Доклад: Иозиф Гайдн

Пушкина В. Н.

И. Гайдн родился в 1732 году в австрийской деревушке Рорау. Родители Иозифа были страстные любители музыки, хотя и не имели прямого отношение к искусству. Отец работал сельским каретником, а мать служила кухаркой в соседнем имении. Будучи очень религиозной женщиной, она мечтала видеть сына священником. По вечерам в доме раздовались музыка и пение. Отец играл на арфе, а маленький Иозиф подтягивал мелодию. Голос мальчика был необыкновенно красив, а пел он так искренне, что заслушивались все окружающие. Заметив одаренность сына, родители решили отдать его учиться музыке, надеясь, что это поможет стать Иозифу священником. В шесть лет мальчик покинул родной дом, и поселился в городе Гайнбурге у своего дальнего родственника Матиаса Франка. Последний был школьным учителем и музыкальным директором в соборе Св. Филиппа и Джеймса. Франк учил мальчика церковному пению, игре на скрипке и на клавире. Вместе с тем маленький Гайдн выполнял роль слуги в большой семье и часто получал подзатыльники вместо еды. Однажды к Франку заехал регент собора Св. Стефана в Вене, который подыскивал мальчиков с хорошими голосами для своего хора. Прослушав восьмилетнего Гайдна, регент пришел в изумление и забрал мальчика с собой в австрийскую столицу. Так Иозиф Гайдн стал певчим в главном венском соборе Св. Стефана.

Достигнув юношеского возраста, голос Иозифа стал ломаться. Императрица, слушая соборный хор, заметила регенту, что Гайдн “кричит как петух”. В семнадцать лет юноша не мог больше петь в детском хоре, и его выгнали на улицу. Оказавшись совершенно один, без средств и бес связей, Гайдн ведет жизнь уличного музыканта. Он мечтает стать композитором. Вечно голодный юноша с рвением изучает учебники композиторского мастерства. Ему необходимо было учиться, но он был слишком беден, чтобы платить за уроки. Гайдн нашел выход, поступив в аккомпаниаторы к итальянскому композитору Николо Порпора. Правда, Иозиф был больше слугой, чем аккомпаниатором знаменитого итальянца, но за это он изредка пользовался его советами по композиции.

Невозможно описать все мытарства, которые прошел будущий композитор, но благодаря своим дипломатическим способностям Гайдн получает место капельмейстера у богатого венгерского князя Николая Эстергази. Князь прославился своей роскошью. Недаром современники дали ему прозвище “Великолепный”. Он построил в своем поместье несколько театров - оперный, театр марионеток и концертный зал. Композитор был занят целыми днями. Просыпаясь ранним утром, Гайдн сочинял несколько часов по заказу князя симфонию, оперу, мессу или квартет. Днем он разучивал с музыкантами произведения, назначенные к исполнению, а к обеду композитор обязательно являлся к князю за новыми распоряжениями. Вечера посвящались спектаклям, балам или симфонической музыке. В таком постоянном труде прошли 30 лет жизни композитора. Эстергази гордился свом музыкантом, и сквозь пальцы смотрел на то, что Гайдн продавал свои сочинения издателям. Благодаря этому произведения ни куда не выезжавшего композитора были широко известны в Европе. Музыканты любили Гайдна и за его душевную доброту и заботу любовно называли его “папой”.

Однажды князь Николай Эстергази дольше обычного задержался в своем летнем поместье. Музыканты жили в плохих условиях и шесть месяцев не виделись со своими семьями. Не рискуя разозлить князя, вступившись за артистов, Гайдн пошел на хитрость. Он сочинил симфонию, в которой каждый музыкант по очереди, доигрывая свою партию, гасил свечу и уходил. Таким образом сцена постепенно опустела. Князь понял намек, и на следующий же день назначил отъезд в свой зимний замок, где оркестрантов ждали родные. За эту идею симфония получила название “Прощальная”. В 1790 году умер князь Николай. Его сын Антон не был страстным меломаном. Распустив всю капеллу, он сохранил за Гайдном постоянное жалованье и место капельмейстера.

В 60 лет композитор впервые в жизни выехал на гастроли за границу в Англию. Несмотря на все старания соперников очернить пожилого композитора, концертный зал был переполнен. Гайдн изо всех сил старался не показать своего волнения. После исполнения произведения публика повскакивала с мест и с криками требовала повторения симфонии. Это была победа.

Но на родине композитора ждало трагическое известие о смерти Моцарта. Двух гениев, столь различных по своим привычкам и характерам, связывала трогательная дружба. В эти же годы молодой Бетховен брал уроки у уже пожилого Гайдна, однако разные жизненные мировоззрения помешали композиторам найти общий язык. Неукротимый, борющийся Бетховен, проникнутый революционными идеями, не мог понять богобоязненного, консервативного, добродушного Гайдна. Несмотря на эти разногласия Бетховен всю жизнь искренне восхищался музыкой Гайдна.

Заработав небольшое состояние на лондонских гастролях, Гайдн поселился в Вене. Дожив до глубокой старости, композитор никогда не считал свои творения гениальными. Он воспринимал свой талант, как Божий дар, кротко и смиренно. На страницах его рукописей можно прочитать латинские слова Laus Deo , что означает Хвала Господу.

Список литературы