Реферат: Организационное проектирование

МИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

/г. Симферополь/

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Предмет: Организационное проектирование

Выполнил:

Студент пятого курса

Факультета управления

Заочной формы обучения

57 группы

Держицкий Александр Геннадьевич

Проверил:

Дьяков Игорь Михайлович

Работа поступила на кафедру: «___»_________ г.

Дата рецензии: «___»_________ г.

Оценка: _______________

Методист: ________________________


1.  Со временна я система материально- техн ичес кого об е спеч е ния.

Функции пре д приятия определяются видом его деятельности. Вполне естественно , что описание М ТО пре д приятия зак л ючается в перечислении относя щ ихся к нем у задач.

Фу нкции МТО деятельности предприятия з аключаются в коор­динации спроса и предло ж ения на к онкретный товар при миними­зации издер ж ек как в стратегическом , так и в тактическом от­ношениях, а т а к ж е в поддержании на должном уровне отношений фирмы с к онкретными поставщиками и клиентами.

Из данного определения в ытекают по крайней м е ре 2 за дачи МГО - диалог и выбор. Под диалогом понимаются отношения пред­приятия с поставщиками сырья и материалов и с потребителями выпускаемой продукции. Различаются внутренний и внешний диа­логи - т. е. передача службам фирмы поступивших от внешних партнеров (как постав щ иков, так и клиентов) пожеланий, и ог­раничений касательно использования материальных, технологи­ческих и трудовых ресурсов.

Очевидно также , что деятельность по М Т О охватывает дли­т е льный период; в то же время МТО д олжно обеспечить быстрое и э ф фективное занятие фирмой тактических позиций. А главное здесь является сбор и обработка информации. Именно в этом заключается будущее М ТО как целостной системы по управлению ин ф ормацией , состыковке ее э лементов и задействованию их для достижения целей фирмы, контролю за использованием средств, постоянному отслеживанию движения вперед.

Таким образом, МТО находится в самом сердце осуществляе­мого компанией в различных областях выбора, в центре предпри­нимаемых действий; несомненно, оно представляет собой важный фактор ра з работки общей политики фирмы. При этом, выполняя функцию контроля, МГО утрачивает материальный характер.

Перед МГО всех компаний, организаций стоит одна и та же важнейшая задача: ликвидация производственных сбоев, обуслов­ленных нестыковкой дви ж ения товаров, материалов , информации и к омпетенций.  МТО - это способ органи з ации де ят ельности предп-риятия, позволяющ ий объединить усилия ра з личных единиц, про­изводя щ их и реализую щ их товар ы и услуги, с це л ью оптимизации фина н совых, материальных и трудовых ресурсов, исполь зуемых фирмой для реализации своих экономических целей. 3. Планирование материально-технического обеспечения.

3. Планирование материально-технического обеспечение.

Для осущест в ления МТ О необходимо разработать определен ­ ный инструментарий, позволяющий управлять уровнем предлагае­мой услуги, а так ж е уровнем соответствующих затрат. В этой связи первоочередной интерес представляют системы планирова­ния информации.

Планирование - процесс принятия решений на основании ожиданий - позволяет достичь ожидаемых результатов путем воз­действия на сложную совокупность взаимонезависимых механизмов.

В процессе стратегического планирования принимаются ре­шения, касаю щи еся структуры сети товародвижения либо капита­ловложений, необходимых для придания большей гибкости системе материального обращения.

Оперативное планирование МТО представляет собой средство регулирования и контроля задействованного в производстве сырья и готовых изделий. Его цель состоит в развитии контак­тов между различными службами компании, усилении координации их деятельности и повышении их мотивации по отношению к зада­чам М ТО.

Стратегическое планирование деятельности в сфере М ТО дол ж но помочь компании научиться приспосабливаться к измене­ниям в окружаю щ ей среде. Примерами стратегических решений, вы званны х изменениями среды, можно считать решение о переме­щении центра реализации в связи со сдвигами в территориальном распределении клиентуры, а так ж е разработку гибкого производ­ства. нацеленного на более быстрое удовлетворение постоянно усложняющихся требований рынка.


Таблица N1.

