Реферат: Контрольно-советующий аудит

Содержание

Введение

1.     Описание организации

1.1.    Общие сведения

1.2.    Деятельность и имущество

1.3.    Структура

1.4.    Планирование и отчетность

2. Информационно контрольно-советующий аудит

    2.1. Понятие и цели аудита

    2.2 Контрольно-советующие аудиторские системы

    2.3. Стандарты аудита

Заключение

 

2

3

3

6

8

11

18

18

20

22

23

25


Вв едение

Данная преддипломная практика на тему “Информационно контрольно-советующий аудит предприятия”. Вместе с выполнением дипломной работы преддипломная практика составляет единый завершающий, неразрывный процесс в формировании инженера. Основное содержание практики должно быть подчинено,  общей цели – выполнению работ и исследований, необходимых для выполнения дипломного проекта по конкретной тематике.

Цели практики:

·     ознакомление с деятельностью, структурой, организацией и управлением современных предприятий, фирм и организаций, функционирующих в условиях рыночной экономики;

·     приобретение практических навыков подготовки, обработки и использования информационных потоков и систем в производственной сфере, сфере бизнеса, банковском деле и других подразделениях и организациях социально-экономической сферы;

·     приобретение навыков анализа и правильной оценки главных экономических показателей, слабых мест и задач, требующих разработки; обоснование выбранной темы дипломного проекта;

·     анализ финансовой и деловой деятельности организации, выявление слабых мест и задач в связи с ними, решение которых должно составить содержание дипломного проекта;

·     изучение, подбор и систематизация материалов, необходимых для выполнения дипломного проекта;

·     отработка к концу практики введения и первой главы пояснительной записки дипломного проекта.


1. Описание организации

 

 

Подводя итоги 45-летней деятельности библиотеки КТУ, вспоминаются основные исторические вехи ее развития и становления.

Научная библиотека ФПИ была организована одновременно с созданием самого института в октябре 1954 года с книжным фондом 1500 экз. и штатом 5 человек. Первым директором библиотеки, ее создателем и вдохновителем являлась Руфина Власовна Шапошникова. Благодаря ее прекрасным организаторским способностям, энергичности, требовательности был создан работоспособный коллектив высококвалифицированных библиотечных работников, которые превратили библиотеку в подлинно научный центр, в лабораторию №1.

Основной задачей и функцией научной библиотеки являлось и является качественное библиотечно-библиографическое обслуживание читателей всеми имеющимися печатными материалами с целью повышения эффективности учебно-педагогической и научно - исследовательской деятельности института.

В первые десятилетия существования библиотеки формировался книжный фонд, совершенствовалась ее структура. Так, в 1975 году организуется филиал архитектурно-строительного факультета, в 80-х годах открываются в гг. Оше, Майли-Сае, Кара-Куле. Большим событием для библиотеки явилось открытие читальных залов общественно-политической литературы и курсового и дипломного проектирования.

Оптимизация библиотечно-библиографического и информационного обслуживания студентов, преподавателей и сотрудников института способствовала организация в 1979 году библиотечно-информационного центра (БИЦ), в который вошли: научная библиотека, отдел научно-технической информации, патентно-лицензионный сектор, методический кабинет.

К 1990 году БИЦ представлял собой централизованную библиотечно-информационную систему, в 8-ми читальных залов которой ежедневно могли получить библиотечную книгу более 1800 читателей. К их услугам был представлен 870000 фонд учебной, научной и другой литературы. В целях приближения книги к запросам кафедр при БИЦ функционировало 33 библиотечных пункта на кафедрах.

Становление новых экономических методов хозяйствования, разукрупнение ФПИ – КТУ, открытие новых вузов привело к тому, что в корне изменилась структура БИЦ: не стало филиалов, ликвидированы читальные залы ОПЛ и курсового и дипломного проектирования, часть книжного фонда отошла к вновь организованным Горной академии и КГУСТА.

В настоящее время книжный фонд БИЦ насчитывает около 500000 экз. различных видов изданий, из них 45% составляет учебной литературы, 42% - научная; функционируют 3 читальных зала: учебной, научной литературы и научно-библиографического отдела с 250 посадочными местами; 4 абонемента: в помощь учебному процессу, иностранной, художественной литературы и МБА. По структуре БИЦ состоит из 4-х отделов (обслуживания, НБО, комплектования и научной обработки литературы, книгохранения) и сектора патентно-лицензионной литературы. В БИЦ работает 33 библиотечных работника.

