Реферат: Понятие и виды субъектов политики

Политика, представленная как совокупность политических от­ношений, имеет своих субъектов, объект, содержание и форму.

Политическое отношение предполагает как минимум двух субъ­ектов. Под субъектом всегда имеется в виду человек, наделенный сознанием, познающий окружающий мир и действующий в нем. В сфере политики человек выступает как носитель политических отношений, как «человек политический», наконец, как гражданин, наделенный определенными правами и обязанностями.

Как субъект политических отношений человек выступает в раз­ных качествах, обращен к политике различными своими гранями. Поэтому возникает необходимость классификации субъектов поли­тики. Это можно сделать по разным основаниям (признакам).

По количественному признаку политические субъекты можно разделить на единичные (отдельные граждане, иностранцы, лица без гражданства и т.п.) и групповые. Под последними имеются в виду большие, средние и малые социальные группы: классы, этносы, сословия, элиты, фракции и т.п.

По правовому признаку субъектов политики делят на физичес­ких (граждане, политические лидеры) и юридических лиц (общественно-политические организации);

По направлениям политики ее носителей можно классифициро­вать на субъектов внутренней (граждане, руководители, партии) и внешней политики (народы, государства, его специализиро­ванные органы, межгосударственные объединения).

Субъектов политики классифицируют также по признаку пер­вичности или вторичности их политического участия. В этом случае к первой группе отнесем граждан (с различным политико-юридичес­ким статусом) и такие социальные общности, как классы, нации, политические элиты, иные социальные группы. Ко второй группе отойдут такие политические институты, как государства, общест­венно-политические организации и движения и межгосударственные объединения.

Возможна классификация субъектов политики и по другим при­знакам.

Субъект обычно неразрывно связан с понятием объекта, под которым имеется в виду какой-то предмет познания или деятельнос­ти человека, окружающий его мир. Объектом политики также выступает человек, социальные группы, юридические лица, испытыва­ющие властное воздействие субъекта. Таким образом, это соот­носительные и иерархические понятия. Между субъектами и объектами политики возникают разнообразные отношения, об­щим и главным содержанием которых выступает власть. Эти политические отношения обычно связаны с различными стадиями фор­мирования и функционирования власти, ее структурой, институтами и т.п. «Вертикальные» политические отношения означают господ­ство и подчинение, они нередко проявляются как конфронтация субъекта и объекта, конфликт, оппозиция, гегемонизм и т.п. «Гори­зонтальные» же отношения проявляются в форме координации, согласования действий равнозначных субъектов, их сотрудничества (часто это договорные отношения).

Человек и политика

В политической жизни общества человек играет различные социальные роли. Так, во-первых, в системе политических отношений он предстает, с одной стороны, как субъект, а с другой, –  как объект политического воздействия (руководства, господства, управления и т.п.). В последнем случае говорят об участии обычных (рядовых) граждан в политике, об их политическом поведении.

Как подлинный  субъект политики человек дей­ствует в качестве парламентария, президента, члена правительства, судьи и т.п. В этом случае речь идет о профессиональной политичес­кой деятельности, о функционировании человека как политика. Эту деятельность обычно именуют политической карьерой, под которой понимают последовательное продвижение по служебной лестнице. Научное или публицистическое описание чьей-либо жизни в полити­ке, состоявшегося жизненного пути политика составляет его поли­тическую биографию.

Как объект политики человек ведет себя в соответствии с харак­тером управленческого воздействия. При демократическом типе взаимоотношения гражданина и власти управление человеком осу­ществляется через воздействие на его интересы. Изменяя условия жизнедеятельности индивида, политический субъект изменяет чело­веческие интересы и тем самым добивается изменения его полити­ческого поведения в желаемом направлении. При тоталитарном типе взаимоотношений управленческий импульс направлен на созна­ние человека и преследует цель изменить его поведение прежде всего через чувство страха наказания. Такой механизм политического регулирования поведения граждан внешне выглядит эффективным, но в долгосрочной перспективе, как показывает практика, он малоэффективен. И наоборот, управление, основанное на учете объектив­ных и законных интересов граждан, является наиболее надежным, результативным и гуманным.

