Реферат: Культура языческой Руси

План.

Введение

1.  Языческая культура древних славян

2.  Принятие христианства - переломный момент  в истории русской культуры

3.  Культура Киевской Руси

4.  Культура Московского царства (XIV-XVII вв.)

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Отечественная культура на протяж е нии всех веков ее формирования неразрывно связана с историей России. Наше культурное наслед ие, с к ладывалось в процессе ста новления и развития национально го самосознания, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Оно дало миру вершины художественных до стижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру.

Особенности формирования российской культуры видятся в таких основных факторах: необходимость освоения огромного гео­графического пространства, на котором соединялись и взаимодейст­вовали многочисленные этнические Г руппы и народности; утверж дение православия как особой ветви христианства, сосредоточенной на духовности, приверженности устоявшимся традициям; длитель­ная временная изолированность развития от западно-европейских цивилизационных процессов и напряженная борьба за преодоление такой замкнутости; превалирование идеи приоритета государственности над личностными интересами, подчинение интер е сов личнос­ти интересам государства

Чтобы наглядней представить сказанное, рассмотрим основные этапы формирования отечественной культуры от VI века, когда началось ее становление, до конца XX века, когда наша националь­ная культура приобрела завершенные формы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Языческая культура древних славян.

На ранних этапах развития природа страны накладывала огромный отпечаток на весь ход ее истории. В. О. Ключевский отмечал равнинность, обилие речных путей на Восточно-европейской равнине, ко­торые облегчили гр а ндиозные процессы колонизации племен, пре­допределили особенности и разнообразие хозяйственной деятель­ности народа. Но природа не охраняла общество от чужеродных вторжений.

С V века до н. э. на северном побережье Черного моря греки ос­новали колонии, привлекая местных жителей на свои рынки, подчиняя их своему культурному влиянию: Торговля сблизила греков и туземцев. Создавались смешанные поселения. В раскопках найдены предметы греческого искусства, сделанные греческими мастерами по заказу варваров. Таким образом, греческое искусство служило вкусам местных жителей — скифов — иранской ветви арийского племени. Затем вместо скифов в южной Руси оказываются сарматы, аланы— иранские кочевники. Наступает упадок греческих городов и одновременно некоторый подъем культуры скифов пахарей. Но никакие катастрофы не уничтожили культурных достижений Поднепровья. Когда с ростом Римской державы изменилась карта мира и римские города-крепости распространились до Приазовья, Поднепровье оказалось подготовленным к восприятию элементов римской культуры. Носителем культуры этого периода было раннее славянское население. С IV века и на протяжении целого тысячелетия южные степи Руси были предметом спора пришлых племен с Востока

Летопись не помнит времени прихода славян из Азии в Евро пу. Она застает их уже на Дунае, в Карпатах. Падение Западной Римской империи, массовое движение славян через Дунай приводят к возникновению крупных славянских племен. Латинские и византий­ские писатели VI-VIII веков говорят о двух ветвях славян -— антах и славянах. Начался новый период в истории восточных славян. Он  подводит к объяснению блестяще й культуры, без перерыва идущей в Киевское время.

Придя в Поднепровье, славяне не нашли здесь такой культуры и цивилизации, как германские племена в Западной Римской импе­рии. Но с VI века памятники позволяют говорить о собств енн ой и в достаточной степени определившейся культуре восточ н ых славян. До образования Киевского государства они имели значительную ис­торию, заметные успехи в области материальной к у льтуры: знали секреты обработки металла, земледельческие орудия. У них были выработаны известные представления о земном и загробном мире, сложились строго соблюдаемые ритуалы, и когда завершился про­цесс этногенеза, формировани я древнерусской народности, эти культурные достижения прошлого не были забыты.

Древнерусская (россий с кая) культура не является чисто сла­вянской. Древнерусская народность складывалась в см е шении не­скольких субэтнических ком п онентов. Она з а рождалась как общ­ность, образуемая из соединения трех хозяйственно-технологичес­ких регионов — земледельческого, скотоводческого, промыслового. Трех типов образа жизни — оседлового, кочевого, бродячего; в сме­шении нескольких этнических потоков — славянского, балтийского, финно-угорского с заметным влияни е м германского, тюркского, се­верокавказского, в пересечении влияния нескольких религиозных потоков. Таким образом, на основной территории Древнерусского государства мы не можем говорить о численном преобладании славян в этногенезе. Единственный элемент древнерусской культуры, в кото­ром славянское доминирование не вызывает сомнений — это язык.

В VI-IX веках идет процесс интенсивного развития народов, населявших Восточно-европейскую равнину. Пашенное земледелие вытесняет подсечное, выделяется ремесло, завязываются тес­ а ные культурные связи с Византией, Востоком, Западной Европой. Усиленно развивается торговля, которая велась значительными ка питалами (о чем свидетельствовали найденные клады арабских мон ет, рассказы арабских писателей). В торговле с Востоком большое значение имели контакты с хазарами, которые открыли славянам безопасный путь в Азию, познакомили с религиями Востока. Успеш­но развивалась торговля с Виза нт ией. К Х веку сложились опреде­ленные формы и традиции торговых соглашений. Об этом свидетель­ствуют договоры, подписанные князьями Олегом и Игорем с греками. Они были составлены на двух языках— русском и греческом. Это подтверждает то, что письменность у славян появилась задолго до принятия христианства, а также то, что до появления первого свода законов «Русской правды» складывалось и законодательство. В до говорах упоминалось о «Законе русском», по которому жили славяне. Под именем «русов» славяне торговали в Западной Европе.

С древних времен рядом с земледелием и скотоводством населе­ни е Древней Руси успешно занималось торговлей. При таком условии можно предположить раннее с ущест вова ни е городов, уж е в VII-VIII веках. Летопись не приводит времени их появления. Они был и «изначала» — Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, Киев— все на речных, , торговых путях. Города являлись не только пунктами племенной обо­роны и культа. К XI веку они — центры политической, культурной жизни, ремесленного производства. С появлением частной собствен ности, богатых земледельцев, возникают грады — хоромы (замки). В скандинавских сагах IX века Древняя Русь называлась «Гардариком»— страной городов , формирующаяся культура Киевской Руси была городской. Таким образом, до второй половины IX века, до обра зования государства, восточные славяне имели уже значительную историю и успели достигнуть за м етных успехов в области материальной куль ту р ы , ко то рая являлась основой об щ естве нн ой жизни.

