Реферат: Правовое положение коммерческих банков

Министерство общего и профессионального образования РФ

Самарская Государственная Экономическая Академия

Кафедра гражданского и трудового права.


Курсовая работа


по гражданскому праву:


"Правовое положение коммерческих банков".


Самара

1998


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ. 5

1.1. Сущность коммерческого банка. 5

1.2. Порядок создания и регистрации коммерческих банков. 6

1.3. Банковские операции и сделки. 9

1.4. Ресурсы коммерческого банка. 11

1.5. Организационная структура коммерческого банка. 13

1.6. Ликвидация коммерческих банков. 14

1.7. Ответственность коммерческих банков. 16

ГЛАВА 2. БАНКОВСКИЕ ГАРАНТИИ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ. 17

2.1. Механизм гарантийных операций. 19

2.2. Типы гарантий, применяемых в банковской практике. 20

2.3. Структура банковских гарантий. 21

ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ. 25

3.1. Централизованное управление деятельностью коммерческих банков. 25

3.2. Обязательные экономические нормативы для коммерческих банков. 26

3.3. Надзор и аудиторский контроль за деятельностью коммерческих банков. 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33


ВВЕДЕНИЕ

Основой успешного проведения всех экономических реформ является хорошо функционирующее устойчивое денежное обращение. Именно оно позволяет реализовывать связи между всеми участниками и составными частями хозяйственного организма. Коммерческие банки же — центры, где в основном начинается и завершается деловое партнерство. От четкой, грамотной деятельности коммерческих банков зависит в решающей мере здоровье экономики. Без развитой сети банков, действующих именно на коммерческой основе, стремление к созданию реального и эффективного рыночного механизма остается лишь благим пожеланием.

Формирование рыночных отношений в экономике России оказывает кардинальное воздействие на развитие коммерческих банков, изменяет сложившуюся систему банков в стране, способствует созданию новых банковских учреждений. Переход к рынку уже сегодня способствует расширению спроса на банковские услуги, как со стороны населения, так и со стороны юридических лиц. Появление значительного числа имущественно обособленных хозяйствующих субъектов - акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, малых предприятий, кооперативов и других - создает дополнительный спрос на услуги коммерческих банков, включая привлечение временно свободных денежных средств предприятий на депозитные счета, кредитование клиентов, расчетно-кассовое обслуживание.

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе теоретического анализа и обобщения материалов практики, с использованием соответствующих нормативных актов исследовать проблему, связанную с определением правового положения коммерческих банков на территории России. Для достижения намеченной цели были поставлены следующие конкретные задачи:

  • охарактеризовать коммерческий банк как субъект хозяйственной деятельности;

  • сравнить коммерческий банк и предприятие, найти общее между ними и различия;

  • определить место коммерческих банков в банковской системе;

  • проанализировать практику создания и ликвидации коммерческих банков - определить содержание банковских операций, выделить их особенности;

  • рассмотреть вопросы взаимодействия Центрального банка России и коммерческих банков;


Практическая значимость данной работы определяется ее направленностью на решение вопросов связанных с правовым статусом коммерческих банков. Данная работа поможет предпринимателям разобраться в специфике банка как хозяйствующего субъекта, порядке создания и ликвидации коммерческого банка, формах и методах банковского обслуживания, особенностях взаимоотношений Центрального банка России с коммерческими банками.


ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ.

Вопрос о том, что такое банк, не является таким простым, как это кажется на первый взгляд. В обиходе банки - это хранилища денег. Вместе с тем данное житейское толкование банка не только не раскрывает его сути, но и скрывает его подлинное назначение.

Банк как предприятие. Как и любое предприятие, банк является самостоятельным хозяйствующим субъектом, обладает правами юридического лица, производит и реализует продукт, оказывает услуги, действует на принципах хозрасчета. Мало чем отличаются и задачи банка как предприятия - он решает вопросы, связанные с удовлетворением общественных потребностей в своем продукте и услугах, реализацией на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов, как членов его коллектива, так и интересов собственника имущества банка. Банк может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности (если они не противоречат законам, вытекают из устава банка).

По Закону РФ "О банках и банковской деятельности в РФ" банк это коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому в соответствии с настоящим Законом и на основании лицензии (разрешения), выдаваемой Центральным банком РФ (в дальнейшем по тексту - Банк России) предоставлено право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц и от своего имени размещать их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции.

В основе деятельности банка лежит идея его функционирования как специфического предприятия. Банки могут быть при этом самыми разнообразными.

Типы банков. По характеру выполняемых операций банки могут быть эмиссионными и коммерческими. В первом случае это означает, что продуктом банка является эмиссионное регулирование; подобная операция, как правило, возложена на центральные банки. Ими могут быть государственные (национальные, народные) банки, а также другие крупные банки, выполняющие по распоряжению законодательной власти операции по выпуску и изъятию денег из обращения. Обычно эмиссионные банки не занимаются кредитованием народного хозяйства и населения.

По срокам выдаваемых кредитов могут быть банки, предоставляющие преимущественно долгосрочные и краткосрочные ссуды. Задача таких банков — обеспечить на возвратной основе потребности заемщиков в дополнительных ресурсах, в которых они нуждаются в ходе своей коммерческой деятельности.


1.2. Порядок создания и регистрации коммерческих банков.

Банки образуются на основе любой формы собственности, предусмотренной законодательством России. Большинство коммерческих банков представляют собой по организационно-правовой форме товарищество с ограниченной ответственностью или акционерное общество. Однако порядок создания коммерческого банка, как части единой банковской системы России, имеет ряд особенностей.

Во-первых, коммерческий банк считается созданным и приобретает права юридического лица после регистрации его устава в Центральном банке России. Юридическим документом на совершение круга банковских операций является лицензия, выдаваемая Центральным банком России.

Во-вторых, число учредителей коммерческого банка не может менее трех.

В-третьих, нельзя использовать для формирования уставного капитала банка средства органов власти всех уровней и их исполнительных органов, политических организаций и специализированных общественных фондов. Не могут быть участниками банка предприятия и организации, имеющие неликвидный баланс или объявленные несостоятельными (банкротами) или неплатежеспособными.

В-четвертых, уставный капитал банка формируется за счет собственных (а не привлеченных) средств участников. В частности, не допускается формирование уставного капитала банка за счет банковских кредитов.

В-пятых, доля любого из участников в уставном капитале не должна превышать 35 процентов.

Для создания и дальнейшей деятельности коммерческого банка разрабатывается его устав. Этот процесс начинается после подписания учредителями коммерческого банка договора о порядке осуществления ими совместной деятельности по созданию банка.

Учредительный договор подписывают учредители - юридические и физические лица, выступившие инициаторами создания коммерческого банка. В учредительном договоре определяются:

  • характер банка (паевой, акционерный) и т.д.;

  • предполагаемый размер уставного капитала и доля учредителей в уставном капитале. (Доля учредителей не должна быть менее 25% величины уставного капитала в течение первых двух лет после его создания);

  • ответственность сторон за выполнение принятых по этому договору обязательств;

  • стороны, рассматривающие споры, вытекающие из этого договора (арбитраж, третейский суд и т.д.), а также другие вопросы, существенные с точки зрения лиц его подписавши.

