Реферат: Понятия как форма мышления

менеджмента и права

 

факультет:  экономический

                     заочное отделение

    предмет:  логика

реферат

тема: понятие как логическая форма

мышления.

                                                                                               

Преподаватель:

Бурзук Геннадий Леонидович 

МОСКВА 2000

содержание:

1. Введение.

2. Общая характеристика понятий.

    2.1 Логические приёмы образования понятий.

    2.2 Понятие и слово.

3. Содержание и объём понятий.

    3.1 Логика содержания.

4. Виды понятий.

5. Отношение между понятиями.

    5.1 Совместимые понятия.

    5.2 Несовместимые понятия.

6. Обобщение и ограничение понятий.

7. Определение понятий.

    7.1 Виды определения.

    7.2 Правила определения.

8. Деление понятий.

    8.1 Сущность деления.

    8.2 Виды деления.

    8.3 Классификация.

    8.4 Операции с классами.

9. Вывод.

1.   введение:

Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в 4 в. до н. э. Ее  основателем является древнегреческий философ Аристотель (348-322 гг. до н. э.)

Логика – это наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например психологии, логика, изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир.

Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительные науки: логику формальную и логику диалектическую.

Мышление человека подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Люди мыслят логично, не зная её правил, подобно тому, как они правильно говорят, не зная правил грамматики.

Что касается логики, то её задача заключается в том, что бы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать мир.

Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более “грамотно”, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.

          Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение. В своей работе я попытаюсь, как можно подробнее рассмотреть одну из форм мышления – понятие (его виды, содержание и объём, отношение между понятиями и логические операции с понятиями).

 

понятие как форма мышления

 

2.    общая характеристика понятий.

 

Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.

Любые свойства, черты, состояние предмета, которые, так или иначе, характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние) также рассматривается как его признак.

Любой предмет имеет множество разнообразных признаков. Одни из них характеризуют отдельный предмет и являются единичными, другие принадлежат определенной группе предметов и являются общими. Так, каждый человек имеет признаки, одни из которых, например, черты лица, телосложение, походка, мимика, так называемые особые приметы, броские признаки, принадлежат только данному человеку и отличают его от других людей. Другие профессия, национальность, социальная принадлежность и т. д. являются общими для определенной группы людей. И, наконец, есть признаки, общие для всех людей. Они присущи каждому человеку и вместе с тем отличают его от всех других живых существ. К ним относятся способность создавать орудия труда, способность к абстрактному мышлению и членораздельной речи.

Кроме единичных (индивидуальных) и общих признаков логика выделяет признаки существенные и несущественные.

Признаки, необходимо принадлежащие предмету, выражающие его сущность, называют существенными. Они могут быть общими и единичными. Понятия, отражающие множество предметов, включают общие существенные признаки (напр. способность создавать орудие труда). Понятие, отражающее один предмет (напр. “Аристотель”),  наряду с общими существенными признаками (человек, древнегреческий философ) включает единичные признаки.

Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущность, называются несущественными.

Понятие качественно отличается от форм чувственного познания: ощущений, восприятия и представлений, существующих в сознание человека в  виде наглядных образов отдельных предметов или их свойств. Восприятие и представление – это чувственно-наглядный образ какого-либо конкретного предмета. Понятие лишено наглядности.

Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупность в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков.

 Понятие – одна из основных форм научного познания. Формируя понятие, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы.

Отражая существенное, понятия не содержат всего богатства индивидуальных признаков предмета и в этом смысле они беднее форм чувственного познания – восприятия и представления. Вместе с тем, они позволяют глубже проникнуть в действительность, отобразить её с большей полнотой, на что не способно чувственное познание.

2.1 Логические приёмы образования понятий.

Что бы составить понятие о предмете, нудно сравнить данный предмет с другими предметами, найти признаки сходства и различия. Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов, называется сравнением.

Выделение признаков связано с мыленным расчленением предмета на составляющие его части, стороны, элементы. Мысленное расчленение предмета на части называется анализом.

Выделение с помощью анализа признаков позволяет отличить существенные признаки от несущественных. Это мысленное выделение  признаков, называется абстрагированием. 

Элементы, стороны, признаки предмета, выделенные с помощью анализа, должны быть соединены в единое целое. Это достигается с помощью приёма, противоположного анализу, - синтеза, представляющего собой мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом.

Признаки изучаемых предметов распространяются на все сходные предметы. Эта операция осуществляется путем обобщения, с помощью которого определенные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов.

Таким образом, мы образуем одну из основных форм мышления – понятие.

2.2  Понятие и слово.

Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей – словом. Понятие выражается и закрепляется в словах и словосочетаниях, без которых невозможно ни формирование понятий, ни оперирование имени (это слова и словосочетания, имеющие определённый смысл и обозначающие какой-либо предмет).

Омонимы – это слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по форме, но выражающие различные понятия.