Центральное место в культуре этого периода занимала язы­ческая религия. Язычество— это религиозная форма освоения че­ловеком мира. Религиозные взгляды древних славян отражали ми­ровоззрение наших предков. Они развивались, усложнялись, не от­личаясь значительно от аналогичного развития религий других народов. Человек жил в мифологической картине мира. В центре ее находилась природа, к которой приспосабливался коллектив. Мож­но выделить несколько этапов развития языческой культуры .

·           На первом этапе обожествлялись силы природы. Вся она на­селялась множеством д у хов, котор ы х надо было ум и лостивить, что бы они не вредили человеку, помогали в трудовой деятельности. Славяне поклонялись Матери-Земле, довольно развиты были водя­ные культы. Они считали воду стихией, из которой образовался мир. Славяне населяли ее различными божествами — русалками, водя­ными, морянами, посвящали им пра здники. Почитались леса и рощи, их считали жилищами богов. Почитались бог солнца — Даждьбог, бог ветра— Стрибог. Славяне думали, что их родословная происходит от богов. Автор «Слова о полку Игореве» называет русский народ «Даждьбоговыми внуками».

·           На втором этапе в русско-славянском язычестве развивается и держится дольше других видов верований культ предков. Почита­ли Рода - творца Вселенной и Рожаниц — богинь плодородия. Сла­вяне верили в потусторонний мир. Смерть воспринимали не как исчезновение, а как переход в подземный мир. Они сжигали трупы или предавал и их земле. В первом случае предполагалось, что после смерти жить остается душа, в другом допускалось, что они продолжают жить, но в ином мире. Душа после сожжения сохраняла связи с материальным миром, принимая иной образ, вселяясь в новое тело. Славяне считали, что Предки продолжали и после смерти жить с ними, по ст оя нн о нахо д ясь рядом .

·           На третьем этапе развит ия языческой религии появляется, «Бог богов», удаленный от мира. Это уже существо небесное, глава ие­рархии богов. В VI веке повелителем Вселенной признавали бога—громовержца Перуна. В договорах Х века с греками русские князья клялись двумя богами: Дружинным—Перуном (впоследствии—кня­жеским богом), а купцы — Белесом — богом скота (впоследствии — бо го м богатства и торговли). У славян существовали довольно развитые формы языческой обрядности, т. е. организованной, упорядоченной системы магических действий, практическая цель которы х в том, что бы воздействовать на окружающую природу, заставить ее служить человеку. Поклонение идолам сопровождались языческими ритуала ми, которые не уступали христианским по пышности, торжественно сти и воздействии на психику. Языческая обрядность включала и различные виды искусств. С помощью скульптуры, резьбы, чеканки создавались изображения, обладание которыми, думали; славяне , давало власть над силами природы, предохраняло от бед и опасностей (амулеты, обереги). Языческие с и мволы проявлялись , в славянском фольклоре (образы березы, сосны, рябины), в зодчестве — на кровлях ж и л ищ вытес ы вались изображе ни я птиц, конски х гол о в

С лавяне строили многокупольные деревянные языческие храмы. Но их храм был скорее местом хранения предметов поклонения. Обряды же сопровождались произнесением заговоров, заклинаний, пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах, элементами теат­рализованных де й ствий. Византийские историки упоминали о трех музыкантах, захваченных в VI веке в плен по пути в Хазарию, куда шли в качестве послов своего князя. Пленные славяне сообщили, что они не умеют владеть оружием, а только умеют играть на своих инструментах. Это сообщение свидетельствовало о привилегированном, почетном по­ложении древних музыкантов. Выполнять дипломатические поруче­ния могли люди, облеченные доверием. Такое совмещение функций бы­ло широко распространено в средневековой Западной Европе. В фео­дальной Руси этот обычай неко торое время еще будет сохранен.

В связи с потребностью в н утреннего объединения, княжески й бог Перун становится богом общегосударственным. В славянском пантеоне были и боги неславянского происхождения. Финская богиня Мокош, бог солнца народов Востока Хорос. В результате обычные межплеменные конфликты получали закрепление в религиозной сфе­ре. В 980 году Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которойс л ияние разнородных богов в едином пантеоне. Но она потерп е ла неудачу. Очень рано к славянам проникли языческие религии соседних народов. Они были знакомы и с другими вероиспове даниями: иудаизмом, католицизмом, православием. С ними Русь по­знакомилась, постоянно общаясь с хазарами, народами Средней Азии, Византией, Европой. Таким образом, геополитическое пространство Древней Руси находилось на стыке различных миров. Население Руси было под мощным влиянием разнонаправленных цивилизационных факторов, прежде , всего христианского и мусульманского. Древняя Русь развивалась аналогично Западной Европе, и подошла одновременно с ней к рубежу образования раннефеодального государства. Призвание варягов стимулировало этот процесс. Киевское государство строилось на основе западного института вассалитета, который вклю­чал понятие свободы Главную и широкую основу для вхождения в ев­ропе й ское, сообщество создавало принятие христианства. Крещение Руси стало переломным рубежом в истории и культуре.

2. Пр инятие христианства - переломный момент в истории русской культуры.

 Несущим элементом любой культуры является религия. Это не про­сто вера в сверхъестественное или система обрядов. Это образ жиз­ни, определенная система идей, верований, представлений о челове­ке, его месте в мире. Русь времен Владимира стала государством, переросла языческие верования, была окружена народами, имею­щими свою письменность, развитые религии. Она стремилась войти в этот мир. Принятие христианства от Византии было подготовлено всей предшествующей историей Руси.

Сведе ний о проповеди христ и анства в По дн епро в ье восхо дят к веку н.э. и в преданиях связаны с именем Андрея Первозванного. Апо­стол, якобы поставил крест на месте будущего Киева, предсказав, что тут возникнет «град велик». В источниках содержатся сведения о кре­щении княгини Ольги, о существовании в период ее властвования хри­стианских хр а мов. Таким образом, проповедь христианства сущест­вовала издавна, хотя христианство еще и не стало господствующей религией. Русь официально приняла христианству в 988 году, в акте знаменитого крещения на Днепре жител е й Киева. Смена веры на Руси произошла без иностранного вмешательства. Это было ее внутренни м делом. Она сама сделала свой выбор. Большинство ее соседей приняло христианство из рук миссионеров и крестоносцев .

