Реферат: Свод Законов Российской империи 1825 г.

Вступление


  1. Предпосылки подготовки и издания Свода Законов Российской империи


  1. Полное собрание законов Российской империи. Основные положения Свода законов Российской империи.


  1. Значение Свода законов для дальнейших кодификационных работ.


  1. Литература


1. Вступление


В предлагаемой работе рассматривается один из этапов развития права на территории Российской империи. Существование различных источников права, неупорядоченная законотворческая деятельность в Российском государстве с середины XVII в. привела к отсутствию сколько-нибудь стройной правовой системы, действию в разных регионах государства различных правовых норм, регламентирующих одни и те же общественные отношения. Все чаще возникающие противоречия в решении тех или иных проблем жизни государства, обусловленные отсутствием совершенной правовой системы, объективно обусловило необходимость создания сначала Полного собрания законов Российской империи, а затем (из-за наличия многочисленных противоречий в законах) упорядочению их в Своде законов Российской империи, который, несмотря на ряд изменений, продолжал действовать до 1917 г.

В главе 1 представленной работы рассматриваются предпосылки, послужившие толчком к созданию Свода законов: общественный строй и государственное устройство России, экономические и политические тенденции развития государства.

В главе 2 рассмотрена история создания и основные положения Полного собрания законов Российской империи и Свода законов Российской империи.

В главе 3 кратко излагается значение Свода для дальнейших кодификационных работ.

Поскольку большая часть используемой литературы издана на русском языке, то и настоящая работа, во избежание ошибок и неточностей, связанных с переводом на украинский язык, написана также на русском языке.

Работа не ставит перед собой целью детально проанализировать существовавшее законодательство и сравнить его с законами других стран, она лишь отражает одну из наиболее ярких страниц в истории права Российской империи.

2. Предпосылки подготовки и издания

Свода Законов Российской империи


Во второй половине ХVIII в. в России шел процесс разложения феодально-крепостнического строя и развития буржуазных отношений. Он особенно усилился в первой половине XIX в. и привел к кризису феодализма. Во всех основных отраслях экономики шло постепенное формирование капиталистического уклада.

Сельское хозяйство все больше связывалось с рынком, производило часть продуктов специально для продажи. Широкое распространение, особенно в нечерноземных районах, стали получать денежные оброки, что подрывало натуральные основы и барского, и крестьянского хозяйства. В черноземных районах помещики для повышения доходности своих имений увеличивали барскую запашку, барщину и уменьшали крестьянские земельные наделы. Многие из помещиков стали вводить месячину: отбирали у крестьян наделы, полностью переводили их на работу в свое хозяйство и выдавали месячное содержание продуктами и одеждой. Некоторые помещики заводили полотняные, суконные, винокуренные предприятия, которые обслуживались трудом крепостных крестьян.

Капиталистические отношения проникали и в крестьянское хозяйство, усиливая процесс социального расслоения крестьянства. Большая часть крестьян беднела, разбогатевшие крестьяне вели торговлю, заводили промыслы, вкладывали свои капиталы в промышленность. Из их среды вышли такие крупные капиталисты, как Морозовы, Гучковы, Прохоровы, Харитоненко и др.

Значительно шире и глубже буржуазные отношения развивались в промышленности. Росло мелкотоварное производство: кустарная и мелкая городская промышленность, крестьянские промыслы. На их базе вырастала капиталистическая мануфактура.

Росло применение наемного труда в промышленности, особенно на частновладельческих мануфактурах. Даже в металлургической промышленности, почти целиком основанной на крепостном труде, внезаводские работы (заготовка руды, древесного угля и др.) выполнялись наемными рабочими.

Важным явлением в развитии капиталистических отношений в промышленности было перерастание в 30-50-х годах XIX в. мануфактуры в капиталистическую фабрику, основанную на машинной технике. Это усиливало процесс формирования новых классов буржуазии и пролетариата, значительно расширяло применение наемного труда в промышленности. В 1825 году 54 % всех занятых в обрабатывающей промышленности были наемные рабочие, большинство которых составляли оброчные крестьяне. Существование крепостного права приводило к тому, что спрос на свободную рабочую силу был значительно выше ее предложения.

Развитие капиталистических отношений происходило в рамках старого феодального способа производства, который оставался господствующим и в этот период.

Дальнейшее развитие производительных сил вступало в противоречие с существующим строем, что приводило к обострению классовой борьбы и усилению антикрепостнического движения в России. Усиление эксплуатации крестьян, произвол помещиков и администрации вызывали крестьянские волнения. В первой половине XIX в. участились выступления крепостных, посессионных и наемных рабочих на мануфактурах, особенно на заводах Урала. Недовольство затронуло и армию (волнения в 1820 году в Семеновском гвардейском полку, среди военных поселенцев и др.). Против национального угнетения выступали порабощенные царизмом народы (восстание в Польше в 1830-1831 г.г.). В 1825 году произошло восстание декабристов, положившее начало дворянскому этапу в истории революционного движения в России.

Все эти выступления были подавлены царской администрацией, но они оказали влияние на общественно-политическое развитие страны, на развитие государства и права.


2.1. Общественный строй


Классовая структура российского общества начинала изменяться. Наряду со старыми классами феодалов и крестьян зарождались новые классы - буржуазия и пролетариат. Официально все население по-прежнему делилось на четыре сословия: дворянство, духовенство, крестьянство и городских жителей.

Дворянство, как и в предшествующий период, являлось экономически и политически господствующим классом. Дворяне владели большей частью земли, эксплуатировали живших на этих землях крестьян. Им принадлежало монопольное право на владение крепостными людьми. Они составляли основу государственного аппарата, занимая в нем все командные должности.

Александр I восстановил действие “Жалованной грамоты дворянству”, отмененной Павлом I. Дворянство обладало всеми привилегиями, как и ранее, и получало с развитием капиталистических отношений новые права: иметь в городах фабрики и заводы, вести торговлю наравне с купечеством. Феодальное государство экономически поддерживало дворян через государственный заемный банк и иные кредитные учреждения. Оно особенно стремилось усилить позиции дворян - крупных землевладельцев, надежной опоры российского абсолютизма. Манифест от 6 декабря 1831 г. “О порядке дворянских собраний, выборов и службы по оным” установил порядок, по которому избирать на дворянские общественные должности могли только дворяне, имевшие не менее 100 душ крепостных крестьян или 3 тыс. десятин незаселенной земли. Этой же цели - укреплению позиций крупного дворянства - служил закон от 16 июля 1845 г., по которому заповедные дворянские имения (майораты) должны были переходить по наследству к старшему сыну, их нельзя было отчуждать посторонним лицам и дробить.

С увеличением земельного ценза при выборах усилилась роль крупных землевладельцев в дворянских сословных органах и их влияние на местное управление. Дворянство все больше становилось замкнутым сословием. Так еще в 1798 году с военной службы были уволены офицеры, не являвшиеся дворянами, и было приказано военнослужащих - не дворян не представлять к офицерскому званию.

Духовенство по-прежнему делилось на черное (монашествующее) и белое (приходское). Однако правовое положение этого сословия, окончательно превратившегося в служилое, существенно изменилось. С одной стороны, сами служители церкви получили еще большие привилегии. Так, с 1801 года они, а с 1835 года и их дети были освобождены от телесных наказаний. С 1807 года дома духовенства освобождались от поземельного сбора, а с 1821 года - от постоя.

С другой стороны самодержавие стремилось ограничить духовное сословие только лицами, непосредственно несущими службу в церквах. Такой социальной группой, тесно связанной с должностной структурой церкви, было легче управлять. Кроме того, сокращалось число людей, пользующихся значительными привилегиями и не несущих никаких повинностей в пользу государства. Так, в 1803-1805 гг. было дозволено всем лицам духовного звания, не имеющим штатных мест при церквах, по желанию избирать себе “род жизни”. Причем добровольные мероприятия перемежались с принудительными. По указу 1828 года детям священнослужителей “за излишеством” по их выбору предлагалось избрать гражданскую или военную службу, а не сделавших это в течение года надлежало “непременно” записывать в одно из податных состояний. Позднее они получили звание потомственных почетных граждан. В 1831 году был произведен последний набор в армию безместных лиц духовного звания. С 1842 года постепенно осуществлялся перевод на государственное содержание приходского духовенства. Но только после отмены крепостного права выход из сословия был окончательно объявлен свободным, и тем самым юридически преодолевалась сословная замкнутость духовенства. Оставшаяся часть духовенства, не получавшая жалования из казны, лишилась прямых экономических связей с прихожанами, поскольку вводились сборы с населения на содержание приходов.

