Реферат: Нефтегазовый комплекс России

Важне й шей проблемо й ТЭК России  является устранение кризисного положени я в добыче и воспроизводстве сырьевой базы в нефте г азовой промышленности. Из-за дефицита капиталов л ожений в последние годы нарушили с ь нормальные воспроизводственные процессы — от подготовки сырьево й 6 азы и строительства новых мощностей до рем онта и реконструкции действующих об ъ ектов. Регулирова н ие инвестиционных процессов в нефтегазовой отрасли ТЭК — нелегкая задача, особенно в условиях практического отсутствия централизованного финансиров а ния и наличия большого числа суб ъ ектов предпринимательской деятельност и .

ТЭК Ро с сийс к ой Федерации явл я ется основой эконо м ики страны , обеспечивая жизнедеяте л ьность всех отр а слей национа л ьного хозяйства, к онсолидацию регионов страны в единое экономическое простр а нство, формиров а ние значите л ьной части бюджетных доходов и валютных поступлений. От ре зул ьтатов де ят ельности ТЭК за висят, в конечном счете, п л атежный ба л анс страны, поддерж а ние курс а руб л я и степень снижения долго в ого бремени России.

Бесперебойная работа ТЭК — один из к л ючевых фа к торов национ а льной экономической бе з оп а сности, динамичного р а з в ития внешнеэкономических свя з ей России и интеграционных процессов в рамках Содружества независимых гос у дарств.

Правящая эли т а Р оссии не смо г ла уберечь гл а вное достояние экономики страны — ее ТЭК — от медленного разрушения. Начавшееся еще в годы советской в л асти сокращение добычи нефти, у гля и выработки э л ектроэнергии стало быстро нара с тать после 1991 г. В м еньшей степени это со к ращение распространилось и на бо л ее устойчивую г а зовую отр а сль. Так, добыча нефти в России, достигнув максимума в 569 млн. т в 1987 г., в 1 991 г. снизилась до 462 млн. т и продо л жала пода т ь, достигнув в 1 998 г. 303 млн. т, сохраняя при этом тенденцию к да л ьнейшему п а дению. Добыч а г а за сократи л ась с 643 м л р д . куб. м в 1991 г. до 591 млрд. куб. м в 1998 г . В целом за 1991-1998 гг. добыча нефти сни з илась на 34%, нефтепереработка — на 43%, добыча уг ля — на 34%, производство э л ектроэнергии — на 23% и добыча газ а — на 8%.

Ухудши л ось положение и с экспортом нефти, к оторый снизился за 1 991 –1998 гг. на 21%. Экспорт га з а з а тот же период вырос на 2,3%.

Оценива я перспективы добычи нефти в России, следует учитыва т ь итоги 1998 г, которые показа л и, что об ъ ем добычи неф т и в 303 м л н. т достиг порога энергетической безопасности, оцениваемой Минэкономики России в 300 млн. т . Снижение добычи после этого предела будет связано либо с серьезным нарушением внутреннего потребления жидкого топлива в стране, либо со снижением экспортных во з можностей России, а в более д л ительной перспективе может пост а вить Россию перед необходимостью нач а ть импорт нефти. Оценки перспектив в добыче на 1999-2000 гг. были к райне пессимистические. Эксперты утверждали, что при сохранении цен мирового рынка на уровне 1998 г. и с л ожившихся н ал оговых, финансовых, правовых и других макроэкономических и институциональных условий добы ча нефти будет сокращаться весьма быстрыми темп а ми.  Но обнадеживающе на фоне этих пессимистических оценок звучали выводы  Коллегии Министерство топлива и энергетики Российской Федер а ции, которые, хотя и о г оваривают н аличие в добыче тенденции к дальнейшему снижению, тем не м енее отмечают, что положение в нефтяной отр а сли нельзя считат ь катастр офически безнадежным — добывные во зм ожности месторождений пока превы ш ают существующий уро в ень добычи нефти, все еще сохраняется зн а чительный производственный потенциал, а отр а с л ь располагает техно л огиями, что в целом создае т реальные пpeдпоcылки д л я стабилизации ее работы.

Не с кольк о лучше обстоят дела в газовой отрасли. Коллегия   Мимтопэнерго России предполагает, что в 1999 г. из-за недостатка фин а нсирования и ухуд ш ающихся условий добычи более 85% газа б у д е т получе н о с месторождений пад а ющей добычей (добыч а газа понизится н а 2 % по сравнению с 1998 г.) В 1999 г . вряд ли можно рассчитывать на какой-либо подьем производства и в уг ольной промышленности, и в электроэнерге тике.

Одн о й и з гла в ных причин обо з рения кризи с а в ТЭК России явилась проводимая в течение д лительного времени правительственная п о литика, и г норирующая непосредст венные нужды ТЭК . Она бы л а н а правлена на поддерж ание высокого к у рса рубля, что объективно способствова ло ухудшению финансового положения э к спортеров энерг етических ресурсов. К этому н у ж н о добавить, что увлеч енность правительства пирамидами внутренних и внешн их займов лишала предприятия, оперирующие в реальном секторе экономики, возможно с ти получени я каких-либо инвестиционных к редитов. Инвестици о нная по л итика в этих условиях в значительной степени своди л ась к финансовым спе к уляциям. Обс т ановка осложнилась ростом неплатеж ей  и задолженностей . Кр ах такой политики б ы л неизбежен, что и случилось 17 августа 1 998 г .

