Реферат: Аудит

Сущность и содержание а. Возникновение аудита.

Аудит имеет уже достаточно большую историю. Первые незави­симые аудиторы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы. Слово «аудит» в разных переводах означает «он слышит» или «слушающий».

Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (админи­страция, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятель­ность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры пред­приятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со сто­роны администрации существенно повышали риск финансовых вло­жений. Акционеры хотели быть уверены в том, что их не обманыва­ют, что отчетность, представленная администрацией, полностью от­ражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались люди, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Главными требованиями, предъ­являемыми к аудитору, были его безупречная честность и независи­мость. Знание бухгалтерского учета не имело сначала основного зна­чения, однако с усложнением бухгалтерского учета необходимым условием становится и хорошая профессиональная подготовка ауди­тора.

Исторической родиной аудита считается Англия, где с 1844 г. выходит серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных компаний обязаны приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.

В России звание аудитора было введено Петром 1. Должность аудитора совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводи­теля, секретаря и прокурора. Аудиторов в России называли присяж­ными бухгалтерами. Все три попытки организации института аудита (в 1889, 1912и 1928 г.) оказались неудачными.

Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. усилил потреб­ность в услугах бухгалтеров-аудиторов. В это время резко ужесточа-

ются требования к качеству аудиторской проверки и ее обязатель­ности, увеличивается рыночная потребность в такого рода услугах. 'После окончания кризиса практически все страны начинают вво-.;дить обязательные требования к объему информации, содержащейся ..в годовых отчетах, и обязательности публикации этих отчетов и за-.ключений аудиторов. Аудит становится мощным оружием против мошенничества.

До конца 40-х гг. аудит в основном заключался в проверке доку­ментации, подтверждающей записанные денежные операции, и правильной группировке этих операций в финансовых отчетах. Это был так называемый подтверждающий аудит. После 1949 г. независимые аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля в компаниях, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность оши­бок незначительна и финансовые данные достаточно полны и точны. Аудиторские фирмы начали заниматься больше консультационной деятельностью, чем непосредственно аудиторскими проверками. Такой аудит получил название системно-ориентированного.

Третий этап развития аудита — его ориентация на возможный риск при проведении проверок или при консультировании, предуп­реждение и избежание риска; аудит, при котором исходя из условий бизнеса клиента проверка проводится выборочно, в основном там, где риск ошибки или мошенничества максимальный. В начале 70-х гг. началась разработка аудиторских стандартов. В Англии аудиторами именуются любые специалисты в области контроля за достоверностью финансовой отчетности, в том числе и работающие в государственных органах. Во Франции в области не­зависимого финансового контроля действуют две профессиональ­ные организации: бухгалтеров-экспертов, которые занимаются не­посредственно ведением бухгалтерского учета, составлением отчет­ности и оказанием консультационных услуг в этой области, и комис­саров (уполномоченных) по счетам, обеспечивающих контроль за достоверностью финансовой отчетности. В США проверку достовер­ности финансовой отчетности осуществляет дипломированный об­щественный бухгалтер,

Во всех развитых странах лицам, желающим приобрести про­фессию бухгалтера-аудитора, предстоят долгие годы учебы и прак­тической деятельности, а также многочисленные экзамены. Пред­ставители Палаты аудиторов, организации, объединяющей всех лиц этой профессии, регулярно проверяют их работу, и исключение из Палаты аудиторов означает запрещение дальнейшей деятель­ности.


Виды аудита. Внутренний и внешний аудит.


Внутренний аудит является неотъемлемым и важным элементом управленческого контроля. Потребность во внутреннем аудите воз­никает на крупных предприятиях в связи с тем, что верхнее звено руководства не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достовер­ность отчетов менеджеров./Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.

Определенные функции внутренних аудиторов выполняют ре­визорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчи­ненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире и включают в себя:

1) контроль за состоянием активов и недопущение убытков; под­тверждение точности информации, используемой руководством при принятии решений;

2) подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;

3) анализ эффективности функционирования системы внутрен­него контроля и обработки информации;

4) оценку качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.

Таким образом, в рамках внутреннего аудита осуществляется не только детальный контроль за сохранностью активов, но и контроль за политикой и качеством менеджмента.

Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время существенно различаются (табл. 1).

функции внутреннего аудита могут выполнять не только работ­ники предприятия, но и приглашенные независимые аудиторы.

Некоторые виды внутреннего аудита называются управленчес­ким, или производственным аудитом.

Основными задачами данного аудита являются проверка и со­вершенствование организации и управления предприятием, качест­венных сторон производственной деятельности, оценка эффектив­ности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств, их экономии.

Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудитора­ми, является одним из видов консультационных услуг клиенту для повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов и достижения намеченных целей.

Довольно близок к управленческому аудиту аудит хозяйствен­ной деятельности, т. е. систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимый для определенных целей. Этот вид аудита иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления и организации. При аудите хо­зяйственной деятельности предполагаются объективное обследова­ние и всесторонний анализ определенных видов деятельности. Этот вид аудита преследует три цели: оценка эффективности управления;

выявление возможностей улучшения хозяйственной деятельнос­ти;

внесение рекомендаций, касающихся улучшения деятельности или дальнейших действий.

Аудит хозяйственной деятельности может быть проведен как по заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в том числе и государственных органов. Аудит на соответствие требованиям. Этот аудит заключается в анализе определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях определения ее соот­ветствия предписанным условиям, правилам или законам. Если та­кие условия, например внутренние правила контроля, установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляется сотрудниками предприятия, которые выполняют функцию внутренних аудиторов. Если же условия установлены кредиторами (например требование поддержания определенного соотношения между оборотным капи­талом и краткосрочными обязательствами), то поскольку выполне­ние этих условий часто находят отражение в финансовых отчетах компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов.


Таблица 1..

Характеристика особенностей внутреннего и внешнего аудита

Факторы Внутренний аудит Внешний аудит
Постановка задач Определяется руководством исходя из потребностей управления как подразделе­ниями предприятия, так и предприятием в целом Определяется договором между независимыми сторонами: предприятием и аудиторской фирмой (аудитором)
Объект Решение отдельных функци­ональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия Главным образом система учета и отчетности предприятия
Цель Определяется руководством предприятия Определяется законодательством по аудиту: оценка достоверности финансовой отчетности и под­тверждение соблюдения действующего законодательства
Средства Выбираются самостоятельно (либо определяются стан­дартами внутреннего аудита) Определяются общепринятыми аудиторскими стандартами
Вид деятель­ности Исполнительская деятель­ность Предпринимательская деятель­ность
Организа­ция работы Выполнение конкретных заданий руководства Определяется аудитором самосто­ятельно исходя из общепринятых норм и правил аудиторской проверки
Взаимоотно­шения Подчиненность руководству предприятия, зависимость от него Равноправное партнерство, независимость
Субъекты Сотрудники, подчиненные руководству предприятия и находящиеся в штате предприятия Независимые эксперты, имею­щие соответствующий аттестат и лицензию на право заниматься этим видом предпринимательства
Квалифика­ция Определяется по усмотре­нию руководства предпри­ятия Регламентируется государством
Оплата Начисление заработной платы по штатному расписа­нию Оплата предоставленных услуг по договору
Ответствен­ность Перед руководством за выполнение обязанностей Перед клиентом и перед третьими лицами, установленная законода­тельными и нормативными актами
Методы Методы могут быть одинаковыми при решении одинаковых задач (например оценка достоверности информации). Имеются различия в степени точности и детальности.
Отчетность Перед руководством Итоговая часть аудиторского заключения может быть опублико­вана, аналитическая часть


передается клиенту

Аудит на соответствие требованиям, установленным государ­ственными актами, проводится ревизорами, работающими в госу­дарственном органе, осуществляющем контроль за исполнением этих актов, или сторонними аудиторами, которым поручается такой контроль. Результаты аудита докладываются соответствующему го­сударственному органу.

