Реферат: Мольер

Театр  а

                                                                        “Бог создает пьесы, а люди-актеры,                                                               

                                                                                               непрестанно меняющие маски...“

31 декабря 1643 года парижская публика сошлась посмотреть новую труппу актеров. Представление давалось в зале для игры в мяч у Нэсльских ворот, на левом берегу Сены, вблизи теперешнего Института. Зала была полна. Новая труппа носила громкое название: “Блестящий театр “ ( L’ illustre    Theatre ). Состав ее не был вполне обычен. Профессиональные актеры почти отсутствовали. Большинство участников труппы составляли совсем молодые люди - любители, страстно увлеченные драматическим искусством, может - быть, и игравшие уже раньше где - нибудь на открытых сценах в разных уголках Парижа, но не нашедших себе места в постоянных театрах того времени, т.е. ни в “ Бургонском доме “ ( L’ Hotel de Bourgogne ) ни в “ Зале Болота “ ( La Salle du Marais ). Деятельность “ Блестящего  театра” была однако весьма непродолжительна. Очень скоро участникам его пришлось играть лишь перед кучкой друзей, а через год они уже вынуждены были покинуть залу для игры в мяч, искать себе приют в других кварталах Парижа и  ,наконец, после полного банкротства, оставить всякую мысль о продолжении своего дела в столице.

Таковы первые шаги драматической деятельности Мольера “ [1] .

Мольеру шел во время представлений “ Блестящего театра “ двадцать второй год. Он был крещен 15 января 1622 года. Мольер был купеческим сыном, получившим хорошее классическое образование в Клермонском коллеже, где был учеником Гассенди,а затем в юридической Орлеанской школе. Отец его, Жан Поклэн, по профессии обойщик, но как и мольеровский герой Гарпагон из комедии “ Скупой “ , не стыдился помещать маленькие суммы в рост. Он составил себе довольно крупное состояние, значился поставщиком двора и даже королевским лакеем и давало ему право входа во дворец. Он должен был вместе с другими лакеями делать постель короля и держать в порядке прочую мебель [2] .

В те времена это почетное звание отец Мольера ( которого также звали Жан Поклэн ) завещал своему старшему сыну. Однако полученное сыном образование показывает, что отец не рассчитывал сделать из сыны обойщика, а предполагал, что он начнет новое поколение Поклэнов - почетных буржуа, занимающихся иной профессией, чем у него. В Париже семейство Поклэнов  проживало на улице Сент - Оноре.  Одна картина ХУ111 века сохранила изображение фасада дома Поклэнов. “ На самом углу его красовались резные столбики, и на них были изображены обезьяны, отчего дом и носил название “Favillon des singes ”. Этих обезьян вспомнил впоследствии Мольер, когда сочинял себе герб ” [3].

По соседству с центральным рынком, то есть почти в том же квартале Парижа, где жили и Поклэны разыгрывал свои представления французский комический театр, созданный “ по образцу древних греков и римлян и современных итальянцев ”.

Молодому Жана Поклэну, просто как образованному буржуа было вполне естественно заинтересоваться театром, тем более , что театру покровительствовал двор, а великий Ришелье давал советы драматургам и всячески их поощрял.

И кто бы мог подумать, что через несколько лет вся Франция будет бояться его острых пьес. Неудовольствие против Мольера и даже злоба исходила из двух различных кругов. С одной стороны громко кричали негодующие “ маркизы “, именно те, к которым Мольер относился почти с ненавистью, несмотря на то, что как автор он не так уж высмеивал их в своих произведениях. Но их злобу растравляли драматурги более старых парижских театров, а так же те, которые группировались около “ Бургонского театра “. Негодовали  стародумы, люди партии королевы - матери. Таким образом , Мольер не угодил никому. Громкий успех его был до известной степени “ успехом скандала “. Против него сыпались доносы и памфлеты. Некоторые говорили даже, что Арманда, считавшаяся сестрой бывшей любовницы Мольера  Мадлены Бежар, может быть, его дочь. Если бы это оказалось правдой , то писатель был бы обвинен в кровосмесительстве. Он был человек - парадокс.  Мольер объединял в себе две личности: блестящий царедворец и неуемный сатир. Король - вершитель судеб Франции был главным покровителем Мольера. Людовик ХIV не считал его дворянином, поэтому и не стал на сторону оскорбившихся “ маркизов “. Горожанин Мольер со своим житейским здравым смыслом мог найти у него защиту. Людовик иногда сам мог показать на какого-нибудь молодого дворянина и сказать: “ А вот еще один  портрет для твоей галереи! “

