Реферат: Патриотизм–источник духовных сил воина

    

         ТЕМА: Патриотизм-источник духовных сил воина

 


КУРСОВАЯ РАБОТА


 

 

 

Исполнитель:

         слушатель 2 курса 1 факультета

                                                       группа «Медицинское обеспечение наземных войск»

                                                       подполковник медицинской службы Плахов А. Н.

 

         Научный руководитель:

          Прокудин Ю.А.


Санкт-Петербург

2002

 

                                              СОДЕРЖАНИЕ:

1.   СОДЕРЖАНИЕ

2.   ЧТО ТАКОЕ ПАТРИОТИЗМ?

3.   ВОЕННО–ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПАТРИОТИЗМ

4.   ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

5.   БОЕВЫЕ ТРАДИЦИИ

  1. ПРОФЕССИЯ ОФИЦЕРА
  2. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА
  3. ВЫВОД
  4. ЛИТЕРАТУРА

 

2

3

7

10

12

15

18

27

29

1.  ПАТРИОТИЗМ.

Что же такое «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Но, так или иначе, но для простоты суждения можно условиться считать первым, кто более или менее внятно определил понятие «патриотизм», Владимира Даля, трактовавшего его как «любовь к отчизне». «Патриот» по Далю – «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Советский энциклопедический словарь ничего нового к вышеприведенному понятию не добавляет, трактуя «патриотизм» как «любовь к родине». Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Вместе с тем организм каждого человека, как и организмы его соотечественников, сотнями, если не тысячами нитей связан с ландшафтом его обитания с присущим ему растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения, его историческим прошлым, родовыми корнями. Эмоциональное восприятие первого жилища, своих родителей, своего двора, улицы, района (деревни), звуков птичьего щебетания, трепетания листвы на деревьях, колыханья травы, смены времен года и связанных с этим изменений оттенков леса и состояния водоемов, песен и разговоров местного населения, их обрядов, обычаев и образа жизни и культуры поведения, характеров, нравов и всего остального, что не перечесть, влияет на развитие психики, а вместе с ней и на становление патриотического сознания каждого человека, составляя важнейшие части его внутреннего патриотизма, закрепляемые на его подсознательном уровне.

  Вот почему первыми самыми жесткими карательными мерами советской власти против врагов народа, предложенными Лениным, были расстрел или высылка из страны без права возвращения обратно. Т.е. лишение человека родины даже большевиками по степени тяжести наказания приравнивалось к расстрелу.

  Дадим понятиям «патриотизм» и «патриот» более четкие определения:

 1. Главный из них - наличие среди основных здоровых эмоций каждого человека почитания места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области. В зависимости от широты восприятия места своего рождения, зависящего от глубины сознания данного индивида, границы его родины могут простираться от площади собственного дома, двора, улицы, поселка, города до районных, областных и краевых масштабов. Для обладателей высших уровней патриотизма широта их эмоций должна совпадать с границами всего данного государственного образования, именуемого Отечеством. Низшими уровнями данного параметра, граничащего с антипатриотизмом, являются мещанско-обывательские понятия, отраженные в поговорке: "Моя хата с краю, ничего не знаю".

2. Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного. Высший показатель данного параметра - благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного государства, т.е. осознание того общественного организма, называемого во всем мире "нацией по гражданству".

3. Делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей родины, ее приукрашения и обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков и соотечественников (начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего своего города, района, края, Отчизны в целом).

Таким образом, широта понимания границ своей родины, степень любви к своим землякам и соотечественникам, а также перечень каждодневных деяний, направленных на поддержание в должном состоянии и развитие ее территории и проживающих на ней жителей - все это определяет степень патриотизма каждого индивида, является критерием уровня его истинно патриотического сознания. Чем шире территория, которую патриот считает своей родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви и заботы он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных деяний он совершает для блага данной территории и ее обитателей по нарастающей (свой дом, двор, улица, район, город, область, край и т.д.), тем больший патриот данный человек, тем выше и истинный его патриотизм.

    Истинный патриот выступает за тех и за то, что укрепляет и развивает его родину и против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот или иной ущерб. Настоящий патриот уважает патриотов любой другой территории и не будет вредить там. У себя на Родине он совместно с другими согражданами-патриотами борется с теми, кто наносит ей ущерб, а это могут быть только сограждане-непатриоты с низким уровнем или дефектами сознания, или вообще враги Родины. В этой связи очень легко понять, насколько не патриотами являются у нас те, кто сеет вокруг вражду к своим соотечественникам, угнетает своих сограждан, сквернословит, мусорит, отравляет окружающую природу, браконьерствует, ведет нездоровый образ жизни. Драка или вражда с соседом, нападки членов одной партии на членов другой, болельщиков одной футбольной команды на болельщиков другой, алкоголизм, наркомания, неуставные отношения в армии, коррупция, казнокрадство - все это элементы проявления различных форм не патриотизма в России.

