Реферат: Японская культура

  ярко выделяется своей необычной многогранностью на общем фоне мировой культуры, и для западного человека кажется очень загадочной и непостижимой.  И сами японцы полагают , что их культуру и философию невозможно понять не японцу ,для  этого  надо родиться японцем.

 Но все же чтобы попытаться понять суть и особенности японских национальных культурных традиций необходимо погрузиться в безбрежный океан Восточной философии -Восточной мудрости, с которой японская культура неразрывно связана. Я бы хотел на примере трех китов японской культуры (искусство каллиграфии , искусство «икэбана» и таинство чайной церемонии ), с моей точки зрения, попытаться  показать  эту незримую связь.

«Искусство каллиграфии»

Каллиграфическая живопись  в значительной мере связана с философскими и поэтическими изречениями, крылатыми словами , пословицами, как пример я могу назвать  виденный  мною в музее этнографии Японии старинный иероглифический   свиток на котором уверенной рукой мастера изображены шесть знаков , выполненных в полускорописной манере под «травянистый стиль». Смысл написанного предельно ясен « День без труда - День  без еды»

Понимание  искусства каллиграфии невозможно без возвращения к истокам этого шедевра мировой культуры. И  истоки этого явления нужно искать в великой китайской культуре , из которой кстати  и вышла сама японская культура. Обращаясь к литературно-историческому памятнику  китайской философской мысли  «Даодэ-цзин» - « Канону о пути и добродетели», который традицией связывается   с именем легендарного  мудреца древности Лао-цзы можно понять некоторые особенности  японской точки зрения на окружающий мир  и умения  японцев жить  в нашем таком  беспокойном мире. И искать это надо , я считаю,  в весьма  существенной стороне философии Лао-цзы ,даосизме, которым является проповедуемый им принцип пассивности: « Тот, кто не борется,- говорится о мудром человеке в «Каноне о пути и добродетели», - непобедим в Поднебесной. Согласно учению Лао-цзы . подлинный  покой  воцаряется с прекращением борьбы и установлением жизни в соответствии с субстанцией мира «дао».Утверждаемый даосизмом принцип « у вэй », то есть «недеяние», принцип  бездеятельного отношения человека к окружающему миру , невмешательство людей в существующую реальность - одно из основных канонических положений даосизма: « Предпочитать недеяние и осуществлять учение безмолвно» - таков тезис Лао-цзы. В « Каноне о пути и добродетели» содержится следующее разъяснение по этому поводу : «Быстрый ветер не продолжается все утро, сильный дождь не продолжается весь день. Кто делает все это?  Небо и земля. Даже небо и земля не могут  сделать что-либо долговечным, а человек тем более.

Таким образом , утверждается идея непостоянства  в природе и бессилие человека перед ее явлениями ,  идея того, что все в мире образуется само собой, стихийно и вмешательство человека . его деятельность излишни. В соответствии с этими взглядами на явления окружающей среды даосизм утверждает, что высшая гуманность  осуществляется через недеяние. Я  обратил особое внимание на то , что источник и причина беспорядка в Поднебесной заключается согласно Лао-цзы , в отходе от мира природы, от естественного пути, то есть в том, что создается искусственный чуждый природе образ жизни людей. И учение  Лао-цзы , как бы указывает средство против порождения подобных явлении: оно призывает к возвращению на путь «дао», который помогает одновременно и человеку и обществу.

Японцы не  без интереса относятся к философским воззрениям Лао-цзы, хотя и не во всем согласны с ними . Им  импонирует тезис «Даодэ-цзина» о взаимосвязи человека с окружающей  природой. В  характере японцев , быть может как ни у какого  другого народа , таится глубокое  чувство привязанности к живой природе, проникновенное отношение к родной земле, какое-то обожание своих островов. И в философии даосизма они находят  не простое  понятие о триаде(земля, человек, небо), как это характерно для конфуцианской доктрины, а формулу - земля, человек, дао -путь, естественность. В «Каноне о пути и добродетели» можно найти следующее определение порядка соотношения этих сил: « Человек следует земле. Земля следует небу. Небо следует дао , а дао следует естественности. Это помогает понять , что даосизм предписывает познание «дао» как первопричины видимого мира посредством проникновения в сущность вещей и явлений, путем слияния с окружающей человека природой. Именно  в этом японцы видят определенную взаимосвязь философских идей даосизма  с художественным литературным творчеством. Можно  сказать , что именно в Японии  доскональнее, чем  где-либо в другой стране , изучили классическое наследство Китая, чему, конечно , в немалой  степени способствовало знание иероглифики и это   послужило развитием собственной, национальной школы каллиграфии, произведения которой  до сих пор восхищают знатоков и ценителей прекрасного.