Важно отметить, что наиболее преданных церковников самодержавие стремилось привязать к своей социальной среде, где господствовала дворянская аристократия. И если секуляризация1 1764 года ликвидировала феодальное землевладение церкви, а с 1801 года духовенству даже запрещалось покупать населенные земли, то с 1822 года священнослужителям из дворян предоставлялось право совершать купчие на мастеровых и крестьян. Дворянские права приобретало награжденное орденами духовенство. Такую практику ввел Павел I. При этом белое духовенство получило наследственные дворянские права, а черное духовенство, лишенное возможности передавать имущество по наследству, вместе с орденом получало так называемое командорство, т.е. участок населенной земли на основе права пользования с целью извлечения доходов. Всего за период 1825-1845 гг. дворянские права получили более 10 тыс. представителей духовенства.

Крестьяне. Феодально зависимые крестьяне составляли основную массу населения. Они подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных и удельных, принадлежавших царской фамилии. В целях развития промышленности Указ от 28 декабря 1818 г. разрешил всем крестьянам, в том числе и помещичьим, “учреждать фабрики и заводы”.

Особенно тяжелым, как и прежние годы, оставалось положение помещичьих крестьян. Помещики распоряжались крестьянами как своей собственностью. В X томе Свода законов Российской империи крепостные крестьяне причислялись к движимому имуществу.

В развитии правового положения помещичьих крестьян прослеживаются две тенденции. Во-первых, феодальное государство стремилось сохранить бесправное положение этой социальной группы населения, а, во-вторых под влиянием экономических, социальных, политических факторов оно было вынуждено предпринимать определенные шаги к некоторому изменению правового статуса крепостных крестьян. Под напором развивавшихся капиталистических отношений феодальное государство отменило монопольное право дворян на землю. Указ от 12 декабря 1801 г. предоставил купцам, мещанам и всем крестьянам, кроме помещичьих, право покупать земли; а Указ от 3 марта 1848 г. предоставил такое же право и помещичьим крестьянам. 20 февраля 1803 г. был принят указ о свободных хлебопашцах. По этому указу помещики получили право (но не были обязаны) отпускать своих крестьян на волю за установленный ими самими выкуп.

По уточненным данным, за 59 лет действия указа свободными хлебопашцами стали лишь 111829 душ мужского пола. Всего было утверждено царем 484 договора помещиков с крестьянами по этому указу. Указ не имел широкого применения по двум причинам: во-первых, нашлось мало помещиков, пожелавших отпустить своих крестьян; во-вторых, так как выкуп был очень высок, мало находилось крестьян, имевших на это средства. Указ, таким образом, не решил и не мог решить крестьянского вопроса.

В 1842 году появился указ об обязанных крестьянах. Помещики могли предоставлять крестьянам землю в пользование, за что последние должны были нести определенные по договору повинности. Помещики сохраняли над ними “право суда и расправы в проступках и маловажных преступлениях”. Указ этот, естественно, не затрагивал основ крепостного права. Практически роль его была незначительной. Из более чем 10,7 млн. крепостных крестьян мужского пола на положение обязанных крестьян было переведено лишь 27173 крестьянина, проживавших в имениях шести помещиков. Было утверждено царем всего шесть таких договоров.

Массовые антифеодальные выступления крестьян Прибалтики заставили царское правительство несколько ограничить здесь произвол баронов и издать в 1804 году указ, по которому крестьяне считались прикрепленными к земле, а не к помещикам, и их было запрещено продавать без земли. Впоследствии (1816-1819 гг.) Александру I пришлось освободить крестьян Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерний без земли. Свободные, но ограбленные крестьяне попали в экономическую зависимость к своим прежним помещикам и вынуждены были пользоваться их землей, неся повинности. Помещики сохранили над крестьянами судебные функции.

С 1816 года часть государственных крестьян была переведена на положение военных поселенцев, общее количество которых в 1825 году составило около 400 тыс. человек. Они должны были заниматься сельским хозяйством (сдавать государству половину урожая) и нести военную службу. Им запрещалось торговать, отлучаться в город по хозяйственным делам, и вся их жизнь регламентировалась Воинским уставом.

Волнения государственных крестьян, значительные недоимки за ними заставили правительство в 1837 году провести реформу управления государственными крестьянами. Для управления ими было учреждено Министерство государственных имуществ. Было упорядочено оброчное обложение, несколько увеличены земельные наделы государственных крестьян, регламентированы органы крестьянского самоуправления; в волостях действовали волостной сход и волостное управление, а в селах и деревнях - сельский сход и сельский староста.

Труд посессионных крестьян был малопроизводителен. В промышленности стало все больше увеличиваться применение наемного труда. В 1840 году заводчикам было разрешено освобождать посессионных крестьян.

Положение удельных крестьян по сравнению с предшествующим периодом не изменилось.

Городское население. В первой половине XIX в. население городов России значительно выросло, усилился процесс его расслоения и обострения классовой борьбы. В связи с развитием буржуазных отношений правовое положение городского населения продолжало изменяться. Феодальное государство, заинтересованное в развитии торговли и промышленности, наделяло богатое купечество особыми правами. В 1832 году для наиболее богатых и влиятельных представителей нарождавшейся буржуазии и для некоторых других категорий населения было учреждено личное и потомственное почетное гражданство. Введение новой сословной группы - почетных граждан - имело также своей целью оградить сословие дворян от проникновения представителей буржуазии. В разряд потомственных почетных граждан входили крупные капиталисты, ученые, художники и дети личных дворян; а личных почетных граждан - низшие чиновники и лица, окончившие высшие учебные заведения. Почетные граждане не платили подушной подати, не несли рекрутской повинности, освобождались от телесных наказаний. Купечество стало делиться не на три, а на две гильдии: к первой относились оптовые торговцы, ко второй - розничные торговцы. Купцы сохраняли свои привилегии, могли награждаться орденами и чинами.

Группу цеховых составляли ремесленники, приписанные к цехам. Они делились на мастеров и подмастерьев. Для перехода из разряда подмастерьев в мастера необходимо было проработать подмастерьем не менее трех лет, достичь совершеннолетия и выдержать соответствующие испытания на мастерство. Цехи имели свои органы управления.

Большинство городского населения составляли мещане, значительная часть которых работала на фабриках и заводах по найму. Правовое их положение в первой половине XIX в. не изменилось.

Наконец, самую низшую группу городского населения составляли так называемые рабочие люди, к которым законодательство относило “порочных и подозрительных лиц дурного поведения”, не принятых в состав мещанских обществ “за пороки их и за неисправимый платеж податей и других сборов”. Эта фактически бесправная группа городского населения была поставлена под постоянный и бдительный надзор полиции.

Законодательство о городах, создавая привилегии торгово-промышленной верхушке, содействовало росту промышленности и торговли. Вместе с тем сохранение сословного деления населения служило помехой развитию буржуазных отношений.


2.2. Государственный строй


В первой половине XIX в. Россия по форме правления оставалась абсолютной монархией.

Кризис крепостничества, рост капиталистических отношений, усиление классовой борьбы в стране - все это заставляло царизм уделять значительное внимание укреплению государственного аппарата, приспосабливать его к новым условиям.

Центральные органы власти и управления. Во главе громадного и разветвленного государственного аппарата по-прежнему стоял император, наделенный всеми атрибутами абсолютного монарха. Юридическое и фактическое полновластие царя отнюдь не означало, что лишь он осуществлял всю деятельность по управлению государством. Царь опирался на большую армию чиновников, на обширный аппарат управления.

В этот период получил дальнейшее развитие Совет при императоре. Это был совещательный орган с узким составом членов. Он часто менял свое название. До 1801 года действовал Совет при Высочайшем дворе, затем был создан Непременный совет из 12 человек с чисто совещательными функциями. Он функционировал до создания Государственного совета.

Государственный совет был утвержден царским манифестом в 1810 году и просуществовал с некоторыми изменениями до 1917 года. Инициатором создания этого органа являлся крупный государственный деятель М.М. Сперанский1. Государственный совет был задуман как законосовещательный орган, разрабатывавший проекты законодательных актов, которые получали юридическую силу после утверждения императором.