Разрушение централизованной системы комплектования книжных фондов республики, неустойчивый книжный рынок, сокращение выпуска научно-технической и учебной литературы, наконец, дороговизна изданий поставили под угрозу срыва формирование книжного фонда БИЦ. Сотрудниками библиотеки были предприняты колоссальные усилия, чтобы осуществить поиск альтернативных источников комплектования, разработать систему взаимовыгодных отношений. Из-за привлечения внебюджетных средств комплектования, резкого повышения цен в 10 раз сократилось количество приобретаемых изданий. Ранее учебная литература приобреталась в среднем от 50 до 200 экз., теперь средняя экземплярность составляет 3-4 экз. Вместо 30-35 тысяч ежегодных новых поступлений в настоящее время в фонды БИЦ приобретается только около 3-х - 4-х тысяч экз.

Сместились акценты и в обслуживании читателей. Если раньше, в основном, учебники выдавались на дом, т. е. приоритетно работали все абонементы, в настоящее время наиболее загружены читальные залы. Средняя читаемость в год достигла 131 экз. вместо 50 - 60- ранее. Посещаемость - 94. В читальных залах не хватает посадочных мест.

В связи с дефицитом учебной и научной литературы, проблемами сохранности ценных изданий возникла объективная необходимость введения платных библиотечно-библиографических услуг таких, как выдача на ограниченное количество времени обязательных экземпляров из книгохранения и читальных залов, выполнение тематических библиографических- справок, индексирования научных работ сотрудников КТУ и т. д. Платными услугами пользуются более 80% читателей и система подобного обслуживания будет расширяться и совершенствоваться.

Современные экономические и технологические условия требуют изменения в содержании работы библиотек, использования маркетинга в планировании библиотечно-библиографической деятельности, применения новых технологий.

В 21 веке библиотека будет проводником новой культуры, культуры информационного обмена, чтения, общения и познания.

С приобретением компьютеров в БИЦ начнется перевод печатных каталогов в электронную форму и обеспечения онлайнового доступа к ним, что позволит вести быстрый исчерпывающий поиск литературы, информации и ускоренное предоставление ее читателям.

В перспективе при БИЦ будут созданы электронные читальные залы и классы коллективного использования internet. Это позволит библиотекарям обслуживать студентов и преподавателей литературой и документацией, поступившей на CD-ROM, а также с подключением к internet организовать выход в виртуальную вселенную, выход к морю уникальной информации, полезной и необходимой для обучения студентов и подготовки будущих профессионалов в той или иной области.

Таким образом, совершенствование библиотечной технологии позволит сохранить приоритетную роль БИЦ в постоянно изменяющимся учебно-воспитательном процессе и научно-исследовательской деятельности КТУ.

1.2. Деятельност ь и имущество

Библиотечно-информационный    центр университета является основным источником ин­формации, обеспечивающим учебный процесс и научные исследования.

 

Техническое оснащение бнблиотеки:

•  Компьютеры Pentium III - 1

•  Компьютеры Pentium II - 4

•  Лазерный принтер 6L  - 1

•  Ксерокс KONEN 1215- I

Центр располагает обширным фондом литера­туры на кыргызском, русском и иностранных язы­ках.

За сорок с лишнем лет своего существования Центр стал одним из крупнейших вузовских биб­лиотек Кыргызстана, книжный фонд которого на­считывает около 500000 экземпляров. Значитель­ную часть его - 70% составляет учебная литерату­ра. В настоящее время книжный фонд представля­ет собой собрание отечественной и иностранной литературы по энергетике, машиностроению, ав­томобилестроению, вычислительной технике, пи­щевой и легкой промышленности, естественным и гуманитарным наукам. Имеется большой фонд художественной и иностранной литературы. Осо­бый интерес представляет фонд диссертаций, за­щищенных преподавателями университета, а так­же научные труды сотрудников университета.

Ежегодно в БИЦ поступает около 3000 экз. различных видов изданий. В отделе комплектования и научной обработ­ки литературы ведется картотека книгообеспеченности, отражающая наличие учебников по всем, изучаемым в университете дисциплинам.

Система каталогов библиотеки позволяет бы­стро подобрать необходимую литературу, при не­обходимости с помощью дежурного библиографа.

Ежегодно услугами БИЦ пользуются

около 7000 читателем .выдаются им более 700000 экз. литературы.