Друг а я причина быстрого нарастания кризиса в ТЭК также была связ а на с оши6очной полити к ой правительства России, направленной на поддержание и увеличение м асшт а бов налогового бре м ени в отно ш ении предприятий ТЭК, в перв у ю очеред ь нефтяных компании. Размеры налоговых п л атежей нефтяных к омпаний, в зави с имости от их задо лженн ос ти, составляли 4 7 – 55% выруч к и, что даже в период высоких цен на нефть в 1997 г. бы л о в 1,25 – 1,5 раза выше, чем в западных странах. По л ожение ус угуб л ялось широким развитием пр ак тики непл а тежей и бартерных зачетов при доле реал ь ных денег в выруч к е на внутреннем рынке, не превыш а ющей 30%. Вследствие этого сумма на л оговых пл а тежей по отношению к ре а льной выр у чке нефтяных комп а ний при операциях н а внутреннем рынке достиг а ла 93–108 % .

Д л я уплаты платежей в бюджет и хотя бы минимального поддержания инвестиций компании были вынуждены закладывать зн а чительную ч а сть будущего э к спорт а нефти.

И, наконец, третьей причиной сто л ь бедст в енного положения нефтяной промышленности явилось почти двукрат ное снижение в 1998 г. экспортных цен на неф т ь на внешних рынка х . Значительным бы л о сокр а щение цен и на природный газ.

«Рез у льтатом р а зработанной по о тн ошению к российским нефт я ным комп а ниям экономической и особенно налоговой политики, — отмечалось в «Обращении российских нефтяных компаний к Пра в ительств у России», — является их низкий уровень рентабельности. Даже при прежних ценах н а нефть рентабе л ьность нефтяных компаний в России бы л а ниже, чем в Норвегии на 70%.  По сравнению с США рентабельность нефтяных компаний в России ниже в 2,5 раза, по сравнению с Ве л икобританией  в 3 р аз а».

Т ак им обр а зом, положение в рос с и й ском ТЭК, особенно в его нефтяной отрасли, достигло к р итического состояни я и требует проведения чрезвычайных мер. По этой причине устранение кризиса в российс к ом ТЭК, учиты в ая его ключевое зн а чение для судеб страны, до л жно рассматриваться как первоочередн а я общенациональная з а дача, как условие поддерж а ния национальной безо п асности и обеспечения будущего развития России.

Успех в решении этой стратегической задачи зависит от решения многочисленны х проб л ем общеэкономическо го порядка, проблем, накопи в шихся за последние годы в ТЭК и в смежных отраслях промышленнос т и, транспорта, о также в финансовой, ва л ютной, налоговой, таможенной, внешнеторговой и других сферах.

Важнейшей проблемой ТЭК является проблема устранения кризисного положения с добычей и с воспрои з водством сырьевой базы в нефтегазовой промышленности. Из-за дефицита к а питаловложений в последние годы нарушились нормальные воспроизводственные процессы – о т подго т овки сырьевой базы и строительства новых мощностей до ремонта и реконструкции действующих объектов . В св я зи с этим технический уро в ень и физиче с кое со стояние большинства предприятий ТЭК все больше перестает отвечать современному у ровню и требованиям техники безопасности.

По сравнению с восьмидесятыми годами об ъ емы буре н ия сокр а тились в три-пять раз, прирост запасов нефти — в 6 раз, а газа – в 10 раз. При добыче нефти в последние годы на у ровне 300 млн. т в год прирост запасов состав л ял лишь 180-200 млн. т в год, а восполнение запасов газ а не превыша л о одной трети извлекаемых запасов. В 1998 г. прирост запасов нефти составил 77%, а по г а зу – 57% от добычи.

Из года в год сохраняется бо л ьшое количество бездейств у ющих скважин. На 1 янв а ря 1999 г. их число превысило 35 тыс. скважин, или 26,3% от эксплуатационного фонд а . Значите л ьная их часть не имеет перс пект ив быть восс т ановленными, поскольк у это представ л яется нерентабельным. Более того, сохранение т а кого большого количества прост а и в ающих скважин приводит (согласно технологическим нормам ) к безвозвратным потерям части изв л екаемых з а пасов, что снижает конечную нефтедобычу на 5-7%.

Резко ухудшилось за последние годы техническое состояние обор у дования, используемо г о в ТЭК. Так в 1997 г. степень износа основных фондов в топливной промышленно сти, по данным Госкомстата, сост а вляло 54% против 44% в 1991 г. Коэффициент обновлений фондов в нефтедобывающей промышленности за 1990-1997 с низился с 9°/о до 1 ,5%, а в газовой промышленности с 7% до 5%.