Синонимы – это слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и тоже понятие, но отличающиеся друг от друга оттенками значения или стилистической окраской.

Многозначность слов нередко приводит к смешению понятий, а, следовательно, к ошибкам в рассуждениях. Поэтому необходимо точно установить значение слов, с тем, чтобы употреблять их в строго определённом смысле.

Термин - это слово или словосочетание, обозна­чающее строго определенное понятие и характеризующееся однозначностью, по крайней мере, в пределах данной науки или родствен­ной группы наук.

3.   Содержание и объем понятия.

Содержанием понятия называется совокупность существен­ных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.

Множество предметов, которое мыслится в понятии, называ­ется объемом понятия.

 Понятие может быть достаточно (если не исчерпывающе) полно охарактеризовано с двух сторон — со стороны своего содержания (смысла) и со стороны того, к каким предметам оно относится. Эти две стороны называются соответственно интенсиональной и экстенсиональной.

 

а) Интенсиональность понятия.

 Содержание понятия объясняют, как правило, через отождествление его либо:

- с понятием как таковым (содержание понятия — это система признаков, на основе которой осуществлено обоб­щение и выделение предметов в понятии).

- со значением (совокупность существенных признаков предмета, мыслимых в понятии, называется содержанием понятия)

-со всем, что известно о данном явлении вообще.

  По­лучается, что в некотором смысле содержание  понятия – это то, что  нам известно о вещах, соответствующих этому понятию.     Эти трактовки содержания понятия, заключают в себе некоторую мысль или тенденцию к ней, которую можно выразить так: содержание понятия — это информация, необходимая для того, чтобы образовать, сформулировать данное понятие и осмыслить его. А информация эта — знание всякого рода, о признаках отличительных, об­щих, существенных и всех вообще признаках.     

          Существует представление о величине содержания, т. е. содержание од­них понятий может быть больше, чем содержание других понятий. Но оп­ределения, что такое величина удержания понятия, по-видимому, не существует.  Чаще всего объяс­няют это так: понятие, например, автомобиля более содержательно, т. е. больше по содержанию, чем понятие машины. Ведь чтобы сформулиро­вать понятие автомобиля, нужно использовать понятие машины. Тогда как при определении машины понятие автомобиля использовать нет не­обходимости. Сравнивать по величине можно лишь подчиняющее и под­чиненное понятия, но не иные.          

Специфическим элементом содержания понятия является коннотация, т. е. те этические и эстетические оттенки, окраски и ассоциации, которые мы вкладываем в понятие (особенно в русском языке), приводящие иног­да к изменению его словесной формы. Чтобы понять, что же это, доста­точно сравнить такие слова, как дядя и дядюшка, дела и делишки и т. п., и попытаться сказать, чем же они отличаются друг от друга.

     б) Экстенсиональность понятия.

   Понятие всегда относится к каким-то объектам вне его, обозначает какие-то вещи явления, предметы. Именно те, которые имеют признаки, обобщенные в понятии. Такие предметы составляют особый класс. Класс предметов определяют как совокупность объектов, имеющих один или несколько общих характеристических при­знаков, отраженных каким-либо понятием.   

   Чтобы перейти к объему понятия, нужно провести различие между предметами реальными и абстрактными. Случается, что кое-какие признаки и черты приписываются ему и ошибочно. Словом, предмет в своем реальном бы­тии и предмет как объект мысли — это не одно и то же. В последнем случае мы имеем дело с особым мыслительным явлением, которое называют абстрактным предметом.

   Предмет, о котором известно только то, что он подходит под то или иное понятие, и больше ничего, есть целиком мыслительное образование и называется абстрактным предметом. Совокупность абстрактных предметов, соответ­ствующих одному и тому же понятию, составляет его объем.

   Понятию, однако, соответствуют не только отдельные конкретные пред­меты, но и их категории. Поэтому в трак­товке объема понятия можно отметить два подхода.

   Первый заключается в том, что объем понятия, составляют все другие понятия, для которых оно является общим. Например, понятие машины является общим для таких понятий, как автомобиль, грейдер, экскаватор и т. д. Такой объем можно было бы назвать объе­мом разнообразия, потому что он показывает, как велико число разно­видностей данного явления, как разнообразно оно.

         Bторой подход можно выразить такими словами: объем понятия — все предметы, к которым относится данное понятие.

  Объём понятия не может состоять из реальных предметов, а может состоять лишь из мыслей. Мы сказали бы так: объем понятия составляют утверждения о наличии (существовании) конкретных пред­метов (или их категорий, понимаемых как одно целое), которые обладают свойствами, подходящими под данное понятие, что позволяет быть реальным и данному понятию. Объемы, составленные из утверждений о существовании предметов, соответствующих данному понятию; могут быть названы количественными.