А что же такое театр ? Это не только здание, в котором происходит представление, а так же вид искусства, средством выражения которого является сценическое  действие, возникающее в процессе игры актеров. Следовательно, характеризуя театр Мольера мы будем говорить о его произведениях, а точнее о самих персонажах, появление которых так же не случайно.

Дон Жуан - герой мировой литературы. Предыстория этого героя уходит в средние века и связана с многочисленными легендами о грешнике, одержимом тягой к чувственным наслаждениям, отдавшем себя во власть порока, наказанном за свое распутство судом божьим. Древнейшее происхождение имеет легенда, связанная с Дон Жуаном, о каменном госте, статуе, карающей преступника.  Он является героем нескольких произведений. Так например, герой драмы Тирсо де Молины “ Севильский озорник, или Каменный гость, герой либретто Л. да Понте и оперы В. А. Моцарта “ Дон Жуан , или наказанный распутник“ , герой незавершенной поэмы Байрона “Дон Жуан “, герой драмы Д. Граббе “ Дон Жуан и Фауст “, герой трагедии А. С  Пушкина “ Каменный гость“, а так же он является героем комедии Ж.-Б. Мольера “ Дон Жуан или каменный гость “ ( 1665 ). Образ Дон Жуана - одна из наиболее значимых реплик Мольера в споре, который ведет великий век о сущностных категориях человеческого бытия, о добре и зле, о боге и дьяволе.[4]

В Дон Жуане мы видим человека, “ сильного своим умом, но принадлежащей к сильной социальной группе “( Леклер ), распутного и злого, носящего маску вольномыслия. Среди героев комедий Мольера Дон Жуан самый привлекательный. Ему чужда назойливость, а ханжество у артистичного дворянина выглядит грациозно. Радостное жизнелюбие героя особенного свойства: он словно постиг все законы бытия и чувствует себя избранником, которому ничего не стоит остановить время, сделать врага другом, покорить в миг любую красавицу. Поведение его может показаться противоречивым: он смеется над женскими чувствами, но почти по-братски расположен к слуге Сганарелло, он безразличен к тому, о чем говорят о нем “ в свете “, но бросается на помощь к незнакомцу, попавшему в беду. Он дерзок и бесстрашен, но может и удрать от преследователей, переодевшись в костюм крестьянина.

Рисуя своего героя, Мольер заставляет читателя дивиться галантной виртуозности сеньора по отношению к женщинам, хотя у многих его поведение может вызвать негодование. Между тем, кара небесная обрушивается на грешника, чьи вины так обыденны. Но по-видимому, его кощунственное лицемерие -  только часть преступления. Мы не можем истолковать вину героя ,  не учитывая быта и идей того времени. В пьесе автор выстраивает для своего героя удивительно обыденный мир: здесь снуют кредиторы, папаша “ читает прописи “. Одним словом в реальности не существует ничего “ чудесного и божественного “, пока не появляется статуя командора и не делает свое дело. Ей предшествует предупреждающий герой призрак женщины под вуалью. Оскорбленная любовь. Однако тема каменного командора, посланного силами ада, не может быть понята только как тема небесного правосудия. Оживший истукан - традиционная для литературы ситуация вторжение злых сил в мир людей и опустошение их душ.

