Реферат: Преферанс во всех видах
ПРЕФЕРАНС
СОДЕРЖАНИЕ
Правила игры в преферанс
Введение
С момента своего проникновения в Россию в начале XIX в. преферанс конкурировал с вистом и его разновидностями. Борьба велась с переменным успехом. К середине XIX в. преферансу удалось частично потеснить вист и приобрести популярность и репутацию солидной игры. В конце XIX – начале XX в. происходит бурное развитие старых карточных игр и возникновение новых. Возникший симбиоз преферанса и виста – винт – вытесняет чистый преферанс в среду мелких лавочников и мещан. Однако нововведения, принятые в преферансе, позволяют ему частично возродить в начале XX в. свое влияние в обществе. К середине XX в. в России, с отмиранием социальной среды распространения, винт затухает. Из мещанской среды, удержавшей и развившей традиции преферанса, игра, не встречая конкуренции, распространяется повсеместно.
Развитие преферанса практически не прекращается с конца XIX в. до наших дней. К середине XX в. возникают две четкие разновидности правил – сочинка и классика. В дальнейшем происходит выделение ростовки и ленинградки. Правила претерпевают постоянную трансформацию, взаимопроникновение и смешение вариантов, характерные для любой популярной игры, что делает грани между разновидностями трудноуловимыми.
Правила игры в преферанс довольно сложны, поскольку после каждой раздачи карт могут возникнуть разные типы розыгрыша. Сложность преферансного кодекса усугубляется еще и тем обстоятельством, что, кроме общих, единых положений, существуют еще условия, о которых игроки специально договариваются между собой перед началом игры. Речь идет не о каких-то принципиальных изменениях, а лишь о выборе одного из нескольких имеющихся в практике мирового преферанса вариантов розыгрыша какой-нибудь ситуации или вариантов записи и подсчета очков. Эти варианты бывают подогнаны один к другому, и тогда они составляют как бы отдельный вид преферанса, обладающий даже своим собственным именем.
Знакомство с преферансом нужно начинать с теми устоями и принципами игры, которые более или менее неизменны в любой компании преферансистов, на каком бы языке они ни общались.
Условные обозначения
При описании игр достоинство карт обозначается: Т – туз, К – король, Д – дама, В – валет, 10 – десятка, 9 – девятка, 8 – восьмерка, 7 – семерка.
Масть карты обозначается: ª – пика, § – трефа, ¨ – бубна, © – черва.
При обозначении конкретной карты первый знак указывает масть, второй — достоинство, то есть ª: Т – туз пик, ¨: К – король бубен. При обозначении группы карт одной масти ставится один знак масти. Например:
ª: Т, К, Д, 7 – туз, король, дама и семерка пик.
Игроков обозначим в соответствии со сторонами света: З – запад, С – север, В – восток, Ю – юг и будем считать, что З всегда находится на первой руке (слева от “прикупного”, то есть сдатчика), С – на второй, В – на третьей, Ю – “сидит на прикупе” (сдатчик).
Общие положения
Преферанс – это игра на взятки. Взятка – это совокупность карт, выложенных на стол по одной каждым из игроков по очереди. Причем взятку берет тот игрок, который выложил самую старшую карту.
Игра состоит из двух основных частей: торговля и розыгрыш. Смысл игры заключается в том, чтобы, оценив в каждой сдаче свои карты, заказать в ходе торговли наилучший контракт (обязательство сыграть определенную игру, взяв при этом необходимое количество взяток) и, реализовав его в процессе розыгрыша, выиграть возможно большее количество очков.
Играть могут от двух до пяти человек. Каждый играет сам за себя. Причем в зависимости от количества игроков в игру вводятся некоторые изменения. Для удобства рассмотрим сначала ход игры при четырех игроках.
Для игры необходима колода из 32 карт (7, 8, 9, 10, В, Д, К, Т в четырех мастях).
Игроки рассаживаются по желанию или по картам (один из игроков, потасовав колоду, раздает по одной открытой карте, и все рассаживаются по старшинству вскрытых карт: сначала выбирает себе место обладатель наивысшей из розданных карт, за ним тот, у кого оказалась старшая из трех оставшихся, и т. д.). Сдатчиком становится либо игрок, выбравший место, либо игрок, определяемый по картам в результате следующей процедуры. Любой из игроков, перетасовав колоду, раздает ее по одной карте рубашкой вниз каждому игроку по очереди. Тот игрок, кому первым выпал туз, становится сдатчиком.
Сдаются по две карты, начиная с игрока, сидящего слева от сдатчика, по часовой стрелке. Каждому из игроков, кроме сдатчика, сдается, таким образом, по десять карт. Сдатчик кладет перед собой две карты, являющиеся прикупом. В прикуп нельзя класть две первые или две последние карты. Смотреть карты прикупа никто не имеет права до их вскрытия в конце торговли. В каждой сдаче сдатчик меняется: им становится игрок, сидящий по левую руку от предыдущего. После сдачи игроки смотрят свои карты и начинают торговлю.
Торговля
Желая к пришедшим картам добавить (“прикупить”) еще две карты (прикуп) и тем самым попытаться сыграть более крупную игру, игрок начинает словесную борьбу за прикуп. Выигрывает торговлю игрок, назначивший при торговле наивысшую игру. Существуют следующие игры:
Шестерная – игрок, объявивший шестерную, обязан взять шесть взяток.
Семерная – игрок, соответственно, обязан взять семь взяток.
Восьмерная – игрок обязан взять восемь взяток.
Девятерная – игрок обязан взять девять взяток.
Десятерная – игрок обязан взять десять взяток.
Мизер – объявивший мизер обязан не брать ни одной взятки при игре без козыря.
В процессе торговли игроки объявляют заказы, то есть заявляют, сколько взяток они обязуются взять и при каком козыре или вообще без козыря, если так будет целесообразнее играть. Поэтому во время торговли, и только на время торговли, то есть конкурса на право взятия прикупа, установлено единое правило о старшинстве мастей: пики – младшая, далее – трефы, бубны, старшая – черва. Приоритетность мастей далее в игре не учитывается.
Таким образом, все вышеперечисленные игры с шестерной по десятерную бывают: пиковые, трефовые, бубновые, червовые и бескозырные (БК). Причем игра без козыря старше игры в масти.
По старшинству игры имеют следующую градацию: любая семерная старше любой шестерной, восьмерная – семерной и т. д. Мизер перебивает любую восьмерную игру. Девятерная старше мизера. Мизер без прикупа (то есть когда объявляющий не желает брать прикуп) старше девятерной. Девятерная без прикупа старше мизера без прикупа (в некоторых компаниях игры без прикупа в качестве самостоятельных объявлений не признаются, то есть игр без прикупа нет).
Следовательно, объявления по старшинству во время торговли можно представить в таблице, где каждое объявление, помещенное в нижней строке, старше любого объявления верхней строки; объявление любой игры из правого столбца старше объявления любой игры из левого столбца той же строки.
ШестьДевять без прикупа |
пик | треф | бубен | черв | без козыря | |||||
Десять | пик | треф | бубен | черв | без козыря | |||||
Игроки начинают торговлю по порядку. Порядок игроков определяется их положением относительно сдатчика: первый слева от сдатчика — игрок первой руки, остальные противники — соответственно игроки второй и третьей руки.
В соответствии с приведенной таблицей каждый из игроков имеет право объявить на своей руке либо игру старше объявленной предыдущим игроком, либо сказать “пас”. Если игрок сказал “пас”, то в дальнейшей торговле он не участвует.
В процессе торговли каждую масть можно обозначать ее порядковым номером. Так, например, “шесть первых” означает “шесть пик”, а “восемь третьих” — “восемь бубен”. Для краткости вместо “шесть пик” часто говорят просто “раз” (или “пика”), вместо “шесть треф” — “два” (или, соответственно, “трефа”) и т. д. Ведь объявление “шесть пик”, означающее, что вы обязуетесь взять шесть взяток при условии, что козырь — пики, является самым низким в шкале возможных обязательств.
Объявивший мизер не может объявить затем игру на взятие, и наоборот, объявивший игру на взятие – мизер. То есть мизер можно заказать только сразу. Это правило называется «мизер кабальный».
Если в торговле участвуют двое, то имеющий первую руку относительно другого игрока имеет право сказать “здесь” (или “мои”) и в дальнейшем продолжать назначение той же игры, что объявлена сидящим за ним. Объявивший “здесь” обязуется сыграть ту же игру, что объявлена до него, или старше. Если игрок, имеющий право сказать “здесь”, этим правом не воспользовался, это может сделать второй игрок.
Примеры торговли:
З | С | В | |
Первый круг | пика | пас | трефа |
Второй круг | здесь | — | бубна |
Третий круг | здесь | — | пас |
Или:
З | С | В | |
Первый круг | пика | трефа | бубна |
Второй круг | черва | БК | семь пик |
Третий круг | семь треф | пас | семь бубен |
Четвертый круг |
семь червей[1] |
— | здесь |
Пятый круг | пас |
При торговле двух мизеров преимущество также имеет тот игрок, который сидит на первой относительно другого руке. Торговля может быть такой:
Первый круг | пика | мизер | мизер без прикупа |
Второй круг | пас | здесь | — |
Игрок имеет право приглашать сдатчика на мизер (если находит мизер рискованным). В этом случае сдатчик смотрит карты игрока и если он соглашается, выигрыш или проигрыш они делят поровну.