             При обращении с объемами понятий возможна следующая ошибка: части предмета могут полагаться частями объёма. Получается сколько у предмета частей, таков и его объем. Но части предмета — это не экземпляры, не категории и разновидности предмета. Плавник не есть разновид­ность рыбы, потому объемы этих двух понятий не соприкасаются.

3.1  Логика содержания.

Формальная логика.

Это логика объемов, она сосредоточивает свое внимание на экстенсиональной стороне мышления. Для нее мышление — это всякого рода операции с объемами понятий и суждений. От их содержания она отвлекается. Потому-то она и формальна. Она ищет способы определения истинности высказываний, основываясь только на отношениях объемов (или, как говорят, только в экстенсио­нальном контексте).

Отсюда следует, что должна существовать и логика содержания, кото­рая сосредоточивалась бы на интенсиональной стороне мышления, на содержании понятий и суждений и на взаимодействии этих содержаний. Логика со­держания должна идти в русле теории познания, выяснять, как внешний мир правильно отражается в мышлении,  

                      

Пустые объемы.

Иногда говорят, что объемы тех или иных понятий являются пустыми. Объем (класс), согласно распространенной точке зре­ния, может быть пустым в двух случаях:

- когда предметы, отраженные в понятии, противоречат физической возможности. Это либо вещи вроде вечного двигателя, либо порождения фантазии (кентавры, русалки и т. п.).

- когда речь идет о само противоречивых понятий. И те, и другие понятия, говорят, имеют свое содержание, но объемы их пусты. Эти понятия называют еще ложными.

 

Онтологическая модальность понятий.

Существует понятие модаль­ности. Модальность - способ существова­ния какого-либо объекта или протекания какого-либо процесса (онтоло­гическая модальность) или же способ понимания, суждения об объекте, явлении или событии (гносеологическая или логическая модальность).

Логическое существование — это существование вообще, в самом ши­роком смысле слова существование, безотносительно, каким способом и в качестве чего.

Эти виды существования пере­крещиваются, и мы можем наметить основные виды (классы) существо­вания вещей:

• чувственно-объективное – это вещи, которые нами ощу­щаются и которые физически реальны. Таковы предметы, которые мы видим вокруг себя солнце, облака, деревья, другие люди и т. д.

• чувственно-субъективное - это наше настроения, мысли, фантазии, мечты, образы и т.п.;

• скрыто-объективное - это то, что есть физически, но что не дано нам в ощущениях непосредственно, прежде всего, физический и биологичес­кий микромир, иные планеты и космические миры;

• скрыто-субъективное - это то, что называют бессознательным содер­жанием нашей психики, различные комплексы и установки.

Объем того или иного понятия существует лишь в каком-то из этих четырех классов. Будучи перенесенным, не в свой класс, он оказывается пустым, т. е. его элементы лишаются такого признака, как существование.

           Сделаем вывод — абсолютно пустых объемов нет. Пустота объема относительна. Тот или иной объем может быть пустым, лишь с точки зрения принимающей  какой-либо класс существования за единственный и игнорирующий все остальные.

4.   Виды понятий.

Понятия принято делить на следующие виды:

a)   Понятия единичные и общие:

В зависимости от того, мыслится в них один элемент или множество элементов. Понятие, в котором мыслится один элемент, называется единичным (например, «Москва», «Л.Н. Толстой», «Российская Федерация»). Понятие, в котором мыслится множество элементов, называется общим (напри­мер, «столица», «писатель», «федерация»).

Общие понятия могут быть регистрирующими и не регистрирую­щими. Регистрирующими называются понятия, в которых множест­во мыслимых в нем элементов поддается учету, регистрируется (во всяком случае, в принципе).

Общее понятие, относящееся к неопределенному числу элемен­тов, называется не регистрирующим. Множество мыслимых в них элементов не под­дается учету: в них мыслятся все люди, следователи, указы прошед­шего, настоящего и будущего. Не регистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

b)   Понятия собирательные и не собирательные.

 Поня­тия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элемен­тов, составляющих единое целое, называются собирательными. На­пример, «коллектив», «полк», «созвездие». Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому от­дельному элементу, входящему в его объем, оно относится ко всей совокупности элементов. Соби­рательные понятия могут быть общими (коллектив, созвездие) и единичными (коллектив нашего института, созвездие Большой Медведицы).

Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу, называется не собирательным.

Если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление понятия будет разделительным; если же вы­сказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности, то такое упот­ребление понятия называется собирательным.

 

c)   Понятия конкретные и абстрактные.

В зависимости оттого, что они отражают: предмет (класс предметов) или его при­знак (отношение между предметами).

Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предме­тов как нечто самостоятельно существующее, называется конкрет­ным.

 Понятие, в котором мыслится признак предмета или отноше­ние между предметами, называется абстрактным.

Различие между конкретными и абстрактными понятиями осно­вано на различии между предметом, который мыслится как целое, и свойством предмета, отвлеченным от последнего и отдельно от него не существующим.

 Абстрактные понятия образуются в результате отвлечения, абстрагирования определенного признака предмета; эти признаки мыслятся как самостоятельные объекты мысли.

Не следует смешивать конкретные понятия с единичными, а абстрактные с общими. Общие понятия могут быть и конкретными, и абстрактными (например, понятие посредник - общее, конкрет­ное; понятие посредничество - общее, абстрактное).

d)  Понятия положительные и отрицательные.

           В зависи­мости от того, составляют ли их содержание свойства, присущие предмету, или свойства, отсутствующие у него.

Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называются положительными.

Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называются отрицательными. Так,  понятия:  грамотный и порядок,  являются положительными, а понятия не­грамотный и беспорядок -  отрицательными.

e)   Понятия безотносительные и соотносительные.

 В зависимости от того, мыслятся ли в них предметы, существующие раздельно или в отношении с другими предметами.

Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными. Таковы понятия  студент,  государство.

 Соотносительные понятия содержат признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому понятию. Например:  родители  (по отношению к понятию  дети) или  начальник (подчиненный).

Определить, к какому виду относится то или иное понятие, значит, дать ему логическую характеристику.   Логическая  характеристика понятий помогает уточнить их содер­жание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.   Отношения между понятиями

Рассматривая отношения между понятиями, следует, прежде всего, различать понятия сравнимые и несравнимые.

Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые призна­ки, позволяющие эти понятия сравнивать друг с другом  (например: пресса и телевидение — сравнимые понятия, они имеют общие признаки, характеризующие средства массовой информации).

Несравнимыми называются понятия, не имеющие общих при­знаков, поэтому и сравнивать эти понятия невозможно (например:  квадрат  и общественное порицание).

 Они относятся к разным, весьма отдаленным друг от друга областям действительности и не имеют признаков, на основании которых их можно было бы сравнивать друг с другом.

Сравнимые понятия делятся на совместимые и несовместимые.

5.1  Совместимые понятия

Понятия, объемы которых полностью или частично совпадают, называются совместимыми. В содержании этих понятий нет при­знаков, исключающих совпадение их объемов.

Отношение между понятиями принято изображать с помощью круговых схем (кругов Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия, а каждая его точка — предмет, мыслимый в его объеме. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношение между различными понятиями, лучше понять и усвоить эти отношения.

 

 Существуют три вида отношений совместимости:

a)   равнозначные

 В отношении равнозначности находятся понятия, в которых мыслится один и тот же предмет. Объемы этих понятий полностью совпадают (хотя содержание различно). В отношении равнозначности находятся, например, понятия  “геометрическая фигура с тремя равными углами”  и  “геометрическая фигура с тремя равными сторонами “. Эти понятия отражают один предмет мысли: равно­угольный (равносторонний) треугольник, их объемы полностью совпадают, однако содержание различно, поскольку каждое из них  содержит разные признаки треугольника.                                                                                     

Так, отношение между двумя равнообъемными понятиями долж­но быть изображено в виде двух полностью совпадающих кругов  А  и  В на рис. 1

       b)   пересечение (перекрещивание)

В отношении пересечения (перекрещивания) находятся поня­тия, объем одного из которых частично входит в объем другого. Содержание этих понятий различно.

В совместившейся части кругов А и В (заштрихованная часть схемы) мыслятся те юристы, которые являются преподавателями, а в не совместившейся части круга А - юристы, не являющиеся пре­подавателями, в не совместившейся части круга В — преподаватели, не являющиеся юристами.

В отношении пересечения находятся понятия юрист (А) и преподаватель (В): некоторые юристы являются преподавателя­ми (как некоторые преподаватели - юристами). С помощью круго­вых схем это отношение изображается в виде двух пересекающихся кругов на рис. 2

                                         

                             рис. 1                                             рис. 2

       с)   подчинение (субординация).

В отношении подчинения (субординации) находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, состав­ляя его часть.

В таком отношении находятся, например, понятия  суд  (А) и  городской суд  (В). Объем первого понятия шире объема второго понятия, кроме городских существуют и другие виды судов — крае­вые, областные, районные и т.д. Понятие «городской суд» полнос­тью входит в объем понятия  суд на  рис. 3

Понятие, имеющее больший объем и включающее объем другого понятия, называется подчиняющим (А), понятие, имеющее мень­ший объем и составляющее часть объема другого понятия - подчи­ненным (В).

Если в отношении подчинения находятся два общих понятия, то подчиняющее понятие называется родом, подчиненное - видом. Так, понятие «городской суд» будет видом по отношению к понятию «суд».