В том случае, когда взносы учредителей покрывают лишь часть уставного капитала, в учредительном договоре обговариваются условия, на которых предполагается привлекать акционеров (пайщиков) банка. В этом случае учредительный договор дополняется подписными листами, на основе которых акционеры или пайщики сообщают о своем решении участвовать в учреждении коммерческого банка. Подписные листы служат основанием для перечисления акционерами (пайщиками) банка установленного в учредительном договоре взноса средств на временный расчетный счет учредителей.

После регистрации банка остаток средств с этого счета перечисляется в уставный капитал коммерческого банка. Основанием для этого служит открытие банку корреспондентского счета в Центральном банке РФ. В случае отказа в выдаче лицензии и регистрации банка, остаток средств со временного расчетного счета возвращается участникам банка по их заявлению.

Для регистрации коммерческого банка учредители представляют в Главное управление Центрального банка по месту своего нахождения, но не позднее чем через 3 месяца после проведения учредительного собрания, следующие документы:

  1. Ходатайство о регистрации устава и выдаче лицензии на совершение банковских операций за подписью председателя Совета банка.

  2. Устав банка, утвержденный собранием акционеров (пайщиков), за подписью Председателя Совета Банка или уполномоченного на это собранием или Советом банка лица.

  3. Учредительный договор и подписные листы участников, подписанные участниками банка и заверенные их печатями. (Подписи физических лиц, а также организаций, временно не располагающих печатями удостоверяются нотариально).

  4. Протокол учредительного собрания, содержащий решения о создании банка, учреждении устава, избрании Совета банка, ревизионной комиссии и исполнительного органа (совета директоров, правления) банка..

  5. Список пайщиков или акционеров банка с указанием их:

-полных наименований и ведомственной принадлежности;

-почтовых адресов и телефонов;

-платежных реквизитов;

-размеров вносимых паев, а также доли в предполагаемом уставном капитале, подписанный Председателем Совета банка. (Отдельно выделяются сведения по учредителям). На долю учредителей должно приходиться не менее 25% паевого взноса в уставном капитале банка).

  1. Заключение аудиторской организации о финансовом положении участников банка (контрольно-ревизионной службы Министерства финансов, Центрального банка, вышестоящих организаций, или независимых от проверяющих организаций служб, которые уполномочены осуществлять проверки финансово-хозяйственной деятельности).

  2. Декларации о доходах (для физических лиц - участников банка).

  3. Экономическое обоснование создания банка, включая расчетный баланс банка на конец его первого года работы и расчет плана доходов, расходов и прибыли банка на первый год его деятельности.

  4. Справка о фактической задолженности по ссудам и остаткам средств на расчетных, депозитных и других счетах юридических и физических лиц, принимаемых на обслуживание банком с указанием банка, в котором они обслуживались ранее.

  5. Копия платежного документа, подтверждающего внесение в бюджет платы за регистрацию банка.

  6. Данные о руководителях банка (председателе, директоре), главном бухгалтере, их заместителях, заверенные подписью председателя Совета банка.

Центральный банк РФ рассматривает ходатайство банков о вы даче им лицензий на проведение банковских операций и регистрации их Уставов в срок, не превышающий трех месяцев с момента получения всех предусмотренных для этого документов.

Сообщение о регистрации публикуется Центральным банком РФ в печати. В случае отказа в регистрации учредители извещаются об этом письменно. (Мотивированный отказ направляется учредителям в течение недели после принятия данного решения).

Центральный банк РФ может отказать в выдаче лицензии на проведение банковских операций и регистрации Устава коммерческого банка по следующим основаниям:

-несоответствие учредительного договора и устава действующему в РФ законодательству (в частности, речь может идти о включении в состав участников банка юридических или физических лиц, которым запрещено формировать уставный капитал банка; превышении квоты в 35% одним из участников и т.д.);

-неудовлетворительное финансовое положение учредителей, угрожающее интересам вкладчиков и кредиторов банка. (Об этом в частности может свидетельствовать отсутствие участников банка необходимых средств для оплаты в установленный срок уставного капитала; несоответствие кандидатур руководителей исполнительного органа коммерческого банка требованиям к их профессиональной подготовленности).

Центральный банк РФ регистрирует уставы коммерческих банков и ведет реестр (общереспубликанскую Книгу регистрации) банков, получивших лицензии. При этом записи в реестр производятся одновременно с выдачей лицензии. Однако для обеспечения ликвидности кредитных учреждений, на срок до оплаты учредителями 50% уставного капитала, коммерческий банк получает временную лицензию, дающую право на открытие корреспондентского счета и аккумуляцию взносов акционеров (пайщиков) банка для формирования уставного капитала. (Временная лицензия действует в течение года с момента ее выдачи).

После представления Главному управлению по работе с коммерческими банками подтверждения об оплате 50% объявленного уставного капитала коммерческому банку взамен временной выдается лицензия, позволяющая осуществлять операции, предусмотренные его уставом. В течение года после регистрации должны быть оплачены все 100% объявленного уставного капитала. В противном случае регистрация банка признается недействительной, а временная лицензия отзывается.

Контроль за выполнением этого требования возлагается на Главные управления Центрального банка РФ по месту нахождения коммерческих банков.

Нотариально заверенная копия зарегистрированного устава коммерческого банка в десятидневный срок после регистрации подлежит представлению этим банком в соответствующий финансовый орган по месту нахождения для организации налогообложения.

В месячный срок с момента регистрации устава коммерческий банк обязан пройти регистрацию в Главном вычислительном центре (ГВЦ) Центрального банка РФ для включения его в классификатор предприятий и организаций (КПО), для чего заполняется карта регистрации коммерческого банка.


1.3. Банковские операции и сделки.

Банки могут производить следующие банковские операции и сделки:

а) привлекать вклады (депозиты) и предоставлять кредиты по соглашению с заемщиками;

б) осуществлять расчеты по поручению клиентов и банков-корреспондентов и их кассовое обслуживание;

в) открывать и вести счета клиентов и банков-корреспондентов, в том числе иностранных;

г) финансировать капитальные вложения по поручению владельцев или распорядителей инвестируемых средств, а также за счет собственных средств банка;

д) выпускать, покупать, продавать и хранить платежные документы и ценные бумаги (чеки, аккредитивы, векселя, акции, облигации и другие документы), осуществлять иные операции с ними;

е) выдавать поручительства, гарантии и иные обязательства за третьих лиц, предусматривающие исполнение в денежной форме;

ж) приобретать права требования по поставке товаров и оказанию услуг, принимать риски исполнения таких требований и инкассировать эти требования (форфейтинг), а также выполнять эти операции с дополнительным контролем за движением товаров (факторинг);

з) покупать у российских и иностранных юридических и физических лиц и продавать им наличную иностранную валюту и валюту, находящуюся на счетах и во вкладах;

и) покупать и продавать в РФ и за ее пределами драгоценные металлы, камни, а также изделия из них;

к) принимать и размещать драгоценные металлы, камни во вклады, осуществлять иные операции с этими ценностями в соответствии с международной банковской практикой;

л) привлекать и размещать средства и управлять ценными бумагами по поручению клиентов (доверительные (трастовые) операции);

м) оказывать брокерские консультационные услуги, осуществлять лизинговые операции;

н) производить другие операции и сделки по разрешению банка России, выдаваемую в пределах его компетенции.


Все вышеперечисленные операции могут производиться как в рублях, так и в иностранной валюте при наличии соответствующей лицензии. Банкам запрещается осуществлять операции по производству и торговле материальными ценностями, а также по страхованию всех видов, за исключением страхования валютных и кредитных рисков.

