Реферат: Формирование личности в младшем школьном возрасте

Московский Педагогический Университет им. Крупской

Факультет Технологии и Предпринимательства

Реферат по возрастной психологии на тему:

«Формирование личности в младшем школьном возрасте»

                                                            Выполнил: Петухов С.Ю  .

                                                                                        42  группа

                                                                 

Москва 2001

1. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов в младшем школьном возрасте. Переход к школьному обучению и ново­му образу жизни, связанному с положением школьника, в том случае, если ребенок внутренне принял соответст­вующую позицию, открывает для дальнейшего фор­мирования его личности.

Однако формирование личности ребенка практически идет разными путями в зависимости, во-первых, от того, с какой мерой готовности к школьному обучению прихо­дит ребенок, и, во-вторых, от системы тех педагогических воздействий, которые он получает.

Дети приходят в школу с жела­нием учиться, узнавать новое, с интересом к самим зна­ниям. При этом интерес к знаниям у них тесно перепле­тен с отношением к учению как к серьезной, общественно значимой деятельности. Этим объясняется их исключи­тельно добросовестное и прилежное отношение к делу.

Исследования показывают, что маленькие школьники в огромном большинстве случаев очень любят учиться. При этом их привлекают именно серьезные занятия и значи­тельно холоднее они относятся к тем видам работы, кото­рые им напоминают занятия дошкольного типа. Экспери­ментальные беседы с учащимися I—II классов пока­зывают, что они больше любят уроки чтения, письма, арифметики, чем уроки физкультуры, рукоделия, пения. Урок они предпочитают перемене, хотят сократить кани­кулы, огорчаются, если им не дают заданий на дом. В этом отношении к учению выражаются и познаватель­ные интересы детей и переживание ими социального зна­чения их учебного труда.

Социальный смысл учения отчетливо виден из отно­шения маленьких школьников к отметкам. Они долгое время воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы.

Такое отношение к отметке в дальнейшем исчезает; его наличие свидетельствует, что первоначально социаль­ный смысл учебной деятельности заключен для детей не столько в ее результате, сколько в самом процессе учеб­ного труда. Это остатки еще неизжитого отношения ре­бенка к своей деятельности, которое было типично для него в дошкольном детстве.

Экспериментальные исследования, проводившиеся М. Ф. Морозовым ,показали что учащихся уже в I классе начинают привлекать знания, которые требуют известной интеллектуальной активности, умственного напряжения. Особенно привлекала детей все усложняющееся содержание учебных занятий. М. Ф. Морозов приводит данные, свидетельствующие том, с каким интересом учащиеся I класса переходят к писания палочек и элементов букв к написанию самой буквы и целого слова, как им хочется научиться писать правильно и красиво. Аналогичные наблюдения он сделал и на уроках чтения и на уроках арифметики. И здесь они проявляют исключительную активность и старание; особенно нравится детям, когда им дается все новый :и новь материал и в такой форме, что он заставляет их думать.

Таким образом, данные этого исследования опровергают имеющееся до сих пор мнение, что интересы младших школьников возникают из занимательности и поддерживаются ею.

Оказывается, что подавляющее большинство школьников предпочитали всегда сложную и трудную задачу более легкой и про­стой. Интересно, что даже введение оценки работы учи­телем не изменило принципиально характера выбора за­даний.

Обобщая приведенные в исследовании М. Ф. Морозо­ва наблюдения и эксперименты, можно утверждать, что учащиеся младшего школьного возраста интересуются всеми видами серьезной учебной работы, но предпочита­ют те из них, которые, являясь более сложными и труд­ными, требуют большого умственного напряжения, ак­тивизируют мысль учащихся, дают им новые знания и умения.

И еще один факт удалось установить в излагаемом исследовании. К концу младшего школьного возраста у детей начинает возникать избирательный интерес к от­дельным учебным предметам. Причем у некоторых уча­щихся он приобретает характер относительно устойчиво­го интереса, выражающегося в том, что они по собствен­ной инициативе начинают читать научно-популярную литературу по этому предмету.

2. Формирование ответственного и добросовестного отношения к учению у младших школь­ников.

