Реферат: Основные тенденции и проблемы развития СНГ и Европы
Министерство образования Украины
Одесский государственный университет им. И.И. Мечникова
Доклад на тему:
Основные тенденции и проблемы развития СНГ и Европы.
Студента магистратуры экономико – правового факультета ОГУ им. И.И. Мечникова
Одесса 2000
От того, как будут складываться экономические взаимоотношения между Странами СНГ, от того, каковы будут условия их вхождения в мировое хозяйство, во многом зависят возможности, методы и перспективы социально-экономических проблем этих стран, а отчасти и потенциал мирового хозяйства. Поэтому самого пристального внимания заслуживает изучение тенденций развития СНГ, явных и скрытых, сдерживающих и стимулирующих факторов, намерений и их реализация, приоритетов и противоречий.
За девять лет существования СНГ его участниками создана замечательная нормативно-правовая база. Некоторые документы направлены на более полное использование экономического потенциала стран Содружества. Однако большинство договоров и соглашений частично или даже полностью не выполняется. Не соблюдаются обязательные юридические процедуры, без которых подписанные документы не имеют международно-правовой силы и не реализуются. Это касается прежде всего ратификации национальными парламентами и одобрения правительствами заключаемых договоров и соглашений. Процесс ратификации и утверждения затягивается на многие месяцы и даже годы. Но даже после выполнения всех необходимых внутригосударственных процедур и вступления договоров и соглашений в силу до их практической реализации часто дело не доходит, так как страны не выполняют взятых на себя обязательств.[1]
Драматизм сегодняшней ситуации состоит в том, что СНГ оказалось во многом искусственной формой государственного устройства без своей концепции, четких функций, с непродуманным механизмом взаимодействия стран-участниц. Почти все подписанные за 9 лет существования СНГ договоры и соглашения носят декларативный, а в лучшем случае рекомендательный характер.
Сложилось трудноразрешимое противоречие между суверенностью республик и острой потребностью в тесных экономических и гуманитарных связях между ними, противоречие между необходимостью той или иной степени реинтеграции и отсутствием необходимых механизмов, способных обеспечить увязку интересов стран.
Политика в отношении СНГ отдельных государств, в первую очередь России, принятые документы, в частности, инициированный ею план развития интеграции, свидетельствуют о попытках интеграции в пределах СНГ все аспекты государственной деятельности образованием в будущем единого государства на примере того, что происходит в Европейском Союзе. Возможность достижения такого уровня интеграции зависит от присутствия в целом объективных предусловий.[2]
Этап развития СНГ в 1991-1992 гг. характеризовался молниеносным распадом СССР, эйфорией независимости и национализацией республиками бывшего СССР. Былой союзной собственности. Почти все новые суверенные государства проявили стремление самостоятельно выйти на мировой рынок. Началось соревнование за получение внешних льготных кредитов и международной помощи. Новые суверенные государства стали искать партнеров и доноров в зоне развитых стран и в традиционно близких центрах влияния.
Масштабные реинтеграционные проекты оставались на бумаге. Длительное время в официальных заявлениях по существу желаемое выдавалось за действительное. Нередко договоренности об углублении сотрудничества сопровождались противоречащими им действиями. Так, соглашению о принципах таможенной политики, заключенному в марте 1992 года, сопутствовало введение государствами СНГ таможенных пошлин и нетарифных методов регулирования внешнеэкономических связей. Резко сократились объемы и интенсивность товарного обмена между республиками бывшего СССР. Приоритетными стали бартерные сделки. Некоторые страны попытались закрыть внутренние рынки от соседей. Возник искусственный дефицит жизненно необходимой продукции в одних регионах при избытке других.
На втором этапе (1993 г.) остро проявились последствия разрыва прежних хозяйственных связей, которые стали одной из главных причин резкого спада производства и инвестиционной активности, падения жизненного уровня населения. На втором этапе некоторые суверенные государства в целях облегчения экономического положения попытались продлить роль России как поставщика дешевых энергоресурсов и сырья, как источник дотаций и кредитов. В ответ Россия ужесточила политику отстаивания своих экономических ресурсов, разделив безналичное и наличное денежное обращение, сделала более жестким контроль над выдачей кредитов, приблизила цены на экспортируемые товары к уровню мировых. Обозначился переход от вялой к активной дезинтеграции, чреватой тяжелыми геополитическими последствиями. В этих условиях пришло понимание необходимости строить экономические отношения в СНГ на рыночной основе, на соблюдении баланса интересов, по принципу экономической целесообразности с учетом того, что политические различия не должны препятствовать реинтеграции.