Многие коммерческие банки в современных условиях предлагают своим клиентам до 300 разнообразных видов услуг, в основу классификации которых могут быть положены различные критерии.

Операции коммерческих банков можно разделить следующим образом:

- операции по привлечению средств (пассивные операции);

- операции по размещению средств (активные операции);

- комиссионно-посреднические и доверительные (трастовые операции).

Каждая из этих групп проводимых банком операций предполагает определенную степень вовлечения в них клиентов. Так, значительная часть привлеченных средств коммерческого банка формируется при непосредственном участии клиента, вносящего сумму денег в банк в виде депозита до востребования, а также срочного, сберегательного или другого вклада. Степень участия самого клиента при пассивных операциях невелика, хотя роль его денежных средств, размещенных в коммерческом банке, как правило, значительна для последнего.

Важная роль услугам клиентам коммерческие банки отводят при проведении своих активных операций, среди которых помимо кредитных выделяются операции с ценными бумагами, проводимые банками как в рамках самостоятельной политики, так и по поручению, за счет и в пользу клиента.

Практически 100%-ное участие клиента предполагает следующая группа банковских операций - доверительных и комиссионно-посреднических, проводимых по поручению клиентов и на комиссионных началах. Все эти операции отвечают схеме "клиент-банк-клиент" и тождественны понятию банковских услуг.

1.4. Ресурсы коммерческого банка.

Ресурсы коммерческого банка — это его собственный капитал и фонды, а также средства, привлеченные банком в результате проведения пассивных, а также активно-пассивных операций и используемые для активных операций банка.

Собственные средства банка складываются в основном из уставного, резервного, страхового и других фондов, образуемых из прибыли. Положение о порядке образования и использования фондов утверждается советом банка. В уставе банка оговаривается сроки и порядок формирования уставного капитала, а если банк организовывается в форме акционерного общества, то виды и категории выпускаемых акций, механизм их оплаты.

Уставный фонд служит основным обеспечением обязательств банка и формируется из взносов предприятий, объединений, организаций и граждан, которые могут быть оплачены путем:

-перечисления денежных средств (в российских рублях или

иностранной валюте);

-взноса в натуральной форме (зданий, сооружений, оборудования, других материально-технических ценностей, ценных бумаг, прав пользования землей, водой и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями и оборудованием, а также в виде иных имущественных

прав, включая право на интеллектуальную собственность).


В случае взноса в натуральной форме по требованию акционеров (пайщиков) или одного из них стоимость вносимого имущества может оцениваться независимой аудиторской организацией. Отчет аудиторской организации по оценке стоимости взносов в натуральной форме предоставляется в распоряжение всех акционеров (пайщиков) банка до проведения учредительной конференции или общего собрания акционеров (пайщиков). Окончательное решение по стоимостной оценке взносов в натуральной форме принимается общим собранием. При отсутствии согласия всех акционеров (пайщиков) в отношении стоимостной оценки взносов в натуральной форме взнос считается несостоявшимся.

Если имущество передается акционером (пайщиком) в пользование банка, то размер его взноса и соответственно доля в уставном фонде определяются исходя из арендной платы за пользование этим имуществом, рассчитанной за весь период нахождения имущества в пользовании банка.

Уставный фонд банка может быть увеличен путем привлечения новых акционеров (пайщиков); приобретения дополнительных акций или паев учредителями; реинвестирования дивидендов. Увеличение или уменьшение размеров уставного фонда производится решением общего собрания (совета) банка. Изменения уставного фонда регистрируются Центральным банком России.

Информация о изменениях в уставном капитале (в случае его увеличения) регистрируются в деле коммерческого банка, хранящемся в Главном (региональном) управлении Центрального банка РФ. С этой целью коммерческие банки представляют в региональные Главные управления по месту своего корреспондентского счета следующие документы:

-копию протокола собрания участников коммерческого банка, подтверждающую изменение уставного капитала банка;

-декларацию о доходах с отметкой налоговой инспекции;

-аудиторские заключения на участников банка (в указанных ниже случаях);

-подписные листы новых участников банка;

-список пайщиков (акционеров) коммерческого банка по установленной форме.

В банке формируются также и иные фонды: материального поощрения, специального назначения, производственного и социального развития.

Наряду с фондами другим немаловажным компонентом собственных средств банка выступают доходы, формирующиеся при осуществлении банковских операций за счет следующих поступлений:

- процентов по ссудам;

- процентов по корреспондентским и срочным счетам в других банках;

- доходов от принадлежащих банку ценных бумаг;

- выручки от валютных и финансовых операций;

- комиссионных вознаграждений за исполнение поручений клиентов;

- выполнение агентских и консультационных услуг;

- страховых премий и т.д.

Среди привлеченных ресурсов появляются новые виды: ссуды, полученные от Центрального банка России и других кредитных учреждений; средства других банков, хранящиеся на корреспондентских и межбанковских депозитных счетах; средства полученные от выпуска облигаций; товарно-материальные ценности, приобретенные банками и предназначенные для осуществления лизинговых операций. Вместе с тем сохраняются и традиционные виды ресурсов: средства предприятий и организаций, привлеченные на банковские счета; средства населения во вкладах; бюджетные средства, которые представлены средствами местных бюджетов; средства, привлеченные от общественных и партийных организаций, фондов, органов и учреждений страхования, кредитных товариществ и кредитных кооперативов, ломбардов, касс взаимопомощи.

Структура банковских ресурсов отдельных коммерческих банков зависит от степени их специализации или, наоборот, универсализации, особенностей их деятельности, состояния рынка ссудных ресурсов. Так, универсальные коммерческие банки, осуществляющие преимущественно операции по краткосрочному кредитованию, в качестве основного вида привлеченных ресурсов используют краткосрочные депозиты, а инвестиционные банки -покупку ценных бумаг, специальные целевые фонды государства и акционерных компаний и предприятий, предназначенные для капитальных вложений, долгосрочные займы, полученные от других кредитных и финансовых институтов.

1.5. Организационная структура коммерческого банка.

Организационная структура банка определяется двумя основными моментами - структурой управления банком и структурой его функциональных подразделений и служб.

Главное назначение органов управления — обеспечить эффективное руководство коммерческой деятельностью банка с целью реализации его основных функций.

Определение структуры управления банком предусматривает выделение органов управления, утверждение их полномочий, ответственности и взаимосвязи при осуществлении основных банковских операций. Общие подходы к структуре управления банком определяются банковским законодательством. Вместе с тем многие вопросы структуры управления коммерческий банк вправе решать самостоятельно.

На структуру управления банком решающее влияние оказывают правовая форма мобилизации собственного капитала (акционерная, паевая и т.д.) и организационное построение банка (степень развития его сети и его самостоятельность). Так, при акционерной форме образования собственного капитала для получения права полного контроля и управления банком необходимо иметь определенную сумму акций, достаточную для владения контрольным пакетом.

Независимо от формы организации собственного капитала банка право управления банком должны иметь его учредители. Такое право реализуется путем непосредственного участия в органах управления банком.

Основным (высшим) органом управления коммерческого банка является общее собрание акционеров (пайщиков) банка. Общее собрание акционеров (пайщиков) банка решает стратегические задачи деятельности банка, а именно:

- принимает решение об основании банка;

- утверждает акты, документы деловой политики банка;

- принимает устав банка;

- рассматривает и утверждает отчет о работе банка;

- рассматривает и утверждает результаты деятельности банка и принимает решения об использовании полученной прибыли или о покрытии убытков;

- принимает решения в части формирования фондов банка;

- выбирает членов исполнительных и контрольных органов в банке.

