Реферат: Шпоры по праву
1.5. принцип гласности судебного разбирательства. Ст. 169 Конст. провозглашает, что разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании суда допускается лишь в случаях предусмотренных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства. В соответствии со ст.9 ГПК при разбирательстве дела в закрытом судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, представители обществ. организаций и трудовых коллективов, а в необходимых случаях также свидетели, эксперты и переводчики. В соотв. со ст.40 К. каждый имеет право на неприкосновенность его частной жизни, на тайну переписки, телеф. переговоров, телеграфных и иных сообщений. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается, за исключением случаев, указанных в законе Ограничение этого права допускается ся по закону. Закон предусм. ряд материальн. льгот для судей. Действ. правило несменяемости судьи.
2.1 гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность.
Правоспособность - способн. иметь гражданские процессуальные права и обязанности признается в равной мере за всеми гражд. РФ, а также за государств. предприятиями, учреждениями, организац., колхозами, иными кооп. организац., их объединениями, другими общественными организациями, пользующимися правами юридич. лица. Дееспособность- способн. осуществлять свои права в суде и поручать ведение дела представителю принадлежит гражданам, достигшим совершеннолетия, и юридич. лицам. Права и охраняемые законом интересы несовершеннолетних лиц в возрасте от 15 до 18 лет, а также граждан, признанных ограниченно дееспособными, защищаются в суде их родителями, усыновителями или попечителями. Права и охраняемые законом интересы лиц, не достиг ших 15 лет, а также граждан, признанных недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия, защищаются в суде их законными представит. - родителями, усыновителями или опекунами.
2.2 понятие сторон в гражданском процессе, их права и обязанности. Сторонами в гражданском процессе - истцом или ответчиком могут быть граждане, а также государственные предприятия, учреждения, организации, колхозы, иные кооперативные организации, их объединения, другие общественные организации, пользующиеся правами юридического лица. Лицо, в интересах которого дело начато по заявлению прокурора, органов государственного управления, профсоюзов, государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций или отдельных граждан, в случаях, когда по закону они могут обращаться в суд за защитой прав и интересов других лиц, извещается о возникшем процессе и участвует в нем в качестве истца. Все стороны пользуются равными процессуальными правами.
2.4 третьи лица. Ст.37 - третьи лица, заявляющие самостоят. требов. на предмет спора, могут вступить в дело до постановл. судом реш. Они пользуются всеми правами и несут все обязанности истца. Ст.38 - третьи лица, не заявляющие самостоят. требов. на предмет спора, могут вступить в дело на сторону истца или ответчика до постановления судом реш., если реш. по делу может повлиять на их права или обязанности по отнош. к одной из сторон. они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству сторон, прокурора или по инициативе суда. Третьи лица, не заявляющие самост. требов., пользуются процес. правами и несут процес. обязанности стороны, кроме права на изменение основания предмета иска, увелич. или уменьш. размера исковых требований, а также отказ от иска, признание иска или заключение мирового соглаш., требование принудит. исполнения судебного решения. Ст.39 - по делам о восстановлении на работе незаконно уволенных или переведенных работников суд может привлечь к участию в деле в качестве третьего лица на сторону ответчика должностное лицо.
2.5 замена ненадлежащей стороны. Суд, установив во время разбирательства дела, что иск предъявлен не тем лицом, которому уже принадлежит право требования, или не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, может с согласия истца, не прекращая дела, допустить замену первоначального истца или ответчика надлежащим истцом или ответчиком. Если истец не согласен на замену его другим лицом, то это лицо может вступить в дело в качестве третьего лица, третьи лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, о чем суд извещает данное лицо. Если истец не согласен на замену ответчика другим лицом, суд может привлечь это лицо в качестве второго ответчика. После замены ненадлежащей стороны рассмотрение дела производится с самого начала.
2.7 участие прокурора в процессе. Прок. имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и закон. интересов других лиц или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует охрана государств. или общественных интересов или прав и охраняемых законом интересов граждан. Участие прокурора в разбират-ве гражд. дела обязательно в случаях, когда это предусмотрено законом или когда необходимость участия прокурора в данном деле признана судом. Прок., участвующий в деле, знакомится с материалами дела, заявляет отводы, представляет доказ-ва, участвует в исследованиях док-в, заявляет ходатайства, дает заключения по вопросам, возникающим во время разбират-ва дела, и по существу дела в целом, а также совершает другие процессуальные действия, предусмотренные законом. Отказ прок. от заявления, поданного в защиту интересов другого лица, лишает это лицо права требовать рассмотр. дела по существу.
понятие представительства в суде. Граждане могут вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя. Дела юридических лиц ведут в суде их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им законом, уставом или положением, либо их представители. Руководители организаций, выступающие в качестве органа юридического лица, представляют суду документы, удостоверяющие их служебное положение или полномочия. Представителями в суде не могут быть: лица не достигшие совершеннолетия или состоящие под опекой или попечительством; адвокаты, принявшие поручения об оказании юридической помощи с нарушением правил об адвокатуре; лица исключенные из коллегии адвокатов; судьи, следователи, прокуроры. Это правило не распространяется на выступления в процессе указанных лиц в качестве уполномоченных соответствующего суда, прокуратуры или в качестве законных представителей.
2.9 государственная пошлина. Каждое исковое заявление, первоначальное и встречное, заявление по преддоговорным спорам, заявление третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора в уже начатом процессе, заявление (жалоба) по делам особого производства оплачивается государственной пошлиной в установленных законом размерах. Освобождаются от уплаты государственной пошлины граждане, предприятия, учреждения и организации за выдачу им документов в связи с делами по алиментам. При увеличении исковых требований недостающая сумма доплачивается в соответствии с увеличенной суммой иска. В некоторых установленных законом случаях производится возврат государственной пошлины, которая осуществляется финансовыми органами на основании определения суда или судьи при условии, если заявление о возврате было подано в суд до истечения годичного срока со дня зачисления суммы в бюджет.
2.10 судебные штрафы. Судебные штрафы налагаются судом или судьей в случаях и размерах, предусмотренных ГПК. Штрафы, наложенные судом или судьей на должностных лиц государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций, взыскивается из их личных средств. Копия определения о наложении штрафа направляется лицу, на которое наложен штраф. В течении 10 дней по получении копии определения лицо, на которое наложен штраф, может просить суд или судью, наложивших штраф, о сложении или уменьшении размера штрафа. Это заявление рассматривается в судебном заседании. Лицо, на которое наложен штраф, извещается о времени и месте заседания, однако его неявка не является препятствием для рассмотрения заявления. На определение суда или судьи об отказе сложить штраф или уменьшить его размер может быть подана частная жалоба или принесен протест.
