Реферат: Основы менеджмента
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
Харьковский Государственный Технический
Кафедра менеджмента
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине " Основы менеджмента " по специальности
" Менеджмент в производственной сфере"
Руководитель ___________ ________________
(подпись) (ф.и.о.)
Студентка ___________ ________________
(подпись) (ф.и.о.)
Группа МП-52__ Курс 5____
Допущена к защите " 28 " декабря 1998 г.
Харьков 1998 г.
Содержание :
Раздел 1. Обзор организации .
1.1 Описательная часть .
1.2 Маркетинговая часть .
1.3 Раздел исследований и разработок .
1.4 Производственный раздел .
1.5 Менеджмент .
1.6 Раздел риска .
1.7 Характеристики внутренней и внешней среды организации .
Раздел 2. Стратегическое планирование .
Раздел 3. Организация взаимодействия различных органов управления
и организационная структура предприятия .
Раздел 4. Мотивация и контроль .
Раздел 5. Коммуникации .
Раздел 6. Обеспечение эффективности деятельности организации :
· Управление персоналом ;
· Управление производством .
Заключение .
Список литературы .
Раздел 1. Обзор организации .
1.1. Описательная часть .
В данном курсовом проекте будет рассматриваться и анализироваться деятельность организации ЧП" Торнадо ".
ЧП " Торнадо " было зарегистрировано 29 февраля 1996 г.
Род деятельности организации – производство полиграфической продукции и оказание постполиграфических услуг .
Фирма включает в себя три типографии и одну мини-типографию .
Сфера полиграфических услуг включает в себя множество различных элементов . Организация ЧП " Торнадо " предоставляет следующие виды услуг :
· Офсетная одноцветная печать
· Изготовление многоцветной и полноцветной печатной продукции
· Разработка оригинал-макетов для типографий ( для одноцветной и полноцветной печати )
· Выполнение переплетных работ ( мягкий и твердый переплет )
· Выполнение полного цикла полиграфических работ от оригинал-макета до готовой полиграфической продукции ( книги , журналы , вестники , сборники , учебные пособия , дневники , тетради , блокноты , календари
и т.д. )
· Поставки бумаги (белой и цветной офсетной , газетной , мелованной, картона, рулонной или резанной на формат )
Особенностью организации является работа не только на рынке Харькова и Харьковской области , но и с партнерами и заказчиками по всей территории Восточной Украины , доля которых в обороте организации составляет около 60% . В основном типография специализируется на печати периодических изданий , таких как газеты , журналы , вестники , бюллетени, проспекты и т.д., а также учебных изданий ( пособия , учебники , карты , дневники , тетради ) и законодательной литературы ( сборники положений , поправок , законов , пособий для обучения сотрудников служб безопасности и т.д.).
1.2. Маркетинговая часть .
Маркетинговые исследования в основном служат для анализа положения организации или определенного вида товара на рынке и прогнозов будущих продаж .
В виду того , что на фирме ЧП " Торнадо " отсутствует отдел маркетинга , а профессиональные маркетинговые исследования требуют затрат значительных денежных средств , то возможность изучения рынка сводится к обработке поступающей общей информации руководством фирмы , ее отсеву ( т.е. выявлению необходимой и важной информации в общем информационном потоке ), оценке информации и личному прогнозированию для принятия решений . При этом не в лучшую сторону сказывается несвоевременность и разрозненность поступления информации , недостаточная оперативность ее обработки и нехватка маркетингового опыта и знаний . Это негативно влияет на эффективность принимаемых решений .
Основным рынком , который стремится завоевать ЧП " Торнадо " и занять на нем более устойчивую позицию , является рынок производства готовой полиграфической продукции в крупных объемах заказов .
На данный момент организация занимает не ведущую , а скорее среднюю позицию с потенциалом на дальнейшее развитие и завоевание ведущего положения .
Организация – это открытая система . Поэтому внешние переменные сильно влияют на ее деятельность . Современным организациям приходится приспосабливаться к изменениям во внешнем окружении и соответственным образом осуществлять изменения внутри себя .
Необходимо учитывать внешние силы по отношению к организации – это важный вклад системного подхода в науку управления . Ситуационный подход позволил расширить теорию систем за счет разработки концепции , согласно которой подходящий метод определяется конкретными внешними и внутренними факторами , характеризующими организацию и влияющими на нее соответствующим образом . Поскольку от руководства зависит выживание организации , менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы в окружении , которые повлияют на его организацию .