Выбор восточной ветви христианства — православия — был определен рядом причин, внутренних и внешних. В этот пер и од сформировалась необходимость этнокультурного объединения всех земель. Язычество должно было уступить место новой религии, так как оно отражало демократический быт древнеславянского общества, исчезающий лод натиском общегосударственного феодализма . Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киева и Константинополя. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение, зависела от и м п ератора. Э то соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Для него было важным, чтобы крещение и связанное с этим заимствование византийской культуры не лишало Руси ее самостоятельности. Н есм о тря на то, что православную церковь возглавил византийский патриархи император, Русь была вполне суверенным государством. На это и бы ли направлены реформы Владимира, имевщие целью изменение культурных основ Киевской Руси. И еще один момент привлек его. Христианство по православному образцу не связывало богословие языковыми канонами. В католицизме богослужение проходило н а латинском языке. Киев защищал национальное богослужение, делая упор на возвеличивание славянского языка до уровня божественно го. Византийская церковь разрешала отправление религиозного культа на национальном языке.

Христианство, заимствованное от греков, и в тоже время, отмежеванное полностью от Запада, в коне ч ном счете, оказалось ни Византийским, ни Западным, а русским. Это обрусение христиан ского верования и церкви рано началось и шло в двух направления ми. Первая борьба за свою национальную церковь в верхах. Греческие митрополиты встретились на Руси с тенденцией к самобытности . Первые русские святые были возвеличены по причинам политическим, не имеющим отношения к вере, вопреки мнению грека-митро полита. Вторая струя шла из народа. Новая вера не могла вытеснить то, что было частью самого народа. Рядом с христианской верой, не­достаточно крепкой в народе, были живы культы старых богов. Складывалось не двоеверие, а новая синкретическая вера как ре­зу л ьтат обрусения христианства. Христианство было своеобразно усвоен русскими, как и всё, что попадало извне.

Как повлиял выбор христианства на русскую историю и куль­туру? В период X -XIII веков происходил сложный психологический слом языческих верований и становление христианских представле­ний. Процесс смены духовных и нравственных приоритетов всегда труден. На Руси он происходил не без насилия. На сме н у жизнелюби­вому оптимизму язычества шла вера, которая требовала ограниче­ний, строгого выполнения нравственных норм: Принятие христианства означало изменение всего строя жизни. Теперь центром общест венной жизни стала церковь. Она проповедовала новую идеологию, прививала н о вые ценностные ориентиры, воспитывала нового человека. Христианство делало человека носителем новой морали, основанной на культуре совести, вытекающей из евангелистских заповед ей . Христи анство с оздавало широкую, основу для объединения  древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Исчезла гр а ница между ярусом и славянином. Всех объединила общая духовная основа. Про изошла гуманизация общества. Русь была включена в европейский и христианский мир. С этого времени она считает себя частью этого Мира, стремясь играть в нем видную роль, всегда сравнивать себя с ним.

Христианств о оказало влияние на все стороны жизни Руси. Принятие новой религии помогло установить политические, торговые, культурные связи со странами христианского мира. Оно способ­ с твовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Но необходи мо учитывать специфический «слободской» характер русских о городов, где основная масса населения продолжала заниматься сельскохозяйственным производством, в незн а чительной мере до­полненным ремеслом, а собственно городская культура сосредоточилась в узком кругу светской и церковной аристократии. Этим м ожно объяснить поверхностный, формально-образный уровень христианизации русских мещан, их невежественность в элементар ны х религиозных верованиях, наивное ис то лкование основ вероуче ния, столь удивлявшее европейцев, посещавших страну в средние века и в более позднее время. Опора власти на религию, как на социально-нормативный институт, регулирующий общественную жизнь, сформировала , особый тип русского массового православия— формального, невежественного, часто синтезированного с языче ской мистикой.

Церковь способствовала созданию на Руси великолепной архи­тектуры, искусства, появились первые летописи, школы, где обуча­лись люди из различных слоев населения. То, что христианство было принято в восточном вариа н те, имело и иные последствия, проявивши­еся в исторической перспективе. В православии слабее, чем в западном христианстве была выражена ид ея п рогресса. Во времена Киевской Руси это еще не имело большого значения. Но по мере того, как ускоря­лись темпы развития Европы, ориентация православия на иное пони­мание целей жизни сказывалось существенно. Европейского типа ус­тановка на преобразующую деятельность была сильна на первых эта пах истории, но она была трансформирована православием. Русское православие ориентировало человека на духовные преобразования, стимулировало стремление к самосовершенствованию, приближе­ н ию к христианским идеалам. Это способствовало развитию такого феномена, как духовность. Но при этом православие не давало стиму­лов для социального и общественного прогресса, для преобразования реальной жизни личности. Ориентация на Византию означала и оттор­жение от латинского, греко-римского наследия. М. Грек предостерегал от перевода тру п ов западных мыслителей на русский язык. Он считал, что это может нанести ущерб истинному христианству. Особенной ху­ле подвергалась эллинистическая литература, которая вообще не име­ла отношения к христианству. Но полностью отрезанной от Античного наследия Русь не была. Влияние эллинизма, вторичное, сказывалось через византийскую культуру. Оставили свой след колонии в Причерноморье, велик был интерес и к античной философии.

В теч е ние длительного времени, до XIX века христианство останется доминантой культуры. Оно будет определять стиль, ма­неры, образ мыслей и чувств. Складывалось своеобразное отноше­ние церкви и государства. Государство взяло на себя и церковные за­дачи. Церковь стала орудием централизации государства, создала идейные основы самодержавия. Организационные особенности церкви способствовали культурной замкнутости страны. В России усилился традиционализм. Здесь не было реформации — альтерна­тивы православию. С периода Московского царства нарастает куль ­ турное отставание от Западной Европы.

3. Культура Киевской Руси .

 

К XII-XIII векам древнерусская культура достигла своего высшего уровня и широко распространилась на огромной территории Восточной Европы. Русские города стали соучастниками создания общеевропейского романского художественного стиля. В основе этих дости жении — успехи в развитии материальной и духовной культуры предшествующего периода. Выдающееся развитие получило русское ремесло. В Древней Руси существовало более 40 ремесленных специальностей. Важное место занимало кузнечное. Производилось более 150 видов изделий из железа, стали. На Руси были сделаны на­учно-техниче с кие открытия, в том числе создание цилиндрического замка, который с успехом продавался в Европе. Знания ремесленно-практического толка развивались; укр е плялись, передав ались из поколения в поколение.

