Реферат: Правовые основы иностранного инвестирования в Украине

проф. БРЮХОВЕЦКИЙ И.Н.

ГАЛИНСКИЙ Д.М.


          Для осуществления преобразований  в  экономике  Украины  требуются значительные капитальные вложения. Ситуация осложняется тем, что  проблему  инвестирования хозяйственных комплексов приходится решать в условиях экономического кризиса,  когда “замораживание” средств, при реализации конкретных  проектов очень негативно влияет на эффективность функционирования всей экономической системы.

Потребность в инвестициях для реформирования и перестройки экономики постоянно возрастает  вследствие  необходимости  обновления  действующих  производственных фондов. В  такой  ситуации  при практически полном отсутствии собственных средств, приобретают значение иностранные инвестиции, как дополнительный не инфляционный источник финансирования. Общий объем только первоочередных иностранных инвестиций в нашу экономику составляет более 40 миллиардов долларов США. Однако , инвестиционный процесс в Украине тормозится рядом субъективных и объективных факторов, среди  которых политическая и экономическая нестабильность, частые изменения законодательства , медленные темпы  приватизации,  нерешенность вопросов земельной собственности и т.п. .  Все это требует  от Правительства Украины  проведения  выверенной ,  научно-обоснованной и, в то же время , активной инвестиционной политики, основой которой должно быть в первую очередь создание четкой и стабильной нормативно-правовой базы хозяйственной деятельности как отечественных, так и иностранных инвесторов. Насколько соответствует данное определение украинским условиям, и попытается ответить автор в данной статье.

Государственное управление иностранным инвестированием в Украине. В Украине порядок государственного управления  инвестиционной  деятельностью и иностранным инвестированием,  как ее составной частью,  изложены в Концепции регулирования инвестиционной деятельности в условии рыночной трансформации экономики,  утвержден ной   Постановлением Кабинета Министров Украины  от  1 июня  1995 года N 384 ,  где иностранные инвестиции упоминаются наравне с другими источниками инвестирования,  и в Программе деятельности правительства Украины, утвержденной Верховной Радой Украины 15 октября 1996 года .

Согласно Концепции государственная инвестиционная поддержка будет предоставляться  преимущественно  на развитие  приоритетных направлений в экономике . При этом направлениями приоритетного инвестирования являются развитие топливно-энергетического комплекса и внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий , социальная сфера , расширение и наращивание объемов производства товаров широкого потребления и услуг населению ,  а  также конкурентно-способной продукции,  которая предназначается на экспорт , развитие агропромышленного комплекса , ускорение развития медицинской и микробиологической промышленности ;  преодоление последствий Чернобыльской катастрофы .

Органами государственного управления общей компетенции ,  в функции которых входит управление иностранным инвестированием , в Украине являются Кабинет Министров Украины и  местные государственные администрации .

Президент также принимает активное участие в осуществлении государственного управления иностранным инвестированием в Украине. Так, согласно Указа Президента Украины от 08.08.1995г.  N 719/95   создана Украинская   государственная   кредитно- инвестиционная  компания.С  целью подготовки предложений по обеспечению благоприятных условий для развития экономики Украины, ускорения и интеграции в мировую экономику и привлечения иностранных инвестиций  при   Кабинете Министров Украины  создан  Консультативный совет по вопросам иностранных инвестиций  в Украине  (  Указ  Президента  Украины   от 27.01.1996г. N 90/96 ) .   Указом  Президента Украины от 02.07.1996г. N 493/96 было создано Национальное  агентство Украины  реконструкции и развития ,  в функции которого входит  формирование  и  реализация государственной политики по привлечению и использованию кредитов , грантов , международной технической и гуманитарной помощи , иностранных инвестиций . Указы Президента также регламентируют отдельные вопросы в  сфере налогообложения , таможенного контроля , валютного регулирования, внешнеэкономической деятельности,  которые безусловно  распространяются  и на деятельность  иностранных  инвесторов.

В аппарате Кабинета Министров Украины функции по управлению иностранным  инвестированием  непосредственно выполняет отдел иностранных  инвестиций  и  свободных экономических  зон ,   который организационно  входит  в  состав  Главного  управления  по  вопросам внешнеэкономических связей.