  Как патриотизм, так и не патриотизм могут быть индивидуальным, групповым и массовым. Поэтому разъяснение его основ, патриотическое воспитание и всестороннее просвещение множат число патриотов и углубляют их здоровое чувство патриотизма, в то время как невоспитанность, невежество, уход от действительности, мещанско-обывательская отрешенность, алко- и наркозависимость, разного рода многочисленные психические и прочие отклонения множат число не патриотов, псевдо- и лжепатриотов.

  Патриотизм либо есть в той или иной степени, либо его нет вовсе. Патриотизм очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но прежде всего его соотечественники. Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации, т.е. направленных на объединение сограждан в целях достижения патриотических целей и совместного выполнения патриотических задач той или иной степени сложности и важности по обустройству и развитию своей Родины, по оздоровлению, умножению числа своих просвещенных соотечественников.

   

 

2.    ВОЕННО–ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПАТРИОТИЗМ

        

         Любой человек всегда является членом какой-либо об­щности людей: нация, класс, социальный слой, произ­водственный коллектив, коллектив по интересам и так далее. Каждая общность имеет свои характерные черты, а ее члены, как правило, гордятся своей принадлежностью к ней. В результате можно говорить о различных частных вариантах патриотизма: классовый, национальный, про­фессиональный и другие. Военных людей обычно интере­сует военно-профессиональный патриотизм.

  В истории России его появление связывают с рождени­ем регулярной армии. Ее основа — два потешных полка молодого Петра I. Когда дворяне-подростки вошли в зре­лый возраст, эти полки стали своеобразными военными училищами, выпускавшими офицеров в пехоту и кавалерию. Офицеров-специалистов готовили открытые по при­казу Петра навигационная, артиллерийская, инженерная школы. С развитием регулярной армии и становлением принципиально нового офицерского корпуса получает окончательное оформление военно-профессиональный патриотизм, как выражение сущности людей, посвятив­ших свою жизнь защите Отечества. В своих основных чер­тах он доходит и до наших дней.

Черты военно-профессионального патриотизма не с неба упали. Они обусловлены вполне объективными об­стоятельствами. Армия на Руси всегда почиталась, а воен­ный человек, как правило, был любимцем народа. XX век насчитывает всего две ситуации, когда заинтересованные силы настраивали общественность России против армии и флота. Первый раз — после русско-японской войны 1904—1905 годов, второй — после распада СССР и пере­хода к рыночным отношениям.    

В русской армии были достаточно сильны военно-де­мократические традиции, представленные такими гене­ралами и адмиралами, как Петр I, Г. Потемкин, А. Суво­ров, М. Кутузов, Ф. Ушаков, П. Нахимов, М. Скобелев, М. Драгомиров, С. Макаров, М. Фрунзе, И. Исаков, К. Рокос­совский, Г. Жуков, Н. Кузнецов и многие другие.

Армия была важнейшим инструментом складывания русского государства, а флот очень часто служил орудием международной политики.   Со времени Петра I сложилась своеобразная роль офи­церства в жизни общества. Офицеры не только защищали Отечество, но строили города и заводы, были изобрета­телями, открывали новые земли, управляли губерниями, служили дипломатами и одно время командовали Право­славной церковью. Первым обер-прокурором Святейшего Синода был полковник И. В. Болтин (1721—1726).

      Важным обстоятельством, оказавшим влияние на фор­мирование военно-профессионального патриотизма, явился также русский национальный характер. Названные причины обусловили своеобразные черты русского военно-профессионального патриотизма и до 1917 года и после него. Вот они: 

Беспредельная преданность Отечеству и готовность со­знательно отдать за него жизнь.

Непререкаемый авторитет воинской присяги и ее ис­полнение в любых условиях.

Высокие понятия воинской чести и воинского долга как у офицеров, так и у солдат и матросов.

Стойкость и упорство в бою, готовность к подвигу как норма поведения.

Преданность полку, кораблю, его знамени, его тради­циям.

Уважение и соблюдение воинских ритуалов, наград и чести мундира.

Героическое поведение в плену.

Готовность прийти на помощь народам, оказавшимся в беде.

Личный пример офицера своим подчиненным.

Мастерское владение своей профессией от полководца до рядового.

 А. В. Суворов дал неприятелям более шести­десяти боев и сражений и ни одного не проиграл. Военная история показывает, что такого набора черт не имеет никакая другая армия мира.

 Значение военно-профессионального патриотизма ве­лико, хотя он явление нематериальное: ни взвесить, ни измерить, ни просчитать. Но в критические моменты имен­но он каждый раз перетягивал чашу весов борющихся сто­рон в пользу России.

Для ясности два примера.

 Один пример хрестоматийный — 28 героев панфилов­цев. Вдумаемся: всего 28 человек, в том числе один офи­цер. Вооружение — бутылки с «горючкой», гранаты, не­сколько противотанковых ружей. Справа и слева — нико­го. Могли разбежаться и ищи ветра в поле. Могли сдаться и никто бы не узнал. Могли лечь на дно окопа и будь что будет. Но ни того, ни другого, ни третьего не случилось. Отбили две танковые атаки: одну — 20 танков, другую — 30. Половину сожгли! По всем мыслимым и немыслимым расчетам они должны были проиграть, ведь почти по два танка на брата. Но ведь не проиграли. Выиграли! Сегодня многие не верят и спрашивают: почему?