Членами Государственного совета (по должности или по назначению царя) являлись крупные чиновники и помещики, и общее их число колебалось в различные годы от 40 до 80 человек. Председательствовал в Государственном совете император, в случае своего отсутствия он назначал председательствующего из членов Государственного совета.

Государственный совет состоял из пяти департаментов: законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии, дел царства Польского. Последний департамент был создан после польского восстания 1830-1831 гг.

Собирались и общие собрания Государственного совета. Делопроизводство велось канцелярией, которую возглавлял государственный секретарь.

Государственный совет осуществлял свою главную первоначальную задачу - подготовку законопроектов - недолгое время. Со второй четверти XIX в. законопроекты стали разрабатываться в царской канцелярии, министерствах, специальных комитетах. Обсуждение их в Государственном совете стало носить формальный характер. Нередки были случаи, когда законопроекты вносились в Государственный совет с резолюцией царя: “желательно мне, чтоб принято было”.

“Собственная его величества канцелярия” постепенно приобретала особое значение, оттесняя на второй план Государственный совет. Она была органом, связывающим царя с правительственными учреждениями по всем важнейшим вопросам государственного управления. Во второй четверти XIX в. эта канцелярия превратилась в непосредственный аппарат при царе и рассматривала все важнейшие вопросы жизни страны. Аппарат канцелярии разрастался, его структура усложнялась, появлялись ее подразделения: Первое, Второе и Третье отделения (с 1826 года), Четвертое (с 1828 года), Пятое (с 1836 года) и Шестое (с 1842 года).

Первое отделение осуществляло контроль над министерствами, готовило законопроекты, ведало назначением и увольнением высших чиновников (с одобрения и утверждения царя). Перед Вторым отделением была поставлена задача кодификации законов. Мрачную известность получило Третье отделение, созданное для борьбы с революционным движением в стране. Четвертое отделение занималось благотворительными и женскими заведениями. Пятое отделение было создано для разработки проекта реформ управления государственными крестьянами. Существовавшее с 1842 по 1845 год Шестое отделение занималось подготовкой предложений по управлению Кавказом.

Сенат1. Роль Сената уменьшилась. За Сенатом в основном сохранялась роль высшего судебного учреждения страны. Его департаменты превратились в высшие апелляционные инстанции для судов губерний.

Правда, в 1802 году Александр I под влиянием аристократической верхушки дворянства сделал попытку восстановить былые полномочия Сената. Сенату были подчинены коллегии, губернаторы, предоставлено право доклада царю о несоответствии и противоречии вновь издаваемых указов другим существующим законам или о “неудобствах в их исполнении”. Однако вскоре Сенат потерял это и ряд других прав, оставшись главным образом высшим судебным органом. Декабрист М.С.Лунин писал в 1839 году, что в Сенате отправляют суд “кавалеристы, которые не сидят уже верхом; моряки, которые не снесут уже качку; иностранцы, которые не понимают русского языка, одним словом, все, которых некуда девать, находят мягкое кресло в Правительствующем Сенате”1. За Сенатом сохранилось еще право ревизовать местные органы, но принимать решения он сам не мог и передавал свои заключения другим учреждениям.

Тенденция дальнейшей централизации и бюрократизации государственного аппарата усиливалась. Коллегиальная система не обеспечивала нужное царизму управление страной. Отсутствие персональной ответственности также отрицательно сказалось на деятельности центрального аппарата. Во многих западноевропейских странах в это время уже действовали министерства. В начале XIX в. и в России на смену коллегиям пришли министерства. В соответствии с царским манифестом “Об учреждении министерств”, опубликованным в 1802 году, было создано восемь министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Два из них были новыми и не имели предшественников, это Министерство внутренних дел и Министерство народного просвещения. На министерство внутренних дел кроме поддержания “порядка” в стране возлагалась обязанность по управлению государственной промышленностью и строительством. Министерство просвещения решало задачи идеологической обработки масс, воспитания их в духе преданности царизму, а также подготовки кадров для государственного аппарата. Ему подчинялись Академия наук, университеты и другие учебные заведения, типографии частные и государственные, библиотеки и музеи, оно осуществляло цензуру над издававшейся литературой.

В соответствии с манифестом министры должны были ежегодно представлять в Сенат отчет о своей деятельности. Но фактически они несли ответственность перед императором.

Издание в 1811 году “Общего учреждения министерств”, составленного при непосредственном участии М.М.Сперанского, завершило оформление министерской системы управления в России. Министрам вверялась исполнительная власть в пределах деятельности порученных им министерств. Устанавливалось, что все министры “подчинены непосредственно верховной власти”, т.е. императору. Министры и их помощники, называвшиеся “товарищами министра”, назначались царем, другие высшие чиновники утверждались императором по представлениям министров, а низшие назначались министрами. Аппарат министерств подразделялся на департаменты и канцелярии, возглавлявшиеся директорами. Наиболее важные дела рассматривались Советом при министре - совещательным органом, куда входили товарищи министра и директора департаментов.

Число министерств и приравненных к ним учреждений увеличивалось. Были созданы: Министерство полиции (вскоре упраздненное), государственное казначейство, Ревизия государственных счетов (государственный контроль), Главное управление путей сообщения, Главное управление духовных дел разных исповеданий.

Комитет министров. С созданием министерств начал оформляться и новый орган - Комитет министров. В Манифесте 1802 года не было четкой регламентации его деятельности, а лишь упоминалось что министры могли собираться вместе для решения сложных вопросов. Полномочия и формы деятельности Комитета министров вырабатывались на практике. Комитет министров рассматривал вопросы, относящиеся к компетенции нескольких министерств и поэтому требовавшие совместного обсуждения министров. Председательствовал на его заседаниях император.

В 1812 году Комитет министров получил законодательное оформление. В его состав вошли не только министры, но и председатели департаментов Государственного совета, государственный секретарь и другие лица в соответствии с назначением императора. Комитет министров рассматривал различные вопросы управления страной, ежегодные отчеты министров, дела о “спокойствии и безопасности” страны, проекты законов, дела о награждениях и взысканиях чиновников и т.д. Закон указывал: “Никакое заключение комитета не приводится в исполнение до тех пор, пока оно не рассмотрено государем императором и не удостоено его высочайшего утверждения”. Со второй четверти XIX в., с усилением роли царской канцелярии, значение Комитета министров стало падать.

Временные комитеты являлись, как правило, секретными, их создание особенно часто практиковалось во второй четверти XIX в. Это были органы, создававшиеся лично царем из наиболее близких к нему людей для решения вопросов, по которым правительство не хотело проводить гласное, открытое обсуждение. Например, острый вопрос об устройстве государственных крестьян, крепостных крестьян, дворовых людей и т.д. в различное время (1828, 1835, 1849 гг.) рассматривали до 10 комитетов. Секретность деятельности этих комитетов вызывалась боязнью волнений крестьян и возможным недовольством дворянства. Финансовыми вопросами занимались временные комитеты (в 1812, 1840, 1842 годах). Широкую известность получил так называемый негласный комитет (1801-1803 гг.), подготовивший ряд реформ государственного аппарата (создание министерств и др.). Создавались комитеты по борьбе с голодом (1840 г.), по постройке Исаакиевского собора, секретные комитеты, управлявшие страной от имени временно отсутствующего императора (1828, 1849 гг.), и др.

Местные органы управления в первой половине XIX в. почти не подвергалась изменениям. В 1837-1838 гг. было упорядочено управлением государственными крестьянами: в губерниях были учреждены палаты государственных имуществ; в уездах - окружные управления государственных имуществ, которым подчинялись выборные волостные правления. Лица, избранные в волостное правление, подлежали утверждению палатой государственных имуществ.

Судебные органы. В первой половине XIX в. были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа. Палаты уголовного и гражданского суда в губерниях стали судами второй инстанции по делам всех сословий. Палата гражданского суда, кроме того, взяла на себя выполнение некоторых нотариальных функций. С 1808 года стали создаваться коммерческие суды, которые рассматривали вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и т.д. Дела всех сословий рассматривались и надворными судами, созданными в столицах. Действовали ведомственные суды: военные, морские, горные, лесные, путей сообщения, а также духовные и волостные крестьянские суды. Судебное управление находилось в руках созданного в 1802 году Министерства юстиции.