понятие и виды процессуальных сроков. Подготовка гражданских дел к судебному разбирательству должна быть проведена не позднее чем в 7-дн. срок со дня принятия заявления. В исключительных случаях по делам особой сложности этот срок может быть продлен до 20 дней по мотивированному определению судьи. Дела о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца, и по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, должны рассматриваться судом I Инстанции, если стороны находятся в одном городе или районе, не позднее 10 дней, а в других случаях - не позднее 20 дней со дня окончания подготовки дел к судебному разбирательству. Остальные гражданские дела должны рассматриваться не позднее 1 месяца со дня окончания подготовки дел к судебному разбирательству.
исчисление процессуальных сроков. Процессуальные действия совершаются в сроки, установленные законом. В тех случаях, когда процессуальные сроки не установлены законом, они назначаются судом. Сроки для совершения процессуальных действий определяются точной календарной датой, указанием на событие, которое обязательно должно наступить, или периодом времени. В последнем случае действие может быть совершено в течение всего периода. Течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
6.3 требования, предъявляемые к судебному решению. Решение постановляется по большинству голосов. Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. Решение выносится судом в совещательной комнате. Во время совещания и вынесения решения в совещательной комнате могут находится лишь судьи, входящие в состав суда по этому делу. Присутствие иных лиц в совещательной комнате не допускается. Судьи не могут разглашать суждения имевшие место во время совещания. Решение излагается в письменном виде председательствующим или одним из судей и подписывается всеми судьями, участвующими в постановлении решения, в том числе и судьей, оставшимся при особом мнении. Исправления в решении должны быть оговорены перед подписями судей.
6.2 содержание судебного решения. Решение состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. В водной части решения указывается время и место вынесения решения, наименование суда, вынесшего решение, состав суда, секретарь судебного заседания, прокурор, если он участвовал в процессе, стороны, другие лица, участвующие в деле, и представители, предмет спора. Описательная часть решения должна содержать в себе указание на требование истца, возражения ответчика и объяснения других лиц, участвующих в деле. В мотивировочной части решения должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда, и доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд. Резлютивная часть решения должна содержать вывод суда об удовлетворении иска или об отказе в иске полностью или в части, указание на распределение судебных расходов, указание на срок и порядок обжалования решения.
6.4 устранение недостатков судебного решения вынесшим его судом. После объявления решения по делу, суд вынесший решение не в праве сам отменить или изменить его. Суд может по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в деле, исправить допущенные в решении описки или явные арифметические ошибки. Вопрос о внесении исправлений разрешается в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте заседания, однако их неявка не является препятствием для рассмотрения вопроса о внесении исправлений. На определение суда по вопросу о внесении исправлений в решении может быть подана частная жалоба или принесен протест. Суд , постановивший решение по делу, может по заявлению лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе вынести дополнительные решения.
6.5 немедленное исполнение решения. Немедленному исполнению подлежит решение: 1.о присуждении алиментов. 2.о присуждении рабочему или служащему заработной платы, но не свыше чем за один месяц. 3.о присуждении колхознику оплаты за труд, но не свыше среднего заработка за 1 месяц. 4.о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника. Суд или судья может обратить к немедленному исполнению полностью или в части решение: 1. о присуждении платежей в возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца. 2.о присуждении вознаграждения, причитающегося автору за использование его авторского права, автору открытия, изобретателю и т.п. 3. По всем другим делам, если в следствие особых обстоятельств замедление в исполнении решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или самое исполнение может оказаться невозможным.
6.6 обеспечение исполнения решения. В случаях, когда суд устанавливает определенный порядок и срок исполнения реш., или обращает решение к немедленному исполнению, или принимает меры к обеспечению его исполнения, об этом указывается в реш. Суд или судья может обеспечить исполнение реш., не обращенного к немедленному исполнению, по правилам, установленным главой 13 ГПК.( ст 134 Мерами по обеспечению иска могут быть: 1.наложение ареста на имущество или денежные суммы, принадлежащие ответчику и находящиеся у него или у других лиц; 2.запрещение ответчику совершать определенные действия; 3.запрещение другим лицам передавать имущество ответчику или выполнять по отношению к нему иные обязательства; 4.приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении его от ареста; 5.приостановление взыскания по исполнительному документу, оспариваемому должником в судебном порядке, если такое оспаривание допускается законом; Ст.137 Определение об обеспеч. иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установл. для исполнения решений суда.).
7.2 процессуальные особенности рассмотрения дел по жалобам граждан на неправомерные действия должностных лиц, государственных и иных органов. Ст.2396 - жалоба рассматривается судом в 10-ти дневный срок, как правило в открытом заседании, с участием гражданина подавшего жалобу, и должностного лица, действия которого обжалуются ( в случае неявки в суд по уважительной причине возможно участие их представителей, неявка в суд по неуважительной причине сторон, либо их представителей не служит препятствием к рассмотрению жалобы, однако суд может признать явку гражданина, подавшего жалобу, и должностного лица, чьи действия обжалуются, обязательной.). Судом должны быть исследованы материалы вышестоящих в порядке подчиненности должностных лиц или органов, признавших законным обжалуемые действия должностного лица, а также могут быть выслушаны объяснения других лиц, исследованы необходимые документы и иные доказательства.
6.7 отсрочка и рассрочка исполнения решения, изменение способа и порядка исполнения решения. Ст.207 ГПК - суд, постановивший решение по делу, вправе по заявлению лиц, участвующих в деле, исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, отсрочить или рассрочить исполнение решения, а также изменить способ и порядок его исполнения. Указанные заявления рассматриваются в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте заседания, однако их неявка не является препятствием для разрешения поставленного перед судом вопроса. На определение суда по вопросу об отсрочке или рассрочке исполнения решения, а также об изменении способа, и порядка его исполнения может быть подана частная жалоба или принесен протест.
6.8 законная сила судебного решения. Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. Решение вступает в законную силу по истечении срока на кассационное обжалование и опротестование, если оно не было обжаловано или опротестовано. В случае принесения кассационной жалобы или кассационного протеста решение, если оно не отменено, вступает в законную силу по рассмотрении дела вышестоящим судом. Решения Верховного суда РСФСР вступают в законную силу немедленно после их провозглашения.
7.9 определение суда первой инстанции. Постановление суда 1 инстанции или судьи, которым дело не разрешается по существу, выносятся в форме определений. В определении должны быть указаны: время и место вынесения определения; наименование суда, вынесшего определение, состав суда и секретарь судебного заседания; лица, участвующие в деле, и предмет спора; вопрос, по которому выносится определение; мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался; постановление суда; порядок и срок обжалования определения. Определения оглашаются немедленно после их вынесения.