 

Ответ в трех сло­вах  — присяга, долг, патриотизм:

присяга — клятва Родине;

долг — обязанность перед Родиной;

патриотизм — любовь к Родине.

Если это есть у военных людей, они непобедимы. Под­виг двадцати восьми героев повергает ниц тех, кто хотел бы видеть на войне только кровь, муки и ошибки — на­стоящие и мнимые — и не замечать воли, таланта, уме­ния и презрения к смерти во имя Отечества.

3.  ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Для выполнения задач в условиях армии военнослужащие  должны получить за  время службы и такое воспитание,  которое имеет особую, воинскую направленность.  Вот это специфическое, связанное с формированием у личного состава Вооруженных Сил необходимых воинских качеств,  и определяет сущность  воинского  воспитания,  его место в общей системе подготовки вооруженных защитников Родины.

     Воинское воспитание представляет собой целенаправленную деятельность командиров  и  штабов по формированию у воинов духовных качеств, отражающих специфический характер нашей армии, ее задачи и предназначение.  В  единстве  со всеми направлениями воспитания воинское воспитание развивает и формирует у воина качества, необходимые ему для защиты Отечества. В процессе воинского воспитания формируются такие качества,  которые необходимы воинам всегда, но особенно при выполнении задач в боевых условиях. Это - стойкость, мужество, отвага.

     Содержание воинского воспитания в самом конкретном плане определяется военной присягой,  в которой в концентрированном  виде сформулированы требования к вооруженному защитнику Родины,  и воинскими уставами,  регламентирующими повседневную жизнь, функционирование армии и флота в ходе войны. О значении воинских уставов свидетельствует то, что они рассматриваются и утверждаются на самом высоком государственном уровне.

        Основными компонентами содержания воинского воспитания являются:

     - воспитание у военнослужащих глубокого понимания исторического предназначения Вооруженных Сил, особенностей их строительства, функционирования и своего места в  выполнении  стоящих  перед ними задач, особенно по поддержанию постоянной высокой боевой готовности;

     - формирование  у личного состава непоколебимой верности военной присяге и уставам,  неуклонного следования  их  требованиям как в мирное время, так и в условиях войны;

     - развитие постоянного стремления к овладению военным делом, своей воинской профессией,  к отличному освоению военной техники, оружия и способов их применения;

     - выработка  у  военнослужащих высокой дисциплинированности, беспрекословного повиновения, упрочения воинского товарищества;

     - формирование морально-боевых качеств, которые особенно необходимы военнослужащим в бою,  -  стойкости,  мужества,  отваги, способности переносить самые суровые испытания для достижения победы над врагом;

     - воспитание  личного  состава в духе гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России,  своей части, стремления развивать и обогащать их боевые традиции.

       Работа по воинскому воспитанию личного  состава  Вооруженных Сил должна  вестись  дифференцированно,  где  главная роль должна принадлежать воинской дисциплине.  Единоначалие в армии и на флоте, его последовательное осуществление в многогранной деятельности военных кадров неотрывны от процесса воспитания военнослужащих в духе высокой дисциплинированности.  Место и значение этого процесса в содержании воинского воспитания определяются прежде всего тем, что речь идет о привитии военнослужащему одного из важнейших качеств, без которого немыслимы личность воина, специфическая деятельность армии и флота.

       В процессе нравственного воспитания у воинов формируется понятие дисциплинированности как воинского долга. Правовое воспитание развивает у них уважение к законам,  на которых зиждется правопорядок в армии и на флоте.  Воинское воспитание как бы раскрывает суть слагаемых воинской дисциплины, нацеливает личный состав на точное и неукоснительное соблюдение военной присяги и воинских уставов, в единстве с обучением обеспечивает проведение  в  жизнь их конкретных требований. Этот единый процесс призван способствовать утверждению и поддержанию уставного порядка.

       Особое значение  придается личной примерности офицеров в сочетании с их умением квалифицированно решать  задачи  неуклонного укрепления дисциплины во вверенных им частях и подразделениях.

 

4.   БОЕВЫЕ ТРАДИЦИИ

    

      В содержании воинского воспитания важное  место  занимает пропаганда боевых  традиций.  Освоение этих высоких духовных ценностей, во-первых,  обеспечивает преемственность в работе по формированию у  личного  состава высоких морально-боевых качеств защитников Родины,  что способствует глубокому осознанию  им  своих служебных обязанностей.  Во-вторых, это могучее средство воздействия на умы и сердца воинов активно способствует  восприятию  ими героических дел,  свершенных  советскими людьми в боях за Родину, за дело своих предков, как примеров для повседневного подражания. Боевые традиции,  в-третьих,  рассматриваются как конкретный итог и, следовательно,  в известном смысле средоточие опыта воспитания воинов в  духе  верности своей Родине,  военной присяге,  высокой дисциплинированности, готовности к героическим  подвигам.  Именно поэтому во  всем  процессе  воинского воспитания боевым традициям уделяется неослабное внимание.  Используются различные формы пропаганды и агитации.

