (там, где образованы отделы) вопросы о санкционировании неотложных процессуальных действий по делам РУОП или по делам, принятым к своему производству (производству отдела) независимо от предметной или территориальной подследственности, а при необходимости в случае отказа санкционирования - перед Главным следственным управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации;
- проводят оперативные совещания, заслушивают сообщения отчеты и объяснения работников отделов нижестоящих прокуратур и органов внутренних дел;
- организуют взаимодействие с другими управлениями и отделами в пределах своей компетенции, а также исполнение и подготовку поручений, вытекающих из международных обязательств и договоров об оказании правовой помощи по уголовным делам;
- рассматривают жалобы на подчиненных сотрудников, работников прокуратур, на действия работников РУОП и следователей по расследуемым делам указанной категории, за которыми ими установлен надзор;
- организуют ежемесячный сбор сведений о деятельности поднадзорных РУОП, анализируют и обобщают в целом по территории его обслуживания статистические и иные данные, характеризующие состояние организованной преступности, законности деятельности РУОП, прокурорского надзора за законностью разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью всех территориальных подразделений по борьбе с организованной преступностью (УОП, РООП и т.д.). На этой основе вносят прокурорам (территориальным, специализированным, военным, транспортным, субъектов Российской Федерации) и в Генеральную прокуратуру Российской Федерации предложения по укреплению законности и повышению эффективности работы в пределах своей компетенции самостоятельно принимают меры по устранению нарушений законности, регулярно отчитываются о результатах работы перед руководством Главного следственного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации;
- дают заключения по ходатайствам РУОП о санкционировании оперативно-розыскных мероприятий в случаях, предусмотренных законом;
- осуществляют контроль за исполнением приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации, решений коллегий и оперативных совещаний Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры субъекта Российской Федерации (в которых отделы образованы) по вопросам надзора за дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, за законностью рассмотрения заявлений, сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях.
8.2. Старшие прокуроры, прокуроры отделов:
- назначаются по представлению начальников отделов прокурорами субъектов Российской Федерации из числа наиболее профессионально подготовленных работников;
- в соответствии с распределением обязанностей проверяют законность выполнения оперативно-розыскных мероприятий и принимаемых при этом решений;
- проверяют законность рассмотрения РУОП заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, порядок регистрации и учета преступлений, проверяют законность доставления в РУОП, задержания работниками РУОП граждан;
- принимают меры по устранению нарушений законности самостоятельно или через соответствующих прокуроров;
- рассматривают ходатайства РУОП о санкционировании оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий, дают предварительные заключения об их законности, проверяют законность их проведения;
- готовят заключения о законности и обоснованности процессуальных решений по материалам РУОП. По поручению начальников отделов устанавливают надзор за расследованием уголовных дел, возбужденных по материалам РУОП, вносят предложения об отмене незаконных решений о возбуждении уголовных дел, о направлении расследования, прекращении, приостановлении, производстве процессуальных и оперативно-розыскных действий, о передаче дел в производство в другой орган или другому следователю;
- по поручениям начальников отделов принимают к своему производству уголовные дела, расследуют их в полном объеме или поддерживают по ним государственное обвинение;
- рассматривают заявления, сообщения и жалобы граждан на действия работников РУОП и на действия следователей, ведущих расследование уголовных дел, за которыми установлен надзор, принимают в установленном порядке граждан и представителей организаций;
- ведут учет выполняемой работы, представляют начальникам отделов отчеты по установленной форме;
- осуществляют сбор сведений, накопление и анализ информации о результатах деятельности РУОП, разрабатывают мероприятия по повышению ее эффективности, совершенствованию организации надзора, устранению нарушений законности;
- по делам, за которыми осуществляется надзор, рассматривают постановления следователей о применении ареста в качестве меры пресечения, продлении сроков следствия и содержания под стражей и дают по ним заключения;
- участвуют в судебных проверках законности и обоснованности арестов или продления сроков содержания обвиняемых под стражей.
9. Делопроизводство отделов осуществляется работниками особой и общей части соответствующих прокуратур субъектов Федерации.
Начальник
управления
по надзору
за
следствием,
дознанием
и
оперативно-розыскной
деятельностью
в
органах внутренних
дел
государственный
советник юстиции
2 класса
П.В.Вилков
Заместитель
Генерального
прокурора
Российской
Федерации
государственный
советник юстиции
1
класса М.Б.Катышев
Приложение 2
Документ, представленный в приложении, уникален тем, что неуклонно выполняется. Такова оценка правительством Москвы результатов деятельности РУОП.
