Реферат: Жизнь и деятельность Витторио Карпаччо
«ВИТТОРЕ КАРПАЧО»
доклад по МХК
студента 8 «Б-1» класса
АЛЕКСЕЯ ТОПОЛЬСКОГО
г.Самара, 2002г.
Венеция всегда была самой независимой из всех итальянских городов. Ее исключительное географическое положение — на островах, в точке пересечения многих караванных путей — определило и своеобразие исторического развития города, и особенное политическое устройство, и экономическую свободу. Здесь сошлись традиции восточнохристианской духовности, изощренной умозрительности ислама и языческого жизнелюбия античности.
Венецианская живопись сосредоточила в себе все особенности жизненного уклада города. В мировом искусстве она стала синонимом колористических исканий. Но для венецианца живопись в первую очередь служила прославлению родного города, воспеванию его красоты.
В 16 веке поэт сказал: "Поистине этот город — сокровище, оправленное в хрусталь вод, которые его окружают... Не подобен ли он созданию кисти?". Собственно венецианская живопись начинается в 15 веке в творчестве семьи Беллини. На их картинах возникает Венеция, ее архитектура, ее жители...
Виторре Карпаччо (Carpaccio, Vittore) (ок. 1460 – ок. 1526), венецианский живописец эпохи Возрождения. Его великолепные картины с изображением пышных процессий, сцен из истории и священных легенд, связанных с родным городом, делают его центральной фигурой повествовательной традиции венецианской живописи.
Карпаччо родился в Венеции ок. 1460 года. У Джованни, младшего в семье, впервые появляется та золотистая светоносность красок, которая стала главным признаком венецианского колорита. Но творчество Витторе Карпаччо (ок.1465-1525) связано в первую очередь с именем старшего брата — Джентиле, автора специфических жанровых картин.
Витторе Карпаччо родился, как предполагают, в Истрии, но точные место и дата его рождения неизвестны. Сначала он работает в манере Виварини, но, став учеником Джентиле Беллини, быстро усваивает и развивает его стиль.
Первый и, пожалуй, наиболее удачный цикл картин был написан художником для Скуола ди Санта Орcола (1490—95, Венеция, Галерея Академии). Девять его картин посвящены жизни святой Урсулы.
Согласно легенде Урсула была дочерью короля Маура, славилась красотой и умом. Английский король просил ее руки для своего сына, однако отец Урсулы, христианин, не хотел отдавать свою дочь за язычника. Но сама Урсула убедила отца принять предложение, предвидя обращение своего жениха в христианство. Так и случилось. Урсула, в сопровождении жениха и подруг, посетила Папу римского.
На обратном пути они заехали в Кельн, который в это время подвергся нападению гуннов. Здесь святая и ее подруги претерпели мученическую смерть за веру.
Карпаччо в подробностях изображает основные эпизоды жизни святой. Действие и персонажей он переносит в Венецию. Мы видим море, освещенное золотисто-зеленоватым цветом, столь характерным для Венеции, многочисленные гондолы, барки, лодки. За высокими аркадами мостов громоздятся бесконечные домики.
Среди них возвышаются красивые венецианские палаццо или церкви, всем своим обликом напоминающие реальные постройки. Набережные и площади заполнены пестрой толпой, в которой даже не всегда можно выделить главных героев повествования. Карпаччо как бы сам погружается в толпу и движется вместе с ней. Все его занимает: и многообразная жизнь города, и детали архитектурного убранства, и одежды.
А то вдруг его глаз останавливается на странной фигуре, безобразно одетой, одинокой — это старуха нищенка, всеми брошенное несчастное существо. Но художник уже движется дальше, уводя наш взгляд в глубину пейзажа, подернутого голубоватой дымкой. Поражают и наблюдательность, и фантазия, и мастерство художника во владении кистью. Отметим, что эти огромные картины — один из первых опытов Карпаччо в технике масляной живописи, до этого он писал темперой.
В 1502—07 годах Витторе Карпаччо пишет для Скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони цикл картин из жизни святых Георгия, Иеронима и Трифона. Со свойственной ему естественностью и непринужденностью Карпаччо ведет свой рассказ, средствами живописи достигая совершенно особого впечатления жизненности. В этом смысле замечательна картина «Святой Иероним в келье».
На ней изображена, с соблюдением всех законов перспективы (недаром есть свидетельство, что Карпаччо вместе с Джентиле и Джованни Беллини учился у математика Мелатини), комната ученого. Вдоль стен на полках стоят книги и различные атрибуты ученых занятий, переданные художником с необычайной достоверностью и пластической осязаемостью.
В глубине рядом с дверью, ведущей в небольшую комнату, ниша с алтарем, на котором статуя благословляющего Христа и митра с посохом, символизирующими епископский сан. Очень натурально передано движение блаженного, который писал, но остановился и смотрит в окно.