                В полномочия местных государственных администраций входят: разработка  программ социально-экономического развития соответствующих территорий,  внесение предложений по созданию свободных экономических зон, содействие созданию предприятий с иностранными инвестициями , осуществление  управления  инвестиционной  деятельностью ,  в  том числе и при участии иностранных инвесторов, вынесение на рассмотрение соответствующих органов предложений по привлечению иностранных инвестиций  к  экономическому развитию  соответствующих административно-территориальных единиц , обязательная регистрация иностранных  инвестиций, ведение их учета , проведение на местном уровне переговоров с потенциальными стратегическими инвесторами ,  учет части иностранных инвестиций при составлении местных бюджетов  и  т.д.

                Органами  функциональной ( межотраслевой )  компетенции ,  в  функции  которых той  или  иной  мерой  входит управление процессом привлечения и использования иностранных инвестиций , являются : Валютно - кредитный совет при Кабинете Министров Украины , Министерство внешних экономических связей и торговли Украины, Министерство экономики Украины ,  Министерство  финансов Украины , Министерство иностранных дел Украины , Украинская государственная  кре -

дитно-инвестиционная компания, Национальное агенство Украины реконструкции и развития , Фонд государственного имущества Украины, Государственный таможенный комитет Украины  и  Главная налоговая администрация Украины. Они имеют полномочия надведомственного (межотраслевого) характера. Их деятельность заключается не просто в выполнении специальных функций, а и в функциях координирующего содержания.

            Следует отметить ,что, хотя за последние годы система государственного управления иностранным инвестированием в Украине  не раз подвергалась изменениям , но ,  как правило , эти шаги являются недостаточно дальновидными и соответственно, малоэффективными . Так ,  например ,  анализ  заданий  новоиспеченного  Националь-ного агенства Украины реконструкции и развития , которое имеет статус министерства и является правопреемником ликвидированного Агенства координации международной технической  помощи  показывает , что  по  сути  создан   аналогичный   орган  государ-ственной исполнительной власти . Это свидетельствует о том, что в государственном регулировании всех видов внешних поступлений в экономику  Украины (иностранных инвестиций, иностранных кредитов и технической помощи) вновь пришли к тому, что было наработано ранее, в частности -  к объединению функций государственного управления в упомянутых направлениях в рамках одного министерства.

            В разделе II Закона Украины "О режиме иностранного инвестирования" устанавливаются государственные гарантии защиты иностранных инвестиций . Анализируя содержание упомянутого раздела , можно сделать важный  практический  вывод  о том , что субъектом ,  который получает государственные гарантии  по защите  иностранных   инвестиций , является иностранный инвестор ,  а не предприятие  с ино-странными инвестициями .  Эта особенность  является  очень важной  при разрешении вопроса о гарантиях от смены законодательства.  Эти  гарантии обеспечивают обеспе-чивают в случае изменения условий  защиты  иностранных инвестиций применение  к  ним  на протяжении  10 лет специального законодательства об иностранных инвестициях ,  которое действовало  в  момент  регистрации иностранной инвестиции ,  то  есть  речь идет о гарантиях уважения права собственности иностранных инвесторов .  Однако в отношении  налоговых льгот эти гарантии не действуют .

Законодательством Украины предусмотрены следующие государственные гарантии защиты иностранных инвестиций :

1. Гарантии от принудительного изъятия  иностранных инвестиций (за исключением случаев выполнения спасательных работ в случае стихийного бедствия ,  аварий , эпидемий  и чрезвычайных ситуаций) , а также незаконных  действий  государственных органов и их должностных лиц .

2. Гарантии компенсации и возмещения ущерба иностранным инвесторам (включая  упущенную  выгоду  и  моральный  ущерб , причиненный  им вследствие действий, бездействия или ненадлежащего выполнения государственными органами Украины своих обязанностей).

3. Гарантии в случае прекращения инвестиционной деятельности (т.е.   право на возврат не позднее , чем через 6 месяцев со дня прекращения деятельности , инвестиций в  натуральной  форме  или  в валюте инвестирования без уплаты таможенной пошлины ,  а  также  доходов с этих инвестиций в денежной или товарной форме  в  соответствии  с  их  реальной стоимостью на момент прекращения инвестиционной  деятельности ).

