Реферат: Римский театр

                     Истоки римского театра.

  Истоки римского театра и драмы восходят,как и в Греции,к  обрядовым играм,богатым карнавальными элементами .Таков, например, праздник Сатурналий-в честь италийского  божества  Сатурна .Особенностью этого праздника было "переворачивание"  привычных  общественных отношений : господа на время становились "рабами", а  рабы "господами".

  Одним из истоков римского театра и драмы были сельские праздники сбора урожая. Еще в отдаленные времена , когда Рим представлял собой небольшую общину Лациума ,по деревням справлялись праздники  в связи с окончанием жатвы . На этих праздниках  распевались  веселые грубоватые песни-фесценнины . Как и в Греции ,обычно выступали при этом два полухория ,которые обменивались шутками подчас язвительного содержания .Зародившись еще при родовом строе , фесценнины существали и в последующие века ,и в них ,по свидетельству Горация, находила отражение социальная борьба между плебеями и патрициями.

  Существовала и другая форма  примитивных  зрелищ сатура. Основой

для сатур послужили мимические танцы этрусских плясунов.В 364  г.

до н.э. Рим  постигло  моровое  поветрие.Чтобы  умилостивить  бо-

гов,решили устроить сценические игры.Из Этрурии  были  приглашены

актеры-плясуны,которыет исполняли свои  танцы  под  аккомпанемент

флейты.Этрусским актерам стала подражать  римская  молодежь,кото-

рая прибавила к  пляске  шуточный  диалог,написанный  нескладными

стихами,а также жестикуляцию.Так возникли сатуры (в переводе зна-

чит "смесь").Сатуры были драматическими сценками бытового и коми-

ческого характера,включавшими в себя диалог,пение,музыку и танцы.

  Еще одним видом драматических представлений комического  харак-

тера являлись ателланы,которые были позаимствованы у других  пле-

мен, населявших Апеннинский полуостров,с которыми Рим вел непре-

рывные войны.Молодежь увлеклась этими играми и  стала  устраивать

их в дни праздников.

  В ателлане действовали четыре постоянных комических  персонажа:

Макк,Буккон,Папп и Доссен.Твердого текста ателланы не  имели,поэ-

тому при их исполнении открывался широкий простор для  импровиза-

ции.

  К народной драме восходит и мим.Как и в Греции,мим  воспроизво-

дил сценки из народного быта,а иногда пародировал  мифы,выводя  в

шутовском виде богов и героев.

  Таким образом,в Риме существовали примерно те же обрядовые  иг-

ры,что и в Древней Греции.Но дальше слабых зачатков драмы  разви-

тие народного театра не пошло.Это объясняется консервативным  ук-

ладом римской жизни и сильным сопротивлением жрецов.Поэтому в Ри-

ме не сложилось самостоятельной мифологии,которая в Греции послу-

жила "почвой и арсеналом" искусства,в том числе драмы.

                 Римский театр эпохи республики.

  Римляне взяли литературную драму в готовом виде у греков и  пе-

ревели ее на латинский язык,приспособив к своим понятиям и вкусам.

  После победононого окнчания первой  Пунической  войны,на  праз-

дничных играх 240 г.до н.э.,было  решено  устроить  драматическое

представление.Постановку поручили греку Ливию  Андронику,находив-

шемуся в рабстве у римского сенатора, который и  дал  ему  латин-

ское имя Ливий.После отпущения на волю,он остался в Риме  и  стал

обучать греческому и латинскому языку сыновей римской  знати.Этот

учитель и поставил на играх трагедию и,вероятно,также комедию,пе-

реработанные им с греческого образца или,быть может,просто  пере-

веденные с греческого языка на латинский.Эта постановка дала пер-

вый толчок развитию римского театра.

  С 235 г. до н.э. начинает ставить на сцене  свои  пьесы  драма-

тург Гней Невий (около 280-201 до н.э.).Он был  уроженцем  латин-

ского городка в Кампании и пренадлежал к  плебейскому  роду.После

окончания  первой  Пунической  войны,в  которой    он    принимал

участие,Невий поселился в Риме и  начал  заниматься  литературной

деятельностью.

  Гнея Невия с полным основанием можно назвать первым  самобытным

римским поэтом.Его стихи (сатуры),драмы,эпическая поэма "Пуничес-

кая война" отличались самостоятельностью  в  художественном  и  в

идейном отношении.

  Вначале своей драматургической деятельности Невий писал  траге-

дии по греческому образцу на тему троянского цикла мифов.Но вско-

ре он выступил с трагедиями на сюжеты  из  римской  истории.Такая

трагедия называлась  у  римлян  претекста.Позднее  претексты  ис-

пользовали в качестве сюжетовне только исторические,но  и  совре-

менные события.