Помимо этого он должен предложить подходящие способы реагирования на внешние воздействия . Организации вынуждены приспосабливаться к своей среде , чтобы выжить и продолжать эффективную деятельность .
К внешней среде организации относятся следующие элементы :
· Потребители
· Конкуренты
· Правительственные учреждения
· Поставщики
· Финансовые организации
· Источники трудовых ресурсов
Для облегчения учета ее влияния на организацию внешние факторы разделяют на две группы : прямого и косвенного воздействия .
Среда прямого воздействия включает в себя следующие факторы :
1. Поставщики (трудовых ресурсов , материалов , капитала )
2. Потребители
3. Конкуренты
4. Законы и государственные организации
5. Профсоюзы
Среда косвенного воздействия включает в себя следующие факторы :
1. Международные события
2. Состояние экономики
3. Научно-технический прогресс
4. Политические факторы
5. Социально-культурные факторы
К основным ситуационным факторам внутри организации , которые требуют усиленного внимания руководства , относятся :
· Цели
· Структура организации
· Задачи
· Технология
· Люди
Международные события влияют на деятельность организации , так как основную часть сырья и материалов организация вынуждена поставлять из заграницы .
В настоящее время нестабильность нашей экономики ухудшает
эффективность работы организации в основном за счет нестабильности национальной валюты ( т.е. постоянные резкие скачки курса гривны по отношению к американскому доллару ) и невозможности в связи с этим долгосрочного достоверного планирования деятельности фирмы .
Научно-технический прогресс влияет на ускорение морального старения оборудования и технологий работы . Новые технологии расширяют спектр услуг и позволяют выпускать качественно новую продукцию . Однако те средства , которые высвобождаются более экономичными технологиями , почти полностью " съедаются " трудностями и затратами , сопряженными с провозом через границу Украины оборудования и расходного сырья и материалов , их сертификацией в Торгово-Промышленной Палате Украины , установкой оборудования , его запуском , техническим обслуживанием и эксплуатацией из-за отсутствия квалифицированного персонала . Благодаря этим и многим другим причинам новые технологии попадают на рынок Украины уже после их значительного устаревания на зарубежном рынке .
Факторы внешнего окружения влияют на деятельность организации опосредованно , т.е. посредством факторов внутреннего окружения .
Каждая организация стремится придерживаться определенной ценовой стратегии . ЧП " Торнадо " выработала свою ценовую стратегию , которая удовлетворяла требованиям организации до настоящего момента . Фирма не стремится назначать самые низкие цены . Вместо этого она держит стабильные цены немного выше среднего уровня ( однако не на все виды услуг ), привязанные к американскому доллару ( т.е. прайс-лист в условных единицах ). Надбавка к среднему уровню цен помогает организации в течение достаточно длительного периода времени держать внутренний курс пересчета условных единиц в национальную валюту независимо от скачков курса валют благодаря тому , что она компенсирует потери при разных курсах валют . Такая ценовая стабильность , в отличие от остальных конкурентов , чьи прайс-листы меняются вслед за изменениями курса валют, в сочетании с качеством продукции является значительным преимуществом для клиента в работе с данной организацией . Помимо этого создана гибкая система скидок , учитывающая объем заказа , его сложность , личность клиента и существует возможность платежей в рассрочку для постоянных клиентов
1.3. Раздел исследований и разработок .
К сожалению, организация не имеет возможности проводить какие- либо исследования или разработки нового продукта .
1.4. Производственный раздел .
Как уже упоминалось выше , организация владеет типографиями , которые расположены в трех различных точках города Харькова . Все три типографии относительно удобно расположены в центре города . Несмотря на это, не возникает проблем , связанных с погрузкой и отгрузкой материалов и готовой продукции , так как пути сообщения , т.е. доступ к производственным и складским помещениям транспортных средств , являются удобными для грузового транспорта . Это значительно облегчает и упрощает работу организации в целом в связи с тем , что отпадает необходимость доставки груза мелкими партиями и перепогрузки его в грузовой транспорт . Благодаря этому значительно экономится рабочее время , чему сейчас уделяют большее внимание , так как постепенно предприниматели начинают понимать актуальность выражения " время-деньги ". А также высвобождается часть денежных средств , которые могли быть потрачены на аренду или приобретение малолитражного транспорта , его заправку и техническое обслуживание , оплату за стоянку и заработную плату водителям .
Часть харьковских типографий лишена такого преимущества , что осложняет их функционирование и снижает эффективность работы .
