Реферат: Религиозно – философские взгляды Лютера
на тему Религиозно – философские взгляды
Лютера
Раздел: Культурология
Формат: Microsoft World
Автор: Лабутина Екатерина, klabutina@mail.ru
Использование: Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й У Н И В Е Р С И Т Е Т
ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ
ПЕРМСКИЙ ФИЛИАЛ
Пермь 2004
Оценке 5.
Наверное, у большинства людей имя Мартина Лютера ассоциируется с «95 тезисами», которые он как - то утром 31 октября 1517 года прибил к дверям Замковой церкви в маленьком провинциальном городке Германии-Виттенберге и которые в последствии всколыхнули весь христианский мир.
Что же послужило толчком монаху-августинцу к столь решительному событию? Разумеется, существенную роль в этом сыграли его философско-религиозные взгляды, которым предшествовал долгий путь Богоискания Мартина Лютера. Много происшествий было на этом нелегком пути, но особо важную роль в судьбе Лютера сыграли три события.
Потрясение первое: Голос бури.
Однажды, летом
1505 года юный Мартин возвращался в Эрфуртский университет после того, как
навестил родителей. Его голова была забита все одними и теми же мыслями:
"Что ожидает меня после смерти? Готов ли я предстать пред Судиёй всех
живущих? Где окажется моя душа, если вдруг оставит эту землю?" Так,
угнетенный, студент шел вперед, а мысли о смерти продолжали преследовать его.
Внезапно началась буря и, когда яркая молния вспыхнула рядом с юношей, он упал
на землю, словно сраженный ей. В этой буре Лютер увидел картину конца мира и
грядущего Великого суда. Мальчик очень испугался смерти и пересиливая страх,
поднял голову и воскликнул: "Святая Анна, помоги мне! Я стану
монахом!" Так Лютер стал послушником августинского монастыря. В
последствии он утверждал, что через эту бурю он услышал божественный призыв,
на который должен был откликнуться. С того момента он посвятил свою жизнь
спасению души и познанию Бога. А монашество, как ему казалось тогда, было
наилучшим путем для этого.
Потрясение
второе: Провалившийся штурм.
В
Монастырской обители, где оказался Мартин, были суровые порядки и строгая
дисциплина. Но Лютер с особым усердием выполнял все предписания монастырского
устава. Ревностно
принявшись за науку, посвящая ей все свое время, он иногда целые ночи проводил
без сна, стараясь выполнять все обязанности, возложенные на него орденом.
Наконец
наступил день, когда Мартин должен был отслужить свою первую
мессу.
Он очень волновался, но это не удивительно, т.к. месса считалась каналом, через
который Бог изливает Свою благодать. Церковь верила, что в руках священника
происходит чудо, когда хлеб и вино пресуществляются в тело и кровь Христа,
превращая мессу в Голгофскую жертву. Для Мартина это был очень важный обряд.
Встав
у алтаря, он начал читать молитву. Но дойдя до слов: "Тебе, Богу живому,
вечному, истинному, приносим мы…" - Лютер остановился. В этот момент
произошла вторая буря в его жизни. Но на этот раз гром грянул в сердце.
Внезапно в его голове вспыхнула мысль: "Как я могу обращаться к
Всевышнему, если люди трепещут даже перед князьями? Кто я такой, чтобы
возносить руки к Нему? Могу ли я, жалкий человечишка, прах и пепел, исполненный
греха, обращаться к живому и святому Богу?"
Он
вдруг осознал, что все религиозные подвиги, которым он предавался в монастыре,
- лишь жалкие попытки достичь неба своими силами. Лютер был не из тех, кто
обманывает сам себя. Путь самосовершенствования привел в тупик. Реального
примирения с Богом, которого он так жаждал, это не давало. Взять небо штурмом
не удалось. Немало трудов стоило Лютеру закончить эту мессу. Бледный и
смущенный он отошел от алтаря.
Потрясение
третье: Озарение в башне.
Вопросов
становилось все больше и больше, а ответы не появлялись. Лютер перепробовал все
методы, которые предлагала средневековая церковь, но Бог не становился ближе, а
греховность - меньше. Смерть продолжала внушать страх, а Христос казался
грозным и беспощадным Судией. С ужасом представлял он, как однажды окажется в
огненной геенне. Но, как – то сидя в одной из келий башни монастыря, Мартин
склонился над посланием апостола Павла к Римлянам. Несколько лет назад его
перевели в Виттенберг, где в университете он возглавил кафедру библейских исследований.
С тех пор он погрузился в серьезное исследование Священного Писания. В это
время и произошла третья буря. Источником этой бури было не природное явление и
не религиозный обряд. Потрясение пришло от Слова Божьего. Молния откровения
озарила монаха, исцелив его от пустоты и безнадежности. Мартин увидел, что Бог
даровал людям прощение и примирение на Голгофе, когда безгрешный Сын Божий взял
на Себя все наши беззакония. Бог-Судия оказался также Богом милостивым!
Откровение о кресте показало, что Христос добровольно принял наше осуждение и
наказание, дав нам взамен Свою праведность и святость. Божья милость не
перечеркивает Божью справедливость, она просто показывает, что праведный суд
Господа совершился на Голгофе. В этом глубина Его любви к нам! Оказывается, Бог
не желает гибели грешника, но стремится, чтобы тот покаялся и принял дар вечной
жизни.
Лютер пришел к тому, что жизнь
и спасение возможно лишь по благодати через ВЕРУ! Мартин услышал, как Сам
Господь обращается к нему через стихи послания к Римлянам: "Праведный
верою жив будет!".
