Реферат: Виды политики

ПОЛИТИКА происходит от греч. po lis  -   город- государство  и  прилагатель н ого  от   него - politikos: все, что связано с городом, - государство, гражданин и пр. - организационная и регулятивно-контрольная сфера общества, основная в системе других таких же сфер: экономической, идеологической, правовой, культурной, религиозной. Термин Политика получил  распространение под влиянием  трактата Аристотеля о  государстве, правлении и   правительстве, названного им "Политика".  Вплоть  до  кон. XIX    в. Политика  традиционно   рассматривалась как  учение  о государстве, т.е. власти институционального, государственного уровня. Однако уже в Новое время развитие политической мысли и  представл е ний о государстве привело к выделению наук о  государстве и  их  обособлению  от  политической  философии   и   политической  науки. Представление о политике  значительно расширилось, и понимание  политики  стало весьма сложной проб­лемой, во всяком случае, оно оказалось пр е дметом самых различных толкований.    В  настоящее время можно  выделить  не менее  четырех основных  толкований п олитики:

1) как отнош е ния, включающего    согласие, подчинение,  господство, конфликт  и   борьбу  между классами (В.И . Ленин),   группами и людьми   (внутренняя п о литика) и государствами (внешняя политика). В  основе такого  понимания  политики  лежат  представления об  общении  людей,  их взаимодействии, совместном решении ими  их  общих  дел, по н имаемых   как дела государства (Аристотель), а также об отношениях к обществу власти (т.е. государства) и между властями (государств друг к другу) - в ср е дневековой традиции и проблематике Возрождения и Нового времени. Акцент на  борьбе, тоже весьма древний, был  усилен в  марксизме и  у Ленина, в частности, идеей  классовой  борьбы   как движущего   начала   истории.  Новое  и  более философское обоснование эта концепция политики получила  в XX в. в теории  конфликтной природы политики у К.Шмитта   и Ж.Френда. 

2) Логически вытекающее  из первого понимания  отождествление политики с другими  политическими явлениями, такими,  как господство, власть, а следовательно, и государство (о чем и шла  речь выше);  средства политики - та   же  власть,  насилие, я зык  и   языковые  структуры, речь   и  символика  и  т.п.; деятельность  -  управление, организация, контроль  и  пр.; знание, умение   (Платон и   современные  технократические к онцепции);  жизнедеятельность  (у  Аристотеля  наиболее  органическое   представление о природном свойстве человека заниматься совместно с другими людьми  их общими  делами).

3) Объяснение через функции  (функциональное) - управления, поддержания  порядка, сохранения внутреннего и внешнего мира или, наоборот, ведение войны, контроль общества и человека и т.д. и т.п. Перечисление функций политики  ради ее, возможно более полного, определения (как и ее задачи, хотя сама по себе П. не может  иметь их, поскольку решение  политических задач опосредовано наличием действующих  ради этого сил, направлений, власти, которая и решает их) не имеет ни конца, ни, следовательно, смысла.

4) Объяснение политики через ее цели (телеологическое от греч. teleos - цель), т.е. определение путем еще более бесконечного и малосодержательного перечисления, чем функциональное толкование,  к тому же очень  близкое к  нему и по сути своей чрезмерно конкретное.    Всем  этим  толкованиям  присущи  многие общ и е  и  их  собственные недостатки: они не конечны,  и сами  нуждаются  в  дальнейших   определениях, особенно  тождества, которые не столько определяют, сколько замещают  политику; они часто неспецифичны для  нее - как, например, деят е льность, средство, отношение, конфликт, борьба, решение   задач; наличие функций  и целей может   определять любое другое  смежное общественное  явление  - право, идеологию, мораль, экономику  и т.п.; многие определения не просто и не  только взаимосвязаны, но и пересекаются, иногда многократно, например, власть как бы тождественна  политике и в  то же время она  и  деятельность, и средство, и цель, и, наконец, функция  политики; отпадают, далее, самые слабые определения - через средства, цели и др.    Решение    проблемы   наметил   уже   К.Шмитт,     ее   усовершенствовали  современные исследо в атели. Оно состоит в выделении самой  политики ее универсальной абстрактной сущности  -ее принципиального  начала, что избавляет от частных, неполных,  чересчур конкретных оп­ределений  и   перечислений   и   позволяет   выработать  обобщенную   емкую    формулу, определяющую  ее сущность , и  отдельно собрать ее конкретные виды, формы   и проявления (много разных  политик - внутренних, внешних, мирных, силовых и  т.д. и т.п.), относительно которых  возможны  соответствующие частные  определения, справедливые и по  отношению  к более общим  трактовкам политики.