Торг прекращается, когда два игрока из трех сказали “пас”.
Если три игрока объявили “пас” и, следовательно, торг не состоялся, то производятся распасы — бескозырный розыгрыш, в котором игроки должны стремиться брать как можно меньше взяток. Если и при следующей сдаче игроки пасуют, распасы производятся снова. В данном случае они называются двойными распасами, или просто второй распасовкой (следовательно, предыдущие – одинарные распасы, или первая распасовка). Если и в третьей подряд сдаче все пасуют, играются тройные распасы. Каждая распасовка, по предварительной договоренности между игроками, имеет свою цену взятки, которая обычно увеличивается от распасовки к распасовке.
Назначение игры
Игрок, назначивший при торговле максимальную игру, когда двое других объявили “пас”, получает прикуп.
Сдатчик открывает две карты прикупа и кладет его в центр стола рубашкой вниз для того, чтобы все игроки рассмотрели масть и достоинство карт прикупа. Затем обе кары прикупа забирает игрок, назначивший максимальную игру.
Смешав карты прикупа со своими, игрок сносит две ненужные, на его взгляд, карты (если не объявляет преферанс), не показывая их лицевой стороны. Никто из игроков не имеет права смотреть карты сноса.
Преферанс – это объявление, которое производится только после получения прикупа, в процессе торговли преферанс не объявляется. Встречается преферанс редко, поэтому игроки обязаны договориться: с ним или без него производится игра. Объявивший преферанс обязан взять все взятки на десяти своих и двух картах прикупа (то есть на 12 картах) при любом раскладе карт у противников и любом ходе в игре без козыря. В некоторых компаниях преферансом считается один-единственный вариант расклада: Т, К, Д в четырех мастях.
Если игрок объявил игру без прикупа, то прикуп открывается, рассматривается и убирается в снос. В некоторых компаниях прикуп в этом случае не открывается, и игроки не знают карт прикупа.
Сделав снос, игрок назначает окончательную игру, которая должна быть не менее той, на которую взят прикуп, то есть взявший прикуп на семь треф может играть девять пик или семь треф, но не семь пик или шесть треф. Взявший прикуп не на мизер не имеет права объявлять мизер. Взявший прикуп на мизер обязан играть мизер.
Таким образом, во время торговли необязательно сразу объявлять заранее задуманную игру, ведь потом (после получения прикупа) можно все равно ее назначить. То есть можно, а в некоторых компаниях даже нужно, вести торговлю, называя возможные объявления подряд (без скачков), вслед за противником, и торговаться тем самым не далее масти задуманной игры. Соблюдая данный принцип, взявший прикуп затрудняет определение второй (некозырной) длинной масти (обычно имеющей более трех карт) для противников в случае, если прикуп изменит силу руки.
Вистование
После того как играющий сделал снос и назвал окончательный заказ, его противники должны определить свою позицию в дальнейшей игре: какое именно количество взяток они намерены взять. Сначала о своем намерении вистовать или нет заявляет игрок, сидящий по часовой стрелке следующим от играющего. Произнесенное им слово “вист” означает то, что он собирается участвовать в дальнейшей игре. Слово “пас” означает отказ от розыгрыша. Игроки, продолжающие розыгрыш, называются вистующими.
Таким образом, возможны три варианта: вистуют оба игрока; один вистует, другой пасует; оба игрока пасуют. В первом случае оба игрока должны в сумме взять следующее количество взяток:
на шестерной – четыре взятки;
на семерной – две взятки;
на восьмерной и девятерной – одну взятку.
Десятерная игра, преферанс и мизер не вистуются (в тех компаниях, где вистуется десятерная, вистующий обязан взять одну взятку, а при отсутствии желающего вистовать десятерная игра не проверяется).
Если вистуют оба игрока, то ремиз (штраф) за невзятие взяток вистующими пишет взявший на шестерной – меньше двух, на семерной – не взявший взятки. При невзятии на восьмерной и девятерной – сказавший “вист” вторым. Данное правило называется «второй вист ответственный».
Когда вистуют оба игрока, розыгрыш производится втемную, то есть игроки не видят карт друг друга. Если вистует один из игроков, а другой пасует, то вистующий решает, как построить игру против играющего: играть втемную (“стоя”), то есть не показывая никому из игроков своих карт, или в светлую (“лежа”), когда вистующие раскладывают карты на столе. Играющий в этом случае видит карты вистующих, но не раскрывает своих.
В первом случае вистующий приглашает второго игрока произвести розыгрыш втемную, но при этом все взятки будут принадлежать вистующему. Вистующий в этом случае обязан взять на своих картах и картах второго игрока то количество взяток, которое обязаны взять оба игрока при двух вистующих, и за ремиз (недобор взяток) отвечает один.
Во втором случае вистующий и пасующий кладут свои карты на стол рубашкой вниз, и как своими, так и картами второго игрока распоряжается вистующий, и опять же за ремиз он отвечает один и должен взять количество взяток как при двух вистующих.
Если сидящий следующим за разыгрывающим сказал “пас”, то второй при слабой карте может “уйти за полвиста”, то есть признать игру сыгранной и без розыгрыша записать за половину от обязательного количества взяток (на шестерной – за две взятки, на семерной – за одну). Это правило действует только для шестерной и семерной игр, так как на восьмерной обязательное количество взяток равно одной.
В этом случае вистующий объявляет “за две” (на шестерной) или “за свои”. Данное решение может быть опротестовано пасующим, который может возвратить вист и предложить произвести розыгрыш в светлую или втемную. Это правило называется «возвратный вист». Возвращать вист можно только на шестерной и семерной, как и производить уход. Если пасующий вист не возвращает, то сдатчик имеет право, посмотрев карты вистующего или пасующего, возвратить вист и произвести розыгрыш.
После возврата виста любым из игроков (спасовавшим ранее или сдатчиком) уходивший за полвиста теряет право вистовать. Он считается спасовавшим.
Если оба игрока объявили “пас”, то есть не изъявили желания вистовать, то вистовать имеет право сдатчик, посмотрев карты одного из спасовавших игроков. При этом он один уже несет полную ответственность за недобор взяток на вистах, то есть предстает в качестве вистующего при втором пасующем. Если и сдатчик не желает вистовать, то розыгрыш не производится. Игра считается сыгранной, причем предполагается, что игравший взял все десять взяток.
При десятерной (в тех компаниях, где она не вистуется) и преферансе игрок, объявивший такую игру, показывает карты. Объявление проверяется.
Мизер разыгрывается без вистования (то есть у противников разыгрывающего нет никаких обязательств, тем не менее, они зачастую именуются вистующими, то есть защитниками), при этом игроки борются против взявшего прикуп с открытыми картами или закрытыми по желанию (в настоящее время розыгрыш взакрытую практически не встречается).
Розыгрыш
После определения вистующих начинается розыгрыш. Первым ходит игрок, сидящий слева от сдатчика, в дальнейшем – взявший взятку. Ход осуществляется одной картой. Остальные игроки по часовой стрелке кладут на выхоженную карту по одной своей карте. На выхоженную карту нужно класть карту той же масти, при отсутствии – козыря. Если нет козырей – класть любую. Взятку берет игрок, положивший старшую карту в масти, в которую сделан выход, или игрок, положивший старший козырь. При игре без козыря, в том числе при мизере и распасах, все игроки также обязаны давать в масть, при отсутствии – любую. Аналогично, игрок, положивший самую старшую карту масти, забирает взятку. Он собирает со стола три карты, переворачивает и кладет их возле себя. Каждый игрок кладет свои взятки отдельно около себя рубашкой вверх. Взявший взятку ходит следующим. Любой из игроков имеет право посмотреть только последнюю взятку, пока не закрыта следующая.
Если игроки вистуют в светлую, то свои карты и карты пасующего разыгрывает вистующий. Иногда играют с правилом: карты вистующих раскрываются после первого хода играющего, если он сидит на первой руке. Любой из игроков имеет право давать советы вистующему.
Если вистующий сказал, что розыгрыш будет вестись втемную, то в процессе розыгрыша открывать карты не имеет права. Советы играющему или вистующему в процессе розыгрыша никто давать не имеет права.
В тех случаях, когда десятерная проверяется, игроки кладут свои карты на стол и проверяют правильность объявления, то есть противники разыгрывающего, ничем не рискуя (оба игрока считаются вистовавшими, но не взявшими на себя каких-либо обязательств), смотрят, не существует ли расклада или плана розыгрыша, позволяющего его обремизить.
При мизере, после сноса игроком двух карт, вистующие открывают карты и производят розыгрыш. Но если объявивший имеет первый ход, то карты открываются после первого хода.