Армия продолжала служить классовым целям феодально-крепостнического государства - держать в повиновении и подавлять протест угнетенных масс трудящихся, выполнять важную роль в реализации внешней политики правящих кругов царской России.

Вместе с тем в Отечественной войне 1812 года русская армия выполнила исторически прогрессивную миссию, борясь вместе со всем народом против захватчиков. Передовые военные идеи развивались в русской армии полководцами Румянцевым, Суворовым, Кутузовым. Развитая металлургическая промышленность позволяла обеспечивать армию оружием и боеприпасами. Русская армия в этот период была одной из самых сильных в Европе.

Армия строилась в основном на организационно-правовых началах, заложенных еще законодательством Петра I. В первой половине XIX в. усилилась палочная дисциплина и муштра. Особенно жестоким был режим в военных поселениях, которые были созданы 1816 году во многих губерниях по инициативе реакционного царского министра Аракчеева.

Крестьяне в этих поселениях должны были заниматься сельским хозяйством и нести военную службу наравне с солдатами, как в обычных армейских частях. При помощи военных поселений правительство рассчитывало сократить расходы на армию, ибо военные поселенцы должны были сами обеспечивать себя продовольствием, фуражом, одеждой. они подвергались нещадной эксплуатации и военной муштре, что вызывало частые волнения в военных поселениях. Не оправдавшие себя экономически, не обеспечивавшие должной военной подготовки и бывшие к тому же потенциальным источником волнений, военные поселения после 1831 года стали упраздняться и полностью были ликвидированы в 50-х годах. Военные поселенцы были превращены либо в государственных, либо в удельных крестьян.

Полиция. В 1837 году в связи с делением уездов на более мелкие административно-территориальные единицы - станы, появилась специальная полицейская должность станового пристава.

В своей деятельности становой пристав опирался на сельскую выборную полицию, составленную из государственных крестьян, - сотских и десятских, а также на вотчинную полицию помещиков.

Специальные карательные органы. В России, как и в любом эксплуататорском государстве, карательные функции в той или иной мере выполняли почти все звенья государственного аппарата, в особенности армия, полиция и суд. Кроме того, в этот период для борьбы с крестьянскими волнениями и революционным движением был создан ряд особых карательных органов.

В 1801 году Тайная экспедиция была упразднена, но в 1802 году создано Министерство внутренних дел, которое наряду с другими функциями возглавляло деятельность местных административно-полицейских учреждений. В 1810 году из него было выделено особое Министерство полиции с чисто полицейскими полномочиями, вскоре (в 1819 году) вновь слитое с Министерством внутренних дел.

После восстания декабристов царизм еще более усилил свой карательный аппарат. В 1826 году по именному указу Николая I Особая канцелярия Министерства внутренних дел была присоединена к Собственной его величества канцелярии и создано, таким образом, Третье отделение Собственной его величества канцелярии.

Компетенция третьего отделения была весьма обширной: руководство полицией, борьба с революционерами и раскольниками; высылка и размещение “людей подозрительных”; управление тюрьмами, в которых находились “государственные преступники”; наблюдение за всеми иностранцами в государстве.

В соответствии с такими задачами и строился аппарат Третьего отделения, состоявший из пяти экспедиций. Первая экспедиция (секретная) вела непосредственную борьбу с революционным движением в стране, проводила следствие по политическим делам, следила за деятельностью революционных организаций и отдельными революционерами. В ее распоряжении находилась многочисленная агентура. Вторая экспедиция ведала борьбой с религиозными, а также крупными должностными преступлениями. Она управляла политическими тюрьмами (Шлиссельбургской крепостью, Алексеевским равелином, Петропавловской крепостью). В обязанность третьей экспедиции вменялось наблюдение за иностранцами, проживавшими в России. Четвертая экспедиция вела борьбу с крестьянскими волнениями, пятая (учрежденная в 1842 году) осуществляла цензуру.

Третье отделение подчинялось непосредственно императору. Оно могло затребовать интересующие его сведения у любого министра, генерал-губернатора и губернатора, и те были обязаны представить их “незамедлительно”. Более того, все начальники губерний и другие лица, знавшие что-либо по вопросам, подведомственным Третьему отделению, были обязаны доносить прямо на имя императора. Третье отделение опиралось в своей деятельности на созданный по Указу 1827 года жандармский корпус.

В 1836 году было утверждено царем “Положение о корпусе жандармов”. Жандармский корпус подразделялся на главное, окружные (всего в стране было 7 жандармских округов) и губернские управления. Главное управление возлагалось на шефа жандармов. В непосредственном подчинении у окружных и губернских управлений находились жандармские команды губернских городов. Они были созданы также в некоторых крепостях и портовых городах. На жандармские команды и дивизионы возлагалась задача “рассеяния законом запрещенных скопищ”, “усмирения буйства и восстановления нарушенного повиновения” и т.д.

Третье отделение осуществляло расправу над декабристами, руководителями многочисленных крестьянских выступлений, громило студенческое революционное движение (в том числе кружок студентов Московского университета, возглавлявшийся А.И.Герценом), вело борьбу с национально-освободительным движением. По его распоряжению, в частности, были сосланы в Сибирь участники польского восстания 1830-1831 гг. Оно осуществляло общее руководство следствием и исполнением приговора над петрашевцами. Жестоко страдала от Третьего отделения передовая русская литература. Не было ни одного демократически настроенного писателя, который бы ни находился под его надзором.

Тюрьмы были одним из орудий самодержавия в борьбе с революционным движением в стране.

Несмотря на довольно разветвленную сеть тюрем, какого-либо законодательства о них долго не было, что усиливало произвол тюремщиков. Первым общегосударственным актом в этой области явился “Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных” 1832 года, дополненный и измененный в 1842 году. В этом Своде закреплялась зависимость положения арестантов от их классовой принадлежности. Дворяне, чиновники, купцы первой и второй гильдий отделялись от “прочих арестантов”. Их бытовые условия, питание, обращение с ними были не такими, как арестантов из народа. Помещикам для услужения разрешалось брать в тюрьмы своих крепостных крестьян.

Тюремная политика соответствовала общей политике самодержавия. Исследователь истории царской тюрьмы М.Н.Гарнет писал: “Все эти этапы классовой борьбы отзывались громким эхом под сводами крепостей и тюрем, где в одиночку и стройными рядами проходили и умирали борцы революционного движения”1.

Лица, совершившие государственные преступления, содержались в политических тюрьмах. Мрачную известность приобрела Петропавловская крепость, особенно ее Алексеевский равелин, где арестанты гибли в сырых казематах от недостатка питания и воздуха. Узниками Петропавловской крепости были Радищев, солдаты Семеновского полка - участники восстания 1820 года, декабристы. В Шлиссельбургскую крепость был заключен в 1751 году Батырша, вождь восставших башкир, убитый затем якобы при попытке к бегству. В той же крепости 15 лет томился писатель Н.И. Новиков, изобличавший крепостное право, а позднее - декабристы и другие революционеры.

В монастырские тюрьмы (Кирило-Белозерского монастыря, Соловецкого монастыря и т.д.) заточались “преступники против веры”, а также и другие лица, опасные для государственного строя.

В общеуголовных тюрьмах страдали тысячи трудящихся. В 1829 году только в Петербурге содержались в тюрьмах 3358 крепостных крестьян, присланных туда помещиками “за грубость”. Для рабочих заводчики (например Демидовы) иногда строили свои тюрьмы. В тюрьмах господствовал суровый режим, широко практиковались телесные наказания, применявшиеся в основном к трудящимся, использовались рогатки, “стулья”, колодки, цепи2.

Управление зависимыми народами. Территории, входившие в состав России, находились на разных ступенях социально-экономического развития. Прибалтика, Литва, Украина, Белоруссия, Польша, Финляндия в экономическом отношении были на уровне центральных великорусских губерний. Они не являлись колониями, однако население этих территорий испытывало национальный гнет. Народи Кавказа, Казахстана, Поволжья, Приуралья, Сибири были объектом прямой колонизации царизма, подвергались тяжкой экономической эксплуатации и национальному угнетению. Реакционная национально-колониальная политика царизма сдерживала социально-культурное развитие народов России.

Вместе с тем вхождение других народов в состав России приобщало их к передовой русской культуре, к исторически прогрессивному процессу развития всероссийского рынка и капиталистических отношений. Трудящиеся всех народностей общими усилиями боролись против феодально-крепостного гнета.