7.9 дела по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении. Заинтересованное лицо, считающее неправильным совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать об этом жалобу в районный (городской) народный суд по месту нахождения государственной нотариальной конторы, исполнительного комитета районного, городского, поселкового. Жалоба подается в суд в 10-ти дневный срок, исчисляемый со дня, когда заявителю стало известно о совершаемом нотариальном действии или об отказе в совершении нотариального действия. Жалоба рассматривается судом с участием заявителя, государственного нотариуса или другого должностного лица, совершившего обжалуемое нотариальное действие, однако их неявка не является препятствием для разрешения дела. Решение суда, которым удовлетворена жалоба заявителя, отменяет совершенное нотариальное действие или обязывает выполнить такое действие.
7.1 правовая природа дел, возникающих из административно-правовых отношений. Судья единолично рассматривает дела: 1.по жалобам на неправильность в списках избирателей; 2.по жалобам на действия органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий, дела по жалобам на неправомерные действия должностных лиц, ущемляющие права граждан, отнесенные законом к компетенции судов; 3.овзыскании с граждан недоимки по налогам, самообложению сельского населения и государственному обязательному страхованию. Суд рассматривает и другие дела, возникающие из административно-правовых отношений, отнесенных к компетенции судов.
7.3 понятие и сущность особого производства. Ст.245 - к делам, рассматриваемым судом в прядке особого производства, относятся дела: 1.об установлении фактов, имеющих юридическое значение; 2.о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим; 3.о признании гражданина ограниченно дееспособным и недееспособным; 4.о признании имущества бесхозяйным; 5.об установлении неисправностей записей в книгах актов гражданского состояния; 5.по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении; 7.о восстановлении прав утраченным документам на предъявителя (вызывное производство.).
7.4 установление фактов, имеющих юридическое значение. Суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав гражданина или организации. Суд рассматр. дела об установлении: 1. Родственных отношений лиц; 2. Фак. нахождения лица на иждивении; 3. Фак. регистрации рождения, усыновления, брака, развода или смерти; 4. Фак. состояния в фактических брачных отнош. в установленных законом случаях, если регистрация брака в органах записи актов гражданского сост. не может быть произведена вследствие смерти одного из супругов; 5. Фак. принадлежности правлустанавливающих док-ов лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в док-те, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица по паспорту или свидетельству о рождении; 6. Фак. владения строением на праве собственности; 7. Фак. несчастного случая; 8. Фак. смерти лица в определенное время и при определенных обстоят. при отказе органов записи актов гражданского состояния в регистрации события смерти; 9. Фак. принятия наследства; 10. Других фак., имеющих юридич. знач., если законодательством не предусмотрен иной порядок их установл..
7.5 признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим. Такое дело суд рассматривает с обязательным участием прокурора. Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, какие лица могут дать сведения об отсутствующем, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства и месту работы отсутствующего об имеющихся о нем сведениях. После принятия заявления судья может предложить органу опеки и попечительства назначить опекуна для охраны имущества отсутствующего. Решение суда, которым гражданин объявлен умершим, является основанием для внесения органом записи актов гражданского состояния записи о смерти гражданина в книгу записей актов гражданского состояния.
7.6 признание гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным. Дело о признании гражданина ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотич. Вещ-вами либо недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия может быть начато по заявлению членов его семьи, профсоюзов и иных обществ. организаций, прокурора, органа опеки и попечительства, психиатрического лечебного учреждения. Заявление подается по месту жит-ва. Судья в порядке подготовки дела к судебному разбирательству при наличии достаточных данных о душевной болезни или слабоумии гражданина назначает для определения его психического состояния судебно-психиатрическую экспертизу. Дело о признании гражданина ограничено дееспособным суд рассматривает с обязательным участием самого гражданина, а также прокурора и представителя органа опеки и попечительства. Судебные издержки с заявителя не взыскиваются. Решение суда, которым гражданин признан ограниченно дееспособным или недееспособным, является основанием для назначения органом опеки и попечительства ограниченно дееспособному попечителя, а недееспособному - опекуна.
7.7 признание имущества бесхозяйным. Заявление о признании имущества бесхозяйным подается финансовым органом, исполнительным комитетом по месту нахождения имущества. Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, какие лица могут дать сведения о принадлежности имущества, а также запрашивает об имеющихся о нем сведениях соответствующие организации. Суд, признав, что имущество не имеет собственника или собственник его неизвестен, выносит решение о признании имущества бесхозяйным и о передаче его в собственность государства или колхоза.
7.8 установление неправильностей записей актов гражданского состояния. Суд рассматривает дела об установлении неправильности записи в книгах записей актов гражданского состояния, если органы записи актов гражданского состояния при отсутствии спора о праве отказались внести исправления в произведенную запись. Заявление подается по месту жительства. Решение суда, которым установлена неправильность записей актов гражданского состояния, служит основанием для исправления такой записи органами записи актов гражданского состояния.
.
8.3 производство по кассационной жалобе (кассационному протесту) в суде второй инстанции. Народный судья или председатель суда после получения кассационной жалобы или протеста обязаны: направить лицам, участвующим в деле, копии жалобы или протеста и приложенных к ним письменных материалов; известить лиц, участвующих в деле о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы или протеста; по истечении срока, установленного для обжалования и опротестования решения, направить дело в кассационную инстанцию. В кассационном производстве дело проходит следующие стадии: начало разбирательства дела (председательствующий открывает судебное заседание и объявляет дело, которое подлежит рассмотрению); объявление состава суда и разъяснение права отвода; разъяснение лицам, участвующим в деле, их прав и обязанностей; доклад дела (докладчик излагает обстоятельства дела, содержание решения суда 1 инстанции, доводы кассационной жалобы или протеста и поступивших на них объяснений, содержание представленных в суд письменных материалов, сообщает данные, которые необходимо рассмотреть суду для проверки правильности решения); после суд заслушивает объяснения лиц явившихся на судебное заседание, участвующих в деле, и представителей; прокурор дает заключение о законности и обоснованности решения после объяснений лиц, участвующих в деле; после этого суд удаляется в совещательную комнату для вынесения определения.
7.10 вызывное производство. Заявление о признании утраченного документа на предъявителя недействительными подается в суд по месту нахождения учреждения, выдавшего документ. Судья после принятия заявления выносит определение о запрещении выдавшему документ учреждению производить по нему платежи или выдачи, а также о производстве за счет заявителя публикации в местной газете. На отказ в вынесении определения может быть подана частная жалоба или принесен протест. В случае поступления заявления от держателя документа до истечения 3-х месячного срока со дня публикации суд оставляет заявление, поданное лицом, утратившем документ, без рассмотрения и устанавливает срок, в течении которого выдавшему документ учреждению запрещается производить по нему платежи или выдачи. Этот срок не должен превышать 2-х месяцев. Одновременно суд разъясняет заявителю его право предъявить к держателю документа иск в общем порядке об истребовании этого документа, а держателю документа - его право взыскать с заявителя убытки, причиненные запретительными мерами. На определение суда может быть подана частная жалоба или принесен протест
8.2 право кассационного обжалования и опротестования. Решения всех судов РСФСР, кроме решений Верховного Суда РСФСР, могут быть обжалованы в кассационном порядке сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
8.8 объект частной жалобы и частного протеста. Вступившие в силу законные решения и определения всех судов первой инстанции, а также определения и постановления, вынесенные в кассационном порядке. Жалобы на неправомерные действия должностных лиц, ущемляющие права граждан., жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении.