При розыгрыше распасов сдатчик открывает верхнюю карту прикупа и ходит с нее. Это его первый ход. Независимо от того, кто взял первую взятку, сдатчик ходит со второй карты прикупа. Третий ход делает игрок, сидящий слева от сдатчика, независимо от того, кто взял последнюю взятку. В дальнейшем ход принадлежит тому, кто взял последнюю взятку. Таким образом, сдатчик на картах прикупа может взять не более двух взяток, которые будут принадлежать ему.
После розыгрыша каждый из игроков подсчитывает количество своих взяток.
Порядок записи
Поле для записи носит общее название “пуля” и представляет собой лист бумаги, разделенный на части по числу игроков. Каждая из частей в свою очередь делится на три строки. Верхняя (1) называется «гора» и обычно служит для записи ремизов, средняя (2) – «пуля» – для записи сыгранных контрактов, нижняя (3) – «висты» – для записи вистующими за свои взятки на разыгрывающего. Строка вистов делится на столбцы по числу игроков минус один (при четырех – на три части).
В договорном поле (4) фиксируется стоимость виста, то есть единицы расчета, о тарифе которой игроки договариваются перед игрой, и количество очков, которое необходимо набрать для закрытия пули, то есть для завершения игры (“пульки”).
В настоящее время существуют две системы цены контрактов (заказанных игр): общепринятая и ленинградская роспись, используемая в основном при игре втроем.
В общепринятой системе применяются следующие цены игр:
шестерная – 2 очка;
семерная – 4 очка;
восьмерная – 6 очков;
девятерная – 8 очков;
десятерная – 10 очков;
мизер – 10 очков.
Распасы:
одинарные – 1 очко;
двойные – 2 очка;
тройные – 3 очка (реже – 4 очка).
В ленинградской росписи игры имеют следующие цены:
шестерная – 3 очка;
семерная – 6 очков;
восьмерная – 9 очков;
девятерная – 8 очков;
десятерная – 12 очков;
мизер – 15 очков.
Распасы:
одинарные – 3 очка;
двойные – 6 очков;
тройные – 9 очков (реже – 12 очков).
Однако цена за одну взятку на распасах может варьироваться различным образом, по предварительной договоренности между игроками.
В дальнейшем все примеры приводятся из общепринятой системы, так как она применяется в подавляющем большинстве компаний. Тем не менее, в зависимости от разновидности преферансной игры, а также условных договоренностей (конвенций) между игроками, запись в пулю, гору и строку вистов может различаться. Поэтому для удобства сначала рассмотрим порядок записи в разновидности преферанса, называемой сочинка. Причем будем считать, что в качестве одной из условных договоренностей используется так называемый жлобский ответственный вист (характерный для сочинки). Главным образом это означает, что:
– во-первых, в случае ремиза разыгрывающего (подсада разыгрывающего, то есть недобора взяток разыгрывающим) висты за все взятки, не взятые разыгрывающим, пишутся только вистующим, если один из игроков сказал пас;
– во-вторых, в случае недобора вистующими взяток до обязательного их количества, ремиз пишется в полном объеме (в противоположность ответственному висту существует наказание в половинном объеме – полуответственный вист), то есть в размере стоимости игры за каждую недобранную взятку.
Надо сказать, что цена контракта не всегда отражает стоимость игры, то есть баланс выигранных и проигранных вистов. Между тем, каждая игра имеет свою неизменную стоимость в вистах. Стоимость одной и той же игры может быть различной в различных разновидностях преферанса, но должна быть единой в пределах длительности одной пульки.
В сочинке же цена контракта совпадает со стоимостью игры. Запись в этом виде преферанса при четырех игроках осуществляется следующим образом.
За сыгранную игру, если игрок, объявивший ее, взял не менее положенного числа взяток, он записывает себе в пулю очки в соответствии с ценой объявленной игры. Так, объявивший шестерную и взявший семь взяток записывает в пулю 2 очка и т. п. Взявший меньшее количество взяток, чем объявлено, в пулю ничего не пишет, а пишет за каждую недобранную взятку в гору. Например, взявший на объявленной семерной пять взяток (недобравший двух) записывает в гору – 2х4=8 очков. Играющий на объявленном мизере за каждую взятку записывает в гору по 10 очков.
Если у играющего пуля закрыта (то есть уже набрано заранее оговоренное игроками количество очков, которое необходимо набрать для закрытия пули), то в пулю пишет игрок, имеющий более всех в пуле, кроме сидящего на прикупе, а также вистующего, не взявшего положенное число взяток. На записавшего себе в пулю игрока сыгравший пишет в десять раз более. Например, на записавшего 4 очка – 40 вистов и т. п. Такая запись в сочинке называется «помощью» (или «американской помощью»).
Если у двоих в пуле одинаковое количество очков, то запись делается имеющему меньше в горе. Если и в горе у игроков одинаково, то «помогают» сидящему по левую руку от игравшего. Когда в пуле остается меньшее количество незакрытых очков, чем сыграно, то остатком «помогают» другому игроку. Если игрок не может записать другим игрокам «помощь» в результате их подсада или закрытия пули, то оставшееся после закрытия пули он списывает с горы. Нет в горе записи (ноль) или запись меньше списываемого, – значит, после списания до нуля остаток записывается каждым из игроков, кроме сыгравшего, в гору.
В некоторых компаниях «помогают» сидящему на прикупе и подсевшему в данную игру вистующему на общих основаниях.
После розыгрыша объявившие “вист” записывают на игравшего по стоимости игры. Например, взявший три взятки, вистуя на семерной, пишет 3 (взятки) x 4 (очка) = 12 вистов. Не взявший ни одной ничего не пишет. Таков порядок записи, если игра сыграна. В том случае, когда взявший прикуп недобрал положенное количество взяток, запись изменяется. Недобранное подсевшим остальные прибавляют к своим взяткам. Положим, игрок объявил шестерную. Один вистующий взял четыре взятки, другой – одну. Таким образом, объявившим недобрана одна взятка. Взявший четыре прибавляет ее и записывает за пять взяток – 10 в висты на севшего. Взявший одну записывает за две – 4 виста на севшего. Сдатчик – за одну взятку – 2 виста на севшего. Такая премия за подсад разыгрывающего (которую пишут все остальные игроки) в размере недобранного играющим количества взяток, помноженного на стоимость взятки, называется консоляцией. Если один игрок вистует, а другой пасует, то, как уже было упомянуто, все взятки принадлежат вистующему. При подсаде игрока пасовавший и сидящий на прикупе пишут висты на взявшего прикуп за безвзятие (получают консоляцию). Так, на севшего на семерной без двух (взявшего пять) пасовавший и сидевший на прикупе пишут по восемь вистов.
Вистующий, не добравший положенного количества взяток, пишет в гору за каждую недобранную по стоимости игры. Скажем, вистовавший на девятерной и не взявший взятки пишет восемь в гору. Висты на вистующего не пишутся.
Игроки, взявшие на распасах (в том числе и сдатчик), пишут за каждую взятку в гору по стоимости распасов. Не взявший на распасах ни одной взятки пишет в пулю (а если пуля закрыта, то «помогает» другим игрокам) по стоимости одной взятки, то есть на одинарных – 1, двойных – 2 и т. д. (в зависимости от договоренности об изменении стоимости взятки от распасовки к распасовке).
Сдатчик, по предварительной договоренности, пишет висты на взявшего прикуп по объявленной игре: за туза или марьяж (К и Д одной масти) – как за одну взятку, туза и короля одной масти – как за две взятки, два туза – за три взятки. Например, игрок получил марьяж и объявил девятерную. Сдатчик пишет на него 8 вистов. Данная запись не зависит от того, сел или сыграл игрок, взявший прикуп. За прикуп на мизере сдатчик ничего не пишет.
В некоторых компаниях действует правило: если игрок не берет (за ненадобностью) предложенный ему прикуп (после того, как он вскрыт), сдатчик пишет по стоимости объявленной игры в гору или просто – 2 в гору. Встречаются компании, в которых за каждую семерку в прикупе на мизере пишут десять вистов. Довольно часто встречаются компании, в которых пишут висты только за туза в прикупе – одна взятка по стоимости игры.
При объявлении преферанса взявший прикуп показывает свои карты. Расклад у объявившего рассматривается, и, если объявление сделано верно, игра заканчивается (в обратном случае, игрок должен сделать снос и назначить игру не менее той, на которую был взят прикуп). Объявивший преферанс свою запись с горы списывает. Свою пулю и пули всех других игроков, в том числе и сидящего на прикупе, он закрывает с получением соответствующего количества вистов. В некоторых компаниях объявивший преферанс записывает все висты, которые имели на него игроки, на себя.
Окончание игры и взаимный расчет
В сочинке игра заканчивается, когда пули всех игроков закрыты, то есть каждый игрок имеет в пуле заранее обусловленное количество очков. После игры производится расчет выигрыша или проигрыша каждым из игроков. Расчет может вестись двумя способами.
Первый способ расчета
Определяется игрок, имеющий в горе наименьшее количество очков. Эта наименьшая гора вычитается из гор всех других игроков (так называемая «амнистия», в результате которой никто ничего не теряет, а арифметические расчеты упрощаются). Полученный результат каждый из игроков умножает на десять и делит на количество всех игравших. Результат деления является проигрышем в вистах, который получают все остальные. Сложив висты на игрока, полученные в процессе игры, с вистами, полученными с горы, выводим общее количество на данного игрока. Висты игроков друг на друга взаимно сокращаются. Имеющий больше вистов пишет разницу со знаком плюс, имеющий меньшее – минус.