 

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями и иными общественными организациями, всемирными и региональными международными организациями. В.п. опирается на экономический, демографический, военный, научно-технический и культурный потенциалы государства; сочетание последних определяет возможности В.п. деятельности государства на тех или иных направлениях, иерархию приоритетов в постановке и реализации В.п. целей.

Формой традиционного осуществления В.п. является установление дипломатических отношений (или снижение их уровня, приостановка, разрыв и даже объявление войны при обострении отношений с бывшими партнерами) между государствами; открытие представительств государства при всемирных и региональных международных организациях или членство государства в них; сотрудничество с дружественными государству зарубежными политическими партиями и другими общественными организациями; осуществление и поддержание на различном уровне эпизодических и регулярных контактов с представителями государств, зарубежных партий и движений, с которыми данное государство не имеет дипломатических отношений или дружественных связей, но в диалоге с которыми заинтересовано по тем или иным причинам. Наличие устойчивых каналов связи с зарубежными партнерами позволяет государству разнообразить сочетание методов и средств В.п. деятельности: осуществление регулярного обмена информацией, обмен визитами на разных уровнях; подготовка и заключение двусторонних и многосторонних договоров и соглашений по широкому спектру вопросов, включая договоры и соглашения конфиденциального и секретного характера; способствование развитию возможностей внутри - и внешнеполитической деятельности одних государств и блокированию аналогичных возможностей других (по тем или иным направлениям); подготовка и осуществление частичной или полной блокады; подготовка к войне и обеспечение благоприятной для ведения военных действий В.п. обстановки и т.д.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА - совокупность направлений экономической, демографической, социально-интеграционной, социально-культурной, репрессивной и т.д. деятельности государства, его структур и институтов, ориентированных на сохранение или реформирование существующего социально-политического строя. В осуществлении целей В.п. государство использует широкий спектр средств: закрепление существующих отношений собственности либо их трансформацию на своей территории; налоговые рычаги и льготы; создание социально-престижных и социально-непрестижных общественных статусов экономическими, пропагандистско-идеологическими и репрессивными средствами; регулирование занятости путем создания рабочих мест в государственном секторе экономики; направленная организация социального воспитания, общего и специального образования; мероприятия в сфере здравоохранения и спорта; организация розыско-следственной, судебной и пенитенциарной системы; регламентация службы реадаптации лиц, замеченных в девиантном поведении и т.д. фундаментом В.п. является соотношение социально-экономических укладов, сложившееся на данном этапе развития общества, и производное от него соотношение господствующих в обществе классов и других общественных групп, определяющее приоритетность целей, выбор методов и средств, степень удовлетворенности промежуточными результатами внутриполитического развития.

ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА - часть общей политики определенных социальных сил и специально созданных ими институтов власти, направленная на подготовку и использование (преднамерен­ное или вынужденное, военное или невоенное) средств вооруженного насилия для достижения тех или иных классовых, национальных или общечеловеческих целей; для ведения войны или противодействия. В относительно самостоятельную отрасль деятельности В.п. выделилась на рубеже XVIII - XIX вв. В настоящее время в международной практике установился взгляд на В.п. как на одну из специфических частей (или направлений) в системе общей политики государства. В.п. нельзя отнести только к внешней или только к внутренней политике. Она имеет двойное вхождение. Внутренняя сторона этой политики связана с созданием средств вооруженного насилия и их возможным использованием в разрешении внутригосударственных конфликтов. Внешняя сторона охватывает всю деятельность по использованию (военному или невоенному) силовых средств политики в межгосударственных отношениях. В.п., как ни одна другая, тесно взаимодействует со всеми (точнее, почти со всеми) разновидностями политики. В условиях войны это взаимодействие носит характер глубокой и всепроникающей интеграции. Наиболее тесно и очевидно В.п. взаимодействует с экономической, социальной, научно-технической, а также с политикой в области духовной жизни общества. Поэтому В.п. следует отнести к разряду комплексных, синтезированных разновидностей политики.

ГЕОПОЛИТИКА - одно из фундаментальных понятий теории международных отношений, характеризующее место и конкретно-исторические формы воздействия территориально-пространственных особенностей положения государств или блоков государств на локальные, региональные, континентальные и глобальные международные процессы. Исторически становление Г. связано с исследованием роли географического фактора в жизни общества, прежде всего с концепциями географического детерминизма.