8.1 сущность и значение стадии кассационного обжалования (опротестования) решений, не вступивших в законную силу. Дает возможность пересмотреть решение суда до выяснения вновь открывшихся обстоятельств дела, либо отменить решение при обнаружении нарушений или неправильного применения норм процессуального права., а также возможность проверки законности и обоснованности решения суда первой инстанции по данному делу в полном его объеме.
8.7 обжалование и опретестование определений суда первой инстанции. Определения суда первой инстанции, кроме определений Верховного Суда РСФСР, могут быть обжалованы отдельно от решения суда сторонами и другими лицами, участвующими в деле, и опротестованы прокурором в кассационную инстанцию: 1.в случаях предусмотренных ГПК 2. В случаях, когда определение суда преграждает возможность дальнейшего движения дела. На остальные определения суда первой инстанции частные жалобы и протесты не подаются, но возражения против этих определений могут быть включены в кассационную жалобу или протест.
8.3 производство по кассационной жалобе (кассационному протесту) в суде второй инстанции. Народный судья или председатель суда после получения кассационной жалобы или протеста обязаны: направить лицам, участвующим в деле, копии жалобы или протеста и приложенных к ним письменных материалов; известить лиц, участвующих в деле о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы или протеста; по истечении срока, установленного для обжалования и опротестования решения, направить дело в кассационную инстанцию. В кассационном производстве дело проходит следующие стадии: начало разбирательства дела (председательствующий открывает судебное заседание и объявляет дело, которое подлежит рассмотрению); объявление состава суда и разъяснение права отвода; разъяснение лицам, участвующим в деле, их прав и обязанностей; доклад дела (докладчик излагает обстоятельства дела, содержание решения суда 1 инстанции, доводы кассационной жалобы или протеста и поступивших на них объяснений, содержание представленных в суд письменных материалов, сообщает данные, и которые необходимо рассмотреть суду для проверки правильности решения); после суд заслушивает объяснения лиц явившихся на судебное заседание, участвующих в деле, и представителей; прокурор дает заключение о законности и обоснованности решения после объяснений лиц, участвующих в деле; после этого суд удаляется в совещательную комнату для вынесения определения.
8.4 полномочия суда второй инстанции. Суд, рассмотрев дело в кассационном порядке, вправе своим определением: 1.оставить решение без изменения, а жалобу или протест - без удовлетворения; 2.отменить решение полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в суд 1 инстанции в ином или в том же составе судей; 3.отменить решение полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения; 4.изменитьть решение или вынести новое решение, не передавая дела на новое рассмотрение, если по делу не требуется собирания или проверки доказательств, обстоятельства дела установлены судом 1 инстанции полно и правильно, но допущена ошибка при применении норм материального права.
8.6 определение суда второй инстанции. Постановление кассационной инстанции, которым разрешается вопрос о правильности решения, выносится в форме определения. В определении суда должны быть указаны: 1.время и место вынесения определения; 2.наименование суда, вынесшего определение, состав суда; 3.прокурор, давший заключение, и другие лица, участвовавшие при рассмотрении дела в кассационной инстанции; 4.лицо, подавшее кассационную жалобу или протест; 5.краткое содержание решения, кассационной жалобы или протеста, представленных материалов, объяснений лиц, участвовавших при рассмотрении дела в кассационной инстанции и заключение прокурора; 6.мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался; 7.постановление суда. При отклонении кассационной жалобы или протеста суд обязан в своем определении указать мотивы, по которым доводы жалобы или протеста признаны неправильными или не являющимися основанием к отмене решения. При отмене решения и передаче дела на новое рассмотрение суд обязан в своем определении указать, какие обстоятельства дела необходимо выяснить, какие доказательства следует истребовать, а также какие другие действия должен совершить суд 1 инстанции.
8.5 основания к отмене судебных решений. Основаниями к отмене решения суда в кассационном порядке и передаче дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции являются: 1.неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2.недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд считает установленными; 3.несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; 4.нарушение или неправильное применение норм материального права или процессуального права. Не может быть отменено правильное по существу решение суда по одним лишь формальным соображениям.
8.9 порядок обжалования и опротестования определений суда первой инстанции. Не вступившие в законную силу решения могут быть обжалованы и опротестованы в кассационном порядке. Кассационные жалобы и протесты приносятся через суд, вынесший решение. Подача жалобы или протеста непосредственно в кассационную инстанцию не является препятствием для рассмотрения жалобы или протеста. Кассационная жалоба или протест могут быть поданы в течении 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме. Верховный суд автономной республики, краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного должны рассмотреть поступившее по кассационной жалобе или протесту дело не позднее 10 дней со дня его поступления (при особой сложности дела срок можно продлить еще на 10 дней, но не более). Верховный Суд РСФСР должен рассмотреть поступившее по кассационной жалобе или протесту дело не позднее 1 месяца со дня его поступления (могут продлить еще не более чем на 1 месяц). В кассационном производстве дело проходит следующие стадии: начало разбирательства дела (председательствующий открывает судебное заседание и объявляет дело, которое подлежит рассмотрению); объявление состава суда и разъяснение права отвода; разъяснение лицам, участвующим в деле, их прав и обязанностей; доклад дела (докладчик излагает обстоятельства дела, содержание решения суда 1 инстанции, доводы кассационной жалобы или протеста и поступивших на них объяснений, содержание представленных в суд письменных материалов, сообщает данные, которые необходимо рассмотреть суду для проверки правильности решения); после суд заслушивает объяснения лиц явившихся на судебное заседание, участвующих в деле, и представителей; прокурор дает заключение о законности и обоснованности решения после объяснений лиц, участвующих в деле; после этого суд удаляется в совещательную комнату для вынесения определения.
основание к опротестованию и пересмотру. Согласно закону (ст 330 ГПК) основаниями для принесения протеста и отмены в порядке надзора постановлений суда являются их необоснованность либо существенные нарушения норм материального или процессуального права . протест в порядке надзора не может быть принесен на судебное решение или определение, не вступившее в законную силу. Недопустимо также одновременное рассмотрение дела в кассационном и надзорном порядках.
