Реферат: Крупская Надежда Константиновна
Надежда
Константиновна
Крупская
Выполнил :
Студент 521 «а» группы
биолого-химического факультета
Русских А.М.
Уссурийск, 2001 г.
ПЛАН :
1. Жизнь и основные этапы педагогической деятельности
Н.К. Крупской……………………………………………………………..3
2. Участие Н.К. Крупской в создании системы социалистического просвещения………………………………………………………………...6
3. Н.К. Крупская о дошкольном воспитании……………………………...…9
4. Н.К. Крупская о связи школы и семьи…………………………………....12
5. Н.К. Крупская о пионерском движении……………………………….….15
6. Н.К. Крупская о политехническом и трудовом обучении……………....18
7. Н.К. Крупская о советском учителе………………………………………21
8. Н.К. Крупская как историк педагогики…………………………………..23
9. Заключение…………………………………………………………………25
10. Список использованной литературы…………………………………….26
КРУПСКАЯ Надежда Константиновна (1869-1939), советский политический деятель, почетный член АН СССР с 1931года. Член Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». С 1917 член коллегии, с 1929 заместитель наркома просвещения РСФСР. С 1920 председатель Главполитпросвета при Наркомпросе. Член ЦКК с 1924, член ЦК партии с 1927. Ее перу принадлежат труды по педагогике, истории КПСС.
* * *
Жизнь и основные этапы педагогической деятельности Н.К. Крупской
Надежда Константиновна Крупская родилась 14 (26) февраля 1869 года, в Санкт-Петербурге. Семья ее принадлежала к революционной интеллигенции того времени.
Интерес к педагогической деятельности зародился у нее еще с детства. Укреплению этого интереса способствовали учителя той гимназии, где она училась. Крупская училась в Петербурге в частной гимназии княгини Оболенской. Окончила ее с золотой медалью. Увлекалась Л. Толстым, была «толстовкой». В гимназии подрабатывала уроками. Н.К. Крупская была убеждена в том, что в педагогической работе ее призвание, и она как учительница будет приносить пользу народу. Однако после окончания гимназии она не смогла найти для себя место педагога, так как ее отец считался «неблагонадежным».
В 1889 году Н.К. Крупская поступила на математическое отделение Высших женских курсов в Петербурге. Она сблизилась с кружком революционного студенчества и стала изучать произведения Маркса и Энгельса. Вскоре Крупская стала профессиональным революционером, стремясь принять самое активное участие в рабочем движении. С осени 1891 года она поступила учительницей в вечернюю воскресную школу на Шлиссельбургском тракте (на окраине Петербурга), где и вела политическую и педагогическую работу среди рабочих вплоть до ареста в 1896 году. В этой школе Надежда Константиновна получила первую революционную закалку и накопила весьма значительный педагогический опыт.
В.И. Ленин приехал в Петербург в конце 1893 года, где вскоре и встретился с Надеждой Константиновной. Некоторые из ее учеников входили в кружок Владимира Ильича и затем активно участвовали в революционном движении.
В 1899 году Крупская написала свою первую книгу «Женщина-работница», которая впервые была напечатана в 1901 году в Женеве в типографии ленинской «Искры». В этой книге с исключительной яркостью были вскрыты ужасающие условия жизни трудящейся женщины в России. Так, в третьей главе этого труда, озаглавленной «Женщина и воспитание», показано, что трудящаяся женщина в условиях капитализма не может обеспечить детям настоящего воспитания, что она заинтересована в общественном воспитании, что только в условиях нового общества дети трудящихся получат настоящее правильное воспитание.
Н.К. Крупская трудилась и над разрешением педагогических проблем, обстоятельно изучала большую зарубежную и русскую педагогическую литературу (сохранилось 27 тетрадей ее конспектов различных зарубежных теоретиков педагогики), посещала школы, получала широкую информацию о положении народного образования в России. К этому времени относится ряд статей Надежды Константиновны в радикальном педагогическом журнале «Свободное воспитание», издававшемся в России: «Следует ли обучать мальчиков «бабьему делу»(1910), «К вопросу о свободной школе»(1910), «Самоубийства среди учащихся и свободная трудовая школа»(1911) и др.
Надежда Константиновна решила написать обобщающую работу, которая показала бы развитие демократических педагогических идей и вскрыла бы эксплуатационный характер современной буржуазной школы. Написанная в 1915 году, эта книга вышла в свет в 1917 году под названием «Народное образование и демократия». В ней изложена главная теоретическая идея Крупской о необходимости «трудового метода обучения», важности «производительного труда» в школе как экономически необходимого для страны. Эти постулаты станут базой для реализации программы большевиков в области реформы школы. Педагогического обоснования самих постулатов в работе нет.
Идейный пафос работ Крупской направлен против либералов-кадетов, стремившихся реформировать школу, превратить ее в социальный институт гражданского общества, в котором не власть реализует свои политические цели, а общество заказывает объем и качество необходимого образования. Эта идея Крупской сыграла роковую роль в разрушении российской школьной системы. Ее используют пролеткультовско-анархистские деятели в попытках изменить представление о школе как социальном институте трансляции знаний подрастающему поколению. Особо радикальные намерения пролеткультовско-анархистских деятелей превратить школу в «средоточие жизни в целом», в некое «детское царство» Крупская не поддерживала. Однако идеи единой трудовой политехнической школы, по сути своей либеральные, трактовала упрощенно. Ее идея производительного труда школьников как экономической необходимости для страны способствовала формированию тоталитарного характера советской власти и ее образовательной системы.
Как эта, так и ряд других работ Н.К. Крупской, написанных до Великого Октября, имели огромное значение для выработки основ новой педагогики. Они будили педагогическую мысль, звали к разрешению наиболее острых педагогических проблем, указывали правильный путь их решения.
В ноябре 1917 года становится правительственным комиссаром и членом Государственной комиссии по просвещению. Заведовала внешкольным отделом Наркомпроса (народного комиссариата просвещения).
В апреле 1918 Крупская назначена заместителем наркома просвещения, однако, уже в мае отказалась от этого поста. Инициировала создание и возглавила Главполитпросвет, в котором сосредоточила организацию идеологической и политической пропаганды идей советской власти.
В 1919 участвовала в подготовке программы РКП(б), способствовавшей возвращению школе идеологических функций, а знаниям — политического характера. В этом смысле она является основоположником советской педагогики формирования личности нового социалистического общества, инварианта авторитарной традиционной школы. Советская школа откажется от либеральных представлений о ней как образовательном центре, обеспечивающем учащегося объективными и независимыми знаниями. Крупская была инициатором чистки школьных библиотек как председатель Центральной библиотечной комиссии Наркомпроса РСФСР, курировала списки запрещенных книг.
В 1920-е годы Крупская возглавляет научно-педагогическую секцию Государственного Ученого Совета (ГУС), является членом редколлегий многих педагогических журналов. Председатель общества педагогов-марксистов при Коммунистической Академии.