« Искусство Икэбана»

С большим искусством и вкусом украшаются японцами их дом, жилище, места работы и отдыха. Элементарный толковый словарь языка дает следующее пояснение: « Икэбана - искусство ставить цветы и ветки в сосуды для цветов».

Но это слишком примитивное объяснение , рассчитанное на иностранцев, на самом деле японцы вкладывают в « Икэбана» глубокий смысл. Это целая философия , свои особый  способ понимания и познания окружающего мира. Характерно, что каждый  цветок или веточка, на взгляд японцев, должны иметь определенное значение. Часто , например, высокая веточка означает небосвод, средняя - человека , а самая низкая - землю. Такое соединение  трех веток или одну ветку с особо расположенными отростками именуют « триадой» : «небо, земля, человек» , имеющей свои глубокие корни в духовной жизни народа , его философии. Истоки  этой философии , так же нужно искать в бездонной кладези китайской мудрости. Ответ можно попытаться найти  в древнейшей сокровищнице  мудрости- каноне « Ицзин» - « Книга перемен»- самому удивительному трактату китайской древности. Главная мысль , которой проникнута « Книга перемен» , утверждает принцип изменчивости всего существующего, всех вещей  и явлений , первоисточниками которых выступают земля и небо. При этом сам процесс непрерывно происходящих изменений объясняется как вечная коллизия , столкновение и взаимодействие противоположных сил, космических сил : «Ян» - света и «Инь» -тьмы. Именно в этом трактате получает свое толкование знаменитая триада: « Небо -вверху, земля внизу, между ними человек» Три начала бытия , три его ипостаси , три мира, три сферы жизни - равноценные , равнозначные. Они - в вечном единстве , и в то же время каждый из них сам по себе. Они - нераздельны и в то же время неслиянны. Вот о чем говорит эта незатейливая ветка , если отростки на ней расположены так , как нужно , осмысленно, Здесь философия и эстетика. Также важно упомянуть,  что в основном произведения «Икэбана» , выставляются на фоне предметов старины , произведений искусства и они  как правило бывают небольших размеров и отличаются  филигранной тонкостью , художественностью мастерства. Миниатюрность- характерная черта эстетического вкуса японцев их философского мировоззрения .Искусство « Икэбана»  имеет определенное воздействие на духовную жизнь японского народа, обогащая и облагораживая  эстетический вкус человека, воспитывая в нем любовь к истинной красоте искусства, расширяя возможности его любования прекрасным в жизни и искусстве , в многообразных формах его проявления .

 