9.1 пересмотр судебных решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу. Решения, определения и постановления, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам. Основаниями для пересмотра решений, определений и постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам являются: 1.существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю; 2.установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетелей, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, подложность документов либо вещественных доказательств, повлекшие за собой постановление незаконного или необоснованного решения; 3. установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия сторон, других лиц, участвующих в деле, либо их представителей или преступные деяния судей, совершенные при рассмотрении данного дела; 4.отмена решения, приговора, определения суда либо постановления иного органа, послужившего основанием к вынесению данного решения, определения или постановления. Суд рассмотрев заявление о пересмотре решения, определения или постановления по вновь открывшимся обстоятельствам, либо удовлетворяет заявление и отменяет решение, определение или постановление, либо отказывает в пересмотре. Определение суда об удовлетворении заявления о пересмотре решения, определения или постановления по вновь открывшимся обстоятельствам обжалованию не подлежит.
3.3 приостановление процессуальных сроков. Течение всех неистекших процессуальных сроков приостанавливается с приостановлением производства по делу. Приостановление сроков начинается со времени возникновения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства. Со дня возобновления производства течение процессуальных сроков продолжается.
9.2 сущность и значение стадии пересмотра судебных решений в порядке надзора. Сущность пересмотра дел в порядке надзора заключается в том, что уполномоченные на то суды проверяют законность и обоснованность вступивших в законную силу судебных постановлений на основании и по протестам управомоченных на то законом должностных лиц. Стороны и третьи лица не обладают правом на возбуждение деятельности суда по пересмотру судебных постановлений в порядке надзора. Эти особенности института пересмотра дел в порядке надзора характеризует его как исключительную стадию гражданского процесса. На данной стадии процесса обеспечивается дополнительная проверка законности и обоснованности судебных постановлений и возможность исправления допущенных судебных ошибок. Кроме того, важнейшая задача института пересмотра в порядке надзора - направление судебной практики нижестоящих судов, обеспечение ее единообразия.
3.4 продление процессуальных сроков. Назначенные судом сроки могут быть продлены судом.
суды, рассматривающие дела по протестам в порядке надзора. 1.Президиум Верховного суда автономной республики, краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа рассматривает дела по протестам на кассационные определения этих судов, на вступившие в законную силу решения и определения районных (городских) народных судов. 2. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСФСР рассматривает дела по протестам на вступившие в законную силу решения и определения, вынесенные всеми судами республики, если решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РСФСР, а также дела по протестам и постановлениям президиумов Верховных судов автономных республик, краевых, областных, городских судов, судов автономных областей и судов автономных округов. 3.Президиум Верховного Суда РСФСР рассматривает дела по протестам на решения и определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РСФСР, не может участвовать в рассмотрении данного дела в составе президиума суда. Если в рассмотрении данного дела в суде первой или кассационной инстанции принимало участие большинство членов президиума Верховного Суда автономной республики, краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа, а протест принесен председателем этого суда или прокурором автономной республики, края, области, города, автономной области, автономного округа, лицо, принесшее протест, направляет дело соответственно Председателю Верховного Суда РСФСР или Прокурору РСФСР для обсуждения вопроса о принесении протеста в порядке надзора в Верховный Суд РСФСР.
3.5 восстановление процессуальных сроков. Лицам, пропустившим установленный законом срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. Заявление о восстановлении пропущенного срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, и рассматривается в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте заседания, однако их неявка не является препятствием для разрешения поставленного перед судом вопроса. Одновременно с подачей заявления о восстановлении срока должно быть совершено процессуальное действие (подана жалоба, представлены документы и т.п.), в отношении которого пропущен срок. На определение суда об отказе в восстановлении пропущенного процессуального срока может быть подана частная жалоба или принесен протест.
международное право как особая система юридических норм. Международное право - это система юридических принципов и норм, которые создаются государством и другими субъектами международного права, направленных на поддержание мира, безопасности и сотрудничества и обеспечиваются в случае необходимости принуждением, осуществляемым его субъектами индивидуально или коллективно. Особенности международной системы - а) наличие суверенных государств, б) отсутствие наднационального властного органа, в) отсутствие наднациональных судебных и исполнительных органов.
возникновение и становление международного права. Вторая половина XVI века: в Голландии был ученый, который фактически распространил в своей книге принципы международного договора (это был Ван Грот или по другому Гуго Гроций). Гроций разделил право на естественное и волеустанавленное, институты феодального общества он считал противоречащими воле разума (т.е. естественному праву) - считается основателем международного права нового времени, основанного на договоре и согласии. Середина XIX века - момент зарождения международного права. Общая предпосылка его возникновения - не воля государств, а условия материальной жизни человечества в их историческом развитии, взаимоотношения человека с окружающим миром, общественное разделение труда, возникновение государства и т.д.
сущность международного права. Международное право, как особая правовая система, состоящая из принципов и норм, регулирующих отношения между его субъектами. Выполняет функции: а) координирующую - государства устанавливают общеприемлемые стандарты поведения в различных областях взаимоотношений; б) регулирующую - государства принимают твердо установленные правила, без которых невозможно их совместное существование и общение; в) обеспечительную - содержит определенные нормы, которые побуждают государства следовать определенным правилам поведения; г) охранительную - механизмы , защищающие законные права и интересы государств.
взаимодействие международного и внутригосударственного права. В законах многих государств устанавливается правило, согласно которому в случае расхождений между положениями закона и международными обязательствами преимущественную силу имеют международные обязательства. На нормообразование в международном праве влияют национальные правовые системы, которые находят отражение и учитываются во внешней политике и дипломатии государства. В свою очередь, международное право влияет на национальное законодательство. Государства осуществляют трансформацию международно-правовых норм в национальные законы и правила, чтобы обеспечить их фактическую реализацию на внутригосударственном уровне.
международное публичное и международное частное право. И то и другое в широком смысле регулируют международные отношения. Международное частное право как совокупность норм, регулирующих гражданско-правовые отношения (между физическими и юридическими лицами различных государств, на уровне международных неправительственных организаций), имеющие международный характер, не должно противоречить общепризнанным принципам международного публичного права.
нормообразование в международном праве. Особенность нормообразования состоит в том, что в этом процессе участвуют сами субъекты путем добровольного волеизъявления. Нормообразование происходит через заключение международных договоров и через формирование обычаев. Большое значение приобрели резолюции и решения международных организаций, в первую очередь ООН и ее специализированных учреждений. В этих актах нередко фиксируются уже сложившиеся обычно-правовые нормы, а также поощряются определенные действия субъектов международных отношений, что ведет к возникновению новых норм и обычаев.
система международного права. - это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов, норм международного права (договорных и обычно-правовых), решений международных организаций, рекомендательных резолюций международных организаций, решений международных судебных органов, а также институтов международного права.
основные отрасли и институты. Под международно-правовым институтом понимается группа правовых норм, которая регулирует однородные международные отношения, тесно связанные между собой общим объектом таких отношений (например, институт международной ответственности за правонарушения, международного признания, правопереемства в отношении договоров). Правовые нормы и институты объединяются в отрасли международного права объектом отрасли является весь комплекс однородных международных отношений (например право международных договоров, право международных организаций, международное морское право, дипломатическое право, международное атомное право, космическое право).