С 1924 — член ЦК РКП(б), с 1927 — член Центральной контрольной комиссии, член ВЦИК и Совета культурного строительства при Президиуме ВЦИК.
В 1929, после отставки Луначарского становится заместителем наркома по просвещению. Возглавляет Библиотечное управление Наркомпроса. Ею была развернута широкая работа по организации массовых библиотек, изб-читален, рабочих клубов, пунктов ликвидации неграмотности, школ для взрослых и других культурно-просветительских учреждений для взрослых
Надежда Константиновна являлась участником всех партийных съездов. Известен ее конфликт со Сталиным в период болезни Ленина в 1922-1923 гг.
В 1925-1926 гг. входила в зиновьевско-каменевскую оппозицию (так называемую «новую» — выступали за опору на зажиточных крестьян, утверждали невозможность построения социализма в одной стране; после поражения на XIV съезде партии объединились с Троцким, но Крупская из группы вышла). Не поддерживала сталинский террор, лично заступаясь за Н. И. Бухарина, И. А. Пятницкого и др. Большое внимание уделяла пропаганде идей Ленина.
В 1935 награждена орденом Ленина.
Н.К. Крупской была присуждена степень доктора педагогических наук без защиты диссертации. Она являлась доктором педагогических наук, почетным членом АН СССР (1931).
Умерла Надежда Константиновна 27 февраля 1939 года на следующий день после своего 70-летнего юбилея от неясного желудочного заболевания. Существует мнение, что отравлена «с подачи» Сталина.
Надежда Константиновна Крупская была похоронена у Кремлевской стены.
Участие Н.К. Крупской в создании системы социалистического просвещения
В 1918 – 1920 годах Н.К. Крупская участвует в разработке важнейших основополагающих документов по народному образованию, утвержденных высшими органами Советской власти (Совнаркомом и ВЦИКом): «Положение об организации народного образования в Российской Республике» (1918), «Положение о единой трудовой школе РСФСР» (1918), ряд декретов о просвещении взрослых.
Работа над «Положением о единой трудовой школе РСФСР» была начата в апреле 1918 года в «совещательной группе» под руководством Н.К. Крупской.
В «Положении» были сформулированы основные принципы единой трудовой школы, подготавливающей всесторонне развитых членов коммунистического общества: бесплатность и обязательность общего и политехнического образования до 17 лет, безусловная светскость общего и политехнического образования, совместное обучение, тесная связь обучения с производительным трудом. Вместе с требованием о снабжении всех учащихся пищей, одеждой, обувью и учебными пособиями за счет государства эти принципы были включены затем во вторую программу партии (март 1919 года). В раздел по народному образованию этой программы (по сравнению с проектом Н.К. Крупской в мае 1917 года) вошли дополнительно следующие пункты: о создании дошкольных учреждений, об обучении на родном языке, о широком развитии профессионального образования после 17 лет в тесной связи с общими политехническими знаниями, о демократизации и реформе высшей школы, стипендиальном обеспечении студентов, о подготовке работников просвещения, о создании государственной системы просвещения взрослых, о доступности всех сокровищ искусств для народных масс, о привлечении трудящихся к организации, управлению и контролю в области народного образования.
Н.К. Крупская решительно и последовательно отстаивала требования программы партии и выступала против каких бы то ни было попыток пересмотреть их основные принципы.
«Положение о единой трудовой школе РСФСР» и опубликованная одновременно с ним декларации Государственной комиссии по просвещению «Основные принципы единой трудовой школы» имели огромное значение для преобразования всей системы общеобразовательных школ. Однако потребовалось несколько лет большой разъяснительной и организаторской работы, чтобы провозглашенные в 1918 году основные принципы социалистической школы были правильно поняты и приняты всей массой учительства.
В 1921 году Н.К. Крупская поддержала предложение о создании школ фабрично-заводского ученичества. В их организации она видела один из реальных путей осуществления трудовой политехнической школы, сочетания производительного труда рабочих-подростков со специальной подготовкой. Она неизменно выступала против недооценки значения общего образования в этих школах и сокращения сроков обучения в них.
Н.К. Крупская изложила в общих чертах схему новых школьных программ, впоследствии известных как программы ГУСа. Она писала в 1922 году: «Единая школа – это не значит школа, обстриженная под одну гребенку, не значит школа, в которой, подобно школе французской, во всех школах страны в соответствующем классе пишут в один и тот же час одну и ту же диктовку. «Единая» школа – это значит такая, которая одинаково доступна для всех слоев населения. «Единая» школа – это школа, в которой нет деления на «народную» и школу привилегированную.
Всю систему народного образования, от дошкольных учреждений до вузов, Н.К. Крупская мыслила как единую школу. Ее ступени органически между собой связаны: детский сад, школа I ступени, 1-й концентр II ступени – семилетняя школа, 2-й концентр II ступени – девятилетняя школа, техникумы, вузы. Социальное значение дошкольного воспитания в системе социалистического просвещения Н.К. Крупская видела в раскрепощении женщин, создании более благоприятных условий для их трудовой и общественной деятельности. Она неоднократно подчеркивала значение дошкольного возраста для физического, умственного и нравственного развития ребенка.
Органическая часть социалистической системы народного образования – различные типы детских домов и специальных школ-интернатов для детей с недостатками в физическом и умственном развитии.
Н.К. Крупская считала, что строительство четкой и гибкой системы народного образования должно опираться на своевременный учет политико-экономических потребностей страны и научно-технический прогресс. В организационных вопросах, как и в других областях педагогики, она отвергала пренебрежение педагогической теорией.
Она писала: «На каждом крупном этапе нашего социалистического строительства мы должны внимательно вглядываться в то, соответствуют ли формы наших школ и других просветительных учреждений, содержание их работы, существующие мероприятия по народному образованию установленным основам нашей системы народного образования, с одной стороны, возможностям переживаемого этапа – с другой». Ее статьи о системе народного образования проникнуты мыслью, что советскому человеку нужно обеспечить достаточно высокое общее и политехническое образование.
Рассматривая в то время семилетку как основную базу для других учреждений народного образования, подготавливающих квалифицированную рабочую силу, Н.К. Крупская проявляла заботу и о 2-м концентре школы II ступени. Она внесла предложения о дальнейшем развитии его в духе требований нового периода социалистического строительства. Надежда Константиновна говорила о необходимости значительного материального укрепления 2-го концентра школ II ступени, который значительно отставал по своей материальной базе от всех других учебных заведений, о большом разнообразии профессионализированных школ и др. Второй концентр II ступени, ФЗУ, профшкола и техникум должны были, по мнению Надежды Константиновны, составлять важнейшие каналы по воспроизводству рабочей силы для промышленности и сельского хозяйства, а так же по подготовке в высшую школу.