 Понятие может быть одновременно видом (по отношению к более общему понятию) и родом (по отношению к понятию менее общему). Например: понятие «лишение свободы на определенный срок» (В) — это род по отношению к понятию «лишение свободы на пять лет» (С) и в то же время вид по отношению к понятию «уголов­ное наказание» (А). Отношение между тремя подчиненными друг другу понятиями изображено на рис. 4

Если в отношении подчинения находятся общее и единичное (индивидуальное) понятия, то общее (подчиняющее), понятие яв­ляется видом, а единичное (подчиненное) является  индивидом. В таком от­ношении будут, находится, например, понятия «адвокат» и «Ф.Н. Плевако».

                      

                            рис. 3                                              рис. 4

                                  

                                                       

Отношения «род» — «вид» — «индивид» широко используются в логических операциях с понятиями — в обобщении, ограничении, определении и делении.

 

5.2  Несовместимые понятия

Понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни час­тично, называются несовместимыми. Эти понятия содержат признаки, исключающие совпадение их объ­емов.

Существуют три вида отношений несовместимости:

                a)  соподчине­ние  

 В отношении соподчинения находятся два или больше неперекрещивающихся понятий, подчиненных общему для них понятию. Например: «областной суд» (В), «городской суд» (С), «суд» (А). Понятия, находящиеся в отношении подчинения к обще­му для них понятию, называются соподчиненными.

В круговых схемах это отношение изображено на рис. 5

     b)  противоположность

 В отношении противоположности находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а дру­гое — признаки, не совместимые с ними. Объемы двух противополож­ных понятий составляют в своей сумме лишь часть объема общего для них родового понятия, видами которого они являются и которо­му они соподчинены. Таковы,  например,  отношения между поня­тиями черный и белый, отличник и неуспевающий рис. 6. Пункти­ром изображено родовое понятие государство, так как оно не дано, но может быть образовано.

Понятие В содержит признаки, не совместимые с признаками понятия А. Объемы этих понятий не исчерпывают в своей сумме всего объема родового понятия государство: существуют и другие межгосударственные отношения.

      c)   про­тиворечие

 В отношении противоречия  находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки исключает.

Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем рода, видами которого они являются и которому они соподчи­нены.

В отношении противоречия находятся положительные и отрица­тельные понятия:  четный и нечетный, успевающий и  неуспе­вающий.

Отношение между противоречащими понятиями изобра­жено на рис. 7


              рис. 5                                 рис. 6                                рис. 7

 

Из схемы видно, что положительное понятие А и отрицательное понятие не-А исчерпывают весь объем понятия «государство»: любое государство является дружественным или недружественным.

 Между двумя противоречащими понятиями не может быть никакого третьего понятия.

6.   Обобщение и ограничение понятий

Обобщить понятие - значит,  перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием.

 Например, обобщая понятие «Минис­терство юстиции Российской Федерации», мы переходим к понятию «министерство юстиции». Объем нового (общего) понятия шире исходного (единичного) понятия; первое относится ко второму как индивид к виду. Вместе с тем содержание понятия, образованного в результате обобщения, уменьшилось, так как мы исключили его индивидуальные признаки.

Из приведенного примера видно, что для образования какого-либо нового понятия путем обобщения нужно уменьшить содержа­ние исходного понятия, т.е. исключить видовые (или индивидуаль­ные) признаки.

  Обобщение понятия не может быть беспредельным. Наиболее общими являются понятия с предельно широким объемом — кате­гории, например «материя», «сознание, «отношение» и т.п. Категории не имеют родового понятия, обоб­щить их нельзя.

Ограничение понятия представляет собой операцию, противопо­ложенную операции обобщения.

 

 Ограничить понятие - значит, перейти от понятия с большим объемом, но с меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом, но большим содержанием.

 

          Пределом ограничения по­нятия является единичное понятие. Таким образом, изменяя объем исходного понятия, мы изменяем  и его содержание, осуществляя тем самым переход к новому понятию — с большим объемом и меньшим содержанием (обобщение) или меньшим объемом и большим содержанием (ограничение).

Логические операции обобщения и ограничения понятий широ­ко применяются в практике мышления: переходя от понятий одного объема к понятиям другого объема, мы уточняем предмет нашей мысли, делаем наше мышление более определенным и последова­тельным.

Обобщение и ограничение поня­тий не следует смешивать с мыслен­ным переходом от части к целому и выделением части из целого. Напри­мер, сутки делятся на часы, часы на минуты, минуты на секунды. Каждое последующее понятие не явля­ется видом предыдущего, которое в свою очередь нельзя рассматри­вать как родовое. Поэтому переход от понятия «час» к понятию «сутки» — не обобщение, а переход от части к целому; переход от понятия «час» к понятию «минута» — не ограничение, а выделение части из целого.

7.   Определение понятий.  Сущность и значение определения.

В научной и практической деятельности часто возникает необхо­димость раскрыть содержание понятий, которые употребляются в рассуждениях.

Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, на­зывается определением.

