Реферат: Сюрреализм и Сальвадор Дали
Санкт-Петербургский Институт Современной Экономики и Технологий
Сюрреализм и Сальвадор Дали.
Реферат по культурологии студентки
1-го курса Арефьевой О. К.
Преподаватель Лебедева В. Г.
Санкт-Петербург
2000 г.
План реферата.
1. Понятие сюрреализм.
2. Основные идеи сюрреализма.
3. История и предыстория сюрреализма.
4. Сюрреализм и фрейдизм.
5. С. Дали как одна из ключевых фигур движения сюрреализма.
6. Роль Галы в творчестве С. Дали.
7. "Сюрреализм-это я!"
1.Понятие сюрреализм.
Слово сюрреализм все прочнее входит в разговорный язык и звучит как определение всего, что кажется странным, необычным, всего, что приводит в замешательство. Это нечто оторванное от действительности, удивительное, в общем, все, что соответствует этимологии слова.
Любой энциклопедический словарь вполне способен кратко напомнить идейные основы движения - мечта (существование за пределами реального, сон, греза), чудесное, "безумная любовь", свобода, революция. Основные технические приемы - автоматическое письмо, "сновидения", различные игры.
2. Основные идеи сюрреализма
Сюрреалисты вовсе не хотели создавать школу, еще одно из многих литературных течений, которое явилось бы лишь продолжением романтизма, натурализма, футуризма… Сюрреализм отличали глобальные планы, непомерные амбиции: осуществить универсальный революционный проект, относящийся ко всем областям деятельности и мышления.
Главная и наиболее известная цель - перегруппировать, объединить, слить во едино лозунги, выдвинутые Марксом ("преобразовать мир") и Рембо ("изменить жизнь"). Дело было не в творчестве, не в более или менее мелодичной поэзии - они намеревались предложить людям новый метод мышления, новый способ укрепить связь человека со Вселенной. Проект грандиозный и без сомнения "тоталитарный" - ничто не должно было остаться незатронутым.
Сюрреализм - не поэтическая форма. Это крик духа, который обращается к себе самому, в отчаянии решился он разорвать свои путы и при необходимости воспользуется материальными молотками.
2.История и предистория сюрреализма.
В промежутке между 1910 и 1920 гг.- в исторически насыщенное, переломное и трагическое время - в искусстве происходят события, предсказавшие пути развития сюрреализма. Дадаизм, как движение возникшее в обстановке ужаса и разочарования художников перед лицом катастрофы - мировой войны, европейских революций, предопределил появление в дальнейшем сюрреализма. Дадаизм - дерзкое, эпатирующее "антитворчество", богемный анархизм. Он отвергал всякую позитивную эстетическую программу и предлагал антиэстетику". К нему пришли художники разных направлений. Главным видом деятельности дадаистов стало абсурдизированное зрелище - "перформанс". В 1921 г. происходит итоговая экспозиция дадаистов в Париже, буквально в преддверии рождения группы Бретона. Бретон и его друзья участвовали в ней.
С 1922 года вокруг писателя и теоретика искусства Андре Бретона группируется ряд единомышленников: художники Жан Арп, Макс Эрнст, литераторы и поэты Луи Арагон, Поль Элюар, Филипп Супо и некоторые другие. Они не просто создавали новый стиль в искусстве и литературе, у них были явно более масштабные замыслы.
Луис Бунюэль, глубоко понимающий суть тех жизненных и творческих принципов, которым отдал дань, писал: "Сюрреалисты мало заботились о том, чтобы войти в историю литературы или живописи. Они в первую очередь стремились, и это было важнейшим и неосуществимым их желанием, переделать мир и изменить жизнь".
Они были уверены в том, что бессознательное и внеразумное начало олицетворяет ту высшую истину (во всех значениях этого слова), которая должна быть утверждена на земле. Серьезное, сложное и, разумеется, спорное дело осуществлялось методами, которые ничуть не похожи на ритуальные священнодействия. Свои собрания эти люди именовали не "вечерами" и уж тем более не "заседаниями", а "снами наяву".