Общее собрание акционеров (пайщиков) банка реализует свои функции и задачи непосредственно через исполнительные, а также контрольные органы, которые целиком подотчетны ему.

В период между Общими собраниями пайщиков высшим органом управления банком является Совет. Советом банка руководит Председатель Совета, избираемый членами Совета.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью банка ежегодно осуществляется Ревизионной комиссией, избираемой Общим собранием. В состав Ревизионной комиссии не могут быть избраны члены Совета, члены Правления банка, а также другие лица, занимающие какие-либо штатные должности в банке.

Внеочередные проверки осуществляются Ревизионной комиссией по поручению Общего собрания, по собственной инициативе Ревизионной комиссии или по требованию (акционеров) пайщиков.

Ревизионная комиссия проверяет соблюдение банком законодательных и других нормативных актов, регулирующих его деятельность, состояние внутреннего учета и контроля, кредитные, расчетные, валютные и другие операции, проведенные банком в течение года (полной проверкой или выборочно), состояние кассы и имущества.

Ревизионная комиссия представляет Общему собранию результаты проверок и рекомендации по устранению недостатков.

Организационная структура банка включает функциональные подразделения и службы банка, каждая из которых имеет определенные права и обязанности. Выбор оптимальной организационной структуры банка - важное условие эффективности организации труда в банке в целом, его успешной коммерческой деятельности. Основным критерием организационного построения банка является экономическое содержание и объем выполняемых банком операций.

Организационную структуру банка формируют подразделения (управления) и службы. Управления банка сформированы с учетом классификации банковских операций по их функциональному назначению. Так, операции банка по мобилизации и концентрации средств выполняются управлением депозитных операций, учетно-ссудные операции - кредитным управлением и т.д. Большое внимание коммерческий банк должен уделять вопросам организации хозрасчета в банке, рентабельности и ликвидности. Для этого формируются структурные подразделения, которые занимаются вопросами текущей деятельности банка, оказывают организующее воздействие на работу банка в целом.

В организационной структуре банка реализуются как оперативные, так и штабные функции. К первым относятся функции, непосредственно связанные с выполнением поставленных перед банком задач, - это такие виды деятельности, как кредитование, инвестирование, доверительные операции, осуществление международных расчетов, а также прием и обслуживание вкладов. Функции штабного персонала заключаются в консультировании исполнителей и включают бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности, прием на работу и повышение квалификации служащих, маркетинг, контроль, методическую работу, планирование строительства и ремонт.


1.6. Ликвидация коммерческих банков.

Ликвидация коммерческого банка осуществляется в порядке, предусмотренном действующим на территории Российской Федерации законодательством и нормативными актами об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью с учетом следующих особенностей.

Решение об отзыве лицензии (ликвидации) коммерческого банка Центральный банк РФ сообщает в печати. Кроме этого соответствующее региональное управление Центрального банка РФ в письменной форме доводит его до Совета ликвидируемого коммерческого банка. В этом же письме сообщается о том, что в установленные сроки участникам банка предлагается сформировать ликвидационную комиссию с участием в ее составе представителя Центрального банка РФ.

В том случае, если по истечении указанного в письме срока ликвидационная комиссия не создана, Центральный банк создает ликвидационную комиссию своим решением. При этом затраты, связанные с ее деятельностью (включая заработную плату ее членов), относятся на операционные расходы ликвидируемого коммерческого банка.

С момента принятия решения об отзыве лицензии Главное управление Центрального банка РФ по месту нахождения ликвидируемого коммерческого банка направляет в данный банк своего представителя, который до начала работы ликвидационной комиссии устанавливает оперативный контроль за соответствием проводимых банком операций действующему законодательству, нормативным документам Центрального банка РФ, сохранностью имущества банка, соблюдением интересов кредитора и кладчиков, ограничением операций лишь расчетами за товары (работы), а в период работы ликвидационной комиссии входит в ее состав и осуществляет наблюдение за ее деятельностью.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами банка.

Все претензии к банку должны быть предъявлены в предусмотренный при создании ликвидационной комиссии срок. Как правило, этот срок не может быть менее одного месяца. Ликвидационная комиссия помещает в печати публикацию о предстоящей ликвидации банка и о сроке заявления кредиторами претензий.

Имеющиеся у банка денежные средства, включая выручку от распродажи его имущества при ликвидации, после расчетов по оплате труда работников банка и выполнения обязательств перед гражданами-вкладчиками, банками, держателями акций, выпущенных банком, бюджетом и другими кредиторами, распределяется ликвидационной комиссией между пайщиками банка в порядке и на условиях, предусмотренных уставом банка.

По окончании работы ликвидационной комиссии счет закрывается. Банк считается прекратившим свою деятельность с момента завершения работы ликвидационной комиссии, о чем делается соответствующая запись в книге регистрации банков и государственном реестре акционерных обществ на основании заключения ликвидационной комиссии.


1.7. Ответственность коммерческих банков.

Строгое соблюдение правил расчетных операций всеми участниками расчетных отношений является важным средством, обеспечивающим укрепление договорной и платежной дисциплины. Законодательство установило специальные санкции за нарушение правил совершения расчетных операций. Эти санкции принимаются в форме денежных штрафов, которые должны уплачивать банки в случаях нарушения ими указанных правил.

Случаи применения штрафов и их размеры определены законодательством. Имущественная ответственность коммерческих банков в расчетных правоотношениях определяется:

а) нормативными актами и

б) договорами между банком и клиентом.

К нормативным актам следует отнести законодательные акты, а также правила, издаваемые Центральным банком России.

Центральный банк РФ может отозвать лицензию на введение банковских операций или ввести ограничения на проведение банком операций в следующих случаях:

- обнаружения недостоверных сведений, на основании которых выдана лицензия и осуществлена регистрация банка;

- представлении недостоверных или вводящих в заблуждение балансовых данных, статистической отчетности и других сведений, или непредставления требуемых данных;

- задержки начала деятельности банка более чем на один год с даты регистрации устава;

- осуществлении банком операций, выходящих за пределы предоставленной ему лицензии;

- признании банка неплатежеспособным (банкротом).


ГЛАВА 2. БАНКОВСКИЕ ГАРАНТИИ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ.

Одним из важнейших направлений деятельности банков является выдача банковских гарантий (гарантийные операции банков). Высокий уровень абстрактности, однотипность и массовость таких операций создают объективные предпосылки для унификации их правового регулирования. И хотя внутреннее законодательство различных государств содержит нормы, регулирующие данный вид деятельности, наряду с этим применяются обычно-правовые нормы международного характера, сложившиеся в межбанковской практике, которые получили одобрение международных деловых кругов в лице Международной торговой палаты (в дальнейшем — МТП) и используются в международных коммерческих операциях. В силу наличия как национально-правового, так и международно-правового регулирования деятельности банков по выдаче гарантий можно говорить о комплексном характере такого регулирования и, следовательно, об отнесении соответствующих норм к области международного частного права. В гарантийных операциях, обслуживающих международный коммерческий оборот, участвуют банки различных государств, тем самым создаются предпосылки для применения не только внутригосударственных норм, но и норм международного характера, т.е. международного частного права.