Функционируют 4 специализированных або­немента

Выдача литературы на дом ведется на абоне­ментах:

•  Студенческом

•  Преподавательском

•  Межбиблиотечном

•  Иностранной литературы

•  Художественной литературы

В БИЦ функционирует 5 специализированных читальных залов:

•  Читальный зал учебной литературы

•  Читальный зал гуманитарных и экономиче­ских наук

•  Читальный зал научной литературы и перио­дики

•  Компьютерный читальный зал с выходом в intranet и internet

•  Читальный зал научно-библиографического отдела

В научно-библиографическом отделе можно получить информацию о Кыргызстане, по пробле­мам высшей школы, познакомиться с достиже­ниями отечественной и зарубежной науки и тех­ники (через internet), получить библиографиче­скую справку по интересующей Вас теме. вос­пользоваться  услугами  инженера-патентоведа, оказывающего помощь в проведении патентного поиска и классификации тематики по рубрикам международной классификации изобретений. В отделе организуются и проводятся: «Дни инфор­мации», «Дни дипломника», «Дни специалиста», «Дни кафедры». По заявкам кафедр составляются рекомендательные картотеки, оформляются книж­ные выставки в помощь учебному процессу.

Для студентов первокурсников всех спе­циальностей проверятся 4-х часовые занятия по принципу: лекция + практика (на кыргызском и русском языках), по основам информатики, биб­лиотековедению и библиографии, патентоведе-нию.

Режим работы

БИЦ работает ежедневно с 8-00 до 16-45 Выходные дни: суббота, воскресенье.

Исключение:

* Читальные залы учебной литературы ч чи­тальный зал гумонитарных и экономических наук работает ежедневно с 8-00 до 18-00. В субботу: с 8-00 до 14-00. Выходной день: вос­кресенье

•   Каждый последний четверг месяца — сани­тарный день.

Адрес БИЦ: 720044 Кыргызстан, г. Бишкек, пр. Мира 66.

1.3. Структура

Отдел комплектования и научной обработки литературы

Основными функциями отдела являются: комплектование и формирование книжного фонда, его учет и создание системы каталогов БИЦ. Фонд насчитывает около 500 тысяч единиц хранения.

Ежегодно в фонд БИЦ приобретается более 3-х тысяч различных видов изданий на традиционных и электронных носителях. В секторе научной обработки отдела организуются и редактируются читательские и служебный алфавитные и систематический каталоги, а также создается их электронный вариант. Каталоги ведутся на киргизском, русском и иностранных языках.

Отдел книгохранения

Осуществляет хранение, реставрацию, организацию и использование книжного фонда. Основной задачей отдела является удовлетворение информационных запросов читателей БИЦ. Сектор обслуживания библиотечных пунктов БИЦ организует фонды читальных залов, НБО, абонементов художественной и иностранной литературы.

Сектор сохранности и реставрации книжных фондов восстанавливает испорченные читателями книги.

В течение всего учебного года из фонда отдела книгохранения выдается более 70000 экземпляров книг.

Отдел обслуживания

Читателем Библиотечно-информационного центра могут быть студенты всех форм обучения, преподаватели, аспиранты и сотрудники КТУ. По единому читательскому билету обслуживается свыше 7000 читателей в год. В БИЦ функционируют 5 абонементов: студенческий, преподавательский, художественной литературы, иностранной литературы, межбиблиотечный абонемент, который выполняет требования преподавателей и студентов-дипломников на отсутствующие издания в фондах БИЦ КТУ. Ежегодно проводится перерегистрация всех читателей.

В БИЦ функционирует 5 читальных залов: научной литературы и периодики, гуманитарной и экономической литературы, учебной литературы, компьютерный читальный зал, читальный зал научно-библиографического отдела. Для более полного, оперативного и комфортного удовлетворения спроса на учебные, научные и справочные издания при читальных залах функционируют залоговые абонементы.

Компьютерный читальный зал предназначен для работы с литературой на электронных носителях, базой данных БИЦ и других структурных подразделений КТУ, а также для информационного и патентного поиска в Internet.

Научно - библиографический отдел

Основной функцией НБО является справочно-библиографическое и информационное обслуживание читателей.

Для оперативного обслуживания в отделе создан справочно-информационный фонд, включающий в себя энциклопедии, словари, справочники по всем отраслям знаний; ведутся тематические картотеки (создается их электронный вариант); архив выполненных письменных справок.

В отделе можно получить информацию по проблематике Кыргызстана, высшей школе, библиографическую справку по интересующей теме, с использованием отечественных изданий необходимой ретроспекции.