Данные, полу­ченные в нашем исследовании мотивов учебной деятель­ности школьников , показывают, что перелом в отно­шении учащихся к учению происходит, примерно, с III класса.

Здесь уже многие дети начинают тяготиться школь­ными обязанностями, стремятся пропустить урок, их ста­рательность уменьшается, авторитет учителя падает. Даже сами дети замечают происходящую в них перемену, а учащиеся V—VI классов начинают звать маленьких школьников за :их исключительную добросовестность и прилежание «ишаками».

Получается странная, парадоксальная картина: все психические процессы и функции детей младшего школьного возраста усложняются и совершенствуются память приобретает логический характер, внимание становится более устойчивым и произвольным, интеллектуальные операции более абстрактными и сложными; а вот нравственные качества — ответственность, прилежание, стремление к серьезной, общественно значимой деятельности, уважение к труду, к старшим не только не совершенствуются, но даже претерпевают как бы обратное развитие.

Отношения между детьми в классе строятся преиму­щественно через учителя: учитель выделяет кого-либо из учеников как образец для подражания, он определяет их суждения друг о друге, он организует их совместную дея­тельность и общение, его требования и оценки принима­ются и усваиваются учащимися. Таким образом, учитель является центральной фигурой для учащихся I—II клас­сов, носителем существующего среди .них общественного мнения. Тем самым воспитательное воздействие осущест­вляется здесь учителем непосредственно, ему практи­чески еще нет необходимости опираться на детский кол­лектив.

Однако наши исследования показывают, что к III— IV классам те мотивы, которые составляли основу пове­дения и деятельности младшего школьника, начинают постепенно ослабевать и что, следовательно, надо свое­временно подготовить условия для возникновения новой, не менее значимой для личности школьника мотивации.

Напомним, что у учащихся I—II классов их потреб­ности и стремления, их интерес и переживания в первую очередь связаны с их  новым общественным положением. Однако к III—IV классам дети уже привыкают к этому положению, осваиваются со своими новыми обязанностя­ми, овладевают необходимыми требованиями. Непосред­ственное переживание значимости положения школьника, его новизны и необычности, которое первоначально вызы­вало у детей чувство гордости и без всяких дополнитель­ных воспитательных мероприятий порождало у них стрем­ление быть на уровне предъявляемых к ним требований, теряет свою эмоциональную привлекательность.

Вместе с тем и взрослый в этот период начинает зани­мать в жизни детей уже иное место. Во-первых, с возра­стом дети становятся все более самостоятельными и ме­нее зависимыми от помощи взрослых. Но самое главное заключается в том, что, поступив в школу, они обретают новую сферу жизни, полную своих собственных забот, ин­тересов, своих взаимоотношений со сверстниками.

Теперь уже не только мнение взрослого, но и отношение со стороны одноклассников определяет по­ложение ребенка среди других детей и обеспечивает пере­живание им большего или меньшего эмоционального бла­гополучия. Таким образом, оценки товарищей, мнение детского коллектива становятся постепенно основными мотивами поведения школьника.

3. Формирование у младшего школьника нравственных качеств личности.

В советской психологии подавляющее большинство исследователей также отмечает огромное значение при­вычных форм поведения для формирования нравствен­ной стороны личности ребенка. С. Л. Рубинштейн, напри­мер, утверждает, что «...побуждая человека поступать определенным образом, мировоззрение, мораль, как бы оседают и закрепляются в его характере в виде привы­чек—привычных способов нравственного поведения. Превращаясь в привычки, они становятся «второй нату­рой» человека» Большое значение при­вычкам придают также Б. Г. Ананьев, А. А. Смирнов и другие.