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 5 августа 1997 г. N 578
О ВЫДЕЛЕНИИ В 1997 Г. МУНИЦИПАЛЬНОГО ЖИЛЬЯ ДЛЯ БЕСПЛАТНОГО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОТРУДНИКАМ РУОП ПО Г. МОСКВЕ
С целью оказания помощи Региональному управлению по организованной преступности (РУОП) по г. Москве, которое является одним из ведущих подразделений органов внутренних дел Российской Федерации и обеспечивает в условиях сложной криминогенной ситуации правопорядок в столице, в решении жилищных вопросов своих сотрудников Правительство Москвы постановляет:
1. Комитету муниципального жилья выделить в 1997 году РУОП по г. Москве 0,5 тыс. кв. м общей площади из муниципального жилищного фонда для бесплатного предоставления сотрудникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятым на учет по месту работы установленным порядком.
2. Контроль за выполнением данного постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.
И.о. Премьера Правительства Москвы
Б.В. Никольский
Список литературы.
Материалы пресс-центра РУОП г.Москва, 1999 г.
Журнал «Профиль» 1998-1999 гг.
Материалы пресс-центра ГУВД г.Москва, 1998 г.
Постановление Правительства РФ от 29.11.92 г. № 914-63 «Об организационных мерах по обеспечению борьбы с организованной преступностью».
Указ Президента РФ от 8.10.92 г. № 1189 «О мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилению борьбы с преступностью».
Бюллетень мэрии г.Москва за I-IV квартал 1997 г.
Уголовный кодекс РФ.
1 «Сфера интересов РУОП, по большому счету, ограничена всего шестью составами преступлений - это бандитизм, вопросы квалификационного вымогательства, там, где фигурируют солидные суммы денег и где жестоко обходятся с потерпевшим, это также похищение людей, захват заложников, оружейный бизнес и торговля взрывчатыми веществами. И кроме того, преступления, которые имеют большой общественный резонанс» - из интрерьвь В.Рушайло «Ъ» №34,1995г.
2 С приходом Сергея Степашина в МВД начались серьезные кадровые перестановки. Согласно указам президента, подписанным 9 мая 1998, сразу несколько высших милицейских чинов получили новые назначения. Замминистра В.Рушайло был назначен руководить Главным управлением по организованной преступности.
3 См. Приложение 2
Особенности развития организованной преступности | |
ВВЕДЕНИЕ Организованная преступность на сегодняшний день является одним из основных факторов дестабилизирующих общественную жизнь, препятствующих ... В МВД РФ было создано самостоятельное 6-е управление, в управлениях внутренних дел оперативно - розыскные бюро, разработана Концепция МВД РФ по борьбе с организованной ... При жёсткой федеральной подчинённости РУОП Министерству внутренних дел Российской Федерации управления и отделы по борьбе с организованной преступностью в республиках, краях и ... |
Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: дипломная работа |
Детерминация и предупреждение преступности среди персонала органов ... | |
МВД Украины Харьковский национальный университет внутренних дел О.А. Мартыненко ДЕТЕРМИНАЦИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ СРЕДИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНОВ ... Ряд сотрудников вступали в сговор с преступниками, предоставляли им информацию о проведении оперативно-розыскных мероприятий, получали взятки за непривлечение граждан к уголовной и ... Только традиционные (суд, прокуратура, СБУ, МВД и др.) или такие относительно новые, как Координационный комитет борьбы с коррупцией и организованной преступностью, налоговые ... |
Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: дипломная работа |
Факторы развития и деятельность института прокуратуры | |
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Иркутский государственный технический университет Факультет ... Помимо уголовного преследования, в силу возложенных на него УПК РФ и Федеральным законом "О прокуратуре РФ" обязанностей, прокурор осуществляет надзор за исполнением законов ... В частности, необходимо приложить дополнительные усилия для эффективной реализации прокуратурой правозащитной функции путем повышения ее роли в судопроизводстве, наделения правом ... |
Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: дипломная работа |
Международная борьба с преступностью в России | |
Содержание Введение Глава 1. Особенности экономической преступности в России 1.1 Понятие и признаки организованной экономической преступности 1.2 ... По данным МВД, в России действует около 80 тыс. членов организованных преступных группировок, под контролем которых находится около 40 тыс. хозяйствующих субъектов, в том числе 1,5 ... Законом "О борьбе с нелегальной торговлей наркотиками и другими формами организованной преступности" (1992) Уголовно-процессуальный кодекс Германии дополнен нормами ... |
Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: дипломная работа |
Криминология | |
1. Понятие, объект, предмет и система криминолог Криминол-я - соц-но-пр-я наука, кот изучает преступность, личность преступника, причины и усл-я ... Криминол-я - соц-но-пр-я наука, кот изучает преступность, личность преступника, причины и усл-я преступности, методы и средства ее предупреждения. Во взаимодег ствии с органами прокуратуры, МВД и другими правоохранительным органами они осуществляют: предупреждение и пресечение наркобизнеса, других видов организованной ... Бюро располагает специализированным банком данных и оказывает содействие в осуществлении межгосударственного розыска участников организованных преступных структур, в проведении ... |
Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: шпаргалка |