В дописьменный период значительных успехов достигло устное народное творчество. Богатство устной языковой культуры запечатлено в народной поэтической и песенной традиции: песнях, сказках, загадках, пословицах. Значительное место в фольклорной языковой традиции занимала календарная языковая поэзия, опи­равшаяся на языческий культ: заговоры, заклинания, обрядовы е песни. На протяжении многих поколений народ создавал и хранил своеобразную «устную» летопись в виде эпических сказаний о про­шлом родной з емли. Уст н ая летопись предшествовала летописи письменной. К Х веку относится возникновение нового эпического жанра героического былинного эпоса, явившегося вершиной уст­ного народного творчества. Былины — это устные поэтические про­изведения о прошлом. В их основе лежат реальные исторические со­бытия. Б ы лины пелись часто в сопровождении гусляров. Главной те­мой были н Киевского цикла была тема борьбы с иноземными захватчиками, идея единства и величия Руси. В народной памяти былинный эпос сохранился до XX века.

Значительным культурным переворотом было введение единой письменности, так как язык являлся несущим элементом куль­туры. Русский язык — один из славянских языков, относящихся к индоевропейской группе, прошел долгий путь развития. В VII-VIII веках можно предположить существование восточнославянских племенных диалектов, на основе консолидации которых возник древнеру сский язык. Он сформировался в X I-ХIV веках. Старославянский язык пришел на Русь с богослужебной литературой. Славянская азбука была составлена греками. Кириллом и Мефодием с учетом специфики славянской речи на основе греческого скорописного письма с добавлением букв из коптского и самаритянского ал фавитов. Один из письменных памятников Киевской Руси «Русская правда» написан подлинно народ н ым, простым, ясным языком. Это му языку не страшны были «влияния». Он мог только обогащаться новыми словами, оборотами, не теряя своего национального облика.

Славянская письменность, литература в XI-XII веках достиг­ла своего расцвета. За менее чем 150 лет Русь прошла путь от пери­ода безписьменности к вершинам словесного искусства. Язык вели­чайшего произведения «Слово о полку Игореве» корнями уходит в народную устную поэзию, откуда автор черпал свои образы, эпитеты, сравнения. «Слово» уникально, оно наиболее полно отражает дух   эпохи, ее мировоззрение. Для истории русской культуры важно под черкнуть еще одно свойство. Русский язык, литература при наличии особенностей народных говоров, прочно внедрился на всей террито­рии Руси. От севера до юга в юридических документах, историчес ких повестях, стихах, прозе звучал гибкий, образный русский язык.

Благодаря мощным связям с Византией развивалось просве щение. Городское население Руси было грамотным. Князья владели иностранными, древними языками. Киевскую Русь называли «книжной страной». При монастырях были созданы школы, библио­теки, архивы, переводилось большое количество литературы; писа­лись летописи. Уровень развития культуры Киевской Руси для своего времени был достаточно высок.

После принятия христианства для Руси стало характерным противоречивое отношение к светским увеселениям: их то запреща ли, то признавали необходимость смеховой разрядки. Перво е было характерно для духовенства, которое видело в народных традициях проявление язычества. Но в сознании народа, большинства князей: аскетическое отрицание плотских радостей вызывало противодей ствие. С XI века в литературных памятниках встречаются упоминания о скоморохах. Это были актеры, сочетавшие черты потешника, драматического лицедея, музыканта, певца, танцора, фокусника . Со своими «бесовскими» песнями и плясками они были любимы и при дворе князя и в крестьянской избе. Помимо скоморохов любимые зрелища народа были коллективные игрища, приуроченные к тра­диционным бытовым и земледельческим праздникам. Гротеск, буф­фонада, смех были непременным элементом этих веселых зрелищ. «Смеховая культура» сохранялась в традициях этих праздников. Но христианские ценности и обряды постепенно входили и в народную к у льт у ру, вытес н яя язычество, переме ши ваясь с ним .

От XI-XII веков дошло более 80 духовных и светских книг. Древнерусские авторы предпочитали оставаться неизвестными. Литература Древней Руси быстро стала самостоятельной. Она взяла на себя как бы все функции по воспитанию народа. Церковная литература сформировалась в различных жанрах — притчи, жития, поуче ния («Поучения Владимира Мономаха», «Сказание о Борисе и Гле бе»). К первой половине X I века относятся истоки философской культуры. Их связывают с религиозно-философским произведени ем «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона.

Древнерусскую литературу можно рассматривать как литера туру одной темы и одного сюжета. Этот сюжет — мировая история. Тема — смысл человеческой жизни. Многотомные великие Четьи-Минеи (то есть чтения, расположенные по месяцам года), летописи («Повесть временных лет» и др.), хронографы, «хождения» (описания путешествий) — все это свидетельствовало о чувстве величия мира др е внерусским человеком. Литература этого периода носила поучи­тельный характер, рассказывала не о придуманном, а о реальном. До XVII века она не знает почти условных персонажей. Имена действу­ющих лиц исторические. Литература Руси видела свою главную роль в просвещении, проповеди светской жизни, введении русской куль т уры в мировую христианскую культуру: Высокого уровня достигло закон о дательство Древней Руси. Правовой кодекс «Русская правда» поражает развитой для своего времени правовой культурой.

Языческая Русь не знала храмового строительства. После принятия христианства по заказам государства, князей в городах начинается каменное строительство. Русь оставила нам величест венные памятники древнего зодчества: Богородицу Десятинную (Десятинную церковь, построенную в честь принятия христианст ва), Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, Золотые ворота и в Киеве, Владимире. Принципы строительства храмов (крестово-ку польный стил ь ) были заимствованы из Византии. Храм являл собой как бы уменьшенное отображение мироустройства. Внимание к сводчатым аркам определилось традицией, связанной с грандиоз­ным символом неба—куполом. Все центральное пространство храма в плане образовывало крест .

Особенность зодчества Киевской Руси проявлялась, с одной стороны, в следовании византийским традициям (вначале и мастера были преимущественно греки), с другой — сразу наметился отход от византийских канонов, поиск самостоятельных путей в архитекту­ре. Так, уже впервой каменной церкви — Десятинной — наметились такие не характерные для Византии черты, как многокупольность (до 25 куполов), пирамидальность — это чисто русское наследие деревянного зодчества, перенесенное на каменное. Внутри храмы украшались фресками и мозаикой. Необходимым элементом украше ния были иконы. Первые архитекторы и иконописцы в Древней Руси б ы ли греки, которые обучали русских. Но где бы не обучались рус ские художники, они перенимали лишь технику, интересовались стилем. Уже в XII веке русские иконописцы создают оригинальные художественные композиции на темы, не известные в Византии. Са мой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем в XI веке. Эта икона получила название «Владимирской Богоматери» и стала своеобразным символом Руси.