Мы предположили, что в основе качеств или свойств личности лежат закрепившиеся и ставшие привычными формы поведения ребенка. Кроме того, мы предположи­ли, что закрепление «упражняемых» форм поведения и возникновение у ребенка потребности действовать со­ответственно этим усвоенным формам происходит лишь в том случае, если «упражнение» осуществляется только по определенным мотивам. Если же данная форма пове­дения осуществляется по принуждению, то хотя ребенок и приучается действовать по требованиям окружающих, однако у него не возникает потребности поступать так же и в тех случаях, когда отсутствует это требование или контроль за его выполнением. Следовательно, пове­дение, выработанное по принуждению, не является устой­чивым и не соответствует тому главному нравственному критерию, который был выдвинут А. С. Макаренко: хо­рошо нравственно воспитанный ребенок должен посту­пать правильно не только на людях, но и наедине с са­мим собой.

При воспи­тании организованности в качестве таких внешних средств выступали песочные часы, которые в наглядной форме показывали ребенку течение времени и таким образом позволяли ему, приноравливая свои действия к указанному времени, овладевать нужным темпом по­ведения. Использование песочных часов вырабатывало у детей чувство времени, умение ориентироваться на вре­менные показатели, что является важнейшим компонен­том организованного поведения.

Для формирования у детей не только орга­низованности, но и многих других качеств личности. Этими условиями являются: наличие достаточно сильного и длительно действующего мотива поведения; постоян­ство усваиваемых его форм, а также их расчленение на более элементарные; наличие внешних средств, являю­щихся опорой при овладении ребенком своим поведе­нием.

Исследования по формированию качеств личности школьника позволили сделать выводы и по некоторым общим закономерностям этого процесса, которые могут и должны быть использованы педагогикой при разра­ботке ею конкретных вопросов построения методики вос­питательного процесса.

Эти выводы в основном сводятся к следующему.

Качества личности представляют собой результат усвоения ребенком существующих в данном обществе форм поведения. По своей психологической природе они являются как бы синтезом, сплавом специфического для данного качества мотива и специфических для него форм и способов поведения.

Формирование качеств происходит в процессе упраж­нения ребенка в соответствующих формах поведения, осуществляющегося при наличии определенной моти­вации.

Усваиваемая форма поведения становится устойчи­вой в том случае, если ребенок, с одной стороны, на­учается соответствующим способам поведения, с дру­гой -если у него возникает внутреннее побуждение вести себя согласно усвоенным образцам.

Воспитание устойчивости нравственно-психологиче­ских качеств ребенка требует определенной организации как его мотивационной сферы, так и поведения.Что касается мотивации, то устойчивость качества возникает, во-первых, когда ребенок испытывает потреб­ность в том поведении, которое составляет основу дан­ного качества; -во-вторых, когда это поведение выступает для него как образец, как идеал, к которому он стре­мится. Это последнее положение нам хотелось бы осо­бенно подчеркнуть, так как до сих пор в педагогике нет достаточного понимания необходимости включать в про­цесс воспитания собственную активность ребенка. Между тем исследования показывают, что важнейшим условием успешного воспитания является наличие предъявленных ребенку (может быть, даже в наглядном плане) образцов и мобилизация у него активного стремления к овла­дению этими образцами. Часто можно и сейчас встретить учителей и воспитателей, глубоко убежденных в том, что одним из эффективных методов воспитания яв­ляется принуждение детей подчиняться предъявляемым им требованиям, и непонимание того, что нравствен­ное формирование личности невозможно путем при­нуждения.

4. Особенности взаимоотношений детей младшего школьного возраста в коллективе. Большие изменения происходят в младшем школьном возрасте в отношениях детей друг к другу. В этот период у них возникают коллективные связи, начинают формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. На этэй основе у них начинает опреде­ляться направленность личности, происходит довольно интенсивное усвоение нравственных требований, предъ­являемых не только учителями, но и товарищами, появ­ляются новые нравственные чувства и потребности.

Мы уже указывали на решающее значение для раз­вития личности ребенка младшего школьного возраста того факта, что вместе с поступлением в школу он всту­пает и в коллектив сверстников. Конечно, и дошкольники, особенно если они воспитываются в детском саду, растут среди детей. Однако как по характеру деятельности, на основе которой организуются дети, так и по характеру взаимоотношений, которые возникают между ними, до­школьная группа существенно отличается от коллектива класса. Общая учебная деятельность создает у школь­ников и общую учебную целеустремленность.