источники международного права и процесс создания норм. Ст.38 Статуса Международного Суда ООН - источники - а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами; б) международный обычай. Источники 1)формальные- это те нормы, в которых находят свое выражение нормы права; 2)материальные- это материальные условия жизни общества. Норма международного права - правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного. Единственным способом создания международно-правовых норм является соглашение субъектов международного права. Международно-правовые нормы создаются самими субъектами международного права. Только субъекты международного права придают тем или иным правилам своего поведения качество юридической обязанности.
классификация норм международного права. Норма международного права - правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного. По действию в отношении круга участников международно-правовых отношений нормы подразделяются на универсальные и партикулярные (действующие среди ограниченного числа участников). По способу (методу) правового регулирования на диспозитивные (субъекты могут сами, в зависимости от обстоятельств, определять взаимные права и обязанности в конкретных правоотношениях) и императивные (эти нормы устанавливают четкие, конкретные пределы определенного поведения).
основные принципы международного права. - это основополагающие, универсальные и общепризнанные правила поведения субъектов международного права. Принципы (изложенные в уставе ООН)- 1. Суверенное равенство государств. 2. Неприменения силы и угрозы силой. 3. Нерушимости государственных границ. 4. Мирного разрешения международных споров. 5. Невмешательства во внутренние дела. 6. Всеобщего уважения прав человека. 7. Самоопределения народов и наций. 8. Сотрудничество государств. 9. Добросовестного выполнения международных обязательств. 10. Принцип разоружения. 11. Международно-правовой ответственности.
закрепление и развитие основных принципов международного права отражающих поведение государств в следующих документах : Устав ООН (1945 г.), Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970 г.), Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.). Принцип суверенного равенства государств - наиболее широко раскрыт в Декларации 1970 г. демократизация международных отношений с неизбежностью приводит к ограничению применения силы и угрозы силой. Впервые эта объективная закономерность была закреплена в качестве принципа в Уставе ООН. В Заключительном акте СБСЕ прямо указывается, что государства- участники будут "воздерживаться от всех проявлений силы с целью принуждения другого государства-участника", "воздерживаться от любого акта экономического принуждения". Устав ООН предусматривает лишь два случая правомерного применения силы: в целях самообороны (ст.51) и по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, или нарушения мира или акта агрессии (ст.39 и 42).принцип нерушимости границ был сформулирован в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года. государства-участники СБСЕ тем самым выразили свое признание или подтверждение существующих границ европейских государств. Принцип территориальной целостности государств этот принцип утвердился с принятием Устава ООН, где запрещена угроза силой или ее применения против территориальной целостности и политической независимости любого государства. В Декларации о принципах международного права 1970 г. при раскрытии содержания формулировки п.4 ст.2 Устава ООН были отражены многие элементы принципа территориальной целостности, хотя сам этот принцип отдельно не упоминался. Следующим этапом в развитии данного принципа явился Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., который содержит отдельную и наиболее полную формулировку принципа территориальной целостности государств. Принцип мирного разрешения международных споров. Согласно п.3 ст.2 Устава ООН, "все Члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость". Принцип невмешательства во внутренние дела зафиксирован в п.7 ст.2 Устава ООН и конкретизирован в авторитетных международных документах: Декларации о принципах международного сотрудничества 1970 г., Заключительном акте СБСЕ, Декларации ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета 1965 г. и др. Принцип всеобщего уважения прав человека становление принципа связано непосредственно с принятием Устава ООН, но здесь обязательства государств изложены в самой общей форме. С наибольшей полнотой это сделано во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и двух пактах принятых в 1966 г. Принцип самоопределения народов и наций. В качестве обязательной нормы получил свое развитие после принятия Устава ООН. В Декларации о принципах международного права 1970 г. подчеркивается, что установление любого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение. Принцип сотрудничества. Был зафиксирован в уставах многих международных организаций, в международных договорах, многочисленных резолюциях и декларациях. Идея международного сотрудничества является основным положением в системе норм, содержащихся в Уставе ООН. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств. - возник в форме международно-правового обычая pacta sunt servanda на ранних стадиях развития государственности, а в настоящее время находи отражение во многочисленных двусторонних и многосторонних международных соглашениях. В качестве общепризнанной нормы этот принцип закреплен в Уставе ООН. Сфера действия этого принципа заметно расширилась в последние годы, что получило отражение в формулировках Декларации о принципах международного права 1970 г. и в Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ 1975 г.
субъекты международного права: государства как основные субъекты международно-правовых отношений, международные организации - субъекты вторичного порядка. Субъект - это носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами международного права либо предписаниями международно-правовых актов. Государство представляет собой сочетание трех элементов: определенной территории, населения, на ней проживающего, и власти. Различают простые (унитарные) и сложные - по территориально-организационной структуре. Международные учреждения включают как классические межправительственные организации так и межгосударственные механизмы и органы, члены которых действуют в личном качестве. Вторичные субъекты международного права создаются первичными. Международное учреждение приобретает правосубъектность в соответствии с учредительным договором.
другие субъекты международного права. Международная правосубъектность наций и народов - лишь нация или народ, борющиеся за свое освобождение и создавшие определенные властные структуры, объединенные единым центром, способные выступать от имени нации или народа в межгосударственных отношениях, могут претендовать на статус субъекта международного права. Государственно-подобные образования - к ним в первую очередь относятся так называемые "вольные города" и определенные районы (в прошлом - Вольный город Данциг, Свободная территория Триест). Определенную специфику имеет вопрос о международной правосубъектности Мальтийского ордена, который в 1889г. был признан суверенным образованием. Местоприбывание - Рим. Его официальная цель - благотворительность. Он имеет дипломатические отношения со многими государствам. Ни своей территории, ни населения у ордена нет. Его суверенитет и международная правосубъектность - правовая фикция.
понятие о суверенитетах государств. Государственный суверенитет - это верховенство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность в международных делах. Абсолютного государственного суверенитета нет, поскольку государства взаимозависимы. Государства как носители суверенитета равны юридически. Соответственно каждое государство обладает в международном общении одинаковой степенью юридической самостоятельности и независимости. Суверенитет государства возникает и исчезает вместе с возникновением и исчезновением самого государства.