1994-1995 гг. начался с подписания 24 сентября 1998 года Договора о создании Экономического Союза, провозгласившего в качестве конечной цели добровольное воссоздание на принципиально новых рыночных основах единого экономического пространства, где свободно перемещаются товары, капитал и рабочая сила. Начался интенсивный совместный поиск скорейшего выхода из экономического кризиса. Сначала была предпринята попытка, впрочем, безуспешная, создания единой рублевой зоны. Затем были приняты десятки и сотни других интеграционных документов. Наиболее важные из них - межправительственные соглашения о формировании зоны свободной торговли, о Платежном союзе, поддержке производственной кооперации предприятий и отраслей стран СНГ, создания транснациональных хозяйственных и финансовых структур, о сотрудничестве в области инвестиций и проведения антимонопольной политики. 21 октября 1994 года был учрежден Межгосударственный экономический комитет, впервые в истории СНГ наделенном контрольно-распределительными функциями и обладающим полномочиями для принятия решений, обязательных для исполнения всеми участницами СНГ, и для применения санкций.
Важным событием явилось и заключение Россией, Белоруссией и Казахстаном тройственного таможенного союза.
Оживлению интеграции и усилению центростремительных тенденций во взаимоотношениях стран СНГ способствовали такие политические события, как заключенный в Ташкенте по инициативе президента Узбекистана И.Каримова Договор о коллективной безопасности стран-участниц СНГ, выдвинутая президентом Казахстана Н.Назарбаевым идея образования Евразийского союза и другие.
1996-1997 год берет свое начало с провозглашенных в марте-апреле 1996 года новых интеграционных инициатив, которые четко обозначили многоярусную структуру взаимодействия суверенных государств, отличающихся друг от друга разными уровнями реформирования экономики и социальной сферы. В эту многоярусную структуру входят:
n структура Россия - Белоруссия как наиболее глубокая форма Сообщества с общими наднациональными, в том числе политическими органами управления;
n структура Россия – Белоруссия – Казахстан - Киргизия, призванная стать углубленной прежде всего экономической интеграционной формой, базирующейся на Таможенном и Платежном союзах;
n структура стран-участниц СНГ как сложившееся после распада СССР межгосударственное объединение 12 бывших республик СССР;
Вообще в зависимости как строят государства бывшего СССР свои отношения с Россией, в СНГ можно выделить несколько групп государств. К государствам, которые в краткосрочном и среднесрочном плане критически зависят от внешней помощи, прежде всего российской, относятся Армения, Белоруссия и Таджикистан. Вторую группу образуют Казахстан, Киргизстан, Молдова и Украина, которые также существенно зависят от сотрудничества с Россией, но отличаются большой сбалансированностью внешнеэкономических связей. В третью группу государств чья экономическая зависимость от связей с Россией заметно слабее и продолжает снижаться, входят Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан, последний представляет особый случай, поскольку эта страна не нуждается в российском рынке, но полностью зависит от экспортной системы газопроводов, проходящих по российской территории.[3]
Реально, как видно, в настоящее время СНГ превратилось в ряд субрегиональных политических альянсов и экономических группировок. Формирование ориентированных на Россию группировок Союза Белоруссии и РФ, Сообщества Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России, а также Центрально-азиатской (Узбекистан, Казахстан, Киргизия), Восточноевропейской (Украина, Молдавия) без участия России - это в большей мере вынужденные действия власти, чем закономерные следствия продуманной политики новых государств.[4]
Что касается Украины, то ее позиция многими критикуется, что она пытается строить свои отношения только на чистых экономических связях, поддерживаемых на двусторонней основе, что Украина не учитывает реального статуса России в СНГ и потому несостоятельна. Россия не может отказаться от роли интегратора СНГ как самая крупная республика бывшего СССР, как страна, наиболее богатая материальными ресурсами, важнейшими для всех членов СНГ, и потому естественно, Россия, роль такого интегратора, не может в одностороннем порядке предоставлять Украине те же привилегии и преимущества, какие она предоставляет, например, Беларуси, Казахстану или другим странам, которые вошли с ней в Таможенный союз.[5]
Эффективная интеграция в СНГ может и должна осуществляться постепенно, поэтапно, одновременно с укреплением рыночных начал и выравниванием условий хозяйственной деятельности в каждой из стран СНГ на основе согласованной концепции выхода из общего экономического кризиса.
