Реферат: Политология

Предмет и задачи политологии. Методы изучения политических явлений.

Политология - это наука о политической власти и управлении, о закономерностях развития политических отношений и процессов, функционирования политических систем и институтов, политического поведения и деятельности  людей.

Предмет – политика, ее природа, содержание, основные элементы, общие закономерности. Методы:

1.     Институциональный. Внимание: ф-ие и взаимод полит институтов: права, гос-ва, полит партий. Анализирует офиц стр-ры и формальные правила принятия решений.

2.     Исторический. Внимание: полит процессы во времени и простр-ве. Анализ изменений политических норм,  отношений, институтов в контексте связи прошлого, настоящего и будущего.

3.     Социологический. Внимание: зависимость политики от  социальных  факторов: экономики,  социальной структуры, культуры и т.д. Анализ политики как сферы целенаправленных взаимодействий социальных  групп, преследующих свои интересы.

4.     Бихевиористский. Внимание: На личностном измерении политики,  поведении  отдельного  человека. Анализ систематически  наблюдаемого  поведения индивида, возможность измерения его мотивации.

5.     Психологический. Внимание: На субъективных механизмах политического поведения: побуждения, желания, страсти и т.д. Анализ индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, влияющих на политическое  поведение.

6.     Системный. Внимание: На целостности политики и характере ее взаимоотношений с внешней средой. Анализ характера внутренних связей между составляющими политику элементами.

Основные понятия и категории науки о политике.

Политика – многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентаций, взглядов социальных (этнических) групп, выражающих их интересы, политических организаций, институтов, движений, лидеров по поводу власти и управления обществом.

Власть - 1) Способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли, принуждения;

2) политическое господство над людьми;

3) система государственных органов;

4) лица, органы, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями.

Политическая система общества – целостная упорядоченная совокупность политических институтов, политических отношений, идей, норм и традиций, направленных на осуществление политической власти, управления, руководства, регулирования общественно-политических процессов.

Политические партии - организации, выражающие политические интересы, цели  и идеалы социальных групп, состоящие из их наиболее активных представителей и руководящие ими в процессе завоевания и использования государственной власти в обществе.

Место политологии среди других обществоведческих дисциплин.

Теоретическая  политология - решает научные проблемы, связанные:

 а) с формированием фундаментального знания о политической сфере и жизни;

 б) с объяснением процессов политического развития;

 в) с разработкой концептуального аппарата политологии, методологии и методов политических исследований.

Прикладная политология - изучает проблемы, связанные:

а) с преобразованием политической действительности, анализом путей и средств воздействия на политические процессы;

б) с изучением общественного мнения, особенностей политической ориентации и политического поведения различных социальных групп.

Принципы и сущность неоконсерватизма и неолиберализма.

Консерватизм - политическая идеология, выступающая  за сохранение традиций и  устоев  государственного и   общественного  устройства. Преклонение  перед традициями и историческим прошлым. Сдержанное отношение к социальным изменениям, позитивное отношение только к  тем  изменениям,  которые  согласуются с существующим порядком и развиваются подконтрольно, а  не  стихийно. Критическое отношение к  потенциальным  возможностям совершенствования человека и общества  с помощью политических средств и методов: только религиозная вера может сделать  человека   лучше,  политические  законы  лишь  не  позволяют  ему  поступать плохо. Государство и правящая элита должны не только управлять обществом,  но  и  воплощать  мудрость  нации.  Оправдание  решительных  мер в защиту консервативных ценностей.

Неоконсерватизм  -  это  политическое  течение,  в основе которого  лежат идеи  консерватизма, приспособление к новым  условиям  общественного  развития.

Видные  идеологи  неоконсерватизма :  Дж. Белл (США), Р. Гелен, Э. Юнгер  (ФРГ), Р. Арон,  А. де Бенуа (Франция)  и  др.

    В  мировоззренческом  плане:

-  приоритетность принципа свободы над принципом равенства. Равенство  возможно  только как равенство возможностей, но не как  равенство  условий  и  результатов;

- защищая идею свободы и прав человека, акцентирует  внимание и на обязанностях человека перед самим собой и перед обществом.

    В  экономической  области:

- ограничение вмешательства государства в рыночную экономику;

-  содействие  частной  инициативе  с помощью  предоставления налоговых    льгот,   стимулирования   частных   инвестиций    и предложения  на  рынке.