Игра Дон Жуана с мертвым командором, нарядной статуей ( “ Ему идет это одеяние римского императора “ ) - этот такая же игра, которую ведет герой на земле и готов вести в мирах иных. Игра, как средство достижения целей, как наслаждение властью над теми, кто не имеет способности творить воображаемый мир. Принимая “правила игры “ предложенные ему окружающими, Дон Жуан ведет себя весьма разнообразно. То он упоенно рассуждает о “ модном пороке “ - лицемерии, то бросается на выручку незнакомцу, то на миг подыгрывает отцу. Мольеровский интеллектуал не верит  в смысл бытия, где жизнь, смерть, любовь имеют величайшее значение. Наказание, которое настигает Дон Жуана, - это по существу кара за слепоту, за высокомерие, обернувшееся смертным грехом.

Впервые “ Дон Жуан “ увидел свет на сцене парижского театра Пале - Рояль 15 февраля 1665 года. Роль Дон Жуана сыграл Лагранж. С тех пор мольеровский Дон Жуан стал некоей точкой отсчета для всех, кто пытался так или иначе интерпретировать знаменитый сюжет о севильском обольстителе.

Альцест - герой комедии Мольера “ Мизантроп “. Один из наиболее загадочных мольеровских персонажей. Уже три столетия, прошло со дня премьеры комедии, однако критики спорят о природе этого образа: то объявляют мизантропа “ развлекательным персонажем “, то усматривают в нем сходство с самим Мольером.

Альцест, - несомненно, “ интеллектуальный герой “. В пьесе существует противоречие между природой человека и законами общества. Он влюблен в кокетливую Селимену, что является “ воплощением грациозного модного порока лицемерия “. Девушка обращается с Альцестом  довольно злоязычно, и он ополчается на неискренность любимой. А впрочем, все признаки двуличия вызывают у него негодование: вежливость Флинта, изящная “ игра в мнения “ Селимены, “ предательство, измены, плутни, льстивость“, существующие при дворе. Способность жить в воображаемом мире ( такая же, как и у Дон Жуана и многих мольеровский героев ), не желая замечать требований и законов реальности. Его бунт против всего, что “ при дворе и в свете окружает “ имеет двоякое происхождение. Раздражение Альцеста может быть объяснено, как принципиальное непринятие законов бытия, а так же  можно объяснить, как любовные похождения. Мизантроп честен и нетерпим к нарушителям заповеди “ не лги “, но сам отягощен смертельным грехом - гордыне, мешающей ему приобрести гармонию с миром и с самим собой.[5] Он высокомерно требователен к другу, даже груб с ним, бесцеремонен с чувствами добродетельной, любящей его Элианты и эгоистически требователен к Селимене.

Из этой комедии можно сделать вывод, что счастливые - добры и терпимы, неудачник же склонен искать причины своего несчастья. И тогда история               “ непримиримого обличителя“ становиться по истине комедийной, утратившей здравый смысл. Главный герой был смешон для современников Мольера. Однако со временем в образе Альцеста отчетливее проступили трагические черты: он - правдолюбец и мученик - одержал вверх “ над влюбленным меланхоликом “.

Эта пьеса была так же поставлена на сцене Пале - Рояль в 1666, где роль Альцеста исполнял также как и в Дон Жуане сам Мольер.

Скапен - герой комедии Мольера “ Плутни Скапена “( 1671 ). Скапен один из существенных персонажей мольеровского театра. Его можно, пожалуй, сравнивать с Дон Жуаном или Альцестом. Под простотой его образа скрывается, незамеченная современниками Мольера, необычайная серьезность.

