Реферат: Контент-вопрос. Видеоконтент в телекоммуникациях, или Video over Broadband как символ времени

П. РЕБРОВ, менеджер по развитию направления Video over IP компании CTI

В интересное время живем, господа! Если бы историей телекоммуникаций выдавались награды «За самое интересное время», то, пожалуй, последние год-полтора можно было бы смело номинировать на такую премию. Наконец-то синергия и конвергенция различных отраслей из магических слов превращаются в реальные явления. Движение телекоммуникационных операторов в область видео с использованием технологий Video over Broadband — одно из ярчайших проявлений этих тенденций.

Немало копий ломается в дискуссиях о целесообразности подобного движения в России, тогда как весь остальной мир уже принципиально решил этот вопрос для себя положительно. Проблема же, как водится, лежит не в области конвергенции технологической, а в области конвергенции бизнес-моделей или, лучше сказать, бизнесов в целом.

Выход телекоммуникационных операторов на рынок видеоуслуг - это вступление на уже занятые территории. Причем занятые очень давно. Правила игры на этих территориях установлены тоже очень давно, и чрезвычайно важно эти правила уяснить. Первое и главное, с чем сталкиваются телекоммуникационные операторы, когда впервые задумываются о предоставлении видеоуслуг, — это контент.

Вернее было бы сказать, что контент - это то, с чем должны сталкиваться телекоммуникационные операторы. К сожалению, операторы зачастую забывают о том, что в случае с видеоуслугами задача предоставления контента ложится именно на их плечи, а не пользователей, как в случае IP-телефонии, или на плечи тысяч web-мастеров, если говорить об услугах доступа в Интернет.

Контент всему голова!

Как-то неловко повторять то, что стало прописной истиной, но слишком уж это важно: абоненты платят именно за контент. Причем не за контент вообще, а за интересный контент. Недостаточно взвешенный подход к этому тезису погубил не один проект платного ТВ. Собственно говоря, именно несерьезное отношение к содержанию и обусловило то положение, что платного ТВ в России, по большому счету, нет. В качестве одной из причин слабости рынка ТВ-контента называют сильные позиции центральных телеканалов, распространяемых бесплатно. Мол, люди уже привыкли к тому, что по телевизору им показывают неплохие, в общем-то, фильмы, ток-шоу с участием знаменитостей и научно-популярные фильмы, да еще и бесплатно. А от добра добра не ищут.

Это так, но лишь отчасти. Нареканий в адрес бесплатных телеканалов огромное множество, а попытки производить и, главное, продвигать собственный платный контент в России можно пересчитать по пальцам одной руки. Вот и получается, что операторы платного ТВ отличаются друг от друга чем угодно, только не контентом.

Выход из этой грустной ситуации мы постараемся обнаружить в ходе рассмотрения моделей, по которым развивалось взаимодействие операторов с контентодержателями, и предположений, как их отношения могут развиваться в дальнейшем.

Операторы и контент

Долгое время взаимодействие это было чрезвычайно простым. Схема была не очень прозрачна снаружи, но совершенно понятна изнутри. Оператор платного ТВ принимал контент непосредственно от производителя либо от прямого дистрибьютора и распространял его только по своим сетям и только своим абонентам. Контент был однообразен и совершенно исключал возможность интерактива. Сложно рассуждать о реальном потребительском спросе на этот контент просто потому, что другого-то не было. Точнее, другой контент - это госканалы, не сильно отличавшиеся от платного. Так зачем платить, если можно почти то же самое смотреть бесплатно?

О конкуренции на рынке платного контента по сию пору говорить не приходится - уж слишком мал этот рынок. Впрочем, он обязательно расширится с активным приходом на него телекоммуникационных операторов. Их приход вообще сулит массу перемен. Каких конкретно, сейчас посмотрим.

IP-сети, в отличие от кабельных, очень тесно увязаны между собой. Это открывает новые возможности распространения контента, что уже сейчас меняет бизнес-модели взаимодействия контентодержателей и операторов. В конкурентной многоуровневой модели распространения контента, формирующейся в мире телекоммуникаций, требование к оператору распространять услуги только в своей сети и только своим абонентам, является препятствием для доставки контента всем заинтересованным потребителям.

Первое, что должно будет произойти в ближайшее время (и уже происходит), - это трансформация крупных операторов платного ТВ в контент-агрегаторов для операторов Video over Broadband. Это дает возможность агрегаторам выйти за границы их лицензионной зоны телевещания, телекоммуникационным операторам - начать предоставление услуг платного ТВ без заключения прямого соглашения с контентодержателями, и, наконец, растущие возможности распространения контента подготавливают почву для формирования конкурентной среды в области платного ТВ.

Снижение стоимости производственного процесса и рост рынка приведут в итоге к тому, что на поле контента, кроме крупных производителей (таких, как Universal, News Corp., Warner Bros, и им подобные), появится множество небольших независимых производителей. Растущее число доступных в цифровом виде архивных материалов - тоже источник контента.

Развитие подобных тенденций, вероятно, потребует пересмотра лицензионной политики. Совершенно очевидно, что нынешняя ситуация, когда производители контента, пользуясь экономическими рычагами, делают невыгодным существование в одной лицензионной зоне большого количества операторов, в условиях IP-мира невозможна. Пока же все зависит от умения операторов и аг-регаторов договариваться с производителями контента.

