Реферат: Понятие как форма мышления
Студентки 1 курса
Юридического факультета
Заочного отделения
Бобковой Л.В.
Шифр зачетки:___________________
Оценка__________________________
Подпись науч.руководителя_______
План :
1. введение
2. логические приемы образования понятий
3. понятие и слово
4. заключение
Введение
Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.
Признаком предмета называется, то в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.
Любые свойства, черты, состояние предмета, которые, так или иначе, характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство ( черта, состояние ) так же рассматривается как его признак. Например, отсутствие билета у пассажира или оружие у преступника. Признаком бесхозного имущества является то, что оно имеет собственника или его собственник не известен.
Любой предмет имеет множество разнообразных признаков. Одни из них характеризуют отдельный предмет и являются единичными, другие принадлежать определенной группе предметов и являются общими. Так, каждый человек имеет признаки, одни из которых ( например, черты лица, телосложения, походка, жестикуляция, мимика, так называемые особые приметы, броские признаки ) принадлежат только данному человеку и отличают его от других людей ; другие ( профессия, национальность, социальная принадлежность и т.д. ) являются общими для определенной группы людей ; наконец есть признаки, общие для всех людей. Они присуще каждому человеку и вместе с тем отличают его от других живых существ. К ним относиться способность создавать орудия труда, способность к абстрактному мышлению и членораздельной речи.
Кроме единичных ( индивидуальных ) и общих признаков логика выделяет признаки существенные и не существенные.
Признаки, необходимо принадлежащие предмету, выражающие его сущность, называют существенными. Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущности, называются не существенными.
Существенные признаки могут быть общими и единичными. Понятия, отражающие множество предметов включают общие существенные признаки. Например, общие признаки человека ( способность создавать орудия труда и др. ) являются существенными. Понятие, отражающие один предмет ( например, « Аристотель » ), наряду с общими существенными признаками ( человек, древнегреческий философ ) включает единичные признаки ( основатель логики, автор « Аналитики » ), без которой отличить Аристотеля от других людей и философов Др. Греции невозможно.
Понятие качественно отличается от форм чувственного познания : ощущений, восприятий и представлений, существующих в сознании человека в виде наглядных образов отдельных предметов или их свойств. Мы не можем, например, представить, а таем более воспринять здание вообще. Восприятие или представление – это чувственно – наглядный образ, какого – либо конкретного здания, например, главного корпуса Московского университета на Воробьевых горах. Понятие лишено наглядности. Понятие « здания » характеризуется отсутствием единичных признаков отдельных зданий, в нм отражаются признаки, необходимо принадлежащие любому из них и являющиеся общими для всех строений, предназначенных для учебы, работы или жилья.
Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупности в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков.
Понятие – одна из основных форм научного познания. Формируя понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы. Например, экономическая теория сформировала такие понятия, как « товар », « капитал », « стоимость »; правовые науки – понятие « преступление », « наказание », « вина », « умысел », « правоспособность » и др. .
Отражая существенные. Понятия не содержат своего богатства индивидуальных признаков предмета и в этом смысле они беднее форм чувственного познания – восприятий и представлений. Вместе с тем, отвлекаясь от несущественного, случайного, они позволяют глубже проникнуть в действительность, отобразить с большей полнотой, на что не способно чувственное познание.
Глава 1 логические приемы образования понятий
Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета, применив с этой целью ряд логических приемов : сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Эти приемы широко используются в познании. Важную роль они играют в формировании понятий, основанном на выявлении существенных признаков.
Чтобы составить понятие о предмете, нужно сравнить данный предмет с другими предметами, найти признаки сходства и различия. Логический прием, устанавливающий сходства и различия предметов, называется сравнением.
Выделение признаков связано с мысленным расчлением предмета на составляющие его части, стороны, элементы. Мысленное расчленение предмета на части называется анализом.
Выделение с помощью анализа признаков позволяет отличить существенные признаки от не существенных и отвлечься, абстрагироваться от последних. Мысленное выделение признаком одного предмета и отвлечение от других называется абстрагированием.
Элементы, стороны, признаки предмета, выделенные, с помощью анализа, должны быть соединены, в единое целое. Это достигается с помощью приема, противополдожного анализа, - синтеза, представляющего собой мысленное соединения частей предмета, расчлененного анализом.
Признаки изучаемых предметов распространяются на все сходные предметы. Эта операция осуществляется путем обобщения – приема, с помощью которого отдельные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов. Благодаря обобщению существенные признаки, выявленные у отдельных предметов, рассматриваются как признаки всех предметов, которым приложимо данное понятие.
Таким образом, устанавливая сходства « или различия » между предметами ( сравнение ), расчленяя сходные предметы на элементы ( анализ ), выделяя существенные признаки и отвлекаясь от существенных ( абстра- гирование ), соединяя существенные признаки ( синтез ) и распространяя их на все однородные предметы ( обобщение ), мы образуем одну из основных форм мышления – понятия.
Глава 2 понятие и слово
Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей – словом. Понятия выражаются и закрепляются в словах и словосочетаниях, без которых не возможно ни формирования понятий, ни оперирование ими.
Единство понятия и слова не означает их полного совпадения. В разных национальных языках одно и тоже понятие выражается разными словами. Но и в одном языке слово и понятие нередко не совпадают. Многие слова имеют не одно, а несколько значений. Например, слово русского языка « связка » употребляется в значениях :
1. Несколько однородных предметов, связанных вместе ( « связка книг »),
2. Сухожилие, соединяющее отдельные части скелета или органа тела ( « мышечные связки » )
3. элемент суждения, связывающий субъект и предикат или простые суждения.