     Таким образом,  воинское воспитание–целенаправленный процесс формирования  морально боевых качеств у вооруженных защитников государства Российского. В единстве с нравственным, правовым, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием воинское воспитание служит необходимым условием развития личности воина, укрепления морального  духа,  повышения боевой мощи Вооруженных Сил России, успешного выполнения ими своих задач как в мирное время, так и в условиях войны, если она будет развязана.

Боевые традиции армии и флота - это исторически  сложившиеся обычаи и моральные правили, ставшие нормой поведения воинов в бою и в мирное время,  активно побуждают их образцово выполнять  свой воинский долг, честно и добросовестно служить своему народу, своей Родине.

     Войсковая практика свидетельствует, что боевые традиции повсеместно взяты на вооружение как испытанное и эффективное  средство воспитания мужественных,  стойких и умелых защитников Родины. Всюду, где служит российский воин,  рядом с ним несут  бессменную вахту боевые традиции.

     Основными боевыми традициями Вооруженных Сил являются:

     - беззаветная преданность и горячая любовь к Родине,  постоянная      готовность защищать ее до последней капли крови;

     - непримиримость к врагам Родины, высокая бдительность;

    - верность воинскому долгу,  военной присяге,  самоотверженность и   массовый героизм в бою;

     - любовь к родной армии и флоту,  к  своей  части, верность Боевому Знамени, Флагу корабля;

     - постоянное стремление к совершенствованию боевого мастерства, повышению военных знаний, неустанная борьба за высокую боевую готовность, образцовый порядок, организованность и дисциплину;

     - войсковое товарищество и коллективизм, уважение к командиру и защита его в бою.

          Особую ценность боевые традиции представляют  для  воинского

воспитания личного состава армии и флота. Их изучение и пропаганда способствует формированию у воинов высоких морально-боевых качеств, необходимых для достижения победы в современном бою, помогают готовить воина-гражданина, патриота, обладающего сильным духом, несгибаемой  волей,  мужеством и храбростью,  в совершенстве владеющего военной  техникой  и  оружием.  Выдающийся  полководец М.В.Фрунзе считал  традиции  нашей  армии залогом будущих великих подвигов советских воинов. В своем приветствии воинам героической 51-й Перекопской дивизии он указывал на то, чтобы "память о славном прошлом запечатлелась и, не умирая, передавалось из поколения в поколение новым составом полков дивизии.

     Воспитательное воздействие боевых традиций заключается, прежде всего в силе примера, которая побуждает новые поколения воинов идти по стопам своих отцов и дедов, множить их славные дела, беззаветно служить Родине.  Сила положительного примера - это огромная сила, а когда она сочетается с идейной убежденностью, любовью к Родине,  когда мотивами поведения человека, его действий становятся благородные цели, она умножается во сто крат. Известно ведь из истории,  что  в годы Великой Отечественной войны сотни воинов наших Вооруженных Сил в критические моменты боя,  следуя  примеру Александра Матросова, закрыли своим телом амбразуры вражеских дотов и дзотов;  более трехсот советских летчиков повторили  подвиг Николая Гастелло.  Свыше 11000 человек за героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками удостоены высокого звания  Героя  Советского Союза. Положительный пример героев оказывает воздействия не только на отдельного человека,  но и  на  воинские  коллективы в целом.

       Славной страницей в истории русского  военно-морского  флота вошло Наваринское сражение 1827 года,  когда дважды было нанесено сокрушительное поражение турецкому флоту. В этом сражении особенно отличился  экипаж  корабля  "Азов" под командованием Лазарева. "Азов" получил 153 пробоины,  но из боя не вышел. Весь экипаж корабля вел себя героически. Он потопил два турецких фрегата и корвет, подбил 80-пушечный турецкий корабль, который выбрался на берег и  взорвался.  За  эти победы и подвиги экипаж корабля "Азов" первым удостоился Георгиевского флага. Интересно подчеркнуть, что в составе экипажа этого корабля служили лейтенант Нахимов, мичман Корнилов, гардемарин Истомин,  впоследствии ставшие адмиралами  и героями русского флота.

     Пропаганда боевых традиций помогает воспитывать воинов,  цементировать воинские  коллективы,  мобилизовать  личный состав на

совершенствование своего мастерства,  укрепление воинской дисциплины, повышение бдительности,  боевой готовности войск и сил флота. В боевых традициях воины находят лучший  образец  для  выборы нравственного идеала,  к которому стремятся,  которому подражают, который является побудителем их поступков.

         Боевые традиции связаны между собой. Они отражают славу, величие и особенности Вооруженных Сил России и служат делу  повышения их  боеготовности.  Боевые  традиции явились могучим духовным оружием нашей армии и способствовали ее победам.