При участии Н.К. Крупской была разработана система образования взрослых – от ликвидации неграмотности до рабочих университетов и коммунистических вузов – и определены основные типы политико-просветительских учреждений.
Так на разных этапах социалистического строительства в 20-е и 30-е годы Н.К. Крупская творчески развивала принципиальные основы новой системы народного образования. Требовалась большая работа, проведение ряда переходных мер, соответствующих потребностям и возможностям страны в области культуры и просвещения.
Н.К. Крупская о дошкольном воспитании
В общественном воспитании детей дошкольного возраста Н.К. Крупская видела социально-политическую и педагогическую задачу, которая заключалась в воспитании человека нового, социалистического общества. Дошкольное воспитание укрепляет рабочую семью, создает более благоприятные условия для воспитания детей.
Н.К. Крупская не только теоретик, но и организатор дошкольного воспитания.
В брошюре «Женщина-работница», написанной в Шушенском в 1899 году, Н.К. Крупская не ограничивается освещением бесправного положения работницы при самодержавии и капитализме. Крупская выдвигает требование организовать общественное воспитание детей.
В статье «Пролетарские дети» Надежда Константиновна анализирует материалы, опубликованные в брошюре Московского педагогического кружка «Умственное развитие детей, поступающих в московские школы». Эти материалы характеризуют тяжелое положение детей дошкольного возраста в рабочей семье: безнадзорность, перегрузка домашним трудом, ограниченный круг представлений и, как результат этого, полная неподготовленность детей к школе.
Крупская призывает учителей: «Нужно, прежде всего, самим внимательнее относиться к детям, к их духовным потребностям… Нужно, наконец, добиваться от города учреждения целой сети хороших детских садов, где бы дети, начиная с трех- четырех лет, могли бы играть и, играючи, учиться, знакомиться с природой, с широким божьим миром… ведь дети – это наше будущее! Они должны быть хорошо вооружены для борьбы за наши идеалы».
Полемизируя с Эллен Кэй, автором книги «Век ребенка», в статье «Семья и школа», вышедшую в 1913 году, Н.К. Крупская показала несостоятельность противопоставления семейного воспитания общественному. В самом противопоставлении современных детских садов с их недостатками буржуазному идеалу семьи будущего Надежда Константиновна видела методологическую ошибку Эллен Кэй, искажение перспективы развития общества и семьи. Только в определенных социальных условиях воспитание в коллективе создает предпосылки для всестороннего развития личности ребенка.
В годы эмиграции Н.К. Крупская уделяла много внимания вопросам дошкольного воспитания: изучала работы Фребеля и Монтессори, знакомилась с постановкой воспитания в детских садах Швейцарии и материнских школах Франции, следила за американской литературой о дошкольном воспитании.
В книге «Народное образование и демократия» Н.К. Крупская изложила также и опыт Роберта Оуэна, создавшего в 1816 году первое учреждение типа ясли - детский сад.
В мае 1917 года издается статья Н.К. Крупской «Школьная муниципальная программа». Первая часть ее посвящается дошкольному воспитанию. В ней Крупская писала, что война втянула в промышленную жизнь широкие слои женщин. Матери вынуждены были, уходя на работу, оставлять своих детей без всякого присмотра. «Поэтому городское самоуправление должно озаботиться устройством возможно большего числа бесплатных яслей и материнских школ для детей дошкольного возраста». Воспитание детей в них должно быть поставлено «научным, наилучшим образом».
Будучи членом управы Выборгского района Петрограда, Н.К. Крупская руководит организацией детских садов и детских площадок в районе.
Н.К. Крупская призывает расширять сеть дошкольных учреждений наиболее экономичным путем. Наряду с детскими садами нормального типа устраивались детские сады-примитивы, без больших затрат на оборудование. Однако уровень воспитательной работы в них, подчеркивает она, снизать нельзя. Неустанно изыскиваются способы наибольшего охвата детей дошкольного возраста. Там, где нет возможности организовывать детский сад, используются различные формы массовой работы с детьми: детские площадки на скверах, детские комнаты при клубах, домоуправлениях, объединение детей в группах для пребывания на воздухе хотя бы 2 – 3 часа под руководством квалифицированного воспитателя. Дошкольные работники должны уметь вовлекать массы в дошкольную работу, добиваться общественного внимания к детским садам, работать с общественными организациями, сообща с ними широко пропагандировать идеи дошкольного воспитания.
Призыв Надежды Константиновны получил широкий отклик по всей стране. В деревню, используя летние каникулы, двинулось студенчество для организации детских садов и площадок. Организуется шефство работников городских детских садов над деревенскими. Больших масштабов достигла работа по подготовке кадров дошкольных работников из среды сельских активисток.
Надежда Константиновна категорически возражала против идеи особых детских городков, где дети воспитывались бы в полном отрыве и изоляции от семьи. Надо строить детские учреждения внутри новых домов или вблизи их, дать возможность родителям постоянно общаться со своими детьми.
Коллективы работников детских садов призваны наладить массовую пропаганду основ дошкольного воспитания в семье. Пропагандировать нужно на научной основе, но доступно, без употребления специальных терминов, в духе товарищеских советов, а не формального инструктажа.
Отдавая должное теоретикам дошкольной педагогики, Н.К. Крупская критиковала буржуазные системы дошкольного воспитания: теорию «свободного» воспитания, отрицавшую школьного воспитания, стремившуюся увести ребенка от окружающего мира; систему Монтессори, направленную на «архииндивидуальистическое» воспитание, воспитание одиночек; систему Фребеля, пронизанную духом религиозности и мистицизма, стремлением воспитать в детях привычку к беспрекословному подчинению. В основе коммунистического воспитания детей дошкольного возраста лежат цели всестороннего развития. В формировании сознания ребенка решающую роль играет окружающая действительность. Велико значение активной деятельности ребенка и воспитания его в условиях коллектива. От педагогов Н.К. Крупская требовала знания возрастных особенностей дошкольника, любви и уважения к ребенку.
В решении этой проблемы первостепенное значение имела организация широкой сети яслей и детских садов, где детям обеспечивалось питание и гигиенический уход, но и в нормальных условиях ответственейшие процессы роста и развития организма в дошкольном возрасте требуют к себе самого пристального внимания. У дошкольников надо воспитывать культурные и гигиенические навыки, служащие укреплению их здоровья. Надежда Константиновна перечисляла навыки, которые должны быть привиты детям, писала о том, что каждый детский сад должен превратиться в очаг пропаганды среди родителей основ санитарии и гигиены. Она заботилась о гигиеничной детской одежде, участвовала в комиссии по просмотру проектов мебели для детских садов, настаивала на длительном пребывании детей на свежем воздухе летом и зимой.
