Реферат: Введение в специализацию Менеджмент
Южно-Уральский Государственный Университет
Международный факультет
Кафедра ”Международный менеджмент“
В.П.Гальетов
Учебно-методический комплекс по дисциплине
”Введение в специальность "Менеджмент“
и специализации"
г.Челябинск
1999г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Фрагменты учебного плана и графика изучения дисциплины
1.1. Очное обучение
1.2. Заочное обучение
2. Программа дисциплины
3. Положение об итоговой аттестации
4. Список учебно-методической литературы
5. Рекомендации для студентов по изучению дисциплины
5.1. Контрольные вопросы для самоподготовки.
5.2. Темы самостоятельных работ (рефератов).
5.3. Рекомендуемая структура реферата.
5.4. Учебно-практическое пособие по дисциплине.
1. ФРАГМЕНТЫ УЧЕБНОГО ПЛАНА И ГРАФИК ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Очное обучение
№ | Код |
Наименование дисциплины |
Виды и объем контроля | Виды и объем нагрузки | Распределение по годам и семестрам, час | |||||||||||||||||
Экзамен | Зачет | Курс. раб. | Контр. работ, рефер | Всего | Лекции | Практика | Самостоят. Работ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |||
Введение в специальность "Менеджмент" | - | 1 | - | 1 |
96 40 |
18 | 34 | 34 |
96 40 |
|||||||||||||
. | Распределение | Часов | Распределение по курсам и семестрам | ||||||||||||||||||||
№ | по семестрам | из них | I курс | II курс | III курс | IV курс | V курс | VI курс | |||||||||||||||
п/п | Наименование дисциплин | замен. | четов | рс.пр. | р.раб. | его | кции | б.зан. | ак.зан. | д.зан. | м.раб. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
эк | за | ку | ку | вс | ле | ла | пр | ин | са | часов в неделю | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
Введение в специальность и специализации | 12 | ||||||||||||||||||||||
Южно - Уральский Государственный Университет
Утверждаю
Декан факультета
В.П. Горшенин
_____________1999г.
2. ПРОГРАММА
дисциплины ”Введение в специальность "Менеджмент“ и специализации"
для подготовки дипломированных специалистов по специальностям
061100 - менеджмент ; 060400 - финансы и кредит
Индекс дисциплины - ГСЭ. 09
Факультет Международный
Кафедра-разработчик - ”Международный менеджмент“
Курс обучения - 1
Состав дисциплины (очное обучение):
Лекций - 18 час.; зачет - 1 сем.; практические занятия - 18 час.
СРС - 36 час.
Всего - 70 час.
Рабочая программа соответствует государственному образовательному стандарту, введённому в действие с 1996г.
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
Зав. кафедрой А.А. Алабугин
Разработчик программы В.П.Гальетов
Ученый секретарь Р.А. Алабугина
1. Образовательно - профессиональные требования к дисциплине.
1.1. Место дисциплины в системе подготовки менеджера
Учебная дисциплина относится к циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Необходимость в курсе «Введение в специальность «Менеджмент» возникает по ряду причин. Перечислим важнейшие из них.
Существует воспроизводящееся с каждым поколением противоречие: новое поколение образованных специалистов, стремясь к все большему удовлетворению потребностей человека, все больше и больше разрушает среду обитания человека. Основная причина в том, что система образования, ориентированная на воспроизводство «человека экономического», человека-потребителя, воспроизводит отчуждение человека от человека, человека от результатов его деятельности, человека от Природы.
В настоящее время происходит смена парадигмы процесса образования и образовательной системы под влиянием насущного требования мировой ситуации - жить на Земле, не разрушая, а упрочняя гармонию отношений между человеком и человеком, человеком и Природой. Суть этого изменения - кардинальный переход от воспроизводства человека, обладающего знаниями, к человеку, способному к культурной деятельности на основе Законов Природы в усложняющихся и непредсказуемых социально- экономических и экологических условиях.
По мнению многих ученых, занимающихся разработкой новой философии образования, необходим переход к системе, в которой существует «преобладание изменения над сохранением, создание нового над копированием старого». Это находит свое выражение в идее опережающего развития человека, человека, готового к деятельности в непредсказуемых ситуациях на основе принципов природосообразности.