     Армия и  флот  неотделимы  от своего народа.  В армию и флот ежегодно приходит пополнение с трудового фронта. Отслужив в рядах Вооруженных Сил, они снова возвращаются к труду. Да и сама служба в рядах армии и флота есть большой и напряженный труд.  Без упорного труда  нельзя освоить сложную боевую технику,  нельзя воспитать в себе качества воина,  всегда готового выступить на  защиту Родины и отстаивать ее умело и мужественно.

5.  ПРОФЕССИЯ ОФИЦЕРА

Первой, главной и самой важной мужской профессией является профессия офицера. Отчетли­во я осознаю, что для кого-то эта мысль спорная, а для кого-то и неприемлемая. Что ж, свою точку зрения не навязы­ваю, но имею право высказать суждения в ее защиту.

Профессия офицера — это боевая профессия. Мы — за­щитники! Мы — бойцы первой линии. За нами — страна. В случае необходимости нам принимать на себя первый удар. Война начинается только один раз и переиграть ее начало невозможно. Мы не имеем право спокойно спать, ибо войны начинаются по ночам. Мы не имеем право спокой­но отдыхать, ибо, как показала история, войны случают­ся либо под праздник, либо с субботы на воскресенье. На плечах офицера лежит такая ответственность, которая не сравнима с ответственностью любой другой профессии. Да, есть такая профессия — Родину защищать!

Профессия офицера — это интеллектуальная профессия. Военное дело требует знаний такого уровня, который на порядок превосходит знания иной гражданской специаль­ности. Боевая техника ракетно-ядерно-космической слож­ности, огромное количество элементов, из которых скла­дывается современный бой, необходимость мгновенно принимать и исполнять решения, умный, не прощающий ошибок враг, — все это и многое другое приводит к тому, что современная война — это не кто кого перестреляет, а кто кого передумает. Если допустить, что можно быть по­средственным в каком-нибудь ином деле, то в том, от которого зависит судьба Родины, необходимо достигать полного совершенства.

Профессия офицера — это романтическая профессия. Если честно, то в военной повседневности, разлинованной распорядком дня, романтики нет. Тем не менее она есть:в конечных результатах трудных учений, сложных похо­дов, напряженных боевых служб, в преодолении непрео­долимых испытаний и, главное, самого себя.

Профессия офицера — это красивая профессия. Ее кра­сят военная форма и боевые награды. Ее красят повседнев­ные и праздничные воинские ритуалы. Ее красит военная музыка — песни, марши, сигналы. Ее красит своеобраз­ный воинский этикет. Ее красит умение подчиняться и умение командовать.

Быть офицером — это красиво! Най­дите мне другую, столь же красивую профессию. Уверен, не найдете!

Профессия офицера — это героическая высоконравствен­ная профессия. В ее основе любовь и преданность Родине, готовность жертвовать собой и умение, если потребуется, « достойно умереть».

Профессия офицера — это педагогическая профессия. Ежегодно для военной службы в подразделения приходят 18-летние мальчишки. Из них надо сформировать воинов-патриотов и сознательных граждан России. Эту задачу ис­полняет офицер. Он — педагог, он — воспитатель. Редко найдется солдат или матрос, который не был бы благода­рен своему командиру за науку. А возиться с молодыми людьми, ох, как непросто, но благородно и благодарно. Если угодно, армия — это своеобразный военный уни­верситет.

Профессия офицера — это бескорыстная профессия. Бес­корыстный мужчина! Что может быть лучше и выше?! В России от века ими были офицеры. Где-то есть армии, куда идут служить, чтобы хорошо заработать. В России шли в офицеры, чтобы послужить Отечеству. Высшая ценность для военного россиянина не деньги — Родина. Любимец российского флота адмирал С. О. Макаров пи­сал: «Денежное вознаграждение военных чинов за со­вершенные ими военные заслуги не подходит к духу русского воинства... Русский воин идет на службу не из-за денег, он смотрит на войну как на исполнение своего священного долга, к которому он призван судьбой, и не ждет денежных наград за свою службу... Тот, на кого в военное время могут влиять деньги, не достоин, носить офицерский мундир».

Перестройка, а затем рыночные реформы обернулись для военной организации России — разладом. В результате связь армии с народом ослабла, упал авторитет Воору­женных Сил, снизился престиж воинской службы, офи­церский корпус оказался дезориентированным, начался массовый исход молодых офицеров в гражданскую жизнь.

Общим знаменателем нынешних бед армии и флота является низкий уровень финансирования, что привело к форменной нищете офицеров и, как следствие, к букету житейских коллизий, одна из которых — необходимость подрабатывать, чтобы прокормить себя и семью. Тогда как офицер — человек государственный. Его мозг, душа и сер­дце должны быть заняты службой. Следовательно, офицер должен быть обеспеченным человеком.

Обеспечить его должна власть. А потому денежное содержание не должно быть смыслом службы офицера.