В условиях феодальной раздробленности важную роль в со­хранении и укреплении связей между разрозненными землями иг рала общность культурных традиций. Художественное наследие Киевской Руси сохраняло з н ачение в качестве образцов, которым стремились следовать. Возникали местные школы, в творчестве ко торых приемы и формы киевского искусства получили самостоя­тельное развитие. Образование местных школ способствовало сбли­жению искусства народного и «ученого» более ш ирокому проник­новению народных элементов в культуру господствующего класса. В середине XII века во Владимиро-Суздальском княжестве нача­лось широкое строительство монументальных храмов (Успенского, Дмитровского во Владимире, роскошных дворцовых сооружений в Боголюбове). Высокого развития достигло церковно-певческое ис­кусство.

В XIII-XIV веках крупнейшим центром древнерусской куль­туры становится Новгород. Искусство Новгорода отличалось черта­ми яркого своеобразия. В новгородских были н ах воспевалась не только защита страны от внешнего врага, но и внутренняя жизнь большого города с его контрастами, борьбой интересов, широким разгулом, весельем, расточительностью. Популярный герой новгородского эпоса Садко — бедный гусляр, певец становится первым в городе купцом. Типично русским явлением в новгородской культуре было искусство колокольного звона, которое здесь доведено до степени высокоо и тонкого мастерства.

Наряду с наличием общих с Европой тенденций в развитии культуры этого периода существовал ряд особенностей ее формиро вания, связанный со спецификой социальных процессов. Своеобраз но шел процесс классообразования. Преобладала свободная земле дельческая община, основанная на коллективных формах собствен ности. Ячейкой общественного устройства была община. Русь — страна городов, но их роль иная, чем в Европе. Там они — центры ре месла, торговли. На Руси — политические центры. Важнейшая проблема Руси — соотношения личности и общества — разрешалась в пользу коллектива.

К середине XII века Русь распалась на несколько княжеств. Европа тоже прошла этот период развития, после которого сформировались национальные государства. Но на Руси этого не случилось, потому что с XIII века возникла опасность с Востока — монголо-татарское нашествие, а с Запада — интервенция Л ит вы , Ш веции, требовавших смены вероисповедания, принятия католичества. Юго-западные земли Руси, оказавшись в составе Великого княжества Литовского, продолжали развиваться по европейскому типу. На се веро-западе своеобразно развивался Новгород. Церковь здесь была самостоятельной, верующие выбирали себе духовного пастыря. Этот порядок был ближе к протестантским традициям. В Новгороде процветали ереси. Здесь раньше, чем на Западе появились реформаторские тенденции и даже атеистические настроения. Многое напоминало здесь европейскую реформацию. Принципы новгородской демократии давали возможность участвовать в жизни республики не только знати, но и городскому плебсу. В условиях давления с Запада и с Востока, республика стремилась сохранить свой тип развития. В борьбе за независимость прославился князь Александр Невский. Своей гибкой политикой уступок Золотой Орде он сопротивлялся на­ступлению катастрофы. В 1478 году Новгородская республика пала под ударами великого Московского князя Ивана III. Исчез последний островок, имев ши й европейск и й тип развит и я.

В целом, древнерусская цивилизация Киевского периода по своим типологическим чертам мало отличалась от раннефеодальных цивилизаций Западной Европы. Их сближали преобладающие технологии материального производства, городской характер куль­туры, единообразие многих ценностных ориентаций. Православный характер русского христианства и тесные экономические, полити­ческие, культурные связи с Византией, определили стилевую спе­цифику цивилизации Древней Руси. В пер в ые века Киевская Русь по многим культур н ым, ценностно-ориентационным чертам можно рассматривать как «дочернюю» зону византийской культуры, хотя по большинству форм общ е ственного устройства и жизнедеятельно­сти она была скорее ближе к центральной Европе, так что на первом этапе своего становления российская цивилизация уже синтезиро­вала черты европейской, эллинистической культуры и византийско й мистики.

4.  К ультура Московского ц арства (XVI-XVII вв.)

С закатом Киевской Руси закончился первый цивилизационный цикл в развитии русской культуры. Процесс станов л ения русского культурного архетипа приходится на следующий период в истории России , информируется в эпоху Московского царства в XIV-XVII веках. В развитии этих двух цивилизационных циклов есть разли­чия и преемственность. С падением К и евской Руси не был использо ван путь включения в христианскую цивилизацию, приобщения к европейским це н ностям. Происходит формирование московской субкультуры, в становлении котор ой большую роль сыграл геополитический фактор: срединное положение между цивилизациями Вос тока и Запада и непримыкание ни к одной из них, перемещение центра страны на северо-восток. На новой почве произошла задержка в » развитии переселенцев из Киевской Руси. Под покровительством церкви вырабатывается национальное самосознание. В результате наложения православных ценностей на языческую культуру фор мируется определенный тип человека .

 С ХII века началась активная миграция из Киевской Руси в междуречье Оки и Волги. Произошло смешение русских славян с на родами финно-угорской группы (меря, мордва, мари), началось формирование русской народности— великороссов. Земли заселялись быстро, но в отличие от Киевской Руси здесь было мало городов. Переселенцы жили в другой географической среде, в лесах. Происходило становление иного образа жизни. Жизнеобеспеченность требовала больших физических усилий, тяжелого труда, на которы й были обречены на столетия. Произошло изменение даже физическо го типа людей. Монголо-татарское иго задержало развитие страны. На земле Руси были разрушены города, села, ремесла, утрачен о культура земледелия, сократилась численность населения. Стано вление субцивилизации Московской Руси определялось ее сложной и противоречивой связ ь ю с Золотой Ордой. С одной стороны — неприязныо к завоевателям, с другой — Орда была метрополией.

В XIV-XV веках на северо-востоке Руси складывается централизованное государство со столицей в Москве. Социально-полити ческая система, формировавшаяся в Великорусском государстве несла на себе черты сильнейшего восточного влияния, особенно с се­редины XIV века, когда Орда приняла ислам. Подобная «исламизация» некоторых сторон социальной культуры не способствовала смягчению деспотических начал русской жизни и системы государ­ственного управления. В то же время нельзя преувеличивать значи­мость этого восточного компонента в политической и социальной культуре Московской Руси, ос о бенно в сфере мировоззрения. Стра­на оставалась христианской, и драматические события истории восточно-христианской церкви оказали решающее влияние на формирование той систем ы ценностей и картины мира, которые были характерны для средневековой России. С падением Константинопо ля в 1454 году Русская православная церковь постепенно обретает самостоятельност ь и одновременно отдаляется от западного христианского мира. Русь о сознает себя единственной защитницей христи­анства. Она принимает миссию спасения, возрождения и распрост­ранения по миру православия. Таким образом, Московская Русь осо­знает себя «Святой Русью», а Москва — «третьим Римом».

