Реферат: Политология в схемах и таблицах
ТАВРИЧЕСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ПОЛИТОЛОГИЯ
В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ “ПОЛИТОЛОГИЯ”
Симферополь
1998
ТАВРИЧЕСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ПОЛИТОЛОГИЯ
В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ
Утверждено на заседании
кафедры политологии ТЭИ
Протокол № 5 от 20 января 1998 г.
Авторский коллектив: П.В. Кузьмин - кандидат философских наук,
доцент - руководитель
В.Н. Крет - кандидат философских наук,
доцент
Студенты политологического факультета:
Н.Ю. Булгаков
В.В. Попова
П.Э. Тагинцев
В.Г. Федоровский
Н.М. Чепурко
Научный консультант - Л.Ф. Малафеев - доктор философских наук,
профессор
Рецензент - Г.И. Мельников - доктор философских наук,
профессор
Редактор - В.Н. Крет - кандидат философских наук, доцент
Учебное пособие содержит структурно-логические схемы, таблицы и определения по актуальным проблемам учебного курса “Политология”, читаемого в Таврическом экологическом институте.
Пособие, на наш взгляд, может помочь преподавателям в разработке структуры учебного материала, студентам - в самостоятельной работе над осмыслением политологических вопросов, при подготовке к семинарским занятиям и экзамену по политологии.
При подготовке пособия использованы труды, учебники, учебные пособия украинских, российских и белорусских ученых, политологов, а также словари - Политология. Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю.И. Аверьянов. М.: Изд-во коммерч. ун-та, 1993; Политология. Краткий энциклопедический словарь-справочник / Отв. Ред. Борцов Ю.С., науч. Ред. Коротец И.Д. Ростов-на-Дону: изд-во Феникс, 1997.
СОДЕРЖАНИЕ.
Таблица Стр.
№
Тема 1. Политология как наука и учебная
дисциплина. 1-5 3
Тема 2. Политика и её роль в жизни общества. 6-12 8
Тема 3. Теория демократии и историческая
практика. 13-19 15
Тема 4. Основы теории власти. 20-24 22
Тема 5. Политическая система общества. 25-27 27
Тема 6. Государство в политической системе
общества. 28-34 30
Тема 7. Политические партии. 35-38 37
Тема 8. Политические режимы. 39-43 43
Тема 9. Личность и политика. Политическое
лидерство. 44-51 47
Тема 10. Политическое сознание . 52-56 55
Тема 11. Политическая культура . 57-61 60
Тема 12. Политический процесс. 62-66 65
Тема 13. Политические конфликты. 67-71 70
Тема 14. Политические идеологии . 72-78 75
Тема 15. Политическое прогнозирование. 79-81 82
Тема 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА.
Политология - это наука о политической власти и управлении, о закономерностях развития политических отношений и процессов, функционирования политических систем и институтов, политического поведения и деятельности людей.
Таблица № 1
ПОЛИТОЛОГИЯ |
|
Теоретическая полито- |
Прикладная политология - |
|
логия - решает научные |
изучает проблемы,связанные: |
|
проблемы, связанные: |
||
а) с преобразованием поли- |
||
а) с формированием фунда- |
тической действительности, |
|
ментального знания о поли |
анализом путей и средств |
|
тической сфере и жизни; |
воздействия на политиче- |
|
ские процессы; |
||
б) с объяснением процессов |
||
политического развития; |
б) с изучением общественно- |
|
го мнения, особенностей по- |
||
в) с разработкоц концеп- |
литической ориентации и по- |
|
туального аппарата полито- |
литического поведения раз- |
|
логии, методологии и мето- |
личных социальных групп. |
|
дов политических исследо- |
||
ваний. |
||
Таблица № 2
ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ |
ПОЛИТОЛОГИЕЙ. |
|
Категории других |
||
социально-экономических |
Собственные категории |
|
и гуманитарных наук |
||
|
||
|
Общество |
Политика |
||
|
||||
|
Свобода |
|
Политическая власть |
|
|
||||
|
Власть |
|
Политические отношения |
|
|
||||
|
Государство |
|
Политическая сфера |
|
|
||||
|
Правовое государство |
|
Политическая система |
|
|
||||
|
Общественное мнение |
|
Политический режим |
|
|
||||
|
Гражданское общество |
|
Политические интересы |
|
|
||||
|
Большие и малые социальные |
|
Политическая партия |
|
|
группы |
|||
|
Политическая культура |
|||
|
Общественное мнение |
|||
|
Политическое сознание |
|||
|
Демократия |
|||
|
Политическая идеология |
|||
|
Диктатура |
|||
|
Политический плюрализм |
|||
|
Идеология |
|||
|
Политический конфликт |
|||
|
Культура |
|||
|
Политическая стабильность |
|||
|
Оппозиция |
|||
|
Политическая деятельность |
|||
|
Плюрализм |
и другие и другие
Таблица № 3
ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ
Познавательная функция |
Инструменталистская |
|
призвана познавать полити- |
функция призвана исполь- |
|
ческую реальность и давать |
зовать научные выводы в |
|
знания о природе и источ- |
политической практике, |
|
никах властных отношений, |
государственном управле- |
|
способах их рациональной |
нии, партийной стратегии и |
|
организации |
тактике, в процессах при- |
|
нятия решений и техноло- |
||
гиях их реализации |
Воспитательно- социали- |
Диагностическая функ- |
|
зационная - призвана |
ция призвана определять |
|
формировать демократичес- |
соответствие программ по- |
|
кую политическую культуру |
литических курсов как тен- |
|
граждан, воспитывать инди- |
денциям социального про- |
|
вида как гражданина своей |
гресса, так и реальным воз- |
|
страны и как вообще “по- |
можностям и состоянию |
|
литического человека” |
развития конкретного об- |
|
щества |
Функция политической |
Прогностическая функция |
|
рефлексии призвана выра- |
призвана разрабатывать |
|
батывать способность раци- |
желаемые и возможные ва- |
|
онально-критически оцени- |
|
рианты развития полити- |
вать политические процес- |
ческих процессов, учиты- |
|
сы, свободно самоопреде- |
вая действие различных |
|
ляться в политической |
факторов |
|
жизни. |
Таблица № 4
МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ
Методы |
На чем акцентируют |
Как изучают политику |
политологии |
внимание |
|
Институци- |
На функционировании и |
Анализ официальных |
ональный |
взаимодействии политичес- |
структур и формаль- |
ких институтов: права, госу- |
ных правил принятия |
|
дарства, политических пар- |
решений |
|
тий и движений и т.д. |
||
Историче- |
На политических явлениях |
Анализ изменений по- |
ский |
и процессах во времени и |
литических норм, от- |
пространстве |
ношений, институтов в |
|
контексте связи прош- |
||
лого, настоящего и бу- |
||
дущего |
||
Социологи- |
На зависимости политики |
Анализ политики как |
ческий |
от социальных факторов: |
сферы целенаправлен- |
экономики, социальной |
ных взаимодействий |
|
структуры, культуры и т.д. |
социальных групп, |
|
преследующих свои |
||
интересы |
||
Бихевио- |
На личностном измерении |