Подлинная реинтеграция возможна лишь на основе добровольной, по мере созревания объективных условий. Экономические, социальные и политические цели, которые сегодня преследуют государства СНГ, нередко разные, порой противоречивые, вытекающие из сложившегося понимания национальных интересов и - не в последнюю очередь - из интересов тех или иных элитных групп.[6]
Основой международной экономической интеграции, есть, в первую очередь, соответствующий уровень экономического развития. Поэтому наивысшего уровня зрелости экономическая интеграция достигла в группе промышленно развитых стран, в первую очередь в Западной Европе. Именно здесь успешно функционирует Европейский Союз - единственное пока объединение государств, развитие интеграционных процессов, в котором, последовательно прошедшее четыре фазы (зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз), уже сегодня можно говорить о создании валютного союза - наивысшей ступени международной экономической интеграции. И, безусловно, этапы формирования, эволюции ЕС, его организационно-правовая постройка, сферы деятельности, механизмы принятия решений и обеспечение их исполнения является уникальным опытом для каких-либо международных интеграционных объединений, и для СНГ в том числе.
Международные экономические связи стран Западной Европы всегда отличались высокой интенсивностью. В послевоенные годы развития здесь кооперации помогли транснациональные корпорации (ТНК). В Западной Европе возникла необходимость консолидации западноевропейской элиты на собственной основе. С этой целью в рамках созданного в 1949 году Совета Европы было сделано ряд проектов региональной интеграции - от объединений в пределах отдельных видов промышленности до огромных проектов западноевропейской федерации. По такому из одних проектов ("план Шумана") в 1951 году был подписан Парижский договор о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) в составе Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга с организацией не только общего рынка четырех продуктов промышленности (угля, железа, стали и металла), а и общего регулирования объемов выпуска продукции и уровня цен, инвестиционных программ и рационального использования рабочей силы. Этот договор вступил в силу в 1953 году. ЕОУС контролировало 60% выплавки стали и 50% добычи угля в Западной Европе.
В 1956 году в ЕОУС возник план переделать эту организацию на зону свободной торговли, но разногласия между странами, особенно между Англией и Францией, привели к созданию в марте 1957 года в Риме лишь шестью (с 17 стран-членов на то время ЕОУС Римской сепаратной договоренности о создании Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) - "Общего рынка, с перспективной программой экономической и политической интеграции. Конечной целью ЕЭС было провозглашено создание Соединенных Штатов Западной Европы. Одновременно в Риме было основано Европейское Сообщество атомной энергии (Евроатом), целью которого было создание еще одного отраслевого рынка, объединение ресурсов атомной энергии и атомной промышленности. В это время Великобритания, которая еще не присоединилась к ЕЭС, организовала Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ) в количестве 7 государств.
В 1967 году происходит объединение органов управления ЕОУС, ЕЭС и Евроатома, создается триединая организация с официальным названием Европейские Сообщества или Европейское Сообщество. В 1973 году Великобритания и Дания вышли с ЕАСТ и присоединились к ЕС. Португалия сделала то же самое в 1986 году. Но к ЕАСТ пришли три других государства и эта организация вновь стала семичленой - Австрия, Финляндия, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швеция и Швейцария. Идея создания ЕАСТ была в создании торговли между странами, но без объединения власти и создания официальных институтов, уполномоченных вести законодательную деятельность, как это сделано в ЕЭС.
В 1984 году ЕАСТ и ЕЭС договорились создать единый экономический простор и расширить сотрудничество в отраслях, как экономика, валютная и промышленная, охрана окружающей среды, рыболовство, транспорт. При этом ЕАСТ взяла все льготы и торговые доходы от членства в Европейском Сообществе, но не брала участие в работе институтов ЕС. Эта договоренность вступила в силу с 1 декабря 1994 года. Швейцария была единой из государств-членов ЕАСТ, которая не присоединилась к этой договоренности, поскольку национальный референдум Швейцарии отклонил ее. Три государства ЕАСТ Австрия, Финляндия и Швеция - стали полноправными членами ЕС в декабре 1995 года, остановивши свое членство в ЕАСТ. Европейский экономический простор, созданный этой договоренностью, - это больше чем просто экономическая зона; он возводит на государства-членов ЕАСТ принцип четырех свобод ЕС - свободное движение товаров, услуг, капитала и населения.