Алгебраическая сумма разностей вистов каждого из игроков составляет его выигрыш или проигрыш в вистах. Умножив на стоимость вистов, получим чистый выигрыш или проигрыш игрока. Сумма выигрышей и проигрышей при проверке должна быть всегда равной нулю.
Если при окончательном расчете пульки возникают дробные части итоговых сумм, то во избежание округления и возможного в связи с этим несхождения результатов поступают следующим образом. Одному из игроков перед «амнистией» добавляют или списывают с горы одно очко так, чтобы деление потом шло без остатка. Остальные участники компенсируют эту запись вистами в размере целой части частного в результате деления десяти на количество игроков.
Пример расчета
1. Исходное положение. Знак Ø – «колесо» – означает 100 вистов.
2. Поскольку количество очков в пуле у всех игроков равно, в расчете пули не участвуют, поэтому не будем их далее обозначать.
Вычтем меньшую гору (у С – 5) из гор всех игроков.
3. Умножив каждую гору на 10, делим полученное на число игроков.
4. Полученное число противники записывают в вистах, суммируя его с уже имеющейся записью.
5. Произведем взаимное сокращение и определение выигрыша:
С: +14,5–14,5+27,5 = +27,5
З: –14,5–25–63 = –102,5
В: –27,5+25–10 = –12,5
Ю: +63+14,5+10 = +87,5
0
+ 14,5 – 14,5 + 27,5 = + 27,5
– 14,5 – 27,5
– 25 + 25
– 63 – 10
– 102,5 – 12,5
+ 63 +14,5 +10 = +87,5
Так как итоговые суммы имеют дробную часть, то для того, чтобы потом деление шло без остатка, в исходном положении спишем с горы игрока С одно очко, а в строку вистов других трех игроков напишем по два виста на С. Тогда после вычета наименьшей горы получим такую запись:
Теперь, после проведения оставшихся операций, получим результат:
С: +15–14+28 = +29
З: –15–25–63 = –103
В: –28+25–10 = –13
Ю: +63+14+10 = +87
0
+ 15 – 14 + 28 = + 29
– 15 – 28
– 25 + 25
– 63 – 10
– 103 – 13
+ 63 + 14 + 10 = + 87
Таким образом, игрок С выиграл 29 вистов (если игра велась по копейке за вист – 29 коп.), игрок З проиграл 103 виста (1 р. 3 коп.), игрок В проиграл 13 вистов (13 коп.), игрок Ю выиграл 87 вистов (87 коп.).
Второй способ расчета
Второй вариант незначительно отличается от первого одним упрощением: вместо того, чтобы делить гору каждого игрока на количество участников и всем писать висты друг на друга, считают среднюю гору. Для этого складывают все записи в горе и делят на количество участников. Полученное частное представляет собой средний проигрыш с горы одного игрока. Каждый игрок из полученного среднего вычитает оставшуюся после сокращения («амнистии») гору. Результат вычитания (со знаком “плюс” или “минус”) умножается на десять. В итоге получим результат в вистах чистого выигрыша (проигрыша) с горы. Все вистовые записи точно так же сравниваются между собой, а к итоговой сумме добавляют выигрыш или проигрыш с горы. Если в окончательном результате числа имеют дробную часть, то поступают, как и в предыдущем способе.
Пример расчета
1. Исходное положение (см. 1-й вариант расчетов).
2. Вычитаем наименьшую гору из гор других игроков.
3. Сложим результат всех гор: 5+15+11=31. Разделим полученное на число игроков: 31:4=7,75. Это означает, что после вычитания из полученного среднего оставшуюся после сокращения гору каждого игрока и умножения ее на 10, мы получим нецелые числа чистого (в вистах) выигрыша (проигрыша) с горы. Так как из первого способа стало ясно, что итоговые суммы имеют дробную часть, то заранее избавимся от получения нецелых чисел чистого выигрыша (проигрыша) с горы. Для этого во втором шаге добавим одному из игроков одно очко (например, игроку Ю), а в строке вистов других трех игроков вычтем по два виста на Ю. Пуля будет иметь вид:
Теперь при делении суммы всех гор (5+15+12=32) на 4 получаем ровно 8.
4. Вычтем из этой цифры гору каждого игрока и умножим полученное на десять.
5. Произведем взаимный расчет вистов игроков друг на друга.
6. Произведем алгебраическое суммирование вистов горы с вистами на каждого игрока. Имеем:
С: +80 +2–44–10 = +28
З: +30 –2–50–80 = –102
В: –70 +10+50–2 = –12
Ю: –40 +80+44+2 = +86
0
+ 80 + 2 – 44 – 10 = + 28
+ 30 – 70
– 2 + 10
– 50 + 50
– 80 – 2
– 102 – 12
– 40 + 80 + 44 + 2 = + 86
Таким образом, в обоих случаях результат получился почти одинаковый. Разница возникла из-за того, что в процессе списания очка с горы одного из игроков остальные теряют по 0,5 виста (10:4–2), а при добавлении одного очка – приобретают дополнительно по 0,5 виста (при трех игроках по 0,33 (1/3) виста соответственно).
Игра при трех игроках
Кроме преферанса вчетвером часто встречается преферанс втроем. При трех игроках сдатчик сдает карты как обычно, но карты, сданные на последнюю руку, берет себе. Игра во всем аналогична игре вчетвером, однако, вистов за карты прикупа либо никто не пишет, либо пишут оба противника взявшего прикуп. При распасах карты прикупа взяток не берут, а только указывают масть, в которую обязан ходить игрок, сидящий на первой руке. Так, выход первой картой прикупа – в туза пик. Все игроки, начиная с первой руки (слева от сдатчика), обязаны класть пику. При отсутствии – любую. Положивший старшую пику берет взятку. Аналогично открывается и вторая карта прикупа. Третий ход первым делает сидящий на первой руке, в дальнейшем – взявший взятку. Пуля для трех игроков имеет такой вид:
Или такой:
Игра при пяти игроках
При пяти игроках один из них является выходящим и в игре на сдаче игрока слева не участвует. Выходящим становится каждый из игроков по очереди после своей сдачи. Права выходящего аналогичны правам сдатчика, но пользуется он ими после сдатчика. Пуля в этом случае имеет вид:
Игра при двух игроках
Существует несколько вариантов игры для двух игроков, часто называемых «гусарик».
Карты сдаются как при игре втроем. Третья рука – «болван» – предполагаемый третий игрок. Перед началом игры договариваются, на какой руке будет находиться «болван». Обычно всегда на первой руке (или всегда на второй). «Болван» как бы всегда говорит “пас”. Противник сдатчика начинает торг. Взявший прикуп назначает игру. Противник взявшего прикуп, если он вистует, а не уходит за свои, открывает карты «болвана», и производится розыгрыш. Все правила и ходы те же, что и в обычном преферансе. Играть можно любой из видов, по некоторой договоренности. В распасах «болван» не участвует, и прикуп тоже не открывается. При двух игроках пуля имеет вид:
В других вариантах следующие правила:
· Первый пасующий после паса второго игрока имеет право возвратить свой пас и назначить игру без торга.
· Вистующий не имеет права уходить и обязан или вистовать на своих картах, обязуясь взять в этом случае на шестерной две, на семерной и более – одну взятку, или вистовать на двух руках с обычными правилами, либо пасовать.
· При двух пасах производится пересдача без розыгрыша.
· При двух пасах игрок на первой руке берет прикуп, показывает его противнику, отдает противнику две любые карты, после чего противник сдатчика сносит также две любые карты. Играются распасы. Данный вариант имеет собственное название: «С вареником».
· При расчете гору не делят пополам (так называемая неделимая гора), а вычитают из большей меньшую и умножают разницу на 10, получая выигрыш в вистах.
КОНВЕНЦИИ (УСЛОВНЫЕ ДОГОВОРЕННОСТИ)
Подпольное (или полуподпольное) положение преферанса в России на протяжении 70 лет гонений явилось причиной существования множества не только разновидностей, но и отдельных “договорных” правил, живущих внутри каждой разновидности.
Варианты правил при торговле
· Часто прыжки в торговле не допускаются, т. е. игроки должны делать назначения последовательно, не нарушая очередности заявок. Это правило применяется для того, чтобы третий игрок, которому предстоит принять участие в розыгрыше, знал, до какой масти торговался каждый из противников. Поэтому в этом случае разрешается пропускать бескозырные объявления, а также не говорить “здесь”.
· В некоторых компаниях при торговле двух игроков говорить “здесь” может только игрок, находящийся на первой относительно другого руке. Второй игрок сказать “здесь” не имеет права, даже если первый не воспользовался этим правом.
· В тех компаниях, где игры без прикупа не признаются, мизер перебивается девятерной, то есть объявивший мизер как бы вынужден пасовать.
Варианты правил при назначении игры
· Часто взявший прикуп на шестерную имеет право отказаться от розыгрыша (уйти за «без трех», в некоторых компаниях – за «без четырех»), при этом считается, что объявивший взял три (соответственно, две) взятки. Висты на него не пишутся.
· В некоторых компаниях правило «без трех без вистов» применяется на всех играх, не только на шестерной.
Варианты правил при вистовании
· Виды вистования:
Ответственный вист. Недобор вистующими взяток до обязательного их количества наказывается ремизом в полном объеме, то есть в размере стоимости игры за каждую недобранную взятку. Ответственный вист характерен для сочинки. В классике вист, по договоренности, становится ответственным после того, как закрыта пуля.
Полуответственный вист. Недобор вистующими взяток до обязательного их количества наказывается ремизом в половинном объеме, то есть в размере половины стоимости игры за каждую недобранную взятку. Полуответственный вист характерен для ленинградки и ростовки; а также для классики (до момента, когда пуля закрыта).
Жлобский вист. При недоборе взяток разыгрывающим при одном вистующем и втором пасующем висты пишутся только вистующим, а пасующий пишет только консоляцию. При двух вистующих каждый пишет за себя – и висты, и ремизы. Обычно, сказавши “вист” на первой руке, уйти за полвиста нельзя. Жлобский вист характерен для сочинки, поэтому в ней чаще всего встречается жлобский ответственный вист.
Джентльменский вист. При недоборе взяток разыгрывающим при одном вистующем и втором пасующем висты пишутся пополам, но в гору за подсад пишет только вистующий. Уходивший за полвиста пишет только за безвзятие играющего. При двух вистующих каждый пишет за себя – и висты, и ремизы. Обычно на первой руке можно сказать вист, а если второй игрок спасовал, уйти за полвиста (в свою очередь, пасовавший имеет право вернуть вист). Чаще всего встречается джентльменский полуответственный вист. Общая характеристика игры при джентльменском висте – поощряется игра в светлую, полезно говорить пас на первой руке. Джентльменский вист характерен для ленинградки.
· В некоторых компаниях при жлобском висте, если вистующих двое, они обязаны взять не менее: на шестерной – по две каждый, на семерной – по одной каждый, на восьмерной и девятерной – по одной каждый (в этом случае ответственный вист является самостоятельным видом виста, выступая в качестве обычного жлобского ответственного, а полуответственный – в качестве жлобского полуответственного виста). Например, в сочинке игрок С объявил шесть треф и взял пять взяток. Игрок Ю завистовал и не взял ни одной. Игрок З взял пять взяток, также вистовав. Игрок С пишет в гору 2 за невзятие на шестерной одной взятки. Игрок В, сидевший на прикупе, пишет 2 виста на С за невзятие. Ю пишет два виста на С и 4 в гору за невзятие взяток на вистах. З пишет 12 вистов на С. Если один вистует, а второй пасует, то вистующий за свои уйти не имеет права, а обязан на своих картах взять на шестерной – 2 взятки, семерной, восьмерной и девятерной – одну. При этом второй игрок играет втемную, и его взятки не принадлежат никому.
Также встречаются компании, в которых правила такого жлобского виста применяются только при двух вистующих, при одном – тоже ухода нет, но игрок считает свои взятки на обеих руках (своей и пасующего).
· Часто встречаются компании, в которых при объявлении “шесть пик” оба игрока вистуют автоматически, независимо от их желания (так называемый «Сталинград»).
· Правило «Вист – Пас – Полвиста» также может применяться или не применяться независимо от типа виста (жлобского или джентльменского). «Вист – Пас – Полвиста» определяет, возможно ли изменение сказавшим “вист” своего решения при последовавшем “пас” на “полвиста”. Такая возможность обычно характерна для джентльменского виста. При такой возможности у первоначально сказавшего “пас” остается возможность заявить “вист” при уходе первого завистовавшего за “полвиста”.
· Иногда на играх выше семерной, где невозможно уйти за полвиста, применяется правило «Пас – Пас – Вист», то есть после двух пасов вистующих первый получает возможность пересмотреть свое решение и сказать “вист”.
· Встречаются компании, в которых вистующий при невыполнении им своих обязательств не записывает висты за взятые взятки против играющего.
· Имеется вариант, когда при невыполнении обязательств вистующими на 8-х и 9-х штрафные очки получает не последний завистовавший, а оба вистующих.
Варианты правил при розыгрыше
· В некоторых компаниях определяется, как будет происходить первый ход разыгрывающего при игре на взятки вне зависимости от того, кто его делает: вистующие или играющий. Если первый ход разыгрывающего будет втемную, он осуществляется при закрытых картах всех игроков. Если же ход будет в светлую, то вистующие открываются до начала розыгрыша.
· Распасовка может быть не прогрессирующей, то есть когда цена за одну взятку постоянна и не увеличивается от распасовки к распасовке.
· В случае прогрессирующей распасовки прогрессия может быть:
Арифметическая – увеличение стоимости взятки от распасовки к распасовке происходит на определенную величину, например, на одно очко.
Геометрическая – увеличение стоимости взятки от распасовки к распасовке в определенное количество раз (чаще всего в два раза).
Прогрессии также могут быть ограниченными, когда предел увеличения оговорен участниками игры (обычно увеличение стоимости взятки после тройных распасов не происходит) и неограниченными, когда предела увеличения не существует.
· В некоторых компаниях после розыгрыша распасов сдатчик не меняется (нескользящая сдача), только если не объявлена какая-либо игра, но при всем при этом игрок не может сдавать более 3-х раз подряд.
· Иногда сдатчик не меняется, если не сыгран мизер. Сдатчик остается прежний также и в том случае, когда все три игрока сказали “пас”. Но в любом случае сдатчик опять же не может сдавать более трех раз подряд.
· При распасах сдача может не переходить, сколько бы кругов они не длились.
· Возможны следующие виды выхода из распасов (прерывания распасов):
Обычный (простой) выход – после распасов игрок имеет право начинать торговлю с любой игры.
Затрудненный (жесткий) выход – после двойных, тройных и т. д. распасов игрок имеет право начинать торговлю с игры не ниже семерной.
Ужесточенный выход – после двойных распасов игрок имеет право начинать торговлю с игры не ниже семерной, а после тройных и далее – не ниже восьмерной.
· В некоторых компаниях выход подсадом из распасовки не допускается, то есть при заказе одним из игроков игры и невыполнении им своих обязательств прерывание распасов не происходит. В этом случае, если при следующей сдаче все три игрока объявили “пас”, играются следующие по порядку распасы по сравнению с теми, которые были до подсада. Распасы прерываются, когда объявленная игра сыграна, то есть разыгрывающий не подсел.
· Имеется вариант, когда выход из распасов при отсутствии взятки разрешен, то есть распасовка прерывается в том случае, если один из игроков не взял ни одной взятки на распасах.
· Иногда играют с правилом: мизер не перебивает распасы, то есть перебить распасы может только соответствующая данному кругу игра на взятки по договоренности.
· Распасы прерываются, если установлено ограничение на число кругов. В случае действия данного ограничения распасы прерываются после розыгрыша последнего определенного круга.
· После первого круга распасов может производиться обязательный второй и третий круги без права назначения игры. Данный вариант имеет самостоятельное название: «Любимовка».
· Прикуп на распасовке может не открываться (при этом первым ходит игрок на первой руке, а далее — тот, кто получил взятку), хотя это правило обычно характерно для ростовки, где прикуп никогда не открывается. В этом случае при игре вчетвером сдатчик пишет одно очко в пулю как за ноль взяток.
· Возможен вариант, когда при распасовке первый заход всегда остается у игрока первой руки и при открытии каждой карты прикупа и в еще одном последующем заходе, а следующие заходы осуществляются уже так же, как и в обычной игре.
Варианты правил при записи и взаимном расчете
· В некоторых компаниях «помощь» при равенстве очков в пуле у игроков осуществляется сидевшему по левую руку от игравшего независимо от записи в горе и от того, подсел ли игрок на вистовании или сидел на прикупе, в игре не участвуя.
· В некоторых компаниях сдатчик, сыгравший мизер пополам с кем-либо, а также игрок, не взявший на распасах ни одной взятки, «помогать» не имеет права (если пуля закрыта, то списывает с горы, причем после списания до нуля оставшиеся очки пропадают).
· Часто, в случае невозможности записать «помощь» другим игрокам, оставшиеся очки игравшего списываются с его горы, даже если запись в горе примет отрицательное значение (по существу, это то же самое, если бы все игроки, кроме игравшего, записали себе в гору это же количество очков).
· Иногда применяется правило, согласно которому независтованные контракты (игры) разрешается списывать с горы по желанию разыгрывающего.
·
При расчете результатов игры гора может также делиться на N игроков минус один либо вообще не делиться. При неделимой горе каждый из игроков сравнивает свою гору и разницу, умноженную на десять, пишет в вистах. Например, из записи, приведенной слева, получается расчет справа:
· В некоторых компаниях при игре вчетвером сдатчик, вистовавший после паса двух игроков, в случае подсада разыгрывающего все висты пишет себе, да плюс то, что ему полагается в том случае, если вистовал кто-то другой. Пасовавшие при этом ничего не пишут (даже консоляцию). Например, при игре в сочинку прикупной вернул вист на шестерной игре, и игрок остался без двух взяток. Всего вистов 20. Законных вистов прикупного 4 – две взятки по два. Записанных на игрока в сумме получается 24 виста.