Лютер
так описывает свое озарение: "Я жаждал уяснить послание Павла к Римлянам…
Денно и нощно трудился я, доколе не узрел связи между правосудием Божьим и
словами о том, что "праведник верою жив будет". И понял я тогда, что
правосудие Божье есть такая правда, которой Бог оправдывает нас через веру, по
Своей благодати и милости. Уяснив это, осознал я себя родившимся вновь, как бы
прошел я раскрытыми вратами рая. Все Священное Писание обрело для меня новый
смысл… Если есть в вас истинная вера в то, что Христос ваш Спаситель, то вы
обрели милостивого Бога, ибо вера ведет вас и открывает пред вами сердце Божье
и Его волю, дабы вы могли узреть чистую благодать и преизобилующую
любовь".
То,
что раньше пугало, теперь притягивало. То, что раньше вселяло ужас, теперь
вызывало восхищения и благодарение. Откровение, полученное в башне, изменило
всю жизнь Мартина. Завеса разорвалась, и пред ним предстала истинная картина о
Боге, о справедливом суде, об удивительной благодати и об оправдывающей вере.
Именно в этот момент окончательно сформировались его философско-религиозные взгляды,
которые он и выразил в «95 тезисах».
Основу его взглядов составляют три величайших тезиса:
1) Человек получает оправдание исключительно через веру;
Лютер считает, что спасение – это Божий дар, воплощенный в искупительной смерти и воскресении Христа. И достигается спасение только верой. Вера - это нечто очень мощное, активное, мгновенно возрождающее и обновляющее человека, а затем ведущее его к новому образу жизни и поведения, вследствие чего невозможно не делать добро непрестанно. Мартин приходит к выводу, что «есть нечто несравненно более ценное и несравненно большее, чем все добрые дела, нечто, делающее человека добрым и благочестивым еще до того, как он будет делать добро; точно так же, как человек должен стать здоровым, прежде чем он сможет трудиться и выполнять тяжелую работу. Это великое и ценное нечто есть благородное Слово Божие, предлагающее нам Евангелие благодати Божией во Христе. Тот, кто слышит это и верит этому, становится хорошим и праведным. Поэтому это и называют Словом Жизни, Словом Благодати, Словом Прощения. Но тот, кто не слышит и не верит, никаким образом не может стать хорошим. Петр говорит в Деяниях 15:9: «Верою очистив сердца».». Для Лютера, добрые дела всего лишь следствие, подтверждение спасения.
2) Библия, без всяких традиций, является единственным источником веры и авторитета для христианина.
Библия, для Лютера, единственный источник божественного откровения, высший авторитет в церковной и повседневной жизни. Истинный, духовный смысл Писания – в его буквальном значении, а не в различных толкованиях, которые предоставляли разные отцы Церкви, папы и т. д.. Организатор протестантизма считал, что человек не должен никому верить кроме себя, он может доверять только Библии. Также Лютер отвергает большинство таинств, святых и ангелов, культ Богородицы, поклонение иконам и святым мощам. Он оставляет всего два таинства: крещение и причащение, т. к. именно они указаны в Священном Писании, а остальные пять лишь выдуманы духовенством, чтобы усилить свою власть над мирянами. Между тем такой власти вообще не должно существовать, ибо священник не стоит ближе к Богу, чем мирянин, и призван не властвовать, а служить. Утверждая непререкаемость авторитета Писания, Лютер настаивал на праве каждого верующего иметь собственное понимание веры и морали, на свободе совести, сам перевел его на немецкий язык. Уже в 1519 году Лютер отказался от средневекового представления о тексте Писания как о таинственном шифре, который не может быть понят без знания установившегося церковного толкования. Библия открыта для каждого, и ни одна ее интерпретация не может быть признана еретической, если она не опровергнута очевидными разумными доводами.
3) Всякий верующий является священником, непосредственно имеющим связь с Богом через Иисуса Христа;
Лютер не признает посредников между богом и человеком, он отвергает церковную иерархию вместе с папой, считая монахов – паразитами, т.к. они не работают, а следовательно не имеют смысла.
Бог, в его понимании, определяется как вещь непознаваемая, абсолютно трансцендентная по отношению к способности рационального осмысления мира. Любую попытку исследовать, что есть бог, или хотя бы доказывать, что он есть, реформатор считает тщетной и ложной. Бог лишь настолько известен человеку, насколько сам пожелал открыться ему через Писание. То, что в Писании понятно, надо понять; то, что не понятно, следует принять на веру, памятуя, сто бог не лжив. Вера и понимание - единственные способы отношения человека к творцу. То есть Лютер возвращает Богу неопознанность, тайну.
Лютер оторвал веру от разума, но одновременно отвергал сверхразумные, экстраординарные способности, обеспечивающие слияние с божеством. Как было упомянуто ранее, у Лютера познание бога, каков он в себе и для себя, получила смысл абсолютно непосильной задачи, а применение разума для ее решения - иррациональное (соблазнительное) действие. Реформатор настаивал на категорической непримиримости веры к разуму, обосновывающему веру и на категорической непримиримости разума к вере, пытающейся ориентировать разум в его мирском исследовании. Область, где разум компетентен - мир и мирское - то, что существующее общее религиозное сознание означало кпотустороннего) и как сотворенное, временное, обусловленное в отличие от творящего, вечного, абсолютного. Разум должен иметь дело с тем, что ниже нас, а не над нами.
Свои религозно-философские установки Мартин Лютер четко определил в своих реформаторских книгах, таких как “К христианскому дворянству немецкой нации...”, “О вавилонском пленении церкви”, “О свободе христианина” и т.д. Это стало маяком для людей во всем мире в течение четырех столетий. Согласно последним данным, на земле насчитывается пятьдесят миллионов приверженцев взглядов Лютера. Большинство из них проживает в Германии, Северной Америке, Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии, Индонезии.