Не лучше обстоят де л а в нефтеперерабо т ке, где износ основных фондов составляет 80%. Загрузка нефтеперерабатывающих мощностей не превы ш ает 55%, тогда как «порогом устойчи в ости» в отрасли считается 65%.  С 1991 по 1997 г, практически не из м енилась г лу бина переработки нефт я ного сырья в российской нефтеперер а батывающей промышленности, которая ост а ется по-прежнему на уровне 65%, что считается крайне низким по междун а родным стандартам.

Большие проблемы с износом основного фонда стоят перед трубопроводным тра н спортом. В России свыше 10% трубопроводов были проложены 35 лет тому назад, а 70% имеют более чем десятилетний стаж. То л ько в одной га з овой отрасли под л ежат реконс т рукции и з амене о к о л о 35 тыс. км из 160 тыс. к м эксплуатируемых газопроводов. В структуре газопроводов по возраст у 85% н а ходятся в э ксплуатации от 10 до 30 пет, 14 % – экспл уа тируются более 30 лет.

С не менее важными проблемами ста л кивается Россия и в об л асти поддержания э кспортного потенциала ТЭК. Территориальная и функциональная разобщенность отде л ьных ч а стей ТЭК в резу л ьтате р а спада Советского Союза со здали д л я России значительные трудности, особенно с транспортиров к ой экспортных грузо в . Контроль над маги стр альными экспортными трубопроводами и терминалами начали осу щ ествлять, помимо России, Украин а , Белоруссия, Ли т ва, Латвия, Эстония, Грузия. В России ост а лись только три из восьми морски х комп л е к сов для экспорта нефти. Спустя восемь лет после распада СССР Россия все еще остро ощущает недостаток экспортных порто в , скл а дского хозяйст ва, танкерного ф л ота, оборудованных пограничных пере х одов и т.д. Сохр а няется непредсказ у емость транзитных поставок российской нефти и газа через территорию Украины, Приб а лтики, а также Чечни. Все это серьезно осло ж няет обеспечение экономической безопасности Российской Федерации и функционирование ее экспортного потенци ал а.

Кризисное состояние российского ТЭК, недоста т ок возможно с тей его м одерни з ировать и разви ва ть являются прямым следствием кри з иса инвестиционной политики, низкого уровня п л атежеспособного спроса предприятий на инвести ц ии, неблагоприятного инвестиционного климата в стр а не.

ТЭК всегда был наиболее капиталоемкой сферой народного хозяйства. Накануне распада СССР комп л екс пог л ощал до 40% всех инвестиций, выделя в шихся централизованно на промышленное развитие страны. В нас т оящее время ТЭК продо л жает л идировать по об ъ ему привлекаемых инвестиций. В 1998 г. на его долю пришлось 25,2% капитальных вложений в экономику России з а счет всех источников финансирования.

При переходе народного хозяйства на ре л ьсы рыночной э кономики инвестиционные потребности ТЭК от н юдь н е уменьшились. Это обусловлено рядом новых требовании, предъявляемых к комплексу, в частности ростом з а трат н а экологическую защиту, модернизацию, социа л ьные нужды. Резко возр а ст а ют удель н ые капита л овложения в связи с безальтернативным переносом центров добычи в труднодоступные, не о своенные и неб л агоприятные для з доровья регионы, в том числе в районы ше л ьфов Крайнего Севера с исключите л ьно высокими единовременными затратами.

В условиях кризиса российский ТЭК стал сталкиваться с ос т рой недостаточностью инвестиционного обеспечения, причем не только для увеличения, но доже просто для сохранения существующе г о, весьма низкого по сравнению с прошлым, уровня производства.

По сравнению с 1991 г. об ъ ем к апиталов л ожений в ТЭК России в целом сократился в 1 998 г. в сопоставимых ценах более чем в 3 раза. Из-за дефицита капиталовложений нару ш аются   норма л ьные   в оспроизводст в енные процессы – от подготовки сырьевой б а зы и строительства новы х мощнос т ей до ремонта и реконстр ук ции действующих объектов. В связи с этим технический уровень и физическое состояние большинства предприятий ТЭК все бол ь ше перестают отвечать современному уровню и требованиям техники безопасности. Общее сокращение инвестиций происходит на фоне р е зкого падения до л и наиболее важного в прош л ом источник а — гос у дарственного финансирования. Так, у дельный вес госуд а рственных централизованных к апит а льных в л ожений в отрасли комплекс а , составлявший в 1 988 г. 74,3% их общего объема, снизи л ся к 1993 г. до 15%, в 1996 г. — до 0,14% и в 1 997 г . – до 0,7% . В 1998 г . лимит государственных централизованных капита л ьных вложений по федер ал ьной целевой программе «Топливо и э нергия» был установлен на уровне 154 млн. руб. при потребности по программе 36.485 млн. руб., а по федера л ьной целевой прогр а мме «Газификация России» — 20 м л н. руб . при потреб н ости в 7021 м л н. р у 6.

