Реферат: Театрализованная игра как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР

Санкт-петербургское Высшее Педагогическое училище (колледж) №2


Курсовая работа

На тему: “Театрализованная игра как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР”

Выполнена:

Студенткой 4 “Д” группы

Гербер Викторией

Руководитель:

Шмакова Людмила Петровна

Санкт-Петербург 2002 год

План

 

Введение

1.      Теоретическое обеспечение проблемы развития речи в онтогенезе

1.1.     Особенности связной речи детей с задержкой психического развития.

1.2.     Виды связной речи. Пересказ – важное средство развитие связной речи.

2.         Театрализованная игра как средство развития связной речи у детей с ЗПР

2.1.     Значение творческих игр.

2.2.     Виды игр.

2.3.     Театрализованная игра как вид творческих игр.

 

3.      Приёмы стимуляции всестороннего развития детей в театрализованной игре.

3.1.     Участие детей с ЗПР в театрализованной игре.

3.2.      Театрализованные игры для развития речи


Введение.

 «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу…»

                                                                                     А.С.Макаренко. 

Огромная роль в развитии  и  воспитании детей  дошкольного  возраста  принадлежит игре - важнейшему    виду  деятельности.

Творческим   играм  детей  с  задержкой  психического  развития  посвящены труды  многих  ученых ………….

В  исследованной  литературе театрально  -  игровая  деятельность  детей  с  проблемами освещена очень скупо.

Известны работы Н. Карпинской, Л. В. Артемовой, и других авторов, но они адресованы нормально развивающимся детям. В этих работах освещается взгляды авторов на значение театрализованной игры в воспитательном процессе, а так же даются рекомендации по её развитию.

Цель: выявить уровень степени влияния театрализованных игр на развитие связной речи у детей с ЗПР.

Задачи:

1) определить актуальность темы путем изучения литературы по проблеме исследований.

2) Подобрать театрализованные игры для развития связной речи у детей с ЗПР.   


1.1.Особенности связной речи детей с

задержкой психического развития.

 

Для ребенка с задержкой психического развития, получившего задание пересказать содержание текста, важным является - воспроизведение содержания текста наиболее подробно, с наибольшей точностью. Память ребенка с задержкой психического развития захватывает на непродолжительное время слова и выражения из текста, требуемые для пересказа. Однако, задержание памятью только для такой цели , они потом очень быстро „ выветриваются " так и не входя в активный запас ребенка.

Неполноценная игровая деятельность детей с задержкой психического развития тормозит развития новых форм речи. Дети данной категории не умеют самостоятельно пересказать прослушанный рассказ на заданную тему, составить рассказ по сюжетной картинке, описать предмет. Речевая деятельность детей с задержкой психического развития изучена недостаточно. В настоящее время мы располагаем данными о некоторых ее особенностях:

-   излишняя    вербализация,    использование    моторных    слов    без понимания и смысла,

 неполноценность не только спонтанной речи, но     и отраженной речевой активности,

-    несформированность грамматического строя речи,

-    недостаточность словообразовательных процессов.

Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития были выявлены Е. С. Слепович [35] при изучении словаря и грамматического строя речи.

По данным В. И. Насоновой [30] и Е. С. Слепович [35] высказывания детей с задержкой психического развития нецеленаправленны, обычно они используют примитивные грамматические конструкции, затрудняются связно выразить свою мысль. При составлении предложений по опорным словам у некоторых детей появляются недочеты в грамматическом оформлении речи.

Ф. А. Сохин [33] считает, что детям с задержкой в развитии доступна простота диалогической речи. При изложении своих мыслей дети допускают много ошибок в построении предложений , особенно сложных . Они легко соскальзывают с одной темы на другую , более знакомую . Рассказывая , дети часто повторяют одни и те же фразы , что указывает на нарушение динамики речевой деятельности , выступающей в несформированности внутреннего речевого программирования и грамматического структурирования, что в свою очередь указывает на задержку развития связной речи .

Часто речь детей с задержкой психического развития имеет склонность к сложным оборотам речи. Сложноподчиненные предложения, которые составляют некоторые дети с проблемами в развитии, очень пространны, иногда состоят из двадцати слов [35]. Создается впечатление, что ребенок начав высказывание, не может его закончить.