Кроме перечисленных стран, в 1973 году к ЕС присоединилась Ирландия, в 1981 году - Греция, в 1986 году - Испания, и в составе ЕС стало 15 государств.
В своем интеграционном развитии Европейское Сообщество прошло ряд эволюционных этапов, основой которых была либерализация экономики. Развитие сотрудничества в ЕОУС и Евроатома подтолкнул государства к снятию многих барьеров, которые не давали расшириться торговли между ними, а также проведения политики регулирования внешнеторговой деятельности. Был создан Таможенный союз. В период 1958-1969 годов формировался общий рынок. Таможенная пошлина в совместной торговле государств-членов постепенно уменьшалась, и уже в 1962 году были в основном ликвидированы количественные ограничения товарообмена, одновременно национальные таможенные тарифы делались единым тарифом. Единый тариф государства-члены начали применять с 1968 года одновременно снятия пошлин внутри ЕС.
В этот же период в рамках "Общего рынка" происходил процесс формирования общей сельскохозяйственной политики, принятой под напором Франции, заинтересованной в расширении сбыта своей сельскохозяйственной продукции, а также сформирован механизм торговли (протекционистский) с третьими странами.
Общая таможенная политика сделала создание в 1970-х годах собственных фондов Сообщества, главным образом за счет прихода от таможенных выплат и компенсационных сборов, которые взимались при импорте товаров с третьих стран.
Важным элементом интеграции стало создание Европейской валютной системы (ЕВС), которая начала действовать с марта 1979 года, и перед которой были поставлены следующие задачи: 1) достижение валютной стабильности в рамках ЕС; 2) упрощение конвергенции процессов экономического развития;
3) обеспечение стратегии увеличения в условиях стабильности; 4) стабилизация международных валютных и экономических взаимоотношений.
Базовым элементом ЕВС было введение расчетной валютной единицы ЭКЮ.
Поэтому, странам ЕС удалось побороть кризис начала 80-х годов. После преодоления инфляции в 80-е годы были сняты ограничения в финансовых операциях, и в 1990 году был введен режим свободного движения капиталов.
В 1985 году была подписана программа дальнейшего развития Европейского Сообщества и переделано его на Европейский Союз ("Европа без границ"), а после и достижение полной интеграции. Эта программа вступил в силу с 1987 года, как Единый Европейский акт (или Маастрихтский договор) - договор создания экономического и валютного союза, о политической совместной работе. Формирование новых институционных структур.
С 1 ноября 1993 года Европейское Сообщество перешло в новую стадию экономической интеграции решением государств-членов, и стало называться Европейским Союзом. В рамках ЕС планируется переход и к политической интеграции - создание нового надгосударства конфедеративного типа. Постепенно ЕС принимает черты единой государственности, контуры которой проступают в экономике, политике и в социальной сфере.
Целью ЕС есть создание условий свободного перемещения в его границах товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. В 1999 году был создан Европейский центральный банк, создана единая валюта - евро (которая с 1999 года ходит уже в чеках, банковских счетах, а наличным способом с 1 января 2000 года), создается организационный и правовой механизмы совместной внешней политики угрозы государств-членов ЕС. А вообще введение евро означает, что впервые после столетия господства американского доллара появилась на международно-финансовых рынках единая европейская валюта, которая, будем надеяться, сможет противостоять ему и США ожидает одно из наиболее серьезных в ее истории потрясений.[7]Таким образом, базируясь на мировом опыте, отдельно, на опыте ЕС, можно выделить 5 уровней интеграционного процесса: 1) зона свободной торговли, в рамках которой ликвидируются таможенные и количественные ограничения между государствами-членами интеграции; 2) Таможенный союз, в рамках которого ликвидируются различные дискриминации в сфере перемещения товаров внутри союза и формируется общая таможенная политика в отношении государств-членов; 3) общий рынок, где наряду с товарными ликвидируются еще ограничения перемещения факторов изготовления; 4) экономический союз как форма общего рынка, которая базируется на гармонизации национальных экономических политик для ликвидации дискриминации в сфере свободного передвижения товаров; 5) валютный союз и экономическую интеграцию, которая образована на унификации монетарной, фискальной, социальной и антицикличной политики и создание наднациональных органов, уполномоченных принимать за государства-члены обязательные решения.