По юридической природе гарантия является одним из средств обеспечения исполнения обязательств. При недостаточности средств у должника поручитель несет ответственность по его обязательствам перед кредитором, если законодательством или договором не предусмотрена солидарная ответственность поручителя и должника. К поручителю, исполнившему обязательство, переходят все права кредитора по этому обязательству. Таким образом, по общему правилу российского законодательства ответственность гаранта носит субсидиарный характер по отношению к ответственности должника.

Международная коммерческая практика идет по несколько иному пути в отношении банковских гарантий. Гарант не только несет наряду с должником солидарную ответственность, но и обязан по первому требованию кредитора выплатить гарантийную сумму. Широкое распространение в международной коммерческой практике банковских гарантий по первому требованию обусловило разработку и принятие Международной торговой палатой в 1992 г. новых правил в отношении гарантийных операций банков (Унифицированные правила МТП для банковских гарантий по первому требованию, публикация МТП N 458). Ранее одобренные Унифицированные правила по договорным гарантиям 1978 г. (публикация МТП N 325) не нашли широкого применения в международном коммерческом обороте именно в силу того, что в сферу

их действия не включились гарантии, предусматривающие выплату гарантийных сумм по первому требованию кредитора.

Рассмотрим международную практику выдачи банковских гарантий. По существу банковская гарантия представляет собой соглашение, в соответствии с которым банк-гарант берет на себя обязательство выплатить определенную денежную сумму бенефициару (кредитору по основному контракту), если должник по основному контракту не выполнит своих обязательств. Таким образом, банковская гарантия представляет собой договор между двумя лицами — банком-гарантом и кредитором, однако сам договор носит односторонний характер, так как обязанность уплатить гарантийную сумму лежит исключительно на стороне гаранта. Саму гарантию как соглашение следует отличать от гарантийной операции, т.е. от операции по выдаче банковской гарантии. В такой операции участвуют как минимум три лица, а в случае непрямой гарантии - четыре. Представим схему выдачи банковской гарантии (схема 1).


Схема выдачи банковской гарантии


1. Прямая банковская гарантия


Собственно гарантия


БАНК-ГАРАНТ


Инструкция о

выдаче гарантии


БЕНЕФИЦИАР ПРИНЦИПАЛ


Основной контракт


2. Непрямая банковская гарантия


БАНК-ГАРАНТ БАНК-ЭМИТЕНТ


Инструкция о выдаче

гарантии, направленная

банку-корреспонденту


Собственно Инструкция

гарантия о выдаче гарантии


БЕНЕФИЦИАР ПРИНЦИПАЛ


Основной контракт,

включающий

условие о гарантии


2.1. Механизм гарантийных операций.

Механизм осуществления гарантийной операции имеет различия в зависимости от того, какая предоставляется гарантия - прямая или непрямая. О прямой гарантии можно вести речь тогда, когда банк-эмитент, получивший от своего клиента (принципала) инструкцию о выдаче гарантии, непосредственно исполняет ее и выдает гарантию в пользу бенефициара (контрагента своего клиента по основному контракту). В основной контракт (например, договор международной купли-продажи) принципал (экспортер) и бенефициар (импортер) включают условие о предоставлении гарантии исполнения обязательств. На основании этого условия принципал дает обслуживающему его банку указание о выдаче гарантии в пользу бенефициара. Содержание гарантии в общих чертах предварительно согласовывается между бенефициаром и принципалом. В соответствии с полученными инструкциями банк-эмитент выдает в пользу первого гарантию. Хотя по внешнему виду она напоминает одностороннюю сделку, еще раз

подчеркнем, что по юридической природе гарантия представляет собой соглашение, т.е. носит двусторонний характер. Банк-эмитент направляет текст гарантии бенефициару, и если по истечении указанного срока от него не поступит возражений, считается, что соглашение достигнуто. Несмотря на то, что банк принимает обязательство выплатить гарантийную сумму от своего собственного имени, он делает это за счет клиента. Пользуясь специальной терминологией, можно сказать, что банк лишь акцептует риск кредитора, в то время как юридически его обеспечение лежит на принципале.

Существенная характеристика гарантии состоит в том, что обязательство гаранта уплатить определенную денежную сумму не зависит от содержания и фактического исполнения основного контракта. Особенно четко это проявляется, когда речь идет о непрямой гарантии. Если при прямой гарантии банк-эмитент одновременно является и исполняющим банком (банком-гарантом), то в гарантийную операцию по предоставлению непрямой гарантии включается еще один субъект - банк-корреспондент банка-эмитента, который и выступает в качестве исполняющего банка. В этом случае гарантия представляет собой соглашение между бенефициаром и исполняющим банком, который получил инструкцию о выдаче гарантии от своего корреспондента и будет осуществлять операцию за его счет.


2.2. Типы гарантий, применяемых в банковской практике.

1. Гарантия исполнения контракта - банк-гарант берет обязательство перед бенефициаром (импортером, заказчиком) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта со стороны принципала (экспортера, подрядчика) выплатить гарантийную сумму. Цель данной гарантии - компенсация ущерба, понесенного бенефициаром в результате неисполнения контракта принципалом. Этот тип гарантий является наиболее распространенным по строительным и торговым контрактам.

2. Тендерная гарантия (гарантия по участию в торгах - тендере) - банк-гарант берет обязательство перед бенефициаром выплатить гарантийную сумму в случае, если принципал, выиграв тендер, в дальнейшем откажется от заключения контракта. Цель - компенсация расходов бенефициара на проведение нового тендера. Данная гарантия применяется по строительным контрактам, контрактам на проведение геологоразведочных и изыскательских работ.

3. Гарантия по возврату платежей - банк-гарант берет обязательство перед бенефициаром выплатить гарантийную сумму, если принципал не выполнит своих контрактных обязательств и бенефициар расторгнет контракт. В этом случае банковская гарантия компенсирует авансированную бенефициаром и не возвращенную принципалом сумму.

4. Гарантия надлежащего технического обслуживания - банк-гарант берет обязательство перед бенефициаром выплатить гарантийную сумму, если принципал не осуществит надлежащим образом техническое обслуживание смонтированного им оборудования в обусловленный сторонами период времени. Данный тип гарантий широко используется в контрактах на строительство крупных объектов, введение которых в эксплуатацию возможно лишь по истечении длительного периода строительных, монтажных и пусконаладочных работ. Он дает возможность застраховать апробацию таких объектов в период гарантийного срока, позволяющую обеспечить их нормальную эксплуатацию в дальнейшем.

5. "Резервный аккредитив" - банк-гарант берет обязательство перед бенефициаром выплатить гарантийную сумму в случае неисполнения принципалом своих контрактных обязательств при представлении определенных документов, не являющихся товарораспорядительными. "Резервные аккредитивы" подчинены Унифицированным правилам и обычаям МТП для документарных аккредитивов в редакции 1983 г. Однако, если в соответствии с документарным аккредитивом выплаты производятся в результате надлежащего исполнения обязательство, то по "резервному аккредитиву" банк-гарант осуществляет платеж при неисполнении принципалом своих обязательств, несмотря на представление определенных документов: арбитражного решения о компенсации ущерба, понесенного бенефициаром; судебного решения о банкротстве принципала; заключения двусторонней комиссии о неисполнении контракта и т.д. Отличие "резервного аккредитива" от гарантии исполнения контракта заключается в том, что выплаты по нему осуществляются только при наличии перечисленных документов, в то время как доя гарантии исполнения контракта достаточно лишь одного требования бенефициара.


2.3. Структура банковских гарантий.