Анализ текстов со стороны словоупотреблений показал, что для рассказов детей с задержкой психического развития характерно увеличение доли существительных, местоимений, наречий, служебных слов [35] . Необоснованно частое употребление существительных может быть вызвано трудностями в развертывании высказывания. Предложение не строится каждый раз заново, воспроизводится фразами или просто перечисляются субъекты и объекты действия. Частое использование местоимений и наречий с обобщенным недифференцированным значением объясняется ограниченным словарным запасом.

Неумеренное употребление служебных и вводных слов - результат неумения структурно оформить предложение. Их употребление не требует строить каждый раз новую программу высказываний, а идет по пути воспроизведения уже известной.

Изучение монологической речи детей с задержкой психического развития старшего дошкольного и младшего школьного возраста показывает, что речь их носит ситуативный характер, у этих ребят только начинается переход к контекстной речи. Переход от ситуативной речи к монологическому высказыванию означает не только новый этап в речевом развитии ребенка, но и достижение им определенного уровня познавательного процесс. По результатам Е. С. Слепович [35] , Н. Ю. Боряковой [3] дети с задержкой психического развития страдают нарушениями грамматического строя и их наиболее характерными видами аграмматизмов в высказываниях являются:

-    пропуски или избыточность членов предложения,

-   ошибки в управлении и согласовании,

-   ошибки в употреблении служебных слов,

-   ошибки в определении времени глагола,

-   структурная неоформленность высказывания.

Все перечисленные особенности монологической речи детей с задержкой психического развития позволяют говорить о динамических нарушениях речевой деятельности, которые выражаются прежде всего в несформированности внутреннего программирования и грамматического структурирования ( оформления высказывания ).

Вывод:   Дошкольный   возраст   -   наиболее   благоприятный   период   в

развитии ребенка. Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Игра требует от дошкольника действий во внутреннем , воображаемом плане, то есть видения предметов в соответствии с принятой ролью. В игре ребенка формируется социальная ориентация, требующая согласования своей точки зрения с точкой зрения других играющих. При недостаточной сформированности ведущей игровой деятельности нарушается становление ряда психических свойств и качеств ребенка, способствующих приобретению знаний, умения и навыков. Игра невозможна без речевого оформления. Для речи с задержкой психического развития характерны специфические особенности:

-   позднее появление речи,

-    нарушение ее произносительной стороны,

-    бедность активного словаря,

-    нарушение грамматического строя.

Все   это   вызывает   трудности   речевого   общения   при   любом   виде деятельности, затрудняет и игровой процесс и процесс обучения. При передаче произведения дети с задержкой психического развития часто не  сохраняют  основной  сюжетной  линии   пересказа ,  соскальзывают  на второстепенные детали . Страдает взаимосвязь отдельных частей .

1.2.Виды связной речи.

Пересказ - важное средство развития связной речи.

 

Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом.

Речь    имеет    основные    взаимосвязанные    функции:    она    является средством общения ( коммуникативная функция ) и средством обозначения (сигнификативная функция}.

Различают речь экспрессивную и импрессивную, при этом пассивный словарь ( импрессивная речь ) всегда преобладает над активной (экспрессивной ) речью. У детей в процессе овладения языком это расхождение проявляется достаточно ярко.

Речь разнообразна. По своим особенностям и функциональному назначению различают речь внешнюю (устную и письменную ) и речь внутреннюю.

Устная речь - это обычная, звуковая, разговорная речь, которой пользуются при непосредственном общении друг с другом. Б зависимости от конкретных условий общения устная речь приобретает форму либо диалогической речи , протекающей в форме беседы , разговора между двумя или несколькими участниками , человек ставит вопрос и отвечает на них , высказывает замечания , одобрения или возражения .

Монологическая речь занимает большое место в практике общения. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи - ярко выраженная направленность ее к реальному или воображаемому слушателю.

Цель этой направленности - достигнуть необходимого воздействия на слушателя. По сравнению с диалогической монологическая речь - более сложная и трудная форма речи , Монологическая речь не имеет прямой и активной поддержки со стороны слушателя , поэтому монологическое выступление требует предварительного продумывания и планировки его основных опорных пунктов ,

Развитие связной речи ребенка - дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях Э. П. Короткова [22] выделяла такие работы по развитию связной речи в подготовительной группе детского сада:

Рассказывание.

1. Рассказывание с использованием игрушек, предметов, природного материала.

2. Рассказывание по картине,

3. Рассказывание на тему из личного опыта.4. Рассказывание по предложенным сюжетам. Пересказ.

1.  Частичный

2. Подробный.

Пересказ - связное выразительное воспроизведение текста прослушанного художественного произведения.

Среди различных видов пересказов наибольшее распространение и программе детского сада получил подробный пересказ - пересказ текста в той последовательности , в которой он воспринимается при чтении взрослым. При этом он рассматривается, главным образом, как средство закрепления в детской памяти содержания прочитанных текстов и тем самым обогащения круга представлений и знаний детей. Из всех видов пересказа, подробный пересказ в большей мере способствует обогащению словаря детей , формированию строя предложений и развитию связной речи детей.

Помимо того, что дети знакомятся с яркими оборотами речи, образцами литературного языка, они овладевают необходимыми для связи одни мысли с другой предложениями, выражающими различные временные и причинные отношения.


2.1.Значение творческих игр

для детей дошкольного возраста.

Деятельность – категория социальная. В основе деятельности лежит система движений и предметных действий.

Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути  вида деятельности: игру, учение и труд.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения.

Теоретические представления о сущности детской игры, развитые в отечественной психологии, в основном сводятся к следующему:

Игра занимает свое место в ряду других воспроизводящих деятельностей, являясь ведущей в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры как ведущей деятельности возникают основные психические новообразования данного возраста.

Игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и структуре деятельностью

Развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий воспитания ребенка, т.е. социальных явлений.

Проблема обучения игре, формирования ее как деятельности выделялась и была наиболее отчетливо  сформулирована в психологических и педагогических исследований детей раннего возраста и аномальных детей. Эта проблема отчетливо сформулирована А.В. Запорожцем.

В результате психологических исследований практическая педагогика оказалась ориентированной на формирование собственно игровой деятельности у детей раннего возраста. Однако, по отношению к детям дошкольного возраста педагогическое руководство игрой сводилось в основном к обогащению конкретного содержания игры, к организации положительных отношений в игре.

Между тем условное игровое действие, формирующиеся в раннем детстве и являющеюся, безусловно, основой более сложной игры дошкольника, еще не обеспечивает перехода к ней (с лежащем в центре её ролевым поведением и творческим построением сюжета). В результате игра крайне однообразна. Часто даже к старшему дошкольному возрасту игровая деятельность детей не достигает своих развитых форм.

Это заставляет ставить проблему формирования игровой деятельности более широко – как проблему постепенной передачи детям все более усложняющихся способов игровой деятельности на протяжении всего дошкольного детства.

В связи с этой проблемой встает ряд более частных задач:

какие способы игры должны формироваться у ребенка и в какой последовательности.

каким по характеру должны быть формирующие воздействия взрослого и при каких условиях они будут наиболее эффективными.

какие формы игры будут в наибольшей степени способствовать психическому развитию ребенка на каждом этапе дошкольного возраста.

Подойти к решению этих задач можно, лишь предварительно  рассмотрев вопрос о значении игры для развития ребенка.

Более четко развивающие функции игры определены в отечественной психологии и педагогике.

Существенным для понимания развивающего значения игры представляются соображения, высказанные Л.А. Венгером, подчеркнувшим необходимость четкого определения специфического влияния игры на развитие ребенка. Венгер исходит из того, что каждая конкретная деятельность требует определенных специфических для неё способностей и создает условия для их развития.

Д.Б. Эльконин, рассматривая развивающую функцию игры, останавливается прежде всего на ее значении для развития мотивационных потребностей сферы ребенка.

На развитие в игре воображения, образного мышления ребенка указывает Л.С. Выготский , Д.В. Меджерицкая.

Обучение и развитие творчества происходит в единстве и взаимодействии. Это убедительно доказала Е.А.Флерина, подвергнув критике “теорию распада” детского творчества. Е.А. Флерина доказала, что спад может наступить из-за отсутствия обучения или из-за плохого обучения; при правильном же руководстве и обучении творчество детей достигает относительно высокого уровня.

В работах педагогов – психологов анализируется значение игры для морально – нравственного развития ребенка, прежде всего роль самого содержания игры, посредством которого происходит овладение ребенком нормами и правилами взаимоотношений между людьми.

По мнению Р.И.Жуковской, детей объединяют в игре общая цель, общие интересы и переживания, совместные усилия при достижении цели, творческие поиски.

Т.А.Маркова считает, что на развитие дружбы между детьми существенное влияние оказывает длительная по своему характеру творческая игра.

Совместная игра создает условия для возникновения “детского общества” и реальных отношений в нем между детьми. А.П.Усова усматривает основное воспитательное значение игры именно в наличии у детей качеств “общественности” т.е. качеств, позволяющих успешно взаимодействовать с другими.

Уже имеющиеся представления о развивающем значении развернутой формы игровой деятельности нуждаются в дополнении данными о том, как влияет игра на развитие ребенка на каждом возрастном этапе. Пока наука не располагает такими конкретными данными. Поэтому следует рассмотреть игровую деятельность с точки зрения  последовательного усложнения её строения и проследить возможности и особенности овладения ею детьми на различных возрастных этапах.

Решение этого вопроса требует смыкания психологии и педагогики. В новом типе исследования – психолого-педагогическом, где особенности развития игровой деятельности ребенка изучаются в процессе её активного формирования. На необходимость такого типа исследований указывал еще Выготский. Дальнейшее развитие эта мысль получила в трудах психологов В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.

В психологических исследованиях А.Н.Леонтьева, Д.Б. Эльконина и других развитие детской игры рассматривалось с точки зрения динамики мотивации и изменения психологического содержания деятельности.

Первый этап развития игры связан с овладением ребенком специфическими функциями предметов, недоступных ему в его практической деятельности – практическая игра.

Второй этап развития игры связан с овладением  отношениями между людьми, опосредствующими отношение к предмету – ролевая игра.

Третий этап – выделением скрытых в этих отношениях задач и правил человеческих действий и отношений – игры с правилами – и сдвигом мотива с процесса деятельности на её результат – игра-драматизация и игра-фантазирование.

Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру организации, поэтому точная классификация их затруднена.

Основу классификации игр, которая принята в отечественной педагогике, заложил П.Ф.Лесгафт. Он подошел к решению этого вопроса, руководствуясь своей основной идеей единства физического и психологического развития ребенка.

В отечественной педагогике вопрос о классификации детских игр уточнен в трудах Н.К. Крупской. В своих трудах она выделяет игры, которые создаются самими детьми, и организованные, с готовыми правилами.

2.2. Виды театрализованных игр.

Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.

Разнообразны виды театрализованных игр.

Н.А.Реуцкая разделила театрализованные игры в зависимости от художественного оформления на театрализованые игры, игры с настольным театром, фланелеграф, теневой театр, театр Петрушки, игры с марионетками.

Театрализованные игры

Игра - драматизация Игра с настольным театром

Фланелеграф

Плоскостные фигурки Объемные фигурки

Теневой театр

Игра с марионетками

Бибабо

Классифицируя разнообразные формы театрализованных игр, Л. С. Фурмина предложила следующую:

Театрализованная игра


Предметные                               Театр на ширме                                Непредметные


Настольный театр                                                                                Драматизация

С объемным            С плоским              С объемным                  С плоским

Материалом             материалом            материалом                   материалом,

(театр игрушек)                                      (перчаточные куклы)    на палочках


2.3. Театрализованная игра

как вид творческих игр.

Участие в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества .

Это объясняется двумя основными моментами: во - первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

Как отмечает ПетроваВГ, театрализованная форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых.

В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова в действительность, хотя бы и условную. Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление .

Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой. Драматизация ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества.

В этом и заключается наибольшая ценность детской театральной постановки. Эта театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества . Дети сами сочиняют, импровизируют роли , инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал . Это словесное творчество детей , нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют , лепят , шьют , и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего , волнующего детей замысла . И , наконец , сама игра , состоящая в представлении действующих лиц , завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение .

Игра-драматизация позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических знаний физического совершенства.

Разнообразие тематики , средств изображения , эмоциональности игр дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности [2, 21].

Характерное для игры драматизации образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии.