В отделе НБО функционирует сектор краеведения, где собрана многоаспектная литература о Кыргызтане на кыргызском и русском языках.

В помощь учебному процессу и самообразованию студентов регулярно организуются «Дни информации, дипломника, специалиста, кафедры». По заявкам кафедр составляются рекомендательные картотеки, оформляются книжные выставки.

Для студентов – первокурсников всех специальностей проводятся 4-х часовые занятия по основам информатики, библиотековедения и библиографии на кыргызском и русском языках.

В структуру НБО входит патентно-лицензионный сектор, где можно с помощью инженера-патентоведа провести патентный поиск и классификацию по рубрикам "Международной классификации изобретений".

1.4. Планирование и отчетность

ОТЧЕТ О КОМПЛЕКТОВАНИИ БИЦ

В 2000 г. в БИЦ поступило 1860 экз. книг, 11CD дисков. Всего поступило 1871 экз. Из них: научной литературы – 1655 экз., подарочный фонд – 120 экз., Пушкинский проект – 241 экз., спонсорская помощь ИуиБ – 50 экз., взамен утерянных – 163 экз.

          В БИЦ поступила литература на сумму 236118 сом. 32 т. Из них: Пушкинский проект – 77209 с. 93 т., спонсорская помощь ИуиБ – 11000 с., взамен утерянных – 9237с. 50т.

          2001г. на 01.10.01. в БИЦ поступила литература:

на сумму 159915с. 55т.

книги 1411 экз., на CD дисках 1 экз.

журналы 15 экз.. на CD дисках 13 экз.

Итого: 1427 экз. Из них:

Подарочный фонд – 429 экз., Фонд Сороса – 188 экз.(13 экз. журналы на СD дисках), взамен утерянных – 301 экз.

В БИЦ поступила литература на сумму:

Фонд Сороса – 30508с.55т., взамен утерянных – 25868с.50т.

Итого оплачено вузом 103538с.50т. Из них:

КТУ - 39465с.50.

ИуиБ – 28192с.00т.

ЦДО – 29923с. 00т.

Лицей – 1908с.00т.

В счет обучения в КТУ  - 4050с.00т.

БИЦ получил книги:

По экономике – 189 экз.

По гуманитарным наукам – 350 экз., на сумму 44719с.61т.

Научной литературы 369 экз., на сумму 30347с. 41т.

Подписка

В 2001 году оплатили подписку на 2-е полугодие и подписка на некоторые местные издания 81191с.36т. Из них:

ИуиБ – 30582с.60т., ЦДО – 29463с.00т., ТКМ – 8088с. 00т.

Годовая подписка на 2001 г. 117 назв. Из них: газеты 24 назв., 34 комплекта. Журналы – 95 назв., 95 экз.

Всего стоимость годовой подписки на 2001г. 247213с. 16.

ИННОВАЦИИ – ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

          Библиотечно-информационный центр КТУ, как старейшая и уникальная по форме и содержанию работы вузовская библиотека в новых экономических условиях на протяжении последних пяти – шести лет вырабатывает целостную программу перестройки всей своей деятельности.

          Побудило нас к этому резкое снижение новых поступлений на традиционных носителях информации, которые теперь составляют десятую часть от показателей прошлых лет. Мы столкнулись с проблемой огромных, невосполнимых пробелов в комплектовании фондов учебной литературы. Кроме того, книги очень быстро физически изнашиваются из-за значительной обращаемости и морально устаревают, а восстановить их нет возможности, т. к. в республике они не переиздаются, а доступ в российские издательства дорог и почти невозможен. Потребности же в учебно-методической и научной литературе растут день ото дня, потому что конкуренция между вузами заставляет открывать новые специальности, которые нужно обеспечивать учебниками и  учебными пособиями. Коллектив БИЦ решил, что без инноваций, без новых технологий в библиотечном деле работать в новых условиях невозможно.

          Одним из инструментов обновления явился маркетинг. Находясь в постоянном поиске, сотрудники БИЦ изучали опыт вузовских библиотек, занимались совершенствованием профессионального мастерства, проводили маркетинговые исследования. В результате были определены приоритеты:

- Организация комфортной информационной среды;

- Планомерное и динамичное развитие библиотечных ресурсов;

- Смена технологий и организационной структуры.

Прежде всего, были внесены коррективы в организационную структуру БИЦ: создан компьютерный читальный зал, в штате появились должности зам. директора по новым технологиям, программиста и инженера.