2. Три аспекта материально-технического обеспечения

Информ. источники

Мероприятия по

планированию

Управленческие мероприятия Мероприятия по прием. товаров матер. потоки

Прогнозирование спроса конечной продукции

Корректирока по поступившим заказам.

Календарное планирование транспортных пере-возок готовых заказов.

Управление пото-ками гот. про- дукции.

Оперативное пла-

нирование продук-ции.

Оперативное плани-рование производ-ства.

Календарное плани-рование снабжения.

Управление пото-ток.  п/фабрикатов

Составление пла-нов снабжения.

Управленческая обраьотка заказов клиентов.

Контроль за рейса-ми с товаром

Учет и инвентариза-

ция запасов товаров

Заказы регион. складов центр. складам.

Заказы произв. подразделениям.

Контроль за предоставл. услуг.

Учет полуфабрика-тов и запасов.

Управленческая об-работка заказов поставщикам.

Контроль за предос-тавлением услуг.

Подготовка заказов к реализации.

Осуществление пос-тавок.

Размещение и со-держание товаров на складе.

Поствка с центр. складов на регион.

Перевозки и перег-ки товаров до поступ. на центр. склады.

Упаковка товаров.

Межцеховые и меж-завод. перевозки.

Перевозки сырья и комплектующих.

Поставка сырья из пункта добычи в пункты переработки.

Подготовка постав-щиками заказов к отгрузке.

Задача оперативного планирования МТО состоит в обеспече­нии максимально эффективного использования ресурсов и средств, направляемых на удовлетворение сиюминутных потребнос­тей. Типичными вариантами планирования этого типа являются разработка программы выпуска некоторого оборудования или раз­работка календарного графика отправки продукции потребите­лю. Порой методологический инструментарий МТО разрабатывается одновременно для принятия решений стратегиче с кого характера и для планирования текущих потребностей. Так, представленная модель производства и реализации может обеспечить разработку оптимального сценария размещения заводов и складов с точки зрения глобальной стратегии компании. Зачастую эта же модель может способствовать решению оперативной задачи - оптимизации оборота сырья и товаров с целью сокращения запасов и времени складиро в ания.

Ведущие специалисты теории экономики и логистики предла­гают следую щ ую модель многоэтапного планирования МТО:

1) Стратегическое   планирование. Основано на долгосрочных прогнозах спроса , движения издержек, и з менений хозяйственной среды и пределов загрузки производст­венных мощностей. Это позволяет осуществить оптимальную стра­тегию в области маркетинга, производства и Финансирования.

2) Тактич еское     планирование. Применяется в пределах временного периода от нескольких меся­цев до одного года. Она помогает сформулировать взаимоувязан-

ные задачи по получению годовой прибыли для сл у жбы компании. а также разработать совокупность частных планов для оператив­ных служб закупки, производства , перевозок, содержания техни­ки. и т.п. Тактическое планы легко поддаются пересмотру в те­чение года, по мере выявления реального спроса.

3) Оперативное   планирование. Дает возможность распределить полученные заказы между различ­ными производственными подразделениями так, чтобы обеспечить конкретное удовлетворение текущих потребностей. Ф изическое распределение готовых изделий улучшается благодаря внедрению схемы "склад-поставки". Разработка подобного интегрированного подхода к оптимизации управления материальными потоками пред­ставляет собой один из основных способов использования потен­циала М ТО в целях увеличения обшей конкурентоспособности.

4.  Оперативное планирование МТ О.

Теоретически планирование операций по МГО можно предста­вить в виде схематичного деления на 5 в основном не связанных друг с другом элементов:

1) прогнозирование спроса;

2) планирование производства;

3) планирование физического распределения продукции;

4) планирование снабж е ния:

5) с истема оценок результатов функционирования

системы  М ТО.

Сюда ж е относятся две подсистемы : 1) учета и контроля выполнения з аказов, поступаю щи х от клиентов, и 2) учета и контроля выполнения заказов фирмы ее поставщиками. Элементы перечислены в хронологическом порядке выполнения соответству­ющих задач. Чем ниже место элемента ( см. рис. 1 ), тем короче временной горизонт осуществляемых данной службой операций.

Рассмотрим  кратко каждый элемент.