На чем же сегодня держится армия? На службе офице­ров-подвижников, строящих новую армию на основах пат­риотизма. Подвижник — это самоотверженный человек, целиком, отдающий себя делу и преследующий высокие цели. Такие офицеры живут и действуют за счет внутренних ду­ховных ресурсов. Их служба — подвиг.

 

      В современных условиях нет задачи важнее, чем задача формирования патриотизма. Вместо с тем нет задачи и сложнее. Но сложно не означает невозможно. Поэтому каждому воспитателю, «заболевшему» этой проблемой, целесообразно продумать собственную идеологию воспи­тания чувства любви к Родине. В ее основу можно поло­жить примерно следующие размышления.

Сам воспитатель должен быть искренним и убежден­ным патриотом и уметь не проповедовать любовь к Роди­не, а увлекательно исповедовать и доказывать ее своими делами, полными энергии и преданности. Преподаватель — первый патриот в учебном заведении. Офицер — первый патриот на корабле, в части. Если этого условия нет, то за воспитание патриотизма лучше не браться.

Любовь к Родине — чувство во многом, как говорил русский философ Иван Ильин, инстинктивное. Поэтому нужно пробуждать в молодом человеке дремлющий пат­риотизм. Именно пробуждать, но не навязывать. Ни по. любить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно.

Россия — страна, сотканная из противоречий. В ней много прекрасного и немало безобразного. Но Родину, как и родителей, не выбирают. Отсюда следует всегда помнить мысль: хороша ли, плоха, но это моя Родина. И другой у меня не будет.

Чувство любви к Родине не только горделивое, но и сострадательное, жалостливое. Поэтому нужно не только гордиться своим Отечеством, но и жалеть его. А в русском языке слова «любить» и «жалеть» очень близки по глу­бинному смыслу.

Необходимо учитывать, что люди приходят к понима­нию патриотизма по-разному: один через природу или искусство родной страны, другой — через ее историю, третий — через религиозную веру, а кто-то через службу в армии. Наверное, сколько людей — столько путей. Труд­но, но воспитатель должен находить патриотическую тропиночку к каждому сердцу.           

Академик Д. С. Лихачев писал: «Патриотизм — это бла­городнейшее чувство. Это даже не чувство — это важней­шая сторона и личной, и общественной культуры духа...»'. Иными словами, между культурой и патриотизмом есть диалектическая взаимосвязь: формируя патриота, мы фор­мируем культурного человека. Чем выше культурный уро­вень курсанта, матроса, офицера, тем богаче чувство пат­риотизма.                 Понятно, что эти размышления лишь общая нить, канва. Они могут быть развиты и дополнены каждым воспитате­лем. А теперь конкретные рекомендации.

Но прежде чем мы приступим к ним, необходимо сде­лать одну оговорку: каждый офицер — воспитатель дваж­ды: т. е. воспитатель своих детей и своих подчиненных.

Воспитание детей — глубоко личное и ответственное государственное дело. Именно в семье формируется граж­данин державы с качествами патриота. Философ И. А. Иль­ин (1883—1945) в книге «Путь духовного обновления» рекомендует молодым родителям следующие пути, как он говорил, «национального воспитания» своих детей.

Язык. «Язык вмещает в себе таинственным и сосредото­ченным образом всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа. В семье должен царить культ родного языка: все основные семейные события, праз­дники, большие обмены мнений должны протекать по-рус­ски; всякие следы «воляпюка» должны изгоняться; ...суще­ственны семейные беседы о преимуществах родного языка — о его богатстве, благозвучии, выразительности, творческой неисчерпаемости, точности и т.д.

Песня - ребенок должен слышать русскую песню еще в колыбели. Пение принесет ему первый душевный вздох и пер­вый духовный стон: они должны быть русскими... Русская песня глубока как человеческое страдание; искренна, как молитва; сладостна, как любовь и утешение; в наши черные дни, как под игом татар, она даст детской душе исход из грозящего озлобления и окаменения. Надо завести русский пе­сенник и постоянно обогащать детскую душу русскими ме­лодиями — наигрывая, напевая, заставляя подпевать и петь хором.

Молитва - Молитва есть сосредоточенная и страстная обращенность души к богу... Молитва даст ему (ребенку) духовную гармонию; пусть он переживает ее по-русски. Мо­литва даст ему источник духовной силы — русской силы. Молитва научит его сосредоточивать чувство и волю на совершенном — по-русски... Ребенок, научившийся молиться, сам пойдет в церковь и станет ее опорой, русской опорой русской церкви. Он найдет пути — ив глубину русской ис­тории, и на простор русского возрождения.

Сказка - Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребен­ку первое чувство героического — чувство испытания, опас­ности, призвания, усилия и победы; она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, слож­ность мира, отличие «правды и кривды «... Национальное вос­питание неполно без национальной сказки. Ребенок, никогда не мечтавший в сказках своего народа, — легко отрывается от него и незаметно вступает на путь интернационализа­ции.