территория. В широком смысле слова под территорией в международном праве понимаются различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушными пространствами, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела. По основным видам правового режима вся территория подразделяется на: 1- государственная территория; 2- территория с международным режимом; 3- территория со смешанным режимом;
состав и юридическая природа государственной территории. В состав государственной территории входят суша (вся суша в пределах границ) и воды (внутренние воды и территориальное море) с находящимися под ними недрами (без каких либо ограничений по глубине) и лежащее над сушей и водами воздушное пространство, пределы которых определяются государственной границей. Согласно современному международному праву, никто не вправе насильственно лишать государство принадлежащей ему территории и соответственно природных ресурсов. Государственная территория не может использоваться иностранными государствами, их юридическими и физическими лицами без согласия территориального суверена. В пределах своей территории государство осуществляет верховенство. Высшие органы государственной власти и управления, выступающие в международных отношениях от имени своего государства, имеют полномочия на распоряжение территорией в международных отношениях.
государственные границы. Государственные границы определяют пределы государственной территории. Государственной границей считаются линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость. Различают водные, сухопутные и воздушные границы государственной территории. Сухопутные границы устанавливаются на основе договоров между сопредельными государствами. Водные границы подразделяются на речные, озерные, морские и границы других водоемов. Границы на реках устанавливаются по соглашению между прибрежными государствами. Морскими границами государства являются внешние пределы его территориального моря или линия разграничения территориальных морей смежных или противолежащих государств. Воздушными границами государственной территории являются боковые и высотные пределы его воздушного пространства. Сопредельные государства устанавливают определенный режим взаимной границы для обеспечения ее неприкосновенности.
изменение границ и территориальные споры. Современное международное право дает для изменения границ несколько оснований: 1- осуществление народами и нациями права на самоопределение, при котором происходит разделение и восстановление государств или народов, естественным следствием чего является установление новых государственных границ или ликвидация старых. 2- это обмен небольшими участками территории между сопредельными государствами. Территориальный спор образуется из-за различных позиций сторон (разногласий) относительно существования или действия норм права, договорных или обычных, определяющих юридическую принадлежность того или иного участка территории. Территориальные споры, как и все международные споры вообще, должны разрешаться согласно принципу мирного разрешения споров.
население. Под населением чаще всего понимают совокупность индивидов, проживающих в данный момент на территории того или иного государства. Население любого государства состоит из следующих категорий: граждан данного государства, иностранцев и лиц без гражданства. Существуют и промежуточные категории, например лица имеющие двойное гражданство.
международно-правовая регламентация положения населения. Имеется ряд международно-правовых норм, договорных и обычных, прямо или косвенно относящихся к населению, в частности по вопросам гражданства, выдачи преступников, прав человека, режима иностранцев.
международно-правовые вопросы гражданства. Гражданство - это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Гражданство регулируется в принципе внутренним законодательство государства. Приобретение гражданства: 1- в общем порядке: а) в результате рождения; б) в результате натурализации (приема в гражданство); 2- в исключительном порядке: а) групповое предоставление гражданства, или коллективная натурализация. б) оптация или выбор гражданства. в) реинтеграция или восстановление в гражданстве. Что касается утраты гражданства, то можно выделить три ее формы: автоматическую утрату гражданства; выход из гражданства; лишение гражданства. двойное гражданство - это наличие у лица гражданства двух или более государств. Безгражданство (лица без гражданства - апатриды) - это отсутствие у лица гражданства какого-либо гражданства (оно может быть абсолютным или относительным).
режим иностранцев. Иностранец - это лицо, находящееся на территории любого государства, не являющееся гражданином этого государства и имеющее гражданство другого государства. Режим иностранцев (правовое положение иностранцев) обычно определяют как совокупность прав и обязанностей иностранцев на территории данного государства. Существуют три вида режима иностранцев: а) национальный режим - означает уравнивание иностранцев в той или иной области с собственными гражданами государства пребывания. б) режим наибольшего благоприятствования - предоставление иностранцам в какой-либо области таких прав и (или ) установление для них в какой-либо области таких обязанностей, какие предусмотрены для граждан любого третьего государства, находящихся на территории данного государства в наиболее выгодном в правовом плане. в) специальный режим - предоставление иностранцам в какой-либо области определенных прав и (или) установление для них определенных обязанностей, отличающихся от тех, которые предусмотрены в данной области для собственных граждан соответствующего государства, упрощенный порядок перехода государственной границы жителям приграничных районов. Наиболее важные аспекты влияния международного права на режим иностранцев проявляются в тех случаях, когда это касается: 1- политических прав иностранцев. 2- военной службы иностранцев. 3- регулирования въезда и выезда иностранцев. 4- установления пределов уголовной юрисдикции государств в отношении иностранцев. 5- дипломатической защиты.
правовое положение беженцев. Беженцы - это лица, покинувшие страну, в которой они постоянно проживали, в результате преследований , военных действий или иных чрезвычайных обстоятельств. Конвенция и Устав УВКБ (Управление Верховного комиссара по делам беженцев) включают в понятие "беженцы" лиц, которые в силу вполне обоснованных опасений могут стать жертвами преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой правительства этой страны или не желают пользоваться такой защитой. Принадлежность к категории политических беженцев может рассматриваться как основание для того, чтобы претендовать на получение политического убежища. Перемещенные лица - это лица насильственно вывезенные в ходе второй моровой войны гитлеровцами и их пособниками с оккупированных ими территорий. В Конвенции о статусе беженцев 1961 г. термин "перемещенные лица" не встречается.
права человека и международные права. Нормы международного права, регулирующие сотрудничество по гуманитарным вопросам, образуют отрасль международного права, обычно называемую международным гуманитарным правом и включающую в себя право прав человека, применяемое и во время вооруженных конфликтов. Иногда под этим термином обозначают лишь категорию норм международного права, имеющих целью гуманизацию вооруженных конфликтов.
понятие прав человека. - это права, существенные для характеристики правовог7о положения лица в любом современном обществе. Порядок реализации права в той или иной степени регламентируется. Свободу иногда рассматривают как область человеческого поведения, в которую государство обязуется не вмешиваться. Этот термин (права человека) появился в международной политической лексике после американской войны за независимость и Великой французской революции.
концепция межгосударственного сотрудничества в области прав человека. Во-первых, все права человека неотделимы, одинаково важны, составляют единый комплекс. Недопустимо противопоставление одного какого-либо права или свободы другим. Признание неделимости прав человека не исключает их определенной градации, приоритетов. Во-вторых, принцип уважения прав человека как один из основных принципов современного международного права не противостоит другим его принципам, а гармонично с ними сочетается. В-третьих, из суверенитета государства вытекает, что вся сфера его взаимоотношений с собственным населением - вопрос внутренний, регулируемый на национальном уровне. В процессе такого регулирования должны учитываться международные обязательства, прежде всего принцип уважения прав человека. В-четвертых, область межгосударственного сотрудничества по гуманитарным вопросам (прежде всего по вопросам прав человека) должна быть деидеологизирована и деполитизирована. Особое значение для развития концепции межгосударственного сотрудничества в области прав человека имеют Венская декларация и Программа действий, принятые Всемирной конференцией по правам человека 25 июня 1993 г.