· Запись за карты из прикупа может варьироваться различным образом. Если запись производится только за туза из прикупа как за взятку, то в случае двух тузов в прикупе все равно пишут как за стоимость одной взятки. Запись за карты прикупа может вестись и независимо от стоимости игры: по 5 или 7 (реже – 10) вистов пропорционально взяткам. Так, за туз или марьяж – 5 или 7 (10) вистов, за Т и К одной масти – 10 или 14 (20) вистов, за два туза – 15 или 21 (30).
· В некоторых компаниях практикуется правило: если вистующие сели (иногда, даже если не сели), и, рассмотрев карты взявшего прикуп, обнаружили, что не существует такого расклада, при котором играющий не может не взять менее, чем объявлено (то есть вистующие доказали, что при любом раскладе берется больше взяток, чем заказано), игра не считается законной, заказавший пишет 2 в гору (иногда по стоимости игры), и производится повторная сдача. Другими словами, применяется правило наказания за перезаклад (“недозаказ”). Например, игрок имеет на руках: ♠: Т, К, В, 9, 8; ♣: Т, Д, В, 10, 9; ♦: —; ♥: —. Ход собственный. ♥: К, 8 в сносе. Играется семь пик. Выходя с Т, К, В, пик, игрок отдаст одну взятку на даму пик и еще одну – на короля треф. Но в результате неудачного расклада вистующий взял одну взятку. По правилу наказания за перезаклад игра не считается, и играющий пишет два в гору, вистующие не пишут ничего.
· Если запись за распасовку идет в гору (в ростовке за взятки на распасах пишут висты) – обычно по 1 или 2 (реже – 3) очка на одинарной, то для упрощения счета и сокращения числа записей после окончания розыгрыша может производиться «амнистия», то есть сокращение записи на одинаковое для всех количество взяток. Причем при игре вчетвером «амнистия» производится с учетом количества взяток, полученных сдатчиком из прикупа. Если сдатчик не взял ни одной взятки, количество взяток, на которое может быть сокращена запись, равно нулю.
· Существует так называемая игра со скачками (с призами) – игра с премиями (тому, кто первый закрыл пульку; тому, у кого меньше всех очков на горе и т. д.). Разумеется, сам факт и размер премий являются предметом соглашения игроков перед началом игры.
Таким образом, начиная игру, все игроки должны установить единые правила (иначе неизбежны споры в процессе игры). Вот практически полный перечень пунктов, по отношению к которым игроки обязаны придти к единому мнению:
Договорное правило |
Условие 1 |
Условие 2 |
Условие 3, Условие 4, Условие 5 |
||
Чем перебивается мизер? | Мизер — 9. Дальше торговля не идет | Мизер — 9 — Мизер без прикупа — 9 без прикупа | |||
Распасовка: прогрессия |
отсутствует (х1, х1, х1, х1...) |
огр. арифм. (х1, х2, х3, х3...) |
огр. геом. (х1, х2, х4, х4...) неогр. арифм (х1, х2, х3, х4...) неогр. геом. (х1, х2, х4, х8...) |
||
Распасовка: запись за взятку в гору |
1 очко (одинарная) |
2 очка (одинарная) |
|||
Распасовка: прикуп |
не открывается | открывается | |||
Распасовка: выход |
(6,6,6,6...) простой |
(6,7,7,7...) затрудненный |
(6,7,8,8...) ужесточенный |
||
Распасовка: выход подсадом |
не допускается | допускается | |||
Распасовка: переход сдачи | скользящий | повторение 3 раза | сдача не переходит | ||
Вист: тип виста | жлобский | джентльмен-ский | |||
Вист: ответственный/ полуответствен-ный | полная стоимость игры | половина стоимости игры | |||
Вист на 6 пик — «Сталинград» | не обязательно | обязательно | |||
Вист – Пас –Полвиста | не допускается | допускается | |||
Вист: без трех без вистов | не допускается | допускается | |||
Вист: десятерная игра | проверяется | вистуется | |||
Вист: ответственность на 8 и 9 | оба вистующих | последний вистующий | |||
Торговля: прыжки | не допускаются | допускаются | |||
Первый ход разыгрывающего | втемную | в светлую | |||
Запись за туза (взятку) из прикупа | вистующие (сдатчик) не пишут (-ет) | вистующие (сдатчик) пишут (-ет) по 5 вистов | вистующие (сдатчик) пишут (-ет) по 7 вистов | вистующие (сдатчик) пишут (-ет) как за взятку | |
Делимость горы | не делится | делится на N игроков – 1 | делится на количество игроков |
ПРАВИЛА ДЛЯ ОСОБЫХ СЛУЧАЕВ
· Если игроки прекращают игру в связи с обстоятельствами до закрытия кем-либо пули, то не закрывший пулю закрывает ее. Количество очков, записанное им в пулю, он выносит в гору в виде подсада. Например, игрок имеет в пуле 20. Игра велась до 25 в пулю. Закрыв пулю, игрок пишет 5 в гору.
· Игрок, выходящий из игры до окончания пули, если остальные игроки продолжают игру, пишет себе в гору недостающее до закрытия пули количество очков. Его проигрыш или выигрыш определяется после закрытия пули.
· Игрок, желающий включиться в уже начатую игру (обычно четвертый), обязан получить согласие всех остальных игроков. Если таковое получено, то он садится на свободное место и записывает себе очки. В пулю записывается сумма всех очков других игроков, поделенная на их количество. Если игроков трое и в сумме их пули дают 15 очков, то вновь вступающий игрок записывает себе 5 в пулю. Аналогично в гору он пишет сумму очков в горе всех игроков, поделенную на их количество.
Другие ситуации, связанные, к примеру, со случаями произвольного и непроизвольного нарушения правил игры, подробно описываются в Кодексе преферанса, разработанным московским Обществом любителей преферанса в целях упорядочения процесса видоизменения правил и сведения всего многообразия преферанса хотя бы к основным его вариантам. Кодекс преферанса, призванный в первую очередь обеспечить равенство шансов на выигрыш и проигрыш для всех участников игры, достаточно подробно выражает отношение редакционной коллегии Общества любителей преферанса к каждому “договорному” правилу и рекомендует, какие из них использовать, а какие – нет и почему. Тем не менее, преферанс – игра свободных людей: каждый волен сам устанавливать в своей компании договоренности (особенно если традиция уже сложилась).
РАЗНОВИДНОСТИ ПРЕФЕРАНСНЫХ ИГР
Существует множество разновидностей игры в русский преферанс. Рассмотрим несколько более или менее известных преферансных игр:
· Сочинка (сочинский преферанс)
· Классический преферанс, или, как его называют, Классика
· Ростовка (московский преферанс, или московская пулька)
· Ленинградка (ленинградский преферанс)
· Преферанс заказной
· Гусарик
· Пасы
Но самыми распространенными, безусловно, являются три: Ленинградка, Ростовка, Сочинка.
Среди других разновидностей преферанса, распространенных преимущественно в Центральной и Восточной Европе, выделяются:
· Австрийский преферанс
· Хорватский преферанс
Для более четкой демонстрации разницы между различными разновидностями преферансных игр повторим правила игры, применяемые в сочинке.
СОЧИНКА (СОЧИ)
Из всех видов преферанса сочинка является наименее азартным видом, требующим от игрока острого ума и хорошей памяти. Спокойный игрок средней квалификации может даже при плохих картах в течение всей игры проиграть очень незначительную сумму. Именно поэтому данный вид преферанса распространен преимущественно в среде технической интеллигенции, менее склонной к риску и азарту и более уважающей в игре умение мыслить логически, точно рассчитывать комбинации.
Запись в пульку и в гору в сочинке:
Контракт | Выполнен |
Взятка на висте |
Недобранная взятка на игре |
Недобранная взятка на висте |
6 | 2 в пулю | 2 | 2 в гору | 2 в гору |
7 | 4 в пулю | 4 | 4 в гору | 4 в гору |
8 | 6 в пулю | 6 | 6 в гору | 6 в гору |
9 | 8 в пулю | 8 | 8 в гору | 8 в гору |
10 | 10 в пулю | 10 | 10 в гору | 10 в гору |
Мизер | 10 в пулю | 0 | 10 в гору | 0 |
Основные характеристики:
— вист ответственный: за подсад на висте в гору пишется полная стоимость игры;
— консоляция: при ремизе разыгрывающего оба защитника пишут на разыгрывающего висты – в размере стоимости игры за каждую недобранную взятку. Консоляция пишется вдобавок к вистам за фактическое количество взяток;
Пример консоляции в сочинке:*
Игрок | Взятки | За фактические взятки | Консоляция | Итог |
Защитник A | 3 | 3*2=6 | 1*2=2 | 6+2=8 |
Защитник B | 2 | 2*2=4 | 1*2=2 | 4+2=6 |
*Вистовали оба защитника.