Суждение, раскрывающее содержание по­нятия, называют дефиницией.

Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым (дефиниендум); понятие, раскрывающее содержа­ние определяемого понятия, -  определяющим (дефиниенс).

 Упот­ребляются сокращенные обозначения: Dfd – определяемое  и  Dfn - опреде­ляющее

Определение понятия играет важную роль в теоретической и практической деятельности. Выражая в сжатом виде знание о пред­мете, оно является существенным моментом в познании действи­тельности. В любой науке всем основным понятиям даются опреде­ления, причем в правовых науках точное определение понятий имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

             7.1   Виды определения.

Определения делятся на:

        a)  номинальные и реальные

Номинальным называется опре­деление, посредством которого взамен описания какого-либо пред­мета вводится новый термин, (имя), объясняется значение термина, его происхождение и т.п. Например: «Новая область науки, изучаю­щая комплекс вопросов, связанных с осуществлением космических полетов, называется космонавтикой.

Реальным называется определение, раскрывающее существен­ные признаки предмета. Например: Правосудие — это деятель­ность суда, состоящая в разбирательстве и разрешении уголовных и гражданских дел.

Номинальные и реальные определения различаются по своим задачам: объяснить значение термина или раскрыть существенные признаки предмета.

Если в номинальном определении значение термина объясняется путем указания на существенные признаки предмета, обозначаемо­го этим термином, то такое определение можно легко преобразовать в реальное. Реальное определение также преоб­разуется в номинальное.

         b) явные

 Явные определения раскрывают сущест­венные признаки предмета. Наиболее распространенным видом явных определений являет­ся определение через род и видовое отличие, и его разновидность - генетическое определение.

Определение через род и видовое отличие состоит из двух поня­тий: определяемого и определяющего, а сама операция включает в себя два приема:

-      подведение определяемого понятия, под более широкое по объему родовое понятие (род)

- указание видового отличия, т.е. признака, отличающего определяемый предмет (вид этого рода) от других видов, входящих в данный род.

 Например: «Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обуслов­ленное письменное распоряжение чекодателя банку уплатить дер­жателю чека указанную в нем сумму». Здесь определяемое понятие «чек» является видом родового понятия «ценная бумага», которое содержит некоторые признаки понятия «чек»; остальная часть опре­деления — видовое отличие — отличает чек от облигации, векселя, акции и других документов, выпускаемых в соответствии с законода­тельством в качестве ценных бумаг.

Определение через род и видовое отличие выражается символи­чески: А=Вс, где  А - определяемое понятие, Вс - определяющее понятие (В - род, С - видовое отличие). Или: Dfd = Dfn, где = - знак эквивалентности.

Определение через род и видовое отличие, называемое класси­ческим, — наиболее распространенный вид определения, широко применяемый во всех науках.

Генетическим (от греческого слова «генезис» — «происхожде­ние», «источник») называется определение, указывающее на проис­хождение предмета, на способ его образования.

Раскрывая способ образования предмета, его происхождение, генетическое определение играет важную познавательную роль, ши­роко используется в ряде наук: математике, химии и др. Как разно­видность определения через род и видовое отличие, оно имеет ту же логическую структуру и подчиняется тем же правилам.  

      с)   неявные

При помощи определения через род и видовое отличие можно определить большинство понятий. Однако для некоторых понятий этот прием непригоден.

Нельзя определить через род и видовое отличие, предельно широкие понятия (категории), так как они не имеют рода. Не могут быть определены через ближайший род и видовое отличие, единичные понятия, поскольку они не имеют видо­вого отличия.

В этих случаях прибегают к неявным определениям, а также к приемам, заменяющим определение.

К неявным определениям относится:

           Определение через отноше­ние к своей противоположности. Это определений широко ис­пользуется при определении философских категорий. Например: «Свобода есть познанная необходимость»; «Действительность - реализованная возможность».

 В контекстуальном определении содержание поня­тия раскрывается в относительно самостоятельном по смыслу от­рывке письменной или устной речи (контексте). Например, понятие «категорический» может быть установлено в контексте «В своих письмах я прошу у вас только категорического, прямого ответа — да или нет» (Чехов).

Остенсивным  на­зывается определение, устанавливающее значение термина путем демонстрации предмета, обозначаемого этим термином. Эти опре­деления применяются для характеристики предметов, доступных непосредственному восприятию. Остенсивное определение используется также для характеристи­ки простейших свойств вещей: цвета, запаха, вкуса и т.п.

 В ряде случаев используются приемы, заменяющие определения: сравнение, описание, характеристика.

При помощи сравнения один предмет сравнивается с другим, сходным в каком-либо отношении. Этот прием применяется для образной характеристики предмета. Сравнение помогает установить не только сходные признаки, но и признаки, отличающие один предмет от других, сходных с ним предметов.