Особенно удалось художнику его
выражающие высокие мысли лицо. Слева от Иеронима сидит небольшая собачка,
словно ожидающая внимания со стороны хозяина. Это еще одна характерная для
Карпаччо деталь — дань того интереса к жизни, которым был беспредельно захвачен
художник.
Глядя на «Св. Иеронима» Карпаччо, невольно вспоминаешь картину на тот же сюжет
Антонелло да Мессины, написанную на пятьдесят лет раньше. У Антонелло множество
тех же деталей, вышедших из-под его виртуозной кисти, — недаром он тоже
венецианец. Преемственность между мастерами очевидна.
У Карпаччо есть картина, в которой его интерес к бытовому жанру воплотился в полной мере. Это «Две венецианки» (Венеция, Музей Коррер). Застылость поз и выражений лиц компенсируется здесь почти этнографической точностью в изображении одежд, особенностей быта, окружающей обстановки.
Витторе Карпаччо никогда не обращался к портрету как отдельному жанру, но у него есть своеобразное по замыслу и исполнению произведение — «Молодой рыцарь на фоне пейзажа» из собрания барона Тиссена.
Герой представлен в окружении природы на фоне замка. Со знанием подлинного натуралиста выписывает Карпаччо каждый листок, каждое растение. Кажется, что они принадлежат кисти нидерландского живописца — столь трепетно и с такой точностью воспроизведена каждая деталь изображения. И все же для Карпаччо мир природы не открывал особых глубин; природу он наделял в первую очередь символическим и даже геральдическим смыслом. Гораздо больше его привлекала городская жизнь и место человека в ней — по современным понятиям, художник был урбанистом.
К середине 1510-х годов мастерская Карпаччо разрослась
и стала производить довольно большое количество произведений. Но чувствуется
явный упадок творческих сил. Карпаччо продолжает работать в старой манере,
которая к тому времени начинает уже восприниматься как анахронизм. Ведь уже совершенно
в ином стиле пишут свои картины венецианцы Джорджоне и Тициан. Все это, видимо,
осознавал и сам мастер. Картины, написанные после 1519 года, не сохранились.
Несмотря на то что Карпаччо работал и в начале 16 столетия, в историю искусства
он вошел как яркий представитель зрелого кватроченто, великолепный живописец,
певец Венеции.
Умер Карпаччо в Венеции в 1526 году.
Изобразительное искусство Италии 15 века | |
Я. Белоусова 15 век в Италии дает уже богато разработанную теорию искусства. Крупнейшим теоретиком этого столетия был Леон Баттиста Альберти ... Якопо и Джентиле Беллини, Витторе Карпаччо, а в особенности Антонелло да Мессина и Джованни Беллини были теми художниками, которые создали в Венеции реалистическое искусство ... Наиболее плодотворный период его творчества связан с Венецией, где он пишет алтарь в церкви Сан Кассьяно (сохранился лишь фрагмент), ставший прототипом алтарных композиций в ... |
Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: статья |
Художественные стилевые направления в искусстве | |
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО (от лат. antiquus - древний) - исторический тип искусства. Античностью называют эпоху Древней Греции и Рима. Этот термин впервые ... Впервые термин "maniera" стал приобретать особое значение в середине XVI в. у венецианских живописцев, которые употребляли его с оттенком "новая манера" (итал. "maniera nuova") для ... кисти рук и пр Это особенно характерно для картин Пармиджанино Удлинение фи-typ и уменьшение деталей действительно усиливает их пластичность, но в данном случае выглядит манерным В ... |
Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: реферат |
Свидетельство о вере и Церкви росписей собора святого ... | |
Свидетельство о вере и Церкви росписей собора святого равноапостольного князя Владимира в Киеве ПЛАН Введение ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОСПИСЕЙ ... ... а в росписи храма Спасителя в Москве (1860-1879-е гг.) приняли участие Суриков и Семирадский, участие подлинного художника-живописца в подобных работах считалось в те годы как бы ... Философов указывал, что художник Иванов, возмущаясь засильем академической живописи в храмах, писал брату в 1868 году: |
Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: дипломная работа |
Художественная манера Джованни Батиста Тьеполо | |
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Среда формирования и становления индивидуальной художественной манеры Дж. Б. Тьеполо 1.1 Венеция 18 века. Особенности ... Прежде всего, потому что Тьеполо - художник, не только созданный Венецией 18 века, но и воплощающий Венецию своей эпохи со всей силой и полнотой, представляющий собой своего рода ... В недавно обнаруженной в замке Цоппола, близ Удине, картине Тьеполо "Святой Рох" мы знакомимся с совершенно новым образом этого популярного в итальянской живописи святого. |
Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: курсовая работа |