Реферат: Писсарро Камиль (1830–1903)
Родился
на Антильских островах, вскоре его семья переезжает в Париж, где он посещает
Школу изящных искусств (1842-1847). Затем возвращается на Антильские острова,
работает в Венесуэле с датским художником Мельби. В 1855 г. вновь приезжает в Париж
и продолжает учебу в академии Сюиса, где знакомится с К.Моне. Много времени
проводит в работе на открытом воздухе. Ранний период творчества отмечен сильным
влиянием К.Коро и Г.Курбе. В 1860-х гг. его милые, не противоречащие канонам
официального искусства пейзажи несколько раз выставлялись в Салонах. Вскоре,
преодолев влияние Г.Курбе и выработав свой собственный стиль, Писсарро
оказывается в числе отверженных и впадает в глубокую нищету, не имея
возможности продать свои картины. В минуты отчаяния пытается навсегда порвать с
живописью.
Во время франко-прусской войны К.Писсарро уезжает в Лондон, где вместе с К.Моне
пишет с натуры лондонские пейзажи. А в это время его дом в Лувесьенне был
захвачен пруссаками и разграблен. Большинство оставшихся там картин было
уничтожено: солдаты использовали их в качестве фартуков или стелили в саду под
ноги во время дождя.
По возвращении в Париж Писсарро по-прежнему живет в нищете, пришедшая на смену империи республика ничего не изменила в жизни Франции, а печальные события, связанные с войной, конфискацией и Коммуной, лишили буржуа возможности покупать картины. В это время К.Писсарро берет под свое покровительство молодого художника из Экс-ан-Прованса П.Сезанна, и они вместе работают в Понтуазе. Он делится с молодым художником своим опытом в работе с цветом, который, по мнению К.Писсарро, являлся уникальным изобразительным средством: с его помощью можно было не только передать материальную сущность предмета, но и его форму. Положенные рядом легкие мазки чистого цвета начинают удивительным образом взаимодействовать друг с другом, рождая вибрирующую тональную гамму, а нанесенные крестообразно параллельными диагоналями, они создают ощущение глубины и придают звучанию картины определенный ритм ("Пейзаж в Понтуазе", 1874, Национальный музей, Стокгольм; "Сад и цветущие деревья. Весна", 1877, Музей Орсэ, Париж).
Пейзажи К.Писсарро не похожи на искрящиеся и артистичные картины К.Моне, но они отмечены большей непосредственностью реалистического восприятия природы. Очень редко использует К.Писсарро фрагментарную "случайность" композиции, предпочитая ей более законченное построение своих полотен ("Въезд в деревню Вуазен", 1872, Музей Орсэ, Париж; "Вспаханная земля", 1874, ГММИ, Москва). Это стремление Писсарро к упорядоченности композиции и весомой пластике форм ощущается в его картине "Улица в Сидхеме" (1871), связанной еще с традициями художников барбизонской школы. Мягким лиризмом отмечен сельский пейзаж Музей Орсэ, Париж).
Как
все импрессионисты, К.Писсарро любил рисовать город, который пленил его своим
бесконечным движением, течением потоков воздуха и игрой света. Он воспринимал
его как живой, беспокойный организм, способный изменяться в зависимости от времени
года, степени освещенности и т.д.
Так, например, художник написал 30 картин с изображением бульвара Монмартр,
рассматривая его из одного и того же окна ("Бульвар Монмартр в
Париже", 1897, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
В
своих работах К. Писсарро удалось избежать крайнего проявления пленэра, когда
материальные предметы словно растворяются в мерцании световоздушного
пространства ("Снег в Лувесьенне", 1872, собрание Пола Розенберга,
Нью-Йорк; "Улица в Лувесьенне", 1873, Музей Орсэ, Париж).
Многие его работы отличает интерес к характерной выразительности, даже
портретности, присущей городскому пейзажу ("Вид на Руан", 1898, Музей
Орсэ, Париж).
В
конце 1880-х гг. К.Писсарро на некоторое время увлекается дивизионизмом, но
постоянно живущее в нем стремление правдиво и достоверно передавать увиденное и
пережитое в пейзаже все же одерживает верх, и художник возвращается к своему
прежнему художественному методу.
Этой жаждой достоверности объясняется и интерес художника к человеку, воплотившийся
в жанровых картинах, при создании которых К.Писсарро пытался упорядочить мазок
и создать, в противовес своим прошлым пленэрным исканиям, некий долговечный
монументальный импрессионизм ("Кофе с молоком", 1881, Художественный
институт, Чикаго; "Девочка с веткой", 1881, Музей Орсэ, Париж;
"Женщина с ребенком у колодца", 1882, Художественный институт,
Чикаго; "Рынок: торговка мясом", 1883, Галерея Тейт, Лондон).
Список использованной литературы
1 Алексеева А. Две зимы. В кн.: С веком наравне. Рассказы о картинах. Т.2. М.,1969
2 Богданов – Березовский В. Кустодиев. В кн.: Богданов – Березовский В. встречи. М.,1967
3 Виннер А. Живописная техника К. Коровина. « Художник», 1968,№9
4 Власова Р.И. Константин Коровин. Творчество. Л.,1969.
5 Гусарова А.П. Константин Коровин путь художника, художник и время.
«Советский художник» М.,1990.
6 Дмитриевский В.Н. и Катернина Е.Р. Шаляпин в Петербурге-Петрограде Л.,1969
7 Докучаева В.Н. Борис Кустодиев жизнь в творчестве
«изобразительное искусство» М.,1991.
8 Зингер Л. Портрет в руской советской живописи. Л.,1966.
9 Зотов А. Константин Коровин «Искусство», 1961, «12.
10 Зинльберштейн И.С. и Самков В.А. Константин Коровин вспоминает
«Изобразительное искусство» М.,1990.
11 Капланова С.Г. Б.М.Кустодиев. Альбом. Л.,1971
12 Капланова С.Г. Кустодиев «Художник», 1969 №7
13 Коган Д.З. Константин Коровин М.,1964
14 Коган Д.З. Мамонтовский кружок. М.,1970
15 Комаровская Н.И. О Константине Коровине. Л.,1961
16 Константин Коровин. Жизнь и творчество. Письма. Документы. Воспоминания. М.,1963
17 Луначарский А.В. Статьи об искусстве. М.,1941
18 Лебедева Виктория. Кустодиев время, жизнь, творчество.
«Детская литература» М.,1984.