Задача описания состоит в том, чтобы наиболее точно и полно указать признаки предмета (лица, события, места, где оно произо­шло и т.д.).

Характеристика состоит в указании отличительных и характер­ных признаков единичного предмета (лица, события и т.д.).

В характеристике может быть указан только один важный в каком-либо отношении признак. Например, К. Маркс назвал Арис­тотеля «величайшим мыслителем древности»; И.М. Сеченов, по сло­вам И.П. Павлова, — «отец русской физиологии».

7.2 Правила  определения

Определение должно быть не только истинным по содержанию, но и правильным по своему строению, по форме. Если истинность определения обусловливается соответствием указанных в нем при­знаков действительным свойством определяемого предмета, то его правильность зависит от его структуры, которая регулируется логи­ческими правилами.

 

a.   Определение должно быть соразмерным.

Определение должно быть соразмерным определяемому. Т. е. опреде­ляющее и определяемое должны иметь равные объемы.  Если это правило нарушается, получается либо слишком широкое, либо слишком узкое определение.

Например, определение чайки как морской птицы будет узким, потому что чайки живут также на реках и озерах. Определение социологии как науки об обществе будет широким, потому что существуют и другие науки об общества помимо социологии.

b.  Определение не должно заключать в себе круга.

Если при определении мы прибегаем к другому понятию, кото­рое, в свою очередь, определяется при помощи первого, то такое определение содержит в себе круг. Например, вращение определя­ется как движение вокруг оси, а ось - как прямая, вокруг которой происходит вращение'.

Разновидностью круга в определении является тавтология - ошибочное определение, в котором определяющее понятие повто­ряет определяемое. Например, идеалист — человек идеалистичес­ких убеждений.

Такие ошибочные определения называют (то же через, то же самое). Эти и им подобные определе­ния не раскрывают содержания понятия. Если мы не знаем, что такое идеалист, то указание на то, что это человек идеалистических убеждений, ничего не прибавит к нашим знаниям.

Тавтология, как это видно из приведенных примеров, отличается от круга в определении меньшей сложностью построения. Опреде­ляющее понятие является повторением определяемого.

c.  Определение должно быть ясным.

Оно должно указывать на известные признаки, не нуждающиеся в определении и не содержащие двусмысленности. Если же понятие определяется через другое понятие, признаки которого неизвестны и которое само нуждается в определении, то это ведет к ошибке, называемой определением неизвестного через неизвестное, или оп­ределением x через y.

Правило ясности предостерегает от подмены определения мета­форами, сравнениями и т.д., которые, хотя и помогают составить представление о предмете, однако не раскрывают его существенных признаков.

d.  Определение не должно быть отрицательным.

Отрицательное определение не раскрывает определяемого поня­тия. Оно указывает, чем не является предмет, не указывая, чем он является.

Таково, например, определение «Сравнение — не доказа­тельство». Однако на определение отрицательных понятий это пра­вило не распространяется. «Безбожник — это человек, не признаю­щий существования бога», «Бесхозное имущество — имущество, не имеющее собственника или собственник которого неизвестен» — примеры правильных определений.

8.   деление понятий.

При изучении какого-либо понятия нередко встает задача рас­крыть его объем, т.е. распределить предметы, которые мыслятся в понятии, на отдельные группы. Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называ­ется  делением.

 

8.1     Сущность деления

В операции деления следует различать делимое понятие - объем, которого следует раскрыть, члены деления - соподчиненные виды, на которые делится понятие, (они представляют собой резуль­тат деления), и основание деления - признак, по которому произво­дится деление.

 Логическая операция деления может быть представ­лена схемой, где А  - делимое понятие, В, С, D  - члены деления, рис. 8

Сущность деления состоит в том, что предметы, входящие в объем делимого                              понятия, распределяются по группам.                                              

 Делимое по­нятие рассматривается при этом как родовое, и его объем разделяет­ся на соподчиненные виды.

Операция деления позволяет правильно распределить предметы по группам, изучить их, а, следовательно, глубже познать весь класс в целом.                                                                       

                                                                                       

8.2  Виды деления

Различают деление:

1) Деление по видоизменению признака.

 Основанием деления яв­ляется признак, при изменении которого образуются видовые поня­тия, входящие в объем делимого (родового) понятия. Например, государства в зависимости от формы государственного устройства делятся на унитарные и федеративные.

Основанием деления могут быть различные признаки делимого понятия. Выбор признака зависит от цели деления, от практических задач. Вместе с тем к основанию деления должны предъявляться некоторые требования, важнейшее из которых — объективность ос­нования.

Не следует, например, делить книги или кинофильмы на интересные и неинтересные. Такое деление субъективно: одна и та же книга (кинофильм) может быть интересна для одного человека и неинтересна для другого.

Правила деления

В процессе деления понятия необходимо соблюдать четыре пра­вила, которые обеспечивают четкость и полноту деления.

1. Деление должно быть соразмерным.