Собираясь для своих "снов наяву", сюрреалисты занимались вещами странными и как бы несерьезными: они играли. Но то были своего рода моделирующие игры, эффективность которых для выработки тех или иных социопсихических структур была оценена лишь позднее.
Например, их интересовали те случайные и бессознательные смысловые сочетания, которые возникают в ходе игры типа "буриме": они по очереди составляли фразу, не зная ничего о тех частях, которые пишут другие. Однажды в 1925 г. играющие получили фразу: "Изысканный труп будет пить молодое вино". Этот результат настолько поразил их и запомнился, что само занятие - игры абсурда - получило в их среде условное и, разумеется, также абсурдное наименование "Изысканный труп". Играть в такие игры означало тренировать себя таким образом, чтобы логические связи и уровни сознания отключались бы или привыкали бы к своей необязательности. Глубинные, подсознательные, хаотические силы вызывались из бездны.
В течение некоторого времени независимо от группы Бретона работал живописец Андре Массон, стремясь создавать картины и рисунки, освобожденные от контроля сознания. Будучи человеком образованным, с теоретической и исследовательской жилкой, он разрабатывал оригинальные приемы психотехники призванные черпать образы из сферы бессознательного. К Массону тяготели литераторы Мишель Лерис, Жорж Лембур, Робер Десонс, а также художник Жоан Миро.
Весной 1924 г. Андре Бретон увидел первую выставку картин Массона в галерее Симон. Он отыскал художника и познакомился с ним. Взаимопонимание оказалось настолько большим, что они решили объединить усилия. Консолидировавшиеся таким образом художественные силы составили крупное явление в искусстве и литературе, которому было суждено стать эпохальным.
В 1924 г. появился "Первый манифест сюрреализма", написанный Андре Бретоном, основан журнал "Сюрреалистическая революция".
Сюрреализм - первое действительно интернациональное движение общевидового охвата, проявившееся в живописи, скульптуре, театре, литературе, киноискусстве. Прежние авангардистские течения - кубизм, футуризм, экспрессионизм - были еще довольно тесно связаны со своими национальными школами, национальными традициями. В сюрреализме были предоставлены с самого начала и Франция, и Германия, и Испания.
В 1925 г. отмечена первая общая выставка сюрреалистов, объединившая группу Бретона и группу Массона. В 1926 г. рождается специальная "Галерея сюрреализма", занятая исключительно показом и пропагандой этого искусства. Выставки разного масштаба идут одна за одной в Европе и за океаном. В 1936 г. в Лондоне "Интернациональная сюрреалистская выставка" и в Нью-Йорке "Фантастическое искусство, дада и сюрреализм". Сальвадор Дали участвует в этом триумфальном шествии сюрреализма по мировым столицам, хотя его отношения с единомышленниками далеко не безоблачны.
На протяжении многих лет сюрреалисты выражали свои идеи посредством множества появлявшихся одного за другим изданий: 1924-1929 гг. "Революсьон сюрреалист», 1930-1933 гг. "Сюрреализм на службе революции", 1933-1939 гг. "Минотавр", 1941-1946 гг. "VVV",1948-1949 гг. "Неон", 1961-1965 гг. "Сюрреалисм, МЭМ", 1967-1969 гг. "Аршибра" и др.
Последним или первым важным инструментом для утверждения движения и его становления были манифесты. Их было несколько, и предназначались они для ознаменования начала или осуществления нового подъема сюрреализма на различных этапах его пути.
4. Сюрреализм и Фрейдизм.
В своей книге 1928 года "сюрреализм и живопись" Андре Бретон подводит некоторые итоги появившегося нового движения в искусстве. В ней он указывает на значение детских игрушек для художника, рассматривая творчество Пикассо, в то время сблизившегося с сюрреалистами, называет его "создателем трагических игрушек предназначенных для взрослых". Происхождение этих наблюдений вполне ясно. Фрейдизм придавал особое значение детским фантазиям, играм, вообще ментальному миру детей, рассчитывая на то, что законы бессознательной психической жизни гораздо яснее выражаются в жизни детей, еще не порабощенных понятиями и нормами мира взрослых, чем в жизни самих взрослых.