Анализ систематичес- |
ристский |
политики, поведении от- |
ки наблюдаемого по- |
дельного человека |
ведения индивида, воз- |
|
можность измерения |
||
его мотивации |
||
Психологи- |
На субъективных механиз- |
Анализ индивидуаль- |
ческий |
мах политического поведе- |
ных качеств, черт ха- |
ния: побуждения, желания, |
рактера, бессознатель- |
|
страсти и т.д. |
ных психических про- |
|
цессов, влияющих на |
||
политическое пове- |
||
дение |
||
Системный |
На целостности политики и |
Анализ характера вну- |
характере ее взаимоотноше- |
тренних связей между |
|
ний с внешней средой |
составляющими поли- |
|
тику элементами |
Таблица № 5
|
||
|
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ |
|
ПОЛИТОЛОГИИ |
Фундаментальные |
Прикладные |
|
исследования |
исследования |
- объективные условия, обеспечи- |
- динамика политических про- |
|
вающие устойчивость общества в |
цессов и систем; |
|
целом, политической системы в |
- разработка концепций и мето- |
|
частности; |
дик современного государствен- |
|
- диалектическое соотношение ко- |
ного управления; |
|
личественных и качественных пере |
- процесс принятия политических |
|
ходов и взаимопереходов в поли- |
решений на различных уровнях |
|
тической жизни; |
управления; |
|
- закономерности возникновения, |
- электоральный процесс,полити- |
|
развития и совершенствования |
ческий менеджмент и маркетинг; |
|
политической системы; |
- влияние политической культуры |
|
- о степени, глубине и форме вме- |
на политические процессы и дея- |
|
шательства политики в объектив- |
тельность людей; |
|
тивный процесс развития госу- |
- содержание, направленность и |
|
дарства и общества; |
эффективность политико-комму- |
|
- диалектика взаимотоношений |
никационных процессов в об- |
|
государства и гражданского об- |
ществе; |
|
щества; |
- политологическая экспертиза |
|
- тенденции развития политичес- |
социально - экономических и |
|
кой культуры; |
иных программ развития; |
|
- методология исследования поли- |
- тенденции политического учас- |
|
тических систем, партий и орга- |
тия и др. |
|
низаций, политического поведения |
||
граждан; |
||
- разработка нового типа научных |
||
категорий и понятий и др. |
||
Тема 2. ПОЛИТИКА И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.
Политика - многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентаций, взглядов социальных (этнических) групп, выражающих их интересы, политических организаций, институтов, движений, лидеров по поводу власти и управления обществом.
Таблица № 6
Участие в делах государства, |
Деятельность в сфере отношений |
|
определение форм, задач, со- |
между большими социальными |
|
держания его деятельности |
группами, связанная с регулиро- |
|
ванием интересов путем исполь- |
||
зования политической власти |
||
|
|
П О Л И Т И К А |
|
Характеристика образа дей- |
Совокупность вопросов или |
|
ствий, направленных на до- |
событий текущей государст- |
|
стижение определенных це- |
венной или общественной |
|
лей в отношениях людей |
жизни |
|
между собой |
||
В истории - виды, намерения, цели и образ |
действий правителей и их приближенных, |
нередко искусно скрываемые ими |
Таблица № 7
|
СТРУКТУРА ПОЛИТИКИ |
|
Политический интерес - первопричина, осознанный источ- |
||
|
ник политического поведения |
|
|
||
Политические отношения - взаимосвязи и взаимодействия |
||
|
субъектов политики и власти |
|
|
Политическая организация, отражающая роль институтов, |
|
публичной власти как центров управления и регулирования |
||
|
общественными процессами |
|
Политическое сознание - ориентации либо на сохранение |
||
данной политической системы, власти, либо на её |
||
дестабилизацию и изменение |
||
|
||
|
||
Политическая деятельность - активность, направленная на |
||
изменение или сохранение существующих политических |
||
отношений |
||
Таблица № 8
|
||
Политика - как деятельность. |
||
Главное внимание уделяется |
||
политической практике, де- |
||
|
ятельности политических |
|
|
институтов, отдельных соци- альных групп |
|
Подходы |
||
к |
Политика - как наука включает |
|
анализу |
в себя прежде всего теоретиче- |
|
политики |
ские разработки, различного |
|
как |
рода политические документы, |
|
общественного |
методологические основы по- |
|
явления |
литики |
|
|
||
Политика - как искусство - |
||
искусство управления, осуще- |
||
ствления власти |
||
Таблица № 9
Организованные действия социаль- |
||
|
ных групп и представляющих их |
|
учреждений власти по управлению |
||
общественной жизнью |
||
|
Общественные отношения между |
|
социальными группами и сообщест- |
||
|
вами людей по поводу государст- |
|
венной власти, её завоевания, удер- |
||
|
жания и использования |
|
Политика |
||
как |
||
деятельность |
Научно обоснованную теорию, |
|
охватывает |
ориентирующую политику, опре- |
|
комплекс |
деляющую её цели, стратегию, так- |
|
взаимосвязан- |
тику |
|
ных явлений |
||
и процессов |
||
Политическую идеологию, совокуп- |
||
ность идеологических ценностей и |
||
норм |
||
|
||
Профессиональное политическое |
||
руководство |
||
Таблица № 10
|
ПОЛИТИКА КАК НАУКА |
Главная задача - моделирование, прогнозирование различных |
аспектов политической деятельности, определение целей и |
задач политики |
Наличие четкой теоретической основы |
||
|
и следование ей на практике |
|
|
||
|
Гибкость, умение находить политиче- |
|
ские компромиссы с учетом изменчи- |
||
|
вости политической ситуации |
|
Принципы |
||
|
||
научной |
Умение и стремление перенимать опыт |
|
|
у более опытного и сильного, в т.ч. и |
|
политики |
идейного противника |
|
|
||
|
||
Приоритет решения общих вопросов |
||
перед частными |
||
|
||
Соответствие форм, методов и средств |
||
осуществления политики целям и зада- |
||
чам |
Критерий научности политики - соответствие политической |
линии (государства, партии) объективным законам общест- |
венного развития |
Таблица № 11
Умение разби- |
Умелый, творче- |
Умение работать |
||
раться в полити- |
ский и критиче- |
с людьми, прислу- |
||
ческой психоло- |
ский подход к |
шиваться к голосу |
||
гии и политиче- |
подбору, расста- |
масс |
||
ском поведении |
новке и воспита- |
|||
масс |
нию кадров |
|
||||
Направление и |
Умение делать |
|||
регулирование |
ПОЛИТИКА |
выводы не только |
||
деятельности |
КАК |
из успехов и по- |
||
политических |
ИСКУССТВО |
бед, но и из не- |
||
институтов |
удач, поражений |
Определение форм, методов |
||
Разработка и творческое про- |
и средств политической дея- |
|
ведение в жизнь научно-обо- |
тельности с помощью кото- |
|
снованной политики с опре- |
рых намеченные цели могут |
|
делением ближайших и пер- |