Аудит финансовой отчетности и специальный аудит. Аудит финансовой отчетности представляет собой проверку от­четности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и общепринятым правилам бухгалтер­ского учета. Этот аудит проводится сторонними аудиторами, пригла­шенными компанией, отчеты которой проверяются. Результаты аудита финансовой отчетности публикуются и рассылаются широ­кому кругу пользователей — владельцам акций, кредиторам, орга­нам государственного регулирования и др.

Специальный аудит — это проверка конкретных вопросов в дея­тельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил, обычно имеющая целью подтвердить за­конность, добросовестность и эффективность деятельности управ­ляющих, правильность составления налоговой отчетности, исполь­зования социальных фондов и др. Обязательный и инициативный аудит.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, уста­новленных непосредственно законодательством или по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения обязатель­ного аудита регламентируются законодательными нормами.

Инициативный (добровольный) аудит осуществляется по реше­нию экономического субъекта, на основе договора с аудитором (аудиторской фирмой). Характер и масштабы такой проверки опре­деляет клиент.

Первоначальный и согласованный аудит.

Первоначальный аудит проводится аудитором (аудиторской фирмой) впервые для данного клиента. Это существенно увеличи­вает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля и др.

Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудито­ром (аудиторской фирмой) повторно или регулярно и основан по­этому на знании специфики клиента, его положительных и отрица­тельных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля и др.).

Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о преиму­ществах согласованного (повторяющегося) аудита. Такое сотрудни­чество удобно и аудиторам, которые в течение многих лет основа­тельно изучают деятельность клиента, и клиенту, который получает высококвалифицированные, всесторонние, основанные на много­летнем длительном сотрудничестве помощь и оценку.

Более того, смена клиентом аудиторской фирмы зачастую вызы­вает настороженность как у потребителей информации, так и у но­вых аудиторов.

С точки зрения развития аудит разделяется на 3 стадии и, соответственно, 3 вида:

1) подтверждающий аудит (проверка и подтверждение досто­верности бухгалтерских документов и отчетности);

2) системно-ориентированный аудит (аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего контроля. Доказано, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна и необходимость в слишком детальной проверке от­падает; при наличии неэффективной системы внутреннего контроля клиенту даются рекомендации по ее улучшению);

3) аудит, базирующийся на риске (концентрация аудиторской работы в областях с более высоким возможным риском, что значи­тельно упрощает аудит в областях с низким риском). С точки зрения направленности аудит подразделяется на: общий аудит (предприятия и их объединения независимо от ор­ганизационно-правовых форм и видов собственности, организации и учреждения); банковский аудит; аудит страховых организаций; аудит бирж; аудит внебюджетных фондов; аудит инвестиционных институтов и др.


Аудиторская деятельность и ее регулирование. Аттестация и лицензирование.


Квалификационные экзамены на право заниматься аудиторской деятельностью проводятся в учебно-методических центрах (центрах по аттестации аудиторов), определяемых Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

Претендент может быть допущен к аттестации при наличии у него диплома об экономическом или юридическом (высшем или среднем специальном) образовании, стаже работы не менее 3 лет из последних 5 в качестве аудитора, специалиста аудиторской органи­зации, экономиста, ревизора, руководителя предприятия, научного работника или преподавателя по экономическому профилю.

К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда с лишением права занятия определенных должностей или ра­боты в определенной области.

Плата за проведение аттестации определена в 20-кратном разме­ре установленной законодательством Российской Федерации мини­мальной месячной оплаты труда.

Успешно сдавшие квалификационные экзамены получают аттес­тат аудитора единого образца. Если аудитор в течение 2 лет с момента получения аттестата не приступил к аудиторской деятельности, ат­тестат утрачивает силу.

Аудиторы, работающие самостоятельно, и аудиторские фирмы могут заниматься аудиторской деятельностью только после получе­ния лицензии на ее осуществление.

Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается на основании соответствующего заявления: а) для аудитора, работающего самостоятельно,— квалификаци­онного аттестата и копии свидетельства о государственной регист­рации,

б) для аудиторской фирмы — учредительных документов, копии свидетельства о государственной регистрации, сведений о руково­дителях аудиторской фирмы, их заместителях и аудиторах, имеющих квалификационный аттестат.

Сбор за выдачу лицензии лицам, работающим самостоятельно, без образования юридического лица, — 30-кратный размер установ-Д ленной законодательством Российской федерации минимальной месячной оплаты труда, за выдачу лицензий аудиторским фирмам — 150-кратный размер минимальной месячной оплаты труда. Лицензии выдаются отдельно на осуществление банковского аудита; аудита страховых организаций; аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; общего аудита (аудита иных экономических субъектов).

Лицензии на осуществление аудиторской деятельности могут быть аннулированы выдавшими их органами в случаях: а) обнаружения после выдачи лицензии факта представления для ее получения аудитором (учредителями аудиторской фирмы) недо­стоверных сведений;

б) осуществления аудитором (аудиторской фирмой) аудиторской деятельности, не предусмотренной выданной ему лицензией;

и) представления аудитором (аудиторской фирмой) полученных им в ходе аудита сведений третьим лицам без разрешения собст­венника (руководителя) хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федера­ции;

г) вступления в законную силу приговора суда, предусматри­вающего наказание лица, занимающегося аудиторской деятель­ностью, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений;

д) умышленного сокрытия аудитором (аудиторской фирмой) об­стоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки экономического субъекта;

е) неоднократного неквалифицированного проведения аудитор­ских проверок или оказания аудиторских услуг.

Осуществление юридическим или физическим лицом аудитор­ской деятельности без полученной в установленном порядке лицен­зии влечет за собой административное наказание в виде изъятия по­лученных в результате незаконной деятельности доходов и штрафа в пределах от 500- до 1000-кратного размера установленной законом минимальной месячной оплаты труда.

Кроме того, орган, уполномоченный выдавать лицензии на осу­ществление аудиторской деятельности, вправе обратиться в арбит­ражный суд с иском о ликвидации указанного юридического лица.


Для кого обязателен аудит.


В объективной информации о финансовом состоянии фирмы непосредственно заинтересованы:

администрация фирмы; сотрудники фирмы;

поставщики сырья, потребители продукции, а также инвесторы, страхователи; учредители; кредиторы, банкиры;

государственные органы (налоговая инспекция, органы госста­тистики), руководство различных внебюджетных фондов. Косвенно заинтересованы в информации: аудиторы, консультанты и эксперты; биржи; юристы;

различные регулирующие органы; пресса и информационные агентства; ассоциации и союзы торговцев и производителей; профсоюзы и политические партии; научно-исследовательские организации; социологические службы; широкая публика.

Интересы пользователей финансовой информацией не всегда совпадают и существует объективная необходимость в независи­мой оценке отчетных данных. Такую оценку и подтверждение должен дать независимый аудитор.

Временными правилами предусмотрены обязательные и иници­ативные аудиторские проверки. Первые проводятся в случаях, установленных нормативными актами Российской Федерации, вторые — по решению экономического субъекта.