Задача деления заключается в том, чтобы перечислить все виды делимого понятия. Поэтому объем членов деления должен быть равен в своей сумме объему делимого понятия.

Правило соразмерности будет нарушено и в том случае, если будут указаны лишние члены деления, т.е. понятия, не являющиеся видами данного рода.

            2. Деление должно производиться только по одному основанию.

           В процессе деления избранный нами признак должен оставаться одним и тем же и не подменяться другим признаком.

            3. Члены деления должны исключать друг друга.

 Это правило вытекает из предыдущего. Если выбрано не одно основание, то члены деления - видовые понятия - будут находить­ся в отношении частичного совпадения, как в приведенном выше примере.

  4. Деление должно быть непрерывным.

В процессе деления родового понятия нужно переходить к бли­жайшим видам, не пропуская их. Но нельзя переходить от деления на виды одного порядка к делению на виды другого порядка, такое деление лишено последовательности, оно называется скачком в делении.

2)  Дихотомическое деление

Дихотомическое деление, или дихотомия, представляет собой деление объема делимого понятия на два противоречащих понятия. Если А - дделимое понятие, то членами деления будут два понятия: В и не-В. Например, все современные государства можно разделить на демо­кратические и недемократические, всех граждан -  на совершеннолетних и несовершеннолетних рис. 9

Дихотомическое деление не всегда заканчивается установлением двух противоречащих понятий. Иногда отрицательное понятие вновь делится на два понятия, что помогает выделить из большого круга предметов группу предметов, интересующих нас в каком-либо отношении. В этом случае дихотомическое деление может быть представлено вот так, рис. 10


                            рис. 9                                               рис.10


По сравнению с делением по видоизменению признака дихото­мическое деление имеет ряд преимуществ. В дихотомии не надо перечислять все виды делимого рода: мы выделяем один вид, а затем образуем противоречащее понятие, в которое включаются все дру­гие виды.

 Членами дихотомического деления являются два противо­речащих понятия, исчерпывающих весь объем делимого понятия. Члены дихотомического деления всегда исключают друг друга; любой предмет может мыслиться толь­ко в одном из противоречащих понятий.

Вместе с тем этот вид деления имеет недостатки. Во-первых, объем отрицательного понятия оказывается слишком широким по объему и неопределенным. Во-вторых, строгим и последовательным является, по существу, лишь деление на два первых противоречащих понятия; при дальнейшем делении эта строгость и последовательность нару­шаются. Поэтому дихотомическое деление обычно сводится к деле­нию первого понятия.

 Рефлексы делят на условные и безусловные, человеческие общества — на классовые и бесклассовые, обществен­но опасные деяния - на действия и бездействия.

Поэтому деление всегда соразмерно. Деление производится только по одному основанию - в зависимости от наличия или отсутствия у предметов некоторого признака.

8.3  Классификация

Особым видом деления является классификация, представляющая собой распределение предметов по группам (классам), при котором каждый класс имеет свое постоянное, определенное место.

Целью классификации является систематизация знаний, поэтому от деления она отличается относительно устойчивым характером и сохраняется более или менее длительное время. Кроме того, класси­фикация образует развернутую систему, где каждый член деления вновь делится на новые члены, разветвляясь на множество классов, закрепляемых обычно в таблицах, схемах, кодексах и т.п.

Такова, например, классификация животных в биологии, охваты­вающая до 1,5 млн. различных видов животных, или растений в ботанике, включающая 500 тыс. видов растений. Классификация дает возможность рассмотреть это многообразие в определенной системе, выделить интересующие нас виды растений или животных.

Вместе с тем всякая классификация относительна. Многие явле­ния природы и общественной жизни не могут быть отнесены безого­ворочно к какой-либо определенной группе явлений.

Например, семью как общественно-историческое явление нельзя целиком отне­сти к какой-либо одной области социальной жизни, семья характе­ризуется как материальными, так и духовными процессами.

 Кроме того, с развитием знаний классификация, как правило, изменяется, дополняется, иногда заменяется новой, более точной. Поэтому ни к одной классификации нельзя подходить как к завершенной. Необходимо учитывать, что и сама действительность, и знания о ней нахо­дятся в непрерывном процессе изменения и развития.

8.4  Операции с классами

  При помощи логических операций из двух или нескольких клас­сов могут быть образованы новые классы.

Операция объединения классов сложение состоит в объедине­нии двух или нескольких классов в один класс, состоящий из всех элементов, входящих в слагаемые классы.

 Операция вычитания классов дает класс, состоящий из элемен­тов, исключающих элементы вычитаемых классов.

Операция пересечения классов умножение состоит в отыскании элементов, общих для двух или нескольких классов (множеств).

Образование дополнения  отрицание  состоит, таким образом, в  образование нового множества путем исключения данного множества из универсального класса, в который оно входит.

вывод: