Реферат: Тимуровское движение

  

    Освободительная борьба советского народа против фашизма явилась мощным стимулом  развития тимуровского движения, возникшего ещё в мирное время.  «День рождения» этого изумительного по своей природе и направленности движения вполне определенно датируется временем появления на экранах страны (1940) кинокартины «Тимур и его команда» (сценарий А. Гайдара, постановка режиссера А. Разумного). Исключительная популярность фильма объяснялась не только жизненностью образа его главного героя, сразу же переступившего рамки экрана, ставшего идеалом и примером для многих тысяч своих сверстников. Главное заключалось в том, что фильм ответил на самые горячие патриотические стремления советских детей _ быть полезным Родине не после окончания школы, а теперь, немедленно. Фильм раскрыл детям романтику их простых дел, заставил всмотреться в окружающую жизнь, быть чуткими и внимательными. Слово «тимуровец» ярко отразило лучшие черты, свойственные школьнику Советской страны: неуемную жажду деятельности, благородство, мужество, умение постоять за свои интересы.

    В годы Великой Отечественной войны это движение росло и ширилось буквально с каждым днем: только в Российской Федерации команды тимуровцев насчитывали в своих рядах свыше 2 млн. человек. Звание «тимуровец» обязывало, оно действовало на ребят дисциплинирующе, побуждало их к благородным, патриотическим поступкам. Деятельность тимуровцев имела огромное общественно-политическое и педагогическое значение.

    В одной лишь Челябинской области в 1942/43 учебном году 3138 тимуровских команд, объединявших 28 тыс. учащихся, помогали свыше 15 тыс. семей фронтовиков. С первого дня войны кипучую деятельность развернули тимуровцы Хабаровского края: около 1 тыс. тимуровских команд ремонтировали квартиры семей фронтовиков, ухаживали за маленькими детьми, помогали обрабатывать огороды, заготавливать топливо. Тимуровские команды Воронежской области насчитывали свыше 50 тыс. школьников. Одним из важнейших участков своей деятельности они считали контроль за состоянием дорог, по которым подвозились к фронту войска и боеприпасы.

    Тимуровцы провели также огромную работу в подшефных госпиталях. Так, за 1941/42 учебный год тимуровцы Вологды подготовили для раненых бойцов 153 концерта художественной самодеятельности. Школьники Горьковской области за все годы войны организовали для воинов, находившихся на излечении в госпиталях, 9700 представлений художественной самодеятельности. Тимуровцы дежурили в госпиталях, писали письма по поручению раненых, выдавали книги из библиотек, помогали выполнять самые разнообразные хозяйственные работы.

    Большую помощь тимуровцы оказывали детским учреждениям. Школьники шефствовали над детьми. Детским учреждениям освобожденных районов тимуровцы собирали  и отправляли литературу, учебники  и  учебные пособия, подарки. В августе 1943 г. из Казани в Сталинград отправился первый пароход «Пушкин», груженный подарками, собранными пионерами и школьниками республики.

    Размах тимуровского движения, полнокровность содержания работы обеспечивались постоянным вниманием, заботой и повседневным руководством местных партийных и комсомольских организаций. Из года в год тимуровское движение стремительно развивалось, становилось все более широким и по форме и по содержанию. В феврале 1942 г. по всей стране были проведены слеты тимуровцев, на которых они с гордостью докладывали о своей деятельности. О работе тимуровских команд рассказывали по радио, писали в газетах и журналах, они получали сердечную благодарность десятков тысяч фронтовиков и их семей. Особое значение приобрело тимуровское движение в осажденном врагом Ленинграде. Отряды тимуровцев являлись здесь «младшими братьями» комсомольских бытовых бригад, сыгравших исключительную роль в спасении населения от гибели, особенно в первую блокадную зиму. В  1941 _ 1942 гг. в 753 тимуровских командах Ленинграда успешно работали 12 тыс. пионеров. Шефствуя над семьями фронтовиков, инвалидов, пенсионеров, они заготавливали для них топливо, убирали квартиры, получали по карточкам продовольствие.

    Уже 29 сентября 1941 г. Иркутский обком ВЛКСМ принял специальное решение, в котором подчеркивалась необходимость всемерно содействовать распространению и развитию тимуровского движения в области, обеспечивать действенное руководство им со стороны старших пионервожатых, секретарей комсомольских организаций. В 1941/42 учебном году только в 17 районах области работали 237 тимуровских команд, объединявших 3818 ребят. В 1943/44 учебном году тимуровцы шефствовали над 1274 семьями фронтовиков. В Пермской области в этом же году около 10 тыс. школьников состояли в 689 тимуровских командах. Свыше 2 тыс. тимуровских команд помогали семьям фронтовиков в Азербайджанской ССР. Около 1260 команд тимуровцев действовали в Киргизской ССР. При их активном участии школьники республики отправили на фронт 25 тыс. теплых вещей, 6 тыс. индивидуальных посылок.

    Благородная патриотическая деятельность пионеров – тимуровцев получила заслуженное признание воинов армии и флота, всех советских людей, высокую оценку и благодарность Коммунистической партии и Советского правительства. Главной движущей силой всех помыслов и стремлений, всех волевых усилий и практических дел тимуровцев в дни войны было их горячее желание отдать Родине и народу все свои силы и умения.

 

Благотворительность в Курганской области: история и современное ...
Федеральное агентство по образованию Шадринский государственный педагогический институт Учебное пособие Благотворительность в Курганской области ...
На основе Постановления Обкома ВКП (б) от 22 июля 1941 г. № 60 "Об организации и работе тимуровских команд в военное время" Курганский городской отдел народного образования ...
3. Что побуждало школьников вступать в тимуровские команды?
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: учебное пособие
... деятельности по утверждению патриотического и гражданского сознания на ...
Содержание Введение 1. Теоретические основы формирования патриотического и гражданского сознания на уровне муниципального образования 1.1 Понятие и ...
принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей - означает пропаганду идей и ценностей не только российского патриотизма, но и местного или ...
Чтобы воспитать патриотические ценности у детей и молодёжи, государству следует заниматься воспитанием в детском саду, школе, институте, семье (отмечают 12% респондентов ...
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: дипломная работа
... им. В.В. Куйбышева в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг
Министерство общего и профессионального образования Самарский Государственный Педагогический Университет Кафедра Отечественной истории Железная дорога ...
Бюро Куйбышевского Обкома ВКП(б) установило, что с июля 1941 г. по январь 1942 г. на дороге имело место 1022 случая хищения.
Родившись стихийно в форме народной инициативы, патриотическое движение направлялось с самых первых дней партийными, советскими, профсоюзными и комсомольскими организациями.
Раздел: Рефераты по истории
Тип: реферат
Печатные издания в годы комсомола
Федеральное агентство по образованию РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Курсовая работа На тему ...
Комсомольская правда" освещала и обобщала опыт работы комсомольских организаций, учила молодёжь применять передовые методы труда в промышленности и сельском хозяйстве, освещала ...
131 комсомольская газета разовым тиражом 16,6 млн. экземпляров, в том числе 1 всесоюзная - "Комсомольская правда" (тираж 1972 - свыше 8 млн. экземпляров), и 28 республиканских (в ...
Раздел: Рефераты по журналистике
Тип: курсовая работа
Ленинград во время ВОВ
Враг так близко В сентябре 1941 года наступление фашистских армий на Ленинград окончательно захлебнулось, выдохлось. Возглавлявший войска фельдмаршал ...
Примерно с октября 1941 года "своими" стали все фронтовики, независимо от того, где они призывались на воинскую службу.
В декабре 1941 г. топлива не хватало даже для обеспечения работы важнейших оборонных предприятий, электростанций, госпиталей.
Раздел: Рефераты по истории
Тип: реферат