Реферат: Политическая Система Общества

   


Автор: Степура Антон Юрьевич.

Студент МАТЕМАТИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

 

Политическая система общества-целостная, упорядоченная  сово-

купность политических институтов,  политических  ролей,отношений,

процессов, принципов политической организации общества, подчинен-

ных кодексу политических, социальных,  юридических,  идеологичес-

ких, культурных норм, историческим традициям и установкам полити-

ческого режима конкретного общества. Политическая  система  вклю-

чает организацию политической власти, отношения между обществом и

государством, характеризует  протекание  политических  процессов,

включающих институциализацию власти, состояние политической  дея-

тельности, уровень политического творчества в обществе,  характер

политического участия, неинституциональных политических отношений.

   Политическая система представляет собой  одну  из  частей  или

подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует  с

другими ее подсистемами: социальной, экономической,  идеологичес-

кой, этической, правовой, культурной образующими ее  общественное

окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным  окруже-

нием и природными ресурсами  (  демографическими,  пространствен-

но-территориальными ), а также внешнеполитическим  оружием.  Цен-

тральное положение политической системы в этой структуре ее внеш-

него и внутреннего окружения определяется  ведущей  организацион-

ной и регулятивно-контрольной ролью самой политики .

   Политическая система  конкретного  общества  определяется  его

классовой природой, социальным строем, формой правления (  парла-

ментского, президентского и т.п. ), типом государства ( монархия,

республика ), характером политического режима ( демократического,

тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических  от-

ношений ( стабильных или нет, умеренно или остро-конфликтных  ли-

бо консенсунсных и т.п. ),  политико-правового  статуса  государ-

ства ( конституционного, с развитыми или не  развитыми  правовыми

структурами ), характером  политико-идеологических  и  культурных

отношений в обществе ( сравнительно открытых либо закрытых ), ис-

торическим типом государственности ( централистским,  с  иерархи-

ческими бюрократическими структурами и т.п.), исторической и  на-

циональной традицией уклада политической жизни ( политически  ак-

тивным или пассивным населением,  с  кровно-родственными  связями

или без них, с развитыми или не развитыми гражданскими отношения-

ми и т.д.).

   Политическая система, управляющая обществом, не должна домини-

ровать в нем за счет подавления и ослабления других систем ( дес-

потический и тоталитарный тип политической системы ) и быть  дос-

таточно жизнеспособной, чтобы не входить в  длительные  кризисные

состояния, которые нарушают функционирование других систем общес-

тва.

    Политическая система существует в  политическом  пространстве

общества, которое имеет территориальное  измерение  (  очерченное

границами страны ) и  функциональное,  определяемое  сферой  дей-

ствия политической системы и ее составных частей на разных  уров-

нях политической организации общества. В этом смысле будут разли-

чаться пространства влияния тех или иных ассоциаций ( партий, об-

щественных организаций  ),  действия  политических  институтов  (

власти политического центра и местного самоуправления  ),  границ

политического и  экономического  управления,  сферы  политической

жизни общества и личной жизни человека и т.д..  Определение  гра-

ниц различного рода функциональных пространств политической  сис-

темы - ответственный и  сложный  политико-правовой  и  культурный

процесс. Он формализуется, юридически фиксируется (  в  конститу-

ции, законе ), эта фиксация составляет одну из  задач  демократи-

ческого процесса, определяющего прероготивы власти, партий, орга-

нов управления и др. элементов политической системы, а также  от-

ношений между ними, включая  такие  существенные  взаимодействия,

как согласование управления и самоуправления,  пространства  цен-

трализованной концентрированной  власти  и  децентрализованной  и

т.д..