В банковской практике широко распространены и играют роль обычая правила выдачи банковских гарантий. На их основе применяются типовые модели и стандартные формы различных видов банковских гарантий. Однако, используя ту или иную стандартную форму в конкретном случае, следует всегда учитывать императивные нормы законодательства, действующего в месте выдачи гарантии и применимого в качестве материально-правового регулирования соответствующих правоотношений. Например, по законодательству Нидерландов, если бенефициаром гарантии выступает компания, находящаяся в собственности государства, то банковская гарантия должна соответствовать типовому образцу, составленному уполномоченными государственными органами, в том числе Центральным банком. Окончательный текст гарантии обязательно должен представлять собой результат согласования намерений банка-гаранта и бенефициара. Текст составляется ясным и четким языком, содержит не двусмысленные положения, соответствующие гарантийным условиям основного контракта и применимому праву.

Характер положений, записанных в гарантии, зависит от усмотрения сторон, однако любая банковская гарантия должна включать следующее:

1. ссылку на основной контракт, в соответствии с которым она выдается;

2. срок действия;

3. гарантийную сумму и валюту, в которой она выплачивается;

4. средство и место осуществления платежа;

5. применимое право;

6. порядок разрешения споров;

7. механизм платежа по гарантии.


Механизм выплаты гарантийной суммы составляет сердцевину любой гарантии. Именно он позволяет объединить различные виды гарантий в две большие группы:

1. условные гарантии;

2. гарантии по первому требованию.


Срок действия гарантии. По общему правилу гарантия вступает в силу с момента ее выдачи, однако в ней может быть предусмотрен и более поздний срок. Требование об уплате гарантийной суммы должно быть заявлено гаранту в период действия гарантии, поэтому весьма важно точно определить его окончание. В соответствии со ст.4 Унифицированных правил 1978 г. срок действия тендерной гарантии составляет 6 месяцев со дня даты ее выдачи; для гарантии исполнения он равен 6 месяцам от предусмотренной в контракте даты поставки или завершения работ либо 1 месяцу после истечения эксплуатационного периода; для гарантии возврата платежей - 6 месяцев от предусмотренной в контракте даты поставки или завершения работ. Исполнение гарантии, безусловно, прекращает ее действие. В соответствии с Унифицированными правилами 1992 г. окончание срока действия гарантии обусловливается, как правило, календарной датой таким образом, что он немного превышает срок действия основного контракта (ст.22). независимо от положений о сроке действия гарантии она прекращает свое существование в результате представления письменного заявления бенефициара об освобождении гаранта от ответственности (ст.23). В силу объективно сложившихся обстоятельств может встать вопрос о продлении срока действия гарантии. В случае непрямой гарантии необходимым условием такого продления является согласие банка-гаранта или банка-эмитента. Если бенефициар требует продления срока действия гарантии в качестве альтернативы предъявлению платежного требования, гарант должен немедленно информировать об этом принципала, отложив выплату гарантийной суммы до достижения соглашения между бенефициаром и принципалом. Если же соглашение о продлении срока действия гарантии не было достигнуто, а бенефициар настаивает на своем требовании, то гарант обязан произвести выплату гарантийной суммы. В этом и заключается опасность гарантий по первому требованию. Недобросовестный контрагент-бенефициар может использовать свое право требования выплаты гарантийной суммы доя давления на принципала. Поскольку банк-гарант обязан платить в силу акцессорного характера его обязательства, принципал в этом случае окажется в затруднительном положении. Такой вариант возможного развития событий следует учитывать при выборе деловых партнеров.

Порядок разрешения споров, связанных с реализацией гарантии, может быть включен в текст гарантии в качестве отдельного самостоятельного условия. Унифицированные правила 1992 г. предусматривают, что любой спор между гарантом и бенефициаром или между банком-эмитентом и банком-гарантом (в случае контр гарантии) будет рассматриваться в суде той страны, где находится центр деловой активности гаранта или эмитента (ст.28). Если же гарант или эмитент имеют несколько таких центров, то спор подлежит разбирательству в компетентном суде той страны, где находится филиал, выдавший гарантию или контр гарантию (в случае непрямой гарантии). Данная коллизионная норма так же, как и норма о применимом праве, носит диспозитивный характер. Это значит, что стороны могут отступить от нее по взаимному согласию. Норма о юрисдикции в Унифицированных правилах 1992 г. отличается от содержащейся в Правилах 1978 г. В соответствии с последними любой спор, возникающий в связи с

гарантией, может быть передан в арбитраж по соглашению между гарантом и бенефициаром. Если же такое соглашение не было достигнуто, то спор будет разрешаться исключительно компетентным судом в стране местонахождения гаранта (ст.11).

Унифицированные правила МТП содержат большей частью материально-правовые нормы, непосредственно регулирующие правоотношения сторон по гарантийному обязательству. Коллизионно-правовые нормы сформулированы применительно к выбору применимого права и юрисдикционным вопросам. Как уже упоминалось, нормы Унифицированных правил сложились в международной банковской и коммерческой практике и в настоящее время носят обычно-правовой характер. Но характеристика их природы была бы неполной без упоминания об их диспозитивности, которая выражается в следующем. Несмотря на подчинение данной конкретной гарантии Унифицированным правилам МТП (а это обязательно должно быть зафиксировано в самом тексте гарантии), стороны по взаимному согласию могут отступить от их содержания. Возникает вопрос: если стороны выбрали применимое право и зафиксировали его в тексте гарантии, то каково соотношение норм Унифицированных правил и норм избранного сторонами права? Это, пожалуй, наиболее сложный юридический вопрос. Представляется, что императивные нормы национального законодательства будут превалировать над диспозитивными нормами обычно-правового характера. Это значит, что содержание гарантии не должно противоречить императивным нормам национального права, избранного сторонами. А также права страны, чью государственную принадлежность имеют стороны в гарантийном обязательстве. В случае, если материальных норм международного характера (Унифицированные правила) недостаточно для разрешения каких-либо вопросов, применяются диспозитивные материальные нормы соответствующего национального права.

Гарантийное обязательство, участниками которого являются, помимо иностранных, и российские юридические и физические лица, должно отвечать императивным нормам российского законодательства. Поскольку гарантия представляет собой соглашение между бенефициаром и банком-гарантом, к ней применимы нормы о форме внешнеэкономических сделок, закрепленные в Основах гражданского законодательства 1991 г. (ст.165). Банковская гарантия должна быть выдана обязательно в письменной форме и подписана уполномоченными должностными лицами банка-гаранта. Если речь идет о непрямой гарантии, то и сама гарантия, и контр гарантия банка-эмитента должны быть представлены в письменной форме.


ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ.

Одной из важнейших задач Центрального банка России в условиях двухуровневой банковской системы является организация процессов управления операциями банков на макроэкономическом уровне, координация деятельности банков и прочих кредитно-финансовых институтов в масштабах всего народного хозяйства, поддержания стабильности функционирования банковской и денежной системы страны. Центральным банком выбираются цели и приоритеты банковской деятельности, разрабатываются соответствующие стратегия и тактика денежно-кредитной политики, которые конкретизируются в выборе определенных методов, инструментов и средств достижения поставленных целей.

Регулирующая деятельность Центрального банка России основана на анализе динамики макроэкономических показателей, в том числе валового национального продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы и т.д.

Достижение поставленных задач по регулированию деятельности коммерческих банков достигается Центральным банком России путем разработки и реализации комплекса мер на макроуровне, а также посредством регулирования операций отдельных банковских учреждений. При этом могут использоваться как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность коммерческих банков.