быть достигнуты оптималь- |
|
спективных целей |
ным образом |
|
Таблица № 12
Интеграция различных сфер общественной |
|||
|
жизни, обеспечение целостности и стабиль- |
||
П |
ности общества |
||
|
|||
Ф О |
Выражение интересов социальных групп и |
||
слоев общества, отдельных граждан |
|||
У |
|||
Л |
|||
Н |
Управление и руководство политическими |
||
и общественными процессами в интересах |
|||
К И |
наиболее влиятельных слоев и групп населе- |
||
ния и (или) общества в целом |
|||
Ц Т |
|||
И |
Обнаружение и рассмотрение социально- |
||
И |
политических конфликтов, разрешение их |
||
И |
цивилизованными способами и методами |
||
К |
|||
|
Социализация личности, включение её в |
||
сложный мир общественных отношений |
|||
И |
|||
|
|||
Обеспечение преемственности и обновления развития общества и человека |
|||
|
|||
Тема 3. ТЕОРИЯ ДЕМОКРАТИИ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Таблица № 13
|
Демократия (греч. demos - народ, kratos - власть) - народо- |
властие, форма правления государства, характеризующаяся |
|
признанием народа источником власти, равноправием |
|
граждан, выборностью основных органов государственной |
|
власти, соблюдением прав и свобод человека. |
|
|
|
|
ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИИ |
|
Признание в качестве источника власти народа или его |
определенной части |
|
Выборность представительных органов власти |
|
Постоянное влияние общества на государственную власть |
|
Равноправие граждан в смысле участия в политической |
жизни |
|
Соблюдение прав и свобод человека и гражданина |
|
Подчинение меньшинства большинству при принятии реше- |
ний и признание ценности мнений, интересов меньшинства |
|
Политический плюрализм |
|
Таблица № 14
|
|
|
ИНСТИТУТЫ ДЕМОКРАТИИ |
|
|
|
Институты представительной и прямой демократии |
Органы законодательной, исполнительной |
|
и судебной власти |
|
Институт права |
Политические партии и другие |
|
|
общественно - политические организации |
|
Средства массовой информации |
|
Система местного самоуправления |
|
В многосоставных обществах - институт федерализма |
Таблица № 15
|
||
|
ПОЛИСНАЯ ДЕМОКРАТИЯ |
|
Ч |
||
Малые размеры государства по |
||
|
территории и населению |
|
Е |
||
Прямое участие граждан в решении |
||
|
государственных дел |
|
Р |
||
Большинство населения из демократии исключалось. |
||
|
Участвовали лишь полноправные граждане. |
|
Т |
||
Организация политической жизни носила |
||
|
монистический характер, отсутствовали |
|
политические партии, общественные организации |
||
Ы |
||
|
Отсутствовало такое понятие, как индивидуальные |
|
права и свободы человека |
Таблица № 16
|
||
|
ДЕМОКРАТИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ |
|
|
||
Возникает институт представительства, |
||
|
политический процесс получил возможность |
|
Ч |
распространения на огромные территории |
|
Ограничиваются возможности |
||
|
прямого законотворчества населения |
|
Е |
||
|
||
Демократия стала приемлема в странах, имеющих |
||
|
этническое, языковое, религиозное, имущественное |
|
Р |
разнообразие населения |
|
Значительное расширение круга лиц, |
||
|
причастных к решению государственных дел |
|
Т |
||
Появляются политические организации, |
||
|
партии, ассоциации |
|
Ы |
||
Расширяются индивидуальные права человека, |
||
|
защищенные конституцией |
|
Таблица № 17
|
СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ДЕМОКРАТИИ |
|
|
||
Гражданские и политические права |
||
|
предоставляются самому широкому |
|
Ч |
кругу людей |
|
|
||
|
Свободные, всеобщие выборы |
|
Е |
||
Право баллотироваться на любую |
||
|
государственную должность |
|
|
||
Р |
||
|
Право на оппозицию |
|
|
||
Т |
|
Контроль над правительственными решениями |
|
||
Право критиковать правительство, режим, |
||
|
идеологию, которая в данный момент |
|
Ы |
является господствующей |
|
Право на автономную, независимую информацию |
|
|
||
Право граждан создавать ассоциации, партии, |
||
|
группы по интересам |
|
Таблица № 18
|
|
|
СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕМОКРАТИИ |
|
|
Традиционно - либеральная. |
|
|
Главная идея - приоритет личности, индивида над |
обществом, над государством. |
|
|
|
Теория плюралистической демократии. |
|
|
Исходит из возможности более полной представленности |
в системе политической власти и управления интересов |
|
различных социальных групп и мнений политических сил. |
|
|
|
Концепция элитарной демократии. |
|
Утверждает, что народ представляет в системе политичес- |
|
|
кой власти господствующую элиту. Демократия состоит в |
открытости формирования элит и подконтрольности их |
|
деятельности по осуществлению власти и управления. |
|
|
|
Теория партиципальной демократии. |
|
Исходит из необходимости участия большинства народа |
|
|
не только в избирательных кампаниях, референдумах, но и |
в других видах политического процесса, включая формиро- |
|
вание правящих групп и выдвижение политических лидеров |
|
|
|
|
Социалистическая ( марксистско - ленинская |
концепция демократии ). |
|
|
Представляет альтернативу традиционно- либеральной и др. |
концепциям конкурентной демократии. Базируется на при- |
|
знании социально и политически единого народа, как |
|
основы его власти. |
Таблица № 19
П Р О Т И В О Р Е Ч И Я |
|
|
СТАНОВЛЕНИЯ ДЕМОКРАТИИ В У К Р А И Н Е |
|
|
Между провозглашением Украины демократическим, |
|
|
социальным, правовым государством и существующими |
социально - экономическими, политическими, духовно- |
|
идеологическими предпосылками. |
|
|
|
Между конституционными правами человека и |
|
|
гражданина и социальной незащищенностью |
населения. |
|
|
Между политическими притязаниями управленческой |
|
|
элиты и ее интеллектуальным и профессиональным |
потенциалом. |
|
|
Между объективной потребностью демократизации |
|
|
общества и уровнем его гражданской |
зрелости. |
|
|
Между декларированным характером прямой и предста- |
|
|
вительной демократии и механизмом ее реализации, |
возможностью рядовых граждан быть избранными в |
|
органы государственной власти |
|
Тема 4. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ВЛАСТИ
Таблица № 20
Власть: |
1) способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, |
чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, пове- |
дение и деятельность людей с помощью различного рода |
средств - права, авторитета, воли, принуждения; |
2) политическое господство над людьми; |
3) система государственных органов; |
4) лица, органы, облеченные соответствующими государствен- |
ными, административными полномочиями. |
СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
суверенитет, что означает независимость и неделимость власти.
