Реферат: Теория организации и системный анализ фирмы
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СИСТЕМ и СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА МЭСИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
ТОиСА
ТЕМА : «Системный анализ на примере своей организации»
Выполнила: Пахомова Л.В.
Группа: ЗФ-14
Факультет: Целевой Экономико-Правовой
Специальность: Финансы и кредит
Проверил: проф. Кацман В.Е.
МОСКВА
28.05.2001
СОДЕРЖАНИЕ:
Ч А С Т Ь 1 |
|
- 3 | |
I. |
|
- 4 | |
|
1.1. |
||
|
1.2. |
- 7 | |
|
1.3. |
- 10 | |
|
1.4. |
- 11 | |
II. |
|
- 13 | |
|
2.1. |
- 15 | |
Ч А С Т Ь 2 |
|
- 17 | |
Литература: |
|
- 19 | |
Ч А С Т Ь 1
ВВЕДЕНИЕ
Организация – это объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой. В нем сочетаются многообразные связи (физические, технологические, экономические, правовые) и человеческие отношения. Организация как объект представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов (свойство организационной сложности) и особое единство с внешним окружением. Для нее характерна целенаправленность функционирования и развития. Она самоорганизующая система на всех этапах своего жизненного цикла. Именно такое понимание и положено в основу всего комплекса знаний о теории организации.
Организации создают структуры, чтобы обеспечить координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников. Структуры организаций отличаются друг от друга сложностью, формализацией, соотношением централизации и децентрализации.
Структурные взаимосвязи в организациях находятся в центре внимания многих исследователей и руководителей. Для эффективного достижения цели необходимо понимание структуры работ, подразделений и функциональных единиц. Организация работы и людей во многом влияет на поведение работников. Структурные и поведенческие взаимосвязи, в свою очередь, помогают установить цели организации, ориентирование на их достижение.
К организациям относятся различные образования (предприятия, коммерческие фирмы, учебные и научные организации и др.)
Структура организации – это те фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации. Ее можно понимать как установленную схему взаимодействия и координации технологических и человеческих элементов.
I.
Организация является одним из частных элементов системы. Суть данной контрольной работы представить организацию как систему, исследовать ее с помощью методов системного анализа, с применением соответствующих математических и эвристических (интуитивных) методов. В качестве математических методов используем методы теории графов.
За систему я приняла Экономический бизнес колледж города Москвы (ЭБК), который является обособленным структурным подразделением Международной Школы Бизнеса (МШБ) и начал свою работу в 1996 году в городе Москве. ЭБК осуществляет подготовку специалистов со средним специальным профессиональным образованием, а также повышение квалификации и переподготовку кадров.
1.1.
Структура может быть простой или сложной в зависимости от числа и типа взаимосвязей между частями системы. В сложных системах должна существовать иерархия, т. е. упорядочение уровней подсистем, частей и элементов. От типа и упорядоченности взаимоотношений между компонентами системы в значительной степени зависят функции систем и эффективность их выполнения.
В данном учебном заведении используется иерархическая структура. Она характерна тем, что реализует все виды связей, т.е. предполагает выполнение каждым работником определенной работы, функциональные связи между исполнителями, линейные – руководителя с исполнителем, характеризуется передачей управленческого воздействия в виде конкретного набора функций:
Рис.1 Иерархическая структура управления ЭБК
|
|
|||||||||||||
Система – это конечное множество функциональных элементов и отношений между ними, выделенная из внешней среды с определенной целью в рамках некоторого временного интервала.
Как я уже говорила, за систему в данной контрольной работе я приняла Экономический бизнес-колледж г.Москвы (ЭБК). На организацию (систему) находящуюся как в рентабельном так и нерентабельном состоянии (в данном случае в рентабельном) влияют многие внешние факторы, которые в понятиях рыночной экономики называют «макроокружением», а с точки зрения ТО и СА – внешней средой.
Внешняя среда – есть совокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы. На данном ниже примере (рис.2) видно, что ЭБК находится под влиянием внешних факторов окружающей его среды. Это и социально-экономические и демографические (что тоже не маловажно) факторы, а также ряд других (налоговая служба (система), Базовый ВУЗ (МШБ) и др.
Рис.2 Внешняя среда:
1.2.
Основные функции системы:
² удовлетворение потребностей личности в индивидуальном, культурном и нравственном развитии, приобретении средне-специального образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности;
² удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах;
² Подготовка специалистов;
² переподготовка и повышение квалификации;
² распространение знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и культурного уровня;
² обеспечение непрерывности между средним и высшим образованием (ЭБК ð МШБ);
² образование креативной личности, способной адаптироваться в быстро меняющемся современном мире.
Рис.3 Экономический Бизнес-Колледж как СИСТЕМА
Рассматривая данную систему (Рис.3), можно заметить, что она состоит из элементов.
Элемент системы – предел деления системы с точки зрения аспекта рассмотрения (решения).
Современная система может содержать огромное количество элементов. Для ее исследования применяется разделение на части - декомпозиция. Таким образом, большую систему разбивают на относительно небольшие части. Каждую из которых возможно исследовать, и взаимосвязь между ними. Последующий процесс разбиения частей на составляющие их части – многоуровневая декомпозиция.
Рассмотрим на примере рис.3 (стр.7, п/п 1.2.) деление системы на составляющие элементы (рис.4):
Рис.4 Пример деления системы на составляющие элементы:
В свою очередь, каждый элемент можно также разделить на составные элементы. Например,
КУРАТОРЫ ð КУРАТОР ГРУППЫ №1, КУРАТОР ГРУППЫ №2, КУРАТОР ГРУППЫ №3. Каждого куратора, в свою очередь можно «разделить» на обязанности, которые он выполняет.
Это:
ð Заполнение классных журналов;
ð Проверка посещаемости;
ð Составление расписания факультативных занятий для своей группы;
ð Назначение дежурств по закрепленной за группой аудитории;
ð Проведение родительских собраний;
ð Проверка успеваемости;
ð Устройство студентов на практику
и мн. др.
В свою очередь, каждую обязанность куратора можно также разделить на выполняемые им операции.
1.3.
Части системы можно классифицировать на подсистемы и компоненты.
Подсистема – относительно независимая часть системы, обладающая ее основными свойствами.
В данной контрольной работе я рассматриваю как систему Экономический бизнес-колледж г.Москвы. Хотя, в принципе, он сам является подсистемой. Подсистемой Международной школы бизнеса, его основательницы, его базового ВУЗа. Потому что сохраняет все его основные функции.
Для ЭБК подсистемами будут являться (рис.3, стр.7, п/п 1.2.):
ð Дневное отделение;
ð Вечернее отделение
Они сохраняют все основные функции колледжа (системы):
² Подготовка специалистов;
² Переподготовка специалистов;
² удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах;
² Направление студентов в базовый ВУЗ (МШБ)
и др.
Если часть системы, не сохраняет ее некоторые основные свойства, то она называется компонентом. Компонент – набор однородных элементов системы, выделенных по определенному признаку.
Выделим по однородному признаку для ЭБК некоторые компоненты:
ð Группы студентов по специальности «Менеджер по туризму»;
ð Группы студентов по специальности «Бухгалтер-менеджер»;
ð Группы студентов по специальности «Оператор ЭВМ»;
ð Группы студентов по специальности «Юрист».
Все эти компоненты выделены по определенному признаку, в данном случае – специальность, выбранная студентами при поступлении в ЭБК.
1.4. Связи в системе
Связь определяется как ограничение степени свободы элементов. Элементы в системе утрачивают часть своих свойств, которыми они обладали в свободном состоянии, но также и приобретают. Связи можно охарактеризовать направлением (направленные и ненаправленные), силой (сильные и слабые), видом (подчиненные, связи порождения, управления и равноправные). Одна и та же связь может характеризоваться несколькими признаками.
Рассмотрим связи в системе (ЭБК) с применением теории ГРАФОВ.
Рис.5 Связи в системе с применением теории графов
|
|
||||
В данном примере представлен пример системы методом смешанного графа. Т.е. в этом графе присутствуют как направленные так и ненаправленные связи. Является наиболее общим случаем графа.