В связи с этим у детей младшего школьного возраста появляется общественная направленность личности, за­интересованность делами других детей, делами класса.Вначале общественная направленность младшего школьника выражается лишь в стремлении ребенка к обществу сверстников, в желании делать все сообща, делать то, что делают другие. Этим объясняется бросаю­щаяся в глаза подражательность младших школьников (стоит одному поднять руку, как за ним тянутся другие, смех одного может вызвать смех всего класса, если один придумал какой-нибудь пример, то все стремятся при­думать такой же).

Заканчивая реферат о формировании личности в млад­шем школьном возрасте, мы хотим выделить те главные новообразования, которые возникают в этот период и являются необходимой предпосылкой для перехода ре­бенка на новый этап возрастного развития, а именно для перехода в средний школьный возраст.

Это, во-первых, развитие познавательной сферы млад­шего. школьника: развитие у него нового познавательного отношения к действительности, определяющего и перс-ход к более сложным формам мышления.

Во-вторых, это формирование нового уровня аффективно-потребностной сферы ребенка, позволяющего ему действовать не непосредственно, а руководствуясь созна­тельно поставленными целями, нравственными требова­ниями и чувствами.

В-третьих, это возникновение относительно устойчи­вых форм поведения и деятельности ребенка, составляю­щих основу формирования его характера.

План.

1. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов в младшем школьном возрасте.

2. Формирование ответственного и добросовестного отношения к учению у младших школь­ников.

3. Формирование у младшего школьника нравственных качеств личности.

4. Особенности взаимоотношений детей младшего школьного возраста в коллективе.


Список используемой литературы:

1. Лидия Ильинична Божович

ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ.

2. ПЕДАГОГИКА

Под редакцией С. П. Баранова, Т. В. Воликовой, В. А, Сластенина.

Влияние социально-психологических факторов на формирование коллектива ...
МОСКОВСКАЯ ОТКРЫТАЯ СОЦИАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ Социально-психологический факультет Кафедра социальной психологии Дипломная работа Тема: Влияние социально ...
Наиболее стабильное звено в официальной структуре школьного коллектива - коллектив класса, в рамках которого протекает основная деятельность школьников учение.
В системе мотивов, - пишет Л.И. Божович, - побуждающих учебную деятельность младших школьников, социальные мотивы занимают настолько большое место, что способны определить ...
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: дипломная работа
Проектирование познавательной среды для выпускников ...
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ На правах рукописи ЕРИНА ЛАРИСА СЕРГЕЕВНА ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ ...
... жизни оказывает влияние на наши потребности (социальные, познавательные, духовные, нравственные и др.), мотивы деятельности, совершенствуя или перестраивая жизненно важные умения ...
Итак, для мотивационной сферы старшего школьника характерно сочетание и взаимопроникновение широких социальных мотивов и познавательных мотивов, заключенных в самом учебном ...
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: дипломная работа
Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном ...
Министерство образования и науки РФ Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального ...
В психологической литературе понятие о мотиве трактуется по-разному. Мы считаем, что задача учителя формировать у младшего школьника именно устойчивые осознаваемые причины ...
Младший школьный возраст характеризуется также повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Нравственное развитие младших школьников отличается заметным ...
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: дипломная работа
Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи
1. Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд ...
Противоречие между ранее усвоенным и изучаемым, между обыденно-житейскими и научными знаниями, между учебно-познавательными задачами и реальными учебными возможностями школьников ...
Усилия коллектива Л.В. Занкова были направлены на разработку системы обучения младших школьников, при которой достигался бы гораздо более высокий уровень развития младших ...
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: шпаргалка
Формирование учебной мотивации младших школьников с нарушениями ...
Содержание Введение Глава I Мотивация учебной деятельности как предмет психологического исследования 1.1 Изучение проблемы мотивационной сферы ...
И на её месте по мере вхождения в школьную жизнь и освоения учебной деятельности у младших школьников складывается сложная система мотивации учения, которая включает следующие ...
По сути дела, задача этой работы состоит в том, чтобы заложить в школьном возрасте и развивать во взаимосвязи: социальные мотивы (побуждающие школьника овладевать в учебной работе ...
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: дипломная работа