Реферат: Проблема смерти в культуре Древнего Египта и её отражение в храмовой архитектуре и живописи

Сибирский Государственный комитет по связи и информатизации СибГУТИ.

                                     Кафедра СПТ.

Домашняя письменная работа

на тему:

"Проблема смерти в культуре Древнего Египта и её отражение в храмовой архитектуре и живописи"

                                                                                                     Написал:

Мынкин Дмитрий Игоревич К-99

                                    Проверила:

                                           Чуркина Наталья

Анатольевна  

                                    

    

              Новосибирск - 99.            

План:

1.Введение                                           стр.2.

2.История государства Египет              стр.2.

3.Религия Древнего Египта                   стр.8.

4.Смерть в Древнем Египте      и её отражение

в храмовой архитектуре и живописи    стр.10.

5.Заключение                                      стр.17.

6.Список литературы                           стр.18.

1.ВВЕДЕНИЕ

Древний Египет, как и любое другое древнее государство, хранит в себе много тайн, многие из которых до сих пор не разгаданы. С детства тайны и загадки влекли меня к себе и именно по этому тема древних цивилизаций интересна мне, как никакая другая. Египетские пирамиды - одна из величайших задач,  не решенных и по сей день, одно из Семи Чудес Света, величайший памятник архитектуры,  доживший до нашего времени. Древний Египет, на мой взгляд таит в себе больше загадок чем любая другая страна древнего мира, что и стало основной причиной выбора мной этой темы.

2.ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА ЕГИПЕТ.

В эпоху, когда в Месопотамии возникали и развивались различные государства, экономические и культурные условия в Египте привели к появлению первого великого народа в мировой истории, чему очень способствовало утверждение рабовладельческого общества раньше, чем в других странах древнего мира. Большинство историков сходятся в том, что Древний Египет это первое в мире государство.

Считается, что своему раннему благополучию Древний Египет целиком обязан реке Нил, вся долина которой представляет собой гигантский по размерам оазис. Не будь на северо-востоке Африканского континента этой реки. весь Египет. который в древности занимал практически ту же территорию. что и сегодня представлял бы собою пустыню. подобную Ливийской. что не давало бы никаких надежд на появление какой-либо мало-мальски серьёзной цивилизации.

Кроме того водный режим Нила сыграл значительную роль в развитии сельского хозяйства Древнего Египта. Время осеннего разлива Нила. когда пространства. прилежащие к реке заливаются водой считалось в Древнем Египте праздником потому. что при отступлении воды прибрежные районы Нила оставались покрытыми речным илом. принесенным рекой с верховьев. Фактически вся плодородная почва Египта представляет собой отложения речного ила. такая почва весьма плодородна. не требует дополнительного удобрения и прекрасно поддаётся обработке. что и стало значительной предпосылкой к появлению земледелия. как доминирующей области хозяйства государства Египет.

Уже в древности египтяне создали систему регулирования уровня подъема воды при разливах при помощи водохранилищ. плотин и сложных ирригационных систем.

Египтяне изготовляли прекрасные орудия труда. Сначала для этого использовали кремень. так как в Египте хватает залежей камня который хорошо поддаётся обработке. Относительно рано в Древнем Египте появились и медные орудия труда. За неимением своих месторождений египтяне вели добычу на весьма богатом медью Синайском полуострове.      

    Сельская община существовала на протяжении тысячелетий. однако приблизительно в 3300 г. до н.э. в Древнем Египте значительно повысилась численность населения и благосостояние жителей. Началось строительство городов. но Египет ещё не был объединён и делился на Нижний и Верхний Египет.

    Образцы письменности появились в Древнем Египте между 3300 и 3100 гг. до н.э. Древнеегипетская письменность названа иероглифами

     Важно заметить. что египетские цари назывались фараонами. Имя и титул египетского царя являлись священными. поэтому царя избегали называть по имени без особой к тому надобности не только придворные. но и простолюдины. С середины II тысячелетия египтяне называли царя иносказательно: пер-«о» - «большой дом». откуда происходит видоизмененное слово «фараон».