Конечно, пример ЕС очень интересный, но к сожалению, опыт европейской интеграции, ее формы, методы, как правило, слепо, а значит формально копируются "архитекторами" СНГ, что отнюдь не способствует преодолению тупиковой ситуации в СНГ. Очевидна бесперспективность механического переноса опыта ЕС на страны СНГ.[8]
В основу реинтеграции бывших республик СССР в условиях рынка и утверждения нового экономического императива должны быть положены следующие принципы:
n обеспечение духовного и нравственного единства народов при максимальном сохранении суверенитета, политической независимости и национальной самобытности каждого государства;
n обеспечение единства гражданского правового, информационного и культурного пространства;
n добровольность участия в интеграционных процессах и полное равноправие стран-участниц СНГ;
n опора на собственный потенциал и внутренние национальные ресурсы, исключение иждивенчества в экономической и социальной сферах;
n взаимовыгодность, взаимопомощь и кооперация в экономике, включая создание совместных финансово-промышленных групп, транснациональных экономических объединений, единой внутренней платежно-расчетной системы;
n объединение национальных ресурсов для реализации совместных экономических и научно-технических программ, непосильных для отдельно взятых стран;
n беспрепятственное движение рабочей силы и капитала;
n выработка гарантий взаимной поддержки соотечественников;
n гибкость формирования наднациональных структур, исключающих давление на страны СНГ или доминирующую роль одной из них;
n объективная обусловленность, согласованная направленность, правовая совместимость проводимых в каждой стране реформ;
n поэтапность, разноярусность и разноскоростной характер реинтеграции, недопустимость ее искусственного формирования;
n абсолютная неприемлемость идеологизации интеграционных проектов.
Политические реалии на постсоветском пространстве настолько пестры, разнолики и контрастны, что трудно, да и невозможно предложить какую-то устраивающую всех концепцию, модель или схему реинтеграции.
Внешняя политика России в ближнем зарубежье должна быть переориентирована со стремления усилить унаследованную от СССР зависимость всех республик от центра на реалистическую и прагматическую политику сотрудничества, укрепления суверенитета новых государств.
У каждого нового независимого государства своя модель политической системы и интеграции, свой уровень понимания демократии и экономических свобод, свой собственный путь к рынку и вхождения в мировое сообщество. Требуется найти механизм межгосударственного взаимодействия прежде всего в экономической политике. В противном случае разрыв между суверенными странами будет увеличиваться, что чревато непредсказуемыми геополитическими последствиями.
Очевидно, что ближайшая задача - это восстановление жизненно необходимых разрушенных межгосударственных связей в сфере экономики для выхода из кризиса и экономической стабилизации, т.к. эти связи являются одним из самых важных факторов роста эффективности и благосостояния народа. Далее могут последовать различные сценарии и варианты экономической и политической интеграции. Готовых рецептов нет. Но сегодня видны некоторые пути будущего обустройства Содружества:
1) экономическое развитие при взаимодействии с другими странами СНГ преимущественно на двусторонней основе. Наиболее четко такого подхода придерживается Туркменистан, который не подписал Договор об экономическом союзе, но в то же время активно развивает двусторонние отношения. К примеру, заключено и успешно осуществляется стратегическое Соглашение РФ о принципах торгово-экономического сотрудничества до 2000 года. К этому варианту более склоняются Украина и Азербайджан;
2) создание региональных интеграционных блоков в рамках СНГ. Это прежде всего касается трех (национал) центрально-азиатских государств - Узбекистана, Казахстана и Киргизии, принявших и реализующих ряд важных субинтеграционных соглашений;
3) глубокая интеграция принципиально нового типа на рыночной основе с учетом баланса интересов больших и малых государств. Это - ядро СНГ в составе России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии.
Какой из этих вариантов окажется более реализуемым, зависит от того, насколько возобладают соображения экономической целесообразности. Оптимальное сочетание этих направлений в различных конфигурациях экономической интеграции при укреплении политической независимости и сохранении этической уникальности новых суверенных государств - единственно разумная и цивилизованная формула дальнейшего постсоветского пространства.
Несмотря на расхождение в национальных законодательных системах и разный уровень экономик и политических ориентиров, интеграционные ресурсы сохраняются, имеются возможности для их решения и углубления. Разноскоростное развитие государств вовсе не является непреодолимым препятствием для их тесного взаимодействия, поскольку поле интеграционных процессов и выбор инструментов очень широки.