Вторая характеристика человека политического связана с его гражданством. Под гражданством понимается правовая связь чело­века (физического лица) с определенным государством, порождаю­щая взаимные права и обязанности, которые определяются основ­ным законом государства конституцией.

Практическая важность института гражданства заключается в том, что государство обязано способствовать гражданину в ре­ализации его прав, осуществлять его дипломатическую защиту вне пределов отечества. Институт гражданства, как правило, подробно регулируется социальными законами и подзаконными актами.

Третий аспект связи человека с политикой состоит в его правосубъектности (правовом статусе). Комплекс субъективных прав граждан закреплен обычно в кон­ституции государства. Эти права  делят на экономические, социальные, политические, культурные и личные. В основе правового статуса граждан лежат, как правило, следующие конституционные принципы: единство прав и обязанностей, равноправие и полноправие граждан, законность и недопустимость ущерба при использовании гражданами своих прав и свобод. К ним можно добавить еще два принципа: никто не судья в собственном деле и разрешено все, что не запрещено законом.

Практическая реализация прав граждан представляет целый ряд больших и трудных проблем. Одна из них связана с неполнотой провозглашаемых нрав и свобод человека. В консти­туциях многих государств сформулированы еще не все права, преду­смотренные Всеобщей декларацией.

Также имеет место то, что провозглашенные права нередко имеют слабые гарантии  их реализации или вообще не имеют такого механизма.

Следующая проблема в том, что само государство, его органы и должностные лица часто нарушают декларируемые права граж­дан, практикуют их дискриминацию по различным основаниям, что особенно характерно для тоталитарных режимов.

Человечество в своей новой истории выработало следующие институты и механизмы защиты прав и свобод гражданина:

-     деятельность профсоюзных организаций по защите прав своих работающих членов;

-     деятельность правоохранительных органов –  милиции (поли­ции), прокуратуры, судов, адвокатур и т.п.;

-     деятельность комитетов (комиссий) по правам человека в ор­ганах государственной власти разных уровней;

-     деятельность общественных правозащитных организаций. Они могут быть как националь­ными, так и международными.

Ограниченность, ущемление прав и свобод человека приводят к тому, что он перестает быть подлинным субъектом политики, отчуждается от власти.

С правовым статусом личности связано понятие политической свободы и ответственности. Политическая свобода есть часть свобо­ды человека, и означает его способность поступать согласно своему волеизъявлению. Оно детерминировано внешними условиями и ограничено ими. Таким внешним для субъекта полити­ки ограничителем активности является его правовой статус, наци­ональная система законодательства. Юридические законы определяют степень политической свободы граждан, которая всегда относительна и не может быть абсолютно.

Политическая свобода означает, таким образом, установление законности и безопасности, что возможно только в правовом, демо­кратическом государстве.

Возможности политической свободы определяются также в не­малой степени материальным достатком граждан, уровнем их образования и проч. Это неизбежные –  пока существуют товарно-денежные отношения –  издержки свободы и демократии.

Связанное с политической свободой понятие ответственности отражает особое морально-правовое отношение человека к обществу, которое характеризуется выполнением своего гражданского дол­га и требований закона.

Следует отметить, что в правовом государстве политико-право­вая ответственность наступает не за мысли и убеждения, а за поступки

Малые группы

В социологии социальные группы делятся на большие, средние  и малые. Под малой социальной группой имеется в виду немногочисленная по составу общность людей, члены которой объединены одной деятельностью и находятся друг с другом в непосредственном личном общении. Малая группа –  это относительно самостоятельная общность, далее не разложимая на более мелкие объединения людей.

Малые группы в социологии и психологии классифицируют по различным основаниям. Например, по организационному признаку. они делятся на формальные (семья, бригада, школьный класс, сту­денческая группа, преступная группировка, клуб, парламентская фракция и др.) и неформальные (дружеские, соседские компании, секты, кружки, кланы, землячества, клаки и т.п.).