    Точное летоисчисление  древнеегипетской истории также практически невозможно поскольку данные весьма ограничены. Поэтому время зачастую обозначается не столько столетиями. сколько - условно - династиями.

    Древние списки фараонов делились на династии, и жрец Манефон, написавший около 300г. До н.э. по-гречески своё сочинение об истории Египта. насчитывал до 30 династий фараонов. хотя существуют предположения историков. что и это число неточно.

    Принято историю древнеегипетского  царства делить на несколько периодов - Раннее. Древнее. Среднее. Новое и Позднее царства.

Период Раннего царства - это период правления I и II династий. Приблизительно в 3100 г. до н.э. правитель Верхнего Египта Менес завоевал территорию и население Нижнего Египта и объединив под властью  I династии оба государства основал новую столицу - Мемфис на бывшей границе между двумя царствами.

    Период Древнего царства - скачок в развитии Древнего Египта. одна из величайших эпох культуры и истории. эпоха строительства пирамид в Древнем Египте. Под мудрым управлением фараонов в Египте процветала торговля и ремёсла. развивались различные науки. такие как математика. астрономия. медицина.

    Приблизительно в 2150-2040 г. до н.э. шел Первый переходный период. Это период гражданских конфликтов и упадка Древнего Египта. Приход в негодность ирригационной системы привёл к голоду. участились вторжения кочевников с востока и ливийских захватчиков. Новые цари  IX и X династий установили свою власть в Нижнем Египте и сделали своей столицей Гераклеополь. то есть фактически Египет снова был разделён. что означало новую волну бедности и несчастий в Египте.

    Период Среднего Царства - период восстановления былого могущества Древнего Египта с 2040 г. до н.э.

    Правитель города Фивы Ментухотеп II разгромил правителя Гераклеопля и вновь объединил Египет в единое государство. он также изгнал из Египта чужеземных захватчиков и заключил ряд торговых соглашений с соседними государствами. которые весьма способствовали развитию страны.

    Но в 1640-1552 г. до н.э. шел Второй переходный период при котором государство вновь пришло в упадок. Египет был завоёван гиксосами. но само государство осталось практически независимым при этом выплачивало дань гиксосам. К 1600 г. до н.э. началось освободительное движение против гиксосов и постепенное возрождение Египта.

    Период Нового царства охарактеризован историками. как период небывалого военного могущества египетских фараонов. Освобождение от гнёта гиксосов серьёзно повысило дух египетского народа. что стало основной причиной для новых и новых завоеваний вне территории Египта. проводя которые правители практически не проводили экономических и социальных преобразований внутри своей собственной страны. Экономика Египта всё больше и больше приобретала милитаристический. захватнический характер. новые завоевания привели к неминуемым столкновениям с Хеттской. Митаннийской и другими империями. Фараоны XVIII династии завоевали сравнительно большие территории и привели Египет в пору наибольшего рассвета - территории Египетского царства с четвертого порога Нила до Северной Сирии.

    Третий переходный период начался после смерти Рамсеса III. В этот период могучая Египетская империя начала рушится на глазах. Коррупция. отделение восточных провинций. а величие эпохи Нового царства сменилось неурядицами третьего переходного периода междуцарствия. Затем в Египте началось увеличиваться влияние ливийцев : вождь ливийцев Шешонк женил своего сына на египетской царице Мааткара. а в 945 г. до н.э. Шешонк основал XXII династию и стал царём Египта. Страшные гражданские войны последовали за семейными разногласиями и спорами. В 728 г. до н.э. Нубийский царь Пианхи захватил Египет. Нубийцы крепко осели и надолго основались в Египте. но большинство египетских князей были недовольны таким сильным влиянием нубийцев в Египте. а поскольку их силы для сопротивления были малы они поддержали вторжение ассирийцев в Египет. таким образом нубийцы были изгнаны из Египта в 664 г. до н.э.

    В Поздний период правили XXVI - XXX династии. С 664 гг. до н.э. Египтом правили уже выходцы коренной египетской династии. Ослабший и раздробленный Египет всё-таки сверг ассирийцев и довольно-таки быстро вступил в новую эру процветания и могущества. торговля достигла небывалого размаха. Египет снова начал увеличивать свои территории.

    Но с 525 по 404 г. до н.э. одержав ряд серьёзных побед персы установили свою власть в Египте. За этот период восстания против персов приобрели массовый характер и греки. которые тоже враждовали с персами. присылали флот на помощь восставшим. В 404 г. до н.э. независимость была завоёвана и в Египте на полвека вновь воцарились мир и процветание. а в 343 г. до н.э. персы вновь завоевали Египет и он потонул в огне и крови. Однако в 332 г до н.э. Александр Македонский завоевал всё Персидское царство и был принят египетским народом. как освободитель и получил титул фараона.

    После смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. власть в Египте захватил Птолемей и основал в Египте новую династию - династию Птолемеев. При ранних Птолемеях экономика Египта шла на подъём. но все плоды процветания шли на благо высшей ступени власти. простолюдины подвергались жестокой эксплуатации и налогообложению.

    Во II-ом веке до н.э. Египет под правлением Птолемеев начал приходить в упадок. с 205 по 185 г. до н.э. Верхний Египет вырвался из власти Птолемеев. Держава Селеквидов оккупировала значительную часть Египта и вела жесткую эксплуатационную политику по отношению к населению оккупированных территорий.

    Правление царицы Клеопатры VII отмечено счастливой жизнью простых людей Египта. Клеопатра пользовалась своим влиянием на римского диктатора Юлия Цезаря на благо Египта. а после его смерти в 44 г. до н.э. она вышла замуж за друга Цезаря - Марка Антония. А когда в 31 г. до н.э. приемник Цезаря Октавиан разбил войска Антония и Клеопатры. Антоний

с Клеопатрой покончили жизнь самоубийством. Египет стал частью Римской империи в 30 г. до н.э.

    3.РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

  

    В египетской религии в общей сложности было свыше двух тысяч богов. поэтому рассмотреть их всех в пределах данного реферата невозможно. да и не имеет особого смысла. В своём реферате я выделю лишь основных богов и тех богов. которых необходимо рассмотреть при исследовании данной темы. В основном боги египтян олицетворяли собой различные стихии. силы природы или тесно связаны с основными ремёслами и моментами жизни Древнего Египта.

    Основным богом египтян был бог Ра - бог Солнца. Шу. сын Ра. был богом воздуха. Нут - дочь Шу.была богиней неба. Муж Нут - Геб был богом земли. В эпоху Нового царства бог Амон считался царём богов. в последствии он был соединён в  одно неделимое двуединое божество с Ра и после этого стал именоваться Амон-Ра. Храм Амона-Ра назывался Карнак.

У Геба и Нут Был сын Осирис. который по религии египтян даровал им вино и хлеб и при этом был владыкой Царства мертвых. В его честь был построен храм Абидос. Богом же мертвых был Анубис. который так же был богом бальзамирования.

    Стены гробниц в основном содержали изображения богов. Считалось. что таким образом умерший будет окружен вниманием богов. что облегчит ему все тяготы Иного мира. 

    Хатхор хоть и была богиней любви красоты. радости и матерей. она ещё считалась покровительницей мертвых. Её храм назывался Дендера.

    Маат была египетской богиней справедливость и уравновешенность. а также олицетворяла собой гармонию.             

    Большинство богов имело свои собственные храмы разбросанные по всей стране. куда простым египтянам не было доступа. поэтому в жилищах простолюдинов поклонялись поклонялись в основном богу Бесу. охраняющему дома простых людей и оберегающему детей. и богине Тауэрт. которая считалась святой покровительницей беременных женщин и новорожденных детей.

   

    4.СМЕРТЬ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ И ЕЁ ОТРАЖЕНИЕ В ХРАМОВОЙ АРХИТЕКТУРЕ И ЖИВОПИСИ.