4. Гарантии беспрепятственного и немедленного  перевода за рубеж прибыли , доходов и других средств, полученных вследствие осуществления иностранного инвестирования.

            Основные вопросы деятельности иностранных инвесторов в Украине.

В Украине  собственное  законодательство  об инвестиционной деятельности и об иностранных инвестициях появилось после принятия 24 августа 1991 года Акта провозглашения независимости Украины .

Закон Украины " Об инвестиционной деятельности "  от 18 сентября 1991 года стал первым нормативным актом, в котором изложены в  обобщенном виде правовые ,  экономические  и  социальные условия инвестиционной деятельности на территории Украины.

Закон  Украины  " Об иностранных инвестициях "  от  13  марта 1992 года  - первый нормативный акт, который регламентировал процесс именно иностранного инвестирования в Украине. Декретом Кабинета Министров Украины от 20 мая 1993 года N55-93 его действие было приостановлено .Это обусловлено тем , что вышеупомянутый Закон имел ряд  существенных недостатков .  В  частности  в  нем не были предусмотрены минимальный размер и вид иностранных инвестиций , для которых устанавливались налоговые льготы . За период действия этого Закона, по некоторым подсчетам ,  до 42% всех иностранных инвесторов вложили  в экономику Украины  меньше , чем 1000 долларов США , а случались и такие совместные предприятия ,  в которых иностранные инвестиции равнялись 7 долларам США .Таким образом , Закон дал возможность иностранным инвесторам пользоваться налоговыми льготами на территории Украины и в то же время обходить налоговое законодательство в своих странах в случае существования соглашения об устранении двойного налогообложения между Украиной и соответствующей страной .  Существовал завуалированный импорт товаров  под видом вкладов в уставные фонды совместных предприятий  с последующей реализацией их третьим лицам . Также возникла потребность  в диффернциации налогового режима для инвестиций в конвертируемой валюте , в форме имущества, имущественных прав, новых технологий и т.п.

В вышеупомянутом Декрете было изменено понятие “предприятия с иностранной инвестицией" , к которым относились предприятия с квалифицированными инвестициями, то есть инвестициями определенного минимального размера и вида .

19 марта 1996 года  Верховная  Рада  Украины  приняла  новый  Закон Украины  "О режиме иностранного инвестирования" , который отменял действие вышеуказанного декрета . В целом этот Закон содержит множество положений, которые были заимствованы из  декрета . Однако, наряду с этим ,  в нем присутст вует множество качественно новых элементов . Наиболее важной существенной чертой нового Закона ,  которая отличает его от предыдущего законодательства об иностранных инвестициях является то,что для иностранных инвесторов на территории Украины  устанавливается национальный режим инвестиционной и другой хозяйственной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством . В Законе предусмотренно, что для отдельных инвестиционных проектов с привлечением иностранных инвестиций , которые реализуются  в  соответствии с государственной программой  развития  приоритетных  отраслей экономики ,  социальной  сферы  и  территорий , может устанавливаться льготный режим инвестиционной и другой хозяйственной деятельности.  Четко  установлен момент присвоения предприятию статуса  предприятия с иностранными инвестициями . Таким  моментом  считается  день зачисления иностранной инвестиции на его баланс.  Положительным моментом является то , что государственная регистрация иностранных инвестиций будет осуществляться  только после их фактического внесения ,  тогда как в соответствии  с Декретом Кабинета Министров Украины " О режиме иностранного инвестирования " их можно было регистрировать и до момента их фактического внесения (то есть могли регистрироваться одни намерения осуществить иностранную инвестицию ). Также более четко установлен порядок и условия освобождения от обложения пошлиной собственности, которая ввозится в Украину как пай иностранного инвестора в уставной фонд предприятия  с иностранной инвестицией .

Государственная регистрация иностранных инвестиций осуществляется в общем порядке,  предусмотренном законодательством Украины .В ряде случаев при создании предприятий с иностранными инвестициями необходимо учитывать Положение о порядке привлечения экспертов к оценке иммущества , которое находится в общегосударственной собственности . Незарегистрированные  иностранные  инвес-тиции  не дают права  на получение  льгот  и гарантий,  предусмотренных законодательством Украины для иностранных инвестиций .  Отказ  в регистрации иностранных инвестиций возможен лишь в случае нарушения установленного порядка регистрации .  Он  должен быть  оформлен письменно с указанием мотивов отказа и может быть обжалован в судебном порядке. Отказ исходя из мотивов ее нецелесообразности не допускается .