Ос у ществляемая эк ономичес к ая реформа исходила из за м ены бюджетного финансирования капитальных вложений заемными и собственными средствами предприятий. Однако пр е творение этой политики в жи з нь н а толкнулось на многие трудности. В результате ТЭК остается и без государственных капиталовложений, и без достаточных инвестиций, осуществляемых за счет предприятий. Здесь сыграли свою роль низкая рентабе л ьность большинства предпри я тий ТЭК при действ у ющих ценах на энергоресурсы, падение платежеспособного спроса, огромные по масшт а бам, как уже отмечалось, неплатежи потребите л ей, высокий и все увеличивающийся уровень налогооб л ожения, запоздалое решение проб л ем амортизационных отчислений в связи с переоцен к ой основных фондов, огромный рост тр а нспортных издержек, а также п а дение экспортных цен на нефтегазовую продукцию ТЭК в 1 998 г. Высокие проценты по привлекаемым за емным средствам сдел ал и невыгодным использование кредитов на уровне предприятий.

Неблагоприятное положение с инвестированием наг ля дно иллюстрируется ситуацией в 1998 г . , когда н а меченную прогр а мму по к а питальным в л ожениям по основным нефт я ным и газовым компаниям не выполнили «Коми-ТЭК» (на 65%), «Спавнефть» (на 39%), «СИДАНКО» и «Татнефть» (на 27-28%). «ЛУКойл» (на 22 % ), «ОНАКО» (на 15%), предпри я тия нефтепереработки (на 33%). Перевыполнили — предприятия г а зовой промышленности (на 33%), комп а нии «Сургутнефтегаз» (н а 5%) и ТНК (на 6%).

В целом, в 1998 г . капита л ов л ожения в российский ТЭК, осуществ л енные из всех источников, были ниже намеченных прогнозных по к азателей на 6%, в том числе по предприяти я м нефтяной про м ышленности на 11 %. Предприятия газовой промыш л енности перевыполнили прогнозные наметки на 33%. В сравне н ии с 1 997 г. (в сопоставимых ценах) капиталовложения в ТЭК сни з ились на 28%, в том числе предприятиями нефтяной промыш л енности на 27% и предприятиями газовой промышленнос т и на 34%.

Таким образом, отсутствие правовой стабильности, агрессивн а я на л оговая политик а , рост криминогенной обстановки в ТЭК и вокруг него, введение высоких экспортных пошлин и акцизов привели к масштабному сокращению инвестиций и даже оттоку капит ала из России, а инвестиционный к л имат сде л али неблагоприятным для л юбых инвестиций, нез ав исимо от того, являются они отечественными и л и з а рубежными. Непредсказуемость дальнейшего развития событий в ТЭК, особенно в нефтяном секторе, затр у дн я ет достоверную оценку потребностей России в инвестици я х на стабилизацию положения в ТЭК и его дальнейшее р а звитие. Тем не мен е е постараемся определить, хотя бы приб л изительно, воз м ожные параметры необходимых к а питаловложений для реанимации г л а в ной отрасли промышленного произ в одства страны.

Д л я этой цели восполь з уемся гл ав ными про г раммными документ а ми, опреде л яющими российс к ую э нергетическую политик у на перспе к тив у . К их числу, в первую очередь, относятся «Основные направления энергетической полити к и и стр у ктурной перестрой к и топливно-энергетического к омп л екса РФ на период до 20 1 0 года», ут в ержденные У казом Президента Рф от  7 мая 1995 г . № 472, и «Энергетическа я стратегия России», одобренная Постановлением Правительс тва РФ о т 13 октябр я 1995 г. № 1006. Дополнительно к ним Прави т ельство РФ ут в ерди л о Постановлением от 6 март а 1996 г. № 263 федер ал ьную целевую программу « Топли в о и Энергия» и Постановлением от 24 я нваря 1998 г. № 80 федер ал ьную целев у ю прогр а мму «Эн е ргосбережение Р оссии на 1 998-2005 годы». Энергетическая политика, разрабо т анная в э тих основопо л агающих документ а х, уч т ена и отражена также в прогр а мме «Стр у ктурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах», у т вержденной Постановление м Правительства РФ от 31 марта 1997 г. № 360, а т а кже в других программных до к ументах, принятых в 1 998- 1999 гг.

При ан ал изе этих документов с л едует учитывать, что они концентрируют свое вни м ание не на определении параметров процесса ра з вития ТЭК, а на уст а новлении условий, при которы х развитие ТЭК ос у щест в лялось бы в з а данном направлении. В этой связи количественные оценки, приводимые в документах, носят чи с то прогнозный характер. Тем не менее представл я ется целесообразным рассмотреть, применительно к нефтегазовой отрасли, два содержащихс я в них сценария возможного развития ТЭК, являющихся миним а льным и ма к симальным в а риант а ми. Оба сценария базир у ются на одной стратегии развития ТЭК, но от л ичаются друг от др у г а сроками, темпами развития, масштабами и очередностью ввода в эксплуатацию отдельн ы х объектов.

Миним а льный, или необходимый вариант, как э то определено в «Энергетическо й стра т е г ии», предусматрив а ет такое развитие ТЭК, которое гарантирова л о бы обеспечение энер г етических нужд России при пони ж енном энер г опотреблении, обеспеченном максимальным энергосбережением , и в ес ь ма умеренном экспор т е энергоресурсов, намного меньшим, че м современный уровень, и меньшим, чем уро в ень 1 990 г. Максимальный сценарий разви т ия ТЭК предусматривает повышение энергопотреб л ения в с в язи с р аз витием экономики и бо л ее высокий уровень экспорта энергоресурсов из России.