  Однако наибольшей славы Невий достиг в области комедии (в отли-

чие  от  греческих  драматургов  он  писал  произведения  в  двух

жанрах).Невий был создателем паллиаты-литературной  комедии,кото-

рая представляла собой  переработку  новоаттической,т.е.  бытовой

греческой комедии.Паллиата ставилась в Риме в течении III-II  вв.

до н.э.Свое название она получила от греческого  широкого  плаща-

паллия,так как действие паллиаты всегда происходило где-нибудь  в

Греции и герои ее носили греческую одежду.

  Хотя Невий и придерживался греческих оригиналов,но  обрабатывал

он их горадо свободнее,чем Ливий Андроник.Невий  первый  применил

так называемую контаминацию,т.е. соединение в римской комедии сю-

жетных линий двух или трех греческих.Возможно,что Невий стал  ос-

новоположником и римской национальной комедии-тогаты.

  Плавт (около 254-184 до н.э.).Продолжателем дела Невия как  ко-

медиографа был его младший современник Тит Макций Плавт.Его твор-

чество относится к тому периоду,когда Рим  из  сельскохозяйствен-

ной общины превращается в сильнейшее государство-сначала Апеннин-

ского полуострова,а затем и всего бассейна Средиземного моря.

  По единодушной оценке древних,Плавт был самым  блестящим  пред-

ставителем паллиаты.Излюбленный персонаж  Плавта-хитрый,пронырли-

вый раб,помогающий молодому хозяину улаживать любовные  дела.Сек-

рет успеха Плавта состоит прежде всего в том,что его комедия  яв-

ляясь переделкой греческих,самобытны по духу,в них ярко  запечат-

лены черты римской жизни.Плавт сочувственно относится  к  плебей-

ским низам рабовладельческого общества и  осуждает  людей,стремя-

щихся к наживе.

  Плавт умел искусно соединить новую аттическую комедию с элемен-

тами  народной  римской  ателланы,с  ее буффонадой,живостью  дей-

ствия,с ее порой непристойными,но остроумными шутками.

  Большое место в комедиях Плавта отводится пению и музыке.В  но-

вой аттической комедии пение и музыка использовались только в ан-

трактах. У Плавта же музыкальный  элемент  в  некоторых  комедиях

преобладает.Это кантики  (от  лат.canto-"пою").Одни  из  кантиков

представляли собой арии,другие исполнялись речитативом под  музы-

кальный аккомпанемент.

  Пьесы Плавта отличает динамичность,они проникнуты пафосом неис-

тощимой энергии и здорового оптимизма.При этом сами характеры его

героев статичны,лишены сложности и  психологической  глубины.Поэт

обращает основное внимание на событийную  сторону,а  все,что  ка-

сается внутреннего развития образа,упрощается,отступает  на  вто-

рой план.Тем не менее свойственный Плавту прием  гротеска  делает

его персонажей театрально выразительными.

  От Плавта дошли до нас 20 комедий полностью  и  одна  в  отрыв-

ках.Почти все комедии начинаются с пролога.Прологи гораздо  длин-

нее,чем в новой аттической комедии,но служат той  же  цели.В  них

рассказывается о событиях,предшествовавших  началу  действия,и  о

том,как будет развиваться интрига.Сюжет многих комедий  был  нас-

только запутанным,что зрителям трудно было следить за ходом  дей-

ствия,не познакомившись предварительно с содержанием.

  Большинство комедий Плавта представляют собой веселые фарсы или

разработку откровенно комической ситуации с бесконечными  обмана-

ми,тонко сплетенной интригой,хитроумными  проделками,душой  кото-

рых обычно являлся слуга-раб.

  Комедии Плавта прожили большую историческую жизнь,хотя в  сред-

ние века Плавт был основательно забыт:богословы считали,что в его

пьесах много безнравственного.Зато в эпоху Возрождения Плавт сно-

ва воскрес для европейского  театра.Его  пьесы  переводят,создают

различные переделки и подражания.Мотивы комедий Плавта  обрабаты-

вались   многочисленными    драматургами:Ариосто,Арентино,Шекспи-

ром,Мольером и другими.

  Теренций (около 185-159 до н.э.).Публий  Теренций  Афр,работав-

ший,как и Плавт,в жанре паллиаты,принадлежал уже к следующему по-

колению драматургов.Уроженец Карфагена,Теренций еще мальчиком был

привезен в Рим,где стал рабом римского сенатора.Заметив выдающие-

ся способности юноши,сенатор дал ему хорошее образование,а  затем

отпустил на волю.Теренций находился в дружественных отношениях со

многими знаменитыми людьми,входившими в кружок просвещенного пат-

риция Сципиона Младшего-приверженца греческой культуры и  гречес-

кого образования.

  Теренций написал шесть  комедий,и  все  они  сохранились.Сюжеты

этих комедий он,как правило,заимствует у  Менандра,причем  созна-

тельно подчеркивает их греческий колорит.Конфликты в комедиях Те-

ренция носят семейный характер,и основной  целью  драматурга  яв-

ляется гуманизация нравов.

  У Теренция обычно нет такой динамики в развитии  событий,как  у

Плавта;он отказывается также от  театральных  средств  и  приемов

ателланы,которыми охотно пользовался его предшественник,-от  буф-

фонады,грубых и сочных шуток,непосредственного обращения к зрите-

лям в ходе действия и т.д.Зато Теренций стремится дать более  уг-

лубленную психологическую характеристику своих  персонажей,созда-

вая интересные,жизненные образы.

  Одна из наиболее известных комедий "Братья" (160 до  н.э.)-ста-

вит вопрос о воспитании молодежи.В комедии побеждают новые взгля-

ды,представители которых считают,что надо быть снисходительным  к

проделкам молодых людей,воспитывать их не приказами и  наказания-

ми,а добрыми советами.

  Комедии Теренция знакомили римских зрителей с миром более слож-

ных,чем у героев Плавта,душевных переживаний (хотя  и  ограничен-

ных семейными рамками).В этом отношении его произведения ближе  к

их общему первоисточнику-Менандру.

  Теренций может быть назван предшественником  новой  европейской

драмы.Европейский театр неоднократно  обращался  к  его  творчес-

тву.Влияние его комедий "Формион" и "Братья" чувствуется в  твор-

честве Мольера.

  Новый интерес к гуманистическим тенденциям драматурга возник  в

XVIII в.,в период формирования буржуазной "мещанской"  драмы.Дид-

ро считал Теренция своим предшественником,Лессинг в  "Гамбургской

драматургии" дал подробный анализ  "Братьев",считая  эту  комедию

образцовой.

               Римский театр императорской эпохи.

  В I в.до н.э. республика в Риме пала.После  убийства  Цезаря  и

победы над Антонием в 31 г.  до  н.э.  императором  в  Риме  стал

Октавиан,получивший впоследствии почетное прозвище Август  ("Свя-

щенный").Август хорошо понимал  общественное  значение  театра  и

всячески содействовал его развитию.Прежде всего,Август хотел воз-

родить на римской сцене трагедию греческого  типа,видя  именно  в

ней средство улучшения  и  воспитания  нравов  своих  граждан.Эти

стремления Августа были поддержаны одним  из  выдающихся  римских

поэтов,Горацием,и нашли отражение в его "Науке поэзии".

  Проводя политику Августа,Гораций выступает за идейное, содержа-

тельное искусство,основой которого являются  мудрость.Поэт,с  од-

ной стороны,должен быть человеком высокообразованным,так  как  он

выступает как воспитатель и наставник  граждан.С  другой-его  ис-

кусство должно быть эмоционально,изящно,поэтому ему нужно  шлифо-

вать свои произведения,прежде чем выставлять их на суд публики.

  Однако все усилия Августа возродить на римской сцене  серьезный

жанр не увенчались успехом.Хотя представления  устраивались  час-

то,они носили главным образом развлекательный характер.Обществен-

ная роль театра заметно снизилась.Такая тенденция особенно усили-

лась при преемниках Августа.

  Снижение идейной роли театра сказалось прежде всего на его  ре-

пертуаре.После установления диктатуры Октавиана трагедия пришла в

упадок.Если трагедии и ставились во времена империи,то  только  в

виде отдельных эффектных сцен,дававшим возможность актерам  пока-

зать свое мастерство.Эти актеры (их называли трагедами)  надевали

костюмы и маски,как для выступления  в  трагедии,однако  их  роль

сводилась в основном к пению,так  как  актерские  арии составляли

главную часть представления.Исполнение арий из трагедий  как  са-

мостоятельное представление сохранилось в Римской империи  вплоть

до последних дней ее существования.

  Сенека (около 4-65 н.э.).От трагедии императорской эпохи до нас

не дошло ничего,кроме трагедий философа Сенеки.

  Луций Анней Сенека был воспитателем императора Нерона,одно вре-

мя занимал при нем высшие должности в  государстве,но  затем  был

обвинен в заговоре против императора и по приказанию  Нерона  по-

кончил с собой,вскрыв себе вены.

  Трагедии Сенека начал писать в последние годы жизни,когда отно-

шение к нему Нерона изменилось и он вынужден был более  осторожно

высказывать свои вэгляды на существующие порядки.Всего  он  напи-

сал 9 трагедий,заимствуя  их  сюжеты  из  греческой  мифологии.По

своему строению трагедии Сенеки тоже мало отличаются  от  гречес-

ких: партии хора чередуются у него с партиями героев,на сцене на-

ходятся не более трех актеров одновременно.Но  под  влиянием  со-

циальных и политических условий трагедии  Сенеки  получили  новую

направленность.Мрачная эпоха Нерона,с ее жестокостями и  угрозами

кровавой расправы,как дамоклов меч висевшей над  каждым,определи-

ла разработку тем.