   

    По религии древних египтян смерть для человека являлась переходом к иной, лучшей жизни в Ином мире, то есть человек реализует себя полностью лишь после смерти.

    Считалось, что у любого человека есть три души - ка, ба, ах, а сохранять тела умерших необходимо для того, чтобы все три души жили вечно. В додинастическую эпоху тела умерших просто хоронили в неглубоких ямах в песке, где они быстро высыхали и хорошо сохранялись от разложения. В период Раннего царства начинается строительство храмов. В этот период самым значительным и преобладающим был культ бога солнца - Ра, поэтому именно храмы Ра были первыми крупными храмами Древнего Египта.

    В период Раннего царства царей и вельмож хоронили в облицованных каменными плитами подземных камерах. но при таком способе погребения тела довольно быстро разлагались и поэтому требовался какой-нибудь особый способ захоронения. Египтяне со временем находили все более совершенные методы сохранения мертвого человеческого тела. И к началу эпохи Нового царства египтяне в совершенстве освоили методику бальзамирования, которая позволяла сохранять человеческое тело от разложения на очень большие периоды времени. Эта методика была весьма дорогостоящей, поэтому она применялась лишь при погребении царей и богачей. После прочтения особых молитв терялись последние надежды вернуть человека к жизни и начиналась подготовка к весьма сложному по своей структуре ритуалу основные моменты которого держались в большом секрете - бальзамированию.

    Так как секреты бальзамирования передавались от отца к сыну, представители династии бальзамировщиков являлись весьма знаменитыми и значимыми людьми и играли весьма важную роль в жизни Древнего Египта.

    Сначала тело обмывали и проводили над ним обряд очищения в специальном покое ибу. После этого очищения тело попадало к мастерам-бальзамировщикам в мастерскую уабет, где из тела извлекались внутренние органы, затем тело помещалось в натрон - соль, специально предназначенную для высушивания тканей. По истечении нескольких дней внутренние полости высушенного тела заполнялись льном, смолой и натроном. Затем тело покрывалось слоями свивальных ленточных покровов между которыми укладывались драгоценности и различные амулеты, которые по поверьям египтян помогут умершему в Ином мире. После этой процедуры главный бальзамировщик, носивший маску бога мертвых и бальзамирования - Анубиса, помещал на голову умершего маску-портрет, а после этого тело помещалось в заранее подготовленный саркофаг.

    Ритуал мумификации являлся неотъемлемой частью культуры Древнего Египта, о чем свидетельствуют многочисленные подробные изображения этого процесса на стенах священных помещений, разбросанных по всей территории Египта и в которые входить простому смертному было запрещено. Что лишний раз подтверждало серьёзное отношение древних египтян к смерти и загробному миру. 

    Саркофаги - древние гробы, имеющие форму прямоугольника. Начиная периодом Древнего царства и далее саркофаги покрывались рядами иероглифов и различными небольшими рисунками, имеющими какое-либо магическое значение, например на крышках антропоидных (повторяющих форму человеческого тела) гробов обычно вырезалось и раскрашивалось рельефное изображение человеческого лица, рук, держащих различные амулеты.

    На поверхности саркофага практически всегда изображали таких богов, как Гор, Маат, Осирис, надеясь таким образом привлечь к данному умершему особое внимание столь важных богов.

    Изобразительное искусство в области религии считалось не шуточным делом и поэтому к нему допускались лишь истинные мастера своего дела.

Имели место даже так называемые династии профессиональных художников. Это объяснялось тем, что по египетской религии умерший может принимать участие в изображенных событиях т.е. если на стене гробницы изображен праздник, то умершему в загробном мире будет радостно и весело, если изображено пиршество, то умерший не будет страдать от голода и т.д.

    В древнеегипетском изобразительном искусстве было большое количество нюансов: Лицо всегда изображалось в профиль, грудь в фас, ноги в профиль и от этих канонов египетские живописцы никогда не отступали.    