В ниж е следующей таблице приводятся д а нные, характеризующие об а сценария раз в и т ия производства первичных энергоре с урсов.

Сценарии прои з водства п е рви ч ных энергетич е ских ресурсов

 

Виды пер в ичных энергетических ресурсо в

199 1 г.

1998 г.

2000 г.

2010 г.

мин.

макс.

мин.

макс.

Производство эне ргет и ческих рес у рсов, всего млн. т у. Т.

1758

1 3 75

141 0

1600

1550

1820

в том числе:

Нефть и конденс ат ( м лн. т )

462 303

270

310 280 350

Природный газ (мпрд. куб. м)

643

591

660

740 740 860

Первичн ая переработк а нефтяного сырья (мл н. т)

286 164 162 180 167 223

Источники:  «Н о вая энергетичес кая поли т ика России » , пубпикации Госкомст ата Ро сс ии; ИнфоТЭК .  Статистика, до к ументы, ф а кты.

Сумм а рный об ъ ем инвестиций, необходимых для поддержания работы ТЭК, даже по миним а льному в а рианту весьма ве л ик. В сценарии минима ль ного развития ТЭК необходимые капи т аловложения в ре к онструкцию и развитие отр а слей ТЭК в 1996 -2000 гг. оцениваются (в млрд. долл.) в 60-70, в том числе в неф тедобычу — 20 - 22, в газовую промышленнос т ь — 15- 18 , в нефтепереработку — 5-6. В период 2001 -2005 гг. необходимый приток капиталовложений в ТЭК оценен (в млрд. до лл. ) в 85-95, в том числе в нефтедобычу — 25 - 28, в газовую промыш л енность — 2 1- 23, в н ефтепереработку — 5-6.   Это означает, что ежегодный объем инвестиций в ТЭК по мини мал ьному варианту оценив а ется в 1 2-14 млрд. долл. в период 1996-2000 гг. и в 17-19 млрд. долл. в год в период 200 1 -2005 гг.

Однако минимальный сценарий, составленный в основном в 1994 г., естественно , не мог учитывать реа л ьности конца десятилетия 90-х гг. Это прежде всего относится к тому, что прогнозные значения по добыче нефти на 2000 г. и 2010 г. были установлены намного ниже порога экономической безопасности, опреде л яемой в настоящее время в 300 млн. т.  Пр а ктически, сцен а рий игнорировал проб л ему р а стущей потребности стр а ны в э кспорте нефти в связи с необходимостью у величив а ть получение дополнительны х э кспортных доходов д л я покрытия возрастающих нужд, связ а нных с развитием экономи к и, структурной перестройкой и вып ла той иностранных до л гов. Сцен а рий не принимал во внимание необходимость достаточного наращивания э кспортного потенциала в с в язи с потребностью з а мены э кспорта нефти экспортом высококачественных нефтепрод у ктов.

Указанные причины, на наш взгляд, впо л не достаточны для того, чтобы не рассматривать в настоящее время минимальный сценарий как один и з возможных для будущего развития. Этот сцен а рий, скорее всего, мог бы служить ориентиром для нефтяной промышленности в случае ее развити я по пессимистическому прогнозу, о котором подробнее говорилось р а нее. Это может стать реа л ьностью в случ а е, если правите л ьство и нефтяные компании не смогут удержать отрас л ь от дальнейшего п а дения добычи.

По эти м причинам более вероятным сценарием возможного развития ТЭК является максим а льный вари а нт прогноза, предусматривающий последовательное увеличение добычи за пределы порог а безоп а сности и ориентированный на глубок у ю переработку нефти и увеличение экспортного потенциала. Сог ла сно этому сценарию, необ х одимые капиталовложения в развитие ТЭК опре д елены на перио д 1997-2000 гг. в 96-105 м л рд. до л л., т.е. на 50-60% выше, чем в минимальном. Поло в ину инвестиций предполагают направить в нефтедобычу и нефтепереработку. В период 200 1 -2005 гг. объем инвестиций во з растет по сравнению с 1997-2000 гг. еще на 50%. Увеличится, в частности, по ср а внению с первым периодом, удельный вес инвестиций в добычу га з а.

Таким образом, ежегодный объем инвестиций в ТЭК по максимальном у сценарию оценивается прибли з ите л ьно в 24-26 млрд. долл. в год за период 1 996-2000 гг., в том числе 1 2- 13 млрд. долл. в год на нефтедобычу и нефтепереработку и 5-5,5 млрд. долл. в год — на р аз витие г а зовой промыш л енности. В 2001-2005 гг. ежегодный объем инвестиций оцениваетс я в 29-31 млрд. долл. (12-13 млрд. долл . на развитие нефтедобычи и нефтепереработки и 8-9 млрд. долл. на развитие газо в ой промышленности). Для сравнения следует иметь в виду, что капит а ловложения в развитие ТЭК в 1994 г. состави л и 9,3 м л рд. до л л., в том чис л е в нефтедобычу и перер а ботк у нефти 3,8 млрд. долл., что в три раза меньше прогнозируемых ежегодных потребностей в инвестициях в нефт я ном секторе ТЭК.