Фрейдистские взгляды настолько были усвоены многими лидерами сюрреализма, что превратились в их способ мышления. Сальвадор Дали использовал чисто "фрейдистский" метод - писать картины в еще не проснувшемся состоянии, пребывая хотя бы частично во власти памяти о сновидениях. Доверие к иррациональному, преклонение перед ним как перед источником творчества было у Сальвадора Дали абсолютным, не допускающим никаких компромиссов. Считается, и не без основания, что именно Сальвадор Дали был чуть ли не главным проповедником фрейдистских взглядов в искусстве хх века. Не случайно он был единственным из современных художников, кто сумел увидеться с престарелым и больным Фрейдом в его лондонском доме в 1936 году. В то же время Дали удостоился одобрительного упоминания Фрейда в письме последнего к Стефану Цвейгу.
По признанию Дали, для него мир идей Фрейда означал столько же, сколько мир Писания означал для средневековых художников или мир античной мифологии - для Ренессанса. Дали позволял себе быть непочтительным к кому угодно, он доходил до пределов раскованности, апеллируя в своей живописи или в своей живописи или в свих словесных высказываниях к каким угодно "властителям дум". Среди великих людей он почитал безоговорочно одного только Фрейда.
Мир идей венского психолога и мыслителя имел особый смысл для всех сюрреалистов, и был одним из главных факторов подъема и успеха их доктрины.
Сами концепции сюрреалистов получали мощную поддержку со стороны психоанализа и других фрейдовских открытий. И перед собой и перед другими они получали весомые подтверждения правильности своих устремлений. Они не могли не заметить, что "случайностные" методы раннего сюрреализма соответствовали фрейдовской методике "свободных ассоциаций". Психоанализ обращал первостепенное внимание именно на те состояния души, которые прежде всего интересовали и сюрреалистов (сон, детская ментальность, психические расстройства, психика первобытного типа).
Апеллируя к Фрейду и его школе, сюрреализм получил возможность настаивать на том, что он не беспочвенная фантазия, а новое слово в понимании человека, искусства, истории, мысли. То была столь солидная и прочная опора, что уже не приходится удивляться влиятельности и распространенности сюрреализма, его всеохватности до середины хх века.
5. С. Дали как одна из ключевых фигур движения сюрреализма.
Для сюрреализма, в том виде, как его исповедовал Сальвадор Дали, нет ни политики, ни интимной жизни, ни техники и ничего другого. Есть только сюрреалистическое творчество, которое превращает в нечто новое все то, к чему оно прикасается.
В 1929 г. молодой Дали попал на ту парижскую почву, к которой был уже подготовлен. С картины 1929 г. "Великий мастурбатор" до таких произведений 1936-1937 гг., как "Осенний каннибализм" и "Метамарфозы нарцисса" простирается первый (и, как говорят самый плодотворный) период самостоятельного и зрелого творчества. За несколько лет он станет одной из ключевых фигур движения и займет важное место в его летописи. Яркая театральность и способность поражать в сочетании с технической виртуозностью сделали его противоречивой фигурой. Однако сегодня Дали признан одним из крупнейших новаторов искусства двадцатого
столетия. Его энергия и изобретательность проявились в самых разных формах: он выполнял эскизы ювелирных украшений, оформлял витрины, принимал участие в театральных постановках и создании кинофильмов, проиллюстрировал популярную книгу "Песни Мальдорора" Лотреамона. Он написал две автобиографии "Тайная жизнь Сальвадора Дали" и "Дневник гения", новеллу
"Скрытые лики", которые в переводах известны во всем мире. В это время и сама биография Дали уже определяется как своего рода произведение искусства. Он часто воплощает в жизнь свои приемы сюрреалистического парадокса, и его высказывания и общественные акции отталкивают от него корифеев движения, в первую очередь Андре Бретона. Уверенность в себе, в своем таланте проявляется в демонстративных формах вызывающей и явно форсированной "мании величия". Он идет на разрывы связей с людьми, близость к которым осеняла его "ученический" период. В 1934 году Дали изгоняют из группы сюрреалистов, которая продолжает "леветь" и сочувствует коммунистам. Он вызывающе отказывается занять столь определенную позицию и даже начинает опасную сюрреалистическую игру с шовинизмом и фашизмом. В 1941 году практически все прежние друзья рвут с ним всякие личные отношения, после того как он провозглашает себя сторонником католицизма и монархии.