Малые социальные группы играют большую роль в политичес­кой жизни отдельных граждан и общества в целом. Именно в них, как правило, происходит политическая социализация подростков и мо­лодежи, формирование политических установок и ценностей, тради­ций, идеалов и принципов. У участников этих групп существуют общие секреты, интимность отношений, свои особые взгляды на мир.

На базе малых групп нередко складываются общественно-политические движения, перерастающие в политические союзы и партии.

Малые группы могут иметь как позитивную, так и негативную ориентацию, например, преступные группировки. В них нередко преобладают эгоизм, претенциозность, фанатизм, нетерпимость к чужим взглядам, цинизм, высокомерие и т.п.

Еще одной разновидностью микрогрупп являются так называ­емые группы давления, играющие важную роль в деле представи­тельства и реализации специфических интересов. Они неизбежны в условиях социально-экономического и идейно-политического плю­рализма. В условиях тоталитаризма группы давления сосредоточены в основном в партийно-государственном аппарате, где негласно соперничают между собой за власть, привилегии, должности, кон­троль за ресурсами, собственностью и т.п.

Политические организации

Политические организации –  это негосударственные институты политической системы общества, разновидность общественных объ­единений. К ним относятся политические партии, движения, ассоци­ации, союзы, народные фронты, общества, клубы и т.п. Они являются вторичными субъектами политики и юридическими лицами. После государственных органов это важ­нейшие институты политической системы общества, через которые реализуются ее функции.

Структура политических организаций непостоянна, изменчива. Граждане участву­ют в деятельности политической организации либо прямо, будучи ее членами, либо косвенно, поддерживая ее материально, голосуя на выборах за ее кандидатов и т.п.

Политические организации могут быть классифицированы по различным основаниям. Например, по организационному признаку они подразделяются на формальные (фиксированное членство, взносы, структура, программные документы, нормативная регла­ментация и т.д.) и неформальные, не имеющие таких признаков. К формальным организациям относятся политические партии, об­щества, союзы, интернационалы и пр. к неформальным –  полити­ческие движения, народные фронты, гражданские инициативы.

По идейно-политической ориентации рассматриваемые организа­ции обычно делят на левые и правые. Первые выступают за прогрес­сивные изменения в политике и других сферах жизнедеятельности общества, вторые носят консервативный или даже реакционный характер.

Важнейшей и наиболее распространенной разновидностью политических организаций являются политические партии.

Однопартийная система обычно существует в слаборазвитом обществе с тоталитарным режимом, когда других партий еще нет или они запрещены. Единственная партия является при этом и пра­вящей, будучи частью государственного аппарата, его «стержнем».

Довольно распространенной в демократических государствах является двухпартийная система, в которой партии различаются скорее не по стратегическим целям, а по тактике и методам деятель­ности. Чередование двух партий у руля власти обеспечивает политическую стабильность общества и вместе с тем исключает застой и перерождение партий.

Многопартийная система бывает фактической и фор­мальной. В последнем случае одна партия постоянно является пра­вящей, а другие служат лишь псевдодемократической декорацией (например, в КНР).

Место партий в политической системе общества определяется рядом факторов: их социальной природой, численностью, функциями, а также положением (правящие или оппозиционные).

Деятельность политических партий регулируется во многих странах национальным законодательством.

Общественные организации

Неполитические и негосударственные организации, т.е. такие, чьи программные документы не предус­матривают политических целей, также являются элементами (ин­ститутами) политической системы общества, субъектами политичес­ких отношений, которые по-своему оказывают воздействие на власть.

Юридической основой возникновения и функционирования об­щественных организаций и движений является, во-первых, конституционное право граждан демократических государств объединяться в такие организации; во-вторых, специальное законодательство об общественных объединениях

В 1994 году Минюстом РФ зарегистрировано 29 обществен­но-политических движений и 272 религиозных объединения. В Мур­манской области на 1 августа 1992 года было зарегистрировано 109 общественных, в том числе религиозных объединений.

Хочется отметить, что существуют и действуют международные общественные организации и движения. Такие как, Всемирный со­вет мира, Всемирная федерация профсоюзов, Всемирная конфедера­ция труда, Международная демократическая федерация женщин, Всемирная федерация демократической молодежи, Международный союз студентов, Международный Красный Крест, экологическая организация «Зеленый крест», движения «Семипалатинск – Нева­да», «Гринпис», международное молодежное движение северных стран «Некст-стоп», гуманистическое движение и др.

Элита

Еще одной разновидностью субъектов политики, относящихся одновременно к физическим и юридическим лицам, а также –  соци­альным группам, являются политическая элита и политические лидеры. Институт политической власти, характер политического процесса во многом определяются деятельностью этих специфичес­ких субъектов, поэтому они и рассматриваются здесь отдельно.

Элита –  в переводе с французского, в социальном контексте, означает отборный слой общества, его «верхушку», избранный круг людей.

В структуре общественной элиты выделяют экономическую, социально-политическую и духовную составляющие. Политическую элиту образует наиболее активная в политическом отношении часть экономически господствующего класса, его авангард.

Политическая элита состоит из должностных лиц властных органов –  представительных и исполнительных, пра­воохранительных, военных и информационных учреждений, функ­ционеров общественно-политических организаций.

Часть совокупной политической элиты, осуществляющая функ­цию непосредственного государственного управления, называется правящей элитой

Тип лидерства всегда связан с природой общественного и госу­дарственного строя, характером политической системы общества.

По стилю деятельности политическое лидерство можно клас­сифицировать на авторитарное, предполагающее единоличное принятие решений, и демократическое.

Политический лидер должен обладать выдающимися умствен­ными способностями, необходимыми нравственно-психологически­ми качествами.

В XX веке проявилась тенденция возрастания роли народных масс в истории, однако этот процесс сопровождался конфронтацией широких масс и элиты. Это приводит к политической нестабильности, «массовизации» и девальвации политической элиты, ее, дисфункции.

Социально-политические классы

Социальная структура представляет собой взаимосвязанную со­вокупность устойчивых социальных общностей, выделяемых в об­ществе по определенным признакам.

Классовое деление общества является наиболее существенным и важным для жизни гражданина и общества в целом. От классовой принадлежности по это­му признаку зависят условия существования индивида, характер его труда, размер дохода, образ жизни в целом.

В любом из известных до сих пор обществ существуют основные и промежуточные классы, а также межклассовые слои, и сословия.

Каждая из социальных групп имеет свои особенные, специфи­ческие интересы, которые выражают и защищают обществен­но-политические объединения.

Класс, находящийся у власти, называется господствующим. Выделяют следующие формы, методы и средства воздействия господствующего класса на остальную часть общества: законодательство, внеэкономическое принуждение, политическая пропаган­да осуществляемая через средства массовой информации, диктату­ра, террор, гегемония, деньги, идущие на оплату труда чиновников, подкуп и др. Механизмами смены господствующего класса или правящей элиты являются реформы, революции, граж­данские войны, государственные перевороты.

В конце XX века классовое деление общества в индустриально развитых странах теряет былое значение, поскольку под влиянием научно-технического прогресса существенно меняется социальная структура.

 

Нации и этнические группы как субъекты политики

В истории известны три формы общности людей: родоплеменная, свойственная первобытнообщинному строю, народность, возникшая в эпоху рабовладения и феодализма, и нация, формирующаяся в период становления капитализма. Нация –  это определенная стадия зрелости того или иного этноса, соответствующая формированию гражданского  общества. Все эти социально-исторические общнос­ти называют еще этническими группами.

Нация историческая форма социальной общности, которая характеризуется суммой некоторых материальных и духовных при­знаков.

Национальное сознание имеет два уровня: обыденное сознание, изучаемое этнопсихологией, и теоретическое сознание.

Нация –  это объективное общественное явление, объективная связь, принадлежность определенного индивида к той или иной этнической общности. А национальность –  это субъективное отноше­ние, юридическая принадлежность индивида к определенной нации.

Ведущим этногенетическим признаком нации является общность экономической жизни, на основе которой формируются и закрепля­ются остальные признаки, а также –  единый национальный ин­терес, который воплощается в национальном государстве. Государ­ство –  важный признак нации, однако сама по себе государствен­ная форма организации общества не предполагает нации (например, античные государства).

Нации и другие этнические группы являются важными субъектами политики. Отношения между ними в рамках одного государства называются национальными. Они носят политический характер, поскольку связаны с институ­том власти.

Субъектами политических отношений выступают также конфессиональные группы. Конфессионализм это образ мыслей и посту­пков, соответствующий догматам и требованиям определенного вероисповедания.

Конфессиональные группы, с одной стороны, тесно связаны с этническими общностями, а с другой, с политикой. Конфессионализм придает межнациональным отношениям до­полнительное измерение, усложняет спектр политических отноше­ний.

Политическое поведение

Политическое поведение –  это важная разновидность поведения человека в обществе. Оно представляет собой процесс взаимодейст­вия человека с политической средой и составляет совокупность форм и способов бытия индивидуума в политической сфере жизне­деятельности общества. Речь идет о политическом поведении пере­численных ранее субъектов политики: физических, юридических ли­цах, социальных группах. Единицей политического поведения явля­ется конкретный поступок, личностно и общественно значимый акт, к котором отражаются политические знания человека, его убежде­ния, материализуется его политическая культура.

Политическое поведение определяют многие факторы, которые можно классифицировать по нескольким основаниям. Психофизиологическими детерминантами этого поведения являются различные потребности и интересы, влечения и эмоции человека, его полити­ческие знания, установки и цели.

По степени политической включенности субъекта в политическое поведение распадается соответственно на активное, нонконформистское и пассивное, конформистское, выражающееся в политическом индифферентизме, эскапизме и абсентеизме.

По характеру поступков, используемым методам, а также направленности политическое поведение можно разделить на конфликтное, конфронтационное, разрушительное и –  бесконфликтное, нонконфронтационное, созидательное. Первое характеризуется острым противостояни­ем политических сил, их разногласием, выражением политического протеста. Второе поиском политического согласия, поддержкой правящих структур, достижением консенсуса и т.п.

В самих политических институтах политическое поведение определяется и регулируется пра­вовыми нормами, традициями, правилами, уставами и т.п.

Власть имеет возможность контролировать политическое пове­дение граждан и социальных групп посредством законодательства, подзаконных актов органов государственного управления, а также с помощью правоохранительных органов, прежде всего государ­ственной безопасности, внутренних дел, прокуратуры, судов, следст­венных органов и др.

Заключение

Конкретное взаимодействие субъектов и объектов политики образует в каждый временной период определенное содержание политических отношений. Оно проявляется, с одной стороны, как определенная деятельность субъектов политики, их политическое поведение, а с другой, –  как политический процесс.

Для каждого вида политических отношений характерна своя форма бытия, которая выражается в социальных нормах и прин­ципах. Они делятся на политико-правовые (законы, декреты, под­законные акты, международные договоры и проч.), политико-нрав­ственные (обычаи, традиции, политес и т.п.) и политико-религиозные (например шариат). Через эти нормы, особенно правовые, выража­ется политика, в рамках этих норм функционируют политические субъекты.


Литература:

1)   Дегтярев А.А. Основы политической теории. – М., 1998.

2)   Политология. Под ред. М.Н. Марченко. – М., 1997.

3)   Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 1995.

4)   Гаджиев К.С. Политическая наука. – М. 1995.

5)   Основы политологии. Под ред. Ю.А. Ежова, В.Ф. Костюкевича. – М., 1995.