международные стандарты в области прав человека и их отражение в международных документах. Международно-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принцип уважения прав человека, часто называют международными стандартами в области прав человека. Стандарты могут быть универсальными, то есть признанными во всем мире, и региональными (вытекающие из традиций уровня развития какой-либо группы стран, могут идти дальше универсальных, быть более широкими, конкретными - например, стандарты, принятые в рамках общеевропейского процесса). В некоторых случаях допускаются те или иные ограничения прав и свобод, о которых- идет речь в отдельных стандартах (в ряде положений Международного пакта о гражданских и политических правах). Устав ООН, не конкретизируя понятие прав человека, тем не менее содержит несколько принципов в которых говорится о недопустимости отступления от стандартов (о равноправии наций, равноправии мужчин и женщин, достоинстве и ценности человеческой личности, надопустимости дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии). С учетом прежде всего этих положений разрабатывались и разрабатываются соответствующие международные документы. Основная работа такого рода велась и ведется в рамках ООН и ее специализированных учреждений, прежде всего МОТ, ЮНЕСКО. Часть упомянутых документов - резолюции международных организаций - имеет рекомендательный характер. Другая часть документов - международные договоры, которые имеют обязывающий характер для участников.
международные процедуры и механизмы защиты прав человека. - можно разделить на консенсуальные (основанные на общем согласии участников) и неконсенсуальные (создаются резолюциями международных организации, которые не предполагают единогласия) международные процедуры по методам и источникам сбора информации можно разделить на: а) рассмотрение докладов государств о выполнении ими своих обязательств в этой области, б) рассмотрение претензий государств друг к другу по поводу нарушения таких обязательств, в) рассмотрение жалоб отдельных лиц, групп или неправительственных организаций на нарушение их прав, г) изучение ситуаций, связанных с предполагаемыми или установленными нарушениями прав человека. Международные контрольные механизмы в области прав человека могут быть коллективными органами и единоличными. Механизмы - определенные организационные структуры (комитеты, специальные докладчики и др.); Процедуры - порядок и методы изучения соответствующей информации и реагирования на результаты такого изучения.
международное право и международная безопасность. Роль международного права в осуществлении всеобъемлющего подхода к безопасности можно свести к двум задачам: а) обеспечение эффективного функционирования того механизма поддержания мира, которым международное право уже располагает, б) выработка новых международно-правовых норм. Ядро современного права международной безопасности составляют прежде всего такие основные принципы международного права, как принцип неприменения силы, принцип мирного разрешения споров, принцип разоружения задача состоит в том, чтобы сделать названные принципы более действенным средством обеспечения мира и предотвращения войны, повысить их эффективность.
понятие права международной безопасности. Коллективная безопасность - означает систему совместных мероприятий государств всего мира или определенного географического района, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии.
вооруженные конфликты и международное право. Независимо от своего социального характера и целей (межгосударственные, гражданские войны), законности (оборонительные, национально-освободительные, военные санкции на основе Устава ООН) или незаконности (агрессивные войны, вооруженная агрессия) все они характеризуются применением вооруженных средств борьбы, в ходе которой воюющие, а также не участвующие в военном конфликте стороны должны соблюдать существующие на этот случай специальные нормы международного права. Действующие нормы международного права, регламентирующие ведение войны, распространяются как на международные вооруженные конфликты, так и в определенном объеме на вооруженные конфликты немеждународного характера.
правовые последствия начала войны. Наступление состояния войны влечет за собой ряд международно-правовых последствий независимо от фактического начала военных действий: прекращение всех мирных отношений между воюющими государствами, в том числе дипломатических, консульских, торговых и иных; договоры между воюющими государствами прекращаются или приостанавливаются, начинают действовать договоры, специально рассчитанные на случай возникновения войны - Гаагские и Женевские конвенции и др. Война разворачивается на определенной территории - эта территория становится театром войны, однако из театра войны могут быть исключены часть государственной территории и территории нейтральных государств.
международное воздушное право. - совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами по поводу использования воздушного пространства и организации международных воздушных сообщений.
предмет регулирования. Первая группа норм регулирует международные передвижения:режим воздушного пространства и международные полеты. Вторая - коммерческую деятельность воздушного транспорта - международные сообщения.
правила полетов в международном воздушном пространстве. Согласно Женевской конвенции об открытом море 1958 г. , принцип свободы открытого моря наряду с другими свободами содержит и свободу полетов над ними. Это означает, что воздушные суда всех государств, как прибрежных, так и неприбрежных, вправе свободно летать в воздушном пространстве над открытым морем. При полете над открытым морем воздушное судно должно иметь национальные знаки отличия и регистрационный номер не более чем одного государства.
международные организации гражданской авиации - (ИКАО) - была создана в 1944 году на Чикагской конференции по вопросам гражданской авиации. В настоящее время это крупнейшая международная организация в области гражданской авиации, насчитывающая в своем составе более 150 государств. Главная (общая) цель ИКАО, согласно Чикагской конвенции 1944 года, заключается в обеспечении безопасности и упорядоченного развития международной гражданской авиации. Место нахождения - г. Монреаль (Канада). Помимо ИКАО, являюшейся универсальной организацией, имеется ряд региональных международных организаций и органов, действующих в сфере гражданской авиации.
международное космическое право. - отрасль международного права, регулирующая отношения между его субъектами в связи с их деятельностью по исследованию и использованию космического пространства, включая небесные тела.
предмет регулирования, объекты и субъекты. Международное космическое право распространяется не только на деятельность государств в самом космическом пространстве, включая небесные тела, но и на их деятельность на Земле и в воздушном пространстве Земли в связи с изучением и освоением космоса.
международно-правовая охрана окружающей среды. Международное право окружающей среды - МПОС - представляет собой систему принципов и норм, регулирующих отношения между его субъектами по поводу охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на благо нынешнего и будущих поколений людей. В настоящее время на первый план вышли 2 главных направления правового регулирования: во-первых, предотвращение и ограничение вредных воздействий на окружающую среду и, во-вторых, обеспечение рационального (экологически целесообразного, или устойчивого) использования природных ресурсов.
ож
международно-правовые органы защиты в сфере охраны окружающей среды. Центральное место здесь занимает ООН и связанные с ней учреждения и органы (Генеральной Ассамблеи, Экономического и Социального Совета, а также региональных экономических комиссий, ЮНИДО, ПРООН). Также наиболее заметны ЮНЕСКО, ИМО, ВОЗ, ФАО, МАГАТЭ, каждая из которых занимаются теми экологическими проблемами, которые в наибольшей степени соответствуют ее предметной компетенции. Наиболее авторитетной из неправительственных организаций является основанный в 1948 году Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП).
международное морское право. - это отрасль современного международного права, которая представляет собой совокупность принципов и норм, устанавливающих правовой статус и режим морских пространств и регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с их деятельностью в Мировом океане.