Жизнь показала бессмысленность объединений без учета региональной, национальной, экономической и социальной специфики каждого участника Содружества. Поэтому все более предметно обсуждается предложение реорганизовать Исполнительный Секретариат СНГ в своеобразный орган Совета глав государств, имея в виду оставить за ним проработку главным образом политических вопросов Содружества. Экономические же проблемы возложить на МЭК (Межгосударственный экономический комитет), сделав его инструментом Совета глав правительств и наделив его большими, чем сейчас полномочиями.
Обостренная социально-экономическая ситуация во всех странах Содружества, угроза дальнейшего скатывания вниз, как это ни парадоксально, имеют свою позитивную сторону. Это заставляет задумываться об отказе от политизированных приоритетов, подталкивает к шагам, поиску более эффективных форм сотрудничества.[9]
В последнее время ряд государств-участников СНГ и Европейский Союз расширили взаимодействие путем развития и повышения уровня политического диалога, экономических, культурных и других связей. Важную роль в этом сыграли двусторонние соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией, Украиной , другими странами Содружества и Европейским Союзом, а также деятельность совместных межправительственных и межпарламентских институтов. Новый положительный шаг в этом направлении - решение ЕС от 27 апреля 1998 года о признании рыночного статуса российских предприятий, экспортирующих продукцию в страны ЕС, исключение России из списка стран с так называемой государственной торговлей и внесение соответствующих изменений в антидемпинговый регламент ЕС. На очереди аналогичные меры в отношении других стран Содружества.[10]
Что касается Украины, то она наряду с другими бывшими субъектами СССР, выражает безоговорочное намерение интегрироваться в европейские структуры, готова ради этого связать себя, любыми социальными, финансовыми, правовыми обязательствами. По-видимому, дело не в том, что там сытая жизнь, хотя и это немаловажно, поскольку такая жизнь могла получиться лишь в условиях развитых демократических институтов. Главное в том, что упомянутые институты создавались в условиях уважения человека и человеческих ценностей. Интеграция Украины в европейские структуры невозможна без уяснения тех правил, по которым живет Европа.[11]
Ряд одобренных нормативных актов (в первую очередь, Указ Президента Украины от 11 июня 1998 года "Об утверждении стратегической интеграции Украины к Европейскому Союзу", а также от 24 февраля 1998 года - "Об обеспечении исполнения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС и усовершенствование механизма сотрудничества с ЕС), работа МИД Украины и других органов исполнительной власти Украины в последнее время, создание специального органа в экономической и социальной интеграции в ЕС - Национального агентства Украины по вопросам развития и европейской интеграции - в ЕС - Национального агентства Украины по вопросам развития и европейской интеграции - не оставили сомнений насчет серьезности намерений Украины ассоциироваться с Евросоюзом. Но вместе с тем, второй Саммит Украина - Европейский Союз, который состоялся 16 октября 1998 года в Вене, показал, что Евросоюз еще не готов на данном этапе адекватно отреагировать на запрос Украины насчет приобретения ассоциированного членства в ЕС. Также не было дано однозначного ответа на другие принципиально важные предложения украинской стороны - насчет привлечения Украины к работе Европейской Конференции, совместной внешней политики и политической безопасности.[12]
Какие-либо многосторонние интеграционные проекты пока что не имеют под собой реальных политико-экономических основ и их реализация в ближайшей перспективе невозможна. Поэтому СНГ нужно сохранить как структуру, в рамках которой есть возможность совершать необходимую координацию экономической политики стран СНГ, обеспечивать подходящие условия товарообмена, цивилизованным путем решать спорные проблемы и разрешать конфликтные ситуации.
Последний финансовый кризис в России, также есть убеждающим аргументом в пользу этой позиции. Пока экономическая ситуация в государствах Содружества не приобретет постоянной позитивной динамики, не сформируются окончательно все аспекты нового, рыночного устроя, демократического общества, какая-либо масштабная интеграция этих стран лишь приведет к цепной реакции негативных явлений и на этой основе - к углублению общего экономического кризиса, последствием которого может стать и кризис политический.
Список использованной литературы:
1. Гудима Б.Дорогою до спільного дому. Стосунки між Україною та Європейським Союзом у світі набуття чинності Угоди про партнерство та співробітництво між Україною та ЄС // Політика і час. - 1998. - № 5.