К сожалению на территории Украины нет производства , которое полностью обеспечивало бы типографию необходимыми материалами . Поэтому основную часть расходных материалов , бумаги и запасных частей организация вынуждена закупать у иностранных фирм-поставщиков . Такая ситуация сложилась благодаря тому , что оборудование , необходимое для высококачественной офсетной и полноцветной печати , импортируется в Украину . К сожалению внутренний рынок нашей страны пока еще не готов к производству качественных материалов , которые обязательно должны соответствовать мировым стандартам .
Основным недостатком таких закупок является большая зависимость потребителя (т.е. типографии ) от цен поставщиков и в основном от скачков курса национальной валюты . В значительной мере также негативное влияние оказывает неустойчивость таможенного и налогового законодательства , постоянные повышения таможенных сборов и пошлин , налогов , а также проблемы , возникающие с сертификацией ввозимой продукции в Торгово-Промышленной Палате Украины .
К достоинствам зарубежных закупок можно отнести высокое качество сырья и материалов , а значит и способность удовлетворить постоянно растущие требования заказчиков к качеству готовой продукции .
Ситуация облегчается тем , что часть материалов ( газетная бумага , картон и пр.) производится на территории Украины , благодаря чему рынок поставщиков значительно расширяется и растет возможность выбора наиболее выгодного поставщика . К сожалению экономические факторы и границы в настоящий момент препятствуют сотрудничеству в рамках территории бывшего СССР .
Как и любое производство , организация испытывает потребность в производственных фондах . Производственные помещения и большой склад не принадлежат организации , а арендуются ею . Помимо этого существует малый склад в центре города и складские помещения небольших объемов в каждой типографии .
Все три типографии подчиняются главному офису , в котором происходит координация работы организации , обработка документации и поступающей информации , там же находится бухгалтерия и отдел , занимающийся поставками сырья и материалов . Все помещения оснащены необходимым оборудованием , мебелью , вспомогательной техникой , оргтехникой и средствами связи .
1.5. Менеджмент .
Весь управляющий персонал организации , за исключением директора , является наемным персоналом с опытом работы в данной области минимум 2 года .
Организация является частным предприятием и зарегистрирована как ЧП " Торнадо " .
Всего в организации работает около 30 человек , 8 из которых относятся к управляющему персоналу . Все работники управления имеют высшее образование либо получат его в течение года . Остальной персонал состоит из основных и вспомогательных работников , образование которых в основном среднетехническое . Работникам , которые работают с оборудованием в виду его сложности и дороговизны предъявляется в основном единственное требование – опыт работы , и естественно дисциплинарные требования .
1.6. Раздел риска .
Риски в предпринимательстве – это практически неизбежный спутник всякого рода коммерческих операций , а в общем экономическом аспекте рисковая деятельность характерна прежде всего для высоких технологий , новых исследовательских и внедренческих программ , отдача от которых далеко не всегда гарантирована вообще либо не гарантирована в прогнозируемом размере . Смысл рискованной сделки в энциклопедическом словаре определен как : "…договоры , исполнение которых контрагентами ставится в зависимости от события , о котором совсем ничего не известно , случится оно или не случится , или же от события неизбежного , но момент наступления которого не может быть с точностью определен ".
Одна из основных особенностей предпринимательства как рисковой деятельности – обязанность лица , занимающегося бизнесом , полностью нести весь риск . Присущая предпринимателям способность к риску объясняется прежде всего тем , что среди них немало людей довольно авантюристического склада . Они вынуждают более консервативных и менее рисковых коллег или партнеров по бизнесу идти на риск в процессе совместной предпринимательской деятельности . Некоторые виды риска можно предупредить в страховых компаниях путем заключения соответствующих страховых соглашений . Однако , значительная часть рисков ( ошибки менеджеров , изменения цен и спроса , неправильно выбранный проект и т.д. ) полностью ложится на предпринимателей .
Рис. 1. Нисходящая видовая классификация
предпринимательских рисков .
Финансовый риск – является дополнительным для предпринимательского риска ; его носители – владельцы обыкновенных акций .Он возникает в случае задолженности организаций или выпуска привилегированных акций . В общем аспекте финансовый риск – это вероятность того , что фирма окажется неспособной покрывать постоянные финансовые затраты .
Этот риск присущ деятельности всех фирм и в том числе организации ЧП " Торнадо " .
Венчурный риск - риск в отклонении ожидаемых доходов от вложения капитала в обычно небольшие фирмы , осваивающие принципиально новые виды производства и обещающие норму прибыли значительно выше средней . Венчурным также считается риск в получении доходов от совместной деятельности предприятия с долевым участием национального и иностранного капитала .
Так как ЧП " Торнадо " не занимается новыми разработками и не является совместным предприятием , то организация не подвержена венчурному риску .
Налоговый риск – возможность отклонения будущих прибылей от
ожидаемых вследствие непредсказуемых изменений
налогового и таможенного законодательств , отсутствия своевременного доступа к инструктивным материалам .
Налоговый риск является одним из основных рисков , нарушающих эффективность предпринимательской деятельности .Сюда также можно отнести чрезмерное налогообложение производителей товаров и услуг .
Банковский риск – опасность финансовых потерь , вытекающих из специфики банковских операций . Различают следующие виды банковских рисков :
· Кредитные – вероятность неоплаты задолженности по платежам и обязательствам в установленный контрактом срок .
· Валютные – это риски , вызванные изменением реальной
стоимости отсроченного платежа , осуществляемого в иностранной валюте в связи с изменением ее курса .
Следовательно , для ЧП " Торнадо " как импортера валютные убытки будут выражаться в увеличении или сокращении национального денежного эквивалента затрат на импорт товаров и услуг .
Валютные риски условно можно разделить на курсовой риск( риск курсовых потерь ) и инфляционный ( риск от инфляционного обесценивания валют ) .
· Транзакционный риск - риск изменений цены иностранной
валюты , выраженный в национальном
денежном эквиваленте , к моменту совершения платежей . Этому виду риска подвержены счета к оплате и получению, займы и банковские депозиты и т.п. , выраженные в иностранной валюте .
Значительно уменьшить риск можно квалифицированной работой в области управления , передачей части риска другим лицам или организациям путем хеджирования ( срочная валютная сделка , заключенная для страхования от возможного падения цены при совершении долгосрочных сделок ) , страхованием бизнеса и служащих .
Риск в бизнесе может быть уменьшен , если хорошо поставлена работа в области управления . Эффективное прогнозирование и планирование дают возможность финансовому менеджеру предвидеть и приспособиться к экономическим колебаниям или изменениям вкусов клиентов . Активная деятельность по изучению возможных действий конкурентов может помочь адекватно на них отреагировать . Хорошо продуманные социально-экономические программы для служащих и рабочих способствуют предотвращению проявления недовольства работников.
Один из распространенных методов перераспределения риска во всем мире – это приобретение страховки . Страхование –это процесс , когда одна сторона ( страховщик ) за определенную сумму ( страховой взнос или премия ) соглашается выплатить другой стороне ( страхователю) на условиях, оговоренных в страховом полисе , денежную сумму в случае понесения страхуемым убытков или ущерба. К сожалению, на Украине страхование находится не на должном уровне ( т.е. нет гарантии на возмещение ущерба при заключении страхового контракта , так как довольно часто страховые компании объявляют себя банкротами ) , что приводит к редкому использованию этой услуги в процессе предпринимательской деятельности .
1.7. Характеристики внутренней и внешней среды организации
Как уже говорилось выше , на деятельность организации влияют внутренняя и внешняя среда организации . Организациям приходится приспосабливаться к изменениям внешней среды и соответствующим образом осуществлять внутренние изменения для того , чтобы выжить и сохранить свою эффективность .
Внешние факторы влияние на организацию можно разделить на две группы : среда прямого воздействия и среда косвенного воздействия.
Представим влияние внешней среды в виде графических моделей , представленных на Рис. 2 и 3 .
Рис. 2. Среда прямого воздействия .
Рис. 3. Среда косвенного воздействия .
Основными переменными внутренней среды являются :
· Цели
· Структура организации
· Задачи
· Технология
· Люди
Влияние внутренней среды на деятельность организации можно так5же представить в виде схемы :
Рис . 4. Взаимосвязь внутренних переменных.
Раздел 2. Стратегическое планирование .
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений , предпринятых руководством , которые ведут к разработке специфических стратегий , предназначенных для помощи организации в достижении ее целей . Таким образом, стратегическое планирование – это инструмент , помогающий в принятии управленческих решений . Его задача – обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени .
Выделяют четыре основных вида управленческой деятельности :
1. Распределение ресурсов . Данный процесс включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов , таких как фонды , дефицитные управленческие таланты и технологический опыт .
В этом году руководство ЧП" Торнадо " приняло решение об объединении всех типографий . Для этой цели были вложены средства на расширение производственных площадей путем их достраивания . Руководство надеется , что эти меры позволят организации в следующем году более эффективно использовать управленческие кадры , так как повысится эффективность координации деятельности всей организации . Высвобожденные средства , которые раньше расходовались на аренду производственных площадей , будут направлены на дальнейшее развитие организации .
2. Адаптация к внешней среде . Она охватывает все действия стратегического характера , которые улучшают взаимоотношения организации с ее окружением . Любой организации как открытой системе необходимо адаптироваться к внешним воздействиям как благоприятного , так и опасного характера, вовремя выявлять их и обеспечивать своевременное эффективное приспособление своей стратегии к окружающим условиям . Как правило стратегическое планирование преуспевающих крупных компаний создает новые благоприятные для них возможности путем разработки более совершенных производственных систем , путем взаимодействий с правительством и обществом в целом и т.д.
Руководство фирмы ЧП " Торнадо " пытается наладить ответную связь со своими клиентами для более эффективной реакции на изменения рынка , обновляет свою производственную базу для повышения качества продукции и ее дизайна .
3. Внутренняя координация . Включает в себя координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон организации с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций .
Рассмотрим SWOT-анализ сильных и слабых сторон , угроз и возможностей организации ЧП " Торнадо " :
SWOT - анализ
Таблица 1
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Наличие квалифицированного персонала с опытом работы ; Гибкая система скидок ; Высокое качество продукции; Широкий ассортимент производимой продукции ; Внимательное отношение к потребностям персонала. |
Нет возможности для постоянного улучшения технической базы ; Ограниченный ассортимент постполиграфических услуг; Постоянная текучесть кадров . |
Угрозы |
Возможности |
Нестабильность курса национальной валюты , что приводит к убыткам во внешнеэкономической деятельности организации при импорте сырья и материалов ; Возможность невыплаты дебиторских задолженностей; Нестабильность налогового и таможенного законодательства ; Форс-мажорные обстоятельства . |
Страхование возможных убытков и потерь ; Расширение сети поставщиков ; Расширение рынка сбыта ; Расширение ассортимента предлагаемых услуг . |
4. Осознание организационных стратегий . Предусматривает способность организации извлекать уроки из прошлых стратегических решений . Способность учиться на опыте дает возможность организации правильно скорректировать свое стратегическое направление . Стратегия представляет собой детальный всесторонний план , обеспечивающий осуществление миссии организации и достижение ее целей . Стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством , но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления . Стратегические планы должны быть разработаны таким образом , чтобы оставаться целостными в течение длительных периодов времени и быть достаточно гибкими , чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию .
Общий стратегический план следует рассматривать как программу , которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени , учитывая , что постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными .
Процесс стратегического планирования можно представить в виде схемы .
Рис . 5. Процесс стратегического планирования .
Стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха . Фирма может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации , мотивации и контроле . Тем не менее , формальное планирование может создать ряд важных и часто существенных благоприятных факторов для организации . Стратегическое планирование дает средство создания плана на длительный срок , основу для принятия решений , знание того , чего организация хочет достичь , и помогает выбрать наиболее подходящие пути действий . Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения , руководство снижает риск принятия неправильного решения . Учитывая вышеизложенное , можно заключить , что планирование помогает создать единство общей цели внутри организации .
Первым и самым существенным решением при планировании является выбор целей организации . Основная общая цель организации обозначается как ее миссия . Цели вырабатываются для осуществления этой миссии и служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений . Если руководство не знает, какова основная цель их организации, то у него не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы .
Формулировка миссии должна включать в себя следующие пункты :
· Задача фирмы с точки зрения ее основных рынков , технологий и услуг(производства );
· Состав и влияние внешней среды на организацию;
· Социо-культурные факторы внутренней среды фирмы (рабочий климат, типы и характеры работников, потребности персонала и т.п.)
Для создания четкой базы, необходимой для принятия последующих решений и оценки продвижения работы, цели организации должны быть конкретными и измеряемыми .
При прогнозировании целей их разделяют на три группы ( т.е. установлен конкретный горизонт прогнозирования целей ) :
· Долгосрочные цели имеют горизонт планирования 5 лет.
· Среднесрочные цели - от 1 года до 5 лет .
· Краткосрочные цели – в пределах 1 года.
Ориентация целей во времени .
Таблица 2.
Область выбора цели |
Долгосрочные цели |
Среднесрочные цели |
Краткосрочные цели |
прибыльность | Увеличить чистую прибыль организации | Увеличить доходность производства за счет снижения себестоимости | Увеличение эффективности использования оборудования |
Операции ( услуги ) |
1.Увеличение количества сделок в рассрочку 2.Расширение ассортимента предоставляемых услуг и работ |
Увеличение оборота организации. |
1.Повышение квалификации кадров 2.Доработка и упорядочение базы данных клиентов |
Положение на рынке |
1.Создание устойчивого имиджа фирмы как надежного партнера 2.Расширение рынка сбыта |
Вытеснение конкурентов с собственного рынка и завоевание новых рынков | Гибкая система цен и скидок |
Персонал
|
Обеспечение стабильного высокого уровня заработной платы |
1.Рост производительности труда 2.Обеспечение социальных потребностей работников |
1.Снижение текучести кадров 2.Создание условий для профессионального роста сотрудников |
Иерархия стратегического набора типографии .
Выбор стратегии организации .
Определенная стратегия | Неопределенная стратегия | |
Эффективные действия |
Стабильность в прошлом обеспечивает успех в будущем |
Успех в прошлом, успех в будущем вызывает сомнения |
Неэффективные действия |
Стратегия прошлого, в будущем ожидается усиление конкуренции | Неудача в прошлом , неудача в будущем |
МИССИЯ ЧП " ТОРНАДО " – развитие рынка полиграфической продукции и постполиграфических услуг за счет высокопрофессиональной работы организации .
Для создания четкой базы отчета и оценки хода работы определяются конкретные цели .
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ – обеспечение лидирующего положения на рынке за счет увеличения доходности организации и завоевания новых рынков .
На цели организации влияет как внутренняя , так и внешняя среда .
Факторы внешней среды , влияющие на ЧП " Торнадо " :
1. Экономические факторы :
· Темп инфляции
· Скачки курса валют
· Изменения законодательной базы для внешнеэкономической
деятельности и работы на внутреннем рынке.
2. Политические факторы :
Руководство постоянно следит за :
· изменениями в законодательстве Украины,
· курсами валют , устанавливаемыми НБУ и обменными пунктами ,
· тенденциями изменения налогового законодательства .
3. Рыночные факторы :
· Уровень конкуренции
· Позиция на рынке
· Тенденции развития рынка
· Демографические изменения
4. Факторы конкуренции :
· Изучение сильных и слабых сторон конкурентов
· Оценка стратегии конкурентов
· Анализ будущих целей конкурентов
Внутреннюю среду ЧП " Торнадо " характеризуют следующие основные факторы :
1.Производственные мощности
2.Управленческая структура
3.Персонал
4.Задачи
Для выбранной стратегии построим дерево решений ( см. Приложение 1).
Построение ТОЧКИ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ .
Для расчета точки безубыточности необходимы следующие данные :
Постоянные затраты , грн. = 150 000
Переменные затраты , грн. / тыс.лист. -98
Цена , грн. / тыс.лист. -200
Расчет точки безубыточности производится по следующей формуле :
ТБУ = Условно-постоянные расходы ( УпоР ) ;
Цена ( на ед. объема ) – Условно-переменные расходы ( УПеР )
ТБУ = 150 000 / ( 200 – 98 ) = 1471 тыс.лист.
Раздел № 3 Организация взаимодействия различных органов управления и организационная структура .
Для реализации планов кто-то должен фактически выполнить каждую из задач , вытекающих из целей организации . Для этого руководство обязано найти эффективное сочетание задач и людей .
Делегирование - означает передачу задач и полномочий лицу , которое принимает на себя ответственность за их выполнение . Оно представляет собой средство , при помощи которого руководство распределяет среди сотрудников множество задач , которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации . Можно сказать , что делегирование превращает человека в руководителя .
Ответственность - это обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение . Под обязательством следует понимать то , что от индивида ожидается выполнение конкретных рабочих требований , когда он занимает определенную должность в организации . Фактически индивид заключает контракт с организацией на выполнение задач данной должности в обмен на получение определенного вознаграждения . Ответственность означает , что работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем , кто передает ему полномочия .
Полномочия - представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач .
Полномочия делегируются должности , а не индивиду , который занимает ее в данный момент . Когда индивид меняет работу , он теряет полномочия старой должности и получает полномочия новой .
В менеджменте выделяют две концепции передачи полномочий :
1. Классическая концепция - передача полномочий от высшего руководства к нижестоящему .
2. Концепция ограниченных полномочий - подчиненный имеет возможность отстранить или отказаться от требования или решения руководителя .
Организовать – это значит создать некую структуру .
Эффективная организация работы позволяет группе работников добиться гораздо большего , чем они могли бы сделать без должной организации , и в гораздо меньшие сроки .
Схема организационной структуры представлена в приложении 3 .
В достаточной мере на тип организационной структуры влияют внешние и внутренние факторы . Из внешних факторов основное влияния оказывает конкуренция . Влияние этого фактора так же отражается на организационной структуре в виде текучести кадров из-за более выгодных условий у конкурирующих организаций . Помимо конкуренции влияют следующие факторы :
· Экономическая ситуация
· Политическая обстановка
· Закон и государственный аппарат
К внутренним факторам относятся конфликты .
Конфликт - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами , которые могут быть конкретными лицами или группами . Каждая сторона делает все , чтобы принята была ее точка зрения или цель , и мешает другой стороне делать тоже самое .
Современная точка зрения заключается в том , что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны , но и желательны . Во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения , дает дополнительную информацию , помогает выявить большее число альтернатив и проблем . Это делает процесс принятия решений группой более эффективным
, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти .
Таким образом конфликт может быть функциональным ( вести к повышению эффективности организации ) или дисфункциональным
( приводить к снижению личной удовлетворенности , группового сотрудничества и эффективности организации ).
Раздел № 4 . Мотивация и контроль .
4.1. Мотивация .
При планировании и организации работы руководитель определяет кто , как и когда должен выполнить определенные обязанности . Если выбор был сделан правильно , руководитель сможет координировать усилия людей и сообща реализовать потенциальные возможности работников . Для воплощения на практике своих решений руководители используют основные принципы мотивации .
Мотивация - заключается в том , чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и в соответствии с планом .
Для эффективной мотивации своих работников руководитель должен определить их истинные потребности . Потребности можно разделить на :
1. Первичные потребности ( т.е. физиологические по Маслоу )
2. Вторичные ( психологические )
Помимо потребностей при мотивации используются вознаграждения , которые можно разделить на :
· Внутренние , которые дает сама работа ( самоуважение , самореализация , удовольствие от любимой работы и т.д. )
· Внешние , которые дает организация ( премии , денежные вознаграждения , отдельный кабинет , личный транспорт , перспектива продвижения по службе и т.д. )
Более наглядно система мотивации фирмы ЧП " Торнадо " представлена в таблице 4.1.
4.2. Контроль .
Непредвиденные обстоятельства могут привести организацию к отклонению от намеченного первоначального курса .
Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией ее целей .
Таким образом , контроль необходим для эффективной деятельности любой организации .
Ниже представлена схема контроля деятельности организации
Система мотивации персонала ЧП " Торнадо "
Таблица 4.1.
Потребности персонала |
Действия руководства по мотивации сотрудников |
Дополнительные материальные вознаграждения |
· Выплата премий и вознаграждений Отсутствие потолка премий |
Высокий уровень заработной платы и регулярное ее получение |
· Выплата заработной платы без задержек · Применение сдельной системы оплаты труда |
Гибкий график рабочего времени |
· Возможность предоставления отпуска по договоренности · Предоставление отгулов или разрешение более позднего прихода или более раннего ухода с работы при необходимости |
Социальная защищенность |
· Предоставление внутренних льгот · Выплаты в случае наступления несчастного случая на производстве |
Нормальные условия труда |
· Обеспечение всеми необходимыми орудиями труда · Выполнение норм охраны труда |
Возможность профессионального роста |
· Предоставление возможности получения дополнительного образования · Возможность повышения квалификации |
Потребность в самовыражении | Поручение сотрудникам работы , требующей проявления инициативы |
Потребность в уважении |
· Вынесение благодарности за хорошую работу · Уважительное отношение к сотрудникам |
Потребность в причастности |
· Создание обстановки для неформального общения · Проведение собраний с работниками по внутренним вопросам |
Информированность | Налаживание коммуникации между директором и подчиненными |
Раздел 5. Коммуникации .
Коммуникация - это процесс обмена информацией , ее смысловым значением между двумя и более людьми . Организация как структура в значительной степени зависит от качества коммуникаций , необходимых для обеспечения эффективного функционирования .
Коммуникации возникают между :
1. Организацией и внешней средой
2. Внутри самой организации между ее подразделениями
Коммуникации между организацией и внешней средой представляют собой рекламную деятельность . Для этого фирма регулярно участвует в специализированных выставках по Украине , размещает свои координаты в справочных изданиях , пользуется услугами рекламных объявлений и также проводит самостоятельную рекламную деятельность в виде расклейки по городу . Реклама в области коммуникаций играет информативную роль , она призывает потенциальных клиентов к сотрудничеству и напоминает уже существующим клиентам о существовании фирмы и ее работе
За эффективность внутреннего процесса коммуникации между уровнями , подразделениями и работниками в организации отвечает управляющий персонал ( директор , его заместитель , менеджеры ) . В частности производится :
· Сбор внутренней и внешней информации относительно клиентов и сотрудников и попытки ее систематизировать
· Формирование базы данных о существующих и потенциальных клиентах
Для улучшения эффективности обмена информацией в организации используется внутренняя документация и периодически проводятся собрания для согласования наиболее важных вопросов .
Раздел 6. Обеспечение эффективности деятельности организации .
6.1. Управление персоналом .
Управление трудовыми ресурсами является одним из важных аспектов теории и практики управления . Как без людей нет организации , так и без правильного управления ими организации не возможно достичь целей и эффективно работать . В фирме ЧП " Торнадо " ответственность за управление трудовыми ресурсами возложена непосредственно на начальника типографии и его помощников .
Для более эффективного использования работников применяется :
· Отбор и оценка кандидатов на рабочие места с учетом их потенциальных возможностей и опыта работы
· Планирование трудовых ресурсов , т.е. расчет количества необходимого персонала , который может удовлетворить потребности организации
· Определение заработной платы и установление льгот
· Обучение в случае необходимости
· Подготовка руководящих кадров
Таблица 6.1.
% | Количество человек | |
Всего занятых | 100 | 76 |
Мужчин | 57 | 43 |
Женщин | 43 | 33 |
Менеджеров | 11 | 8 |
Основных работников | 67 | 51 |
Вспомогательных работников | 33 | 25 |
Работающих в организации более двух лет | 39 | 30 |
Работающих 1 - 2 года | 61 | 46 |
В возрасте : | ||
До 25 лет | 30 | 23 |
До 45 лет | 65 | 49 |
До 60 лет | 5 | 4 |
Управление персоналом ( кадровая политика ) осуществляется следующим образом :
· Существуют общие принципы ( должностные инструкции , штатное расписание )
· Производится планирование трудовых ресурсов
· Разработана система стимулирования труда ( премии и т.д. )
· Производится анализ трудовой деятельности коллектива и ее оптимизация
· Делаются попытки мягкого разрешения конфликтов внутри коллектива
В организации работает общей численностью 76 человек .
Средневозрастной состав работников составляет 35 лет .
Соотношение мужской и женской рабочей силы :
· Мужчины составляют 57 %
· Женщины 43 % .
Режим работы организации с 9.00 до 20.00 с перерывом с 13.00 до 14.00 .
Используется шестидневная рабочая неделя .
Вычислим коэффициент текучести кадров
Количество выбывших за год работников 76
= ------------------------------------------------------------------- = -------- = 6,33
Среднестатистическое количество работников 12
6.2. Управление производством .
Решения , принимаемые руководством организации ЧП " Торнадо " , носят оперативный характер . Все решения направлены на реализацию общей стратегии фирмы , с адаптацией к рыночным условиям .
Для реализации выбранной стратегии руководству организации необходимо реализовать нижеследующие аспекты стратегии .
Область реализации стратегии |
Мероприятия по реализации |
Услуги |
· Широкий ассортимент предоставляемых услуг · Обеспечение высокого качества услуг · Внедрение новых видов услуг |
Персонал | Реализация кадровой политики организации |
Маркетинг | Разработка и внедрение системы распространения услуг организации |
Финансы | Разработка финансовой политики организации |
Приложение 1.
Колич.,тыс.шт. Показатели |
800 | 1471 | 1800 |
Постоянные затраты, грн. |
150 000 | 150 000 | 150 000 |
Переменные затраты , грн/тыс.лист. |
98 | 98 | 98 |
Цена , грн./тыс.лист. | 200 | 200 | 200 |
Прибыль | -68400 | 0 | 33600 |
ТБУ=150000 / ( 200 – 98 ) =150000 / 102 = 1470,58 = 1471 тыс.лист.
|
|
|
|||||