Развитию московоцентризма способствовал также внешний фактор— Великое княжество Литовское, где в XV веке многие рус ские города получили статус самоуправления, и пошли по пути раз вития по общеевропейской модели. Культурный изоляционизм Москвы был направлен против Запада, в его основе — антагонизм между православием и католицизмом.

Если на Западе общество освобождается от влияния церкви, то в Москве наоборот, это влияние возрастает, оказывая большое воз действие на жизнь государства и повседневную жизнь людей. Обще ственным идеало в стало религиозное подвижничество во имя Христ а, общества. Духовными символами Москвы стали святой Сергий Радонежский и князь Дмитрий Донской.

С 1547 года, с венчания Ивана IV на царство Русь стала назы ваться Россией. Официальное название страны — Российское госуд арство, Россия. В 1480 году была ликвидирована зависимость Москв ы от Золотой Орды. Но влияние культуры восточного типа на русские земли не ослабело. Иван IV не принял европейский тип светского государства. Его идеал — неограниченная монархия, где в ласть санкционирована церковью. Этой цели служила опричнина. Она была самым своеобразным в культурно-психологическом отно­ ш ении событием истории Московской Руси. Опричнина — это уника льн ы й в мировой практике, нетипичный для России «политически й карнавал». Почти полтора века спустя, такого же типа «карнавал» (но с иными целями) затеет другой царь— молодой Петр I. Главная психологически-поведенческая особенность подобных «карнавалов» видится в том, что опричники, петровские «потешные» (а позже и пугачевские «генералы»), вели себя как завоеватели к в собственной стране, это была психология самозванцев, разыгрыва­ющих карту своей формальной законности по отношению к сущест­вующим нормам и одновременно утверждающих новую узаконенность своей власти основанную на праве силы.

Политический «карнавал» и самозванств о вылилис ь в весьма специфичный для России инструмент узаконивания массового наси­лия. В результате опричнины проблема власти и государства реши­лась в пользу власти, ликвидировав экономиче с ки независимую власть собственника, который мог быть основой формирующегося в России гражданского общества. В Европе в XVI веке общество вы­сказалось за ликвидации церковной собственности. Забота церкви о душе, экономические дела — заботы светские. В России в XV веке дискуссии о церковной собственности вышли на более высокий круг вопросов—о путях ее развития. Был подтверж да я принцип единения церкви и государства.

К XVI веку сформировались особые, специфические черты русского национального самосознания:

1)    Соед и нение характерной для Востока духовности, сосредоточенной на высшем смысле сущего, выраженного в православии, со стремлением к свободе, демокра­тии, характерной для Запада.

2)    Коллективизм и слаб о выраженное личностное сознание.

3)    Приверженность к ценностям православия с его своеобразным миропониманием.

4)    Приоритет го сударственных начал, интересов державы. Держава, обретенная в ходе борьбы за независимость, считалась главным националь ны м достоянием, и ее интересы воспринимались как интересы лично каждого.

.           XVII век в истории культуры России был «бунташным», когда   перемешалась старина и новизна. Разрушается Средневековое мировоззрение, изменяется картина мира. Люди XVII ве к а закат прошлой культуры переживали как личную и национальную трагедию. Это было время соперничества двух культур — барокко и «мужицкой». Старую обиходную культуру вытесняет новая под лозунгом «Чем мы прежде хвалились, того ныне стыдимся» На место религиозной, вертикальной концепции времени «вечность-временность » приходит горизонтальная «прощлое-настоящее-будущее». В русской культуре появляется идея единства, быстротечности бесконечности истории, переориентация с прошлого на будущее. В начале Щ XVII века Борис Годунов проявлял интерес к просвещению, культуре, успехам западной цивилизации. Поощрялась торговля с Западом, для обучения за границу были посланы несколько дворянских «робят». Много внимания уделялось развитию городов. Они становились очагами культуры, в Москве отстраивался кремль. Но в городах России проживало лишь 2 % населения. Основная масса населения крестьяне. Положение их оставалось без изменений, страна скаты валась к гражданской войне.

С 1613 го да в России правит новая дин астия Романов ы х, которая пробудет на престоле более 300 лет. С XVII века начинается процесс крушения авторитета государственной и церковной властей. Доку­менты того периода фиксируют «непочтительно» отношение к царю, так называемое «отклоняющееся» поведение как симптом социальной активности масс. Россия нуждалась в реформировании, но это было невозможно без п редваряющих изменений в духовной сфере. К этим реформам приступил патриарх Никон. Церковь преследовала цели:

устр а нение разл и чий в богословской практике между гречес­кой и русской церквами. Это позволяло восстановить связь с европей­ским православным миром, привязать Россию к Европе духовно и тем самым расширить возможности для влияния в христианском мире,

 введение единообразия в церковной службе по всей стране, так как на местах богослужение велось по-разному, наличествовали черты языческих культов.

Реформа Никона была умеренной, несравнимой с религиозной реформацией на Западе. Но даже эта попытка вызвала сопротивле­ние значительной части общества и церкви. Произошел раскол. С этого времени общественный раскол как последствие реформы, бу­ д ет сопровождать всю историю России. Сторонники Никона выступи­ли за обновление общества, противники — за сохранение в неизмен­ном виде православной старины. И там и тут были люди различных слоев, социального положения. Вопрос о соотношении духовной и светской власти обсуждался на соборе 1666 года. Церковь пришла к выводу о необходимости раздела светской и духовной сфер деятель ности. Русская православная церковь сблизилась с православным миром. Изменения в такой сложной сфере, как духовная, открывали дорогу деятельности Петра I — великому преобразователю России.

В период Московского царства идет процесс становления русского национального характера. Характер— это совокупность Ц психологических особенностей человека, проявляющихся в его по ведении, действиях. Это устойчивое начало в человеке. Его становле ние очень длительно. На его формирование оказали влияние природ ные условия, определенные архетипы, лежащие в основе поведения одного человека. Во всей сложности русский характер был «открыт» в XVII Д веке. Писатели современники стали замечать и описывать его. Корни нового воззрения на человека — в отходе от богословской точки зрения на него, начавшимся с XVI века.