В конце XVIII в. царизм ликвидировал самостоятельность органов местного управления ряда окраин, которой они ранее располагали, и распространил на них губернскую реформу 1775 года. Местные феодалы были уравнены в правах с русскими дворянами.

На Украине царское правительство ликвидировало Запорожскую Сечь, разделило Украину на губернии и уезды. На Север, Карелию, Поволжье, Сибирь губернская реформа была распространена без учета национального состава населения. Например, территория, населенная мордвой, была поделена между четырьмя губерниями.

Для народов Сибири в 1822 году был издан устав, подготовленный М.М.Сперанским. По уставу все нерусские (“инородные”) народы Сибири делились на оседлых, кочевых, и бродячих. Оседлые приравнивались по своим правам и обязанностям к русским согласно их сословной принадлежности, в частности, земледельцы включались в число государственных крестьян. Для кочевых и бродячих “инородцев” сохранялось родовое управление: стойбище или улус (не менее 15 семей), которые возглавлялись старостами; для бурят, хакасов и одно время для якутов создавались также степные думы - органы управления ими, которые возглавлялись местной феодально-родовой знатью (тойонами, зайсангами, шуленгами и т. д.) и ведали административными, финансовыми и судебными (за исключением тяжких преступлений) делами.

В Лифляндии и Эстляндии из-за оппозиции местного дворянства “Учреждение о губерниях” было введено не сразу. В 1783 году Литва, Латвия и Эстония были разделены на несколько губерний также без учета национального состава населения.

Народы Закавказья в XVIII веке страдали от опустошительных войн со стороны Ирана и Турции. В 1801 году Восточная Грузия добровольно присоединилась к России. Здесь было создано Верховное грузинское правительство из царских чиновников, при этом фактическая власть находилась в руках главнокомандующего русскими войсками. В Западной Грузии некоторое время сохранялась власть местных правителей под контролем царской администрации. В результате войн с Турцией и Ираном к России отошли земли, населенные азербайджанцами и армянами. Управление ими также находилось в руках русской военной администрации. В 1840 году Закавказье было разделено на Грузино-Имеритинскую губернию и Каспийскую область, которые в свою очередь делились на уезды. Во главе всей администрации стоял главнокомандующий Закавказским краем, при нем действовал совет главного управления. Во главе губернской и уездной администрации находились русские чиновники.

Являясь в целом противником предоставления народам самостоятельного управления, царское правительство в ряде случаев было вынуждено это делать, стремясь привлечь на свою сторону местных феодалов исходя из внешнеполитических соображений и т. д.

В XIX веке к России были присоединены Финляндия (1809 г.), часть герцогства Варшавского (1815 г.) и Бессарабия (1812 г.).

Управление Финляндией отличалось рядом особенностей. Она именовалась Великим княжеством Финляндским. Русский император являлся одновременно великим князем Финляндским, представлял Финляндию во внешних сношениях, был главой исполнительной власти. Александр I в 1809 году утвердил прежнюю конституцию Финляндии, по которой законодательная власть принадлежала сословному сейму, а исполнительная - Правительствующему Сенату из 12 человек, избранных сеймом. В 1816 году сенат был переименован в Императорский финляндский сенат, который возглавлялся назначенным царем генерал-губернатором. Фактически вся административная власть находилась в руках генерал-губернатора, сейм же почти не функционировал.

В 1815 году Польше была дарована Конституционная хартия. Русский император стал одновременно и королем польским. Польше позволено было иметь свои выборные органы. Шляхтичи и богатые горожане избирали законосовещательный Сейм, который созывался очень редко (в 1818, 1820, 1825 годах). Административная власть находилась в руках наместника царя. При нем в качестве совещательного органа действовали Государственный совет, а также состоявший из министров - поляков Административный совет.

Состав Административного совета подбирался из верных царю людей. Царство Польское имело свою армию, однако во главе нее стоял брат императора. После поражения восстания 1830 года был принят Органический статут, отменивший конституцию и объявивший Польшу “неотъемлемой частью империи”. Сейм был ликвидирован. Управление осуществлял наместник, возглавлявший Административный совет.

Бессарабия после присоединения к России получила автономию. Управление осуществлялось Верховным советом из десяти местных феодалов во главе с наместником царя. В 1828 году бессарабское самоуправление было урезано. Во главе администрации стал губернатор, Верховный совет был преобразован в областной с правами совещательного органа.

Церковь. Основные преобразования по огосударствлению церкви были осуществлены в первой половине XIX в. Организационная сторона этой политики предусматривала дальнейшее приведение коллегиального церковного аппарата в соответствие с общим уровнем централизации государственного аппарата и перестройку на основе принципа единоначалия, но единоначалия не духовного лица, а светского чиновника - обер-прокурора Синода1.

Сначала самодержавие стремилось создать собственный идеологический и пропагандистский аппарат, управляющий в том числе и подчиненным светской администрации бюрократизированным духовенством. Высшую иерархию предполагалось отстранить от управления церковью как в центре, так и на местах, передав эти функции государственным органам. В 1817 году было создано Министерство духовных дел и народного просвещения. Синоду намечалось отвести роль подчиненного органа. Министру передавались административные функции Синода и устанавливался контроль за его судебной деятельностью. Однако министерство фактически не функционировало и вскоре было упразднено (в 1824 году), поскольку решение о его создании не приняло в расчет экономические условия существования духовенства, сословность церковной организации, исторические и философские корни религии.

Во второй четверти XIX в. проводилась более реалистичная политика огосударствления церкви “изнутри” путем передачи в ведение обер -прокурора некоторых сфер деятельности Синода. Это было вызвано также оформлением новой политической доктрины “православие, самодержавие, народность”, предусматривавшей укрепление неуклонно утрачиваемого авторитета господствующей церкви. К 30-м годам XIX в. в непосредственное подчинение обер-прокурора перешли канцелярия Синода и комиссия духовных училищ. В 1836 году были созданы канцелярия обер-прокурора Синода и хозяйственный комитет, также подчиненные обер-прокурору. Тем самым Синод фактически лишался финансово-хозяйственной функции и контроля за собственным делопроизводством. В итоге исполнительные органы Синода были подчинены обер-прокурору, и высший орган церковного управления практически утратил административные связи с местным аппаратом. Синод оказался отделенным от церкви промежуточными светскими органами. Однако преобладание в аппарате церкви государственных подразделений над собственно церковными не получило законодательного закрепления. Это устраивало обе стороны - самодержавие и духовенство, заинтересованные в затушевывании процесса огосударствления церкви с целью сохранения ее престижа и значения в социально-политической жизни.

Таким образом, изменение правовых норм в рассматриваемый период преследовало цель дальнейшего укрепления феодально-крепостнического строя. Вместе с тем царизм был вынужден при этом учитывать в определенной степени интересы развивавшейся торговой и промышленной буржуазии.

3. Полное собрание законов Российской империи.

Основные положения Свода законов Российской империи.

Предпринимавшиеся ранее попытки кодификации права в России терпели неудачу. Однако необходимость в кодификации ощущалась все острее. С 1649 года, т.е. со времени принятия Соборного уложения, накопилось значительное количество актов, находившихся в ряде случаев в противоречии друг с другом и не отражавших в достаточной мере потребностей общественно-экономического развития.

Очередная попытка кодификации была предпринята в 1804 году. Комиссия под руководством М.М. Сперанского создала проекты гражданского, уголовного и торгового уложений. Но уложения эти не были приняты, так как реакционное дворянство усмотрело в них влияние законодательства французской революции, в первую очередь, французского гражданского кодекса 1804 года.

В 1826 году работа по кодификации возобновилась. М.М.Сперанский, фактически руководивший кодификацией, предложил составить Полное собрание законов Российской империи, расположив законодательные акты в хронологическом порядке. Предстояло выяснить и собрать значительное количество законодательных актов. После 1649 года в России не осуществлялись ни официальная, ни частная публикация собраний законов. Многие законы вообще не публиковались , а размножались путем переписывания. Таких актов было обнаружено свыше 2 тыс. Составители проделали колоссальную работу по выявлению нормативных актов, их сличению, отбору. В составленный реестр отобранных актов вошло 53329 наименований. К 1830 году Полное собрание законов Российской империи было подготовлено, а в апреле 1830 года напечатано. Оно включало 40 томов законов (330920 актов) и 6 томов приложений (указатели, книга чертежей и рисунков и т.д.).