Обязательная аудиторская проверка может проводиться по поручению государственных органов дознания и следствия при

наличии санкции прокурора. Прокурор, суд и арбитражный суд вправе в соответствии с процессуальным законодательством Рос­сийской Федерации дать аудитору или аудиторской фирме пору­чение о проведении проверки.

"Основные критерии (система показателей) деятельности эко­номических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской про­верке», утвержденные постановлением Правительства Российской федерации 7 декабря 1994 г. № 1355 (в редакции Постановления Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. № 408), определили круг предприятий, отчетность которых подлежит обязательной ежегод­ной аудиторской проверке. Ей подлежат все экономические субъ­екты, имеющие организационно-правовую форму открытого ак­ционерного общества, независимо от числа их участинков (акци­онеров) и размера уставного капитала.

Аудиторские фирмы могут иметь любую организационно-пра- . вовую форму, за исключением формы акционерного общества открытого типа (определено Временными правилами). Обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат: банки и другие кредитные учреждения; страховые организации и общества взаимного страхования; товарные и фондовые биржи;

инвестиционные институты, фонды, холдинговые компании; внебюджетные фонды, в которые направляются обязательные отчисления юридических и физических лиц;

благотворительные и иные (неинвестиционные) фонды, образо­ванные добровольными отчислениями юридических и физичес­ких лиц.

Обязательное аудиторское подтверждение достоверности пуб­ликуемой бухгалтерской отчетности предусмотрено Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 26 декабря 1994 г. № 170 с изменениями от 19 декабря 1995 г. № 130), ста­тья 82, абзац 2. В соответствии с Федеральным законом «О бух­галтерском учете» (приложение 1) в составе бухгалтерской отчет­ности организации, наряду с бухгалтерским балансом и другими отчетными формами, предусмотрено аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности органи­зации, если она в соответствии с федеральными законами подле­жит обязательному аудиту.

Закон «О бухгалтерском учете» не отменяет вышеуказанного Положения —оно действует в части, не противоречащей Закону. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акци­онерных обществах» предусматривает обязательную публикацию открытыми обществами годового отчета, бухгалтерского баланса, отсчета о прибыли и убытках, а также других сведений об обще­стве, т.е. необходимо обязательное аудиторское подтверждение публикуемой отчетности.

Порядок публикации годовой бухгалтерской отчетности откры­тыми акционерными обществами утвержден приказом Минфина России от 28 ноября 1996 г. №101, которым, в частности предус­мотрено, что вместе с бухгалтерской отчетностью должна публи­коваться информация о результатах аудита, проведенного незави­симым аудитором (аудиторской фирмой), бухгалтерской отчетнос­ти. Публикация должна содержать полный текст итоговой части аудиторского заключения, подготовленного в соответствии с По­рядком составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности (безусловно положительное, условно положительное, отрицательное, отказ от выражения мнения). Информация о ре­зультатах аудита должна также включать полное наименование аудитора, вид и номер лицензии на осуществление аудиторской деятельности, дату аудиторского заключения.

Любое предприятие может провести аудиторскую проверку по собственной инициативе, но расходы по таким проверкам после вычета налогов относят на счет предприятия.

Экономические субъекты подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке, если в их уставном капитале (уставном фонде) имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам, а также при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей:

объема выручки, превышающего в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;

суммы активов баланса, превышающей на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда. Минимальный размер оплаты труда принимается в ежегодном исчислении за отчетный год. Например, в течение 1995 года этот показатель менялся: с 01.01.95 г. по 31.03.95 г. - 20 500 руб. с 01.04.95 г. по 30.04.95 г. - 34 400 руб. с 01.05.95 г. по 31.07.95 г. - 43 700 руб. с 01.08.95 г. по 01.11.95 г.-55 000 руб. с 01.12.95 г. по 01,01.96 г. - 60 500 руб.

Тогда среднегодовой минимальный размер оплаты труда при­нимается в сумме 42 520 руб. 83 коп. (т.е. 20 500 х 3+34 400+ 43700х3+50000х3+57750+60500 деленное на 12). В таком случае объем выручки в 1995 отчетном году должен превышать

21 260,415 млн. руб. (42 520,83 х 500 тыс.), а сумма активов ба­ланса должна будет превышать 8 504,166 млн. руб. (42 520,83 х 200 тыс.).

Для сравнения приведем требования законодательства ФРГ в области обязательного аудита*.

Акционерные общества, общества с ограниченной ответствен­ностью и другие предпринимательские общества в ФРГ делятся на три категории (см. табл. 2):


Таблица 2.

Категория

Сумма баланса (ДМ)

Оборот (ДМ)

Количество занятых по найму

Мелкие Менее 3,9 млн. Менее 8,0 млн. Менее 50 чел.
Средние Менее 15,5 млн. Менее 32,0 млн. Менее 250 чел.
Крупные Более 15,5 млн. Более 32,0 млн. Более 250 чел.

Принадлежность к категории определяется при наличии двух или трех указанных в таблице признаков. К категории крупных относятся те общества, чьи акции и другие выпущенные ими ценные бумаги котируются и продаются на биржах стран ЕЭС.

Для средних и крупных предпринимательских обществ в ФРГ сроки составления бухгалтерских отчетов установлены не позднее трех месяцев по истечении отчетного периода. Они должны пред-.ставить свои бухгалтерские отчеты на проверку и подтверждение аудиторским фирмам (аудиторам). Без их подтверждения отчет не может быть принят. Крупные общества обязаны все вышеуказан­ные документы опубликовать в официальном печатном органе.


Цена аудита.


Услуги аудитора недешевы. В развитых странах за ежегодные аудиторские проверки компании платят десятки тысяч долларов США. Плата зависит от числа бухгалтерских записей, времени, необходимого для проверки, состояния бухгалтерского учета. Так, при обороте компании в 1 млрд. долларов аудит будет стоить 20-30 тыс. долларов. Более крупные компании платят в 2-4 раза больше. Один час работы аудитора стоит 200-600 долларов, рас­ценки зависят от квалификации специалиста и уровня сложности.

Потребность в аудиторах быстро растет. Если в СССР было около 40 тысяч предприятий, то в России в условиях рыночной экономики действует несколько сотен тысяч стабильно работаю­щих компаний и, кроме того, сотни тысяч «полуживых» и «мерт­вых» компаний, которые зачастую также нуждаются в аудиторском заключении. Услуги аудита дорожают.

В Москве аудит «нулевого» баланса стоит 2 тыс. долларов. Про­верка небольшой торговой компании будет стоить 3-5 тыс. долла-

ров. Аудит банков и крупных компаний оценивается десятками и сотнями тысяч долларов. В газетах пишут о крупнейшей Россий­ской газодобываюшей компании, которая заплатила за проверку Аудиторской фирме с мировым именем чуть меньше 12 млн. долларов. Часовые ставки российских аудиторов сравнялись со ставками западных коллег.

Рост потребности в аудите при отсутствии во Временных пра-уилах четких критериев ответственности аудитора привлек в эту Область недобросовестных людей. Работа россиийского бухгалтера рчень сложна, трудоемка, законодательство часто меняется, ответ­ственность велика, и иногда ошибки ведут к уголовному пресле­дованию. Оплата самых квалифицированных бухгалтеров не пре­вышает 2 тыс. долларов в месяц, а аудитор может за одну проверку получить в 2-3 раза больше.

Некоторые российские фирмы практикуют оплату услуг ауди­тора «черным налом». В договоре указывается минимальная цена, по ней рассчитывается налог на добавленную стоимость и другие налоги, а остальная часть выплачивается наличными. Ряд фирм принимает за основу оплаты услуг аудитора ставки главного бухгалтера или финансового директора. Итак, при заключении договора необходимо определить стои-мость услуг специалистов. Целесообразно принять за основу время, необходимое для проверки. На стадии переговоров надо определить «фронт» работ аудитора:

1. Сколько папок с документами (кассовые, банковские доку­менты, подотчетные суммы, договоры, контракты, грузовые тамо-

женные декларации, накладные, бухгалтерские ведомости, разра-

боточные таблицы, журналы-ордера. Главная книга, баланс и формы отчетности, статистическая отчетность, отчетность в нало­говую инспекцию по налогам, отчетность в Пенсионный фонд Рф, фонды обязательного медицинского страхования, фонд со­циального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, различные справки и отчетность для банка и т.д.) предстоит проверить.

  1. За сколько лет проводится проверка (проверка может быть за два года, поскольку по существующему положению предпри­ятия с иностранными инвестициями при сдаче годового отчета обязаны приложить аудиторское заключение по отчету за предше­ствующий отчетному год и в течение следующего года — заклю­чение за отчетный год).

3. Сколько специалистов необходимо привлечь.

Цикл проверки обычно равен двум-четырем неделям. На круп­ных предприятиях проверка может продолжаться и более месяца.

Итак, при определении стоимости аудиторской проверки реко­мендуется учитывать следующие моменты:

1. Аудитор должен обосновать предлагаемую стоимость услуг (желательно расчетом необходимого времени, количества привле­каемых специалистов и стоимости одного часа работы).

2. Полезен предварительный анализ рынка аудиторских услуг, что позволит определить разброс цен. До начала переговоров с аудиторской фирмой надо оценить собственные возможности и ориентировочную сумму оплаты за аудит.

  1. Расходы на обязательную аудиторскую проверку надо закладывать в годовую смету расходов компании.


Программа аудита.


Программа аудита — это перечень аудиторских процедур. Они бывают двух видов:

1) программы тестов контроля, которые содержат процедуры сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля предприятия;

  1. программы проверки остатков на счетах, которые содержат процедуры сбора информации непосредственно об остатках на счетах.

Аудиторская программа включает в себя следующие элементы:

График работы аудиторов.

График определяет предельные сроки подготовки и представ­ления материалов для составления аудиторского заключения. В графике учитываются затраты времени на отдельные виды и участки проверок с учетом и в пределах ожидаемой оплаты, что сохраняет прибыль компании.

Подробные процедуры.

Программа аудита представляется в письменном виде. Деталь­но описываются процедуры аудиторской проверки, а также цели и задачи по каждому участку проверки. Она становится инструк­цией для сотрудников, участвующих в аудите, а также инструмен­том контроля правильности выполнения работы.

Контроль за ходом проверки.

Программа предполагает, что все члены аудиторской группы знают предъявляемые требования. Она остается базовым докумен­том для контроля выполнения заданий младшими аудиторами и ассистентами.

Персонал.

В программе определяются численность персонала, объем и содержание работы. Как правило, аудит проводит группа, состо-ящая из основного аудитора, младших аудиторов и ассистентов. В крупных западных аудиторских фирмах персонал распреде-ляется следующим образом:

партнер — постоянно работает с клиентом, несет общую ответ-ственность за оказываемые аудиторские услуги и решает наиболее сложные и трудные проблемы, возникшие в ходе проверки; ут-верждает план аудита и согласовывает график работы с клиентом; дает общую оценку и обзор работы, готовит аудиторское заклю­чение;

менеджер — постоянно работает с клиентом, готовит план аудита и график работы аудиторов, рассматривает рабочие доку-менты по аудиту и выявляет проблемы, передаваемые для решения партнеру;

старший сотрудник — повседневно управляет аудиторской про­веркой, составляет программы, контролирует работу младших сотрудников, выполняет наиболее сложные аудиторские задачи, отвечает за соблюдение плана аудиторской проверки, ставит в известность менеджера о возникших сложностях; младшие сотрудники — качественно выполняют порученные задания.

Обычно аудиторская программа включает: тестирование опе­раций, аналитические процедуры и тестирование статей баланса.

Тесты операций выявляют количественные ошибки и наруше­ния, позволяют проверить финансовую отчетность. Они позволя­ют выяснить:

имеется ли разрешение на проведение операций; правильно ли сделаны проводки и подведены итоги в журналах и книгах аналитического учета;

правильно ли перенесена информация в Главную книгу. Аналитические процедуры (эффективный и дешевый способ проверки) используются:

для получения представления, о деятельности клиента; для оценки финансовой стабильности предприятия; для выявления возможных ошибок в финансовой отчетности; для сокращения числа и объемом тестов.

Тестирование статей баланса сосредоточено на Главной книге, Тесты включают: подтверждение счетов дебиторов; обследование товарно-материальных запасов; подсчет денежных средств;

проверку правильности периодизации операций конца года и др. Наиболее эффективными процедурами являются анализ (ошибка может быть обнаружена очень быстро), затем процедуры, связанные с ознакомлением системы внутреннего контроля (СВ К), и тесты СВК. Самая трудоемкая процедура — тестирование операций.

Аудиторская фирма самостоятельно устанавливает требования к формам аудиторских программ. Например, программы должны:

описывать сущность процедур, отражая важные детали, давать инструкции членам аудиторской команды;

отражать продолжительность проверки и ожидаемый срок вы­полнения; содержать следующую информацию по каждой процедуре:

ссылку на рабочие документы, отражающие полученное доказательство;

инициалы члена аудиторской команды, выполняющего работу; дату окончания работы;

информацию о выявленных исключениях из правил и их разъяснение.

Тесты могут включать пакеты прикладных программ, которые автоматизируют выбор схемы процедур независимого обследова­ния, отвечающих особенностям клиента, и осуществляют автоматизированный выбор проекта программы. В соответствии с пла­ном и особенностями объекта в проект программы вносятся изменения. Ниже приведен пример программы аудита.

Содержание программы аудита.

1. Планирование

1.1. Оценка риска аудита 1.2. Договор 1.3. Общие сведения о клиенте

1.4. Описание состояния и постановки бухгалтерского учета 1.5. Описание компьютерной системы 1.6. Предварительный обзор баланса 1.7. Допустимая ошибка

1.8. Заключение о риске и аудиторской стратегии 1.9. Стратегия по обслуживанию клиента 1.10. Обзор внутреннего контроля 1.11. График представления клиентом документов для аудита

2. Управление

2.1. Согласование организационных вопросов 2.2. График проведения аудита 2.3. Распределение персонала 2.4. Финансовый план аудита 2.5. Общая переписка

3. Заключение

3.1. Проверенный баланс 3.2. Аудиторский отчет 3.3. Отчет по налогам

3.4. Вопросы, требующие дальнейшего обсуждения 3.5. Замечания по файлу

3.6. Ошибки, не требующие обязательного исправления в зави­симости от общего эффекта 3.7. Письменное объяснение руководства (клиента)

4. Завершающая программа 4.1. Завершающая программа

5. Финансовая отчетность 5.1. Рабочий баланс 5.2. Оборотный баланс 5.3. Исправления

  1. Связь с клиентами 6.1. Письмо-рекомендация

7. Программа аудита — общие вопросы 7.1. Книги и записи 7.2. Протоколы и сметы

8. Программа аудита баланса 8.1. Прибыль

8.2. Нематериальные активы 8.3. Основные средства 8.4, Финансовые вложения 8.5. Производственные запасы 8.6. Расчеты с покупателями и заказчиками 8.7. Расчеты с другими дебиторами 8.8. Денежные средства и банковские кредиты 8.9. Расчеты с поставщиками и подрядчиками 8.10. Расчеты с другими кредиторами 8.11. Фонды 8.12. Расчеты с бюджетом

Контроль за качеством работы аудиторов.