«Открытие» в XVII веке русского характера определило н овое воззрение на человека, его роль в исторических событиях, в осозна нии собственной судьбы. Новый человек ощущал себя обладателем истины, творцом истории. Он создавал силлабическую поэзию, портретную живопись, партерную музыку. Его трудом Россия преодолевала культурное одиночество, приобщалась к европейской цивили зации, становилась европейской державой. К концу века появляется новый пласт в систе м е ценностей — развивается утилитаризм, про­рываясь в массовое сознание. Конкретизируется представление о человеческом благе.

В период Московского царства н абирает силу процесс обмир­щени я , освобождения искусства от подчинения его церковным ка­нонам. Со второй половины XIV века ослабляется влияние местных особенностей русской культуры. Раньше эта тенденция проявилась в московской исторической литературе, которая обретала общерус­ский характер и становилась носителем идеи единства и патриотиз­ма («Сказание о Мамаевом побоище »). Победа на Куликовом поле подняла духи самосознание русского народа. Возник ряд произведе­ния, которые призывали к единению русских земель для освобожде­ния врага. Значительным памятником этого периода стала «Задонщина», написанная Сафонием Рязанцем, воспевающая великую победу русского народа над татарами. В устном народном творчестве былины уступили место историческим повестям, в которых действо­вали конкретные исторические люди в конкретной обстановке («Песня о взятии Казани»). С начала XV века на первый план выдви­гается летописание Москвы. Каждая летопис ь — это своеобразная историч е ская энциклопедия, цельное произведение. Известна Тро­ицкая летопись 1408 года, летописный свод митрополита Фотия, проводившего идею единого, государства. В XVI в е ке создаются крупные летописные произведения. Это «Летописец начала царст­ва», где описаны первые годы правления Ивана Грозного, «Степен­ная книга»-— с описанием портретов и времени правления великих русских князей. Создание их было продиктовано заботой об укреп­лении Российского централизованного государства. Написание по­следних летописей относ и тся к XVII веку. В них доказывались права новой династии Романовых на царский престол.

В XIV века в связи с хозяйственным подъемом росла потреб­ность в записях. Началось использование бумаги вместо дорогого пергамента. На смену «уставу», когда буквы квадратной формы выт писывались с геометрической точностью, приходит полуустав — более беглое и свободное письмо, а с XVI века — скоропись, близкая к современному письму.

Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов — своеобразной всемирной истории того времени. Первый русский хроно­граф был составлен в 1442 г и ду сербом Пахомием Логофетом. Выда­ющимся памятником публицистик и явилась переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Большое событие в культуре XVI века — появление русского книгопечатания. Его началом принято считать 1564 год, когда была издана первая датированная книга «Апостол». Издали ее Иван Федоров и Петр Мстиславец. За весь век было напе­чатано 20 книг. Но рукописная книга еще и через сто лет будет зани­мать ведущее место.

 Шел процесс накопления теоретических и практических зна­ний. Строились крепостные сооружения, храмы, церкви, для которых требовались строгие математические расчеты. Были написаны первые пособия по математике, геометрии. Развивалась техника. Русские первые изобрели вышки-копры для бурения скважин при добыче соли. Выдающиеся гидротехнические сооружения были со­зданы в Соловецком монастыре. Система каналов соединяла десятки озер. Мельницы, молоты приводились в движение водой, каменная дамба с многочисленными мостами соединяла острова.

Путешествия русских людей, открытия, присоединение земель привели к рождению картографии. Создаются первые карты русского государства. Развитие торговли, политических, культурных связей с иностранными государствами привели к необходимости составления первых кратких словарей иностранных слов— азбуковников.

После татарск ог о нашествия более чем на полстолетия было прекращено каменное строительство, уничтожены кадры зодчих. Поэтому в XIV веке во многом приходилось начинать сначала. Стро­ительство сосредоточилось в двух основных районах; на северо-западе (Псков, Новгород) и во Владимирской земле (Москва, Тверь). В Новгороде в XIV веке формируется новый тип церкви. Лучшие па­мятники этого типа— церковь Федора Стратилата и Спаса на Ильине. Географическое положение Пскова обусловили значительное развитие оборонного зодчества. С XV века начинается процесс слия­ния местных архитектурных художественных школ в единую обще русскую, общемосковскую. С превращением Москвы в политичес­кую, религиозную столицу связано стремление поднять художест венный и технический уровень московского строительства. Искуснейшие русские мастера работали рядом с луч ш ими зодчими Европы. Новые кирпичные стены и башни Кремля, сооруженные в XV веке при помощи итальянских архитекторов, были не только прекрасными укреплениями, но и замечательными произведения ми искусства. В XVI веке была сооружена вторая линия укреплений Китай-города, затем под руководством Ф. Коня возведены белока­менные стены 9-километрового Белого города (современное бульварное кольцо). Затем в Москве возвели Земляной город (современ ное Садовое кольцо). Кольца укреплений Москвы пересекались ра диальными улицами —дорогами, начинавшимися от Кремля. Такая планировка была присуща древнерусским городам и носила назва ние радиально-кольцевой. Наиболее опасные дороги прикрывали монастыри-крепости - Новодевичий, Данилов, Андронников. Камен­ные крепости были возведены и на окраинах государства. С помощью итальянских мастеров завершается создание ансамбля Московского Кремля. Было сооружено три собора: Успенский, Благовещенский и Архангельский. Завершила ансамбль Соборной площади Гранови­тая палата, бывшая тронным залом царского дворца. Одним из выда­ющихся проявлений новой национальной архитектуры стало строи­тельство шатровых храмов. В отличие от крестово-купольных, шат­ровые не имели внутри столбов, и вся масса здания держалась только на фундаменте. Наиболее известным памятником этого стиля явля­ется Покровский собор (Василия Блаженного) 1555-1560 гг.