— вист жлобский: при подсаде разыгрывающего висты пишет только вистовавший защитник, а пасовавший игрок пишет только консоляцию;
— распасовка на гору: обычно по одному очку за каждую взятку;
— распасовка прогрессирующая: обычно в арифметической прогрессии (1-2-3, реже – 1-2-4 или 1-2-2);
— за ноль взяток на распасовке: игрок пишет в пульку стоимость одной взятки;
— прикуп на распасовке: открывается и
· при игре втроем показывает масть хода (достоинство карты не учитывается);
· при игре вчетвером карты прикупа принадлежат сдатчику, который пишет и в гору, и в пулю на общих основаниях;
— окончание пульки: играют до того момента, когда запись в пульке каждого игрока достигнет условленной величины. Игрок, закрывший пульку (достигший условленной величины), «помогает» тому, у кого запись в пульке наибольшая (если у двух противников запись в пульке одинакова, то «помогают» тому, кто сидит слева). Сыграв, например, шестерную, он пишет два очка в пульку противнику, а на него – в виде компенсации – висты в десятикратном размере, то есть 20 вистов.
Если попытаться охарактеризовать сочинку кратко, – это игра против вистующего. Это самая простая разновидность. Начинать учиться играть лучше всего в сочинку.
КЛАССИКА (Классический преферанс)
Данный вид преферанса распространен по преимуществу в студенческой среде и других молодежных компаниях. От сочинки отличается азартностью, за что и любим молодежью. По распространенности несколько уступает сочинке.
Классика весьма похожа на сочинку и ленинградку, но в ней сохранилось множество реликтовых правил и условностей, принятых в XIX веке. Главное, что ее отличает, это:
— повышающие стоимость игр коэффициенты (бомбы);
— возможность торговаться втемную;
— возможность заказывать игры без прикупа.
Общие положения
В игре принимают участие от 3 до 5 человек. Рассмотрим вариант для четырех игроков. Варианты для трех и пяти игроков отличаются от данного аналогично сочинке.
Перед началом партии игроки договариваются, как будет вестись игра – с одинарными, двойными, тройными и т. д. бомбами. Бомба – это распасы, объявленные втемную (не глядя карт). Двойные, тройные и т. д. бомбы – соответственно второй, третий и т. д. круги распасов втемную. Одинарная бомба стоит 2 очка в гору за каждую взятку, двойная – 4 очка, тройная – 8 и т. д. (как степени числа 2). За невзятие взяток на бомбах игроки, в том числе сидящий на прикупе, пишут в пулю по стоимости бомбы.
Далее обговаривается, как будет проводиться первый круг – с распасами или бомбами. Например, если принято решение играть с тройными бомбами, то игра начинается проведением бомб (от одинарных до тройных) независимо от желания кого-то из игроков объявить результативную игру. При этом возможны различные варианты начальных бомб.
Первый вариант: после первых распасов, давших одинарную бомбу, тот же сдатчик производит повторную сдачу, и играется “двойная бомба”. В третий раз тот же сдатчик проводит раздачу карт для “тройной бомбы”. Затем сдача переходит к следующему игроку, и опять производится трехкратная сдача и т. д. После того, как каждый из игроков произвел сдачу три раза и сдатчиком опять стал первый игрок, производится оценка очков в горе у каждого играющего.
Второй вариант: сначала проводится круг одинарных бомб с меняющимся сдатчиком, затем так же – круг двойных бомб, затем круг тройных. После этого подсчитываются очки в горе.
Если же принято решение начинать игру с распасов (например, с одинарных и двойных), проводятся круги соответствующих распасов (сначала одинарных, а затем двойных). После этого, как и в случае начальных бомб, сравниваются записи у игроков в горе.
Игрок, имеющий наибольшее количество очков в горе, заказывает игру – называет время окончания партии и до каких очков будет вестись запись. Например, он предлагает играть до 50 очков в пулю до 23 часов. Это означает, что для закрытия пули каждому нужно набрать 50 очков. После закрытия пули игра должна вестись оставшееся до 23 часов время.
После заказа игры начинается собственно пулька.
Если игроки до начала пули условились играть три круга бомб, а не обычных распасов, то в результате каждый получил по 9 бомб. Сидящий на прикупе бомб не получает. Игроки записывают бомбы строго по порядку в соответствии с сыгранными, обозначая их в виде цифр или специальных знаков. Знаки для обозначения бомб сильно варьируются в разных компаниях. Например, применяется знак для одинарной, знак – для двойной, – для тройной и т. д. бомб.
В итоге получится следующая табличка:
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
Или с использованием знаков такая строка:
В верхней строке таблички или над знаками каждый игрок будет отмечать количество взятых взяток. В нижнюю строку таблички или в ряд знаков будут дописываться приобретенные впоследствии бомбы в порядке их получения.
Торговля и назначение игры
Кроме всех тех игр, которые можно объявить в сочинке, в классике существуют следующие объявления.
Бомба
Это объявление игрока, сказавшего “пас” и не смотревшего свои карты при условии, что до него никто не объявил игры. Объявленная бомба перебивается семерной либо любой другой игрой втемную. Таким образом, остальные игроки, если тоже хотят заработать бомбу, могут по желанию присоединиться к первому, также сказав “бомба” или “пас втемную” (не глядя карт), либо объявить втемную результативную игру, или, наконец, посмотреть свои карты и либо сказать “пас”, либо объявить игру не ниже семерной. Игрок, объявивший бомбу, в дальнейшей торговле не участвует.
Если все игроки сказали “бомба” или “пас”, то производится розыгрыш бомбы. При этом значок бомбы пишут себе только игроки, объявившие бомбу. Посмотревший в карты и сказавший “пас” этого значка не ставит. Двойные и тройные бомбы получаются на следующих кругах при тех же, что и для одинарной бомбы, объявлениях. Взятки всех игроков имеют одинаковую стоимость, независимо от того, пасовал игрок или объявлял бомбу. Если игроки не ограничивали бомбу, то четверная – по 16, пятерная – по 32 и т. д. очка за взятку. Каждая последующая в два раза выше предыдущей. Если игрок на первом круге бомб сказал “пас”, а на втором “бомба”, то он записывает себе за двойную бомбу, не записывая одинарной. Когда бомбу перебили, к примеру, объявлением семерной, ее не записывают. После объявленной игры сдатчиком становится следующий, и бомба опять одинарная. Когда после объявленной и разыгранной бомбы все три игрока на второй, на третьей и т. д. сдаче говорят “пас”, производятся обычные одинарные распасы. Аналогично, после распасов и бомба одинарная.
Игры на взятие втемную
Кроме игры на бомбе, можно повысить стоимость игры, заказав ее втемную. Например, “пика втемную” (“раз втемную”) имеет право сказать игрок на первой руке или на последующих после паса предыдущих игроков или объявленных ими шестерных или бомб. Пика втемную перебивается обычной семерной или объявлением “трефа втемную”. Игрок, объявивший игру втемную, может продолжить торговлю как втемную, не заглядывая в свои карты, так и в светлую, посмотрев карты и продолжая торговлю на общих основаниях. Если торговля велась втемную, то игра считается темной. Если взявший прикуп вел торговлю в светлую, то игра считается светлой, игрок назначил и сыграл обычную игру. Если игрок, выторговал карты прикупа втемную (так и не заглянув в свои карты), то он получает две карты прикупа втемную, не показывая их другим игрокам. Игрок, объявивший игру на взятие втемную, по рассмотрении своих карт до того, как он взял прикуп, имеет право изменить свое назначение объявлением “мизер”. В этом случае прикуп берется в открытую и играется обычный мизер – взятый в светлую. Если после взятия прикупа игрок объявил игру того же уровня, на который выторговал прикуп, то независимо от масти игры оба игрока обязаны вистовать, и игра ведется втемную. Если объявление выше хотя бы на один уровень (например, выторговал на шестерную, а назначил семерную), то вистование ведется в обычном порядке.
Игра, объявленная втемную, ценится вдвойне, то есть шестерная – по 4, семерная – по 8 и т. д. Вдвойне также пишутся и ремизы, и висты по стоимости игры.
Мизер втемную
Аналогично играм на взятие втемную игрок может объявить “мизер втемную”. При этом он берет две карты прикупа, не показывая их игрокам. Розыгрыш ведется также втемную. Сыгранный мизер ценится в 20 очков. Каждая взятка также 20 очков. Перебить заявку “мизер втемную” можно только девятерной втемную или десятерной в светлую.