авторитетность власти, т.е. общепризнанное влияние субъекта власти во всех сферах жизнедеятельности общества;
волевой характер власти предполагает наличие осознанной политической программы, цели и готовности её выполнять;
принудительный характер власти (убеждение, подчинение, приказание, господство, насилие);
всеобщность власти, которая означает функционирование власти во всех сферах общественных отношений и политических процессах.
Таблица № 21
Ресурсы власти - средства, использование которых |
|
|
обеспечивает влияние на объект власти в соответствии |
с целями субъекта |
|
|
Экономические: |
- материальные ценности,необходимые для общественного |
|
|
производства и потребления; |
- деньги; |
|
- плодородные земли; |
|
- полезные ископаемые и т.п. |
|
|
|
Социально-политические: |
|
- численность населения, его качество; |
|
|
- социальное единство; |
- социальная стабильность и порядок; |
|
- демократизм общественных отношений; |
|
- участие населения в политике; |
|
- патриотизм гражданского общества и т.п. |
|
Морально-идеологические: |
|
|
- идеалы, интересы, убеждения людей; |
- идеология, вера, доверие, общественное настроение; |
|
|
- чувства (патриотические, национальные, религиозные), |
эмоции людей и т.п. |
|
Информационно-культурные: |
|
- знания и информация; |
|
|
- институты науки и образования; |
- язык; |
|
- пропаганда во всех её формах; |
|
|
- средства массовой информации и т.п. |
Силовые: |
|
|
- оружие и аппарат физического принуждения (армия, ми- |
лиция, службы безопасности, суд, прокуратура) |
|
|
: |
Таблица № 22 |
|
|
МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ МОМЕНТЫ |
|
|
Господство, т.е. подчинение одних социальных групп |
|
|
другим, что закрепляется в государственных нормативно- |
правовых актах |
|
|
|
Руководство, т.е. определение и законодательное закрепле- |
|
|
ние стратегии развития общества, политической системы, |
выбор средств осуществления основных задач и целей |
|
|
|
Управление и организация, т.е. принятие конкретных уп- |
|
равленческих решений, согласование, упорядочивание |
|
|
деятельности различных социальных групп,личностей,дей- |
ствий политических и неполитических организаций и уч- |
|
реждений |
|
|
|
Контроль как обратная связь, с помощью которой власть |
|
|
следит за тем, какие результаты имеют те или иные управ- |
ленческие решения |
|
Таблица № 23
Легитимность власти - соответствие власти законно установ- |
|
ленным нормам, а также основополагающим целям государств |
|
и общепринятым принципам и ценностям |
|
|
|
|
Типы легитимности власти |
|
|
Легальный - власть узаконена нормами права, основана на |
|
|
признанных обществом конституционных принципах государ- |
ства |
|
|
|
Идеологическая легитимность - власть признается обоснован- |
|
|
ной в силу внутренней убежденности или веры в правильности |
тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены |
|
|
|
Традиционная легитимность - власть признается легитимной, |
|
|
поскольку она действует по правилам, закрепленным в тради- |
циях, и соответствует традиционным ценностям масс |
|
|
|
Структурная легитимность - правомочность власти вытекает |
|
|
из убеждения в законности и ценности установленных струк- |
тур норм, регулирующих политические отношения |
|
|
|
Харизматическая легитимность - признание власти основывает |
|
|
ся на вере масс в особые способности политического лидера, |
вождя |
|
Таблица № 24
|
ПРЕДПОСЫЛКИ ПОДДЕРЖАНИЯ |
ЛЕГИТИМНОСТИ ВЛАСТИ |
|
|
|
Совершенствование законодательства и государственного |
|
|
управления в соответствии с новыми требованиями |
|
Создание такой политической cистемы, легитимность которой |
|
основана на традициях населения, и потому не только более |
стабильна, но и косвенно влияет на поведение граждан |
|
|
|
Личные харизматические черты политического лидера |
|
|
|
|
|
Успешное осуществление государственной политики, поддер- |
|
|
жание законности и правопорядка |
Тема 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических отношений, идей, норм и традиций, направленных на осуществление политической власти, управления, руководства, регулирования общественно-политических процессов.
Таблица № 25
|
СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ |
|
Системный подход |
Структурно-функциональ- |
|
|
ный подход |
|
С р е д а |
Институциональная подсисте-
|
ма - совокупность институтов, |
|||||
“вход” “выход” |
связанных с функционировани |
|||||
ем политической власти: госу- |
||||||
Требо- |
Поли- |
Реше- |
дарство, политическая инфра- |
|||
вания, |
тиче- |
ния и |
структура, СМИ, церковь |
|||
под- |
ская |
дейст- |
||||
держка |
сист-ма |
вия |
||||
Идеологическая подсистема - |
||||||
Обратная связь |
политические идеи, взгляды, |
|||||
|
представления, чувства участ- |
С р е д а ников политической жизни об-
|
щества |
||
Коммуникативная подсистема - |
|||
совокупность отношений и форм |
|||
взаимодействия, складывающих- |
Нормативная подсистема - |
||
ся между классами, нациями, ин- |
политические нормы и тради- |
||
дивидами по поводу политиче- |
ции, определяющие и регули- |
||
ской власти, её формирования, |
рующие политическую жизнь |
||
распределения и реализации |
общества |
||
Культурная подсистема - |
|||
комплекс типичных для данного общества уко- |
|||
ренившихся стереотипов (образцов), политич. Представлений, ценностных ориентаций и по- литического поведения |
Таблица № 26
|
ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ |
|
|
Определение целей, задач общества, выработка программ |
|
|
его жизнедеятельности |
|
|
Мобилизация ресурсов общества на достижение поставлен- |
|
ных целей |
|
|
|
|
|
Интеграция всех элементов общества вокруг общих |
|
|
социально-политических целей и ценностей |
|
|
Обеспечение внутренней и внешней безопасности и ста- |
|
бильности общества, его политического строя |
|
|
|
|
|
|
Формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности |
Таблица № 27
|
ЧЕРТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ |
|
|
В структурном отношении: |
|
образуется новая система властных органов, формируется |
|
|
многопартийность, в то же время отсутствует целостность, |
единство и согласованность элементов политической сис-мы |
|
|
|
В плане регулирующих норм: |
|
принята новая Конституция Украины,создается новое законо- |
|
дательство, однако механизм реализации Конституции, зако- |
|
|
нодательных актов практически не работает или же работает неэффективно |
В смысле политических отношений: |
|
неустойчивость, конфликтность, противостояние политиче- |
|
|
ских интересов ряда социальных групп и слоев, неудовлетво- |
ренность большинства общества эффективностью деятельно- |
|
сти государственной власти |
|
|
|
|
|
По поводу идеологии: |
|
|
возник идеологический вакуум - разрушена социалистичес-кая идеология, ценности либеральной идеологии не воспри- |
нимаются большинством населения |
|
|
|
По форме государства и по политическому режиму: |
|
|
формируется смешанная президентско-парламентская форма |
правления, политический режим характеризуется превалиро- |
|
ванием авторитарных форм и средств правления |
Тема 6. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
Таблица № 28
|
ГОСУДАРСТВО |
Основной институт политической системы, организующий, |
направляющий и контролирующий совместную деятельность |
и отношения индивидов, общественных групп, классов. |
|
Концепции происхождения |
Атрибуты |
|
государства |
государства |
|
|
||
|
||
- патриархальная |
- территория |
|
- теократическая |
- население |
|
- теория насилия |
- публичная власть |
|
- общественный договор |
- суверенитет |
|
- социально-экономическая |
- монополия на легальное |
|
- психологическая |
применение силы |
|
- антропологическая |
- исключительное право на |
|
издание законов |
||
- всеобщность |
||
- право на взимание налогов |
||
и сборов с населения |
||
ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАРСТВА
Таблица № 29
|
|||||
|
|||||
Представи- |
а) аппарат |
б) гражда- |
Исполнит.- |
||
тельные ор- |
управ- |
не |
распорядитель- |
||
ганы (парла- |
ления |
ные органы: |
|||
мент) |
президент, |
||||
|
премьер, |
||||
правительство |
|||||
Надзорно- |
|||||
контрольные |
|||||
органы |
Судебная |
||||
система |
|||||
|
|||||
Органы |
Органы госу- |
||||
охраны об- |
Вооруженные |
дарственной |
|||
щественного |
силы |
безопасности |
|||
порядка |
|||||
Таблица № 30
ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ |
|
По полити- |
По админи- |
По форме |
По соци- |
|||
ческому |
стративно- |
правления |
ально-клас- |
|||
режиму |
территори- |
совым от- |
||||
альному |
ношениям |
|||||
устройству |
(К. Маркс) |
|||||
|
Монархия: |
|||||
тотали- |
- абсолют- |
рабовла- |
||||
тарное |
унитарное |
ная; |
дельческое |
|||
- консти- |
||||||
|
|
туционная |
феодальное |
|||
|
|
|||||
автори- |
федерация |
Республи- |
||||
тарное |
ка: |
буржуаз- |
||||
- президен- |
ное |
|||||
|
|
тская: |
||||
демокра- |
конфедера- |
- парла- |
||||
тическое |
ция |
ментская; |
социали- |
|||
- смешан- |
стическое |
|||||
ная |
||||||
Дополни- |
тельно выде- |
ляют: |
стабильные и |
нестабильные |
государства |
военные и |
правовые го- |
сударства |
социальное |
государство |
Таблица № 31
|
|
Правовое государство - государство, в котором |
|
функционирует режим конституционного правле- |
|
|
ния, существует развитая и непротиворечивая |
правовая система, обеспечивается реализация прав |
|
и свобод личности |
|
|
Верховенство права и закона |
|
|
||
Обеспечение гарантий прав и свобод граждан, |
||
П |
|
высокий уровень защищенности личности |
Р |
||
|
||
И |
Взаимная ответственность гражданина |
|
|
и государства |
|
Н |
||
Ц |
||
|
Разделение властей |
|
И |
||
П |
||
|
Равенство всех перед законом и судом |
|
Ы |
||
|
|
Самостоятельность, независимость суда, |
подчиненного только закону |
Таблица № 32
|
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА |
|
Внутренние |
Внешние |
|
|
||
|
|
|
|
зопасности и целостности |
|
|
государства, его независи- |
|
(государство-предпринима- |
мости |
|
тель, координирующий эко- |
||
номический процесс) |
|
|
|
государствами |
|
|
||
(организация социальной |
|
|
|
ных проблем |
|
|
||
|
||
щественного строя от внут- |
||
ренних деструктивных сил |
||
|
||
пропагандистская |
ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Таблица № 33
|
Государство |
Cодержание: сфера реализации |
общезначимых ин- |
тересов социаль- |
ных групп, классов, |
этносов |
Средства конституция, власть, |
реализации: принуждение, право |
Основа политические инсти- |
государства: туты, органы власти, |
лидеры, элита |
Политические силы: |
партии, движения, группа дав- |
ления, которые представляют |
интересы граждан |
Гражданское общество |
Содержание: сфера реализации пов- |
седневных интересов |
индивидов |
Средства убеждение, правовые |
реализации: и моральные нормы, |
традиции, обычаи и т.д. |
Основа свободный индивид |
гражданско- с неотъемлемыми пра- |
го обще- вами и неполитиче- |
ства: ские организации |
Таблица 34
|
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО |
Понятие, воозникшее в послевоенной политической и общественной |
теории для обозначения государства современного демократического |
типа в условиях относительно стабильной и развитой экономики |
|
движение к |
ослабление |
предоставле- |
сохранение |
формирова- |
утвержде- |
социального |
ние каждому |
мира и со- |
ние благо- |
нию в обще- |
неравенства |
человеку ра- |
гласия в об- |
приятной для |
стве со- |
боты или |
ществе |
человека |
|
циальной |
иного источ- |
жизненной |
||
справедли- |
ника суще- |
среды |
||
вости |
ствования |
|||
Тема 7. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ.
Политические партии - организации, выражающие политические интересы, цели и идеалы социальных групп, состоящие из их наиболее активных представителей и руководящие ими в процессе завоевания и использования государственной власти в обществе.