К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые Центральным банком России в отношении количественных и качественных параметров деятельности коммерческих банков. При использовании административных методов воздействия наиболее широко применяются следующие инструменты:

- квотирование отдельных видов пассивных и активных операций;

- введение потолков (или лимитов) на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов;

- ограничение на открытие филиалов и отделений;

- лимитирование размеров комиссионного вознаграждения, тарифов за оказание различных видов услуг, процентных ставок;

- определение номенклатуры операций, видов обеспечения, а также перечня банков, допущенных к отдельным видам операций (так называемое контингентирование).

К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом и регулирования банковских операций относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяются три основные группы экономических методов управления налоговые, нормативные и корректирующие. Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, в то время как нормативных и корректирующих - Центральным банком России.

К нормативным методам воздействия относятся использование таких инструментов воздействия, как отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также иные виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива; к корректирующим - учетная политика.

В новых условиях основными инструментами реализации установок денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком России, должны является:

- установление минимальных резервных требований;

- определение размеров рефинансирования коммерческих банков (установление учетной ставки и ставки ломбардного - под залог ценных бумаг - кредита);

- официальные операции Центрального банка России по купле-продаже ценных бумаг в банковской системе.


3.2. Обязательные экономические нормативы для коммерческих банков.

Для обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы РФ Центральный банк РФ устанавливает следующие экономические нормативы деятельности коммерческих банков:

- нормативы достаточности капитала коммерческого банка;

- нормативы ликвидности баланса коммерческого банка;

- минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке РФ;

- максимальный размер риска на одного заемщика. При этом Центральный банк применяет нормативы как директивного характера, обязательные для выполнения всеми коммерческими банками, так и оценочные, - используемые для анализа их деятельности и финансового состояния.


Регулирование величины остатка средств, подлежащих резервированию, производится Центральным банком по состоянию на 1 и 16 число каждого месяца путем сверки сумм фактически внесенных средств и подлежащих внесению (исходя из остатков на счетах привлеченных средств, сложившихся в результате проведения операций по этим счетам, и действующих нормативов резервных требований). На указанные даты коммерческий банк составляет расчет размера средств, подлежащих резервированию, и представляет его учреждению Центрального банка вместе с балансом. Учреждение Центрального банка сверяет данные расчета с размером фактически зарезервированных средств по данному банку с учетом действующих норм минимальных резервных требований.

При их соответствии резервные требования считаются выполненными банком. В противном случае учреждение Центрального банка в течение двух рабочих дней, не считая этих дат, производит соответствующий перерасчет с коммерческим банком, возвращая ему сумму излишка либо принимая от него до отчисления на сумму недостатка.

До отчисления производятся коммерческим банком платежным поручением, представляемым вместе с расчетом.

Главное управление Центрального банка по месту нахождения корреспондентского счета коммерческого банка может предоставить ему отсрочку на внесение средств в счет обязательных резервов с правом погашения не до взноса, допущенного на предыдущую дату регулирования при очередном регулировании.

При этом в случае необходимости учреждение Центрального банка может по своему усмотрению произвести сплошную или выборочную проверку правильности составления расчета коммерческого банка и достоверности представленных в нем сведений с использованием любых документов и материалов, имеющихся у коммерческого банка.

При временном недостатке у коммерческого банка ликвидных средств для пополнения резервного счета Центральный банк может предоставить ему краткосрочный кредит. Условия предоставления такого кредита определяются кредитным договором.

В случае нарушения коммерческим банком установленных сроков внесения средств на резервный счет в Центральном банке и нецелесообразности предоставления ему отсрочки и выдачи кредита на эти цели учреждение Центрального банка может применить к нему экономические санкции в виде взыскания штрафа в размере 0,5% от суммы не до взноса за каждый календарный день просрочки в течение первых пяти дней, а затем - в размере 1,0% за каждый последующий день.

При систематическом невыполнении банком своих обязательств по резервированию части привлеченных средств Центральный банк может повысить применяемые к нему нормативы резервных требований.

Центральный банк может разрешать коммерческим банкам полностью или частично покрывать предъявляемые к ним резервные требования различными видами приносящих доход активов. Перечень таких активов, нормы и условия покрытия ими резервных требований устанавливаются Центральным банком.

В случае возникновения у банка внезапной необходимости произвести платежи по своим обязательствам, Центральный банк может предоставить ему на срок часть ликвидных средств за счет зарезервированных сумм. При этом в заключаемом договоре определяются: характер и допустимая частота таких случаев; максимально допустимая доля от суммы на резервном счете, используемая на эти цели; сроки пополнения требуемых остатков на резервном счете; гарантии и санкции.


3.3. Надзор и аудиторский контроль за деятельностью коммерческих банков.

Контроль и надзор в банковской практике представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение регулярного наблюдения и периодических проверок финансово-хозяйственной деятельности и реорганизации работы в банке и его учреждениях.

Контроль и надзор за операциями банков осуществляется в следующих основных формах:

- межгосударственный контроль;

- государственный контроль;

- аудиторский контроль;

- учредительский контроль (для паевых и акционерных банков).


Основными видами государственного контроля за деятельностью банков являются:

- внутриведомственный контроль;

- межведомственный контроль;

- региональный контроль;

- вневедомственный контроль.


Для реализации каждого из видов государственного контроля создаются соответствующие контрольные органы. Так, внутриведомственный контроль за деятельностью банков осуществляется, как правило, двумя центральными ведомствами:

-Центральным банком России, являющимся основным субъектом государственного контроля и надзора в банковской системе;

-Министерством финансов России и его региональными учреждениями.


Среди целей организации государственного контроля и надзора за банковской деятельностью можно выделить:

- проверку соответствия деятельности банковских учреждений действующему законодательству;

- оценку степени риска операций отдельных банков, их группировок, секторов;

- проверку состояния ликвидности баланса, ликвидности активов и ликвидности контролируемого банка;

- контроль и анализ прибыльности банковских операций, структуры доходов и расходов банка;

- проверку фискальной и социальной защиты работников банка.


В банковском законодательстве фиксируются следующие основные моменты организации государственного банковского контроля:

- банковские учреждения и специализированные кредитно-финансовые институты обязываются предоставлять любую необходимую информацию в соответствующий контролирующий орган;

- устанавливаются механизм, порядок и сроки проверки банков;

- определяются основные нормативные методы регулирования, обязательность соблюдения контрольных и желательность оценочных коэффициентов;

- в самом общем виде разрабатываются порядок и периодичность предоставления различных форм отчетности, причем конкретное содержание этих форм не фиксируется.


Комитет по делам банков создается для согласования деятельности и разработки основных направлений и форм регулирования и контроля за деятельностью банков. Может создаваться в качестве самостоятельной организации либо при Правлении Центрального банка России.

Среди наиболее важных направлений деятельности Комитета по делам банков можно выделить:

- определение направлений деловой политики коммерческих банков;

- планирование функционирования банковской системы в целом;

- определение и пересмотр прямых количественных ограничений банковских операций;

- решение вопросов организации новых кредитных учреждений и регулирование процессов развития банковской сети;

- вопросы согласования банковской политики;

- организация и совершенствование системы страхования банковских депозитов;

- организация и совершенствование системы банковского надзора.

Надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляют Главные управления Центральный банк РФ по месту их нахождения, а также Главное управление по работе с коммерческими банками. При этом контролируется соблюдение банками обязательных экономических нормативов, правильность применения банковского законодательства и нормативных актов Центрального банка РФ.