Подосистема учета заказов                    Прогнозирование                  Подсистема учета заказов

клиентов и контроля их выполнения        спроса                                    поставщикам компании и                                                                                                                                                контроля их выполнения


Планирование

сбыта


                                                            Планирование

                                                            производства


                                                                                    Составление

                                                                                    программ выпуска

                                                                                    на рынок


Составление программ потоков

и определение  средств


                                                                        Календарное                         Планирование

                                                                        планирование                        снабжения


                                                                                                            Составление программ

                                                                                                                        заказов


Календарное планирование

складских и транспортных

операций


                                                            Оценка  результатов

                                                            функционирования

                                                            системы МТО


Рис. 1. Общая схема планирования МТО (распределение - производство-снабжение)

Прогнозирование спроса. На этом этапе производится ана­лиз ретроспективы спроса, опираясь на учет и анализ заказов, полученных фирмой ранее ( в течение как можно более длитель­ного срока). При этом следует параллельно произвести два вида работ: установить ра з личия в типах продукции и, возможно, потребителей, а так ж е выбрать из всей широкой гаммы существу­ющих методов прогно з ирования те, которые могут быть исполь­зованы в конкретных условиях. Третий этап сводится к тестиро­ванию и отбору подходящих методов составления прогноза с уче­том полученных знаний о ретроспективе спроса и о типах това­ров. Здесь также проводится сопоставление полученных резуль­татов с реальным спросом, зафиксированным в течение данного периода.

Планирование производства. Специалисты в области автома­тизации управления прои з водством предлагают подход , вписываю­щийся в схему "планирование - исполнение - контроль". Суть ег о состоит в том, что система готовит планы, исполнение ко­торых возлагается на различные службы: службу закупок, службу производства, службу оборудования и т. п. Затем реальные пока­затели сравниваются с плановыми для выявления и ликвидации расхождений. Этот метод основывается на двух основных принци­пах: 1) управление осуществляется на основе запланированных по ка зателей, а не на э кстраполированных данных: 2) в управле­нии учитывается взаимозависимость составляю щ их одного и того же готового изделия.

Планирование Физического распределения продукции (или МТ О сбыта). Под системой МТ О сбыта следует понимать сеть про­изводящих услуги единиц , деятельность которых направлена на удовлетворение торгового спроса при заданном уровне издержек и качестве товаров. Эта деятельность осу щ ествляется в рамках системы оперативного планирования , увязанной с производством товаров и с материальным снабжением.

Прежде всего на основе данных , полученных при прогнози­ровании спроса и в ходе учета заказов, разрабатывается общий план М ТО сбыта. При этом устанавливается объем наличных ре сурсов у внешних и внутренних поставщико в . Полученные цифры позволяют убедиться в том, что движение материальных потоков в дол ж ном объеме действительно может быть обеспечено в тече­ние рассматриваемого периода.

Следующий этап процесса - р азработка программ движения потоков изделий по всей распределительной сети, от производс­твенных единиц до центров конечной продажи, да же до клиенту­ры. Эта стадия сопря ж ена с определением потребностей в скла­дировании . Здесь же учитываются потребности в транспортных средствах.

На этой стадии составляется программа массовых перемеще­ний товаров, а затем оптимизируются масштабы складских поме­щений и их географическое разме щ ение. Календарный график под­готовки товаров к отгрузке и поставок потребителю может быть разработан на основании рабочих программ, применяемых регио­нальными центрами реализации.

Планирование транспортных операций способствует сокраще­нию их издержек при одновременном поддержании заданного уров­ня услуги. Это достигается благодаря следующим  мерам:

- оптимальное распределение перевозок по различным типам и  видам товародвижения, отбор наиболее квалифицированных пе­ревозчиков;

- оптимизация структуры парка транспортных средств, кон­троль над их использованием и содержанием;

- разработка маршрутов,  позволяющих  максимально  полно использовать транспортные средства и рабочее время с соблюде­нием действующего социального законодательства;

-  разработка ежедневного оптимального календарного гра­фика маршрутов с  составлением отчетов-прогнозов  и  отбором среди различных типов транспортных средств.

Планирование  снабжения.  Заключается  в составлении за­каз-нарядов на закупки с уточнением данных относительно коли­чества закупаемых товаров, а также  периодически  заказов  и штрафных  санкций  вследствие просроченных поставок. Типичный вариант оперативного  планирования  -  составление  программы снаб ж ения под имеющиеся заказы с учетом ограничений со сторо­ны наличных запасов в производстве и в торговой сети.

Оценка  рез у льтатов  функционирования  системы МТО. Пели оценки  результатов заключаются в следующем:

- информирование  всех  заинтересованных  представителей руководства о достигнутых результатах, оцененных с точки зре­ния уровня производительности и издержек, а так ж е окупаемости вло ж енных  средств; соотнесение реальных показателей с плано­выми с целью осуществления необходимых корректировок;

- обеспечение руководства и функциональных служб  компа­нии методом количественного выражения поставленных целей. До­ведение  соответствующих  целевых показаний до каждого уровня у п равления:

- усиление  взаимоувязки  отдельных  компонентов  общего процесса  планирования М ТО на основе координации задач, стоя­щих перед различными участниками физического оборота;

-  улучшение  взаимодействия  представителей   различных уровней  и  эшелонов  управления, а также развитие системы их стимулирования путем внедрения  принципов управления по целям;

- обеспечение научно обоснованного принятия  решений  на ба з е м о делирования основных возможных вариантов.

5. Планирование М ТО на фирме "ПРИОР".

Ф ирма "ПРИОР" оптовое торгово-посредническое предприятие по  продаже  бытовой техники, кухонного оборудования и других хозяйственных товаров . Она занимается закупкой, доставкой до оптового склада, хранением, сбытом и доставкой проданного то­вара  до  потребителя  указанных  видов выше товаров. Товаро­оборот фирмы довольно высок, что составил з a 1994 год  свыше 7 млрд. руб. Фирма имеет несколько отдело в , таких как :

отдел закупок,

отдел маркетинга и прогнозирования сбыта. отдел рекламы и продаж, складское хозяйство, транспортно-экспедиционное хозяйство, финансовый  и бухгалтерский отдел, отдел охраны фирмы.

Различные модели, применяемые в планировании и осуществ­лении МТО в фирме "ПРИОР" в  значительной  мере  способствуют решению  разнообразных задач в деятельности. Предприятие опи­рается на достаточно развитую и гибкую систему обработки дан­ных и высококвалифицированный персонал. Ф ирма имеет на своем балансе  6  высоко э ффективных  персональных компьютеров марки IBM 486 PC/ AT, необходимого количества современной органи з а­ционной техники и самое главное,  молодых  высококвалифициро­ванных специалистов с высшим и средним специ альным образованием в области экономики и торговли, желающих с наибольшей отдачей применять полученные знания на практике.

В настоящее время отече с твенный рынок бытовой техники как никогда очень насыщен, покупательная способность населе­ния не в ысока , поэтому конкуренция среди продавцов ка ж дым днем становится все жестче. В этих условиях главными факторами вы­живания торгующих фирм становится повышение прибылей от масш­табов деятельности и снижения об щеф ирменных затрат путем оп­тимизации материальных, денежных , транспортных и информацион­ных потоков.

Всего  лишь два-три года назад главная задача фирмы сос­тояла в поисках и закупке более- менее "ходового товара", а в покупателях не испыты в али недостатка и не было проблем с  пе­ревозкой товаров из-за низких транспортных тарифов. Поэтому в то  время Фирма не уделяла должного внимания проблемам, кото­рые ставит наука логистика. Но последующие годы нас столкнули с теми проблемами, которые являются обычными в  нормальных  ры­ночных условиях. Во-первых, возникла необходимость оперативного учета то варных запасов на складе, отгруженных потребителям, отгружен­ных поставщиками товаров нам и самое гла в ное, оперативный учет всех заявок от наших клиентов на поставку товаров. Опе­ративный учет невозмо ж ен без компьютеризации в складском хо­зяйстве, которая способствует в свою очередь улучшению взаи­модействия складского предприятия с аппаратом управления и от­делами закупки и продаж фирмы. Но в нашей стране, хотя и мно­ ж ество поставщиков компьютеров и прикладных компьютерных программ , большое количество самих ЭВМ, у нас совершенно не развиты локальные вычислительные сети, не созданы банки баз данных и самое неприятное, это практическое отсутствие модем-ных связей между компьютерами из-за плачевного состояния те­лефонных каналов. Из-за плохого состояния телефонных кабелей отвратительно работают факсимильные связи между абонентами, что сильно затрудняют и затягивают процессы заключения конт­рактов и соглашений. Ко с мическая телефонная связь с цифровой передачей информации, сотовая телефонная сеть в последнее время имеет место быть, но такие виды услуги настолько дороги, что большинству фирмам они просто не по карману.

Во-вторых, возникли проблемы с перевозками товаров. Раньше четко работала государственная железнодорожная служба: цена перевозок была довольно низкая при небольших сроках дос­тавки. Но в последнее время железнодорожные тарифы выросли непропорционально инфляции, появились значительные задержки доставки грузов и потери, повреждения грузов из-за безответс­твенности перевозчи к а. Поэтому в последние годы фирма больший объем перевозок осуществляет автомобильным транспортом. В дальнейшем планирует полностью перейти на этот вид транспор­та. При высоких затратах на топливо, амортизационные отчис­ления и заработную плату водителей, фирма выигрывает в опе­ративности доставки товаров и от поставщиков, и покупателям, маневренности, надежности, что в конечном итоге приводит к ус­корению оборачиваемости оборотных капиталов, росту репутации фирмы перед клиентами, к увеличению товарооборота и следова­тельно, прибылей.

В-третьих, в последние годы фирма довольно часто сталки­вается с неритмичной работой производителей. Мы заранее зак­лючаем договора с заводами -изготовителями сложнобытовых при­боров, таких как холодильники, кухонные плиты и др. И з-за тя­ ж елого экономического и финансового состояния, предприятия работают неритмично, приостанавливая на время выпуск той или другой продукции; за товар требуют предоплату, хотя это не является стопроцентной гарантией отгрузки товара. Иногда пе­речисленные средства фирмы надолго з амораживаются на с четах недобросовестных производителей-монополистов , быстро инфлируя и выходя из оборота предприятия. При этом происходит рассог­ласование связей ме ж ду постав щ иками и потребителями, частично парализуется работа в отделах закупок и продаж. Фирма терпит убытки, включая и упущенные выгоды (что мы еще толком не нау­чились считать).

В-четвертых , в стране качество банковских услуг невысо­кое. Банки перечисляют средства клиентов неоперативно, неред­ко в их деятельности случаются задержки денежных средств кли­ентов и разного рода нестыковки, что приводят к затягиванию процесса поставок и продаж товаров, выполнения и даже срыва у с ловий контрактов.

В-пятых, последние годы в отечестве ознаменованы жесто­чайшей инфляцией, что приводит к хаосу в экономике и практи­чески невозможности ни только стратегического, но и более менее достоверного оперативного планирования. Более всего мешает работе непредсказуемость и  неуверенность в завтрашнем дне.

Как видно из вышеприведенных причин, в нашей фирме, нес­мотря на усилие оптимизировать всех процессов и экономить ма­териальные, финансовые, трудовые ресурсы, полученные резуль­таты невысокие. Логистика, формы и методы которой наиболее полно отвечают задачам глубокой и всесторонней интеграции производственно-хозяйственной деятельности и поиску оптималь­ных управленческих решений на различных этапах и уровнях уп равления, у нас ещ е не заняла свое должное место.

Но мировая практика создания логистических систем управ­ления показала, что логистические принципы в управлении про­изводством и предприятиями в настоящее время являются одним из магистральных направлений нормализации развития предприя­тий с целью усиления режимов экономии трудовых, материальных , денежных, энергетических ресурсо в , по в ышения эф фективности управления на разном уровне, обеспечения требуемого качества потребительс ких благ. Со временем и у нас логистика станем дви ж ущим фактором в экономике.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Гордон M.П. ,Ти шки н Е.М. , У сков Н.С . Как осуществить эко­номическую доставку товара отечественному и зарубежному поку­пателю.  Москва. "Транспорт" 1993.

2. Э рв Мате, Даниель Тиксье. Материально-техническое обес­печение деятельности предприятия. Москва. Прогресс. 1993