При э том необходимо допол н ите л ьно учитыв а ть потребности в новых инвести ц иях в сопряженных отрас ля х. Конечно , значите л ьная час т ь нового спроса ТЭК на продукцию черной мета лл ургии, тяжелого м а шиностроения, промышленности строймат е риалов, оценив а емой  примерно в 20 млрд. долл. в год, будет по к рыта з а счет по л ной загру з ки отечественных предприятий, а часть - за счет импорт а или создания новых мощностей, что потребует дополнительны х инвестиций.

Дополнительный спрос ТЭК на продукцию сопряженных отр а слей — иск л ючительно важный ф а ктор общего экономического оживления и оздоровления в стр а не. По подсчетом американс к и х э кономистов, каждый долл а р, инве с тированный в нефтяной сектор ТЭК России, поми мо прямого у в еличения В ВП на 1 доллар, производит в сопряженных отраслях экономики еще 0,9 долл. дополнительного дохода.

И з иностр а нны х оценок потребностей нефт я ной отрасли России в инвестициях выде л яются данные исс л едования Всемирного банка, опубликованные в 1995 г., согл а сно которым совокупные эксплуатационные и капита л ьные расходы, необходимые для поддержания неф тедобычи на нынешнем уровне, составляют 13 млрд. до лл. в год, что б л изко к оцен к е потребностей в инвестициях нефт я ной промышленности в период действия «Энергетической стратегии России» (максима л ьный сценарий) .

Из дру г их оценок общи х потребностей в инвестициях для модерни з ации и развития ТЭК , общая потребность в капиталовложениях в ТЭК находится на уровне 40-45 м л рд. долл. в год, те. на 30-50% в ыше среднегодовых прогнозных значений максимального сценария, предусмотренного Энергетической стратегие й России. При этом до сих пор основным источнико м инвестиций в ТЭК ост а ются собственные средства топливно-энергетических компаний. Но этих инвестиций явно недост а точно, учитывая все возр а стающие неплатежи и сохраняющуюся нехватку средств у отечественных потребителей продукции ТЭК. Комбинация этих факторов де л ает задачу инвестирования ТЭК в необходимых объем а х за счет внутрироссийских источников трудновыполнимой. Топливному комплексу необходимы иностранные инвестиции — до 15-20% от общей потребности, т.е. приблизительно 6-9 м л рд. до л л. в год.

Оценив а я приведенные данные, следует у читывать, что в 1997 г, в год максима л ьного привлечения иностранных инвестиций в Россию, отрас л и ТЭК смогли привлечь л ишь 1,7 млрд. долл. всех видов инвестиций, вк л ючая прямые, а общий об ъ ем всех видов инвестиций в э кономику страны оценивался в 10,5 млрд. долл.

Т а ким образом, подытоживая прогнозы, приведенные в «Энергетической стратегии России» и другие прогнозы, можно оценить инвестиционные потребности нефтег а зовой отрасли ТЭК России в 20-25 м л рд. долл. в год, в том числе долю иностранных инвестиций в 5 млрд. долл . В условиях обострения экономического и финансового кризиса и снижения международного рейтинга России достижение этих н а меток явится неле г кой зад а чей д л я исполнения.

Программные документы Правительства РФ определяют важнейшим направлением природно-рес у рсной по л итики пр а вительства обеспечение р а цион а льного и эффективного испо л ьзования природно-ресурсного потенциала страны с цепью удовле т ворения тек у щих и перспективных потребностей отраслей народного хозяйство и экспорта для под ъ ема благососто я ния гр а ждан и социально - экономического во з рожде ния страны. В «Энергетической стр ат егии» подчеркиваетс я в этой связи, что «большие з а пасы высокоэффективных по мировым нормам энергетических ресурсов при умелой цено в ой и на л ого в ой политике могут и должны дать внутренние и внешние финансовые ресурсы для снижения на л огообложения н а се л ения, сдерживания инфляции и поддержки российских товаропроизводителей и тем самым — роста национального дохода». Др у гой целью энергетической политики является обе с печение достойной роли э нер г етики ка к фактор а роста производи тельности труда и средства по в ышения качества жизни насе л ения.

Успе ш ное осуществ л ение этой политики, обеспечение устойчивого ра з вития нефтега з о в ой отрасли российского ТЭК и выход этой отрас л и из затяжного кризиса в решающей степени з ависят от намеченной государст в ом инвестиционной полити к и в рам ка х структурной перестройки отр а слей комплекса и в сей экономики страны.

1991 год внес кардинальные изменения в инвестиционную политику. Отказываясь от прям о го финансирования нефтега з овой отрасли, государство сосредоточи л о уси л ия на ос у ществлении контро л я и координации де й ствий нефтегазовых промышленных компаний в ос у щ е ствлении ими инвестиционной деятельности. В резу л ьтате, уже в 1996 г. капиталовложени я в добычу нефти осуществлялись почти на 98% з а счет собственных и привлеченных средств нефтяных комп а ний. До л я фин а нсировани я газовой промы ш ленности за счет РАО «Га з пром» и отдельных нефт я ных компаний была еще выше. Выросла роль в развитии нефтяной о т расли иностранных инвестиций.