Одновременно велась работа по составлению систематизированного сборника разных законов царской России, размещенных в тематическом порядке, - Свода действующих законов. Составленный в 1826-1830 г.г., как извлечение из “Полного собрания законов Российской империи”, Свод начал действовать с 1 (13).01.1835 г.1 Он состоял из 42 тыс. статей, объединенных в 8 разрядов и помещенных в 15 томах. В 1892 г., после судебной реформы 18642 г., отдельным, XVI-м томом вышли “Судебные уставы”. В Свод были включены лишь действующие акты: некоторые законы подвергались сокращению; из противоречащих друг другу актов составители выбрали позднейшие. Составители стремились расположить акты по определенной системе, соответствовавшей отраслям права. В I-III-м томах Свода излагаются основные законы, государственное и губернское установление и т.п.; в IV-м - уставы о рекрутских и земских повинностях; в V-VIII-м - уставы о налогах, пошлинах, питейном сборе и пр.; в IX-м - законы о сословиях и их правах; в X-м - законы гражданские и межевые; в XI-XII-м - уставы кредитных учреждений, торговые, постановления о фабричной, заводской и ремесленной промышленности и т.п.; в XIII-XIV-м - уставы благочиния (врачебный, о паспортах и беглецах, о содержании под стражей и др.); в XV-м - уголовные законы. Свод был в основном сборником норм феодально-крепостнического права, направленных на сохранение, защиту и укрепление самодержавия. На Украине Свод вступил в действие с 1835 года лишь в той его части, которая регламентировала государственные и административно-правовые отношения; в 1840 г. на Левобережную, а в 1842 г. на Правобережную Украину распространилось действие Свода так же в части гражданского и уголовного права. Свод действовал до 1917 года.

Гражданское право. В первой половине XIX в. законодательство в области гражданского права стало развиваться более интенсивно, что в определенной степени объяснялось усилением темпов развития промышленности и торговли.

Действовавшее гражданское законодательство было систематизировано в X томе Свода законов.

Значительное внимание уделялось в Своде законов укреплению права собственности. Имущество делилось на недвижимое и движимое. Недвижимое имущество подразделялось на “благоприобретенное” и родовое.

В ст. 262 ч. I т. X Свода законов впервые в русском законодательстве было дано понятие права собственности как права “исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться оным (имуществом) вечно и потомственно”. Право собственности на землю определялось как право “на все произведения на поверхности ее, на все, что заключается в недрах ее, на воды, в пределах ее находящиеся, и, словом, на все ее принадлежности”. Наряду с правом собственности защищалось право законного владения.

Значительное место было отведено обязательственному праву, что вызывалось развитием товарно денежных отношений. Договоры заключались по взаимному соглашению договаривающихся сторон. Предметом договора могли быть имущество или “действия лиц”. Договоры можно было заключать как письменно, так и устно, но для некоторых договоров (займа, дарения, залога недвижимого имущества, поклажи и т.д.) требовалась письменная форма. Всякий договор, “правильно составленный”, подлежал исполнению. Закон предусматривал следующие средства обеспечения договоров: 1) поручительство, 2) неустойка, 3) залог недвижимого имущества, 4) заклад движимого имущества.

Договор мены. Запрещалась мена недвижимого имущества, кроме отдельных случаев (например, посадам и городам разрешалось для получения удобного выгона менять казенные земли на помещичьи). Мена движимого имущества не ограничивалась.

Договор купли-продажи мог совершаться как самим собственником, так и другими лицами “по доверенности”. Продавать можно было лишь то имущество, которое принадлежало продавцу на праве собственности, в том числе крепостных крестьян (запрещалась продажа их лицам “недворянского происхождения”). Продажа недвижимого имущества совершалась посредством оформления купчих крепостей, составление которых подробнейшим образом регламентировалось законом.

В этот период возник договор запродажи. По этому договору одна сторона обязывалась продать к назначенному строку недвижимое или движимое имущество, причем в договоре указывались цена, а также сумма неустойки. Договор запродажи оформлялся составлением запродажной записи на гербовой бумаге и заносился в специальную книгу.

Договор имущественного найма. Недвижимое имущество запрещалось здавать в наем на срок свыше 12 лет. Договор найма недвижимого имущества, мореходных и речных судов оформлялся письменно. Договор найма движимого имущества мог заключаться и “словесно”.

Договоры поставки и подряда рассматривались законодателем вместе. Самостоятельного договора перевозки еще не было.

Договор займа мог заключаться под проценты, но в размере не более 6% годовых. Он мог составляться домашним порядком и нотариальным. Договор займа признавался недействительным, если он был подложным, заключен во вред другим кредиторам, при игре в карты. Заемные письма могли передаваться заемодавцем другому лицу. Договор ссуды имущества состоял в том, что одно лицо уступало другому лицу право пользования движимым имуществом под условием его возвращения в том же состоянии. Договор ссуды имущества носил безвозмездный характер.

Значительное место отводилось регламентированию договора товарищества, что отвечало интересам буржуазии. Товарищества составлялись из лиц, объединившихся в единую организацию и действовавших под общим именем. Товарищества могли создаваться “по торговле, по застрахованию, по перевозкам и вообще по какой бы то ни было промышленности”. Различались товарищества трех видов: 1)товарищество полное; 2)товарищество на вере; 3)товарищество “по участкам”. Полное товарищество составлялось из двух или нескольких лиц, объединивших свой капитал. В товарищество на вере входили также вкладчики, вверявшие ему определенную сумму капиталов. Товарищество “по участкам” (акционерная компания) составлялась из многих лиц, соединивших определенные суммы (“складочный капитал”). Различной была и ответственность разных товариществ. В полном товариществе его члены отвечали за все свои долги всем своим имуществом, как движимым, так и недвижимым, в товариществе на вере - всем имуществом, а вкладчики только наличным вложенным капиталом. Акционерная компания несла ответственность лишь в пределах “складочного капитала”.

Договор личного найма получил в этот период большее распространение, чем ранее, в особенности в промышленности и торговле. Прежние ограничения этого договора в основном сохранялись. Так, государственные крестьяне не могли наниматься без паспортов, а помещичьи крестьяне, кроме того, без разрешения помещиков; замужние женщины - без разрешения мужей и т.п. Срок договора устанавливался до пяти лет.

Семейное право. Книга первая Свода законов “О правах и обязанностях семейных” регулировала семейно-брачные отношения. Устанавливался брачный возраст для мужчин - в 18 лет, для женщин - в 16 лет. Лицам старше 80 лет вступать в брак запрещалось. Заключение брака зависело не только от согласия вступавших в брак, но и от согласия их родителей, опекунов или попечителей. Лица, состоявшие на военной или гражданской службе, должны были иметь письменное согласие начальства на их брак. Помещичьи крестьяне не могли вступать в брак без разрешения владельца. Запрещались браки христиан с нехристианами. Кроме того, запрещалось вступать в четвертый брак, а также в новый без расторжения прежнего.

Законным браком считался лишь церковный брак. Расторжение брака разрешалось в немногих случаях и производилось только церковью. Общественный статус жены определялся статусом мужа. Жена находилась в неравном, подчиненном положении. “Жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства; пребывать к нему в любви, почтении и в неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность как хозяйка дома”, - говорилось в статье 78 Свода законов. Жена обязана была “преимущественным повиновением воли своего супруга”, хотя при этом и не освобождалась от обязанностей в отношении своих родителей (ст. 79). В имущественных же отношениях супруги были независимы. Приданое жены, а также “имение, приобретенное через куплю, дар, наследство или иным законным способом”, признавалось отдельной собственностью. Супруги могли распоряжаться своим имуществом независимо друг от друга.

Дети делились на законных, рожденных в “законном браке”, и незаконных, рожденных вне брака. Незаконные дети не имели права на фамилию отца и на наследование его имущества.

Наследственное право. Имущество переходило к наследникам либо по завещанию, либо по закону. Духовное завещание должно было составляться “в здравом уме и твердой памяти” лицами не моложе 21 года, “имеющим по законам право отчуждать свое имущество”. Для завещания обязательной была письменная форма.