    В эпоху Среднего царства украшению внешнего вида саркофага придавалось куда большее значение : поверхность богато украшалась золотом и драгоценными камнями. Но саркофаги даже очень богатых людей намного уступали покрытому золотом саркофагу фараонов. Саркофаги Нового царства отличались от прежних тем, что они на подобии матрёшки помещались один в другой, что обеспечивало большую сохранность мумии нежели раньше.

    Ритуал погребения в Древнем Египте был схожим с ритуалом погребения во многих других странах. Саркофаг с телом погружали в специальную ладью, запряжённую несколькими буйволами и везли к гробнице. Тело в последний путь провожала процессия родственников и друзей. Если погребался какой-либо значимый человек, вельможа то процесс погребения не мог проходить без участия профессиональных плакальщиц, жрецов, носильщиков, несущих погребальную утварь умершего. Как правило погребение сопровождалось жертвоприношениями животных. У входа в гробницу жрец совершал церемонию "Открытия уст" и после прочтения последних молитв саркофаг помещался в каменный гроб, после чего дверь в погребальную камеру замуровывалась и опечатывалась.

Однако двери в верхние помещения оставались открытыми для регулярных жертвоприношений и молитв.

    Внутренние стены гробницы покрывались особыми текстами, которые вырезались на стенах специальными инструментами, в последствии тексты перенеслись на боковые стенки саркофагов и были переименованы из "текстов пирамид" в "тексты саркофагов".

    Облицованные стены усыпальниц также и рисунками религиозного содержания : приём умершего богами. жизнь мёртвого фараона среди богов и т.д. Нередко на внутренних стенах гробниц изображались не только боги и умерший, но и процесс похорон, родственники умершего, плачущие и приносящие жертвоприношения.

    Египетские цари после смерти и мумификации помещались в гробницы, которые по своим размерам во много раз превышали гробницы даже очень богатых египтян.

    В самом начале правления III династии был создан новый стиль в строительстве гробниц, была построена первая ступенчатая пирамида, ступени которой изображали, по мнению ученых, своеобразную лестницу в небо.

    Но конец правления III династии был отмечен возникновением культа бога солнца Ра, что серьёзно повлияло на внешний вид пирамид. Их ступени были заменены ровными прямыми склонами, изображающими застывший поток солнечных лучей по которому фараон должен подняться в небо.

    Очень многие пирамиды имели свои характерные особенности, например пирамида царя Сахура в Абусире отличалась не только тем, что рядом с ней построена гробница для царицы, но и поминальный храм в котором велись ежедневные жертвоприношения умершему царю, а фараон Ментухотеп из XI династии выстроил себе уникальный памятник объединяющий в себе поминальный храм и гробницу.

    Самая большая пирамида была построена фараоном Хеопсом (IV династия) в Гизе её высота 146 метров.

Она является одним из чудес света.

    Особое внимание необходимо уделить такому важному месту, как Долина царей.

    В период Нового царства фараонов погребали не в пирамидах, а в специальных гробницах которые были высечены в толще скал, находящихся в двух пустынных ущельях на западном берегу Нила, неподалеку от Фив (в Долине царей и Долине цариц). Благодаря тому, что снаружи усыпальницы практически незаметны и тому, что об их существовании знали лишь единицы избранных, они в меньшей степени подверглись разграблению.

    Отсутствие внешнего украшения гробниц с лихвой компенсировалось очень великолепным внутренним видом: стены и колоны поражали своими росписями, изображениями богов, золотыми вставками в стенах. Технология изготовления красок к тому времени достаточно высокого уровня, поэтому изображения были гораздо красивее, чем ранее: краски стали более яркими, дольше не тускнели.

    Появление подобных скрытых гробниц объясняется беспокойством подданных за покой умершего фараона.