II.
Одной из причин, объясняющей, почему ЭБК является прибыльной организацией, заключается в очень упорной работе собственников и сотрудников фирмы. Стремление к лидерству и качество команды позволили поставить перед собой широкий набор целей, которые должны соответствовать постоянно меняющимся требованиям на рынке образования.
Миссия ЭБК состоит в том, чтобы предоставить самый широкий и качественный спектр услуг по подготовке-переподготовке специалистов по представленным сертифицированным специальностям.
Стратегическая цель ЭБК - Завоевание лидирующего положения на рынке образования за счет расширения списка специальностей и качества обучения.
Тактические цели:
² Быть прибыльным предприятием и использовать полученные средства для новых инвестиций по мере возникновения возможностей;
² Отобрать и принять на работу новых педагогов и кураторов, усвоивших принципы самомотивации, ориентированных на успехи и привыкшие к упорной работе;
² Иметь в ЭБК достаточное количество педагогического состава, удовлетворяющих указанным требованиям;
² Завоевать для нашей фирмы на целевом рынке имидж солидной организации;
² Разработать комплекс льгот по оплате обучения для детей инвалидов, неполноценных семей и семей с низким уровнем доходов;
² К концу пятого выпуска получить государственную аккредитацию (июнь-август 2001 года).
Рис.6 Дерево целей:
A. Обеспечение образовательного процесса;
B. Организация перспективных н-т разработок (создание образовательной компьютерной программы для упрощения процесса обучения)
C. Расширить спектр сертифицированных специальностей;
D. Обеспечение высокой эффективности работы преподавателей, кураторов и др. персонала;
E. Техническое сопровождение (полная компьютеризация);
F. Использовать полученные средства для новых инвестиций.
G. Получение государственной аккредитации;
H. Получение сертификата для новых специальностей («Менеджер по гостиничному бизнесу», «Банковское дело»;
I. Набор достаточного количества педагогического состава для обеспечения качественного образования по новым специальностям;
2.1.
Проектирование организационных структур управления осуществляется на основе следующих основных взаимодополняющих методов:
1.Аналогий;
2.Экспертно-аналитического;
3.Структуризации целей;
4.Организационного моделирования.
Метод аналогий состоит в применении организационных форм и механизмов управления, которые оправдали себя в организациях со сходными организационными характеристиками (целями, типом технологий, спецификой организационного окружения, размером и т.п.) по отношению к проектируемой организации. К методу аналогий относится выработка типовых структур управления производственно-хозяйственных организаций и определение границ и условий их применения.
Экспертно-аналитический метод состоит в обследовании и аналитическом изучении организации силами квалифицированных специалистов с привлечением ее руководителей и других работников для того, чтобы выявить специфические особенности проблемы, «узкие места», в работе аппарата управления, а также выработать рациональные рекомендации по его формированию или перестройке исходя из количественных оценок эффективности оргструктуры, рациональных принципов управления, заключений экспертов, а также обобщения и анализа наиболее передовых тенденций в области организации и управления.
Метод структуризации целей предусматривает выработку системы целей организации, включая их количественную и качественную формулировки, и последующий анализ организационных структур с точки зрения их соответствия системе целей. При его использовании чаще всего выполняются следующие этапы:
a) разработка дерева целей;
b) экспертный анализ предлагаемых вариантов;
c) составление карт прав и ответственности.
Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализированных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организациях, являющихся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных.
Можно назвать несколько типов организационных моделей:
² математико-кибернетические модели управленческих структур;
² графоаналитические модели организационных систем;
² натуральные модели организационных структур и процессов;
² математико-статистические модели зависимостей исходными факторами организационных систем.
Ч А С Т Ь 2
ПЕРСПЕКТИВЫ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПРИМЕНЕНИЯ СА В ДАННОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ (ЭБК)
В этой части контрольной работы я рассмотрю перспективы дальнейшего применения в ЭБК системного анализа. Конечно, в учебных заведениях, обычно, редко этим занимаются, но стоит, все-таки попробовать это сделать.