Игра на бомбах
Бомба — это коэффициент, повышающий стоимость игры. Игрок, у которого имеется цифра или значок (, , и т. п.), обозначающие бомбы, независимо от того, хочет он этого или нет, играет на бомбе. Это означает, что объявивший, например, простую игру на одинарной бомбе пишет на нее вдвое, то есть за шестерную – 4, за семерную – 8 и т. д. При этом, если игра сыграна, то играющий закрывает (зачеркивает) бомбу. Например, если игрок после трех кругов бомб, проводившихся до начала пули, сыграл шестерную и мизер, его табличка будет выглядеть следующим образом:
6 |
М |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
Или строка значков бомб примет такой вид:
6 М
Если бомб у игрока нет, то следующая его игра – простая. Если у игрока несколько бомб, то они играются в строгой очередности. Скажем, имеющий запись: , , играет первую игру на одинарной бомбе, вторую – на тройной, третью – опять на одинарной. Если в результате игры игрок подсел, то бомба остается. На двойной бомбе стоимость увеличивается в четыре раза, тройной – в восемь раз, четверной – в шестнадцать и т. д. Игрок, играющий втемную на бомбе, умножает запись. Так, играющий на двойной бомбе пику втемную при назначении семерной получает 4х2х4=32 очка. За подсад и висты пишется по стоимости игры соответственно. Если все бомбы закрыты, игрок играет за обычную стоимость.
Окончание игры и запись
Игра ведется не до закрытия пули, а по времени. В остальном – порядок записи и подсчет результата аналогичны сочинке или ленинградке.
Варианты правил для классики
· В некоторых компаниях игрок пишет весь выигрыш в пулю только в том случае, если в горе у него ничего нет. В обратном случае он всегда должен половину выигрыша списывать с горы, а другую – писать в пулю. Игрок, закрывший пулю, половину списывает с горы, вторую половину пишет в вистах на игрока, которому «вливает» в пулю – «помогает». «Помогают» игроку, имеющему больше всех в пуле. Подсевшему и сидящему на прикупе «помогать» нельзя. Если «помогать» некому, оставшуюся сумму сыгравший списывает с горы. Игрок, не имеющий горы, когда пули у всех закрыты, списывает с горы игрока, имеющего меньше всех в горе, за что пишет вдесятеро вистов. Если у двоих игроков в горе ноль, то списание производится со следующего игрока, имеющего в горе более нуля.
· Встречаются компании, в которых перебить одинарную бомбу можно только семерной, двойную бомбу – только восьмерной и т. д.
· Имеется вариант, в котором сдатчик при игре вчетвером в случае распасовки также получает бомбу.
· Часто перебивать объявление “раз втемную” разрешается обычной заявкой “два” или следующей по торговле.
· Иногда играют с полуответственным вистом, но только до того момента, пока хотя бы у одного из игроков не будет закрыта пуля. С этого момента вист становится ответственным.
· Применяются также игры без прикупа, которыми можно пользоваться в торговле на каждом уровне. Например, торговля идет на уровне 6, можно победить заявкой без прикупа, но если противник перешел на уровень 7, то перебивать его игру можно уже только заявкой 7 без прикупа. В классике обычный мизер перебивается девятерной, а мизер без прикупа — девятерной без прикупа или десятерной с прикупом.
· Что касается стоимости игр в разных мастях, то и здесь нет единого мнения: некоторые придерживаются современной унифицированной таблицы (стоимость игры не зависит от масти козыря), а другие пользуются старинной иерархией — пики самые дешевые, а без козыря — самые дорогие.
· Существует упрощенный вид классики, который играется без бомб. Распасы всегда одинарные (например, по одному очку за взятку) при скользящей сдаче. Игрок, сказавший “пас” после того, как двое игроков до него объявили “пас”, ставит «птичку»; остальные ничего не ставят. Игра на птичке аналогична игре на одинарной бомбе. В остальном – обычные правила. Имеет особое название: «Хулиганка».
· Кроме того, имеется вариант упрощенной классики, в котором сдача не скользящая. Все игроки при распасах ставят птичку, в том числе и сдатчик. Перед игрой два круга распасов. Игры втемную нет. До закрытия пули вист полуответственный, после закрытия – ответственный. Игра кончается списанием горы или по времени.
· В варианте с расширенными правами сдатчика, сидящий на прикупе имеет право присоединиться к объявившим бомбу. В этом случае он за каждую взятку пишет как за две, но и получает знак бомбы. Если сдатчик пасовал, то запись его взяток ведется в обычном порядке, то есть на одинарной бомбе – два очка за взятку и т. д. Сдатчик объявляет бомбу на последней руке и имеет право на объявление даже при двух пасующих.
· В варианте с «разбойником», права назначающего игру («разбойника») после трех кругов распасов в начале игры значительно расширены. Он имеет право заказывать по желанию, например, чтобы каждый из игроков объявил по разу мизер втемную. Если это не оговорено особо, не выполнивший данное условие до конца игры пишет за десять взятых на мизере – 200 в гору. Наиболее часто «разбойник» оговаривает обязательные игры, скажем: «Каждый должен взять прикуп на объявленные по разу – мизер и десятерную, два раза – девятерную, три – восьмерную. Объявление игрок должен сделать до закрытия пули», «За необъявленные записать как за уход без пяти или пять на мизере, но без вистов».
· Вариант с усложненным вистованием отличается от обычного следующим. Вистующие обязаны взять на шестерной – четыре, семерной – три, восьмерной – две, девятерной – одну взятку. Уход, соответственно, на шестерной, семерной – за две, восьмерной – за одну. Игрок имеет право, кроме того, вистовать на десятерной и мизере. В этом случае при невзятии вистующим взятки на десятерной или при сыгранном мизере он пишет 10 в гору. Если на десятерной вистующий взял взятку или на мизере дал взятку, то кроме подсада играющего вистующий пишет на него висты. Если же никто на десятерной или мизере не вистует, то на севшего на мизере или десятерной висты не пишутся. За взятки на распасах: одинарных – 2 очка, двойных – 4, тройных – 6 очков.
· Существуют также варианты с упрощенным началом, в которых перед началом игры вместо обязательных распасов или бомб в гору записывается заранее обусловленное количество очков. Правила устанавливаются по договоренности.
· Также все отличия, характерные для сочинки и ленинградки, встречаются и в классике.
РОСТОВКА (РОСТОВ, МОСКОВСКАЯ ПУЛЬКА)
Данная разновидность преферанса в последнее время приобретает все большую популярность и уже значительно потеснила и сочинку, и особенно классику, что сопровождается значительным изменением правил и взаимопроникновением вариантов.
Основным отличием ростовки от сочинки является явное усиление роли распасов. Это достигается, во-первых, ужесточением наказания за неудачно сыгранную распасовку и, во-вторых, хорошим вознаграждением за выигранные распасы, сравнимым с удачно сыгранной крупной игрой.
Запись в пульку и в гору в московской пульке:
Контракт | Выполнен |
Взятка на висте |
Недобранная взятка на игре |
Недобранная взятка на висте |
6 | 2 в пулю | 2 | 2 в гору | 1 в гору |
7 | 4 в пулю | 4 | 4 в гору | 2 в гору |
8 | 6 в пулю | 6 | 6 в гору | 3 в гору |
9 | 8 в пулю | 8 | 8 в гору | 4 в гору |
10 | 10 в пулю | 10 | 10 в гору | 5 в гору |
Мизер | 10 в пулю | 0 | 10 в гору | 0 |
Основные характеристики:
— вист полуответственный: за подсад на висте в гору пишется половина стоимости игры;
— консоляция: при ремизе разыгрывающего оба защитника пишут на разыгрывающего висты – 10 вистов за каждую недобранную взятку. Иногда (при игре втроем) договариваются писать по 15, чтобы стоимость игр и подсадов не отличалась от игры вчетвером. Однако это не совсем верно, так как при игре втроем стоимость сыгранной игры тоже ниже.
Консоляция пишется вдобавок к вистам за фактическое количество взяток;
Пример консоляции в московской пульке:*
Игрок | Взятки | За фактические взятки | Консоляция | Итог |
Защитник A | 3 | 3*2=6 | 1*10=10 | 6+10=16 |
Защитник B | 2 | 2*2=4 | 1*10=10 | 4+10=14 |
*Вистовали оба защитника.
— вист джентльменский: при подсаде разыгрывающего (когда вистовал один, а другой пасовал) вистовавший и пасовавший защитники пишут все висты пополам: и консоляцию, и висты за фактическое количество взяток. Висты делятся по-джентльменски независимо от того, происходил ли розыгрыш в светлую или втемную.
Пример записи при джентльменском висте:
Контракт: 6 треф |
Разыгры-вающий | Защитник (“вист”) | Защитник (“пас”) |
Взятки | 5 | 5 | 0 |
Запись | 2 в гору | (5*2+1*10+1*10)/2=15 | (5*2+1*10+1*10)/2=15 |
Для сравнения посмотрим запись при жлобском висте в той же ситуации:
Контракт: 6 треф |
Разыгры-вающий | Защитник (“вист”) | Защитник (“пас”) |
Взятки | 5 | 5 | 0 |
Запись | 2 в гору | 5*2+1*10=20 | 1*10=10 |
— распасовка на висты: обычно по пять (возможно также по три, четыре, восемь или десять) вистов за каждую взятку. Выигрывает распасовку тот, кто взял меньше всех взяток.
Примеры записи за распасовку в московской пульке:
Распасовка | Игрок А | Игрок B | Игрок C | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Взятки | 2 | 3 | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЗаписьЕсли наименьшее количество взяток взяли два игрока, то они делят проигранное третьим игроком количество вистов пополам. Пример записи за распасовку, где двое выигравших взяли поровну взяток:
|