При отсутствии завещания имущество переходило к наследникам по закону. Ближайшее право наследования имели родственники мужского пола по нисходящей линии, т.е. сыновья умершего. Если не было сыновей, наследниками становились внуки, при отсутствии внуков - правнуки и т.д. Дочь при живых братьях получала 1/14 часть недвижимого имущества и 1/8 часть движимого. При отсутствии нисходящих наследников мужского пола к наследованию призывались нисходящие наследники женского пола: дочери, внучки и т.д. Если не было нисходящих наследников, наследство переходило к родственникам по боковой линии. При отсутствии таких родственников наследниками становились родители. Переживший супруг получал из недвижимого имущества 1/7 часть, а из движимого - 1/4.

Уголовное право. Свод законов излагал нормы уголовного права в книге первой XV тома. Книга состояла из 11 разделов, разделы - из глав, главы делились на статьи (всего было 765 статей). Здесь впервые были выделены Общая и Особенная части.

Хотя т. XV Свода законов и знаменовал собою значительный шаг в развитии русского уголовного права и его систематизации, все же в нем было много несогласованных и противоречивых норм и статей, и его отсталость обнаружилась с полной очевидностью вскоре после опубликования Свода законов.

Руководство новой кодификацией уголовного права было поручено М.М.Сперанскому, но работа по подготовке нового уголовного кодекса была завершена уже после его смерти.

Подготовленный проект был рассмотрен Государственным советом, утвержден императором в 1845 году и введен в действие с 1846 года. Новый кодекс получил название “Уложение о наказаниях уголовных и исправительных”. Уложение подразделялось на разделы, разделы - на главы, а главы - на статьи (всего было 2224 статьи). Некоторые главы подразделялись еще и на отделения. Количество статей в новом кодексе увеличивалось по сравнению с законами 1832 года втрое. Судебные органы в приговорах по делам, рассмотренным после 1 мая 1846 г., должны были ссылаться только на нормы нового Уложения.

В начале Уложения шли нормы, относящиеся к Общей части. Понятие преступления, заимствованное из т. XV Свода законов, формулировалось более развернуто. В Уложении не было четкой грани между понятиями “преступление” и “проступок”. В ст. 4 записано следующее: “Преступлением или проступком признается как самое противозаконное деяние, так и неисполнение того, что под страхом наказания уголовного или исправительного законом предписано”. Сроки давности устанавливались лишь для преступлений. В Уложении устанавливались формы вины, стадии совершения преступления, виды соучастия, обстоятельства, смягчающее или отягчающее вину, устраняющие уголовную ответственность. Уголовная ответственность наступала с 7 лет. Незнание закона не освобождало от наказания. Уложение применялось ко всем российским подданным. Из него были выделены дела, подсудные духовному суду и военным судам. Иностранные подданные, не имевшие дипломатического иммунитета, также судились по Уложению за преступления, совершенные в Российском государстве.

Система преступлений по Уложению была более сложной. Вначале традиционно шли преступления против веры. Значительное место уделялось государственным преступлениям. При этом покушение, преступное действие и даже умысел свергнуть императора карались лишением всех прав состояния и смертной казнью. За участие в восстании также полагались лишение всех прав состояния и смертная казнь. Составление и распространение письменных и печатных сочинений с целью “возбудить к бунту” каралось лишением всех прав состояния и ссылкой на каторжные работы в крепость на срок от 8 до 10 лет. При этом лицам, не освобожденным от телесных наказаний, дополнительно назначались от 50 до 60 ударов плетью и клеймение.

Специальные разделы были посвящены преступлениям против порядка управления, должностным преступлениям. В Уложении появились новые статьи и даже специальное отделение “О неповиновении фабричных и заводских людей”. Особенно сурово наказывались организованные выступления рабочих. Явное неповиновение фабричных и заводских людей владельцу или управляющему заводом, оказанное “целою артелью или толпою”, каралось как восстание против властей, т.е. смертной казнью. Предусматривались наказания и против участников забастовок. Виновные подвергались аресту: “зачинщики” - на срок от трех недель до трех месяцев, “прочие” - от семи дней до трех недель.

Раздел “О преступлениях и проступках против законов о состояниях” предусматривал защиту сословных прав и привилегий, охраняя и закрепляя сословное разделение людей в обществе. Всякое намерение лица скрыть свою принадлежность к определенному сословию наказывалось лишением всех прав состояния и ссылкой в Сибирь на поселение, при этом лица, не освобожденные от телесных наказаний, подвергались наказанию плетьми от 10 до 20 ударов. В этом разделе имелось специальное отделение “О преступлениях крепостных людей против своих господ”. Выступления крепостных крестьян против своих господ приравнивались к восстанию против правительства. Любое неповиновение помещику влекло для крепостного наказание розгами от 20 до 50 ударов. За подачу жалобы на своих помещиков крепостные крестьяне наказывались розгами до 50 ударов. Переход крестьян от одного владельца к другому и переход “в другое состояние” без воли помещика наказывался розгами от 30 до 60 ударов.

В особом разделе содержались нормы, относившиеся к преступлениям против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц. Умышленное убийство наказывалось лишением всех прав состояния и ссылкой на каторжные работы либо пожизненно, либо на длительные сроки.

Обширный раздел был посвящен преступлениям против собственности частных лиц. Насильственное завладение чужим недвижимым имуществом (землей, домом и т.д.), осуществленное вооруженными людьми, наказывалось лишением всех прав состояния и ссылкой в Сибирь. Умышленный поджог какого-либо обитаемого здания влек наказание, связанное с лишением всех прав состояния и ссылкой на каторжные работы в крепость на срок от 8 до 10 лет. Наказание увеличивалось, если здание принадлежало церкви, императору или членам его фамилии. Разбой, грабеж наказывались лишением всех прав состояния и ссылкой на каторжные работы в крепости, заводы, рудники на различные сроки или пожизненно.

Виноватые в краже наказывались в зависимости от обстоятельств совершения преступления ссылкой, заключением в работные дома, отдачей в исправительные арестантские роты и битьем розгами.

В Уложении вводилась довольно сложная система наказаний. Все наказания делились на два разряда: наказания уголовные и наказания исправительные. Каждый из разрядов подразделялся на несколько родов и степеней. Создавалась своеобразная “лестница наказаний”.

К наказаниям уголовным относились: лишения всех прав состояния в сочетании либо со смертной казнью, либо со ссылкой на каторжные работы, либо со ссылкой на поселение в Сибирь или на Кавказ. К этому еще добавлялось битье плетьми для лиц, не освобожденных от телесных наказаний. Осужденных на каторгу клеймили. На лбу и щеках у них ставилось слово “кат” (каторжный).

Лишение всех прав состояния означало потерю всех привилегий, связанных с принадлежностью к определенному сословию, прекращение супружеских отношений, лишение прав собственности на имущество (оно переходило к наследникам), лишение родительских прав.

К наказаниям исправительным относились: ссылка, отдача в исправительные арестантские роты, заключение в крепость, тюрьму, смирительные или работные дома, кратковременный арест, выговор в присутствии суда, денежные взыскания. К этим наказаниям обычно добавлялись наказания розгами для лиц, не освобожденных от телесных наказаний.

В Уложении нашел отражение классовый подход к преступникам. Например администрация тюрьмы могла принуждать к работам лишь “мещан и крестьян”, а лица других “состояний” могли работать по собственному желанию. Дворяне и чиновники, подвергнутые кратковременному аресту, могли отбывать его и дома, в то время как все другие - только в полицейских органах.

Дворяне, духовенство, почетные граждане, купцы первой и второй гильдий, феодалы других народностей освобождались от наложения клейма, заключения в оковы, наказания плетьми, шпицрутенами, палками, розгами.

Процесс в рассматриваемый период в основном оставался инквизиционным. Указом 1801 года запрещались пытки при производстве расследования дел. Однако на практике они применялись широко.

Значительное внимание уголовному процессу было уделено в Своде законов (кн.II, т. XV, свыше 800 статей). Здесь эти нормы составили фактически довольно обширный кодекс с определенной системой построения.

Решающая роль в кодексе отводилась полиции. Ей вверялось следствие и исполнение приговора. Само следствие по закону подразделялось на предварительное и формальное. Дело начиналось по доносу, жалобе отдельных лиц либо по инициативе прокурора, стряпчих или полиции. Прокуроры и стряпчие осуществляли надзор за следствием.