2. Журавка Ф. Євро - нова валюта Європейського Економічного і Валютного Союзу // Банківська справа. - 1999. - №
3. Журавка Ф. Євро - нова валюта Європейського Економічного і Валютного Союзу // Банківська справа. - 1999. - №
4. Золотухина Т. Интеграционные процессы в Европе: введение единой валюты // Вопросы экономики. - 1998. - № 9.
5. Иванов И. Расширение Евросоюза: сценарий, проблемы. Последствия // Мировая экономика и международные отношения. - 1998. - № 9.
6. Зиядуллаев Н. Союз независимых государств: дезинтеграция и реинтеграция // Общество и экономика. - 1998. - № 2.
7. Зиядуллаев Н. СНГ - современное состояние и перспективы // Экономист. - 1998. - № 3.
8. Иларионов В. Развитие экономики в условиях независимости / В кн. №Беларусь, Россия, Украина - опыт и проблемы интеграции, межпарламентская конференция". - Киев, 1999.
9. Козик Л., Кохно П. Процессы экономической интеграции государств СНГ // Экономист. - 1998. - № 2.
10. Кузнецова Л., Кузьменко В. З позицій обмеженого оптимізму // Політика і час. - 1998. - № 9.
11. Любский М. (Евстигнеев В.Р. Валютно-финансовая интеграция в ЕС и СНГ. Сравнительный анализ) - Москва, 1998 // Вопросы экономики. - 1998. - № 8.
12. Маштабей В. Курс на інтеграцію. До підсумків Другого саміту України в Європейський Союз. - 1998. - № 10. - С.10, 13.
13. Ориентиры международного сотрудничества стран СНГ / По материалам Петербургского экономического форума 1998 г. // Экономист. - 1998. - № 10.
14. Проблемы вхождения Украины в Европейское правовое пространство / Под ред. С.В.Кивалова. - Одесса, 1999.
15. Резникова О. Модернизация России и взаимодействие в СНГ // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - № 3.
16. Тиммерманн Х. Процессы дезинтеграции и реорганизации СНГ // Мировая экономика и международные отношения. - 1998. - № 4.
17. Черковец О. Европейский Союз - уроки интеграции // Экономист. - 1998. - № 10.
18. Чистяков Е., Шульга В. Интеграционный потенциал СНГ и его роль в развитии мирохозяйственных связей // Экономист. - 1998. - № 6.
[1] Козик Л. Процессы экономической интеграции государств СНГ // Экономист. - 1998. - № 2. - С.77.
2 Кузнецова Л., Кузьменко В. З позицій обережного оптимізму // Політика і час, №9, 1998, с.17
[3] Резникова О. Модернизация России и взаимодействие в СНГ // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - № 3. - С.61.
[4] Зиядуллаев Н. СНГ-современное состояние и перспективы // Экономист. 1998, 3
[5] Иларионов В. Развитие экономики в условиях независимости // В кн. "Белорусь, Росия, Украина - опыт и проблемы интеграции, межпарламентская конференция". - К., 1999.
[6] Зиядуллаев Н. Союз независимых государств: дезинтеграция и реинтеграция // Общество и экономика. - 1998.
- - № 2. - С. 195.
[7] См. Журавка Ф. Європейський Економічний і Валютний Союз // Банківська справа. - 1999. - № 5. - С.54.
См. ЖуравкаФ. Євро - нова валюта Європейського Економічного і Валютного Союзу // Банківська справа. - 1999. - № 4. - С.38.
См. Золотухина Т. Интеграционные процессы в Европе: введение единой валюты // Вопросы экономики. - 1998. - № 9. - С. 121-135.
[8] Любский М. -(Евстигнеев В.Р. Валютно-финансовая интеграция в ЕС и СНГ) Сравнительный анализ. - Москва, 1998 \\ Вопросы экономики. - 1998. - № 8. - С. 151.
[9] Зиядуллаев Н. СНГ - современное состояние и перспективы // - Экономист. - 1998. - С. 90.
[10] Ориентиры международного сотрудничества стран СНГ / По материалам Петербургского экономического форума 1998 г. // - Экоомист. - 1998. - № 10. - С. 11.
[11] Проблемы вхождения Украины в Европейское правовое пространство. / Под ред. С.В.Кивалова. - Одесса.
- 1999. - С. 64.
[12] См. Маштабей В. Курс на інтеграцію. До підсумків Другого Саміту України - Європейський
Союз // Політика і час. - 1998. - № 10. - С.10. 13.