Во исполнение этих функций может быть назначена сплошная или выборочная проверка операций коммерческих банков. В целях обеспечения функций по надзору коммерческие банки обязаны представлять учреждению Центрального банка по месту своего нахождения балансы, планы, отчеты и другие документы, необходимые для определения правильности ведения кредитно-расчетных операций.

Центральный банк РФ может обязать коммерческий банк принять меры, необходимые для достижения устойчивого положения, увеличить долю собственных средств, осуществить изменения структуры активов, а также использовать другие полномочия.

Учет и отчетность в коммерческих банках осуществляется в соответствии с Правилами, установленными Центральным банком РФ. Банки публикуют в печати годовой баланс и отчет о прибылях и убытках после подтверждения ревизионной комиссией или уполномоченной аудиторской службой достоверности представленных в них сведений.

Региональные управления Центрального банка РФ ежеквартально направляют Главному управлению по работе с коммерческими банками информацию о результатах анализа деятельности коммерческих банков, соблюдении ими установленных экономических нормативов, допущенных нарушениях, принятых мерах и запросах, требующих централизованного решения.

Для обеспечения стабильности банковской системы качественного анализа и надзора за ее работой Центральный банк РФ создает информационную базу данных по коммерческим банкам. С этой целью Главное управление по работе с коммерческими банками и Главные управления Центрального банка РФ организуют сбор, хранение и анализ данных балансов коммерческих банков, динамику соблюдения ими экономических нормативов, и другие показатели работы коммерческих банков. Указанная информация носит конфиденциальный характер.

Аудиторский контроль представляет собой форму независимого, нейтрального контроля за деятельностью банков и иных кредитных учреждений. Он осуществляется в двух основных формах:

- внешний аудит;

- внутренний аудит.


Внешний аудит банковской деятельности осуществляется на договорной платной основе специализированными аудиторскими организациями, обладающими соответствующей лицензией Центрального банка России, или физическими лицами - независимыми частными аудиторами, также получившими лицензию. В целях координации и согласования деятельности аудиторских организаций создаются их различные объединения: ассоциации, палаты и т.д.

Руководство банка и его работники обязаны предоставить аудиторам всю необходимую документацию. Кроме того, аудиторы имеют право присутствовать на заседаниях органов управления банка; получать разъяснения и уточнения по любому вопросу проверки у сотрудников банка.

По результатам проверки аудиторы составляют заключение, в котором дается оценка состояния учета, внутреннего контроля и достоверности отчетности проверяемого банка, соблюдения законодательства и правильности отношений с бюджетом, на основании чего аудиторами принимается решение об утверждении или отказе от утверждения годового бухгалтерского отчета проверяемого банка. В случае отказа от подтверждения годовой отчетности банк обязан в месячный срок устранить отмеченные недостатки и представить исправленный отчет на повторное подтверждение.

Основанием для отказа аудиторов от подтверждения достоверности отчетности могут служить:

- выявление серьезных недостатков в работе банка;

- оказание давления на аудиторов;

- отсутствие подтверждающей достоверность отчетности документации.


Внутренний аудит представляет собой форму менеджериального, управленческого контроля, для осуществления которого в банке создается специальное подразделение - отдел внутреннего контроля. Деятельность данного отдела строится по специальной программе конфиденциального характера, утвержденной правлением.

Основными функциями данного подразделения являются:

- контроль за правильностью реализации подразделениями указаний руководства;

- выявление узких мест в деятельности банка и его отдельных служб и подразделений;

- проведение специальных исследований по поручению правления;

- проверка и обеспечение безопасности хранения материальных и финансовых ценностей;

- предоставление информации внешним аудиторам.


По итогам проверок составляется протокол, в котором отмечаются выявленные недостатки и разрабатываются рекомендации по устранению каждого из них. Протокол направляется председателю правления.

Контроль учредителей за деятельностью банка осуществляется в нескольких формах:

- контроль наблюдательного совета за деятельностью правления;

- контроль ревизионной комиссии за деятельностью банка в целом;

- контроль акционеров.


Акционеры имеют право на прямой контроль за деятельностью банка, заключающийся в получении необходимой информации от руководства предприятия о результатах его деятельности за истекший финансовый год перед собранием акционеров (пайщиков); предоставление доступа к необходимым документам.

Руководство банка обязано периодически информировать акционеров (пайщиков) о состоянии дел в банке, в том числе путем рассылки информационных листков.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог выше изложенного можно сделать определенные выводы. Коммерческий банк - это особое явление в хозяйственной жизни, специфическое предприятие. Он выступает в роли и торгового, и посреднического, и кредитного, и экономического, и партнерского предприятия. Современный банк - это универсальное предприятие.

Порядок создания коммерческого банка определяется нормативными актами Центрального банка России. Процесс этот непрост и требует не только желания учредителей создать банк, но и тщательной подготовки всех документов, носящих правовой характер, соблюдения требований Центрального банка, предъявляемых им при регистрации банка.

Правовое регулирование деятельности коммерческих банков находится в становлении, поэтому государству необходимо более активно вести свою деятельность по развитию сети коммерческих банков и разработке нормативных основ для их деятельности.

Для Центрального банка России как регулятора деятельности коммерческих банков принципиальной установкой должен стать приоритет национальных, а не коммерческих целей, которые иногда прослеживаются в его деятельности. Центральный банк России не должен непосредственно участвовать в кредитовании предприятий.

Острейшим вопросом остается совершенствование структуры коммерческих банков. Деятельность банков и их конечные результаты нельзя отрывать от производства, которое катастрофически упало. Некоторые банки допускают серьезные нарушения финансовой дисциплины, усугубляющие инфляционные процессы. За это, а также за отклонение от принципов кредитования материального производства надо отзывать лицензии на совершение банковских операций и переводить такие банки в разряд дочерних банков или филиалов. Здесь важна позиция Центрального банка России.

В целом следует отметить тот факт, что новая банковская система функционирует, и в ней работает не мало преданных своему делу, инициативных и смелых российских банкиров. Большую роль в создании в нашей стране современной банковской системы может и должно сыграть творческое осмысление и использование богатого зарубежного опыта в данной сфере.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бабичева Ю.А. "Банковское дело", Москва "Экономика", 1995 г.

2. "Гражданский кодекс Российской Федерации" - части I и II от 23.12.95 г.

3. Ерпылева Н.Ю. "Банковская гарантия" // Законодательство и экономика. Москва, 1995 г. №5.

4. Закон Российской Федерации "О Центральном банке РФ" от 2.12.91 г.

5. Закон Российской Федерации "О банках и банковской деятельности в РСФСР" от 2.12.91 г.

6. Закон Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25.12.91 г.

7. Инструкция Центрального банка России №1 "О порядке регулирования деятельности коммерческих банков" от 30.04.92 г. (с изменениями от 17 марта, 28 мая, 7 июля и от 30 июля 1993 г.).

8. Лаврушина О.И. "Банковское дело", Банковский и биржевой центр, 1992 г.

9. Методические указания "О создании и деятельности коммерческих банков на территории РСФСР" от 13.03.92 г.

10. Пригожин А.В. "Банки и банковские операции", Издательство "Эхо", 1994 г.

11. Ухтуев Г.А. "Банковское право", Университет Дружбы народов, 1993 г.

12. Черкасов В.Е. "Банковский анализ в коммерческом банке", Москва, 1995 г.