Наш колледж довольно-таки маленькая организация, с минимальным количеством штатных работников (директор, кураторы, бухгалтер, уборщица, оператор ЭВМ и секретарь) все остальные работают по трудовому соглашению. Вся ответственность за какие-либо организационные проекты или исследования лежит на руководителе ЭБК – директоре, Репине Н.Н.
Поэтому, рассмотренные мной перспективы будут несколько интуитивными и займут немного места.
1. Перспектива первая состоит в применении организационных форм и механизмов управления, которые оправдали себя в учебных заведениях со сходными организационными характеристиками (целями, типом технологий, спецификой организационного окружения, размером и т.п.) по отношению к данной организации ЭБК;
2. Дальше, выработать или реорганизовать структуру управления организации и, после, определить границы и условия их применения;
3. Перспектива третья связана с экспертно-аналитическим методом. Он состоит в обследовании и аналитическом изучении данной организации силами квалифицированных специалистов с привлечением ее руководителей и других работников для того, чтобы выявить специфические особенности проблемы, в работе аппарата управления, а также выработать рациональные рекомендации по его формированию или перестройке исходя из количественных оценок эффективности организационной структуры, рациональных принципов управления персоналом ЭБК, а также обобщения и анализа наиболее передовых тенденций в области организации и управления данного Колледжа;
4. Предусмотреть выработку системы целей ЭБК, включая их количественную и качественную формулировки, и последующий анализ организационной структуры, с точки зрения их соответствия системе целей;
5. С методом организационного моделирования связана пятая перспектива. Она представляет собой разработку формализированных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организациях, являющихся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных.
Процесс проектирования организационной структуры управления должен быть основан на совместном использовании охарактеризованных выше методов, но возможен и выбор метода решения той или иной организационной проблемы зависит от ее характера, а также от возможностей для проведения соответствующего исследования. А именно анализ графоаналитических систем или сетевых систем в которые входят анализ, отображение распределения функций, полномочий, ответственности, организационных связей.
Использованная литература:
1. «Теория систем и методы системного анализа» Волкова, Денисов; Москва, изд-во «Инфра-М», 1998 год;
2. «Управление персоналом организации» под ред. Кибанова; Москва, изд-во «Инфра-М», 1999 год;
3. Лекции по курсу «Теория организации и системный анализ» Преподаватель – Кацман В.Е.; МЭСИ, ЦЭПФ, 2000-2001 учебный год.
Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике | |
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ А.Г.КУЗНЕЦОВА РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ... Надеемся, что данное пособие позволит студентам, аспирантам, педагогам и руководителям системы образования на основе изучения генезиса системного подхода в отечественной педагогике ... ХХ века естественно связано с поиском ответа на вопросы о взаимосвязях двух линий развития системного подхода: как общенаучного и как конкретно-научного, с изучением не только ... |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: дипломная работа |
Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности ... | |
Министерство образования Российской Федерации Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского Факультет технологии, экономики и ... Методика профессионального обучения рассматривается как методика углубленного обучения студентов колледжей и учащихся профессиональных училищ, как специальная, контекстная ... Сущность системного подхода состоит в установлении всех существенных взаимосвязей между переменными факторами и в выявлении их влияния на поведение всей системы в целом. |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат |
Практика применения системно-ситуационного подхода в управлении (на ... | |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ ГОУ ВПО КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра менеджмента специальность ... -любая система является подсистемой более крупных систем и имеет свои подсистемы. Даже когда ввели новую специализацию в специальности "Педагогика дополнительного образования" - "Дополнительная подготовка по менеджменту", то выучился только один набор студентов ... |
Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: контрольная работа |
Развитие творческих способностей как условие профессиональной ... | |
Министерство культуры Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств Отделение социально-культурных ... Процесс профессиональной адаптации молодых специалистов развивается нормально, если устанавливается соответствие между подсистемами следующих характеристик: комплекс требований ... Конкурс на самую красивую девушку ВУза", "Конкурс на самого сильного молодого человека", Лучшая академическая группа и т.д.); организация жизнедеятельности студентов в общежитиях ... |
Раздел: Рефераты по психологии Тип: дипломная работа |