    По египетским поверьям нельзя было тревожить покой умершего, поэтому гробницы старались не вскрывать даже в самых крайних случаях, а расхитителей гробниц и охотников за сокровищами умерших при поимке ждали такие суровые наказания и пытки, что смерть им уже казалась спасением от мук. Но не смотря на это гробницы все равно разворовывались, что весьма затруднило работу учёных по изучению истории этого прекрасного государства. Необходимо отметить храм, построенный царским архитектором Семенутом в Дер эль-Бахри в честь царицы Хатшепсут. Этот храм довольно-таки неплохо сохранился до наших дней, он состоит из трех террас. К первой из них ведет  длинная аллея сфинксов, а внутренние стены поражают своим великолепием, они украшены прекрасными росписями воспроизводящими те или иные эпизоды из жизни царицы.

    В ХХ-ом веке очень многие ученые погибли от различных болезней после раскопок и исследований гробниц. Не даром на гробницах фараонов писалось: "Смерть настигнет того, кто нарушит покой фараона".

    Иной мир по поверьям древних египтян представлял собой счастливую, беззаботную жизнь где-то на дальнем западе, поэтому Иной мир также назывался Царством Запада.

    До наших дней дошли многие изображения прекрасной и радостной жизни в Ином мире, мире в котором умерший встречает своих предков и отрекается от всех проблем и забот.

    Попав в Иной мир умерший подвергался ряду испытаний, которые начинались с того, что он должен был уговорить старого лодочника перевезти его через реку Мёртвых. Затем ему предстояло преодолеть Двенадцать врат о стажами и т.д. После чего ему необходимо было перебраться через Огненное озеро и только после этого он представал перед 42-я судьями, которые и зачитывали ему список его грехов. Если он выдерживал это испытание то он попадал в Зал Суда Осириса, где на весах взвешивали Перо - символ богини истины и сердце умершего. Если Перо Истины перевешивало сердце то ему позволяли присоединиться к своим предкам в Царство Запада, иначе его отдавали на растерзание чудовищу.

    Все это было отображено древнеегипетскими художниками на стенах гробниц и считалось, что видя эти изображения и зная, что его ждет умершему будет проще пройти все испытания Иного мира. Вот описание настенного изображения обнаруженного в потайной комнате одной из пирамид.

    Вверху рисунка на пьедесталах восседают боги судьи: Ра, Осирис, Хатхор и другие. Ниже, на священных весах Анубис взвешивает сердце умершего и перо. Умерший человек, сердце которого взвешивается изображен намного меньше богов. Рядом с Анубисом стоит визирь и писец богов, который ведёт запись судебного процесса по завершению которого, либо умерший отправляется в Царство Запада, либо будет съеден чудовищем изображенным рядом с Тотом.

    Умершему давали различные амулеты, которые должны будут помочь ему в преодолении испытаний, рукописи содержащие тексты, способные предупредить об опасности.

    Но живые свято верили в возможность беззаботной жизни и молились за своих умерших родственников, желая им успешно пройти все преграды стоящие между ними и Царством Запада.

Они, как и их предки надеялись на то, что после их смерти их ждет счастливая жизнь.

   

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    В заключении надо сказать, что отношение древних египтян к смерти. как и у многих других народов уникально и ни с чем не сравнимо. Всё что выражено древнеегипетскими художниками и архитекторами является неотъемлемой частью истории всех времён. Египетская тематика долго не покинет современную литературу и синематограф. Египетские пирамиды будут удивлять человеческий разум ещё не один десяток лет, также, как это было всегда.  Ещё дольше будут беспокоить учёных-архиологов и исследователей-египтологов неразгаданные тайны Древнего Египта. На мой взгляд ни одна древняя цивилизация, ни африканская, ни азиатская не превзойдет Древний Египет по количеству загадок и неясностей, преподнесенных человечеству в ходе изучения его истории.

      

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Куликов.А.Н. Египет : Боги и Герои. Тверь "Мартин" 1995 г. 80 стр.

2.Чизхолм Джейн. Миллард Энн. Ранние цивилизации. Москва "РОСМЭН" 1994 г. 95 стр.

3.Биовел Роберт. Джилберт Эдриан.  Секреты пирамид. Москва "Вече" 1998 г. 366 стр.

4.Семёнов.Г.Н. Страна Сфинкса. Москва "Просвещение" 1975 г. 113 стр.