   Существование политической системы во времени  характеризуется

как процесс изменения, развития или деградации политических отно-

шений и институтов. Он включает исторический масштаб  смены  форм

власти, становления государства какого-либо нового  типа,  напри-

мер, переход от политической системы феодального общества ( с от-

ношениями личной зависимости, деспотическим абсолютизмом, центра-

лизованной бюрократией монархического  центра  )  к  политической

системе буржуазного общества ( с обезличенной системой  аппаратов

управления, демократическими институтами  и  т.д.).  Исторический

процесс эволюции политической системы включает ряд  закономернос-

тей: тенденции концентрации и деконцентрации власти, ее централи-

зации и децентрализации, борьбу этих  тенденций,  которая  завер-

шается на рубеже эпохи при смене формаций  кризисом  централизма,

децентрализацией власти и новым циклом противоречий этих двух на-

чал ( при переходе от античных империй к ранней  феодальной  раз-

дробленности, от феодальных монархий к  буржуазному  государству,

от империализма конец 19-первая половина 20 века к прогрессу  де-

мократизации ), общий процесс усложнения системы и ее подсистем (

появлением и умножением партий,  развитием  ассоциаций  и  т.п.),

формализацию системы, ее юридическое офомление, расширение  поли-

тического участия, т.е. более полное включение членов общества  в

политическую жизнь, в частности, формирование демократических ин-

ститутов, всеобщие и прямые выборы, самоуправление и  пр.,  более

полное сочетание гражданских и политических отношений,  реоргани-

зацию отношений власти и народа ( переход  от  командно-приказных

деспотических и конфликтных отношений  сверху-вниз  к  договорным

конституционным и консенсусным ), развитие конституционного  про-

цесса и системы суверинтетов ( власти,  народа,  права,  государ-

ственнотерриториальных образований и пр. ), формирование в струк-

туре политической системы массовых процессов ( крупных политичес-

ких мобилизаций в поддержку общественных преобразований или  про-

тив них, в периоды выборов и т.д.. Разрастание аппаратов управле-

ния,  органов  принуждения,  армии,  пропагандистских,  образова-

тельных, воспитательных учреждений,  осуществляющих  политическую

социализацию и пр. ), развитие  ассоциативных  форм  политической

жизни - формирование различных  групп  единомышленников,  союзов,

народных движений и т.п..

   Конкретные пути эволюции политической системы различны в  раз-

ные эпохи и в разных обществах. Однако принцип ее  пространствен-

но-временных изменений постоянен. Такими же постоянными  являются

принципы ее организации, или  принципы  политической  организации

общества. Политическая система в каждый данный момент или  период

ее истории представляется как конкретная  политическая  ситуация,

относительно протяженная во времени и  стабильная.  От  состояния

общественных отношений, уровня развития общества  зависит,  будет

ли эта ситуация статичной или подвижной, а  следовательно,  будет

ли динамичной и сама политическая система или нет. Динамизм поли-

тической системы отличен от нестабильности, он определяет способ-

ность системы развиваться, адаптироваться к изменениям  в  общес-

тве и его внешнем окружении, в смешанных  организационных  систе-

мах и реагировать на эти  изменения.  Жесткие  статичные  системы

неизбежно вынуждены противодействовать развитию  общества,  всту-

пать с ним в конфликт, прибегать к насилию и выживать в  конечном

счете за счет общества.

   В древности в отдельных регионах подобные системы  (  деспоти-

ческого азиатского типа,  связанные  с  т.н.  азиатским  способом

производства ) существовали  неограниченно  долго  и  разрушились

главным образом в результате нашествий извне  и  гибели  государ-

ства. В Новое время срок жизни таких систем, как  правило,  очень

ограничен и завершается общественными и политическими  кризисами,

революциями или глубокими реформами. Ускорение исторического про-

цесса и глубокие преобразования  материальной  и  духовной  жизни

современного человечества привели к образованию нового динамично-

го типа политической организации общества с более свободными  от-

ношениями между частями и элементами политической системы.

    Политическая система также представляет собой процесс полити-

ческих отношений и политической деятельности и их институциализа-

ции, т.к. неинституциональные формы политической жизни  (  группы

по интересам, инициативные движения, самоуправление разных  видов

и т.п.) в процессе их самоорганизации неизбежно  выделяют  управ-

ляющие центры, лидеров, их окружение, формируют  правила  поведе-

ния и институциональные органы. Процесс  институциализации  вклю-

чает формирование и поддержание центров власти. Политическая сис-

тема обеспечивает их связь с функциональной политической  перифе-

рией.