Виды деятельности предприятий с иностранными инвестициями. Предприятие  с иностранными инвестициями может заниматься любыми видами деятельности , которые соответствуют цели , указанной в уставе предприятия, с учетом ограничений , предусмотренных законодательными актами Украины . В  соответствии со ст. 8 Закона Украины " О предприятиях в Украине " отдельными видами деятельности предприятие может заниматься только при наличии специального разрешения (лицензии ) . Законом  Украины " О научно-технической информации "  предусматривается право иностранных юридических и физических лиц ,  а  также лиц  без гражданства  инвестировать развитие сферы научно-технической  информации Украины в соответствии с действующим законодательством ( ст.22 ) .  В Законе Украины " О страховании " указывается , что  часть  иностранных  юридических лиц   и  граждан  в уставном фонде страховика (юридического лица, которое в установленном порядке получило лицензию на осуществление страховой деятельности) не может превышать 49% ( ст.2 ) , кроме случая, когда при реорганизации страховика предусматривается привлечь к числу участнистников страховика иностранных страховиков  при  условии проведения ими всех расчетов по обязательствам и  долгам ,  срок уплаты которых уже наступил .  Кроме вышеуказанного , иностранным инвесторам следует помнить ,  что страховая деятельность  в  Украине  осуществляется исключительно страховиками - резидентами Украины .  В соответствии  с  Законом Украины  " О выборах народных депутатов " предприятия с иностранными  инвестициями не имеют права делать взносы в избира -тельный фонд кандидата в народные депутаты Украины .   В   Воздушном Кодексе Украины  указывается , что аэропорт , если он в том числе является совместным предприятием или предприятием, которое полностью принадлежит иностранному инвестору , должен пройти сертификацию и регистрацию в соответствии с действующими  в Украине  правилами .

Условия  реализации продукции ( работ , услуг) предприятий с иностранными инвестициями .Предприятие с иностранными инвестициями самостоятельно определяет условия реализации продукции (работ,услуг), включая цену на них, если иное не предусмотрено законодательством Украины .Льготой для предприятий с иностранными инвестициями является то ,  что их продукция не подлежит лицензированию и квотированию при условии ее сертификации как продукции собственного производства.  Вывоз товаров , на которые распространяется специальный режим экспорта , осуществляется в соответствии с законодательством Украины .

Бухгалтерский учет и отчетность .Для  бухгалтерского  учета  внешне-экономических операций субъекты внешнеэкономической  деятельности  пользуются планом счетов и инструкцией по его применению ,  которые  действуют  на территории Украины, а также соответствующими изменениями и дополнениями, которые отображают специфику внешнеэкономической деятельности . Они  отображают  свою  деятельность  и  ее  результаты  в финансовой отчетности отдельно указанными показателями :

- в бухгалтерском баллансе отдельно выделяют средства ( активы ) , которые находятся во внешнеэкономическом обороте, а также их источники (пассивы) ;

- в отчете о прибылях и убытках отдельно отображаются выру-

чка от внешнеэкономических операций и соответствующие расходы .

Государственной  налоговой  администрации  кроме  годового финансового отчета предоставляется также информация о суммах уплаченных налогов на импорт и экспорт,

Национальному банку Украины  предоставляется информация о суммах обязательного распределения части выручки в иностранной валюте.

Страхование имущества и рисков иностранных инвесторов .В  п.4  ст.19 Закона Украины "Об инвестиционной деятельности" указано , что инвестиции могут быть ,  а в отдельных случаях ,  предусмотренных законодательством Украины , должны быть застрахованы .Субъекты  внешнеэкономической  деятельности  самостоятельно  выбирают  страховую  компанию (страховика ), однако экспортные кредиты,  ссуды,  некоторые контракты на поставку машин и оборудования, инвестиции как  на территории Украины , так  и  за  ее пределами страхует специализированное акционерное общество , контрольный пакет акций  которого принадлежит правительству Украины.

Приостановление инвестиционной деятельности .Ликвидация и реорганизация предприятий с иностранными инвестициями .Основания  для  приостановления инвестиционной деятельности изложены в ст. 21 Закона Украины "Об инвестиционной деятельности". Решение государственного органа о прекращении или приостановлении инвестиционной  деятельности  может быть  принято по таким причинам  :

1.если ее продолжение может привести к  нарушению установленных законодатель-ством санитарно-гигиенических , архитектурных, экологических и других норм, прав и интересов граждан, юридических лиц и государства , которые охраняются законом ;

2.объявление в установленном законом порядке инвестора банкротом по причине неплатежеспособности ;

3.стихийного бедствия ;

4.введение чрезвычайного положения .

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА ИНОСТРАННЫХ  ИНВЕСТОРОВ  В  УКРАИНЕ

Осуществляя на территории Украины инвестиционную деятельность, иностранные инвесторы являются субъектами права собственности в соответствии со ст. 3  Закона Украины  " О собственности "  и пользуются в связи с этим теми же правами , что и субъекты хозяйственной деятельности Украины за некоторыми исключениями, которые мы и рассмотрим ниже .

В  целях  обеспечения  равных условий хозяйствования для  украинских и иностранных субъектов хозяйственной деятельности  и  выполнения обязательств Украины перед другими государствами  и  международными организациями по устранению двойного налогообложения , уклонения от налогообложения и предотвращению демпинга утве-

ржден Порядок осуществления иностранными субъектами  хозяйственной  деятельности  операций с продукцией украинского происхождения на территории Украины без вывоза ее за пределы таможенной территории Украины  .

Иностранные инвесторы имеют  право  на приобретение  паев , акций  и других ценных бумаг предприятий , расположенных на территории Украины .

Также иностранные инвесторы имеют право участвовать в приватизации на территории Украины на общих основаниях. Условия их участия определяются Законами Украины

" О приватизации имущества государственных предприятий " и " О приватизации небольших государсрственных предприятий ( малую приватизацию )" и рядом других законодательных актов .

Приобретение   иностранными   инвесторами   имущественных прав на землю и другие природные ресурсы регулируется  Земельным , Лесным,Водным кодексами , Кодексом о недрах и некоторыми другими нормативными актами .В соответствии с Земельным кодексом и Законом Украины  "  О собственности" иностранным гражданам и лицам без гражданства земельные участки в собственность не передаются .Ст.8 Земельного кодекса предоставляет право временного пользования землей на условиях аренды совместным предприятиям , международным организациям и объединениям при участии украинских  и  иностранных юридических и  физических лиц ,  предприятиям ,  которые  полностью  принадлежат иностранным инвесторам  ,  а также иностранным государствам, международным организациям, иностранным юридическим лицам и лицам без гражданства .При приватизации объектов неоконченного строительства одновременно  предоставляются в долгосрочную аренду и земельные участки, отведенные для строительства этих объектов .Пользование землей в Украине является платным .

Имущество  в  аренду  иностранным  инвесторам предоставляют арендодатели на основе договоров аренды в соответствии с  действующим законодательством .Кабинет Министров Украины утвердил  Перечень имущественных комплексов государственных предприятий , организаций, их структурных подразделений основного производства , передача которых в аренду не допускается .

Особенности налогообложения предприятий с иностранными инвестициями.

Для  предприятий с иностранными инвестицицями не существует специальных налоговых льгот,  как это было до принятия Закона “О режиме иностранного инвестирования”. Однако в ч.2 ст.8 Закона Украины "О режиме иностранного инвестирования" предусмотрено, что для отдельных субъектов предпринимательской деятельности, которые осуществляют инвестиционные проекты с привлечением иностранных инвестиций ,  которые  реализуются в соответствии с государственными  программами  развития  приоритетных отраслей экономики , социальной сферы и  регионов ,  может  быть установлен льготный режим инвестиционной  и  другой  хозяйственной деятельности .

Как показывает мировая практика законотворчества и инвестиционной деятельности вопросы налогообложения всегда  оставались  и на наш взгляд остаются наиболее главенствующими критериями ее развития . В связи с этим с целью привлечения как внутренних , так и внешних (иностранных) инвестиционных ресурсов во многих странах  законодательно установлены сроки  освобождения  от  уплаты налога  на прибыль как по вновь создаваемым предприятиям , так и при реформировании ,  расширении  уже  действующих  предприятий  .   Подобный опыт был использован и в Украине .  В частности это касалось  предприятий с иностранными инвестициями ,  для  которых в соответствии  с Декретом Кабинета Министров Украины ( 1993 ) был установлен пяти-

летний срок освобождения от уплаты налога на прибыль. Однако, Закон " О налого-обложении прибыли предприятий " от 1995  отменил эту льготу , оставив ее только за теми предприятиями , где иностранные инвестиции уже были осуществлены до вступления в силу данного закона.

Тем  не  менее  во  вновь  принятом  Законе о налогообложении прибыли от 22 мая 1997 года это положение не упомянуто ,  следовательно на данный  момент  ни одно предприятие на территории Украины не освобождено от уплаты налога на прибыль .  Этот факт вполне естественно считается нарушением прав инвесторов  ,  которые планировали свою хозяйственную деятельность с учетом необлагаемого  налогом периода ,  и ярко демонстрирует  несовершенство  и ненадежность нашего законодательства, что отнюдь не способствует привлечению инвестиционных ресурсов .

Плательщиками налога на прибыль из числа  нерезидентов  являются физические и юридические лица любой организационно-правовой формы ,  которые получают доходы  из источников в Украине  ,  за исключением учреждений и организайий ,  которые имеют дипломатический статус или иммунитет в соответствии  с международными  договорами Украины .  Сумма валового налогооблагаемого дохода умень -

шается на :

* сумму  средств или стоимости имущества ,  которые поступают плательщику налога на прибыль  в виде прямых инвестиций или  реинвестиций в корпоративные права, эмитированные этим плательщиком , в том числе денежные или имущественные взносы, в соответствии с договорами о совместной деятельности  на территории Украины  без создания юридического лица ;

* сумму средств взаимного инвестирования инвестиционных фондов и инвестиционных компаний в случае ,  если ни один из учредителей ( участников , акционеров )  не владеет более 10%  уставного фонда этих  организаций  и  если  эти  организации на протяжении 30 дней  по окончании налогового года распределяют между участниками   ( акционерами )  не менее 90% доходов от инвестиционных операций .

Таким образом налогообложение предприятий с иностранными инвестициями  осуществляется  на тех же  условиях и регулируется теми же  нормативными  актами , что  и  предприятия ,  которые таковых  не имеют .

 Таможенное регулирование деятельности иностранных инвесторов в Украине .

Особенный правовой статус имеет имущество ,  которое ввозится в Украину как взнос в уставной фонд предприятия с иностранными инвестициями .  Так ,  в соответствии со ст. 18  Закона Украины  " О режиме иностранного инвестирования " это имущество освобождается от обложения таможенной пошлиной, кроме товаров предназначенных для реализации или личного потребления . При  этом таможенные органы осуществляют пропуск такого имущества на основе вексельной операции .  Если вексель не погашен в течение 30 календарных дней  со  дня оформления таможенной декларации , векселедатель обязан внести плату по векселю в течение пяти календарных дней .

 В случае ,  если на протяжении трех лет с момента зачисления иностранной инвестиции на баланс предприятия с иностранной инвестицией имущество, которое было ввезено в Украину как взнос иностранного инвестора в уставной фонд указанного предприятия или на отдельный баланс сторон, которые осуществляют совместную инвестиционную деятельность по договорам (контрактам) , отчуждается , в том числе в связи с прекращением деятельности векселедателя ,  последний уплачивает ввозную таможенную пошлину не позднее дня отчуждения . Ввозная  таможенная  пошлина  не  уплачивается  при  условии вывоза иностранной инвестиции зарубеж ,  что удостоверяется вывозной грузовой таможенной декларацией .  В  случае установления факта отчуждения имущества ранее трехлетнего срока государственная налоговая инспекция обязана уведомить  об  этом  соответствующий  таможенный  орган ,  после  чего  последний обязан  в  бесспорном  порядке взыскать ввозную пошлину .

 Валютное регулирование деятельности иностранных инвесторов на территории Украины .

Основным нормативным актом , который определяет основные  принципы валютного регулирования в Украине , является Декрет Кабинета Министров Украины от 19 февраля 1993 года N15-93 "О  системе  валютного  регулирования и валютного контроля"

Важным  для  иностранного  инвестора  является  то ,   что  в соответствии со ст.5 вышеупомянутого декрета не требуется индивидуальная лицензия Национального банка Украины для :

* вывоза , перевода и пересылки за пределы Украины физическими лицами - резидентами и нерезидентами иностранной  валюты  , которая была ранее ввезена ими в Украину на законных основаниях ;

* осуществления платежей в иностранной валюте за пределы Украины в виде процентов по кредитам , дохода (прибыли) от иностранных инвестиций ;

* вывезения за пределы Украины иностранной инвестиции в иностранной валюте, ранее осуществленной на территории Украины , в случае прекращения инвестиционной деятельности .

Декретом Кабинета Министров Украины с целью стабилизации валютного курса национальной денежной единицы предусмотрена обязательная продажа через уполномоченные банки на межбанковском валютном рынке Украины 50% поступлений  в иностранной  валюте в пользу резидентов , однако средства в иностранной валюте ,  которые перечисляются на территорию Украины с целью их  дальнейшего внесения в уставные фонды предприятий с  иностранными инвестициями , не подлежат обязательной продаже , также как и  суммы выручки в иностранной валюте этих предприятий за экспорт продукции  ( работ  , услуг )  собственного производства .

В соответствии с Законом Украины " О режиме иностранного инвестирования" для сохранения доходов,прибыли и других  средств иностранные инвесторы могут иметь текущие и расчетные счета  в банках Украины в соответствии с ее законодательством .

К таким счетам относятся :

а) текущие счета и вклады со свободным режимом использования , условно названные счетами типа " С " .   Остатки по ним  могут быть свободно конвертированы в иностранные валюты по курсу ,  установленному Национальным банком Украины ,  и переводится  зарубеж ;

б) текущие счета и вклады для зачисления прибыли и доходов от деятельности совместных предприятий и предприятий со стопроцентным иностранным капиталом условно названные счетами типа "Л"  .

Средства в валюте Украины с указанных  счетов  типа " С "  и "Л"  иностранные инвесторы могут использовать  для приобретения товаров на внутреннем рынке Украины  с целью  их вывоза за  зарубеж  . Средства со счета типа "С" по распоряжению владельца счета могут использоваться :

* для осуществления любых видов инвестиций в соответствии с законом об иностранных инвестициях и получения наличности на территории Украины без ограничений ;

* для покупки  иностранной валюты  в  Национальном  Банке Украины и перевода ее зарубеж .

В соответствии с  Законом Украины " О режиме иностранного инвестирования "  иностранным  инвесторам  после  уплаты  налогов  и других обязательных платежей гарантируется беспрепятственный и  незамедлительный перевод зарубеж их доходов,прибыли и других средств в иностранной валюте , полученных на законном основании вследствие осуществления инвестиционной деятельности .

При  этом  перевод  зарубеж  части  доходов , принадлежащей иностранному инвестору ,  должен обеспечиваться за счет его собственной валютной выручки , при этом уплачивается налог по ставке 15%  от переводимой суммы .

Иностранный инвестор может открыть в уполномоченных банках один счет в  иностранной валюте  и один счет  в  валюте Украины .

На текущий счет ,  открытый  в иностранной валюте  ( условно именуемый - типа "А") , зачисляются валютные средства для инвестиций в экономику Украины ,  а также дивиденды в иностранной валюте ,  полученные от инвестиций на территории Украины .

При вывозе за рубеж иностранной валюты ,  полученной  от инвестирования, в наличной форме иностранному  инвестору  необходимо получить разрешение уполномоченного банка , где открыт валютный счет инвестора , независимо от размера валютных средств .  Иностранная валюта с указанного счета может  реинвестироваться  на терри -

тории Украины без ограничений .

Таким образом , основными законодательными актами, регулирующими  деятельность  иностранных  инвесторов  являются  Законы Украины “ Об инвестиционной деятельности “ , “О внешнеэкономической деятельности”,“О режиме иностранного инвестирования”,”О защите иностранных инвестиций” .  Однако наряду  с  вышеперечисленными документами существует множество других  нормативно-правовых  актов , регламентирующих инвестиционную деятельность . Такое их коли-

чество и частое изменение значительно затрудняет их практическое применение, а также ведет к возникновению множества неудобств и разногласий , когда  положения одного источника может трактоваться как отрицание или противоречие другому источнику .  В  основном  подобное случается  при столкновении  правовых  документов  различных  ветвей власти :  законодательной и исполнительной .  Государственные органы управления инвестиционной и хозяйственной деятельностью как правило руководствуются указами Президента ,  постановлениями  Кабинета Министров Украины , инструкциями Государственной Налоговой Администрации, которые по своей сути являются подзаконными нормативными актами и не могут противопоставляться законам . Следует отметить, что подобный недостаток является общим для всего законодательства Украины , которое формируется  в  условиях непрерывной борьбы законодательной и исполнительной ветвей власти. В связи с этим становится очевидным , почему отсутствие законодательной  и  политической

стабильности  является  одним  из  определяющих  факторов  нежелания иностранных инвесторов  инвестировать  свои  средства  в  украинскую экономику .

Помимо нестабильности отрицательным моментом существующего законодательства является его несовершенство , так как  несмотря на огромное количество правовых документов , многие аспекты хозяйственной деятельности , связанной  с иностранным инвестированием до сих пор не нашли  в них своего отражения  или  требуют  существенной корректировки .

Серьезной проблемой остается учет вложенных иностранных инвестиций , движения этих капиталов в Украине, состояния хозяйствования совместных предприятий , что позволяет части из них не предоставлять отчетность в статистическиеормация не дает возможности провести качественный анализ и прогнозирование процесса иностранного инвестирования в Украине .

В связи с этим  для привлечения иностранного капитала предпринимаются следующие шаги :

1. Для упрощения процедуры создания предприятий с иностранными инвестициями подготовлены и находятся   в  Верховной Раде Украины соответствующие изменения к Закону Украины “О хозяйственных обществах” ,  согласно которых иностранный инвестор освобождается от необходимости предварительного имущественного взноса для регистрации совместного предприятия .

2. С целью привлечения иностранного  капитала  для реализации отдельных инвестиционных проектов в соответствии с государственными  программами  развития  приоритетных  отраслей экономики , социальной сферы и территорий , а также проектов, которые обеспечивают увеличение объемов экспорта продукции, производства импортозаменяющей продукции,создание производственных мощностей на базе объектов незавершенного  строительства  или дополнительных рабочих мест,разработан проект Закона Украины “О предоставлении льготного режима инвестиционной и другой хозяйственной деятельности для реализации отдельных инвестиционных проектов” .

Правительство Украины работает над разрешением таких важных проблем как :

* внедрение гарантирования и страхования  вкладов  иностранных инвесторов,а также законодательное регулирование страховых рисков в период проведения инвестиционной деятельности : для этого необходимо создание Национальной страховой компании, которая обеспечила бы улучшение  условий  осуществления  иностранных  инвестиций

через страхование и перестрахование всех видов рисков ;

* увеличение количества свободных экономических зон ,  которые могут быть опорой базой  для становления  иностранных  инвесторов и привлечения прямых инвестиций ;

* обеспечение стабильных  условий  налогообложения , причем не только для иностранных , но и для всех других предприятий ;

* разработка законодательного акта об обеспечении контрактных  прав  при  рассмотрении  споров  по  выполнению заключенных  в соответствии с установленным порядком контрактов .

В  целях  благоприятствования  инвестированию  проектов  по разработке полезных ископаемых и других природных ресурсов , Правительством предусматривается создание законодательной базы для перехода к привлечению иностранных инвестиций через концессии , а также определения права частной собственности на землю под объектами, которые продлежат приватизации частными инвесторами .

Важным правовым документом , который регламентирует взаимоотношения между субъектами инвестиционной деятельности является межгосударственное соглашение “ О режиме благоприятствования  и взаимной защиты инвестиций “ . Такие Соглашения являются гарантом предоставления справедливого статуса инвестициям и их защиты на территории другого государства . Они подписаны уже с 40 странами  мира . Целый ряд проектов соглашений находится в стадии ратификации .

Хочется верить , что в уже недалеком будущем все эти меры  и шаги дадут желаемый результат .