В условиях перехода к новой инвестиционной политике, основ а нной на принципе самофинансирования ра зв ития нефтяной и газовой промышленности, ре з ко возр а стает значение правильного выбора приоритетных направлений инвестиционной деятел ь ности. Этой проблеме уделяетс я з начительное внимание во в сех основополагающи х документах, формирующих энергетическую политику страны —в «Энергетической стратегии России», в федеральных целевы х программах «Топливо и энергия» и «Энергосбережение России на 1998-2005 гг.», программе «Структ у рная перестройк а и экономический рост в 1997-2000 годах», а т а кже в зая в лениях представителей правительства России.

Обобщая и развивая положения этих документов и заявлений, можно выделить нижес л едующий перечень приоритетных направлений инвестирования отечественных и иностранных капиталов в нефтегазовый сектор российс к ого ТЭК на ближайшие 12-15 пет:

• К ом плексная разведка и освоение крупных месторождений газ а ; подготовк а к разр а ботке и освоению нового газодобывающего региона на полуостро в е Ямал со строите л ьством газопровода Ямал - Европа на территории Белоруссии, По л ьши и Германии, освоение н овых месторождений в Надым-Пур-Тазовском регионе Тюменской области, освоение газовых месторождений в новых регионах — Ковыткинского газоконденсатного месторождения в Восточной Сибири, что может послужить ос новой для строительства экспортного газопровод а для поставок га з а в Монголию, Китай и Корею, Средне-Вилюйского газоконденсатного месторождения Республики С аж а (Якутия), нефтегазовых месторождений на Саха л инском шельфе. Ожидается также, но уже за преде л ами 2010 г., освоение газовых ресурсов на шельфе арктических морей (в частности, Штокмановского), на юге Красноярского края, в Респ у блике Саха (Якутия), на шельфе Дальнего Востока.

• Комп л ексная разведка и освоение крупных месторождений нефти: в Надым-Пур-Тазовском регионе Тюменской области, ввод в разработку Приобского и Тяньского месторождений, а также реконстр у кция Самотлорского месторождения в Ханты-Мансийском автономном округе, подготовка к промышленному освоению нефтегазовых ресурсов Тимано-Печорского бассейна . Восточной Сибири, Республики Саха (Якутия), на шельф а х северных м орей, Каспийского моря и о. Сахалин.

  • Предотвращение процесса исчерпания разведочного з адела прошлых лет путем усиления гео л огических исследований и гео л огораз в едочных робот, а т а кже повышения темпов подготов к и новых месторождений, чтобы по к ончить с отставанием прироста запасов от объема добычи.

• Модер н изация геологоразведочных р а бот, внедре ние новой техники  б у ровых, геофи з ичес к их работ, адаптированной к геологическим и природным услови ям конкретных нефтегазоносных р а йонов Рос с ии, освоение и испо л ьзование со в ременных методов поиска, разведки и мони т оринг запасав углеводородно го сырья, по в ышение уро в ня его извлечения, создани е экономиче с ких жи з неспособных нефтепромысловых к омплексов, э ксплу а тация которых позво л яет увеличить деби т скв а жин и увеличить нефтеотдачу пластов.

• Вовлечение в эксплу а тацию бездействующего фонда с к важи н и доведение е го до норматива.

• Мо д ернизация и реконструк ц ия системы газоснабжения в целях повышения ее надежности, энергетической и экономической эффективности.

• Да л ьнейшее развитие подземных газохранилищ для повышения надежности и мане в ренности газоснабжения потребителей в ну т реннего рынка и з а рубежных стран.

• Повышение комплексности использов а ния добываемого у г ле в одородного сырья, налажив а ние утилизации получаемого соп у тст в ующего га за и др уг их компонентов.

• Ос в оение малых месторождений нефти и, главным обр аз ом, газа для решения проблем регионально го энер госнабжения.

• Интенсификация добычи нефти из низкопродуктивных пластов, попо л нение и наращивание и з влекаемых объемов сырья с месторождений со сложным геологическим строением, и спользование возможнос т ей прод у ктивного освоения трудно извлек а емых запасов нефти.

• Разработка и внедрение высокон а дежных и экологически б ез оп а сных систем транспортировки нефти и газа, реконструкция дейс т вующей сети магистра л ьных нефтегазопродуктопроводов. Создание новых и реконструкция старых нефтепроводов, перевалочных баз, желе з нодорожных пере х одов, портового хозяйства, со з дание газовозного и содействие увеличению танкерного флотов.

• Строительство и реконстру к ция предпри я тий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промыш л енности. Угл у бление степени переработки и ди в ерсификации номен кл атуры выраба т ываемых нефтепродуктов з а счет увеличения производства высо к ооктановы х сортов бензина, дизельного т оп л ива с сод е ржанием серы 0,5% (европейский стандарт), высококачественных а виационных видов топли в а, широкой гаммы смазочных масел и др.

• Освоение производства, транспортировки и потребления сжиженного природного газа.