«Тя-но ю» - чайное действие

Наиболее   загадочным  и имеющим глубокий  философский и эстетический смысл ,с моей точки зрения, является ритуал  «Тя-но ю» - чайный церемониал. Это  строго регламентированное искусство приготовления и питья чайного напитка в присутствии гостей.  Чайная церемония восходит к обычаю берущему свое начало в 7 веке , употреблять чай во время медитации в дзэн-буддийских храмах в Китае. Этот обычай получил широкое распространение в Японии с 729 года  и сохраняется почти неизменным по сей день. Бытовая процедура питья чая превратилась в особый культ, в котором соединились элементы архитектуры, живописи, садово-паркового искусства. Его  сущность  отразилась также в различных философских концепциях, а культ чая , в свою очередь стимулировал их развитие . Чайная церемония - воплощение единства творческого начала , восприятия природы, религиозно-философского настроения и социального общения. Чайная церемония получила широкое распространение по всей Японии и во  всех слоях населения, так как дзэн-буддизм проповедовал возможность достижения» просветления» любым человеком в условиях обыденной жизни. В основу чайной церемонии  положены четыре принципа» гармония- единение человека с природой, упорядочение мироздания ; почтение -равноправие всех участников , проявления уважения их друг к другу; чистота - очищение через соприкосновение с прекрасным;  тишина- условие для медитации. Считалось , что реализация этих принципов открывает путь для достижения внутренней гармонии участников церемонии. Ритуал  чайной церемонии проводится в специально отведенном для этого месте , чаще всего в небольших домиках , расположенных в тенистых садах , чтобы суета окружающей жизни отошла на задний план и не мешала погрузиться в глубины сознания посредством медитирования.  В «чайном действе» обычно участвуют : мастер чая- тот , тот кто заваривает чай и разливает его , и те, кто присутствуют при этом и затем пьют. Первый , жрец , свершающий действо, вторые участники действа, приобщающиеся к нему и нередко безжалостные критики. У каждого свой комплекс поведения, охватывающий и позу при   сидении , и все движения , и выражение лица , и даже манеру речи. Существует особый и сложный способ заваривания чая, я не буду останавливаться  на этом, потому что это потребует  слишком много времени. Главное как это понять и познать с точки зрения человека запада , далекого от восприятия  и познания мира через медитацию ,через философию дзэн-буддизма. И все же , что это такое -Чайная церемония? Как все это назвать :  ритуал, церемониал ,обряд ? Скорее всего- особая духовная процедура. В японском и китайском языках существует нечто именуемое «путь» ( «до» яп.) - понятие , имеющие многосложное значение в духовном мире японского народа, в его философии, морали, эстетики .В философии даосизма «дао» - основной принцип этого учения - выступает в значении абсолютного начала вселенной, основы существования мира, источника всех его вещей и явлений. В конфуцианском учении « дао»   имеет значение определенной этической категории. В свою очередь ,  «дао» связанного с буддийским понятием «чань» - в устах китайцев и «дзэн» - в устах японцев. И именно через это понятие «дзэн» можно попытаться  понять  таинство чайной церемонии , ее не проходящее влияние на  жизнь японского народа. Я хочу  привести здесь объяснение этого понятия, как его трактуют сами японцы : « Дзэн- овладеть всеми своими духовными силами и вступить в пределы не-я , то есть погрузиться в созерцание»Добавляется также , что в сочетании с иероглифом « садиться» образуется понятие; сесть в надлежащей позе, овладеть всеми своими духовными силами и обрести познание. То есть если вы будете долгие часы сидеть неподвижно, уставившись в одну точку, и ничего при этом не думать , это будет «дзэн». Если вы не  пошевельнетесь при встрече с самой большой неожиданностью , это будет «дзэн». Если вы станете свободным  от всяких волнений, тревог , беспокойств, восторгов ит.д. - не в том смысле , что все это для вас не существует , а в том , что ничто не может коснуться вашего духа , смутить его спокойствие, нарушить ясность ума, это  будет «дзэн» Если вы совершенно спокойно , с абсолютной легкостью , душевной ясностью и свободой пойдете на смерть, это будет «дзэн».

Вот это и многое-многое  другое – «дзэн».

« Путь чая» («Дао чая» ) создан монахами Дзэнсю , сторонниками секты «Дзэн» и по этому следование « Пути чая» – один из методов осуществления заветов этого учения . « Сидение по дзэн»- другой из таких методов.

Так что из всего вышеперечисленного можно понять , что философские возрения Востока  , в частности Японии , составляют практически единое целое с культурой и порой невозможно   определить    ту грань                  зримо отличаются  от Западных канонов , что человеку воспитанному на западных ценностях , почти не возможно вникнуть в ту бездонную глубину философской мысли Востока, оценить всю ее красоту и многогранность . Западный человек впервые столкнувшийся  с культурой востока , с его  философией , зачастую видит в них только внешнею , экзотическую сторону , не видя и не ощущая самого главного, что они  содержат в себе  глубочайший смысл , смысл понимания и познания жизни. Только полностью растворившись в жизни востока , отвергнув все условности западного образа жизни , с помощью специальных тренировок ( медитаций)  можно попытаться  хоть на немного  продвинуться к понимании философии жизни востока  , но все  равно понять и оценить восток , для европейца  практически не возможно., потому что мы по разному работаем с основой основ жизни – энергией., по разному подходим к понятию бытия. Они ощущают энергию , а мы стараемся ее измерить, подчинить своей воле, войти в противоречие с известной  формулировкой  одного из основоположников экзистенциализма Ж. Сартра « Человек –это неудавшийся Бог» , то есть самим стать Богом , взять на себя функции правителя мира и вершителя его судеб и  мне кажется ,что именно западная цивилизация станет  причиной  описанного Библией конца света , ведь прогресс  в конце концов приведет к логическому финалу, ведь как бы не был умен человек , все равно ему никогда не победить мать –природу (то есть энергию в широком понимании этого слова ) и природа жестоко отомстит человеку  посмевшему посягнуть  на попытку сделать ее орудием , инструментом в своих  руках.

 Поэтому  рассуждая на тему взаимоотношений  Востока и Запада , их  роли в мировой истории , культуре , философии  и возможности становления их единым целым , приходишь к мысли , что это невозможно.

 И не зря  в свое время известный английский  писатель  Р. Киплинг писал «Восток есть восток , запад , есть запад и вместе им никогда не сойтись»

 

div>