А умело поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей , собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка „совершенствуется звуковая сторона речи Новая роль , особенно диалог персонажей , ставит ребенка перед необходимостью ясно , четко , понятно изъясняться . У него улучшается диалогическая речь , ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем , который , в свою очередь , тоже пополняется .

Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают

впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.

Особенно ярко в театрализованных играх проявляется детское творчество. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли. Это способствует

Развитие творческого воображения проявляются в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые , недавние , которые произвели на них впечатления , иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок .

В театрализованных играх действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики.

Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших [5,40].

В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы , краски ,звуки . Малыши смеются , когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними , могут плакать над неудачами любимого героя , всегда готовы прийти к нему на помощь .

Тематика и содержание театрализованный игры, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость [41]. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации позволяет через образы игры-драматизации оказывать влияние на детей.

Участие в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка , представляет самый частый и распространенный вид детского творчества .

Это объясняется двумя основными моментами: во - первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

Как отмечает ПетроваВГ, драматическая форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых.

В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и

реализует снова в действительность, хотя бы и условную. Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в драматизации находит полное осуществление .

Другой причиной близости театрализованной формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой. Театрализация ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества.

В этом и заключается наибольшая ценность детской театральной постановки. Эта театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли , инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал . Это словесное творчество детей , нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют , лепят , шьют , и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего , волнующего детей замысла . И , наконец , сама игра , состоящая в представлении действующих лиц , завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение .

Театрализованная игра позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических знаний физического совершенства.

Разнообразие тематики, средств изображения , эмоциональности игр дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности [2, 21].

Характерное для театрализованной игры образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии.

А умело, поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка „совершенствуется звуковая сторона речи Новая роль , особенно диалог персонажей , ставит ребенка перед необходимостью ясно , четко , понятно изъясняться . У него улучшается диалогическая речь , ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем , который , в свою очередь , тоже пополняется .

Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.

Особенно ярко в театрализованных играх проявляется детское творчество. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли. Это способствует

Развитие творческого воображения проявляются в том, что дошкольники объединяют в игре разные события , вводят новые , недавние , которые произвели на них впечатления , иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок .

В театрализованных играх действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики.

Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших [5,40].

В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы , краски ,звуки . Малыши смеются , когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними , могут плакать над неудачами любимого героя , всегда готовы прийти к нему на помощь .

Тематика и содержание театрализованных игр, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации позволяет через образы игры-драматизации оказывать влияние на детей.

Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных , так и отрицательных образов.

Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает у них удовлетворение , которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением .

Большое и разнообразное влияние театрализованной игры на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной игры усиливаются тем , что их тематика практически не ограничена . Она может удовлетворять разносторонние интересы детей .

Эстетическое влияние на детей оказывает выполненое со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает вкус, воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят. В этом смысле игры-драматизации приравниваются

характер, крайне редко используются предметы- заместители . Игровое поведение старших дошкольников с проблемами в целом носит недостаточно эмоциональный характер. Поэтому шести-семилетние дети с задержкой психического развития не проявляют интереса к играм по правилам , имеющим существенное значение в подготовке к учебной деятельности как ведущей для младшего школьного возраста.

1.4. Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи.

Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом.

Речь    имеет    основные    взаимосвязанные    функции:    она    является средством общения ( коммуникативная функция ) и средством обозначения ( сигнификативная функция ).

Различают речь экспрессивную и импрессивную, при этом пассивный словарь ( импрессивная речь ) всегда преобладает над активной (экспрессивной ) речью . У детей в процессе овладения языком это расхождение проявляется достаточно ярко.

Речь разнообразна. По своим особенностям и функциональному назначению различают речь внешнюю (устную и письменную ) и речь внутреннюю .

Устная речь - это обычная, звуковая, разговорная речь, которой пользуются при непосредственном общении друг с другом. В зависимости от конкретных условий общения устная речь приобретает форму либо диалогической речи , протекающей в форме беседы , разговора между двумя или несколькими участниками , человек ставит вопрос и отвечает на них . высказывает замечания , одобрения или возражения .

Монологическая речь занимает большое место в практике общения. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи - ярко выраженная направленность ее к реальному или воображаемому слушателю .