6.Роль Галы в творчестве С. Дали.
В 1929 году Дали уже был знаком со своей "музой", с "Галариной", как он ее называл. За тридцать пять лет совместной жизни, художник впал в настоящую наркотическую зависимость от жены. Она была его ребенком и матерью, музой и менеджером. Он говорил: "Гала стала солью моей жизни, огнем, в котором закалилась моя личность, моим маяком, моим двойником, она - это я". Гала занималась практическими делами - устраивала выставки, заключала контракты, действуя как ловкий и умелый агент. Сюрреалисты ее терпеть не могли. Они звали ее "Гала - желчь". Она увела у сюрреалистов их лучшего живописца, и простить ей этого они не могли. Но дали это было все равно. Ему больше никто, кроме Галы, не был нужен. Близость с ней переросла у него почти в патологию. В начале 1930 годов он стал подписывать свои картины именем "Гала-Сальвадор Дали", как будто они были одним человеком; к 1940-м такая практика стала обычной. Деньги были их главной страстью и они удовлетворяли ее с яростной безоглядностью. В 1949 году Андре Бретон изобрел саркастическую анаграмму имени Дали: "Avida Dollars" - "жаждущий долларов". Дали пришел в восторг от издевки учителя и использовал ее для зарабатывания еще больших денег.
Дали боготворил Галарину и создавал ей памятник в своем творчестве. Бывшие друзья подозревали, что она "испортила" его, развила в нем алчность и эгоизм, разорвала прежо прав?
7."Сюрреализм-это я!"
"Со времен Французской революции начало распространяться ошибочное суждение о том, что гений во всех отношениях (кроме его творчества) - более или менее обычный смертный. Это обман! И если это обман по отношению ко мне - высочайшему гению нашего времени, гению истинно современному, это тем более обман по отношению к тем, кто, подобно божественному Рафаэлю, воплотил самый гений Ренессанса."
Гениальность свою Дали осознает с ясностью порой головокружительной. Пожалуй, это глубокое внутреннее ощущение собственной гениальности служит мощнейшим стимулом его творчества.
Способ творчества Сальвадора Дали похож на рискованный эксперимент со смыслами и ценностями европейской традиции. Дали словно испытывает их на прочность, сталкивая между собой и причудливо соединяя несоединимое. Дали опасен для тихого и уютного устройства человеческих дел, потому что он дискредитирует полярные смысл и ценности культуры. Эту технику философского вопрошания Дали позаимствовал отчасти от сюрреализма, отчасти разработал сам с помощью чтения своих любимых мыслителей. Поэтому можно утверждать, что сюрреализм действительно, есть не течение в искусстве, а именно тип мышления, система ментальности, способ взаимодействия с миром и, соответственно, стиль жизни.
Не стоит придавать слишком большое значения просчитанной мании величия, наигранному нарциссизму "божественного " дали. То место, которое он занимает в истории, окажется долговечнее этих шлаков и перегибов.
Список литературы.
1. Барашинский М., "Гала - концерт Сальвадора Дали", 1999 г., "Vocue".
2. Вирмо О. И Вирмо А., "Мэтры сюрреализма", 1996 г., Санкт-Петербург, Академический проект.
3. Дали С., "Дневник одного гения", 1991 г., Москва,Искусство.