    В  политической   сфере:

-  функционирование  политических институтов представительной демократии;

-  демократия  должна  быть  вертикальной,  элитарной;

-  политическая деятельность - профессия,  доступная каждому, но лишь при наличии  у  него соответствующих   способностей,  призвания  и  специального  образования;

Суть  социальной  политики - создание  условий,  позволяющих рабочим делать сбережения, приобретать собственность, обретать финансовую самостоятельность и  независимость от государственного  “социального  попечительства”.

Неолиберализм. Целью общества провозглашается прогресс человечества на  основе  конституционного  закона  и  порядка.            Признание  допустимости  и  необходимости вмешательства   государства  в  экономическую  сферу. Расширение  деятельности  государства  в социальной  сфере. Особое  внимание  уделяется  правам  и  свободам человека, а в государственном  устройстве - принципу                                разделения  властей. Поддерживается многообразие интересов и плюрализм мнений, реализуемых через многопартийность. В то же время  равенство  и  участие   рассматриваются  не  как императив, а только как возможность, реализуемая при наличии благоприятных условий, в целом же приоритет отдается  компетентности.

Социал-демократы и коммунизм.

Социал-демократическая идеология - доктрина  постепенного   реформирования  буржуазного общества путем утверждения демократии во всех сферах жизни -  политической,  экономической,  социальной  и международной.

Принципы. Свобода. Каждый человек имеет право быть свободным от   политического  принуждения,  действовать   в  силу своих  личных  целей  и  индивидуальных  возможностей. Равенство. Оно  предполагает  равную  ценность  всех людей и служит условием  свободного развития личности и социального прогресса. Солидарность. Она носит всеобъемлющий и глобальный характер. Это выражение общности  человечества и  чувства сострадания к жертвам несправедливости, моральная и  материальная  поддержка.

Либерализм в Европе и США.

Либерализм  -  идейно-политическое  движение, объединяющее  сторонников  буржуазно – парламентского строя, выступающих против любых форм контроля за его экономической и  духовной  деятельностью  со  стороны светской   и  церковной  власти.

     Ведущие  идеологи  классического  либерализма: Д. Локк (1632 – 1704 гг.),  А. Смитт (1723 -1790  гг.), Ш. Л. Монтескье (1689-1755 гг.), И. Кант (1724-1804 гг.), А. де Токвиль  (1805-1859 гг.), Г. Джефферсон (1743-1826 гг.)

Основные компоненты. Абсолютная  ценность человеческой  личности  и  изначальное  (от рождения)  равенство  всех  людей. Признание  определенных   неотчуждаемых   прав  человека (право на жизнь, свободу,  собственность). Теория и практика правового государства.

Главные условия процветания государства:

- господство частной собственности;

- невмешательство государства в экономику;

- простор для личной инициативы.

Идея  гражданского общества, как общества экономического основанного   на   частной   собственности   и   рынке,  и независимого  от  государства  и  политических  институтов. Концепция  социального  прогресса. Идея  “естественного неравенства людей”. Неравенство - естественный биологический, социальный и исторический факт, обусловленный  неравенством   способностей,  талантов,  трудолюбия.

Власть как политическое явление. Легитимность власти.

Власть – 1) Способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли, принуждения;

2) политическое господство над людьми;

3) система государственных органов;

4) лица, органы, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями.

Сущностные  черты политической  власти.

·     суверенитет, что означает независимость и неделимость власти.

·     авторитетность власти, т.е. общепризнанное влияние субъекта власти во всех сферах жизнедеятельности общества;

·     волевой характер власти предполагает наличие осознанной политической программы, цели и готовности её выполнять;

·     принудительный характер  власти (убеждение, подчинение, приказание, господство, насилие);

·     всеобщность  власти, которая означает функционирование власти во всех сферах общественных отношений и политических процессах.

Легитимность власти – соответствие власти законно установленным нормам, а также основополагающим целям государств и общепринятым принципам и ценностям.

Власть и общественные интересы. Формы и средства выражения в политике.

Типы легитимности власти:                            

Легальный - власть узаконена нормами права, основана на признанных обществом конституционных принципах государства.

Идеологическая легитимность - власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены.

Традиционная легитимность - власть признается легитимной, поскольку она действует по правилам, закрепленным в традициях, и соответствует традиционным ценностям масс.

Структурная легитимность - правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур норм, регулирующих политические отношения.

Харизматическая легитимность - признание власти основывается на вере масс в особые способности политического лидера, вождя.

Механизм  осуществления  власти включает  следующие  моменты:

Господство, т.е. подчинение одних социальных групп другим, что закрепляется в государственных нормативно-правовых актах.

Руководство, т.е. определение и законодательное закрепление стратегии развития общества, политической системы, выбор средств осуществления основных задач и целей.

Управление и организация, т.е. принятие конкретных управленческих решений, согласование, упорядочивание деятельности различных социальных групп, личностей, действий политических и неполитических организаций и учреждений.

Контроль как обратная связь, с помощью которой власть следит за тем, какие результаты имеют те или иные управленческие решения.

Ресурсы власти: эк-ие, соц-ие, культ-инф-ые, силовые, демограф-ие.

Политические системы общества: понятия, структуры, функции.

Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических отношений, идей, норм и традиций, направленных на осуществление политической власти, управления, руководства, регулирования общественно-политических процессов.

Структура политической системы.

1.     Институциональная подсистема.

2.     Идеологическая.

3.     Нормативная.

4.     Коммуникативная.

5.     Культурная.

Функции  политической  системы.

Определение целей, задач общества, выработка программ его жизнедеятельности.

Мобилизация ресурсов общества на достижение поставленных целей.

Интеграция всех элементов общества вокруг общих социально-политических целей и ценностей.

Обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности общества, его политического строя.

Формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности.

Типология современных политических режимов.

Либеральная демократия. Связана с возрастанием роли парламентских выборов как источника получения власти. Принципы:

1.     В обществе идёт постоянная легальная борьба за власть.

2.     Источник власти – выборы.

3.     Власть у тех, у кого большинство а парламенте.

4.     Сущ-ие оппозиции.

5.     Разделение властей.

6.     Права и свободы человека.

7.     Разные формы партийных коалиций внутри этой системы.

Авторитарный режим.

1.     Носитель власти – человек или группа. Доминирующим фактором является государство.

2.     Правящая партия – широкое общественное движение, структурно аморфна, межклассова, организует массовую поддержку полит руководства.

3.     Сама партия создаётся руководством гос-ва с целью расширения социальной базы управления и играет второстепенную роль в управлении. Полит элита – не обяз элита партии, она формируется рук-лями аппарата упр-ия.

4.     Допускается сущ-ие других партий. Они ограниченно свободны.

Тоталитарный режим.

1.     1 правящая партия.

2.     Партия всем заправляет, руководит.

3.     Сращение партии и гос-ва.

4.     Партия и гос-во организуются на иерархических вождистских принципах.

Политические партии в обществе, их классификация и функции.

Политические партии - организации, выражающие политические интересы, цели  и идеалы социальных групп, состоящие из их наиболее активных представителей и руководящие ими в процессе завоевания и использования государственной власти в обществе.

Ф-ии:

1.     Представительство интересов соц-х групп и слоёв общества.

2.     Борьба  за  обладание  государственной  властью, политическое руководство, упрочение своего положения.

3.     Идеологическая – производство идей и полит социализ личности.

4.     Разработка и осуществление политического курса.

5.     Организаторская – подбор кадров.

6.     Обеспечение связи масс с государством.

7.     Интеграционная – сглаживание конфликтов, стабилизация.

Классификации.

По соц-й стр-ре.

1. П одного из основных классов общества.

2. П одного из неосн-х классов.

3. Партия реликтовых слоёв и классов (монархисты).

4. П соц-х групп с динамикой классовой принадлежности.

5.П отдельных соц-х групп и слоёв.

6.П по полу и возрасту.

7.П надклассовых соц-х образований.

8.Нац-религ П.

9.П с неопределенным классовым обликом.

По идеологии.

1.     Революционные.

2.     Реформистские.

3.     Консервативные.

4.     Реакционные.

Пол организ-м стр-рам.

1.     Централизованные.

2.     Децентрализованные.

3.     Кадровые (<10% электората).

4.     Массовые (>10% электората).

5.     Партии с точным и формально определённым членством.

6.     Партии со свободным членством.

По критерию руководства.

1.     Коллективное.

2.     Коллективное с сильным руководителем.

3.     Вождистский тип.

4.     Харизматическое руководство.

5.     Консенсусное руководство.

Типология партийных систем. Развитие многопартийности в России: история и современность.

Однопартийные, двухпартийные, многопартийные, модифицированные двухпартийные (ни одна не может создать перевес в парламенте), двухблоковые, система доминирования (1 партия долго определяет политику),коалиция кооперирования.

Государство как институт политической системы общества, его основные черты и формы.

Государство - основной институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения индивидов, общественных групп, классов.

Черты:

- территория

- население

- публичная власть

- суверенитет

- монополия на легальное применение силы

- исключительное право на издание законов

- всеобщность

- право на взимание налогов и сборов с населения

Формы.

По политическому режиму: тоталитарное, авторитарное, демократическое.

По административно-территориальному устройству: унитарное, федерация, конфедерация.

По форме правления: Монархия: - абсолютная; - конституционная, Республика: - президентская, - парламентская; - смешанная.

Проблем генезиса и сущность государства: многообразие подходов и точек зрения.

Государство является наиболее значимым институтом политической системы. Значимость его определяется максимальной концентрацией в его руках ресурсов,  позволяющих ему влиять на социальные изменения. Государство на протяжении веков трактовалось всегда неоднозначно. Обычно все трактовки выходили из двух: оно служит интересам общества и личности или выступает средством подавления имущими классами неимущих.

Первая теория, по-видимому, исходит из мнения Аристотеля, который считал государство олицетворением разума, справедливости, красоты и общего блага: "Человек, нашедший свое завершение в государстве, совершеннейшее из творений. Наоборот, человек, живущий вне закона и права, занимает жалчайшее место в мире".

Вторую теорию поддерживает английский мыслитель Т.Гоббс, который сравнивал государство с чудовищем: "Из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры. Из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас…"

С XVI века формируется другая интерпретация государства: теперь оно определяется через понятия "суверенитет" и "абсолютная власть". (Ж.Бодэн "Шесть книг о государстве"). Теперь государство олицетворяет правитель и он руководит общностью людей. Т.е. данная концепция косвенно поддерживает теорию Гоббса.

В последствии государство рассматривалось как нормы, отношения, роли, процедуры, институты и т.д. Т.е. не какую-то личность, а общество в целом. Так марксисты признавали наличие государства только в классово разделенном обществе и рассматривали государство как машину для подавления одного класса другим. Этот раскол в обществе (на классы) произошел в результате разделения труда и появления частной собственности.

Правовое государство и гражданское общество: понятия, их соотношения, проблемы становления в РФ.

Правовое государство -  государство, в котором функционирует режим  конституционного правления, существует   развитая   и   непротиворечивая правовая система, обеспечивается реализация прав и  свобод  личности.

Принципы:

1. Верховенство  права  и  закона.

2. Обеспечение гарантий прав и свобод граждан, высокий уровень защищенности личности.

3. Взаимная  ответственность  гражданина и  государства.

4. Разделение  властей.

5. Равенство  всех  перед законом и судом.

6. Самостоятельность,  независимость  суда, подчиненного  только  закону.

Гражданское общество.                             

Содержание - сфера реализации повседневных интересов индивидов.

Средства реализации - убеждение, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи и т.д.                                                                 

Основа - свободный индивид с неотъемлемыми правами и неполитические организации.

Сущность, основные черты и типы демократии. Развитие демократии в России.

Демократия  (греч. demos - народ,  kratos - власть) -  народовластие,  форма правления государства, характеризующаяся признанием   народа    источником  власти,   равноправием граждан, выборностью основных органов государственной власти,  соблюдением  прав  и свобод  человека.

Принципы:

1. Признание  в  качестве  источника  власти  народа  или  его определенной  части.

2. Выборность  представительных  органов  власти.

3. Постоянное  влияние  общества  на  государственную  власть.

4. Равноправие  граждан  в смысле  участия  в  политической жизни.

5. Соблюдение  прав  и  свобод  человека  и  гражданина.

6. Подчинение меньшинства большинству при принятии решений и признание ценности мнений, интересов меньшинства.

7.     Политический  плюрализм.

Традиционно - либеральная. Главная идея - приоритет  личности, индивида  над обществом,  над  государством.

Теория  плюралистической  демократии. Исходит из  возможности более полной представленности в системе  политической власти  и  управления  интересов различных социальных групп и мнений политических сил.

Концепция  элитарной  демократии. Утверждает, что народ представляет в системе политической  власти господствующую элиту. Демократия состоит в открытости  формирования  элит и подконтрольности  их деятельности  по осуществлению  власти  и  управления.

Теория  партиципальной  демократии. Исходит  из  необходимости  участия  большинства  народа не  только в избирательных кампаниях, референдумах, но и в других видах политического процесса, включая формирование правящих групп и выдвижение политических лидеров.

Социалистическая (марксистско-ленинская концепция   демократии). Представляет альтернативу традиционно-либеральной и др. концепциям конкурентной демократии.  Базируется на признании   социально   и   политически  единого  народа,  как основы  его  власти.

Современная система международных отношений.

МО – совокупность политических, экономических, дипломатических, военных, культурных, научно-технических связей и отношений между народами, государствами, их объединениями. Важнейший элемент – противоречия великих держав по поводу передела мира и ослабления соперников. Старая ялтинско-потсдамская система. Биполярный мир. Сейчас формируется новая система, монополярный мир.

Понятие национального интереса. Приоритеты внутренней и внешней политики РФ.

Национальные интересы – основа внешней политики государства. Они могут быть поняты правильно и неправильно. Их можно интерпретировать как адекватность внешней политики государства объективным потребностям общества. Внешняя политика государства не всегда соответствует национальным интересам. Они обусловлены и геополитическим положением государства, его авторитетом, ролью и местом в мировой политике.

Приоритеты РФ. Защита конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности. Установление политической, экономической, социальной стабильности. Развитие международного сотрудничества. Формирование многополярного мира. Интеграция РФ в мировую экономику, международные финансовые организации. Научно-технический прогресс.

Проблемы политической социализации личности.

ПСЛ – процесс активного воспроизводства личностью политического опыта, определённой системы норм, ценностей и установок политической деятельности и полит отношений.

Ф-ии – обеспечение достаточно эффективного в рамках данной социальной системы политического взаимодействия с различными политическими организациями, сохранение динамического равновесия политической системы и самого общества.

У нас утрата старых ценностей, поиск новых. Дезидентификация личности.

Политическое поведение личности.

1. Личность с высокой политической активностью, принимающая постоянное участие в политической жизни:

а) лица, профессионально занимающиеся политикой (политические лидеры, профессиональные политики, для которых политика стала не только профессией, источником существования, но и главным смыслом жизни);

б) лица, не занимающие ответственных постов в политических учреждениях или организациях. Это так называемая политическая деятельность “по совместительству”.

2. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике (выборы, референдумы, выдача наказов и т.п.).

3. Личность, проявляющая интерес к политике, но лично практически не участвующая в ней.

4. Личность пассивная в политике.

5.     Аполитичная и отчужденная личность, негативно относящаяся к своему участию в политике.

Проблемы политического лидерства в обществе. Основные типы политических лидеров.

Политическое лидерство - личностная способность влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей, обусловленная системой социально-политических и психологических   взаимоотношений   и  ориентаций  в группе, организации, обществе.

Функции полит лидера.

Интегративная: объединение и согласование различных групп и интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных обществом.

Ориентационная: выработка политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности  групп населения.

Инструментальная: определение способов и методов осуществления поставленных перед обществом задач.

Мобилизационная: инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения.

Коммуникативная: поддержание связей власти и масс с целью предупреждения отчуждения граждан от власти.

Типы.

По типу авторитета:

·     традиционное;

·     рационально-легальное;

·     харизматическое.

По характеру влияния:

·     конструктивное;

·     деструктивное.

По стилю руководства:

·     авторитарное;

·     демократическое.

По форме влияния:

·     формальное;

·     неформальное.

В зависимости от имиджа лидера:

·     лидер-знаменосец;

·     лидер-служитель;

·     лидер-торговец;

·     лидер-пожарный.

Социально-политические и этнические конфликты: понятия, типология, ф-ии, механизмы урегулирования.

Политический  конфликт - столкновение, противоборство  различных  социально-политических  сил,  субъектов  политики  в их стремлении  реализовать  свои интересы  и цели, связанные, прежде  всего, с борьбой  за обретение  власти,  ее  перераспределение,  изменение  своего  политического статуса, с  политическими  перспективами  развития  общества.

Ф-ии. Положительные.

-  объективного  выражения  неудовлетворенности;

-  разрядки   напряженности;

-  достижения  внутригрупповой  сплоченности;

-  коммуникативно-информационная;

- стимуляция  социальных  изменений.

Отрицательные.

-  создает  угрозу интеграции  общества, ликвидации данной  политической  системы;

-  может   отрицательно   влиять  на   авторитет   и функционирование  власти;

-  материально-разрушительная и жизненно-опасная;

- духовно – деградирующая.

Решение: сила, переговоры, сотрудничество.

Общественно-политические движения и организации.

Политическая система общества выступает как явление и п онятие фактическое, но отнюдь не формально-юридическое. Это означает, что в разряд ее основных частей входят не только официальные организации, но и объединения, объявленные или объявлявшиеся в силу тех или иных причин вне закона.

Основными требованиями-критериями, предъявляемыми при рассмотрении ко всем без исключения структурным Элементам политической организации общества, являются требования их внутренней упорядоченности, организованности и хотя бы мини­мальной политичности. Характерными признаками любой организации являются: определенный порядок ее образования и функционирования; наличие учредительного документа; функционирова­ние каждой общественно-политической организации ради целей и задач; деятельность каждой организации в определенной сфере с установленными принци­пами; наличие у всех без исключения организаций органов, ведающих их внутренними и внешними делами. Каждый структурный элемент политической организации классового общества должен быть не просто организацией, а политической по своему характеру организацией. Это означает, что он непременно должен: а) выражать политические интересы определенного класса или любой иной социальной общности; б) быть участником политической жизни; в) иметь непосредственное или опосредованное отношение к государственной власти—ее завоеванию, организа­ции или использованию, причем не обязательно взаимодействуя с государственными органами, но и противодействуя им; г) руко­водствоваться в своей повседневной деятельности политическими нормами или правилами, сложившимися в недрах политической жизни той или иной страны.

У одних организаций политика проявляется более ярко и занимает в их деятельности значительное место, в то время как у других играет второстепенную роль. В зависимости от этого все объедине­ния — структурные элементы политической организации обще­ства —подразделяются на организации собственно политические, несобственно-политические и организации, имеющие в своем содержании лишь незначитель­ный политический аспект.

К числу собственно политических организаций относятся государства, политические партии и некоторые общественные объединения. Характерным признаком этих организаций является организационная связь с политикой и их прямое, проявляющееся в самых различных формах воздействие на политику. Непосред­ственной целью их создания и функционирования выступает политика.

К несобственно политическим объединениям — структурным элементам системы общества — относятся такие объединения, которые возникают и развиваются не в силу непосредственно политических, а в силу экономических и других им подобных причин. Прямой целью их создания и функционирования, в отли­чие от собственно политических организаций, никогда не выступа­ет политика. Свою основную деятельность данные институты, к числу которых можно отнести профсоюзные, кооперативные и иные организации, осуществляют соответственно в производ­ственной, социально-бытовой, культурной, торговой и других сферах жизни общества. Они не ставят перед собой непосредственных задач активного воздействия в политических целях на государственную власть.

Среди многочисленных организаций, имеющих в своем содер­жании лишь незначительный политический аспект, выделяются объединения, возникающие и функционирующие на основе чисто личных склонностей и интересов той или иной группы людей к занятию определенной деятельностью. К их числу следует отнести объединения типа нумизматов, филателистов, туристов и др. Политический оттенок в своей деятельности они приобретают лишь как объекты воздействия на них со стороны государственных и иных политических по своему характеру органов и организаций.

Политическая культура, её составные элементы.

Политическая  культура - исторически  сложившиеся  устойчивые политические   представления,  убеждения,  ориентации,  а  также обусловленные ими модели и нормы политического поведения людей, стили  деятельности  политических  институтов.

Сущность.

- степень  знания  и  использования гражданами гражданских прав;

- степень  понимания   и  осуществления   массами   политики государства;

- степень включенности граждан в политическую жизнь общества;

- степень развитости политических институтов и участие масс в них;

- наличие демократических основ реализации политики государства;

- формы и методы функционирования политических институтов;

- накопленный социально-политический опыт, существующие политические традиции  и обычаи;

- стиль  и  методы  общения  субъектов  политики   в  политическом процессе;

- обоснованность подготовки и деловитость осуществления политических  решений.

Структура.

Культура  политического  сознания:

-  политические  установки;

-  политические  представления  и  убеждения;

-  политические традиции, обычаи, нормы.

Культура  политического  поведения:

 -  культура политического участия;

 -  культура политической деятельности.

Культура  функционирования политических   институтов:

- культура принятия и реализации политических решений;

- культура  электорального  процесса;

- культура  восприятия  и  регулирования  социально-политических  конфликтов.

Политические процессы.

Политические решения адекватны состоянию политических процессов, происходящих в обществе.

Политический процесс в обществе — это движение, динамика, эволюция политической системы, изменение её состояний во времени и пространстве. Он представляет собой совокупность действий институциализированных и неинституциализированных субъектов по осуществлению своих специфических функций в сфере власти, ведущих к изменению и развитию (или упадку) политической системы общества.

Все формы политического поведения субъектов политики в конечном счёте объединены  одной и той же внутренней потребностью: повлиять на принимаемые государственной властью политические решения. Таким образом, главная и центральная проблема  политического процесса состоит в принятии и реализации политических решений.

С проблемой принятия политических решений участники политических действий сталкиваются тогда, когда оказываются  перед необходимостью выбора оптимального варианта поведения, т. е. наилучшего способа действия среди многих возможных в данных условиях.

Выработка политических решений – не действие, а лишь подготовка к нему.

С другой стороны, принятие политических решений —центральный  элемент преобразования  политических требований различных групп и граждан в приемлемые для всего общества средства и методы регулирования социальных отношений.

Политические решения.

Понятие «решение» определяет выбор одной из ряда альтернатив в процессе достижения поставленных целей. Альтернатива же, в свою очередь, является одним из вариантов действия, исключающим возможность реализации другого варианта.

Решение может повлиять на будущее состояние как объекта управления, так и самих принимающих это решение. Поэтому принятие решений (особенно касающихся жизни общества) должно носить обдуманный, строго научный, по возможности, характер. 

По природе и специфике способов воздействия на объект управления можно выделить решения технические, экономические и политические. Все они взаимосвязаны и взаимозависимы.

 Политические решения адекватны состоянию политических процессов, происходящих в обществе.

С проблемой принятия политических решений участники политических действий сталкиваются тогда, когда оказываются  перед необходимостью выбора оптимального варианта поведения, т. е. наилучшего способа действия среди многих возможных в данных условиях.

Политическое решение — это сознательный выбор одного из не менее двух возможных вариантов политических действий. Политические решения, конечно, предшествуют политическим действиям, дают им тот или иной импульс. Выработка и принятие решения —не само политическое действие, а лишь подготовка к нему.

    С другой стороны, принятие политических решений —центральный  элемент преобразования  политических требований различных групп и граждан в приемлемые для всего общества средства и методы регулирования социальных отношений. Таким образом принятие политических решений – это технологическое преобразование политической власти в управление социальными процессами.

    Все разнообразие политических решений можно подразделить на четыре типа:

1)     законы и постановления высших органов власти;

2)     решения местных органов власти;

3)     решения, принимаемые непосредственно гражданами;

4)     решения высших органов политических партий и общественных организаций;

В настоящее время в политической науке сложилось два основных подхода к пониманию процесса принятия решений. Так, нормативная теория трактует его как процесс рационального выбора политических целей в сложных ситуациях. В качестве важнейших средств оптимизации такого выбора предлагаются различные математические модели, исследование операций и другие инструментальные приемы. Поведенческая теория, рассматривающая данный процесс как специфическое взаимодействие людей, сориентирована на описание разнообразных факторов, которые влияют на принятие решений в конкретной ситуации.

Таким образом, следует признать, что политическая власть реализуется через личное влияние управляющих и, несмотря, на регламентирующую роль правил и процедур принятия решений, этот процесс содержит непредсказуемость и непрогнозируемость. В конечном счете, процесс принятия решений представляет собой симбиоз рациональности и иррациональности, рационально организованного взаимодействия структур и институтов власти и значительного субъективизма управляющих.

Проблемы формирования политической культуры общества.

Основные пути формирования полит культуры. Условием формирования политической культуры людей является их включенность в политический процесс, взаимодействие с политической реальностью. С политической системой взаимодействуют различные сферы общественной жизни, все они в той или иной степени участвуют в формировании полит культуры, определяют основные направления этого процесса. Ими являются: целенаправленная образовательно-просветительская, духовно-идеологическая деятельность государствава, полит партий, общественных организаций и движений, церкви, СМИ, воздействие бизнеса, науки, образовательных учреждений, семьи, трудового коллектива, клубов и организаций по интересам.

Факторы, влияющие на формирование политической культуры. Известно, что страны, имеющие аналогичные соц-полит системы, могут значительно отличаться друг от друга в полит-культ отношении. Эти различия предопределены, помимо всего прочего, и так называемыми “внешними”, неполитическими, факторами: спецификой исторического развития, геополитическим положением страны и в особенности экономическими факторами.

Варианты управления конфликтами, их формы.

1.     Разъяснение требований к работе.

2.     Координационные и интеграционные механизмы. (Координация – чёткая цепь команд. Интеграция – объединение).

3.     Общеорганизационные комплексные цели.

4.     Структура системы вознаграждений.

Функции политической культуры.

Познавательная,  которая состоит в вооружении субъектов знаниями,  необходимыми  для   политической  деятельности, обеспечении исторической преемственности, накоплении и передаче опыта от поколения к поколению.

Регулирующая,  обеспечивает посредством идеалов, правовых и политических  норм  определенные  взаимоотношения между  социальными  общностями, гражданами и государством.

Воспитательная, способствует интеллектуальному развитию личности, усвоению ею политических норм, ценностей, формированию интереса к политической жизни,  выработке определенных установок на общественно-политическую деятельность.

Информационная,  направлена  на  удовлетворение  потребностей личности в политических сведениях, освещающих происходящие в мире события, явления, процессы.

Прогностическая, заключается в том, что знание ценностных ориентаций позволяет предвидеть возможные варианты развития событий.

Классические теории элит.

Макиавеллистская школа (Г.Моска, В.Парето). Любому обществу присуща элитарность. В основе этого лежит факт естественных различий людей: физических, психологических, умственных, моральных. Эта элита характеризуется особыми полит и организаторскими качествами. Массы признают право элиты на власть. Элиты сменяют друг друга в ходе борьбы за власть, поскольку добровольно власть никто не уступает.

Теория элитарной демократии (Р.Даль, С.Липсет). Понимание демократии как конкурентной борьбы претендентов на руководство обществом во время изб кампаний. Элита не властвует, а осуществляет руководство массами с их добровольного согласия, посредством свободных выборов.

Ценностные теории (В.Ропке, Ортега-и-Гассет). Элита - это слой общества, наделенный высокими способностями к управлению. Элита есть результат в большей степени естественного отбора лиц с выдающимися качествами и способностями управлять обществом. Формирование элиты не противоречит принципам демократии. Социальное равенство людей должно пониматься как равенство возможностей.

Концепции плюрализма элит (С.Келлер, О.Штаммер, Д.Рисмен). элита множественна. Ни одна входящая в нее группа не способна оказать решающего воздействия на все области жизни одновременно. В условиях демократии власть распределена между различными группами элит, кот оказывают влияние на принятие решений, отстаивая свои интересы. Конкуренция предотвращает формирование целостной элитарной группы и делает возможным контроль со стороны масс.

Леволиберальные концепции (Р.Миллс). Общество управляется исключительно одной властвующей элитой. Возможности демократических институтов (выборы, референдумы) незначительны.

История политической мысли.

Конфуций, Будда, Заратустра. Идея божественного                                                                      происхождения отношений власти и порядка. Люди неравны по воле богов. Неравенство вечно и неизменно. Попытки устранить неравенство - святотатство.

Аристотель, Платон. Теоретическое осмысление форм государственного устройства: аристократии, демократии, олигархии, тимократии, тирании. Представления о политике как царском искусстве управлять людьми. Введение понятий: юридическое лицо, политическая справедливость и др. Создание теории идеального государства. Зарождение элементов научного исследования политики.

А. Августин, Ф. Аквинский, Златоуст, Пересветов, Татищев. Обновление верховенства церкви над светской властью.                                                                   Законы природы и общества – это правила применительно к достижению конкретной цели. Концепция религиозной сущности государства: мировой порядок установлен Богом. Проповедь смирения, послушания властям: но люди равны перед богом и на Земле. Выступление против духовной диктатуры церкви, отрицание насилия. Идея о суверенности русского государства и верховенства царской власти.

Возрождение. Макиавелли, Мор, Гоббс, Локк, Спиноза. Освобождение политической науки от теологии, обоснование идеи естественного происхождения государства. Введение понятия “ государство”. Создание учения о государстве. Обоснование форм буржуазного государства. Зарождение буржуазной политико-правовой мысли. Формирование учения о гражданском обществе, теории общественного договора, принципе разделения властей. Возникновение идей утопического социализма. Провозглашение идей гуманизма, прав и свобод человека. Признание закономерности смены политического правления.

Просвещение. Локк, Руссо, Вольтер, Монтескье, Гоббс, Бэкон. Развитие идеи о гражданском обществе. Целью государства является сохранение свободы и собственности,  приобретенной посредством труда. Люди сами могут изменить существующий порядок. Бороться за гражданские свободы и равенство людей.

Развитие капитализма. Монтескье, Кант, Фихте, Гегель, Шеллинг. Политология становится учебной дисциплиной. Развивается политическое учение о государстве, гражданском обществе, о разделении в обществе законодательной, исполнительной и судебной властей, суверенитете, мировом духе.

Утверждение капитализма. Сен-Симон, Фурье, Оуэн. Резкая критика капитализма и прогнозирование нового общественного устройства. Отрицание частной собственности в пользу общественной. Труд - первая потребность личности. Социальное равенство и социальная справедливость. Отрицание революции. Равноправие женщины и мужчины.

Марксизм. Историческая необходимость уничтожения                  капитализма и построения коммунистического общества.                 Теория классовой борьбы, историческая миссия пролетариата, его союзников. Объяснение политики с точки зрения классовых                 интересов. Необходимость создания пролетарской партии, ее авангардной роли. Теория и типология социальных революций.               Определение исторических рамок государства.