Жития святых и героев. Чем раньше и чем глубже вооб­ражение ребенка будет пленено живыми образами нацио­нальной святости и национальной доблести, тем лучше для него... Образы героизма пробудят в нем самом волю к доблестям, пробудят его великодушие, его правосознание, жажду подвига и служения, готовность терпеть и бороться; а русскость героя — даст ему непоколебимую веру в духовные силы своего народа. Все это вместе взятое, есть настоящая шко­ла русского национального характера.

 

Поэзия - ...Как только ребенок начнет говорить и читать, так классические национальные поэты должны дать ему первую радость стиха и постепенно раскрыть ему все свои сокровища. Сначала пусть слушает; потом пусть читает сам, учит наизусть, пытается декламировать — искренно, прочувственно и осмысленно. Русский народ имеет единствен­ную в своем роде поэзию, где мудрость облекается в прекрас­ные образы, а образы становятся звучащей музыкой. Рус­ский поэт одновременно — национальный пророк и нацио­нальный музыкант. И русский человек, с детства влюбив­шийся в русский стих, — никогда не денационализируется.

История - Русский ребенок должен с самого начала почув­ствовать и понять, что он славянин, сын великого племени и в то же время сын великого русского народа, имеющего за собой величавую и трагическую историю, перенесшего вели­кие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету... Мы должны прочувствовать окрылен­ные слова Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыд­ное малодушие «. И еще: «Клянусь вам моею честью, что я ни за что на свете не согласился бы переменить Родину, ни иметь другую историю, чем история наших предков, какую нам послал Господь «.

Армия - Армия есть сосредоточенная волевая сила моего государства; оплот моей Родины; воплощенная храбрость моего народа; организация чести, самоотверженности и слу­жения — вот чувство, которое должно быть передано ре­бенку его национальным воспитателем. Ребенок должен на­учиться переживать успех своей национальной армии как свой личный успех; его сердце должно сжиматься от ее не­удачи; ее вожди должны быть его героями; ее знамена — его святынею. Сердце человека вообще принадлежит той стра­не и той нации, чью армию он считает своей... Без армии, стоящей духовно и профессионально на надлежащей высо­те, — родина остается без обороны, государство распада­ется и нация сойдет с лица земли. Преподавать ребенку иное понимание — значит содействовать этому распаду и исчез­новению.               

Территория - Российский ребенок должен увидеть воображе­нием пространственный простор своей страны, это нацио­нально-государственное наследие России... Он должен почув­ствовать, что русская национальная территория добыта кровью и трудом, волею и духом, что она не только завоевана и заселена, но что она уже освоена и еще недостаточно освоена русским народом... Русский человек должен знать и любить просторы своей страны: ее жителей, ее богатства, ее климат, ее возможности, — так, как человек знает свое тело, так, как музыкант любит свой инструмент, так, как крестьянин знает и любит свою землю.

Хозяйство - Ребенок должен с раннего детства почувство­вать творческую радость и силу труда, его необходимость, его почетность, его смысл. Он должен внутренне испытать, что «труд « не есть «болезнь « и что работа не есть «раб­ство «; что, наоборот, труд есть источник здоровья и сво­боды».

Патриотическое воспитание в армии и на флоте более чем необходимо. Каковы же пути работы с почти сложив­шимися людьми?

Широко использовать неисчерпаемые источники духов­ности русского народа: классическую литературу, музыку, живопись, скульптуру, фольклор. Вот в чем наша духов­ная ценность. Здесь наше национальное достояние. Как актуально сегодня «Слово о полку Игореве», созданное более 800 лет назад.

От усобиц княжьих — гибель Руси! Братья спорят: то мое и это! Зол раздор из малых слов заводят, На себя куют крамолу сами, А на Русь с победами приходят Отовсюду вороги лихие!

Нужно прислушаться к мнению кинорежиссера Сер­гея Бондарчука: «Назовите мне любое произведение Пуш­кина, Достоевского, Толстого, Чехова, Шолохова, в каж­дом из них есть ответ на вопросы: откуда, куда и зачем? В каждом».

Постоянно обращаться к образам великих предков и че­рез их деяния и нравственный пример постигать дух Рос­сии. Здесь речь идет о выдающихся государственных дея­телях, политиках, полководцах и флотоводцах, подвижниках, таких, как Сергий Радонежский и других. К при­меру, только один призыв Александра Суворова многого стоит: «мое, прошу брать мой пример.., до издыхания быть верным Отечеству».

В самую критическую минуту, когда отступать дальше было некуда (позади Москва), И. Сталин 7 ноября 1941 года обратился к воинам армии и флота: «Пусть вдохно­вит вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя Великого Ленина».

«Заболеть» нашей великой историей, в том числе воен­ной. Открыть ее кладовые для себя и своих подчиненных. Это важнейшее направление работы. Жизненный опыт показывает, что очень легко запутать людей, если они не знают истории. И опять прислушаемся к авторитету. Н. К. Рерих: «Чтобы полюбить Россию, надо познать ее» труды вполне доступны.