Цель этой направленности - достигнуть необходимого воздействия на слушателя. По сравнению с диалогической монологическая речь - более сложная и трудная форма речи . Монологическая речь не имеет прямой и активной поддержки со стороны слушателя , поэтому монологическое выступление требует предварительного продумывания и планировки его основных опорных пунктов .

Развитие связной речи ребенка - дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях Э. П. Короткова [22] выделяла такие работы по развитию связной речи в подготовительной группе детского сада:

Рассказывание.

1. Рассказывание с использованием игрушек, предметов, природного материала.

2. Рассказывание по картине.

3. Рассказывание на тему из личного опыта.

4. Рассказывание по предложенным сюжетам. Пересказ.

1.  Частичный

2. Подробный.

Пересказ-связное выразительное воспроизведение текста прослушанного художественного произведения.

Среди различных видов пересказов наибольшее распространение в программе детского сада получил подробный пересказ - пересказ текста в той последовательности , в которой он воспринимается при чтении взрослым. При этом он рассматривается, главным образом, как средство закрепления в детской памяти содержания прочитанных текстов и тем самым обогащения круга представлений и знаний детей. Из всех видов пересказа, подробный пересказ в большей мере способствует обогащению словаря детей, формированию строя предложений и развитию связной речи детей.

Помимо того, что дети знакомятся с яркими оборотами речи, образцами литературного языка, они овладевают необходимыми для связи одни мысли с другой предложениями, выражающими различные временные и причинные отношения.

3.1. Участие детей с ЗПР в театрализованных играх.

   Владение родным языком — это не только умение правильно построить предложение, хотя бы и сложное («Я не хочу идти гу­лять, потому что на улице холодно и сыро»). Ребенок должен на­учиться связно рассказывать.

В формировании связной речи отчетливо выступает связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, вос­приятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (пред­мет, событие), уметь анализировать предмет, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавли­вать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Связная речь — это не просто последовательность слов и пред­ложений, это последовательность связанных друг с другом мыс­лей, которые выражены точными словами в правильно построен­ных предложениях. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует свою речь, научаясь мыслить.

Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным стороны языка. Работа по развитию связности речи начи­нается языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Это не значит, одна­ко, что развивать связную речь ребенка можно только тогда, ког­да он очень хорошо усвоил звуковую, лексическую и граммати­ческую раньше.

Самые простые задания на построение связного высказывания, например пересказ небольшой сказки, предъявляют к монологической речи ребенка два важнейших требования: во-первых, речь должна строиться преднамеренно в большей мере, чем, на­пример, реплика в диалоге (ответ на вопрос и т.п.), во-вторых, она должна планироваться, т.е. должны намечаться вехи, по кото­рым будут развертываться сложное высказывание, рассказ. Фор­мирование этих способностей в простых формах связной моноло­гической речи служит основой перехода к более сложным ее фор­мам (например, к творческому рассказыванию).

Задача развития письменной речи у дошкольников сейчас, есте­ственно, не может ставиться (именно письменной связной речи, умений составить текст, а не умений составить из разрезной азбу­ки или написать два-три предложения; последнее может осуще­ствляться при обучении дошкольников грамоте). Для этого необ­ходим хороший уровень навыков грамотного письма.

И все же психологические особенности письменной речи гут быть использованы для формирования у дошкольников уме­ний преднамеренно, произвольно строить высказывание (рассказ, пересказ), планировать его, для формирования связности устной речи. Эта возможность реализуется на основе «разделения труда» ребенок составляет текст, взрослый записывает. Такой прием составление письма — давно существует в методике развития речи дошкольников.

Используя составление письма, можно достичь значительны-результатов в развитии связности устной речи ребенка, в обога­щении ее сложными синтаксическими конструкциями. В этом слу­чае речь, оставаясь устной по внешней форме, строится на уров­не развернутости и произвольности, характерном для письмен­ной речи, и благодаря этому по своей структуре, по качеству связ­ности будет приближаться к ней.