  Герои  Сенеки-люди,наделенные  сильными,испепеляющими  страстя-

ми.Изображение этих страстей,невольно приводящих  героя  к  гибе-

ли,изображение  сильных    аффектов,чудовищных    пороков,состоя-

ний,близких к патологии,-все это становится главным для поэта.

  Среди героев Сенеки-жестокосердные тираны,попирающие все  зако-

ны человечности,способные на любые преступления ради удовлетворе-

ния своей страсти.Героини,женщины с мужской душой,тоже  не  оста-

навливаются ни перед чем ради удовлетворения своих желаний.

  Персонажи трагедий Сенеки  однолинейны:драматург  выделяет  ка-

кую-либо одну черту в характере и доводит ее до предела.В  драмах

Сенеки постоянно встречаются сцены страшной мести,кровавых  прес-

туплений.Очевидно,это было отражением тогдашней жизни с ее атмос-

ферой жестоких репрессий.

  До сих пор остается спорным вопрос о сценической  жизни  траге-

дий Сенеки.Скорее всего они предназначены для  чтения,но  не  для

постановки:трагедии лишены  динамики,некоторые  сцены  технически

невозможно исполнить.

  Творчество Сенеки оказало огромное влияние на формирование тра-

гедии нового времени.Именно через него гуманисты эпохи  Возрожде-

ния начали свое знакомство с античной  трагедией.В  XIV-XVII  вв.

драматурги всех западноевропейских стран  учились  у  Сенеки  ис-

кусству трагичного-мастерскому изображению  страсти,напряженности

диалогов,отточенности стиля.Шекспир и Бен Джонсон  в  Англии,Кор-

нель,Расин и другие представители французского классицизма изуча-

ли и использовали трагедии Сенеки в своей творческой практике.

             Организация театральных представлений.

  Представления устраивались в Риме во время  различных  государ-

ственных праздников.Пьесы шли на празднике патрициев-Римских  иг-

рах,проводившихся в сентябре в честь Юпитера,Юноны  и  Минервы;на

празднике  плебеев-Плебейских  играх,происходивших  в   ноябре;на

Аполлоновых играх-в июле.

  Постоянного театрального здания в Риме не было вплоть до  сере-

дины  I  в. до  н.э.;сооружению  его  противился   консервативный

сенат.Для представления обычно на форуме  воздвигался  деревянный

помост высотой в половину человеческого роста.На сценическую пло-

щадку вела узкая лесенка в 4-5 ступенек,по которой актеры  подни-

мались на сцену.В трагедии действие происходило  перед  дворцом.В

комедиях декорации почти всегда изображали городскую улицу с  вы-

ходящими на нее фасадами двух-трех домов,и  действие  развертыва-

лось перед домом.Зрители  сидели  на  скамейках  перед  сценой.Но

иногда сенат запрещал устраивать места  в  этих  временных  теат-

рах:сидеть на представлениях,по мнению сената,было признаком  из-

неженности.Все построенное для театральных игр  сооружение  лома-

лось сразу же после их окончания.

  Играли в постановках уже не любители (как в ателланах),а артис-

ты-профессионалы.Их называли актерами или гистрионами.Римские ак-

теры происходили из среды вольноотпущен

нению с греческими занимали гораздо более низкое общественное по-

ложение.Актеры объединялись в труппы во главе с  хозяином-антреп-

ренером,который по договоренности с властями организовывал  теат-

ральное представление,где сам обычно играл главные роли.Все  жен-

ские роли исполнялись мужчинами,женщин в труппы не брали.

  Актеры-профессионалы,выступавшие  в  трагедиях  и  комедиях   в

III-II в. до н.э.,играли без масок.Маска появилась в этих  жанрах

довольно поздно-в 130 г. до н.э.Поэтому,в отличие от  греков,рим-

ляне могли следить  за  мимикой  актеров.Маски  использовались  и

раньше,но лишь в особых  случаях-когда  надо  было,например,обыг-

рать мотив двойника в комедии.В масках также играли  актеры-люби-

тели, принадлежавшие к высшим слоям общества.

  Важным событием в театральной жизни Рима было появление  перво-

го постоянного театра,построенного из камня.Этот театр был соору-

жен в 55 г до н.э. Гнеем Помпеем Великим и вмещал до 40 тысяч че-

ловек.В конце I в. до н.э. в Риме было построено еще  два  камен-

ных театра:театр Бальба и театр  Марцелла.От  последнего  до  сих

сохранились остатки наружной стены,разделенной на  три  этажа,что

соответствует трем внутренним ярусам.