   Политическая система структурна, т.е. включает части или  под-

системы разной сложности, их элементы и отношения между ними. По-

литическая система складывается из подсистем трех уровней  власти

и политических отношений: двух институциональных  -  высшего  или

верхнего ( мегоуровень ), среднего или промежуточного (  мезоуро-

вень ) и неинституционального - нижнего,  массового  (  микроуро-

вень ). В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно  кон-

курирующие структуры ( на тех же уровнях ): легальные и  теневые.

Внутри этих структур политическая  система  включает  деление  на

субъекты политических отношений ( руководителей, правящих ) и но-

сителей власти, исполнителей, рядовых членов массовых ассоциаций,

их социальной базы.

   Таким образом, на институциональном макросистемном уровне  по-

литическая система включает центральный  аппарат  государственной

власти ( разделенной в демократическом обществе и в правовом  го-

сударстве на законодательную, исполнительную и  судебную  ).  Вид

политической системы зависит от типа общества и правления:  прио-

ритет власти главы правительства ( т.е. приоритет  исполнительной

власти ), президента ( вплоть  до  так  называемой  президентской

формы правления, допускающей временное или длительное  совмещение

функций разделенных властей ), монарха, парламента ( если он  на-

делен прерогативами контроля и исполнительной  власти),  правящей

партии, верховного или конституционного  суда  (  при  приоритете

права и закона).

   Особую арбитражную роль играет общественный контроль  государ-

ственной власти. Он организуется на разных уровнях ( макро- и ме-

зо- ) и многими средствами: массовой информации ( которую  сейчас

нередко считают четвертой, информационной властью ),  ассоциация-

ми ( партиями, профсоюзами, массовыми организациями - экологичес-

кими, антивоенными или  военными,  промышленными,  культурными  и

пр.) массовыми движениями ( забастовочными и др. ), народными об-

ществами ( ветеранскими, молодежными, женскими, творческими орга-

низациями и т.п. ). Непосредственно в макросистему входят  разные

формы политической оппозиции ( парламентской, партийной ).

    На том же уровне располагаются теневые, скрытые  политические

структуры и функции макровласти: скрытые действия  легальных  уч-

реждений высших рангов ( государственных, партийных ),  секретные

документы, распоряжения, приказы и т.п. акты ( государственные  и

пр. секреты и тайны ), скрытый смысл открытых  политических  дей-

ствий ( интрига, игра ), политических текстов ( докладов,  речей,

бесед и т.п. ), негласные функции и неявная роль  различных  офи-

циальных лидеров и центральных органов власти и управления, руко-

водства учреждениями, партиями, армией, руководства промышленнос-

тью и др., официальные и легально существующие учреждения с  сек-

ретными функциями ( органы безопасности ) и полностью законспири-

рованные учреждения ( разведки или контрразведки и т.п.).

   Другой ряд легально существующих, во всяком случае неконспира-

тивных, сообществ, примыкающих к макроуровню политической  систе-

мы или неофициально и неформально входящих в него, образуют  раз-

личного рода элиты и элитарные  содружества  (  клубы,  парламен-

тские фракции, товарищеские группы и т.п. ),  группы  давления  (

парламентские лобби, близкое окружение  государственной  админис-

трации, мозговые центры при руководителях государства и партий  и

т.п.).

   Аналогична по своему строению средняя ( мезо- ) структура  по-

литической системы. Она образована аппаратами управления, органа-

ми выборной и назначаемой власти, которые  непосредственно  слиты

со структурами макроуровня, но составляют его периферию. Они рас-

положены в политическом пространстве между высшими эшелонами  го-

сударственной власти и обществом, которое они связывают  с  госу-

дарством. Это так называемые аппараты и  органы,  региональная  и

муниципальная администрация, Советы разных рангов, иерархия  пар-

тийных, профсоюзных и других ассоциативных  структур  (  обществ,

союзов ), крупные предприятия, лидеры экономики, органы  правосу-

дия и органы порядка, другие учреждения,  через  которые  осущес-

твляется политическая социализация ( школа, театр, армия ).

   Структуры среднего уровня служат связующим звеном  между  мак-

роструктурами политической системы и обществом, организуют их от-

ношения, передают импульсы государственных центров власти  общес-

тву и его ответные реакции - инициаторам политики. В  организации

и осуществлении политического процесса  мезоуровень  политической

системы играет ключевую роль. На этом уровне  формируются  наибо-

лее влиятельные бюрократические аппараты управления и самые  мас-

совые параллельные ( теневые ) структуры. К скрытым функциям  ле-

гальных государственных, партийных,  административных  учреждений

на этом уровне при определенных условиях ( экономические труднос-

ти, неразвитые гражданские отношения, идеологические и политичес-

кие конфликты и т.п.) добавляются особенно распространенные  кон-

фликты аппаратов и их лидеров, групповщина, земляческие и кровно-

родственные связи, противоправная  активность  и  коррупция  офи-

циальных лиц и властей.  На  этом  же  уровне  формируются  неле-

гальные ( теневые ) структуры неполитического характера  (  пара-

лельная экономика, черный рынок,  организация  преступного  мира,

мафии и мафиозные корпорации разного рода ), которые  имеют  тен-

денции смыкаться с легальными структурами и  могут  оказывать  на

них серьезное влияние.

   Микроуровень политической системы  образуется  массовым  учас-

тием общественных групп, классов и слоев, граждан общества в  по-

литической жизни: членством в массовых политических или неполити-

ческих, но влиятельных организациях, участием в массовых  полити-

ческих акциях поддержки власти или протеста, в социальном контро-

ле политики, в ответственных процессах ее демократической органи-

зации ( выборах, референдумах и т.д. ). На микроуровне формируют-

ся политические народные движения, зарождаются политические груп-

пировки и партии, формируется общественное  мнение,  складывается

политическая культура общества - важная составная часть и  харак-

теристика политической системы.

   Пространство микроструктур отнюдь не ограничевается неким ниж-

ним, массовым уровнем. В нем расположено все, в принципе,  общес-

тво и все его граждане, с  их  политическими  взглядами,  формами

участия в совместной политической жизни, хотя  политические  роли

организационно и функционально их разделяют  по  разным  уровням.

Политическая система сформирована по принципу  пирамидальной  ие-

рархии: с массовой социальной базой в основе,  вершиной  государ-

ственной власти в высшем ее эшелоне. Таким же образом построены и

ее подсистемы, имеющие вертикальные структуры ( от массовой  базы

- к руководящим учреждениям: партии, крупные общественные органи-

зации, союзы, и пр.).

   На каждом из уровней, на которые разделена политическая систе-

ма, образуются специфические структуры и  отношения  между  ними.

Жизнь политической системы протекает как постоянная смена  равно-

весных состояний и кризисов разного рода -  от  частных  кризисов

отдельных подсистем и структур  (  правительственных,  партийных,

парламентских и мн.др. ) до общих кризисов системы, которые обыч-

но связаны с кризисом ее социального окружения и вливаются в  со-

вокупность    политического,          экономического    (    сырьевого,

ресурсного), национального, правового и др. кризисов, что  сопро-

вождается обострением социальных противоречий и классовой,  поли-

тической, идейной борьбы, борьбой за гражданские права и др. кон-

фликтами.

   Функциональный кризис системы, или  кризис  перегрузки,  когда

она вынуждена решать задачи, которые она  решить  не  может.  При

этом кризис может быть процедурным, который  разрешается  частич-

ной или полной перестройкой системы ( сменой руководства,  струк-

тур власти, правящих сил, лидеров, политического курса и т.п. пе-

рестройками ). Такой кризис связан с агонистическими  конфликтами

в обществе, которые порождают новые  формы  существующего  общес-

твенного строя и сохраняют его политическую систему. Более глубо-

кие кризисы, так называемые кризисы развития, связаны  со  сменой

политической системы и типа общества или его существенных  харак-

теристик ( форм собственности, экономических отношений и т.п. ) и

могут сопровождаться более или  менее  серьезными  революционными

преобразованиями.