Особое развитие получает живопись. Ее расцвет приходится на XIV-XV века, начинается в Новгороде. Здесь работал пригла ш ен­ный из Византии Феофан Грек. Он расписывал церковь Спаса на Ильине. Грек— гениальный колорист, свободно владеющий техни­кой письма и мастерством тональной живописи. Его образы отличали особая выразительность, динамика, душевность, порыв. Совместно с Андреем Рублевым он расписал иконостас Благовещенского собора в Москве. Высший подъем русского иконописного искусства связан с творчеством гениального русского художника — Андрея Рублева . Он работал на рубеже XIV-XV веков. Знаменитая «Троица», ставшая одной из вершин мир о вого искусс тв а, воплотила основные чер­ты и принципы живописной манеры Рублева. Философская глубина, внутреннее достоинство и сила, гармоничное, мягкое сочетание чис­тых, неярких красок художника создают впечатление цельности и законченности его образов. Кисти А. Рублева принадлежат дошед­шие до нас фресковые росписи Успенско г о собора во Владим и ре , Троицкого собора в Сергиевом Посаде. Крупнейшим живописцем XVI века был Дионисий. К произведениям, принадлежащим его кисти, относятся фресковая роспись Рождественского собора под Вологдой, Архангельского собора в Кремле. Живописи Дионисия присуща необычная яркость, изысканность, которых он дости г ал, применяя таки е приемы как удлинение пропорций тела, утонченность в отделке каждой детали иконы, фрески.

В XVII веке завершилась история средневековой русской культуры, и зарождались элементы культуры нового времени. Для него был характерен процесс всестороннего «обмирщения». В литературе это проявилось в формировании демократ и ческого, светск ого направления; в архитектуре — в сближении облика культовых и гражданских построек; в науке — в росте интереса к обобще нию практического опыта; в живописи— в разрушении иконографических канонов и появлении реалистических тенденций. Усложнение городской жизни, рост государственного аппарата, развитие между народных связей предъявляло новые требования к образова нию . Уровень грамотности в XVII веке значительно вырос и в различных слоях составлял: среди помещиков — 65%, купцов — 96 %, к рестья н — 15 %. В середине XVII века создаются государственные, частные шк олы, где из у чали иностра нны е языки, другие пре д меты. В 1687 году в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведе­ние — Славяно-греко-латинская академия для подготовк и высшего духовенства и чиновников государственной службы. Ей руководили греки братья Лихуды, окончившие Падуанский университет в Ита­лии. Здесь учились представители различных сословий и нацио­нальностей. Появились рукописные учебники, самоучители, печатались книги по математике.

В практике XVII века широко использовались знания в облас­ти механики (в строительстве, на первых мануфактурах). Заметные изменения произошли в медицине. Продолжает развиваться народ­ное целительство, закладываются основ ы государственной медици­ны. Открыты первые аптеки, больницы, Наметились перемены и в гуманитарном знании. Вырос слой потребителей и авторов истори­ческих сочинений. В XVII веке старые формы исторических сочине­ний (летописи, хронографы) постепенно теряют значение и исчеза­ют. Появляются новые виды сочинений, в которых даются более пси­ х ологические характеристики правителей России, создаются более широкие картины исторического прошлого. Таков «Синопсис» И. Ги зеля — первый учебник русской истории.

Об «обмирщении» культуры свидетельствует развитие общественной мысли. Господствующий класс осознает необходимость силь­ной власти в стране, и публицисты выдвигали, обосновывали идеи абсо­лютизма. Впервые они прозвучали в произведениях Ю. Крижанича и С. Поло цкого . Наиболее полно и ярко противоречия общественной жиз ни отразила литература. Она приобрела светский характер. Первые ростки его находились в устном народном творчестве — исторических песнях, пословицах. Их начинают записывать. Традиционный средне вековый жанр —жития переходит в новую форму, больше напоминающую повесть. Новыми жанрами были мемуары и любовная лирика. В литературе XVII века появляется силлабическое стихосложение. Об изменении вкусов и интересов русских читателей свидетельствует пе­реводная литература с занимательным сюжетом — рыцарский роман, и авантюрно-приключенческая повесть.

Под влиянием Запада в XVII веке возникают первые теат ральные постановки. В 1672 году был организован придворный театр. В нем играли иностранные актеры, ставились пьесы на библейские сюж е ты. Вначале на немецком языке, затем их переводили на русски й и нан и мали актеров и з меща н . В 1675 году на сцене русского те атра впервые был поставлен балет. В русских городах и селах широкое распространение получил бродячий театр — театр скоморохов, Петрушки, хотя правительство и официальная церковь преследова­ли скоморошество.

Одна из особенностей культурной жизни России XVII века связана с сосредоточенностью художественных основных сил в Москве. Архитекторы, художники, ювелиры работали в Приказе каменных дел— «Оружейной палате» в Кремле. Это была своеобразная школа искусств и ремесел. Москва становилась непререкаемым авторите­том в области художествен н ого творчества. Здесь трудились русские, иностранные художники, развертывалась деятельность самого зна­чительного живописца XVII века Симона Ушакова. В его иконе «Спас нерукотворный» заметны новые, реалистические элементы живопи­си: объемность, элементы прямой перспективы. Первым светским жанром, в котором начали работать художники, была парсуна (то есть портрет реального лица). За несколько десятилетий новый жанр прошел огромный путь — от полуиконных парсун до реалистических изображений. Плодотворно развивается в этот период мону м енталь­ная живопись. Для нее характерно расширение тематики, динамизм композиций. Наиболее отчетливо новшества в художественной куль­туре обнаруживаются в памятниках архитектуры. Возводятся граж­данские сооружения, терема, царс ки е дворцы, трапезные. Общая черта этих зданий — богатое декоративное убранство.

Культовая архитектура XVII века перестала соблюдать каноны церковного строительства, становится более праздничной, живописной. В русской архитектуре в этот период появляются постройки, в которых можно различить черты нового стиля «барокко», господст вующего в архитектуре Западной Европы. Это так называемое «нарышкинское барокко». Для него характерно сочетание б е лого и крас ного цветов в убранстве зданий, че ткая этажность построек. Высшего расцвета достигает деревянное храмовое зодчеств у .

-XVII веков — это время складывания велико русского этноса и его основных стереотипов в сознании , самоопределения русской церкви, обретения е ю своего места на культурно й карте мира. В эти века окончательно формируется « слободской» тип русского города и маргинальный, полукрестьянский тип культуры городских слоев населения. Все это наложило серьез­ный отпечаток на последующее развитие культуры России .

 

 

 

 

 

 

 

 


         Список литературы.

1.  "История Европы", изд. "Наука",1988 г., т.1 "Древняя Европа";

2.  "Культурология" под ред. А. А. Радугина (курс лекций), изд. Москва, 1998 г.,

 

3.  "История средних веков" под ред. С. П. Карпова, изд. Москва, 1998 г.