Несколько значений имеет слово « закон », « субъект », « край » и др.
В любом языке существуют омонимы и синонимы.
Омонимы ( от греч. Хомос – « одинаковый » и онима – « имя » ) – это слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по форме, но выражающие различные понятия ( например, коса – это сплетенные вместе пряди волос, и идущая от берега узкая полоска земли и орудия для срезания травы, злаков и т.п. ; Нота – графическое изображение музыкального звука и дипломатическое обращение одного государства к другому; заключение – суждение, полученное логическим путем из посылок, и состояния лица, лишенного свободы, и последняя часть, конец чего – либо ).
Синонимами ( от греч. Синонимус – « одноименный » ) называются слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и тоже понятие, но отличающие друг от друга оттенками значений или стилистической окраской. Например, « родина » и « отечество »; « юридическая наука », « правоведение » и « юриспруденция »; « договор », « соглашение » и « контракт » и многие другие.
Многозначность слов ( полисемия ) нередко проводит к смешению, а следовательно, к ошибкам в рассуждениях. По этому необходимо точно установить значения слов, с тем, чтобы употреблять их в строго определенном смысле.
В различных областях науки и техники вырабатывается специальная терминология – система терминов, употребляемых в данной области знаний.
Термин – это слово или словосочетание, обозначающее строго определенное понятие и характеризующиеся однозначностью, по крайней мере, в пределах данной науки или родственной группы наук. Важное значение разработки и уточнению терминологии предается правовыми науками, которые, как правило, дают разъяснение терминам, употребляемых в определенной области права. Например, в уголовно – процессуальном кодексе разъясняются термин ( наименования : « суд», « суд 1 инстанции », « кассационная инстанция », « надзорная инстанция », « судья », « прокурор », « следователь », « законные представители » и др.
Эти подобные разъяснения позволяют однозначно применять правовые термины.
Заключение :
Сущность как совокупность всех внутренних, необходимых свойств и связей предмета, взяты в их естественной взаимозависимости, отражается в научных понятиях, которые формируются на основе всестороннего исследования предмета и проникновения в его внутреннюю природу с помощью научных методов познания. Термин « существенный признак » нередко употребляется для обозначения признаков предмета, которые хотя и не раскрывают его действительной сущности, но являются важными для его характеристики.
Список использованной литературы :
1. Е.А. Иванов логика учеб. Для вузов М.: 1998год.
2. В.И. Кириллов, А.А. Старченко логика учеб. Для юр. Вузов М.: 1998г.
3. В. Ф. Барков логика учеб. Для ВУЗов М.: 1997 год
4. В. А. Бочаров, В. И. Маркин Основы логики учеб. Для ВУЗов М.: 1997г.
5. Курбатов В.И. логика учеб.для ВУЗов М.: 1996 год.
6. В. Ф. Барков логика учеб. Для ВУЗов М.: 1994 год.
Содержание
1. План……………………………………………………………2
2. Введение……………………………………………………….3
3. глава 1 логические приемы образования понятий…………..6
4. глава 2 понятие и слово………………………………………..8
5. заключение……………………………………………………..10
6. список использованной литературы………………………….11
7. содержание …………………………………………………….12
10 июля 2002 год. ______________Бобкова Л.В.
подпись
Кандидатский по философии | |
08.00.10 "Финансы, денежное обращение и кредит" Ф И Л О С О Ф И Я Вопросы к вступительному экзамену по философии для поступающих в аспирантуру для ... ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ - т.е. не постигаемый разумом, мышлением, невыразимый в логических понятиях термин иррациональный употребляется для характеристики философских направлений ... Процесс познания объекта не простой механический акт отражений действительности в сознании человека, а сложный процесс перехода от чувственных данных к абстракции, от единичного к ... |
Раздел: Рефераты по философии Тип: реферат |
Развитие музыкального мышления у учащихся младших классов в условиях ... | |
План Введение Глава 1. Проблема музыкального мышления в психолого-педагогической науке 1.1 Музыкальное мышление как феномен психологии 1.2 Проблема ... Вслед за традиционной логикой, психология мышления выделят следующие основные операции: определение, обобщение, сравнение и различение, анализ, абстрагированные группировка и ... мышление - процесс моделирования системы отношений субъекта к реальной действительности, осуществляющийся как корреляция между сформированными в сознании базовыми элементами и ... |
Раздел: Рефераты по музыке Тип: дипломная работа |
Технология мышления | |
Виктор аннинский ТЕХНОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ Братьям нашим меньшим посвящается Почему так трудно выучить иностранный язык? Кто и как помогает нам в управлении ... Следующий из этих предпосылок логический вывод, что сознанию человека предшествовало сознание обезьяны, нуждается тем не менее в таком доказательстве, но не по причине его ... Не вдаваясь в детали, следует заметить, что "рассудком" в их понимании было примерно то же, что в нашем - здравый смысл или логика рассуждений человека на обыденном, бытовом уровне ... |
Раздел: Рефераты по психологии Тип: дипломная работа |
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения ... | |
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ На ... ... эмпирического анализа текста, например, метод изучения взаимосвязи знаний при помощи научных ссылок, изданий; логические методы анализа понятий: интерпретация стержневых понятий ... ... вооружение знаниями, умениями и навыками с позиций принципа целостности, отраженного в мышлении, чувствах и действиях; заботу об укреплении духовнодушевного и физического здоровья; ... |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат Тип: реферат |