ТВ-контент и правовое поле

Еще один вопрос, которым задаются телекоммуникационные операторы в процессе изучения рынка платного ТВ, - это правовое регулирование в рамках российского законодательства. Возникает проблема трактования и регулирования подобной деятельности оператора из-за ее двойственности. Деятельность телекоммуникационных операторов регулирует Мининформсвязи РФ, телевещателей - Мин-культуры и массовых коммуникаций РФ. Под чью юрисдикцию подпадает телекоммуникационный оператор, начинающий предоставлять услуги доступа к ТВ-контенту, кто и какую лицензию должен ему выдать - пока непонятно.

В связи с высоким интересом к подобным технологиям в отрасли можно надеяться на скорое разрешение подобной двойственности. Оптимальным решением на нынешнем этапе было бы, наверное, четкое юридическое разделение ответственности оператора (который выполняет только функции доставки контента, никак в него не вмешиваясь) и контентодержателя (который, собственно, и отвечает за то, что именно вещается в сетях оператора).

Допустим, юридические проблемы решены, соглашения заключены. Чего еще не хватает телекоммуникационному оператору, чтобы начать вещание? Поговорим о технологиях.

Система условного доступа

Использование системы условного доступа (Conditional Access System, CAS) для традиционных операторов платного ТВ стало аксиомой, не подлежащей обсуждению, - иначе никак не защитить трансляцию от несанкционированного просмотра.

В мире телекоммуникаций задачи авторизации, аутентификации и расчета давно и успешно решаются. По этой причине многие операторы искренне полагают, что ТВ-система условного доступа им не нужна. Ведь есть понятия IP-адреса, МАС-адреса, возможности манипулирования уровнями доступа на портах коммутационного оборудования, средства MVR и масса других технологических решений.

Однако использование этих решений сопряжено с большими сложностями. Строго говоря, единственно возможный путь организации условного доступа пользователей к услугам ТВ-вещания в IP-сетях - это управление использованием протокола IGMP на коммутаторах доступа или оборудовании DSLAM по МАС-адресу абонентского устройства. Совершенно очевидно, что подобное управление «вручную» возможно далеко не на любом оборудовании и только при небольшом числе абонентов, а если их тысяча или, тем паче, десятки тысяч, автоматизированная телекоммуникационная система обеспечения подобных услуг своей сложностью и стоимостью грозит загубить на корню идею окупаемости проекта. А кроме того, эта система никак не помешает заплатившему недобросовестному пользователю создать пиратскую цифровую копию контента и не решает задач защиты услуги VoD, которая работает по совершенно другим протоколам и принципам!

Есть еще один нюанс, который должен убедить телекоммуникационных операторов похоронить идею строительства систем платного ТВ без использования системы условного доступа. Контентодержатели - а именно эта сила является в итоге решающим фактором успеха - хотят быть уверены в том, что контент, являющийся их собственностью, будет защищен от пиратства и не появится однажды в свободной продаже.

Таким образом, шифрование контента - единственный способ обеспечить более или менее надежную его защиту от несанкционированного просмотра и копирования.

Собственно говоря, все системы условного доступа работают примерно одинаково. Платный контент шифруется сразу после получения его в вещательном виде и затем уже передается по сетям. В абонентском устройстве либо на смарт-карте, выдаваемой абоненту, располагается декодирующее ПО, которое расшифровывает только те потоки, для которых имеются соответствующие ключи.

Различаются системы условного доступа алгоритмами шифрования и их стойкостью, методами работы декодирующего ПО (некоторые системы требуют наличия в абонентском устройстве специальной аппаратной логики) и методами кодирования. Так, скажем, одни системы шифруют непосредственно MPEG-поток, а другие - IP-поток, в котором вещается MPEG-канал. Многие системы условного доступа позволяют также использовать так называемый софт-клиент - специальный программный модуль в абонентском устройстве, чтобы обходиться без смарт-карты. Поддержка софт-клиента не означает, что он будет работать на обычном компьютере под управлением распространенных операционных систем. Как раз напротив, все производители систем условного доступа старательно игнорируют персональный компьютер как абонентское устройство. И их можно понять. Взломать подобный программный модуль и получить доступ к платному контенту для квалифицированного специалиста не составит большого труда.

Светлое телевизионное будущее

Несмотря на скепсис многих экспертов в отношении прихода на рынок платного ТВ телекоммуникационных операторов, именно операторы оживят и трансформируют этот рынок. И не только в России.

Все говорят об интерактивном ТВ, а между тем телекоммуникации - единственный для телевидения путь стать действительно интерактивным. Причем есть все предпосылки того, что это случит мере еще при жизни многих из нас.

Подавляющая часть производителей контента уже перешла или переходит на цифровые производственные процессы. Самый банальный пример: трансляция спортивных матчей с возможностью постановки их на паузы, выбора точки просмотра и повтора выбранных моментов частично уже реализована в сети платного ТВ Sky. Российские производители контента пока экспериментируют с концепцией интерактивного ТВ с обратным каналом через CMC в различных «интерактивных» реалити-шоу. А «настоящее» видео по запросу (True VoD), услуги отложенного просмотра (time-shifted TV) и личного видеомагнитофона (PVR) уже активно внедряются во множестве сетей Video over Broadband.

Совершенно очевидно, что это только начало, и в ближайшие годы мы увидим удивительную трансформацию концепции ТВ-контента как неизменного и практически независимого от зрителя потока информации с телевизионного экрана в новую концепцию Services on Demand.

Список литературы

Журнал «ИнформКУРЬЕРСвязь» № 8, 2005 год.