Таблица № 35
|
|
|
ПРИЗНАКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ |
|
Организация, т.е. относительно продолжительное |
|
во времени объединение людей. |
Существование устойчивых местных организаций, |
|
|
поддерживающих регулярные связи с национальным |
руководством. |
|
Цель партии - завоевание и осуществление власти. |
|
Стремление обеспечить себе поддержку народа с по- |
мощью выборов или других способов. |
|
Партия - носитель определенной идеологии, |
|
|
мировосприятия . |
Таблица № 36
|
ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ |
Представительство интересов социальных |
|
|
групп и слоев общества. |
|
Борьба за обладание государственной властью, |
|
за политическое руководство или упрочение своего |
руководящего положения. |
Идеологическая |
|
|
( а) деятельность, направленная на производство идей; |
( б) политическая социализация личности). |
|
Разработка и осуществление политического курса . |
|
|
|
Организаторская (деятельность по подбору, расстановке |
кадров в самой партии и в других государственных |
|
|
и общественных организациях). |
|
|
|
Обеспечение связи масс с государственными структурами, |
институализация политического участия граждан . |
|
|
|
Интеграционная (сглаживание конфликтов, согласование |
|
интересов борющихся сил, политическая стабилизация |
общества). |
Таблица № 37
КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ |
|
|
УКРАИНЫ, КРИТЕРИЙ - ПОЛИТИЧЕСКАЯ |
ОРИЕНТАЦИЯ. |
|
Национал - радикальные партии У к р а и н ы . |
|
- Социал - национальная партия Украины (Я.Андрушкив, |
|
Ю. Криворучко); |
|
- Украинская Национальная Ассамблея - Украинская Народ- |
|
ная Самооборона (О. Витович, Д. Корчинский); |
|
- Конгресс Украинских Националистов (Я. Стецько); |
|
- Украинская консервативно - республиканская партия |
|
(С. Хмара). |
|
- Всеукраинское политическое объединение “Государст- |
|
венная самостийность Украины (Р.Коваль) и нек. др. |
|
Черты: - идеологическая основа - интегральный национа- |
|
|
лизм (доминанта национального интереса над какими - |
либо иными). |
|
- Государственное устройство - самостийное национальное |
|
унитарное, централизованное государство. |
|
- Экономическая платформа - разработана слабо, стремле- |
|
ние стать полностью и ни от кого независимыми, почти |
|
абсолютный экономический изоляционизм. |
|
- Внешняя политика - выход Украины из СНГ, ориентация |
|
на европейские страны, прежде всего Германию. |
|
Национал - демократические партии У к р а и н ы. |
|
- Народный Рух Украины (В.Черновил); |
|
- Демократическая партия Украины (В. Яворивский); |
|
- Украинская республиканская партия (Б. Ярошинский); |
|
- Христианско-демократическая партия Украины |
|
|
(В. Журавский); |
- Крестьянская демократическая партия Украины (С. Пла- |
|
|
чинда) и нек. др. |
|
Черты: - идеологическая основа - консерватизм с нацио- |
нальной спецификой; |
|
демократический национализм, что в понимании национал- |
|
демократов означает баланс интересов нации и личности, |
|
|
единство прав нации и прав человека. |
- Государственное устройство - унитарная децентрализован- |
|
ная Украина (выступают за расширение прав местного |
|
самоуправления); |
|
поддерживают идею сильной исполнительной вертикали; |
|
сторонники сильной армии. |
|
- Экономическая платформа - выступают за радикальное |
|
реформирование экономики, за форсированную, преимуще- |
|
ственно бесплатную приватизацию, признание частной соб- |
|
ственности на землю, развитие фермерства, предприни- |
|
мательства. |
|
- Внешняя политика - выходУкраины из СНГ, ориентация на |
|
2-х сторонние отношения с Россией, вхождение в |
|
европейские структуры, в НАТО. |
|
Центристские партии и объединения либерально- |
|
-демократической направленности. |
|
- Либерально - демократическая партия Украины (В.Климчук) |
|
- Либеральная партия Украины (В. Щербань); |
|
- Межрегиональный блок реформ ( В. Гринев); |
|
- Народно - демократическая партия Украины (А.Матвиенко); |
|
- Конституционно-демократическая партия (В. Золотарев) |
|
и нек. Др. |
|
Черты:- идеологическая основа - либерализм. |
|
|
-Государственное устройство - президентско-парламентская |
республика с эффективной законодательной, исполнитель- |
|
ной и судебной властью. |
|
-Экономическая платформа - ускоренная рыночная транс- |
|
формация экономики, разгосударствление, приватизация. |
|
- Внешняя политика - вхождение Украины в европейские |
|
структуры, укрепление СНГ. |
|
Социал-демократические партии У к р а и н ы. |
|
- Социал - демократическая партия Украины (объединенная) |
|
- В.Онопенко |
|
|
- Социал - демократическая партия Украины (Н. Буздуган); |
- Партия труда (В. Ландык); |
|
- Гражданский конгресс Украины (А. Базилюк); |
|
-партия Славянского единства Украины (П. Баукин) и нек.др |
|
Черты:- идеологическая основа - социальная демократия |
|
(приоритет прав человека; разделение властей; привержен- |
|
ность политической, экономической, социальной демокра- |
|
тии; социальная справедливость); |
|
- Государственное устройство - разброс мнений: |
|
административная автономия - СДПУ; |
|
федерально-земельное устройство - ГКУ. |
|
- Экономическая платформа - выступают за социально ори- |
|
ентированную экономику; |
|
за сочетание рынка с государственным регулированием. |
|
- Внешняя политика - вхождение Украины в европейские |
|
структуры, укрепление СНГ; |
|
ПСЕУ выступает за объединение Украины, России и Бе- |
|
лорусии. |
|
Социалистические и коммунистические |
|
партии У к р а и н ы. |
|
- Селянская партия Украины (С. Довгань); |
|
- Социалистическая партия Украины (А. Мороз); |
|
- Прогрессивная социалистическая партия Украины |
|
(Н. Витренко и В. Марченко); |
|
- Коммунистическая партия Украины (П. Симоненко) |
|
- Объединение “Трудовая Украина” и нек. др. |
|
Черты: идеологическая основа - марксизм - ленинизм, но |
|
|
разные партии отдают предпочтение разным его сторонам. |
- Государственное устройство - унитарное государство с |
|
широкими правами местного самоуправления; против пре- |
|
зиденсткой формы правления; коммунисты выступают за |
|
обновленный союз народов. |
|
- Экономическая платформа - большинство левых призна- |
|
ют рыночную экономику, но подчеркивают, что рынок |
|
должен быть цивилизованным, частная собственность - |
|
трудовой, государственный сектор - приоритетным; высту- |
|
пают против частной собственности на землю. |
|
- Внешняя политика - укрепление СНГ, тесное сотрудни- |
|
чество со славянскими народами. |
|
Таблица № 38
|
ЧЕРТЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ |
У К Р А И Н Ы. |
|
|
|
По критерию политического опыта - практически все |
|
|
партии находятся в процессе становления и не имеют |
политического опыта. |
|
|
|
По критерию численности - большинство партий малочис- |
|
ленны, сравнительно многочисленны - КПУ, СПУ, УРП, |
|
|
СДПУ, УХДП, РУХ и нек. др. |
|
По критерию программных целей и установок - а) многие |
|
партии имеют сходные программы, стоят на позициях возрож- |
дения национального украинского государства; б) у части пар- |
|
тий отсутствуют четкие позитивные программы, до конца ос- |
|
мысленные и сформулированные идеологические концепции. |
|
|
|
По критерию идеологии - в Украине есть партии всего спектра. |
|
Левый фланг представлен КПУ, СПУ, Сел ПУ и нек. др., |
|
|
правый -Конгрессом Украинских Националистов, Консерватив-но- республиканской партией, Украинской Национальной Ассам-блеей - Украинской Народной Самообороной, РУХом |
|
|
По организационному критерию - большинство партий |
|
|
являются промежуточными между централизованными и |
децентрализованными. |
|
|
|
По влиянию в обществе - усталость граждан от проводимой |
|
политики, разочарование в способности партий выразить и |
|
|
защищать социальные интересы масс, малочисленность партий, |
отсутствие в них ярких лидеров приводят к тому, что партии |
|
маловлиятельны в украинском обществе. |
|
Тема 9. ЛИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
Таблица № 44
|
||||||
Социальный |
Политическая |
Характер |
Интеллект |
|||
опыт |
направлен- |
|||||
ность |
||||||
|
|
|
||||
|
||||||
|
||
Социальная подструктура |
Психологическая подстуктура |
|
|
|
Личность - политический субъект |
|
||
биологичес- |
духовная подструктура |
|
кая |
||
подструктура |
||
|
|
||||||
темперамент |
образован- |
культура |
нравст- |
|||
ность |
венность |
|||||
Реализация человеком своей политической сущности связана с его индивидуальными особенностями и преломляется через структуру личности, в которой в качестве составляющих могут быть выделены социальная, психологическая, биологическая и духовная подструктуры.