Общественное дошкольное воспитание в стране было молодой отраслью народного образования. Оно не требовало ломки, преодоления старых, консервативных традиций. Все новое здесь падало на свежую почву и быстро воспринималось. Н.К. Крупская любила и ценила дошкольных работников за их энтузиазм, самоотверженный труд и общественную активность. Но она становилась строгим, когда в теории и практике дошкольного воспитания допускались серьезные ошибки: отсутствие в то время у дошкольных работников опыта и недостаточная теоретическая их подготовка служили благоприятной почвой для разного рода увлечений и перегибов.
В 1937 – 1938 годах Н.К. Крупская составила проект «Устава детского сада» и возглавила Комиссию по разработке новой программы детских садов. Программа 1938 года, озаглавленная по предложению Н.К. Крупской Н.К. Крупской «Руководство для воспитания детского сада», воплотила в себе многие положения и принципы, которые в течение ряда лет выдвигала Надежда Константиновна.
Н.К. Крупская о связи школы и семьи
Глубоко волновал Надежду Константиновну вопрос о новой семье, о создании правильных взаимоотношений между мужем и женой, между родителями и детьми. В старых законах о семье и взглядах на семью было много лицемерия и лжи. Новое законодательство много сделало для преобразования семейных отношений. Женщина перестала быть просто рабой мужа, однако пережитков старого в семейной жизни сохранилось не мало. Не изжито безответственное отношение к материнству, не всегда проявляется должная забота о детях, зачастую под видом «борьбы» со старыми взглядами на семейные отношения протаскивается несерьезное отношение к женщине.
Н.К. Крупская считала, что новые взаимоотношения между родителями имеют огромное влияние на детей. Призывая укреплять семью на основе гармонического сочетания личных и общественных интересов, Надежда Константиновна считала неправильным, когда женщина, отдавшись общественной деятельности, не уделяет должного внимания и заботы своей семье и детям.
Н.К. Крупская неизменно подчеркивала огромную воспитательную роль семьи и страстно возражала против утверждений об отмирании семьи при социализме. Бытовые и детские учреждения призваны помогать новой семье, налаживать быт и правильное воспитание детей. Они укрепляют, а не заменяют семью. Семья – первичная ячейка общества. Своими внутренними только ей присущими взаимоотношениями и влияниями семья оказывает глубокое воздействие на формирование подрастающего поколения.
Особенно важна воспитательная роль матери, считала Н.К. Крупская. Мать – естественная воспитательница. В силу своей естественной близости к детям она оказывает на них, особенно на малышей, огромное влияние: «…мы знаем, какую печать кладут на весь характер человека, на все его развитие первые годы жизни». Но воспитание нельзя свести только к примитивному уходу за ребенком: требуется организовать разумное, целенаправленное воздействие на ребенка. Н.К. Крупская признавала материнский инстинкт великой движущей силой.
Надежда Константиновна призывала педагогов и родителей учиться совместно растить новых людей для нового общества. По ее мнению, перестройка семейного воспитания на новых началах имеет своей основой разумную заботу о ребенке, уважение к его личности, широкие общественные интересы членов семьи, воспитание не окриками, а убеждениями и личным примером.
Большое значение имеет физическое воспитание ребенка в семье: привитие санитарно-гигиенических навыков, соблюдение гигиенических требований к жилищу, к правильному питанию и организации отдыха детей. Вредны излишества, избалованность ребенка, несоблюдение режима дня, неорганизованность в быту.
Семья должна заботиться о воспитании у детей таких моральных качеств, как справедливость, правдивость, искренность, умение стоять за правду, чувство товарищества, гуманизм, любовь к Родине, а также о выработке привычек культурного поведения.
Она считала предрассудком, что домашнее хозяйство якобы занятие чисто женское, от которого мужчины должны быть освобождены. В этой работе нет ничего, что соответствует больше индивидуальности женщины, чем мужчины. Важно и полезно участие в домашнем труде, как мальчиков, так и девочек. В раннем детстве мальчики с интересом помогают по хозяйству, а вот в дальнейшем под влиянием окружающих у мальчиков воспитывается высокомерное отношение к этому труду. Нужно мальчиков и девочек одинаково учить всему необходимому в домашнем хозяйстве. Нельзя считать выполнение домашней работы чем-то недостойным. В ряде статей 20-х годов Н.К. Крупская перечислила те трудовые навыки, о выработке которых у детей должна позаботиться каждая семья.
Приучая детей к труду в семье, родители должны содействовать вовлечению детей в доступные им формы общественно полезной работы. При этом обилие развлечений воспитывает у детей поверхностное и потребительское отношение не только к жизни, но и к самому искусству. Нередко родители водят детей без меры в кино, в театр. А между тем непосредственное участие детей в самых разных формах художественной самодеятельности имеет огромное значение: оно воспитывает именно действенным значением к искусству и доставляет детям много радостных переживаний.
Надежда Константиновна осуждала суровое, а тем более несправедливое отношение к ребенку со стороны родителей. С большой теплотой она говорила о воспитательном значении разумной родительской ласки и уважительного отношения к ребенку и его друзьям.
Н.К. Крупская была непримиримой противницей физических мер наказания. Она призывала советскую общественность воевать с родителями, которые бьют своих детей. Физические меры воздействия – отвратительный пережиток прошлого, считала Надежда Константиновна.
Н.К. Крупская намечала следующие пути осуществления педагогической пропаганды: издание книг и брошюр для родителей; организация «родительских университетов», подобных уже созданным тогда в Москве на фабрике «Трехгорная мануфактура» и на Украине; проведение занятий по педагогике при школах взрослых; издание для родителей популярного журнала; организация совместных с родителями обсуждений педагогических вопросов.
Надежда Константиновна не соглашалась с теми педагогами, которые не хотят обсуждать с родителями злободневные вопросы воспитания, опасаясь подорвать этим авторитет учителя или воспитателя. По ее мнению, действенна педагогическая пропаганда в форме индивидуальной беседы и советов, основанная на анализе поведения отдельных детей. Неверно искать встречи с родителями только в случае нарушения их детьми школьной дисциплины. Нельзя оставлять без внимания все многообразие детских интересов, увлечений, положительных и трудных черт характера и т.д.
Таким образом, общественное воспитание не должно поглощать и отменять семейного, также оно не должно противопоставляться ему: каждое из них решает свои существенно важные и непреходящие задачи. Семья всегда будет иметь большое социальное значение в воспитании и формировании подрастающих поколений.
Н.К. Крупская о пионерском движении
Возникновение пионерского движения и история его первых двух десятилетий теснейшим образом связано с именем Н.К. Крупской.
«В январе 1922 года, - вспоминала впоследствии Надежда Константиновна, - я написала письмо комсомолу, что он должен взять под свою заботу, поставить под свое влияние наших ребят-подростков, помочь им организоваться, растить из них себе хорошую, крепкую смену».
Чтобы создать детскую коммунистическую организацию, надо было разобраться в сущности русского скаутизма, возникшего накануне первой мировой войны. Руководители его претендовали на то, чтобы в советских условиях возглавить детское движение.