Основные пространственно-географические особенности государств преломляются в концепциях пропорционального развития сухопутных, надводных и подводных военно-морских сил (а также транспортного флота большого и малого каботажа), морских и воздушных сил береговой охраны, военно-воздушного, транспортно-воздушного и авианосного флотов с соответствующим техническим и иным обеспечением. Программы военного ракетостроения и военные аспекты космических программ планируются с учетом географического положения, состояния и пропорции вооружений потенциального противника и обычно учитывают геополитический профиль тех или иных видов противостоящих им вооружений.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - политика, направленная на охрану и оздоровление окру­жающей природной среды, рациональное использование и возобновление природных ресурсов, сохранение и развитие социосферы, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность и экологи­ческую безопасность человека. Экология долгое время была предметом изучения естественных наук, первоначально - био­логических, затем географических. В настоящее время она становится сферой повышенного ин­тереса политики. Возрастает значение антропогенных (от греч. anthropos - человек и genes -рождающий) факторов, обусловленных различными формами влияния деятельности человека на отдельные компоненты и природу в целом. Основная задача экологии человека - определение места человека в изменяющихся условиях окружающей среды. Ареал человеческой деятельнос­ти постоянно расширяется, включая в последнее время глубины океанов и космическое прос­транство. Взаимодействия природы и общества в их диалектическом единстве и борьбе - предмет ис­следования социальной экологии. В ходе научно-технической революции неизмеримо усили­вается влияние производственной деятельности на экономику: состав атмосферы мирового океа­на, водоемов суши, тепловой режим планеты, фон радиоактивности и т.п. Это нередко приво­дит к нарушениям экологического равновесия. Отрицательные последствия антропогенных воз­действий на экономику в глобальном масштабе столь внушительны, что они приводят к воз­никновению глобального экологического кризиса. Его проявлениями являются изменения, угро­жающие естественной основе жизни человека и негативно воздействующие на развитие об­щества: опасность изменения генетического фонда, недостаточная энергетическая, минерально-сырьевая и продовольственная обеспеченность развития, демографический дисбаланс, загрязне­ние окружающей среды растущими токсическими отходами и др. В связи с этими глобальными негативными явлениями, их масштабом, нарастанием дина­мизма и остроты, комплексным характером возникает опасность перерастания эколог, кризиса в экологическую катастрофу, ведущую к гибели нашей цивилизации. Перед человечеством встает общая задача - поиск путей выхода из нарастающего экологического кризиса, обеспече­ния экологической безопасности. Защита человека, экологический императив его выживания, вобравший в себя множество забот и проблем, в т.ч. социально-экономических и политических, составляет суть экологизации политики.


Экологическое право как отрасль права
1. Понятие экологического права как отрасли права, научной отрасли и учебной дисциплины Экологическое право - это отрасль российского права ...
Особую роль в экологическом законодательстве этой страны играют не столько сами нормы права, сколько судебное толкование конституционных положений.
К основным относятся общие принципы международного права, которые имеют косвенное отношение к экологии и только при определенных обстоятельствах приобретают экологическое звучание.
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: шпаргалка
Географическое прогнозирование как элемент экологической подготовки ...
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Российский государственный педагогический университет имени ...
... геоэкология" (Д.Л. Арманд, Ю.Н. Гладкий, Ю.Д. Дмитревский, В.С. Жекулин, С.Б. Лавров, К.М. Петров), "Глобальная экология" (М.И. Будыко) и другие [7, 8, 26, 35, 45, 68, 85] ...
Темы докладов отбирались по региональному принципу - "Прогноз освоения природных богатств Севера"; "Экологические проблемы Европейской части России и пути их решения"; "Оптимизация ...
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: дипломная работа
Кандидатский по философии
08.00.10 "Финансы, денежное обращение и кредит" Ф И Л О С О Ф И Я Вопросы к вступительному экзамену по философии для поступающих в аспирантуру для ...
Его сочинения делятся на две группы: "экзотерические" (от греч. экзо - вне, снаружи), составленные в форме диалога и предназначенные для широкой публики вне школы, и "эзотерические ...
Во-вторых, до поры до времени экологическими последствиями экономического роста можно было пренебречь, а демографические последствия стихийных явлений (например, неоднократное ...
Раздел: Рефераты по философии
Тип: реферат
Демографический кризис в современной России: особенности и пути ...
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 1. Социологические аспекты изучения демографической ситуации 1.1 Основные понятия демографического анализа общества 1.2 ...
... не только от возрастного состава населения, но также от состояния системы здравоохранения, уровня жизни населения, экологии, криминологической обстановки и т. д. К сожалению, ...
Говоря о глобальных проблемах человечества, начинать нужно с демографической, ибо с ростом населения связываются и экономические, экологические, и социальные характеристики, а ...
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: дипломная работа
Экологическое право и экологическая ситуация в России
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ. О.В. Мосин 1. ВВЕДЕНИЕ. Экологическая ситуация в России. Охрана окружающей природной среды ...
В настоящей работе рассмотрены основные аспекты развития экологического права, современной российской политики в сфере экологии и охраны окружающей среды, состояние этой проблемы ...
-глобальная экологическая катастрофа ("экологический коллапс") может разразиться через относительно короткий промежуток времени, уже к середине XXI в.
Раздел: Рефераты по экологии
Тип: научная работа