• Содействие максимальному замещению природным газом нефтепродуктов в энергетиче с ком ба л ансе страны.

• У частие в реализации гос у дарственной це л евой программ ы энергосбережения.

• Реализация програ м м, предусматривающих снижение отриц а тельного воздействия нефтегазовой отрас л и ТЭК на окружающ у ю среду, разра6отка и внедрение высокоэффе к тивных методов восстано в ления окружающей среды после ав арий, а также после закрытия отс л уживших свой срок месторождений.

• Содействие р аз работке и серийном у производств у высокоэффективного оборудования и материа л ов д л я нефтегазовою сектора ТЭК, особенно на предприятиях ВПК. На л аживание к ооперации в совместном прои з водстве эффективного оборудования для нефтегазового комплекса с иностр а нными компани я ми в части использования преимущес тв более дешево й op г анизации производства материало- и трудоемких элементов высокотехнологическо го оборудования в России, д л я последующей продажи совместной продукции как на российском рынке, та к и на зару б ежных рынках, особенно на рынках развивающихся стран. Всячес к ое содействие специализ а ции машиностроения России д л я участи я в международно м разде л ении труда в качест в е экспортер а машин и оборудования для нефт я ной и газовой пром ы шле н ности.

• Содействие акти в ному внедрению на новые платежеспособные рын к и российской нефти, газа и нефтепродуктов. Создание на этих рынках собственной сбытовой и р а спределительной сети, отдавая предпочтение созданию собственных сбытовых компаний с торговой инфраструктурой, в первую очередь по трасс ам газонефтепродуктопровода.

• Участие российс к их комп а ний, в том чис л е и через систему совместных предприятий с российским капит а л ом, в товаропроводящей сети стран ближнего и дальнего з а рубежья, созд а ние в этих регион а х р а спреде л ительных газопроводов, а т ак же нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов, р а ботающих на импортированном из России сырье.

• Расширение системы трансграничных магистр ал ьных трубопроводов, в первую очередь за сче т создания второго и третьего э кспортных коридоров через Польшу и Б а лтийское море, строите л ьство «Балтийской трубопроводной системы», четвертого коридора через Китай в Южную Корею, газопровод а по дну Черного моря в Турцию («Голубой поток»). Реконструкци я действующих и строительство новых г а зопроводов на территории Укр а ины, Молда в ии, Ру м ынии и Болгарии до границы с Турцией. Со де йствие строите л ьству новых и реконструкции старых систем трубопроводов для транзита нефти и газа из Азербайджана и средне а зиатских стран СНГ, в частности нефтепрово д ов Баку-Новороссийск и «Каспийскою трубопроводного консорциума» (КТК}.

• Организаций за рубежом разведки, добычи, перер а ботки, транспортировки и утилизации углеводородного сырья российскими компани я ми, в том числе и совмес тными к омпаниями с участием российского капитала.

• Использование невозвращаемых свое в ременно страна м и СНГ и развивающимися странами долгов Российской Федерации для приобретен и я в этих странах концессий на разведку и добычу нефти и газа, рознично-оптовой сбытовой сети, нефтеперерабатывающих з ав одов, трубопроводов и т.д .

Рег у лирование инвести ц ионных процессов в нефтегазовой отрасли ТЭК с исполь з ованием критериев приоритетности — нелегкая за дача, особенно в условия х практического отсутствия централи з ованного фин а нсирования и н а личия бо л ьшого числа субъектов предпринимательско й деятельности в отрасли. Тем не менее за период 1 991-1997 гг. в нефтегазовой отрасли российс к ого ТЭК намети л ись ощутимые перемены, отражающие учет отдельных приоритетных направлений при про в едении инвестиционной политики.

К числ у т а ких и з менений относятся сдвиги в структуре капиталовложений в основной капитал нефтега з овой промышленности. Приоритетность раз в ития газовой промышленности, например, привело к тому, что ее удельный вес в общей структуре инвестиций в отр а сль уве л ичился с 13% в 1 991 г . д о 33% в 199 8 г. П редприяти я нефтяной отросли в 1998 г. имели долю в общих капиталовложениях в ТЭК 32%, а с учетом нефтепереработки — 35%. На долю энергетики в 1998 г. приходи л ось 24%, предприятий угольной промышленности — 6% общего объем а инвестиций из всех источников фин а нсирования.

Началось строительство новых магистра л ьных нефте- и газопроводов, н а чали реализовыв а ться планы строительства портового хозяйства на Болтике со специа л изацией обслуживания потребностей ТЭК, наметились сдвиги во внедрении новых методов р а зведки, бурения, нефтедобычи, нача л ась модернизация отде л ьных НИЗ, с м елее начали выходить на иностранные рын к и российские нефтяники. Нач а лся постепенный процесс приспособления к новым условиям инвестиционной пр а ктики вновь созд а нными ВИНК .

Реформаторская деятельность в ТЭК должна опираться на науч н о разр а ботанную концепцию упр а вления ТЭК, предусм а тривающую, в частности, и р аз работку единого подхода к проблем а м инвестирования к апиталов, и соблюдение приоритетности в привлечении капиталов в ТЭК.