Предлагаем выполнить:
дипломную, курсовую работу, реферат по любой интересующей Вас теме. Срок выполнения работы от 1 дня. План работы мы выполним бесплатно. Если план работы Вас устраивает, вы оплачиваете аванс 30% и работа выполняется. Как только работа будет готова, на Ваш электронный адрес поступит демо-версия. Ознакомившись с сокращенным вариантом, Вы доплачиваете оставшуюся сумму и получаете полную версию работы.
Реферат: Педагогическая система К. Д. Ушинского
Московский Педагогический Университет им. Крупской
Факультет Технологии и Предпринимательства
Реферат по педагогике на тему:
«Педагогическая система К. Д. Ушинского»
Выполнил: Кудрин Е.Е .
42 группа
Москва 2001
Константин Дмитриевич Ушинский - Педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России. Родился с г. Туле, в семье небогатого дворянина-помещика. Раннее детство прошло под влиянием матери, которая сама руководила первоначальным обучением сына. Гимназическое образование получил в Новгород-Северской гимназии Черниговской губернии. После окончания юридического факультета Московского университета (1844) был. оставлен при нем для подготовки к магистерскому экзамену. Через два года назначен исполняющим обязанности профессора энциклопедии законоведения в Ярославский юридический лицей. В конце 1849 г. уволен из лицея за отказ исполнять унизительные требования учебного надзора за содержанием преподавания (предоставление подробных программ лекций с точным указанием источников и др.). За год до увольнения на торжественном заседании в Ярославском лицее К. Д. Ушинский произнес речь «О камеральном образовании», которая в том же году была издана в Москве (1848).
Переселившись в Петербург, К. Д. Ушинский не мог найти себе педагогической работы. Нужда вынудила его поступить мелким чиновником в Министерство внутренних дел по департаменту иностранных исповеданий (1850—1854). Служба Ушинского в должности помощника столоначальника департамента не могла удовлетворить его ни материально, ни морально. С 7552 г. он занялся журналистикой, сотрудничал в «Современнике» (до 1854 г.), а затем в «Библиотеке для чтения» (до 1856 г.). В ноябре 1854 г. благодаря содействию директора Гатчинского сиротского института, знавшего К. Д. Ушинского по Ярославскому лицею, он получил место преподавателя, а потом инспектора этого института.
Редактор журнала «Библиотека для чтения» попросил Ушинского перевести несколько английских педагогических статей, которые произвели «страшный переворот» в его понятиях и убеждениях. С этого момента он решил посвятить себя «исключительно педагогическим вопросам». А библиотека бывшего инспектора Е. О. Гугеля, оставленная институту, познакомила его с произведениями западноевропейских педагогов.
Начавшееся общественное движение в России в 60-х гг. оказало решающее влияние на становление Ушинского как педагога. В «Журнале для воспитания» он публикует статьи: «О пользе педагогической литературы» (1857), «О народности в общественном воспитании» (1957), «Три элемента школы» (1858).
Уже в первый год работы в Гатчинском сиротском институте К. Д. Ушинский пришел к выводу о том, что необходимо по-новому поставить обучение в начальных классах. Оно должно быть пропедевтикой' к систематическому школьному учению. В этом плане он преобразовал постановку учебной работы.
Литературно-педагогическая и практическая деятельность Ушинского принесла ему славу лучшего педагога. Разносторонне и высокообразованный педагог, К. Д. Ушинский построил педагогическую систему на основе достижений современной ему науки, уделил серьезное внимание ее материалистическому направлению.
К. Д. Ушинский — один из создателей общественной педагогики, ставившей целью воспитание человека — гражданина-демократа, тесными узами связанного с трудящимися массами, с народной, демократической культурой.
Огромный вклад внес К. Д. Ушинский в разработку педагогических проблем физического, трудового, нравственного, патриотического и эстетического воспитания.
В педагогической системе К. Д. Ушинского значительное место занимало учение о содержании школьного обучения, проблемы соотношения науки и учебного предмета. Он глубоко раскрыл педагогическое значение принципа наглядности, его роль в развития умственных сил ребенка. Дидактика и методика К. Д. Ушинского были направлены против зубрежки и схоластики, против пассивности детей в обучении. Он предложил новый, более широкий учебный план для народной школы, в центр которого был поставлен родной язык..
Когда в начале 60-х гг. заговорили о женском образовании и преобразовании закрытых женских учебных заведений-институтов, то к этой новой для России работе был приглашен Ушинский. Будучи преподавателем и инспектором Смольного института в Петербурге (1859—1862), он сократил срок обучения с 9 до! лет, сравнял курс «благородного» и «неблагородного» отделений, ввел новый учебный план со сравнительно небольшим количеством учебных предметов, сосредоточенных вокруг родного языка, а не французского, как было до него, ввел предметные уроки, опыты по физике. После семи классов был введен двухлетний педагогический класс (в первый год изучалась педагогика наряду с общеобразовательными предметами, во второй — проходилась педагогическая практика). Были приглашены в институт новые педагоги (В. И. Водовозов, А. Н. Модзалевский, Д. Д. Семенов и др.).
Министерство народного просвещения задумало обновить ведомственный «Журнал Министерства народного просвещения» и поручило К. Д. Ушинскому его редакцию (1860). Больше года Ушинский пытался придать этому журналу преимущественно педагогическое направление, разработал программу и проспект издания. В июльском номере журнала была помещена статья Ушинского «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860).
За время работы инспектором Смольного института вокруг Ушинского образовался кружок единомышленников. На педагогических вечерах в доме инспектора по четвергам они говорили о новостях тогдашней литературы, о государственных реформах, но больше всего спорили об учебных программах, методах, разных педагогических взглядах и системах. Здесь обсуждалась составленная К. Д. Ушинским книга для классного чтения «Детский мир» (1861).
Преобразования Ушинского в Смольном институте, его разностороняя педагогическая деятельность, успехи и слава вызвали у явных и скрытых недоброжелателей желание избавиться от педагога-реформатора. На имя попечителя Смольного института С. С. Ланского была направлена жалоба, поддержанная попечителем. Клеветническое обвинение вызвало протест Ушинского, однако ни протест, ни безупречная служба не спасли от увольнения, хотя и смягчили его положение: он был командирован за границу для изучения постановки женского образования с сохранением прежнего жалованья.
Пребывание Ушинского за границей (1862—1861) было использовано им для плодотворной научно-педагогической работы. В Швейцарии он составил учебные книги «Родного слова» для 1-го и 2-го годов обучения с «Руководством» для преподавания по этим книгам, написал главный труд «Человек как предмет воспитания» (два тома и материалы к третьему), а также ряд статей в форме педагогических писем из Швейцарии.
К. Д. Ушинский глубоко изучал опыт европейской начальной школы, ее организацию, программы и методики преподавания. Однако он хорошо понимал и признавал, что свой курс элементарного обучения Россия должна построить сама в силу своеобразия ее исторических особенностей и социально-политических условий. Книга «Родное слово» предлагала такой курс начального обучения для детей 8—10-летнего возраста. Задача элементарного обучения состояла прежде всего в том, чтобы научить ребенка сознательно владеть родным языком с первых дней обучения. Эта задача по «своей первостепенной важности для всего развития человека должна составлять одну из главнейших забот воспитания». Родной язык — одно из важнейших выражений народности. На ее основе вместе с религией (православием) строится вся система воспитания. Только народ является устроителем и распорядителем своей школы. Таковы взгляды Ушинского на народную школу и роль в ней родного языка. В теоретическом труде «Человек как предмет воспитания» к числу важнейших врожденных свойств души он относит стремление к деятельности (материя инертна, душа деятельна) .
По своим философским и психологическим взглядам К. Д. Ушинский был реалистом, отбирал то, что считал истинным, не считаясь, к какому лагерю мыслителей принадлежит тот или иной факт — единственное основание истинности. Все, что изучено путем опыта, точных методов исследования, может служить предметом науки, считал он. В основе науки лежит закон причинности. Вера в личную свободу человека составляет основу всякой практической деятельности, направленной на будущее, подчиненной какой-либо цели. Отсюда Ушинский делал вывод, что педагогика (теория воспитания) не наука, так как воспитание основано на свободе человека и направлено на будущее. Педагогика — это искусство, опирающееся на знание человека «во всех отношениях». Без изучения психологии педагогу крайне трудно находить правильные пути воспитания.
За несколько месяцев до смерти, находясь в Крыму на лечении, Ушинский посетил Симферополь, где проходил учительский съезд (1870). Ему была устроена бурная овация. Учительство воздавало должное великому русскому педагогу.
Хотя философско-психологические взгляды К. Д. Ушинского во многом устарели, его педагогические идеи и практические нововведения (в женском образовании, учебных книгах и др.) имели важное значение для развития отечественной педагогики и практики начального образования.
К. Д. Ушинский один из основоположников отечественной педагогики и народной школы. Его трудами была создана стройная педагогическая система, а теоретические положения ее реализованы в учебных книгах, по которым учились многие поколения русского народа.
table>Педагогика - вопросы и ответы (история, цели, образование.. | |
Вопрос № 1. Основные этапы развития педагогической мысли. Педагогика - наука о воспитании - уходит корнями в глубинные пласты человеческой цивилизации ... Ушинского назначают инспектором классов. Одним из вариантов реализации гуманистического подхода в бучении, по мнению Ш.А. Амонашвили, является педагогика сотрудничества, идею которой в том, чтобы "сделать ребенка нашим ... |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат |
Развитие педагогической мысли в России и Беларуси | |
Развитие педагогической мысли в России и Беларуси Содержание 1. Воспитание и обучение в Киевской Руси (Х-ХШ вв.), Московском и Русском государстве ... Учитель", "Журнал для воспитания", "Русский педагогический вестник", "Журнал Министерства народного просвещения", "Педагогическим сборник", "Журнал для родителей и наставников" и ... Во время пребывания за границей К.Д.Ушинский работает над составлением книги для классного чтения "Родное слово" и методического руководства к ней, готовит к печати два тома своего ... |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: дипломная работа |
Жизнь и педагогическая деятельность К.Д. Ушинского | |
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЛИАЛ КОСТРОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Тема: " Жизнь и педагогическая деятельность К. Д ... С 1859 по 1862 г. К.Д.Ушинский работал в качестве инспектора классов Смольного института благородных девиц, в котором также провел коренные реформы: объединил самостоятельно ... Ушинский много работал над тем, чтобы определить основное направление и содержание курса начального обучения и улучшить методику первоначального обучения родному языку в народной ... |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат |
Основные этапы развития преподавания методики литературы | |
Реферат на тему: "Основные этапы развития преподавания методики литературы" Содержание Введение 1 Деятельность М.В. Ломоносова в области преподавания ... Педагогическое направление приобретает "Журнал Министерства народного просвещения", редактируемый в 1861-1862 гг. Разработкой научных методик занимались В.В. Данилов ("Литература как предмет преподавания"), Н.М. Соколов ("На уроках родного языка"), М.А. Рыбникова ("Работа словесника в школе ... |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат |
Жизнь и творчество Н.И. Пирогова |
Кафедра Культорологии НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ПИРОГОВ 2007 р. Глава первая ДЕТСТВО И ЮНОШЕСТВО Основатель русской научной военной медицины, гениальней хирург ... Педагогические заветы гениального хирурга и анатома заключались в проповеди гуманного отношения к учащимся, в заботах о воспитании человека-гражданина, в стремлении направить школу ... В советской педагогической литературе, критически разрабатывающей наследие лучших учителей дореволюционной России - К. Д. Ушинского, В. Я. Стоюнина и других,- отдаётся должное ... |