Формирование произвольности речи, способности выбора язы­ковых средств является важным условием не только развития связ­ности речи, но и вообще усвоения языка, овладения тем, чего у ребенка пока еще нет в активной речи.Допустим, что маленький ребенок активно владеет только двумя первыми словами из синонимического ряда «идти — шагать — топать — брести» (хотя понимать все эти слова он может). Если у него еще не развита способность отбирать языковые средства в соответствии с задача­ми высказывания, он просто воспроизведет то слово, которое, так сказать, первым придет в голову (скорее всего, это будет «идти», как более общее по значению). Если способность отбора уже есть (хотя бы элементарная, начальная), то ребенок употре­бит слово, более подходящее к данному контексту («шагать», а не «идти»). Главное, чтобы перед ребенком встала сама задача отбора. Выбирать он сможет, конечно, только из того, что у него есть. Но «есть» — это и в активном словарном запасе, и в пассивном, т.е. в том словаре, который ребенок понимает, но сам им не пользует­ся. И когда условия построения высказывания будут таковы, что ни одно из слов, которыми ребенок владеет активно, не подходит к данному контексту, он может обратиться к своему пассивному запасу и употребить не «идти», а, например, «брести». Аналогич­но обстоит дело и с активизацией сложных грамматических (син­таксических) конструкций.

 Связная речь, таким образом, аккумулируя успехи ребенка в усвоении всех сторон родного языка, выступая как одна из важ­нейших целей речевого воспитания, вместе с тем с первых занятий по ее формированию становится важным условием овладения языком — его звуковой стороной, лексикой, грамматикой, усло­вием воспитания умений уместно пользоваться языковыми средствами художественной выразительности речи.


Словарь.

Связная речь-это непросто последовательность слов и предложений, это последовательность связных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно поставленных предложениях.

Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различными действиями  с предметами, способами и средствами общения.

Речь – это своеобразная форма  познания человеком предметов  и  явлений действительности  и  средство  общения людей   друг  с  другом.

Устная речь - это  обычная, звуковая, разговорная речь, которой   пользуются при непосредственном  общении друг с другом.

театрализованная игра – это игра развивает  творческие способности:

-     художественно – речевое;

-     музыкально-игровые;

-     танцевальное;

-     певческое;

эти  игры  приобщают детей  к   искусству

              -литературному

              -драматическому

              - театральному.

               

ЗПР - это нарушение нормального темпа  психического  развития ребенка.

                           

Воспитатель. Ребята, сейчас к вам придет мишка. Он хочет с вами поиграть. Приготовимся к его приходу. Поставим на стол /детский/ стул /тоже детский/ и все накроем занавеской. За столом поставим еще один маленький стул. Ребята садитесь перед столом и зовите мишку.

Дети садятся на расстоянии 1.5-2 метра от стола и зовут мишку. Воспитатель заходит за стол, садится там, чтобы детям  было видно его, и надевает на руку куклу.

Мишка /появляется на верхней части спинки стула, в руках у него небольшой мячик/. Здравствуйте, дети! Хотите со мной поиграть? /Ответ детей/ Хорошо! Я буду бросать вам мяч, и говорить начало какого-нибудь слова. А вам надо поймать мяч и закончить моё слово. Например, я бросаю Оле мяч и говорю: “велоси…”, - а Оля ловит мяч и добавляет “пед”. Получается слово “велосипед”. Потом она возвращает мне мяч, я его бросаю Васе и говорю: “каран…”, - Вася ловит мяч и добавляет: “даш”. Получается слово “карандаш”. Поняли, как мы будем играть? /Ответ детей/. Хорошо!

Мишка бросает мяч и сначала говорит слова длинные, в несколько слогов, чтобы детям было легче отгадать слово и добавить последний, нужный слог, например: колоколь-чик, бубен-чик, мороже-ное, верев-ка, верто-лет, незабуд-ка, и т.д. Потом он переходит к словам из двух слогов: кни-га, ру-ка, гла-за, Та-ня, Во-ва, ро-за, ли-са, мед-ведь и прочие. Затем предлагает детям играть без него.

Дети садятся в кружок, начинают перебрасывать мяч друг другу и произносить начало слов. Мяч можно не бросать, а перекатывать по полу.

Мишка /смотрит на детей/. Я вижу, ребята, вы хорошо играете и без меня. Ну, так я попрощаюсь с вами и пойду. До свиданья, до свиданья!

Мишка скрывается за спинкой стула, воспитатель снимает куклу и выходит к детям.

Приложение 2.

                               Конспект занятия по связной речи.

Тема: Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию.

Цели: Учить детей отвечать на вопрос развернутой фразой из трех-че­тырех слов, пересказывать текст, составленный из трех-четырех простых предложений, с наглядной опорой в виде натуральных объектов, предметов и действий с ними. Развивать внимание и словесно-логическое мышление детей.

Организационный момент. Логопед предлагает сесть только тому, кто повторит названия трех-четырех игрушек: машинка, кубик, мяч (робот, кукла, пирамидка; луноход, конструктор, коляска и т. п.).

1. Дети сидят полукругом около игрового уголка. Логопед предлагает всем смотреть внимательно на то, что сейчас произойдет. В помещение входят мальчик и девочка из той лес группы, с которыми логопед оговорил заранее, какие действия необходимо им произвести. Мальчик берет кубики и строит башню на ковре. Девочка кормит куклу Барби, сидящую на стульчике (см. приложение IV, рис. I).

2. Когда дети просмотрели выполненные мальчиком и девочкой дейст­вия, логопед задает вопросы, на которые просит отвечать полно и точно:

—  Кто вошел в группу?

—  Что взял Алеша?

—  Что взяла Катя?

—  Что строил Алеша?

—  Кого кормила Катя?

(Вопрос что делал? в начале обучения вызывает сложности у детей данной категории.)

3. Словарная работа. Логопед объясняет, что сейчас ребята будут под­бирать слова и за каждое правильно сказанное слово они получат звездочку. Далее говорит: «Алеша выстроил башню, а что еще можно строить?»

Дети подбирают слова: строят дом (гараж, дачу, магазин, аптеку и т. п.).

Логопед продолжает: «Катя кормила Барби, а что еще можно делать с куклой?»

(Логопед помогает детям жестами, подсказывающими словами и т. п.)

4. Динамическая пауза. Дети встают около своих стульчиков. Логопед читает стихотворение, содержащее словесные команды. Ребята совершают соответствующие действия.

Девочки и мальчики прыгают, как мячики, Ножками топают, ручками хлопают, Головкой кивают, все вместе отдыхают.

5. На ковер выставляются три красные и одна желтая игрушки. Логопед просит детей убрать «лишнюю» игрушку (неподходящую по цвету остальным) и подталкивает ход рассуждений детей наводящими вопроса­ми: «Какого цвета игрушки? Все они одного цвета?» и т.п. Таким же образом можно рассмотреть три большие игрушки и одну совсем малень­кую («лишнюю» по размеру) и т.д.

6. Логопед напоминает детям о том, что делали в кукольном уголке Алеша и Катя, затем объясняет, что сейчас ребята услышат рассказ. Не торопясь, четко, громко и выразительно логопед рассказывает:

— Алеша и Катя вошли в группу. Алеша взял кубики. Катя взяла куклу Барби. Алеша строил башню. Катя кормила куклу. Дети играли.

Логопед просит детей самих рассказать о том, что они видели. Начи­нается опрос с детей из сильной подгруппы. Опрашиваются трое-пятеро ребят.

7. Подводится итог занятия, оценивается деятельность детей.

Список литературы:

1.   Артемова Л. В.  “Театрализованные игры дошкольников” М 1991 год.

2.   Венгер Л. А., Мухина Л. А. “Психология” М 1988 год.

3.   Выготский Л. С  “Воображение и творчество в детском возрасте” М 1991 год.

4.   “Дошкольная педагогика” под редакцией Логинова В. И, Саморуковой П. Г. М 1988 год.

5.   Запорожец А. В. “Некоторые психологические моменты детской игры”//Дефектология №10 1965 год страница 72-79.

6.   Карпинская Н. С. “Художественное слово в воспитании детей” М 1982 год.

7.   Кузнецова Л. В. “Использование игры в коррекционных целях”//Воспитание детей с задержкой психического развития в процессе обучения М 1981 год.

8.   Леонтьев А. Н. “Психологические основы дошкольной игры”//Избранные психологические произведения 1 том страницы 303-323 М 1983 год.

9.   Слепович Е. С. “Игровая деятельность дошкольников” М 1989 год.

10.            Ульенкова У. В. “6-летние дети с задержкой психического развития” М 1990 год.

11.            Эльконин Д. Б. “Психология игры” М 1978 год.