Контроль за качеством работы аудитора осуществляется в не­скольких формах: контроль основного аудитора за работой своих ассистентов, контроль аудиторской фирмы за работой аудитора и внешний контроль.

Основной аудитор в процессе работы должен постоянно кон­тролировать и направлять работу, ассистентов, т.е менее квалифи­цированных сотрудников. Основной аудитор несет полную ответ­ственность за выполнение аудита.

Ассистенты должны знать об их ответственности и целях про­цедур, которые они должны выполнить, о деятельности предпри­ятия и возможных учетных аудиторских проблемах, влияющих на сущность, время проведения и масштаб аудиторских процедур. Письменная программа аудита служит важным элементом пере­дачи аудиторских полномочий.

Контроль аудиторской фирмы за работой аудитора осуществля­ется, во-первых, посредством обсуждения и проверки обоснован­ности аудиторского плана и программы проведения аудита, во-вторых, посредством строгого соблюдения организационно-этичес­ких аудиторских принципов (в частности, аудитор, консультирующий клиента или восстанавливающий его бухгалтерский учет, не направ­ляется к нему же с проверкой и т.п.); в-третьих, некоторые ауди­торские фирмы практикуют повторные, бесплатные для клиента

дерепроверки достоверности отчетности другим аудитором фирмы уже после выдачи аудиторского заключения основным аудитором.

Внешний контроль могут выполнять государственные органы, что предусмотрено действующим законодательством. Контроль качества имеет два основных направления: контроль отдельных аудиторских проверок; общий контроль качества.

Контроль отдельных аудиторских проверок включает следую­щие понятия.

Делегирование полномочий — обеспечение независимости, про­фессионализма и компетентности аудиторов; использование письменной программы аудита.

Надзор — обеспечение текущего контроля работы аудиторов; знание наиболее проблемных вопросов бухгалтерского учета кли­ента.

Проверка — проверка работы, проведенной аудиторами, ее соответствия стандартам, достаточности документации, достиже­ния целей аудиторской проверки. Общий контроль качества аудита основан на:

определенных личных качествах аудиторов (честность, объектив­ность, независимость, конфиденциальность); профессионализме и компетентности аудиторов; обоснованном распределении работы между членами группы; надзоре за работой аудиторов для соблюдения стандартов качества; политике приема клиентов и продолжения сотрудничества с ними;

текущем контроле аудиторской фирмы за эффективностью по­литики и процедур контроля качества. Высокое качество аудита обеспечивает: обучение и переподготовка аудиторов; разработка и совершенствование аудиторских стандартов; разработка эффективной системы контроля качества внутри ау­диторской фирмы;

наличие жесткой системы внешнего контроля качества (налого­вая инспекция и полиция).

Аудиторские доказательства.

Вся информация, подготовленная и собранная аудитором до начала, в процессе проверки и по ее результатам, становится Аудиторской информацией. Часть информации — это документы или их копии, относится к аудиторским доказательствам. Аудиторские доказательства — это информация, собранная аудитором в ходе проверки, и выводы, служащие обоснованием аудиторского заключения.

Аудиторские доказательства должны быть релевантными и до-статочными. Релевантность доказательств— это их ценность для разрешения какой-либо проблемы, а достаточность в каждом конкретном случае определяют на основе оценки системы внут­реннего контроля и аудиторского риска. В любом случае аудитор должен быть уверен, что им собрано достаточное количество доказательств нужного качества для составления объективного и обоснованного заключения.

Аудиторские доказательства могут быть внутренними — инфор­мация, полученная от клиента, внешними — информация, полу­ченная от третьих лиц и организаций, и смешанными — информа­ция, полученная от клиента и подтвержденная внешним источни­ком. Наиболее ценными и достоверными являются внешние доказательства (например, выписки из банковского счета клиен­та), затем смешанные и, наконец, внутренние доказательства.

Качество аудиторских доказательств зависит от их источника. Они могут быть получены из документальных источников, в ходе устных опросов персонала клиента и третьих лиц и при непосред­ственном наблюдении аудитором за выполнением учетных и дру­гих операций на предприятии. По степени надежности и досто­верности наиболее ценны доказательства, полученные самим ау­дитором. Документальные доказательства и письменные представления клиента предпочтительнее доказательств, получен­ных при устных опросах.

Аудиторский риск, т.е. риск принятия неверного решения, уменьшается, если аудитор использует доказательства, получен­ные из различных источников и разные по форме представления. Если доказательства, полученные из одного источника, противо­речат доказательствам, полученным из другого источника, то аудитор должен использовать углубленные процедуры сбора ин­формации и обрести уверенность в достоверности собранных доказательств и обоснованности выводов.

Если аудитор не в состоянии собрать достаточные доказатель­ства, то он должен отразить этот факт в отчете и заключении.

Важно сохранить соотношение между затратами на получение аудиторских доказательств и их значимостью. Если, например, система внутреннего контроля клиента достаточно надежна, то аудитор может отказаться от дорогостоящей сплошной инвента­ризации активов и провести ее выборочно. Если аудитор считает их необходимыми, то сложность и дороговизна аудиторских про­цедур не должны препятствовать их проведению.

Собирая доказательства, аудиторы должны использовать сле­дующие процедуры.

Проверка арифметических расчетов клиента. В зависимости от плана проверки, оценки системы внутреннего контроля и аудиторского риска она может быть выборочной или сплошной.

Наблюдение или участие в инвентаризации различных активов клиента. Инвентаризация рассматривается как метод получения ценных и достоверных доказательств о реальности и точности статей актива баланса и фактов совершения хозяйственных опе-ддций. Участие в инвентаризации или наблюдение за ее проведе­нием помогает правильно оценить организацию бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля на предприятии.

Наблюдение за осуществлением отдельных хозяйственных и бухгалтерских операций. Эта процедура несложна, но также важна для оценки организации бухгалтерского учета и системы внутрен­него контроля.

Проверка достоверности отдельных статей отчетности, остатков по счетам и реальности хозяйственных операций путем получения письменного подтверждения от третьих сторон. Возможно получе­ние и устного подтверждения, но оно менее надежно. Письменное подтверждение должна получать аудиторская фирма, а не клиент, хотя клиент по согласованию с аудитором должен обращаться к третьей стороне за подтверждением.

Устный опрос персонала и руководства предприятия клиента и получение письменных представлений. Как правило, эти процеду­ры используются на начальной стадии, когда аудитор знакомится с предприятием и планирует проверку; могут быть подготовлены вопросники по различным проблемам (например, по оценке учета движения материалов, состояния документооборота и т.п.), в которых аудиторы могут вносить ответы опрошенных лиц. Пись­менные представления от клиента, как правило, посвящены во­просам, которые необходимо документировать (например, ^о не­возможности передачи той или иной информации). Письменное представление составляется на бланке и заверяется подписями руководителей предприятия.

Проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц. Проводя эту процедуру, обращают внимание на правильность составления и оформления документов, а также на точность и своевременность их отражения в бухгалтерском учете.

Проверка документов, подготовленных на предприятии клиента. Информация, полученная в ходе такой проверки, остается внут­ренней, и ее достоверность и ценность зависят от качества систе­мы внутреннего контроля клиента.

Аналитические процедуры, т.е. анализ и оценка полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей с целью выявления необычных фак­тов и показателей и исследование причин их возникновения. Типичные виды аналитических процедур: сопоставление остатков по счетам за различные учетные периоды; сопоставление показателей учета финансовой отчетности с про­гнозировавшимися руководством предприятия показателями;

оценка соотношений между различными статьями отчетности и сопоставление их с данными предыдущих периодов;

сопоставление финансовых показателей деятельности предпри­ятия со среднеотраслевыми;

сопоставление финансовой и нефинансовой информации (на­пример, сведений об объеме выпуска продукции в денежных и натуральных единицах).

Для более эффективного сбора аудиторских доказательств аудитор должен в плане проверки предусмотреть, какие про­цедуры и в каком количестве и объеме необходимо выполнить для сбора нужных данных.

Собранные аудиторские доказательства отражаются аудито­ром в его рабочих документах.

Документация аудитора.

Вся документация аудитора, подготавдиваемая перед началом и в ходе проверки, относится к рабочим бумагам и помогает при планировании и выполнении аудита, контроле и обзоре аудиторской работы, она становится доказательством аудиторской работы.

Опытные аудиторы готовят рабочие бумаги полно и подробно; ими собираются:

информация об организационной структуре предприятия; выдержки из юридических документов, соглашений и собраний или их копий;

обоснование процесса планирования аудита на данном предпри­ятии;

информация о результатах изучения и оценки системы учета и внутреннего контроля (в форме описаний, документов и т.п.); анализы сделок и остатков по счетам;

анализы важных показателей и трендов, характеризующих тен­денции развития финансовых или иных процессов;

информация о сущности, времени проведения и объеме выпол­ненных аудиторских процедур, а также об их результатах;

доказательства того, что выполненная ассистентами работа была проверена и проанализирована аудитором; информация о том, кто и когда выполнил аудиторские процедуры; копии бесед аудиторов с экспертами, консультантами и другими представителями третьей стороны;

копии писем, переданных аудитором своему клиенту, в том числе по своим обязательствам и недостаткам системы внутреннего кон­троля;

письма, полученные от клиента или его представителей; заключения, разъяснения, представленные аудитору, касающие­ся наиболее важных аспектов аудита, в том числе различные необыч­ные вопросы и исключения;

копии финансовой отчетности за предыдущие отчетные перио­ды, а также аудиторских заключений, справок, актов по этой отчет­ности.

Рабочие бумаги аудитора хранятся в папках — так назы­ваемых досье на клиента. Досье разделяют на текущие, по­стоянные и специальные.

Текущее досье содержит документы и материалы, собранные в ходе аудиторской проверки, определение вопросов и проблем, перенесенных из предыдущего аудита, а также тех, на которые следует обратить внимание в последующем аудите.

Постоянное досье содержит информацию, важную для аудита на протяжении длительного времени. Как правило, к ней от­носятся:

1) организационная информация, установленная законом: данные об акционерах; данные о директорах; данные о секретаре;

местонахождение органа управления делами; копии устава, учредительного договора, свидетельства о реги­страции;

2) информация о предприятии и его деятельности:

основные виды деятельности и размещение дочерних предпри­ятий и филиалов;

конкретное законодательство и правила; история предприятия; сводка прошлых результатов; характеристика основного персонала; описание особенностей бухгалтерского учета и внутреннего кон­троля;

схемы организации управления; схемы последовательности операций;

3) подробности договора о сотрудничестве:

копии договора о проведении аудиторской проверки и выполне­нии других работ;

подробности особых требований к аудиту; подробности неаудиторских услуг;

4) информация для аудита: контакты клиента; банковская информация; информация о юристах; основной аудиторский персонал; адреса мест проведения аудита;

5) важные соглашения: торговые договоры;

договоры о продаже в рассрочку или аренде; договоры о ссудах;

6) особенности налогообложения клиента. Специальные досье аудиторские фирмы открывают в зависимос­ти от обстоятельств и включают в них: подшивки корреспонден­ции; специальные постановления, указы; налоговую документа­цию; данные по соблюдению законодательства и т.п.

Рабочие бумаги остаются собственностью аудитора. Аудитор вправе на основе рабочих бумаг составлять справки, однако они не могут подменять бухгалтерские записи клиента.

Аудитор должен продумать способ хранения рабочих бумаг, так как информация о клиенте конфиденциальна и разгла­шению не подлежит. Обычно досье на клиентов хранятся с специальном помещении аудиторской фирмы. Срок хранения рабочих бумаг определяется самим аудитором на основе воз­можных юридических или профессиональных последствий (воз­можности предъявления клиентами иска к аудиторской фирме о возмещении ущерба вследствие ошибок, небрежностей и других действий аудитора).

Мошенничество и ошибка.

Понятия мошенничества и ошибки

В ходе аудиторской проверки аудитор выполняет опреде­ленные процедуры для получения гарантии, что финансовая отчетность правильно отражает реальное экономическое по­ложение клиента, но некоторые искажения отчетности могут остаться незамеченными.

Дюбое подозрение аудитора о возможном мошенничестве или шибке, ведущим к материальным искажениям отчетности, за-ставляет расширить процедуры подтверждения, т.е. рассеять или подтвердить подозрения.

Ответственность за выявление и обоснование мошенничества или ошибки несет аудитор. Ответственность по факту мошенни-чества или ошибки возлагается на виновных и на руководство предприятия.

Мошенничество — преднамеренно неправильное отражение и представление данных учета и отчетности одним или несколькими лицами из состава руководства и служащих предприятия, вклю­чающее манипуляцию учетными записями и фальсификацию пер­вичных документов, регистров и отчетности, умышленные изме­нения записей в учете, искажающие смысл хозяйственных опера­ций и нарушающие правила, определенные законодательством или учетной политикой предприятия, преднамеренно неправиль­ные оценку активов и методы их списания, уничтожение или пропуск результата корректировочных записей или документов.

Ошибка — непреднамеренное искажение финансовой инфор­мации в результате арифметических или логических погрешностей в учетных записях и группировках, недосмотра в полноте учета или неправильного представления фактов хозяйственной деятель­ности, наличия и состояния имущества, расчетов и т.п.

При проверке полноты и достоверности финансовой отчетнос­ти аудитор может выявить мошенничество или ошибку. В каче­стве мошенничества или ошибки классифицируются отклонения:

от действующего законодательства;

от нормативных актов, определяющих организацию и методоло­гию учета;

вследствие несоблюдения в течение отчетного года принятой учетной политики отражения в бухгалтерском учете отдельных хо­зяйственных операций и оценки имущества;

из-за нарушения принципа отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;

в результате несоблюдения единства и разграничении учета за­трат, относимых на издержки производства и сбыта, в прибыль и специальные источники покрытия;

вследствие несоблюдения тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам аналитического учета, Аудитор ответственен за выявление мошенничества и незаме­ченных или неисправленных ошибок. Заключение аудитора долж­но гарантировать, что мошенничества и существенных ошибок в Финансовой отчетности предприятия нет, или они выявлены полностью, или ошибки исправлены.

Мошенничество подразумевает такие действия, как сговору манипуляция учетными записями, уничтожение результата хозяй­ственных операций, фальсификация и подделка бухгалтерских документов, неадекватные записи в учете, умышленно неправиль­ные разъяснения должностных лиц.

Манипуляция учетными записями — умышленное использование неправильных (некорректных) бухгалтерских проводок или сторни­ровочных записей с целью искажения данных учета и отчетности.

Уничтожение результата хозяйственных операций — сторниро­вочные записи, аналогичные по содержанию и суммам основным бухгалтерским проводкам.

Фальсификация бухгалтерских документов и записей — оформле­ние заведомо неправильных или фальшивых бухгалтерских доку­ментов (авизо, счетов, векселей и т.п.) и записей на счетах бухгалтерского учета, искажающих истину.

Неадекватные записи в учете — отражение финансовой инфор­мации в системе счетов в неполном объеме (ненужные исправле­ния по книгам и счетам бухгалтерского учета, нарушение коррес­понденции счетов, неполные файлы, не отраженные в учете хозяйственные операции).

Необычные операции — разовые сделки и хозяйственные опера­ции регулирующего или вынужденного характера, платежи за работы и услуги, которые представляются излишними или чрез­мерными.

При обнаружении мошенничества или ошибки аудитор обязав выяснить у руководства и персонала предприятия их причины. Ои должен определить их. влияние на финансовую отчетность. Если предполагаемое мошенничество или ошибка могли привести х искажению отчетности, то для восстановления истины он должен выполнить дополнительные процедуры. Характер процедур зави­сит от степени воздействия ошибок и искажений на содержание финансовой отчетности.

Если мошенничество или ошибка могли быть предотвращены или выявлены при внутреннем контроле, но этого не произошло то аудитор должен пересмотреть предыдущую оценку и, уменьши» доверие к ней, расширить сектор проверки, введя дополнительные процедуры. Если мошенничество или ошибка связаны с участием руководства предприятия, то аудитор должен предусмотреть до­стоверность полученных ранее сведений и данных.

О выявленном мошенничестве или ошибке аудитор обязан своевременно сообщить руководству предприятия, при любоН уровне влияния нарушений на финансовую отчетность.

Если мошенничество или ошибка существенны, то аудитор дде пересмотреть вопрос о своих обязательствах перед клиен-том. О фактах мошенничества целесообразно информировать выс-щее руководство клиента.

Суждение о мошенничестве или значительной ошибке должно быть доказательным. Когда возникают сомнения в степени при-частности руководства предприятия к выявленным нарушениям, аудитор должен получить юридическую консультацию о приемле-мости соответствующих законодательных процедур.


Условия или события, увеличивающие риск мошенничества


Условия или события, увеличивающие риск мошенничества со стороны клиента, делятся на несколько групп.

А. Нецелостность или некомпетентность управленческого персо­нала.

На высокий риск мошенничества косвенно могут указывать: недостатки в устранении слабых сторон внутреннего контроля; значительная и продолжительная по времени нехватка учетного персонала;

частая смена персонала в юридическом отделе или в отделе внутреннего аудита.

Б. Необычные воздействия в рамках предприятия, например:

отрасль переживает кризис, возможность банкротства предпри­ятия возрастает;

величина оборотных средств противоречит быстрому развитию предприятия или, наоборот, значительному снижению прибыли;

в связи с определенной причиной (например, желанием поддер­жать рыночную цену своих акций на высоком уровне) для предпри­ятия крайне важна тенденция роста прибыли; предприятие имеет крупные вложения в кризисных отраслях; предприятие в значительной степени зависит от одного заказчика или небольшого числа заказчиков;

на бухгалтерский персонал оказывался нажим с целью составле­ния финансовой отчетности в необычно короткий период времени.

В. Необычные операции:

необычные сделки, особенно в конце года, оказывающие суще­ственное влияние на величину финансовых показателей; сделки со связанными сторонами;

платежи за услуги (в частности, адвокатам, консультантам и т.д.), превышающие разумные пределы.

Г. Проблемы получения аудиторских доказательств из-за:

неадекватных записей, например, неполные файлы, излишние исправления по книгам и счетам, не отраженные в учете операции;

неадекватного документального оформления операций, отсутст. вия подтверждающих документов и изменения документов (особен­но если это относится к необычным операциям);

различий между учетными записями и подтверждениями третьей стороны, противоречивых аудиторских доказательств и необъясни­мых изменений в показателях финансово-хозяйственной деятель­ности;

неопределенных или необоснованных ответов руководства пред­приятия на вопросы аудитора.

Аудиторам необходимо обратить особое внимание на возмож. ность кражи с использованием компьютера посредством элек­тронного перемещения денежных средств, объектов высокой сто­имости, а также ценных бумаг, которые легко могут быть обраще­ны в деньги. Аудитор должен внимательно проверить следующие факты:

утечка информации;

необычные денежные вклады;

платежи за неполученные товары или полученные и оплаченные по завышенным ценам;

списание средств или распоряжение средствами по ценам ниже рыночных;

использование средств клиента в личных целях (компьютеров, легковых машин, оплата услуг, пользование офисом). Для обнаружения мошенничества аудитору необходимо:

определить возможные цели мошенничества у данного клиента:

познакомиться с персоналом, особенно с руководителями кли ента, оценить их моральные качества, условия труда и оплаты;

выявить возможности совершения мошенничества (отношение руководства, отсутствие охраны, контроля и т.п.);

выявить признаки мошенничества с помощью аналитически процедур;

сделать сплошную и выборочную проверки. В западных странах для обнаружения мошенничества действу­ют «золотые правила» аудиторов:

не основывать доверие к людям только на их положении в обществе или большом опыте;

не объяснять причину отклонений, а пытаться ее выяснить;

не думать, что мошенничество на этом предприятии невозмож­но;

ощущать личную ответственность за обнаружение мошенниче­ства;

при выявлении потенциальных проблем усиливать контроль для снижения риска;

знать ситуации, которые сопровождаются высоким риском мо­шенничества, и его симптомы.

Для снижения риска мошенничества и ошибки аудитору рдует знать типичные, традиционные ошибки или примеры мошенничества.

Мошенничество или ошибка могут быть обнаружены в самих документах. Недостоверность бухгалтерских документов имеет место при наличии следующих признаков:

неправильность оформления (использованы бланки неустанов­ленной формы; не заполнены все необходимые реквизиты; исполь­зованы лишние или ненадлежащие реквизиты); отражение незаконных по содержанию операций; отражение хозяйственных операций, которые в действительнос­ти не выполнялись (в полном объеме или частично);

наличие подложных документов (материальный подлог) и доку­ментов, содержащих заведомо ложные сведения (интеллектуальный подлог); наличие документов, содержащих случайные ошибки.

Классификация ошибок

Основные виды ошибок, обнаруживаемых при проведении аудиторской проверки, можно сгруппировать следующим обра­зом.

1. Ошибки в ведении учета.

1.1. Отсутствие ведения учета. Иногда в бухгалтерии не ведется надлежащий учет по какому-либо виду деятельности или подразделению. Предположим, предприятие ведет стро­ительство. Бухгалтер, не желая связываться с проводками по его ведению (в ожидании прихода более опытного в этом вопросе специалиста), все расходы по строительству в течение года относил в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». В результате к концу года образовывалось огромное дебетовое сальдо по счету 76.

Другой распространенный пример. Одно из подразделений предприятия, используя единый расчетный счет или собст­венный текущий, пытается вести обособленный бухгалтерский учет. Расходы и доходы, проходящие по расчетному счету и через кассу, относятся главным бухгалтером на счет 76 или на счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты» в ожидании того, что бухгалтер выделившегося подразделения представит затем необходимые данные для закрытия этого счета.

1.2. Случайные ошибки. К ним относятся:

арифметические просчеты, которые встречаются крайне редко, но они обычно выявляются самим бухгалтером; случайные неправильные проводки, возникающие, например, в случае, когда, применяя правильный метод учета факта хозяйствен­ной деятельности, бухгалтер без достаточных оснований или слу. чайно делает «нестандартную» проводку, например, относя затраты на текущий ремонт основных средств на себестоимость продукции а какую-то сумму проводит по счету «Основные средства». Такие ошибки встречаются редко, их очень трудно обнаружить, так как при выборочной проверке, убедившись в правильности регистрации при данном методе учета, аудитор не проводит сплошной проверки по операциям данного типа;

не соответствующий действительности курс валюты для расчет курсовых разниц;

ошибка при заполнении отчетных форм. Очень часто, правильно сделав все проводки и рассчитав налоги, закрыв обороты в Главной книге, бухгалтер ошибочно заполняет установленные отчетные формы. Особенно часто делаются ошибки при заполнении отчета о финансовых результатах и их использовании. Аудитор должен тщательно сверить данные отчетов с данными в Главной книге, оборотной или шахматной ведомости, а также тщательно проверить стыковку отчетных форм.

2. Повторяющиеся ошибки. Они возникают, если бухгалтер неправильно регистрирует факт хозяйственной деятельности в каждый раз делает неправильные проводки. Эти ошибки выявить обычно не сложно, часто их можно увидеть, просматривая только Главную книгу или даже заполненную форму баланса.

2.7. Ошибки, связанные с незнанием правил ведения бухгалтерско­го учета. Наиболее типичные из них: неправильный учет уставного капитала;

использование счета 80 «Прибыли и убытки» вместо счета 8: «Использование прибыли»;

приходование приобретаемых основных средств, нематериаль ных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов. материалов, товаров и других активов не на те счета, которьи предусмотрены Планом счетов*;

неправильное ведение учета на счете 88 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

2.2. Ошибки, связанные с незнанием вопросов налогового законо­дательства:

отнесение на затраты всех расходов по командировкам, комлей' саций за использование личного автотранспорта, рекламу, обучение.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденный приказом Минфина СССР от 1 ноября 1991 г № 56 в редакции изменений и дополнений, сообщенных приказами Минфина РФ от 28 декабря 1994 г. № 173, от 28 июля 1995 г. № 81, от 27 марта 1996 i № 31 и другими ведомственными нормативными документами, согласованны ми с Минфином РФ.

дддетавительские расходы, начисленных процентов по банковским кредитам, а не в пределах установленных норм. Установить такого рода ошибки можно, либо непосредственно проверив авансовые отчеты, либо затребовав и проверив соответствующие расчеты по нормируемым расходам и их списание на себестоимость;

неправильное начисление налогов и обязательных платежей. Чаще всего это касается платежей в Государственный фонд занятос­ти населения РФ, налога на рекламу, налога на добавленную стои­мость по средствам, полученным по договорам о совместной дея­тельности.

Стоимостное измерение возможных ошибок может устанавли-ватъся в договоре с клиентом. Разумеется, если в договоре с клиентом указано, что аудитор несет материальную ответствен-ность в том случае, если налоговая инспекция выявит у предпри­ятия неуплаченные налоги на сумму, превышающую 100 000 руб., аудитор может не указывать на стадии планирования проверки на более мелкие ошибки.

На стадии планирования аудитор в каждом конкретном случае должен устанавливать максимальный уровень ошибок, присутст­вие которых он может допустить в бухгалтерии проверяемого предприятия. Единичная (случайная) ошибка величиной менее 1 000 рублей не представляет интереса, она даже не будет заметна в финансовой отчетности предприятия, которая целиком (за ис­ключением банковских балансов) составляется в тысячах рублей. Если же ошибка повторяется, то ее значимость определяется по совокупности всех подобных ошибок.

Методы аудиторской проверки.

К числу основных методов аудиторской проверки относятся фактическая проверка, подтверждение, документальная проверка, наблюдение, опрос, проверка механической точности, аналити­ческие тесты, сканирование, обследование, специальная провер­ка, встречная проверка и др.

Под фактической проверкой понимается осмотр или подсчет аудитором материальных активов (производственных запасов, де­нежных средств, ценных бумаг, основных средств и т.п.), т.е. инвентаризация.

Подтверждение — получение письменного ответа от клиента или третьих лиц для подтверждения точности информации (на­пример, по дебиторской задолженности).

Документальная, проверка — проверка документов и записей. В практике ревизоров и аудиторов используются такие методы до-кументальной проверки, как формальная проверка документов

(правильность заполнения всех реквизитов, наличие неоговорен. ных исправлений, подчисток, дописок в тексте и цифр. подлив. ность подписей должностных и материально ответственных лиц), арифметическая проверка — правильность подсчетов в документах, учетных регистрах и отчетных формах); проверка документов по существу (законность и целесообразность хозяйственной опера. ции, правильность отнесения операции на счета и включения статьи).

Наблюдение — получение общего представления о возможное. тях клиента на основании визуального наблюдения.

Опрос — получение письменной или устной информации кли. ента.

Проверка механической точности — перепроверка подсчетов и передачи информации.

Аналитические тесты — метод сравнений, индексов, коэффи­циентов.

Сканирование — непрерывный, поэлементный просмотр ин­формации (например бухгалтерских первичных документов) надежде найти что-либо нетипичное. Обследование — личное ознакомление с проблемой. Специальная проверка — привлечение специалиста с узко» специализацией.

Аудиторы могут использовать и метод встречных проверок, ест такая возможность контроля имеется.

Помимо методов проведения проверки существуют и методы организации проверки:

сплошная проверка (документальная и фактическая); выборочная; аналитическая; комбинированная.

Аналитические процедуры используются для получения аудитор­ских доказательств. Термин «аналитические процедуры» в между­народных аудиторских стандартах употребляется для описания экономического анализа показателей и тенденций. Они включают сравнение финансовой информации:

с сопоставимой информацией за предшествующий период ил1 периоды;

с ожидаемыми результатами (планом, бюджетом и т.п.); с аналогичной информацией в отрасли (сравнение показателей с показателями аналогичных предприятий в отрасли). На стадии планирования аудита аналитические процедуры по­могают аудитору уяснить особенности деятельности клиента определить проблемы в формировании финансовой информации

а также степень риска. Они выявляют объекты, требующие особого внимания аудиторов.

Аналитические процедуры представляют оценку финансовых казателей при помощи изучения вероятных зависимостей

между ними. Основные используемые методы:

процентные сравнения;

коэффициентный анализ финансового состояния предприятия; балансовый метод; регрессионный анализ.

Аналитические процедуры применяются при планировании аудита, оценке баланса, сравнении предприятий, оценке призна­ков жизнеспособности предприятия, на стадиях текущей проверки и анализа неожиданных отклонений.


Список литературы


1. Гражданский кодекс РФ.— М, 1994.

2. Андреев В. Д. Практический аудит / Справочное пособие.— М.: Экономика, 1994.

3. Арене Э. А., Лоббек Дж. К. Аудит.— М.: Финансы и статистика, 1995.

4. Аудит в России / Под ред. Ю. А. Данилевского.— М., 1994.

5. Данилевский Ю. А. Аудит: организация и методика проведения.—М., 1992.

6. Додж Рой. Краткое руководство по стандартам и нормам аудита.— М.: финансы и статистика, ЮНИТИ, 1992.

7. Робертсон Джек К. Аудит.— М.: KPMG, «Контакт», 1993.

  1. Шеремет А. Д., Суйц В. П. Аудит. - М.: ИНФРА-М, 1995.

    9. Суйц В. П., Смирнов Н. Б. Основы российского аудита. - М.: Анкил, 1997.