Использовать крупнейшие достижения отечественной культурной, научной и технической мысли. Каждая нация гордится своими успехами отечественного и планетарно­го масштаба. В любой энциклопедии мира можно найти имена наших соотечественников: Менделеева, Глинки и Чайковского, Пушкина и Достоевского, Королева и Ула­новой. Это русский сержант Егоров водрузил Знамя По­беды над рейхстагом, а его земляк Гагарин первым от­крыл путь в космос. Русский Чехов написал пьесы, кото­рые целый век не сходят со сцен всех театров мира. Со­временное человечество зачитывается Шолоховым и смот­рит на телеэкран, зажженный русским Зворыкиным. И это не тщеславие, не честолюбие, а естественное чув­ство достоинства народа, нации, страны, и его нужно всячески развивать.

Мощным средством пробуждения чувства патриотизма с «младых ногтей» является разработка генеалогического древа своей фамилии. Говорят, что знать своих предков до седьмого колена это богоугодное дело.

Формировать патриотизм через уважение к наградам, мундирам, через соблюдение воинских ритуалов, через ко­декс чести матроса, курсанта, мичмана, офицера. Все это было в царской армии и в Советской до недавнего време­ни. Сегодня эти направления ослаблены. Особенно удив­ляет неуважение кадровых офицеров к своему мундиру. Александр Кривицкий, знаток военной истории и воен­ных традиций в брошюре «Традиции русского офицер­ства» писал: «Форма одежды, которую носят командиры, знаки различия, награды — все это в совокупности является выражением чести и достоинства офицера.

Военным нужны красивые мундиры для того, чтобы каждый офицер питал к ним любовь. И если бы мы не дорожили и не гордились воинской одеждой, которую    ', носили когда-то наши доблестные предки, то были бы дрянью, лишенной чести. Честь мундира — это храбрость, верность долгу. Честь мундира — это дисциплина.   

Воинский мундир, не освященный самой суровой дисциплиной, перестает быть символом чести и становится  безличной одеждой.

Поэтому тот, кто надел мундир офицера, перестает уже располагать собой по собственному усмотрению и под­чиняет жизнь точно регламентированному порядку. Культ   г чести мундира священ для офицера. Понятие о чести мун­дира включает в себя верность знамени, служит на войне путеводной нитью, указывающей дорогу среди всех пре­град. Честь мундира — это не только прошлое и настоящее офицера, а и его будущее, ибо вознесенная подвигом, она переживет века».

Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.

В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.

Чтобы объединить усилия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, скоординировать и направить их работу на все социальные и возрастные группы, семью как главную ячейку общества, нужна единая государственная политика в области патриотического воспитания граждан России и соответствующая этой политике государственная система патриотического воспитания граждан, способная консолидировать и координировать эту многоплановую работу.

Эта система должна включать в себя соответствующие государственные структуры, нормативную правовую базу воспитательной деятельности на всех уровнях, начиная с первичного коллектива и заканчивая высшими органами государственной власти, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации.

Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма, переносом основных усилий по патриотическому воспитанию в регионы, общественность которых демонстрирует негативное отношение к сепаратизму и указывает на необходимость более активного участия центра в проводимых на местах мероприятиях патриотической направленности.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование всей системы патриотического воспитания, является государство.

Создание такой системы предполагает консолидацию деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных и религиозных организаций, творческих союзов по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания на основе программных методов и единой государственной политики в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.

                                   


ВЫВОД:

        

           В современных условиях,  когда меняются коренные устои нашего общества,  когда до предела накалена социальная обстановка в государстве, Вооруженные Силы должны оставаться оплотом стабильности и уверенности. В значительной мере это зависит от командного состава Вооруженных Сил. Важнейшим условием является совершенствование организаторской  деятельности командного состава, его профессиональная компетентность, ответственное отношение к выполнению воинского долга, высокая требовательность к себе и людям, сочетаемая с заботой о них. Этому способствует целенаправленная повседневная  работа  по воинскому,  правовому и нравственному воспитанию личного состава,  строгое выполнение правил,  установленных законами и воинскими уставами Российской Федерации,  постоянная забота командиров и начальников об улучшении быта своих  подчиненных,  совершенствовании их культурного, бытового и медицинского обслуживания, борьба за нравственную чистоту отношений. Рассмотренные выше направления воспитательной работы непосредственно связаны с состоянием воина в обычное и военное время. Игнорирование вышеперечисленных аспектов ведёт к резкому ухудшению психического состояния воина в бою и значительному снижению эффективности его боевой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА:

1."О  долге и чести воинской в Российской Армии",  Собрание материалов, документов и статей,  Воениздат, Москва- 1990г.

2."История  государства Российского",  Изд."Пламя",1992 г.- 410с.

3."Вопросы воинского воспитания",  Сборник статей,  Москва, Воениздат 1985г.,- 178 с.

4."Проблемы воинского    воспитания",   Воениздат,   Москва   1979г.- 273 с.