Понимая, что только вузовская библиотека призвана и способна влиять на процессы обучения, получения профессиональных знаний и формирования научного мировоззрения через современные компьютерные средства, в БИЦ определились цели автоматизации библиотечных процессов:

- Совершенствование библиотечной деятельности, расширение номенклатуры услуг для пользователей, повышение точности учетных и отчетных операций, избавление от выполнения рутинных процессов;

- Обеспечение свободного доступа пользователей к фонду через создание электронного каталога, предоставление на его основе широкого комплекса библиотечно-информационных услуг;

- Обмен информацией.

И, наконец, мы ставим перед собой главную цель – через глобальные информационные сети предоставить в пользование читателям информационные ресурсы самых разных библиотек мира.

Общими усилиями программистов и сотрудников БИЦ разработана программа автоматизации, которая предусматривает поэтапную автоматизацию всех выполняемых библиотечно-библиографических процессов и повышения квалификации сотрудников, обучение их работе в новых условиях.

Разработанная в БИЦ программа автоматизации нашла одобрение и поддержку со стороны ректората и администрации КТУ. В результате были выделены ассигнования на ремонт читальных залов, на приобретение техники и литературы на традиционных и электронных носителях. Фирма – спонсор «Кока-кола» подарила библиотеке компьютер новой модификации. Теперь в БИЦ расширена сфера обслуживания наряду с учебным читальным залом восстановлен и функционирует красиво оформленный читальный зал гуманитарных и экономических наук; создан компьютерный читальный зал с пятью компьютерами, оснащенными CD-ROMами, лазерным принтером и ксероксом CONEN. Планируется подключение к интернет и интранет с тем, чтобы наши читатели могли получить более полную и оперативную информацию для успешного приобретения профессиональных знаний. Подключение БИЦ к локальной сети позволит каждому преподавателю, студенту, сотруднику вуза, не заходя в библиотеку, получить сведения о необходимых изданиях, находясь на своем рабочем месте, в аудитории и т. д., интернет даст возможность выхода к морю уникальной информации мирового пространства.

Коллектив БИЦ, в основном, состоит из высококвалифицированных профессионалов, не одно десятилетие проработавших в вузе, которые досконально знают специфику учебного процесса, прекрасно ориентируются в океане учебной литературы, постоянно изучают запросы читателей. Кому, как не им, точно определить, какие процессы библиотечной деятельности необходимо усовершенствовать с тем, чтобы максимально удовлетворить все требования студентов, профессорско-преподавательского состава и сотрудников вуза. Вот почему в библиотеке приступили в первую очередь к созданию электронного каталога.

В БИЦ апробировалось несколько программ, но по разным причинам они не подходили к условиям КТУ. В настоящее время программистом В. И. Шестопаловым при активном участии заведующей и главного библиотекаря отдела комплектования и научной обработки разработана и внедрена программа «Библио», которая максимально приближена к условиям КТУ. Согласно программе будут введены следующие базы данных:

- Сведения о книгах, CD дисках и дискетах и их корректировка;

- Карточки алфавитного каталога;

- Инвентарная книга;

- Печать формуляров;

- Бюллетень новых поступлений;

- Картотека книгообеспеченности.

При освоении программы сразу же возникли проблемы, которые приходилось решать в рабочем порядке. Так, в связи с тем, что в БИЦ систематизация ведется по трем классификациям, а программа соответствует только одной – УДК, принято решение на первом этапе создания электронного каталога вводить ограниченный круг литературы, изданной после 1990-го года.

Приступая к работе на копьютерах, мы были уверены в том, что каждый сотрудник, прошедший обучение на курсах по изучению новых библиотечных технологиях сможет быть оператором. Однако и эту проблему пришлось решать по ходу действия. Теперь в этом деле участвуют только пять самых квалифицированных работников БИЦ.

Программа “Библио” постоянно корректируется, разрабатываются новые блоки. Теперь очередь за программным обеспечением ввода библиографических картотек: “Рыночная экономика”, “Труды КТУ”, “Высшая школа” и т. д., которые остро необходимы в учебном процессе, особенно в настоящее время при всеобщем дефиците учебной и научной литературы.

Эти начальные, можно сказать, пробные эксперименты по применению в работе программного обеспечения отдельных библиотечных процессов на деле показали нам на сколько эффективнее, оперативнее и качественнее мы можем выдавать читателям необходимую информацию. Ведь теперь мы намного быстрее подготавливаем “Бюллетень новых поступлений”, тиражируем его в достаточном количестве экземпляров и доставляем на кафедры. С помощью интернет библиографы получают интересующие читателей тематические подборки информации. Кроме того, с помощью ксерокса мы можем откопировать нужные страницы из книг, что очень важно при нынешнем дефиците изданий и, наконец, мы можем использовать в работе, сделанные на кафедрах электронные варианты необходимых в учебном процессе изданий, приобретенных из-за большой стоимости в единственном экземпляре или утраченных читателями учебников старых лет изданий.

Работа по программному обеспечению продолжается. Очень отрадно отметить, что те сотрудники, которые относятся с любовью к книге, к делу обязательно находятся в постоянном поиске, добиваются претворения в жизнь своих задумок и планов. Это под силу только тем, кто самозабвенно, бескорыстно и преданно любит свою профессию и библиотеку. Принципом таких сотрудников является максимум оперативности, максимум удобств, максимум объема и достоверности информации.

Переход БИЦ на компьютерные информационные технологии – веление времени. Мы понимаем, что создание информационной инфраструктуры – дело очень сложное, требующее значительных инвестиций, современного технического оборудования. Необходимо создать среду, в которой пользователь будет готов, т. е. обучен восприятию и использованию информации и предлагаемых ему информационных продуктов и услуг. Для обучения студентов компьютерной грамотности в будущем будут расширены учебные программы библиографов, проводящих занятия по основам библиотековедения и библиографии, где студенты ознакомятся с теми компьютерными услугами, которые будут подготовлены библиотекой.

В заключение необходимо отметить, что в БИЦ созданы условия для поэтапной информатизации библиотечных процессов. В настоящее время наряду с традиционными методами внедряются новые информационные технологии, которые дают пользователям и библиотекарям ряд преимуществ:

- Читатель будет иметь возможность наиболее полного и оперативного доступа к информации об имеющейся литературе.

- Повышается оперативность и полнота выполнения библиографических справок, оперативность отражения новых поступлений в каталоге.

- Повышается информационная культура читателя.

- Автоматизируются многие рутинные библиотечные процессы: приема – выдачи литературы, учета показателей работы библиотеки, учета задолжников и распечатки им писем, облегчаются процессы текущего комплектования и докомплектования. Таким образом высвобождается время для творческого общения с читателями.

 


2. Информационно контрольно-советующий аудит

 

 

Развитие рыночных отношений в экономике государства объективно ведет к полярности интересов между производите­лями, потребителями и государством. Например, создание ак­ционерных обществ привело к столкновению интересов акцио­неров и управляющих (менеджеров). В связи с этим возникла потребность в независимом контроле за деятельностью хозяйст­вующих субъектов, призванном обеспечить подтверждение дос­товерности их финансовых отчетов. Этот вид деятельности по­лучил название аудит.

Согласно стандартам под аудитом следует понимать неза­висимую экспертизу и выражение мнения о финансовой отчетно­сти предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций действующему законодательству, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия.

Почти столетняя практика аудита подтверждает существова­ние двух взаимосвязанных аудиторских функций — контрольно-оценочной и консультативно-советующей.

Контрольно-оценочная функция осуществляется в двух на­правлениях:

• оценка правильности применяемой на предприятии системы учета;

• оценка правильности действий учетного персонала в процес­се фиксации хозяйственных и финансовых операций в бух­галтерской документации. Такая оценка включает:

1) проверку учета операций с денежными средствами;

2) проверку расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

3) проверку операций с производственными запасами, ма­териальными ценностями и товарами;

4) проверку соблюдения трудового законодательства и рас­четов по оплате труда;

5) проверку учета затрат и калькулирования себестоимости продукции;

6) проверку учета готовой продукции и ее реализации и т. д.

Консультативно-советующая функция предполагает консультативную деятельность, выполняемую в форме услуг. К ним от­носятся:

• консультации по правильному составлению отчетности;

• анализ эффективности используемой формы учета, в частно­сти, компьютерного;

• анализ и оценка действий администрации за отчетный период;

• поиск путей повышения уровня эффективности хозяйство­вания в последующем периоде.

Аудит существует в двух формах: внешний и внутренний. Под внешним аудитом понимают независимую экспертизу фи­нансовой отчетности хозяйствующего субъекта, а под внутренним - внутрихозяйственный контроль за источниками затрат и резер­вами, осуществляемый силами предприятия и подотчетный его ру­ководству. Поэтому и цели внешнего и внутреннего аудита разные.

Цель внешнего аудита заключается в проверке системы учета и отчетности для того, чтобы обеспечить информацией внешних по отношению к предприятию субъектов (профсоюзов акционе­ров, собственников, финансовых налоговых служб, страховых компаний и т. д.).

Цель внутреннего аудита иная и заключается в снабжении информацией руководства предприятия в основном по таким направлениям:

• анализ системы учета;

• анализ статей затрат, остатков на бухгалтерских счетах;

• прогноз прибылей и продаж;

• финансовый анализ.

К объектам аудиторской деятельности относятся:

1) ресурсы (финансовые, трудовые, нематериальные активы, средства и предметы труда);

2) хозяйственные процессы (основное и вспомогательное производство, сбыт и снабжение, развитие и внедрение новой техники);

3) результаты деятельности (рентабельность, прибыль, фондоотдача, себестоимость);

4) функции управления (планирование, учет, экономический анализ, регулирование).

В зависимости от задач, поставленных аудитором, каждый из объектов может выделяться и рассматриваться по-разному. Например, объекты могут оцениваться в прошедшем, настоящем или будущем времени; оцениваться количественно или качест­венно: оцениваться в целом или по частям; находиться под по­стоянным контролем, периодическим или разовым.

Каждый из объектов имеет различные стороны (аспекты), которые составляют предмет аудиторской деятельности. Пред­метом в данном случае является учет хозяйственных операций, подтверждающих реальность отчетности и ее законность, а также выявление истинного положения дел на предприятии.

2.2 Контрольно-советующие аудиторские системы

Контрольно-советующие аудиторские системы (КСАС) могут создаваться с ориентацией на следующие классы аудиторских

объектов:

1)на которых бухгалтерский учет ведется вручную;

2) на которых бухгалтерский учет ориентирован на приме­нение компьютеров. Здесь, как правило, обрабатывается значи­тельный объем первичных бухгалтерских документов, которые составляют содержание компьютерных файлов. В этом случае КСАС может воспользоваться файлами клиента, что способст­вует сокращению затрат на выполнение аудита, повышению его точности и оперативности.

Причем, если бухгалтерский учет у клиента автоматизиро­ван, то аудитор при выполнении своих функций обязан руко­водствоваться стандартом, регламенти­рующим аудиторскую деятельность в условиях компьютерной обработки данных.

Этот же стандарт должен быть положен и в основу деятель­ности разработчика КСАС, что позволит ему правильно учесть специфику автоматизированного бухгалтерского учета. Кроме того, стандарт поможет упорядочить работу по выяснению ор­ганизационной формы компьютерной обработки учетной ин­формации клиента. При этом необходимо выяснить степень Централизации обработки данных: данные обрабатываются на локальных компьютерах или на соединенных в сеть.

Ответы на эти вопросы идентифицируют вполне опреде­ленный класс клиентов, который и предопределяет стратегию создания КСАС. Однако прежде чем перейти к изложению возможных стратегий создания аудиторской систе­мы, необходимо выяснить, какие цели при этом преследуются и какие ставятся задачи.

Согласно общим положениям построения организационно-экономических систем, изложенным в, аудиторские систе­мы должны состоять из функциональной и обеспечивающей частей.

Функциональная часть — это совокупность экономико-мате­матических и экономико-организационных моделей, а также методов, методик и приемов выполнения аудита. Обеспечиваю­щая часть, предназначенная для автоматизации процесса ауди­та, представленного в первой части, состоит из информацион­ного, программного, технического и прочего обеспечения. Рас­смотрим эти части более подробно.

Аудит — область специфическая: с одной стороны, это про­верка финансовой и иной документации, а с другой — выдача профессионального совета по улучшению учета и финансово-хозяйственного состояния предприятия. Иными словами, такие системы должны совмещать контрольные и советующие функ­ции, что вносит дополнительные трудности в их разработку. Как уже отмечалось, такие системы называются контрольно-советующими аудиторскими системами (КСАС).

Для того чтобы выяснить, какие задачи должна решать КСАС, т. е. чем должна быть наполнена ее функциональная часть, следует разделить всех потенциальных пользователей системы на группы и выяснить, какие цели преследует каждая из этих групп. На рис. 1.1.1 представлены следующие субъекты, заинтересованные в результатах аудита:

• профсоюзы, рабочие;

• акционеры, собственники;

• банки, кредиторы;

• налоговая служба, страховые компании;

• правосудие и прочие государственные органы.

Каждая из выделенных групп пользователей результатов ау­дита преследует свои интересы. Например, профсоюзы заинте­ресованы в сохранении рабочих мест, увеличении заработной пла­ты, акционеры и собственники — в увеличении рентабельности предприятия и стоимости акций, банки и кредиторы — в выяс­нении платежеспособности и ликвидности предприятия, госу­дарство — в своевременной уплате налогов субъектами пред­принимательской деятельности.

 

2. 3. Стандарты аудита

 

 

Аудиторские стандарты - это единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей профессиональной деятельности. Соблюдение аудиторских стандартов в процессе осуществления аудиторской деятельности гарантирует определенный уровень качества аудита и надежности его результатов.

Аудиторские стандарты составляют основу всех учебных программ для подготовки аудиторов и программ квалификационных экзаменов по разделу "Аудит" на право заниматься аудиторской деятельностью.

Аудиторские стандарты являются также основанием в суде для доказательства качества проведения аудита  и в зависимости от того, насколько отступил аудитор от стандарта, определяется мера ответственности аудитора.

Аудиторские стандарты включает в себя четыре основных вида:

·     Общие стандарты;

·     Рабочие стандарты;

·     Стандарты отчетности;

·     Специфические стандарты, используемые для аудита в отдельных областях деятельности.

 

 

2.4. Квалификационные требования к аудиторам

 

Вопросами аттестации аудиторов и лицензирования аудиторской деятельности занимаются:

·     По общему аудиту и аудиту бирж, благотворительных фондов и инвестиционных институтов - Центральная аттестационная комиссия Министерства финансов;

·     По банковскому аудиту - Центральная аттестационная комиссия Центрального банка;

·     По аудиту страховых организаций - Центральная аттестационно - лицензионная комиссия Министерство финансов.

К аттестации допускаются лица имеющие экономическое или юридическое образование, а также стаж работы не менее трех лет из последних пяти в качестве аудитора, специалиста аудиторской фирмы, бухгалтера, экономиста ревизора, руководителя предприятии, научного работника или преподавателя по экономическому профилю.

К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суд с применением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово - хозяйственных отношений в период до погашения (снятия) судимости в установленном законом порядке.

Аттестация проводится на базе учебно - методических центров по обучению и переподготовке аудиторов.

Претендент представляет в соответствующую комиссию следующие документы:

·     Заявления;

·     Нотариально заверенные копию диплома о высшем образовании и выписку из трудовой книжки;

·     Две фотографии размером 4х6 см;

·     Квитанцию о внесении платы за проведение аттестации.

Претендент должен предъявить паспорт или  иной документ, удостоверяющего его личность.

По общему аудиту производится экзамен  по следующим пяти дисциплинам:

·     Бухгалтерский учет и отчетность;

·     Аудит;

·     Налогообложение юридических и физических лиц;

·     Финансы предприятий;

·     Правовое регулирование хозяйственной деятельности.

Сдача экзаменов претендентами проводится два дня. В первый день производится тестирование по пяти дисциплинам, во второй день - письменный экзамен по этим же дисциплинам.

Решение о выдаче лицензии оформляется протоколом соответствующей центральной комиссии. Лицензия должна быть выдана заявителю в течение недели со дня принятия решения.

Заключение

 

Темой данной преддипломной практики является “ Информационно контрольно-советующий аудит предприятия ”, поэтому главные задачи, которые ставились при ее прохождении это:

- Исследование возможности внедрении автоматизации аудита предприятия и расчет платежеспособности;

Целесообразность применения компьютерных технологий в бухгалтерском учете и анализе финансового состояния предприятия, доказала сама жизнь. Однако на нашем рынке программного обеспечения совершенно отсутствуют программы, предназначенные для проверки и расчета платежеспособности предприятия. Необходимость данных программ продиктована тем, что финансовое состояние предприятия в рыночных условиях постоянно меняется. При этом для осуществления эффективного управления предприятием, необходимо знать реальную (на данный момент) информацию о финансовых возможностях предприятия. Информация о платежеспособности также необходима при заключении крупных договоров и долгосрочных обязательств. В процессе прохождения преддипломной практики была собрана вся необходимая информация и документация, позволяющая с уверенностью утверждать, что автоматизация аудита предприятия не только необходима но и возможна.