Это требует изменения представлений об образовании как системе воспроизводства человека культурного и соответственно изменения целей и содержания, методов и средств образования. Особенно важно опережающее проведение таких изменений в образовании менеджеров, будущих управляющих , на плечи которых ляжет еще большая тяжесть еще более сложных преобразований.
Требования к курсу «Введение в специальность «Менеджмент» вытекают из этой идеи и включают в себя следующее:
1) предметом изучения является окружающая действительность и прежде всего студент, как объект собственного управления и управления со стороны других;
2) целью курса является студент, осознавший важность управления собой, методы и средства управления собой; способный не только отдавать приказания, но и осознанно подчиняться; способный управлять осмысленно управлять групповой деятельностью для достижения поставленной цели;
3) средствами изучения являются задания, составленные для себя и продукты выполнения заданий:
4) методы изучения - анализ себя и своих отношений с окружающей действительностью на основе практики и специально поставленных опытов.
1.2. Согласно п. 2.1 Государственных требований к минимуму содержания, уровню подготовки дипломированных специалистов выпускник должен в результате усвоения дисциплины:
· быть способным в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, уметь приобретать новые знания, используя современные образовательные технологии;
· понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область своей деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний;
· быть способным находить нестандартные решения типовых задач и уметь решать нестандартные задачи ;
· быть способным к проектной области в профессиональной сфере, использовать принципы системного анализа;
· быть способным поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, уметь использовать их для практики;
· быть готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе, быть знакомым с методами самоуправления, уметь организовать работу соисполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований;
· быть методически и психологически готовым к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, к работе над междисциплинарными проектами.
2. Целью дисциплины является: студент, осознавший важность управления собой, методы и средства управления собой; способный не только отдавать приказания, но и осознанно подчиняться; способный осмысленно управлять групповой деятельностью для достижения поставленной цели.
3. Учебный план
ТЕМА | РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ | ||
1. УПРАВЛЕНИЕ СОБОЙ И ДРУГИМ |
лекции | практи-ка | самост. Работа |
1.1.Управление собой (я как объект и субъект управления). |
5 |
2 |
4 |
Анализ ситуации управления собой в настоящем. | 0,5 | ||
Более сложная модель себя как организации | 0,5 | ||
Анализ ситуации внешнего управления | 0,5 | ||
Сотрудничество с другими исполнителями. | 0,5 | ||
Маркетинговый анализ ситуации управления собой | 0,5 | ||
Интегральная оценка своей «организации» | 0,5 | ||
Ситуация саморазвития меня как организации | 0,5 | ||
Изменения в ценностях жизни и деятельности | 0,5 | ||
Проектирование желаемой ситуации | 0,5 | 1 | 2 |
Разработка Программы реализации изменений | 0.5 | 1 | 2 |
1.2. Управление Другим человеком. |
5
|
5 |
10 |
Цель управления Другим. Процесс, методы-средства и результаты. | 1 | 1 | 2 |
Закономерные причины, дающие возможность управления Другим. | 1 | 1 | 2 |
Директивные методы управления: сильные и слабые стороны. | 1 | 1 | 2 |
Недирективные методы управления: сильные и слабые стороны | 1 | 1 | 2 |
Возможности демократических методов управления. | 1 | 1 | 2 |
1.3. Управление группой. |
6 |
10 |
10 |
Цели управления группой. Процесс, предмет, методы-средства и результаты. | 1 | 1 | 2 |
Закономерные причины, создающие возможность управления Группой. | 1 | 1 | 2 |
Директивные и недирективные методы управления Группой. | 1 | 1 | 2 |
Делократический метод управления группой. Отличие управления от менеджмента и руководства. | 1 | 1 | 2 |
Технология согласованной групповой работы. Процесс, предмет, методы, средства и результаты. | 2 | 6 | 2 |
2. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА КАК ПРОСТРАНСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА |
6 |
6 |
16 |
2.1. Изучение потребностей и возможностей Среды как деятельность менеджера: |
2 | 2 | 4 |
2.2. Среда как источник возможностей и ресурсов |
4 | 4 | 12 |
А) доступные ресурсы: | 1 | 1 | 3 |
других студентов и преподавателей; | |||
университета и других вузов города; | |||
библиотеки и другие фондов университета; | |||
кафедр и факультетских библиотек; | |||
Б) платные ресурсы университета и города: | 1 | 1 | 3 |
возможности для копирования литературы; | |||
возможности платных консультаций; | |||
другие возможности. | |||
В) риски, искушения и опасности в Среде. | 1 | 1 | 3 |
Г) Среда как пространство саморазвития менеджера. | 1 | 1 | 3 |
3. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛИЗАЦИИ |
3 |
3 |
|
(разрабатывается другими преподавателями). | |||
3.1. Управление персоналом. |
1 | 1 | |
3.2. Производственный менеджмент. |
1 | 1 | |
3.3. Международный менеджмент. |
1 | 1 | |
ВСЕГО ЧАСОВ ПО КУРСУ |
18 |
18 |
34 |
4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «МЕНЕДЖЕР»
1.1.Управление собой (я как объект и субъект управления).
1) Анализ ситуации управления собой в настоящем. Выявление объекта и субъекта управления. Оценка ситуации на основе анализа. Анализ действий собственного управляющего. Выявление предмета, процесса, результатов и средств управления собой. Оценка процесса и результатов управления.
2) Более сложная модель себя как организации: я-идеолог, я-политик, я-управляющий, я -исполнитель. Взаимодействие между сущностями в различных ситуациях. Оценка согласованности действий в ситуациях.
3) Анализ ситуации внешнего управления мной. Другие идеологи, политики и управляющие. Оценка их управления мной. Процесс и результаты внешнего управления. Средства внешнего управления.
Сотрудничество с другими исполнителями. Оценка взаимодействий и их
результатов.
4) Маркетинговый анализ текущей ситуации: мои потребители и поставщики.
Мои отношения со Средой и их оценка.
5) Интегральная оценка своей «организации» методом ССВП: мои сильные и слабые стороны; возможности для моего развития; препятствия и угрозы для моего развития.
6) Ситуация саморазвития меня как организации : необходимые изменения.
Изменения в ценностях жизни и деятельности. Изменение в целях и средствах управления. Изменения в методах отстаивания ценностей. Изменения в методах решения жизненных и учебных задач.
7) Проектирование желаемой ситуации: мои отношения со Средой и внутри моей «организации». Сценарий оптимального взаимодействия моего управляющего и исполнителя между собой. Прогнозирование ожидаемых результатов и новых проблем.
8) Разработка Программы реализации изменений во мне и методах самоуправ-ления. Причины для изменений: проблемы устраняемые программой. Цель программы и ее задачи. Планирование своего изменения как последователь-ности решаемых задач. Критерии контроля выполнения программы.
1.2. Управление Другим человеком.
1) Цель управления Другим. Процесс, методы-средства и результаты.
2) Закономерные причины возможности управления Другим.
3) Насильственные методы управления: сильные и слабые стороны.
4) Ненасильственные методы управления: сильные и слабые стороны
5) Возможности ненасильственных методы управления. Гуманистические представления об управлении другим человеком. Законы гуманистического управления человеком.
1.3. Управление группой.
1) Цели управления группой. Процесс, предмет, методы-средства и результаты.
2) Закономерные причины, создающие возможность управления Группой.
3) Директивные и недирективные методы управления Группой.
4) Делократический метод управления группой. Отличие управления от менеджмента и руководства.
5) Технология согласованной групповой работы. Процесс, предмет, методы, средства и результаты.
РАЗДЕЛ 2. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА КАК ПРОСТРАНСТВО
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА
2.1. Изучение потребностей и возможностей Среды как деятельность менеджера:
n проблемы возникающие при незнании Среды;
n цели изучения Среды, методы и средства;
n процесс и результаты изучения Среды.
2.2. Среда как источник возможностей и ресурсов для деятельности менеджера, а также как источник рисков и опасностей:
А) доступные ресурсы:
n использование возможностей других студентов и преподавателей;
n использование возможностей университета и других вузов города;
n использование возможностей библиотеки и другие фондов университета;
n использование возможностей кафедр и факультетских библиотек;
Б) использование платных ресурсов университета и города:
n возможности для копирования литературы;
n возможности платных консультаций;
n другие возможности.
В) риски, искушения и опасности в Среде.
Г) Среда как пространство саморазвития менеджера.
РАЗДЕЛ 3. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
(разрабатывается другими преподавателями).
3.1. Управление персоналом.
3.2. Производственный менеджмент.
3.3. Международный менеджмент.
3. Положение об итоговой аттестации
В соответствии с планом (п.1 УМК) по дисциплине осуществляется промежуточный контроль в форме выполнения реферата. Он выполняется внеаудиторно после проведения двух практических занятий (тьюториалов). Задания по работам даны в УМК .
Итоговая аттестация осуществляется в форме зачёта.
В ходе зачета оцениваются знания ключевых понятий дисциплины, умение применять теорию практически, понимая термины и связь тем с практикой менеджмента.
4. ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ «ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»
Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации.-М.: ВЛАДОС, 1994.-336с. |
Алиев Х.М. Ключ к себе: Этюды о саморегуляции. - М.: Молодая гвардия, 1990. -223с. |
Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением.Жизненная стратегия творческой личности.-Мн.: Беларусь, 1994.-479с. |
Андреев Ю.А. Три кита здоровья. -Екатеринбург, Ср.Уральское книж.изд.,1993.-336с. |
Вейль Питер. Искусство менеджмента. |
Гинзбург М.Р. Путь к себе.-М.: Педагогика, 1991,.270с. |
Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991.-320с. |
Джампольски Дж.Д. Любовь побеждает страх / Пер. с англ. Т.В.Зарембо.-М.: Профиздат, 1991.-128с. |
Ильин А.А. Обет молчания. Роман.-Челябинск: Юж.Уральское книж.изд., 1995,-436с. |
Каппони В., Новак Т.Е. Сам себе психолог.-С-П., Питер, 1994.-224с. |
Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям. Практическая психология на каждый день. -М.: Новая школа, 1993, - 327с. |
Лао Цзы. Дао Дэ Цзин./Переложение с китайского. - Дубна: Изд.Свента, 1994.-96с. |
Леви В.Л. Искусство быть другим. - |
Леви В.Л.Искусство быть собой.. -М.: Знание, 1977.-208с. |
Литвак М.Е. Психологическое айкидо.-Ростов н/д.: РГПИ, 1992,-64с. |
Лободин В.Т. Здоровье и духовность.-СПб.:АО «Комплект», 1994.-381с.,ил. (Путь к единству; т.1,ч.1, в пяти томах). |
Орлов Ю.М.Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.-287с. |
Суворов В. Аквариум.-М.: НИИО «Демократическая Россия», 1991 |
Харрис Т. Я хороший, ты хороший./Пер. с англ. К.В.Кленина.М: Соль, 1993.- 176с. |
Малахов Г.П. Создание собственной системы оздоровления.-СПб.: АО "Комплект", 1995.-302с., ил.-(Целительные силы; Т.4) |
5. РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Контрольные вопросы (для самоподготовки и сдачи зачета)
по дисциплине "Введение в специальность “Менеджмент” и специализации"
ТЕМА |
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ (возможные названия разделов) |
1. Текущая ситуация управления | Как я управляю собой сейчас? Как мной управляют другие? Какие способы управления приемлемы? Какие средства управления я использую сейчас? |
2. Прогнозирование: желаемая ситуация управления |
Как я хочу управлять собой в будущем? Каким может (должно) быть управление мной в процессе жизни и работы? Какие средства управления собой я бы хотел использовать? |
3. Ситуация планирования: настоящее и будущее | Как я планирую свою жизнь и деятельность сейчас? Каким должно стать мое планирование в будущем? Какие средства планирования я использовал? Какие средства планирования я буду осваивать и использовать? |
4. Ситуация целеполагания |
Какие цели и как я ставил перед собой? Достигались ли они? Какие цели я сейчас ставлю перед собой? Как я буду обнаруживать продвижение к ним? |
5. Ситуация анализа деятельности |
Как я анализирую свои действия сейчас? Какие средства я использую для этого? Как я оцениваю качество моего анализа, по каким критериям? |
6. Структура моей деятельности |
Как устроена моя деятельность в настоящее время? Из каких действий она состоит? Какие средства я использую для этого? Что является результатом моей деятельности? Что мешает и что помогает в моей деятельности? |
7. Процесс и результат деятельности |
Как и где проходит процесс моей деятельности? Зависит ли результат от процесса и каким образом? Каким образом я управляю ходом процесса деятельности? Как я направляю этот процесс к желаемому результату? |
5.2. ТЕМЫ САМОСТОЯ ТЕЛЬНЫХ РАБОТ
1. Моя ситуация управления своей работой и учебой: потребности, возможности и проблемы.
2. Моя желаемая ситуация управления работой и учебой.
3. Целеполагание: средства и методы, которые я могу использовать.
4. Планирование: распределение моих ресурсов в работе и учебе.
5. Анализ деятельности: что и как, с помощью каких средств и методов я анализирую в моей деятельности.
6. Структура деятельности: сходство и различие в работе и учении.
7. Процесс, результат и продукты моей деятельности.
5.3. Рекомендуемая структура реферата
Реферат представляет собой четко структурированный анализ теоретических предложений ряда авторов по избранной теме. Для этого следует использовать необходимые литературные источники (см. нижеприводимый список литературы). Могут использоваться и другие источники, доступные студенту.
ВВЕДЕНИЕ (актуальность избранной темы, цели реферата, значение и место темы в дисциплине)
1. Обзор литературных источников по теме.
1.1. Проблемы и методы решения проблем, соответствующих теме.
1.2. Анализ достоинств и недостатков методов решения проблем (в обоснованиях теоретиков или из разных источников, из опыта).
2. Обоснование мнения автора реферата о применимости рассмотренных методов в отечественной практике решения подобных проблем.
2.1. Особенности современной ситуации в России и/или предприятия (организации) - места работы (учебы) автора реферата (студента) в области рассматриваемой проблемы, или темы.
2.2. Выбор лучшего из теоретических методов решения в условиях отечественного объекта управления.
2.3. Практическое применение метода в конкретных условиях (либо возможности этого) на отечественном объекте, либо примеры использования известные студенту.
Заключение (выводы по результативности и эффективности применения метода и рекомендации по дальнейшему применению).
Литература (на которую имеется ссылки в реферате).
5.4. Учебно-практическое пособие по дисциплине ”Введение в специальность Менеджмент“ и специализации"
(РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ)
Пособие используется в нескольких направлениях:
· как раздаточный материал, составляющий главное содержание дисциплины (оно дополняется и разъясняется преподавателем во время лекций);
· как совокупность заданий , выполняемых во время практических занятий и самостоятельной работы студента (СРС);
· как материал для научно-исследовательской студенческой работы в области менеджмента.
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения ... | |
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ На ... С другой стороны в Уральском государственном профессионально-педагогическом университете на базе специальности 03-05-00 - Профессиональное обучение открыта специализация 03-05-32 ... Несколько в урезанном виде такой подход реализовывался в практике деятельности кафедр педагогики и технологии и оборудования машиностроения Уральского государственного ... |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат |
Оценка факторов внутренней и внешней среды деятельности ... | |
Министерство образования Российской Федерации Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского Социально-экономический институт ... В нынешнем учебном году предусмотрена подготовка новой редакции методических указаний для студентов-дипломников, программ производственной практики, методики оценки знаний ... Состав специальностей, специализаций и форм обучения (отсутствие дистанционного обучения, нет маркетинговых специальностей и т.п.) |
Раздел: Рефераты по финансовым наукам Тип: дипломная работа |
Образование в России и в ряде зарубежных стран в конце ХХ века ... | |
Департамент образования города Москвы Педагогический колледж №9 "Арбат" Тема. Образование в России и в ряде зарубежных стран в конце ХХ века ... программа с участием нескольких российских университетов, реализующих специальность "филология", и Гётингенского университета им.Георга-Августа (Германия); программа направлена на ... Это могут быть лекции, читаемые студентами (с их последующим анализом), более широкое введение в практику составления рефератов (опять-таки - не просто с получением оценки ... |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: дипломная работа |
Управление социально-экономическим развитием монопрофильного города | |
Введение Актуальность темы. Экономические реформы последнего десятилетия двадцатого века в Российской Федерации показали, что проведение структурных ... Для подготовки к семинарским занятиям, докладам, написания рефератов, муниципальным служащим следует пользоваться данными из всемирной сети "ИНТЕРНЕТ". - включение учебного материала в вопросы к зачету, экзамену. |
Раздел: Рефераты по экономике Тип: дипломная работа |
Саморазвитие и менеджмент | |
ОБЩИЙ МЕНЕДЖМЕНТ 1. "Современный менеджер". Цель изучения раздела: Формирование понимания слушателем сущности менеджмента: как сферы деятельности; как ... "Производственник" же не умеет управлять, потому что он никому не дает возможности показать, на что тот способен. Даже американцы-родоначальники концепции менеджмента как специализированного вида деятельности, обвиняют школы бизнеса в неправильной ориентации менеджеров, отрыве от жизни ... |
Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат |