Название: Российские композиторы
Раздел: Рефераты по музыке
Тип: реферат
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант.
Родился 4 августа 1787 года в Москве. Умер 22 февраля 1851 года там же.
Происходил из старинного дворянского рода. Отец А., сенатор, затем президент
Берг-Коллегии и главноуправляющий межевой канцелярией, дал сыну хорошее домашнее воспитание. Образование свое А. закончил в Московском
университетском пансионе. Во время походов 1812 - 1815 годов служил в гусарах.
В 1823 году уволен в отставку подполковником. К этому же времени относится появление первых его романсов: "Вечерком румяну
зорю", "Соловей" и других. Еще раньше он написал, вместе с
Маурером и Верстовским, музыку к водевилю "Новая шалость, или Театральное
сражение". В 1822 году в большом театре в Петербурге шла в первый раз
комическая опера А. "Лунная ночь, или Домовые", в двух действиях. В
репертуаре она не удержалась и издана не была.
Варламов, Александр Егорович - известный русский
композитор-дилетант. Родился в Москве 15 ноября 1801 г.; происходил из
"волошских", то есть молдавских дворян. Еще ребенком он страстно
любил музыку и пение, особенно церковное, и рано стал играть на скрипке по
слуху (русские песни). Десяти лет Варламов поступил певчим в придворную певческую капеллу. В 1819 г. Варламов был назначен регентом придворной
русской церкви в Гааге. В Гааге и Брюсселе тогда была прекрасная французская опера, с артистами которой Варламов свел знакомство. Быть
может, отсюда он и вынес свое знакомство с искусством пения, давшее ему
возможность сделаться впоследствии хорошим учителем вокального искусства. Имея
множество знакомств, особенно среди музыкантов и любителей музыки, Варламов,
вероятно, тогда уже составил привычку к беспорядочной и рассеянной жизни,
которая помешала ему впоследствии выработать как следует свое композиторское
дарование. Заслуга Варламова состояла в популяризации национального жанра и в
подготовке публики к восприятию в будущем более серьезных произведений нашей
национальной художественной музыки. Под влиянием неправильного образа жизни,
бессонных ночей за картами, разных огорчений и лишений, здоровье пошатнулось, и
15 октября 1848 года он скоропостижно скончался на
карточном вечере его знакомых. Варламов оставил более 200 романсов (в том числе
42 народных русских песни, аранжированных им для одного голоса с фортепиано, из
них 4 малорусских, небольшое число сочинений на 3 голоса, три церковных
произведения для хора (херувимские) и три фортепианных пьесы (марш и два
вальса).
Глинка, Михаил Иванович - гениальный композитор, основатель национальной
русской музыкальной школы, родился 20 мая 1804 г. в с. Новоспасском (близ гор.
Ельни, Смоленской губернии), имении отца. Едва ребенка отняли от матери, как
его взяла на свое попечение властная бабушка (по отцу), гроза крепостных и
своих близких. Слабый ребенок рос нервным и золотушным, мнительным и
болезненным баричем-недотрогою. Несмотря на неблагоприятную обстановку, которой
окружила его бабушка, ребенок выучился читать чрезвычайно рано, но музыкальные
способности его еще дремали. К счастью для мальчика, воспитание, грозившее
превратить его в жалкого, изнеженного недоросля, было прервано смертью бабушки.
Первым пробуждением музыкальных наклонностей Глинка был обязан небольшому
домашнему крепостному оркестру и такому же оркестру дяди.
Оркестр дяди стал для
него "источником самых живых восторгов". Особенно любил Глинка
русские песни, переложенные для двойного духового квартета. Умер на чужбине 3
(15) февраля 1857 г. - Неудачная личная жизнь и тягостные общественные условия
не благоприятствовали полному и плодотворному развитию гения Глинки.
Верстовский Алексей Николаевич - русский композитор. Родился 18
февраля 1799 г. в Тамбовской губернии, в помещичьей семье. Окончил курс в институте инженеров
путей сообщения; обучался теории музыки у Брандта и Цейнера. К самому раннему
периоду музыкального творчества Верстовского относятся фортепианная соната,
песни, куплеты для водевилей. Инженерной карьере он предпочел музыкальную и
вращался в артистическом мире Петербурга, не раз выступая в частных домах как
актер и певец. Его опера-водевиль "Бабушкины попугаи" (перевод с
французского П.И. Хмельницкого) была поставлена в 1819 г. в Петербурге.
Верстовский имел почти неограниченное влияние на театральные дела. Настоящую
славу дала Верстовскому опера "Аскольдова могила". Он умер 5 ноября
1862 г. Значение Верстовского в истории русской музыки основывается, главным
образом, на его операх, из которых наиболее типична "Аскольдова
могила", и теперь изредка появляющаяся на русских сценах.
Даргомыжский, Александр Сергеевич- знаменитый русский композитор.
Родился 2 февраля 1813 г. в селе Даргомыже Белевского уезда, Тульской губернии.
Умер 5 января 1869 г. в Петербурге. Отец его, Сергей Николаевич, служил по
министерству финансов, в коммерческом банке; мать Даргомыжского, урожденная
княжна Мария Борисовна Козловская, вышла замуж против воли родителей. Один из
братьев Даргомыжского прекрасно играл на скрипке, участвуя в камерном ансамбле
на домашних вечерах; одна из сестер хорошо играла на арфе и сочиняла романсы.
До пятилетнего возраста Даргомыжский вовсе не говорил, и его поздно
сформировавшийся голос остался навсегда писклявым и хрипловатым, что не мешало
ему, однако, впоследствии трогать до слез выразительностью и художественностью
вокального исполнения на интимных собраниях. Образование Даргомыжский получил
домашнее, но основательное. Играя в кукольный театр, мальчик сочинял для него
небольшие пьески-водевили, а в шесть лет стал учиться играть на фортепиано.
Настоящей системы в музыкальном образовании Даргомыжского не было, и своими
теоретическими знаниями он был обязан, главным образом, самому себе.