В 1921 году в Наркомпросе внимательно изучают бойскаутизм. 24 ноября состоялся доклад Н.К. Крупской о бойскаутизме. Она показала, что идейное содержание бойскаутизма находится в противоречии с содержанием работы РКСМ. Возможно, использовать лишь некоторые методы бойскаутизма: учет возрастных особенностей, развитие наблюдательности и приучение к активным действиям и самодеятельности.
С 17 ноября Н.К. Крупская – член Центрального бюро детских коммунистических организаций при ЦК ВЛКСМ, призванного руководить детским коммунистическим движением. Ни одно совещание и ни одна конференция по пионерской работе не проходили без ее участия. Она разработала тезисы о пионерском движении, выступала с докладом на различных партийных совещаниях по пионерскому движении. При ее непосредственном участии были разработаны в 1924 – 1932 годах основные документы партии о пионерской организации. Ее выступления в партийной печати, обращения к трудящимся содействовали привлечению общественных организаций к созданию пионерских клубов.
Н.К. Крупская хорошо знала интересы и заботы пионеров, живо и горячо откликалась на их нужды. Частые встречи и беседы, обширная переписка – этот постоянный контакт с детьми помогал Н.К. Крупской направлять деятельность пионеров.
Непосредственное участие в руководстве пионерской организацией Н.К. Крупская сочетала с разработкой теории детского коммунистического движения и методики воспитательной работы пионерской организации. «Пионерское движение имеет громадное значение, - писала Надежда Константиновна. – Оно захватывает ребят в том возрасте, когда только еще складывается человек, развивает общественные инстинкты детей, помогает выработке у них общественных навыков, выработке общественного сознания. Оно ставит перед ребятами великую цель – ту цель, которая выдвинута переживаемой эпохой, за которую борется рабочий класс всего мира. Цель эта - освобождение трудящихся, организация нового строя, где бы ни было разделения на классы, не было бы никакого угнетения, эксплуатации и все люди жили бы полной, счастливой жизнью. Эта цель такова, что может ярким светом осветить жизнь подрастающего поколения, наполнить ее глубоким содержанием, необычайно богатыми переживаниями».
Дети и подростки вслед за взрослыми стремятся самостоятельно, по собственной инициативе, участвовать в улучшении окружающей жизни. Эти стремления детей поддерживает и укрепляет школа, а также литература и искусство, воздействующее с большей силой на чувства детей и подростков. Нужно идти на встречу этому движению, создав не организацию для детей, а организацию самих детей с присущими такой организации живыми и яркими формами работы. «…вся суть дела в том, чтобы это была самостоятельная организация, что без этого дети будут подчиняться только воле учителя, а им надо научиться подчиняться воле коллектива». В этих коллективах может быть в полном объеме проявиться самостоятельность, самодеятельность детей под руководством взрослых. В этой организации нельзя воспитывать ни мелочной опекой, ни командованием. Детское коммунистическое движение нуждается в руководстве взрослых и не может существовать без него. Такое руководство обеспечивает комсомолец-вожатый, всемерную помощь которому призван оказывать учитель.
Пионерская организация способствует разумному использованию свободного времени учащихся и тем самым помогает в борьбе с безнадзорности детей и повышает эффективность работы школы.
У новой, советской школы и у пионерского движения одна и та же цель, и между ними необходим постоянный контакт. Вместе с тем школа и пионерская организация не повторяют, не копируют, а взаимно дополняют друг друга. Дороги советской школы и детдвижения идут разными путями в одном направлении. Школа вооружает ребят знаниями основ наук. Отряды юных пионеров организуют общественную работу, применяя полученные в школе знания и умения на практике.
Все ценные качества детского коллектива складываются в процессе деятельности, в практических пионерских делах. Поэтому Н.К. Крупская особое внимание уделяет разработке содержания и методики деятельности юных пионеров.
Пионерские дела рассматриваются Надеждой Константиновной с точки зрения их воспитательных целей. Пионеры в процессе практической деятельности должны учиться коллективно жить, трудиться и играть, развиваться умственно, физически, нравственно и эстетически.
Пионерская организация должна помочь расширению кругозора пионеров, обогащению их новыми полезными знаниями, умениями и навыками, углублению их интереса к школьным занятиям. «…Знания нужны в жизни, как винтовка в бою», - писала Крупская. Пробуждая у детей и подростков новые интересы, увлекая их романтикой труда на общую пользу, организуя различного рода игры, пионерская организация воспитывает из них общественников активистов, коллективистов, организаторов, развивает навыки самостоятельности и инициативы. В этой разнообразной практической деятельности нужно вырабатывать у пионеров не внешнюю, а настоящую нравственность, определяющую их правильное поведение в любых условиях и обстоятельствах.
Отдавая должное внешним атрибутам, которые так импонируют детям, нельзя забывать, что самое важное – воспитать у пионеров сознательную, добровольную, внутреннюю дисциплину и самодисциплину.
Очень важно, считала Н.К. Крупская, чтобы пионеры были зачинателями новых полезных дел. Видя реальные результаты своего труда, пионеры начинают чувствовать себя активными участниками общественной жизни. Труд приучает их к взаимопомощи, ставит новые вопросы, пробуждает новые интересы, вырабатывает организаторские навыки. В этом труде все пионеры поочередно должны быть и исполнителями, и организаторами. Таким образом, общественно полезный труд играет огромную роль в идейном воспитании пионеров.
Своеобразие заботы пионерской организации о здоровье и физическом развитии детей заключается в развертывании детской самодеятельности в этом направлении (подвижные игры, спортивные состязания и т.д.). Вся методика пионерской работы должна быть рассчитана, прежде всего, на развитие общественной самодеятельности ребят.
Участие пионеров в коллективном общественно полезном труде удобнее всего организовывать в маленьком коллективе – звене. По мере приобретения навыков коллективной работы надо организовывать общую работу более крупных коллективов.
Важно воспитывать у пионеров чувство ответственности за порученное дело и за свои поступки. Нужно, чтобы каждый из них высоко ценил звание пионера. Чувство ответственности формируется в результате растущего понимания общественного долга. Оно побуждает к общественной активности. Способность к героическому воспитывается в будничной работе и предполагает очень глубокое осознание общественных интересов. Организуя общественно полезную работу пионеров, важно правильно сочетать ее с учебой.
Для плодотворного сотрудничества школы с пионерской организацией педагогам необходимо ясно представлять себе принципы пионерского движения, содержание и формы работы юных пионеров, их отличие от методов учебной работы. Знание основ пионерской работы – составной элемент педагогический подготовки учителей. В свою очередь вожатые должны быть в курсе работы школы. Необходимо развивать интерес вожатых к изучению педагогики в целях подготовки из их среды резерва новых учителей, уже имевших опыт тесного контакта с детьми.
Учитель – единственный советчик вожатого, его старший товарищ и друг. У них – единая задача. Учитель должен делиться с вожатым своим опытом, рассказывать ему о своих наблюдениях над ребятами, высказывать свой соображения по поводу организации работы с пионерами. «Задача учителя – помочь вожатому наладить, возможно глубже, возможно целесообразнее свою работу», - говорила Н.К. Крупская. Прямой долг учителя – помогать пионерской организации вовлекать в сферу своего влияния всех школьников пионерского возраста. Для этого пионерские дела должны обладать притягательной силой для всех детей, и учитель может здесь во многом помочь своими знаниями, советом, своими личными увлечениями в области науки, искусства и спорта.
Крупская о политехническом и трудовом обучении
В политехническом образовании Н.К. Крупская видела наиболее существенный признак социалистической школы, путь к соединению обучения с производительным трудом, средство сочетания теории с практикой и укрепления всесторонней связи школы с жизнью.
Н.К. Крупская впервые начала разработку вопросов политехнизма как педагогической проблемы. Но она никогда не ограничивалась только педагогической стороной дела, никогда не считала политехнизм задачей только работников просвещения, а неизменно рассматривала его как дело всего народа.
Н.К. Крупская рассматривала политехнизм как закономерность общественного развития, обусловленную непрерывным техническим и социальным прогрессом. Из анализа современных ей педагогических течений и практики школы в наиболее развитых капиталистических странах следовало то, что объективные предпосылки для политехнического образования, созданные техническим прогрессом, невозможно реализовать в условиях господства буржуазии. Капитализм несовместим с превращением рабочего во всесторонне развитую личность и организация школьного дела в руках буржуазии направлена против интересов рабочего класса.
Н.К. Крупская вновь подтвердила это пятнадцать лет спустя: «Развитие крупной индустрии и для политехнизма, как и для всего социалистического строительства, является предпосылкой необходимой, но недостаточной. При капитализме развиваться политехнизм настоящим образом не может, хотя крупная индустрия повелительно толкает образование на этот путь… капитализм не совместим с превращением рабочего во всесторонне развитого человека, подлинного хозяина производства… капитализм выхолащивает их политехнизма его социалистическое нутро. Мы видим тут одно из тех внутренних противоречий, которые обрекают капитализм на гибель». Политехническое образование – предпосылка фактического осуществления этой новой социальной функции рабочего. Вот почему при разработке новой программы партии в 1917 – 1919 гг. требование всеобщего политехнического образования было выдвинуто Крупской в качестве одного из необходимых социалистических преобразований в области просвещения. Они рассматривали политехническую школу как конкретное воплощение единой трудовой и обязательной для всех школы.
В программу партии, принятую на VIII съезде, вошло требование всеобщего политехнического образования в формулировке Н.К. Крупской. В ней подчеркивалось важность «тесной связи обучения с общественно-производительным трудом». Исходя из ленинских положений, Н.К. Крупская писала, что «политехническое воспитание – не только следствие прогресса техники, но и орудие индустриализации. Политехническое воспитание должно быть поголовным, массовым. Только при помощи масс, при их участии можно индустриализовать страну».
Н.К. Крупская видела важнейшие задачи политехнического образования в этот период в том, чтобы «заразить подрастающее поколение романтикой социалистического хозяйственного строительства и дать ему возможность примкнуть, в меру своих возможностей, к великой социалистической стройке и на практике изучить разнообразные отрасли народного хозяйства». Политехническое образование молодежи и взрослых во многом облегчит и ускорит овладение высшими видами квалифицированного труда, расширит применение в народном хозяйстве женского труда, будет содействовать подготовке рабочих кадров для новых предприятий и новых отраслей народного хозяйства. Оно ускорит процесс сближения умственного и физического труда, поможет привлечению в аппарат управления рабочих с производства. Поголовное политехническое образование подрастающего поколения – один из активных факторов уничтожения пережитков старого классового общества.
Необходимо ознакомить специалистов народного хозяйства с вопросами политехнизма, ибо от правильного понимания ими этих вопросов во многом зависит успех всей работы по созданию трудовой школы.
В 1930 – 1931 гг. Н.К. Крупская участвовала в разработке проекта закона о политехнизации школы и написала введение к нему, в котором изложила основные принципиальные положения по этому вопросу.
Когда во второй половине 30-х годов возникли предложения отменить в школе трудовое обучение, Н.К. Крупская энергично отстаивала принципы политехнической школы. Н.К. Крупская рассматривала политехнизм не как особый предмет преподавания, а как целостную систему знаний и навыков, органически связанных с содержанием общего образования, трудового обучения и общественно-политического воспитания.
«Задача политехнизма – вскрыть перед учащимися общие основы современной техники, которые присущи всем ее отраслям, несмотря на все их многообразие. Понимание этих основ делает понятным и то, какими путями пойдет дальнейшее развитие техники… современную технику надо брать во всех ее опосредствованиях, т.е. в связи с общими научными данными об овладении силами природы… и в связи с вопросами организации труда и всей общественной жизни… Все это должно даваться учащимся в самой простой форме – путем ознакомления в теории и на практике с основными типичными процессами труда, в которых учащиеся должны принимать непосредственное участие. Только связь производительного труда с обучением поможет подрастающему поколению осмыслить всю область народного хозяйства.
Н.К. Крупская особо подчеркивала значение политехнического образования для перехода от менее квалифицированного труда к более квалифицированному, для стирания существенных различий между физическим и умственным трудом.
Принцип политехнизма предусматривает изучение не только материально-технической основы производства и его экономики. Не менее важно изучение самого процесса труда, его правильной организации.
Составными частями политехнического образования и трудового воспитания Н.К. Крупская считала: выработку широкого политехнического кругозора путем правильного сочетания теории с практикой при изучении основ наук, соединение обучения с производительным трудом, практическое обучение труду, труд по самообслуживанию, охрану труда и здоровья детей, воспитание коммунистического отношения к труду и изучение его научной организации для достижения наиболее высокой производительности труда, помощь учащимся в сознательном выборе профессии.
Таким образом, взгляды Н.К. Крупской на политехнизм надо брать в их историческом развитии и в связи с конкретной обстановкой. Она творчески подходила к любому вопросу народного образования и считала, что поступательный ход социалистического строительства в целом и опыт практического осуществления политехнического образования обогатят наше понимание его отдельных проблем.
Н.К. Крупская о советском учителе
Еще задолго до революции в своих работах о школе Н.К. Крупская много внимания уделяла учителю. В Женеве она с невольным чувством зависти смотрела на высокие светлые школьные здания, куда по утрам стекались оживленные толпы детей. Ей казалось, что им хорошо живется в этой школе. Но, когда ей разрешили посетить одну из школ, она увидела в ней страшную картину муштры. Учителей не интересовало развитие детей. Дисциплина сводилась к безграничному повиновению. Личность ребенка оценивалась педагогами исключительно с точки зрения благонравия и послушания. На уроках совершенно игнорировалась индивидуальность ребенка. А учителя были уверены, что все делается по всем правилам педагогического искусства.
В статье «Самоубийства среди учащихся и свободная трудовая школа». Надежда Константиновна писала об отсутствии духовной близости между учениками и учителями. За редкими исключениями, ученик не делится с учителем своими задушевными мыслями, сомнениями, не ищет у него поддержки. В своей полемике с Элен Кей Н.К. Крупская писала: «Надо, чтобы руководили в школах детьми люди горячие, любящие и понимающие детей, уважающие их личность, обладающие необходимыми знаниями и педагогическим чутьем».
Профессия учителя, подчеркивала Н.К. Крупская, одна из самых ответственных, самых благородных. Роль и значение этой профессии будут все более и более возрастать. «Без педагогов – людей от педагогического станка, людей, непосредственно занятых выращиванием людей социалистического строя, - писатели, инженеры человеческих душ, не смогут перестроить по-настоящему весь быт, всю культуру». Но для этого, чтобы учитель мог не на словах, а на деле выполнить ту, поистине великую задачу, которая стоит перед ним, ему надо упорно работать прежде всего над собой.
Каким же должен быть учитель? Каким он представляется Надежде Константиновне? Учитель должен знать свой предмет, ту науку, которую он преподает, ее методологию, современное состояние, главные этапы ее развития, ее связь с другими науками, понимать ее удельный вес в социалистическом строительстве, связь с жизнью и практикой.
Он должен владеть методикой обучения, приемами, которые вооружат учащихся не только знаниями, но и умением мыслить. Учитель должен знать возрастные особенности детей, объем и глубину жизненного опыта современных школьников. Под этим углом зрения должна быть продумана методика обучения. Но учитель, способный дать даже образцовый урок, еще не является подлинным мастером, если он не умеет пробудить у ребенка интерес к своему предмету. Он должен уметь воздействовать и на эмоциональную сторону, давать детям яркие образы, уметь хорошо рассказывать.
Н.К. Крупская придавала важное значение политехнической подготовке учителя и, прежде всего расширению его политехнического кругозора. Этот кругозор предполагает определенную сумму знаний в области техники, понимание ее роли в современном мире, роли для овладения силами природы и ее значения в жизни общества. Педагог, получивший подобную подготовку, сможет пробудить у учащихся интерес к технике, теснее связать преподавание с социалистическим строительством. Учителю политехнической школы необходимо также получить определенные умения и навыков области производства, некоторое время самому поработать у станка, подышать производственной атмосферой. Это даст возможность лучше организовать производственный труд школьников: наладить целесообразно работу старших учащихся на предприятиях и так поставить школьные мастерские, чтобы труд в них носил плановый характер, а не превращался в возню у станков, в изготовление никому не нужных предметов.
Учителю необходимо знание отличительных черт своего района и края.
Н.К. Крупская требовала от учителей, независимо от того, какой предмет они преподают, ни на одну минуту не забывать о своей основной цели – воспитании людей для нового общества. Поэтому очень важно преподавателю любить свой предмет, уметь увлечь, заинтересовать им детей, органически связать знания с важнейшими задачами хозяйственного строительства, научить видеть жизнь и понимать, как надо эту жизнь организовывать.
Школе необходим педагог-воспитатель, который умеет внимательно относиться к переживаниям детей, уважать их личность и деятельность, формировать их убеждения. Педагог-воспитатель должен создать в школе такую атмосферу, чтобы она заглушала эгоистические инстинкты детей и способствовала бы развитию из них общественников. Надо вырастить из детей активных, волевых, дисциплинированных людей, способных честно относиться к своим обязанностям, к своему долгу. Учитель должен уметь распознать в каждом ребенке все его способности и помочь их развитию.
Сила воспитательного влияния учителя – в его педагогическом такте, в продуманном и гуманном отношении к поступкам учеников. Доверие учителя к школьникам укрепляет у них чувство собственного достоинства, веру в свои силы, способствует развитию их лучших качеств. Н.К. Крупская ценила умение учителя создать и укрепить детский коллектив.
В воспитании у молодого поколения высоких моральных принципов огромное значение имеет личность самого учителя, его моральный облик и личный пример. Педагог для детей – источник целого ряда глубоких переживаний.
От учителя, по словам Н.К. Крупской, требуются не бесконечные нравоучения и сентенции, не рассказы о добродетельных мальчиках и девочках, о «примерных» пионерах, а умение помочь детям наладить дружную работу и игру, внимание к детским взглядам и переживаниям, уважение к их мнению и взглядам и повседневный хороший пример. Важно не опекать их излишне и в то же время не потворствовать им. Учителю необходимо много знать и уметь, чтобы оправдать это звание. Для этого нужно идти в ногу с жизнью и любить детей.
Таким образом, подлинный авторитет педагога создается лишь тогда, когда учащиеся убеждены, что он настоящий человек, доказавший это всей своей деятельностью как в школе, так и вне ее.
Н.К. Крупская как историк педагогики
Н.К. Крупская подходила к изучению классического педагогического наследия прошлого критически. В своей книге «Народное образование и демократия» она впервые в педагогической литературе осветила историю идей трудового воспитания. Большой интерес имеют отдельные главы этого труда, посвященные Руссо, Песталоцци, Оуэну.
Надежда Константиновна высоко ставила педагогическое наследство русской классической педагогики. Она призывала советских учителей обогащать свои знания изучением произведений К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого. В то время, когда замечательное педагогическое наследие великого русского педагога К.Д. Ушинского не находило должной оценки, она указывала, что «…знакомство с его произведениями, такими простыми, ясными, анализ их – дадут педагогу возможность ориентироваться в том, что нам надо взять у Ушинского, дадут возможность сознательно отнестись и к различным течениям в современной педагогике».
Высоко оценивала Н.К. Крупская и педагогическое мастерство Л.Н. Толстого. «…Для всякого педагога, каких бы взглядов он ни придерживался, - писала она, - педагогические статьи Толстого являются неисчерпаемой сокровищницей мыслей и духовного наслаждения». Критически воспринимая педагогические мысли Ушинского и Толстого, мы сможем найти в них много ценного, говорила она, и для строительства советской школы.
Надежда Константиновна глубоко критически подходила к произведениям Монтессори и Фребеля. Она писала, что фребелевские и монтессориевские детские сады пропитаны духом буржуазной морали и способствуют воспитанию только приверженцев капиталистического строя.
Надежда Константиновна была одним из первых советских педагогов, вскрывших реакционную сущность германской педагогики. Еще в своей классической работе 1915 года под названием «Народное образование и демократия» Надежда Константиновна установила, что считавшийся «прогрессивным» известный немецкий педагог Кершенштейнер «…не внушает» правительству Баварии – «…опасений, он далек от всякого демократизма. Он преклоняется перед буржуазным государством, блюдет прежде всего его интересы и с ним сообразует свою педагогическую деятельность». В другой своей статье, опубликованной в 1917 году, («Дорога к таланту») она подчеркнула, что в современной Германии «…приходят Кершенштейнеры, Ферстеры и Наторпы, овладевают душой ребенка и прочно закладывают в нем преклонение перед существующим немецким государством…». «Германская школа, - писала далее Надежда Константиновна, - является основой для пропаганды крайнего шовинизма и человеконенавистничества. Вся творческая работа детей направлена в военное русло».
Надежда Константиновна, противопоставляя цели передовой буржуазной педагогики прошлого целям педагогики империалистической Германии, указывает, что начальная школа в Германии диаметрально противоположна лучшим идеям прошлого, ее цели совершенно иные: «воспитание солдата без мысли». «Ученик лишь средство для достижения государственных целей, ради этих целей воспитываются в нем известные взгляды».
Н.К. Крупская правильно дала прогноз дальнейшего развития реакции в области педагогики в Германии – еще большее пренебрежение к правам ребенка и человека, еще большее превращение школы в орудие реакции.
Рассматривая критически современную ей школу США, Н.К. Крупская противопоставила реакционным педагогическим «теориям» американского империализма прогрессивные взгляды американского буржуазно-демократического педагога середины XIX века – Хореса Мана, боровшегося за общедоступную школу, общую для негров и для белых.
Таким образом, рассматривая определенные исторические примеры, Надежда Константиновна призывала положить в основу изучения истории педагогики метод конкретного исторического анализа, а не заранее продуманные схемы, в которые втискивались те или иные исторические факты и события. Н.К. Крупская называет эти замечательные мысли, имеющие огромное значение для дальнейшей разработки истории педагогики как науки, лишь беглым материалом. Однако не требуется особых доказательств в отношении ценности этих «беглых материалов».
Высказывания Н.К. Крупской по различным проблемам истории педагогики продолжают изучаться и имеют большое значение и в наше время.
Заключение
Изучая педагогическое наследие Надежды Константиновны Крупской, мы видим, что оно имеет особый характер, представляя собой как бы летопись одного из великих дел социалистической революции 1917 года – строительства новой советской школы. Причем летопись, написанную участником, активно относящимся к развертывающейся перед его глазами исторической борьбе за новую советскую трудовую школу. Она решала эти вопросы не в абстрактных сферах, не в отрыве от практики, а непосредственно, принимая участие в строительстве советской школы. Именно в этом и есть великое значение трудов Н.К. Крупской.
Список использованной литературы :
1. «История педагогики» под редакцией Н.А. Константинова,
Е.Н. Медынского, М.Ф. Шабаевой
Издательство академии педагогических наук, Москва, 1965г.
2. С.А. Литвинов «Н.К. Крупская – жизнь, деятельность,
педагогические идеи»
Издательство «Радяньска школа», Киев, 1970г.
3. «О Надежде Крупской. Воспоминания, очерки, статьи
современников», составители Т.Н. Кузнецова, Е.П. Подвигина
Издательство политической литературы, Москва, 1988г.
4. С.А. Рубанов «Наследница – страницы из жизни Н.К. Крупской»
Лениздат, 1990г.
5. Н.К. Крупская «О коммунистическом воспитании школьников»,
Издательство «Просвещение», Москва 1978г.
6. Н.К. Крупская «О воспитании в семье»,
Издательство академии педагогических наук, Москва, 1962г.
7. Н.К. Крупская «Об учителе»,
Издательство академии педагогических наук, Москва, 1960г.
8. Н.К. Крупская «О коммунистическом воспитании»,
Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1956г.
9. Н.К. Крупская «О политехническом образовании, трудовом воспитании и обучении»,
Издательство «Просвещение», Москва 1982г.
10. Н.К. Крупская «О вожатом и его работе с пионерами»,
Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1961г.
11. «Педагогические взгляды и деятельность Н.К. Крупской»,
Издательство «Просвещение», Москва, 1969г.
Педагогическая теория Н.К.Крупской | |
Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева Жизнь и педагогическая деятельность Н. К. Крупской. Огромный вклад в строительство советской школы и в ... Важнейшими являются указания Надежды Константиновны о правильных взаимоотношениях комсомольской и пионерской организаций с органами детского самоуправления, о роли пионеров и ... Надежда Константиновна выдвигала целый ряд предложений о новой организации дошкольных учреждений, о ночных группах в детских садах, о детских площадках на бульварах и в парках, об ... |
Раздел: психология, педагогика Тип: реферат |
Воспитание социальной активности детей в учреждении дополнительного ... | |
ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ На правах рукописи ГЕРАСИМОВА Людмила Акремовна ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В ... Исследователи отмечают, что развитие общественного воспитания в России в начале 20 века основывалось на следующих педагогических теориях: теория общественного воспитания (П.Ф ... внешкольные учреждения: дворцы, дома пионеров, станции юных техников, детские библиотеки, детские железные дороги, станции юных туристов, станции юннатов, пионерские лагеря ... |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: дипломная работа |
Воспитание в детских дошкольных учреждениях | |
Д.К. Хухлин Воспитание в детских дошкольных учреждениях А В Т О Р Е Ф Е Р А Т Москва 2007 Содержание Введение Глава I Психологическая сущность ... В дошкольной педагогике используют определенные методы: наблюдение, естественный педагогический эксперимент, изучение дневников родителей и воспитателей по наблюдению за детьми ... 12. Крупская Н. К. О дошкольном воспитании. Сборник статей и речей. |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат |
... особенностей в процессе социализации детей в условиях детского дома | |
Цен6трально Азиатский Университет ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ КАФЕДРА "ПЕДАГОГИКИ" Заочное отделение Специальность "Педагогика и психология ... специалистов, посвященные проблемам социализации и адаптации воспитанников детских домов (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Л.Н. Галагузова, М.И. Лисина, В.И. Дубровина, Э.А. Минкова, Е ... Детский комплекс "Жас даурен" был образован в 1996 году в июле месяце на месте пионерского лагеря "Дорожник" и санатория "Коммунальник". |
Раздел: Рефераты по психологии Тип: дипломная работа |
Становление детской журналистики и её влияние на психологию ребёнка | |
УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ ДИПЛОМНАЯ РАБАОТА "СТАНОВЛЕНИЕ ДЕТСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ И ВЛИЯНИЕ ... Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, детская печать активно взаимодействует как с другими компонентами СМИ, адресованными детям (детское ТВ ... Это издания для дошкольников ("Новая игрушечка", "Веселые картинки"), младших школьников ("Поиграем в сказку"), подростков ("Пионерская правда", "Глагол", "Пионер", "Юный ... |
Раздел: психология, педагогика Тип: курсовая работа |