Скапен - один из многих слуг, действующих в мольеровских комедиях. Однако не будет преувеличением сказать, что именно здесь, в комедии интриги о плутнях пройдохи, то помогающего господам, а то жестоко вышучивающего их, обнаруживается интерпретационный акцент,  дающий традиционному для комедийного жанра образу слуги программное для Мольера наполнение.[6]

Сюжет комедии , заимствованный от “ Формеона “ Теренция, комедийная техника, в которой выполнена пьеса. Но характер самого Скапена не имеет ничего общего с настоящим слугой - шутом. Его прообразом явился “ первый Дзани “, Арлекин, персонаж театральный, чье присутствие в спектакле, в соответствие с древними традициями, было обязательно. Скапен лицо исключительно театральное, поэтому его образ, характер неточен. Каждое представление было не похоже на предыдущее.  И прежде всего, тогда стоит вспомнить о происхождение самой маски Арлекина - это проказливое, злое жестокое и кощунственное существо, а главное оно “ иноприродно человеческим “ персонажам. Однако, Мольер не сохраняет этот образ, родившийся в ином жанре. Он сделал Скапена другим:  если интересы молодых бездельников - хозяев естественны и понятны, если страхи и скупость стариков объяснима, то поведение Скапена, выручающего молодежь и дурачащего стариков, не обнаруживает никакой видимой цели. Источником его добрых поступков являлись то деньги, то сострадание к обделенной молодости, то любовь к интриги и обольщению.

У Мольера достаточно трудно найти в тексте цитаты, доказывающие эти версии. Очевидно, это не случайно. Во - первых, комедии Мольера отличаются каким - то скрытым смыслом: через образ шутов автор показывает реальную жизнь. Во - вторых, необходимо вспомнить о стилях в искусстве, к которым принадлежал Мольер. Барокко и классицизм. Принято считать, что великий комедиограф тяготел к классицизму, но, несомненно, он внес значительный вклад в разработку одной из возлюбленных тем барокко - в разработку темы театра. Стиль же барокко отличается очарованием сцены, достигаемым с помощью масок, т. е. чем - то скрытым.

Скапен - эмблема комедийного мира Мольера. Он - воплощение игрового принципа: здесь и мимикрия, и агон ( спор ), и алеа ( случай ),и иллинкс                    ( головокружение ). Вторгаясь в мир трезвый унылый, слуга вносит в него энергию игры. Он “ шалит“ не из баловства, а как бы проверяет на прочность все ценности мира.  ОТ ЧЬЕГО ИМЕНИ ? От имени театра, созданного бессмертным комедиографом, всевидящим и всезнающим, от имени Игры, с ее интуицией.

Роль  Скапена исполнял Мольер в 1671.

Сганарель - центральный персонаж комедий Мольера “ Летающий доктор “, “ Сганарель, или мнимый рогоносец “, “ Школа мужей “, “ Брак поневоле “, “ Дон Жуан или каменный гость “. Сганарель предстает в роле простака ( отца, опекуна, воспитателя, слуги ). Иногда он обнаруживает исключительно театральные способности и успешно решает проблемы других героев е ждут. В “ летающем докторе “ Сганарель - слуга Валера, влюбленного в Люсиль. Переодевшись в доктора он помогает свадьбе, умудряясь мгновенно менять костюмы доктора и слуги. Сганарель  - торговец хворостом, муж Мартины, которая в отместку за побои объявляет, что он лекарь с причудами, которого надо побить, чтобы заставить лечить. Сганарель поражает всех потоками бессмысленных латинских фраз.

Часто Сганарель предстает обманутым стариком. В пьесе “Сганарель, или мнимый рогоносец “ он подозревает жену в измене. В “ Браке поневоле “ Сганарель просит совета, жениться или нет, хотя уже принял решение.

У Мольера все концовки произведений соответствуют идеалам классицизма того времени.  Неуклюжие герои терпят бедствия из-за своей нерасторопности им приходится сочувствовать. Влюбленные побеждают препятствующих им стариков не столь благодаря преимуществу молодости, сколь для того, чтобы автор не нарушал правил литературы, принятых в то время.

 

 

 

 

  



[1] Е.В. Аничков. Очерк. Жизнь и творчество Мольера  С.-П. 1913, с. 5

[2] Указ. Изд. С.6

[3] Там же.

[4]

[5]

[6]