После окончания следствия дело направлялось в суд. Судебного следствия как части судебного разбирательства не существовало. Дело докладывал по составленным “выписям” один из членов суда или секретарь. Как правило, свидетели и эксперты в суд не вызывались. Да и сам обвиняемый вызывался в суд лишь для выяснения вопроса о том, применялись ли к нему недозволенные приемы при производстве следствия. Он являлся не субъектом, а объектом процесса.

Свод законов закрепил существовавшую еще со времени “Краткого изображения процессов или судебных тяжб” (1716 г.) систему формальных доказательств. Сохранялось деление доказательств на совершенные и несовершенные. К совершенным относились: собственное признание обвиняемого, письменные доказательства, признанные им; заключение медицинских экспертов; совпадающие показания двух свидетелей, не отведенных подсудимым. К несовершенным доказательствам закон относил: внесудебное признание обвиняемого, подтвержденное свидетелями; оговор им посторонних лиц; повальный обыск; показания одного свидетеля; улики.

По наиболее тяжким уголовным делам суд первой инстанции составлял “мнение” и направлял его в палату уголовного суда для вынесения приговора. Приговоры не были стабильными. Весьма часто они в силу требования самого закона, а также по жалобам осужденных рассматривались в ревизионном порядке в вышестоящих судах. Лица, не освобожденные от телесных наказаний, могли принести жалобу лишь после исполнения приговора, предусматривавшего применение телесных наказаний. В случае необоснованности жалобы жалобщика вновь подвергали телесному наказанию или тюремному заключению.

При недостаточном количестве улик суд не выносил обвинительный или оправдательный приговор, а оставлял подсудимого под подозрением. Для крестьян и мещан это могло повлечь за собой выселение в Сибирь по приговорам местных обществ. Как свидетельствовала официальная статистика, по большинству уголовных дел судами принимались решения об оставлении обвиняемых под подозрением.

Четко выраженный классовый характер носили нормы процесса, закрепленные в разделе о судопроизводстве по наиболее опасным для государства преступлениям: государственным, против веры. Такие дела должны были рассматриваться “без малейшего промедления” (ст.1241). Для их рассмотрения по указу царя могли создаваться особые верховные уголовные суды, состав которых персонально определялся также царем. Такой верховный уголовный суд судил, в частности, декабристов под прямым контролем императора.

Особый порядок существовал для рассмотрения дел крестьян, выступавших против своих помещиков и оказывавших сопротивление присланным для их усмирения воинским командам. Их судил военный суд. Приговор такого суда после утверждения губернатором или министерством внутренних дел приводился в исполнение немедленно.

Дела о “маловажных преступлениях” (мелкие кражи до 20 руб., легкие побои, пьянство и др.) решались в сокращенном порядке полицейскими чиновниками.

Свод предоставлял помещикам право производить “расправу по маловажным преступлениям, учиненным помещичьими крестьянами”.

В судах процветало взяточничество. Образовательный уровень судей был низок. Обычным явлением стала волокита, некоторые дела рассматривались годами и даже десятилетиями. Так, в 1844 году в уездном суде было начато дело о краже мелкой монеты на сумму 115 тыс. руб., а закончено оно было лишь в 1865 году после судебной реформы.


4. Значение Свода законов

для дальнейших кодификационных работ.

В развитии права следует отметить уникальную систематизацию законодательства - создание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи.В условиях кризиса феодализма абсолютная монархия стремилась удержать власть дворян усилением карательных звеньев государственного аппарата. С этой целью были созданы Третье отделение императорской канцелярии, корпус жандармов.

Будучи в своей основе феодально-крепостническим, Свод законов учитывал в некоторой степени интересы развивающейся буржуазии. Кодификация русского права имела большое значение. Она привела к формированию специальных отраслей законодательства: гражданского, уголовного и других, что явилось важным этапом в создании отраслей права. Вместе с тем в Своде содержалось много устаревших норм. В 1836 году была начата работа по созданию нового уголовного кодекса. В 1845 году было утверждено “Уложение о наказаниях уголовных и исправительных”.

Несмотря на то, что Полное собрание законов и Свод законов Российской империии вобрали в себя немало устаревших норм, которые тормозили развитие капиталистического общества, эти собрания законов значительно подняли авторитет Российского государства в глазах более цивилизованной Европы и просуществовали, претерпев ряд изменений, до 1917 года.


5. Литература


1. История государства и права СССР, “Юридическая литература”; под редакцией Ю.П.Титова, 1988 ;

2. Юшков С.В. История государства и права СССР ч. 1, Москва, 1961;

3. Ткач А.П. История кодификации дореволюционного права Украины, Київ, 1968;

4. Шевченко О.О. Історія держави і права зарубіжних країн, Київ, 1995:


1  Секуляризация (от лат. saecularis - мирской, светский) - обращение церковной и монастырской собственнолсти (главным образом земельной) в собственность светскую, государственную. На Западе была одним из средств освобождения королевской власти от церковной опеки и укрепления государственных финансов за счет доходов духовенства. В России с образованием централизованного государства правительства в конце XV в. Ивана III, в середине XVIII в. Петра I пытались ограничить церковное землевладение с целью ослабления политического влияния Русской православной церкви.

1  Сперанский Михаил Михайлович (1.12.1772, с.Черкутино, ныне Собинского района Вдадимирской области - 11.11.1839, Петербург) - русский государственный деятель, граф (1839). Сын священника. С 1797 г.- на государственной службе. С 1808г. стал ближайшим советником императора Александра І. Автор нескольких проектов государственных реформ либерального направления. В 1812-16 гг. находился в ссылке в Нижнем Новгороде, затем в Перми. С 1816 г. - Пензенский губернатор, с 1819 г. - генерал-губернатор Сибири. С 1826 г. фактически возглавлял 2-е отделение императорской канцелярии, осуществлявшее кодификацию законов. Под руководством Сперанского было составлено Полное собрание законов Российской империи и “Свод законов Российской империи”

1  Сенат (лат. senatus, от senex - старик) создан в России в 1711 году как высший орган государственного управления, подчиненный непосредственно императору, а с начала XIX в., с созданием министерств, - высший судебный орган осуществлявший также контроль за деятельностью государственных учреждений и чиновников.

1  Лунин М.С. Сочинения в письмах. Петроград, 1923 г.

1  Гарнет М.Н. История царской тюрьмы. Москва, 1960.

2  Рогатки надевались на шею и голову таким образом, что заключенный не мог лежать; стулья - деревянные чурбаки весом в несколько десятков килограммов, прикованные цепью к металлическому ошейнику; колодки надевали на руки, ноги и шею; цепи - на руки, ноги и шею и приковывали к стене, полу.

1  Синод (от греч. сход, собрание) - высший орган управления Русской православной церковью созданный в 1721 году вместо патриаршества Петром I, подчинившим Синод светской власти.

1  Первое издание - 1832 г., последующие - 1842, 1857, после 1857 полностью не переиздавался, выходили только отдельные тома.

2  Судебная реформа 1864 года - либерально-буржуазная реформа судебной системы, уголовного и гражданского судопроизводства, которое осуществило царское правительство в соответствии с потребностями капиталистического развития России. Судебная реформа была оформлена судебными уставами, проекты которых утвердил царь в ноябре 1964 г. Согласно Судебной реформе была образована общая, формально равная для всех, судебная система: суды общей юстиции (окружной суд - судебная палата - Сенат) и мировая юстиция (единоличный участковый мировой судья - уездный суд мировых судей - Сенат). Был введен институт присяжных заседателей, провозглашен ряд буржуазно-демократических принципов: равенство всех перед законом, гласность, устность судопроизводства и т.п.; учреждена адвокатура. В то же время сохранился ряд учреждений и принципов феодализма-сословного судопроизводства (сословные суды - церковные, военные, волостные; административная юстиция, дворянский состав судей и пр.) Судебно-административной реформой 1889 года царизм значительно ограничил действенность судебной реформы 1864 г. (она фактически ликвидировала систему мировой юстиции - выборных мировых судей заменили: в уездах - земские начальники, в городах - назначаемые городские судьи; волостные суды были подчинены земским начальникам; компетенция суда присяжных свелась к минимуму; был нарушен принцип гласности по делам о государственных преступлениях). По этой реформе крестьян и все органы крестьянского самоуправления целиком подчинили власти дворян, помещиков, в руках которых была сосредоточена судебная и административная власть.

33