Таблица 45
|
|
|
ПРЕДПОСЫЛКИ И ХАРАКТЕР ВКЛЮЧЕНИЯ |
|
ЛИЧНОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС |
|
|
Материальные предпосылки |
|
|
|
|
ским формам вовлечения личности в политику; |
|
|
|
убеждения и ориентации человека (более обеспеченные слои |
общества являются более либеральными, а более бедные - |
|
нетерпимыми. |
|
|
|
Социально-культурные предпосылки |
|
Социальная среда формирует основы мировоззрения личности, |
|
определенные ценностные ориентации, систему идеалов и норм |
|
поведения. |
|
Образование. Чем выше уровень образования личности, тем бо- |
|
|
лее она политически ориентирована, предрасположена к ис- |
пользованию демократических, легитимных форм политичес- |
|
кого участия. Участие политически неграмотного человека |
|
обычно протекает в экстремальных формах или же он становит- |
|
ся объектом манипулирования. |
|
|
|
Политико-правовые предпосылки |
|
|
|
|
|
|
|
|
рования власти; |
|
НА ВКЛЮЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ ВЛИЯЮТ:
Таблица № 46
Уровень научности политического сознания и зрелость политической |
культуры, благодаря чему человек имеет определенное представление о |
власти и путях влияния на нее, осознает свое место как субъекта полити- |
ческого процесса. |
|
|
Сформированность интереса и потребности как важнейших стимулов |
политической деятельности, реализации гражданских прав, свобод и обя- |
занностей. |
|
Приобретение навыков политической деятельности, что позволяет |
анализировать политическую ситуацию, избирать наиболее целесообраз- |
ные формы и методы политического участия. |
|
|
Эмоционально-волевые качества, создающие определенный настрой, |
придающие поведению устремленность к достижению цели, способст- вую щие проявлению гражданского долга и мужества. |
Таблица № 47
ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ |
ЛИЧНОСТИ |
Личность с высокой политической активностью, принимающая постоянное участие в политической жизни:
а) лица, профессионально занимающиеся политикой (политические лидеры, профессиональные политики, для которых политика стала не только профессией, источником существования, но и главным смыслом жизни;
б) лица, не занимающие ответственных постов в политических учреждениях или организациях. Это так называемая политическая деятельность “по совместительству”.
Личность, принимающая эпизодическое участие в политике (выборы, референдумы, выдача наказов и т.п.).
Личность, проявляющая интерес к политике, но лично практически не участвующая в ней.
Личность пассивная к политике.
5) Аполитичная и отчужденная личность, негативно относящаяся к своему участию в политике.
Таблица № 48
Политическое лидерство - личностная способность влиять |
на политическое поведение и политическую деятельность людей, обусловленная системой социально-политических и |
психологических взаимоотношений и ориентаций в |
группе, организации, обществе. |
|
СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСТВА |
|
|
||
“Теория черт”. Лидерство - феномен, порождаемый |
||
|
особыми чертами лидера (ум, волевые качества, |
|
энергия и т.д.). |
||
|
||
|
||
“Ситуативная теория”. Лидерство - функция ситуации, |
||
|
сложившейся обстановки. Не отрицая значения черт, от- |
|
дается предпочтение условиям, принижается активность |
||
личности. |
||
|
||
Психологические концепции (напр. По З.Фрейду) в основе |
||
|
лидерства лежит преимущественно бессознательное |
|
влечение сексуального характера. |
||
|
||
Теория конституентов. Лидерство - фунция от ожидания |
||
|
ведомых, принимающих или отвергающих лидера |
|
последователей. |
||
|
||
Интерактивный анализ - попытка осуществить |
||
|
комплексное исследование лидерства, используя все его |
|
компоненты. |
Таблица № 49
|
ТИПОЛОГИЯ |
|
ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА |
||
|
||
По типу авторитета: |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
По характеру влияния: |
|
||
|
|
|
|
||
|
||
По стилю руководства: |
||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
По форме влияния: |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
В зависимости от имиджа лидера: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Таблица № 50
|
ВЕДУЩИЕ ПРИЗНАКИ И СУЩЕСТВЕННЫЕ |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА |
|
Наличие собственной политической программы или новаторской |
стратегии и политики. |
Способность выражать и отстаивать интересы той или иной соци- |
альной группы. |
Определенные черты характера, проявляющиеся в деятельности по |
реализации программы и объединении своих сторонников (настой- |
чивость, воля, мужество, гибкость, коммуникабельность и др.). |
Необходимый уровень политической культуры. |
|
Имидж руководителя, отвечающий нормам морали, принятым в |
данном обществе, группе. |
Популярность, ораторские способности. |
Наличие “команды” помощников и исполнителей. |
Наличие поддержки со стороны народных масс,властных структур |
Умение быть подобным своим сторонникам или избирателям. |
|
Таблица 51
|
|
|
ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО |
|
ЛИДЕРА |
|
|
Интегративная: объединение и согласование различных групп |
|
и интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признан- |
|
ных обществом. |
|
|
|
|
|
|
|
Ориентационная: выработка политического курса, отражающе- |
|
го тенденции прогресса и потребности групп населения. |
|
|
|
Инструментальная: определение способов и методов осущест- |
|
вления поставленных перед обществом задач. |
|
|
|
Мобилизационная: инициирование необходимых изменений с |
|
|
помощью создания развитых стимулов для населения. |
|
|
Коммуникативная: поддержание связей власти и масс с целью |
|
|
предупреждения отчуждения граждан от власти. |
|
|
|
|
|
Гаранта справедливости, законности и порядка. |
Тема 10. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
Таблица 52
|
||||
Правовое |
||||
сознание |
||||
|
||||
|
||||
Экономическое |
Эстетическое |
|||
сознание |
сознание |
|||
Общественное |
||||
сознание |
||||
|
||||
Нравственное |
Религиозное |
|||
сознание |
сознание |
|||
|
||||
|
Политическое |
|||
|
сознание |
|||
Сфера общественного сознания, образуемая сово- |
||||
купностью социальных чувств, представлений, |
||||
взглядов, отражающих реальные политические |
||||
отношения |
||||
|
||||
Функции |
||||
политического сознания |
||||
|
||||
|
||||
Познавательная |
Оценочная |
Регулятивная |
||
|
||||
|
||||
Интегративная |
Прогностическая |
Нормативная |
||
Таблица № 53
КОМПОНЕНТЫ |
|||
ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ |
|||
|
|||
|
|||
Психологические |
Идеолого- |
||
|
теоретические |
||
совокупность чувств, |
система знаний, пред- |
||
переживаний, умона- |
ставлений, оценок, |
||
строений и ориента- |
понятий, теорий, |
||
ций, связанных с по- |
принципов, идеалов |
||
литической деятель- |
|||
ностью и отношени- |
|||
ями |
|||
|
|||
|
Менталитет |
||
|
|||
устойчивые эмоции, |
|||
настроения, установ- |
|||
ки и связанные с ни- |
|||
ми модели политиче- |
|||
ского поведения, |
|||
имеющие религиоз- |
|||
ные и национальные |
|||
особенности. |
|||
Таблица № 54
УРОВНИ ПОЛИТИЧЕСКОГО |
|||||
СОЗНАНИЯ |
|||||
|
|||||
|
|||||
С точки зрения |
По глубине отражения |
||||
субъекта |
действительности |
||||
|
|||||
Реально дей- |
|
||||
ствующее |
|
||||
массовое |
политическое |
||||
сознание |
|||||
массовой об- |
|
||||
|
щности |
|
|||
|
Формируется |
||||
|
обыден- |
на базе жиз- |
|||
ное |
ненного опы- |
||||
|
та человека |
||||
Сознание |
|
||||
больших и |
|
||||
группо- |
малых групп: |
||||
вое |
классов, по- |
||||
литической |
|
||||
|
элиты, свя- |
|
|||
|
занных с по- |
Формируется |
|||
литикой |
социальными |
||||
|
научное |
группами на |
|||
основе иссле- |
|||||
|
дования
по- |
||||
|
процессов |
||||
Система мо- |
|||||
|
тиваций и |
||||
|
ценностных |
||||
индиви- |
компонентов, |
||||
дуальное |
обеспечиваю- |
||||
|
щих познание |
||||
личностью |
|||||
политики |
Таблица № 55
|
По содержанию политическое сознание может быть: |
|
|
||
|
||
|
Демократическое или авторитарно-тоталитарное |
|
|
||
|
Революционное или реформаторское |
|
|
||
|
||
Религиозное или атеистическое |
||
|
||
|
Радикальное, либеральное, консервативное |
|
|
||
|
Национальное или интернациональное |
|
|
||
|
||
|
Традиционное или нормативное |
|
Таблица № 56
|
Особенности политического сознания украинского |
|
|
общества |
|
|
||
Коренная ломка устоявшихся идеалов, стереотипов и |
||
|
поиск новых политических и духовных ориентиров |
|
|
||
|
||
Неоднородность, неустойчивость, противоречивость, |
||
|
дифференциация массового политического сознания |
|
|
||
|
Поляризация взглядов в оценке исторического прошлого |
|
Украины и современных реформ в ней |
||
|
Низкий рейтинг государства, отдельных его органов |
|
|
(МВД, армия), а также политической и управленческой |
|
элиты |
||
|
||
|
Неавторитетность политических партий и их лидеров |
Тема 11. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Таблица № 57
Политическая культура - исторически сложившиеся устойчивые |
политические представления, убеждения, ориентации, а также |
обусловленные ими модели и нормы политического поведения лю- |
дей, стили деятельности политических институтов. |
|
СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: |
- степень знания и использования гражданами гражданских прав; |
- степень понимания и осуществления массами политики |
государства; |
- степень включенности граждан в политическую жизнь общества; |
|
|
- наличие демократических основ реализации политики государства; |
- формы и методы функционирования политических институтов; |
- накопленный социально - политический опыт, существующие по- |
литические традиции и обычаи; |
- стиль и методы общения субъектов политики в политическом |
процессе; |
- обоснованность подготовки и деловитость осуществления полити- |
ческих решений. |
Таблица № 58
|
|
|
С Т Р У К Т У Р А |
ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ |
|
|
|
Культура политического сознания: |
|
- политические установки; |
|
|
- политические представления и убеждения; |
- политические традиции, обычаи, нормы. |
|
|
|
Культура политического поведения: |
|
|
- культура политического участия; |
- культура политической деятельности. |
|
|
|
Культура функционирования |
|
политических институтов: |
|
|
- культура принятия и реализации политических решений; |
- культура электорального процесса; |
|
- культура восприятия и регулирования социально - |
|
политических конфликтов. |
|
Таблица № 59
ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Познавательная, которая состоит в вооружении субъектов знани- |
|
ями, необходимыми для политической деятельности, |
|
обеспечении исторической преемственности, накоплении |
|
и передаче опыта от поколения к поколению. |
|
Регулирующая, обеспечивает посредством идеалов, правовых и |
|
политических норм определенные взаимоотношения |
|
между социальными общностями, гражданами и госу- |
|
дарством. |
|
Воспитательная, способствует интеллектуальному развитию лич- |
|
ности, усвоению ею политических норм, ценностей, фор- |
|
мированию интереса к политической жизни, выработке |
|
определенных установок на общественно-политическую |
|
деятельность. |
|
Информационная, направлена на удовлетворение потребностей |
|
личности в политических сведениях, освещающих проис- |
|
ходящие в мире события, явления, процессы. |
|
Прогностическая, заключается в том , что знание ценностных ори- |
|
ентаций позволяет предвидеть возможные варианты раз- |
|
вития событий. |
|
Таблица № 60
Политические субъекты: |
Неполитические субъекты: |
|||
- государство; |
- семья; |
|||
- политические партии и |
- система образования; |
|||
политические движения; |
- церковь; |
|||
- средства массовой ин- |
- деловые круги, мир |
|||
информации. |
бизнеса; |
|||
- научная и культурная |
||||
элита общества. |
||||
|
||||
|
||||
|
||||
Политическая |
Субъекты и |
|||
символика |
факторы |
|||
(гимн, герб, флаг), |
формирования |
Я з ы к |
||
государственные |
политической |
|||
ритуалы |
культуры |
|||
|
||||
|
||||
Политический |
Географический |
|||
р е ж и м |
ф а к т о р |
|||
с т р а н ы |
||||
|
||||
Характер внешних |
||||
отношений страны |
||||
Таблица № 61
ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ |
||
|
КУЛЬТУРЫ УКРАИНСКОГО ОБЩЕСТВА |
|
|
||
Невысокий уровень политической грамотности |
||
|
населения, низкий статус личных притязаний на |
|
участие в политической жизни. |
||
|
||
|
Дифференциация политических |
|
идеалов, взглядов, настроений. |
||
|
||
Предрасположенность к конформизму, легковерности |
||
|
и подвижности политических взглядов. |
|
|
||
|
Правовой нигилизм. |
|
|
||
|
Слабая развитость гражданских позиций. |
|
Таблица № 65
|
Специфика политической модернизации |
|
|
в Украине. |
|
|
||
|
Имеет вторичный, догоняющий характер. |
|
|
||
|
||
Происходит переход от одной социально-политической |
||
|
системы к другой. |
|
|
||
|
Осуществляется в условиях строительства независимого |
|
государства. |
||
|
Протекает в сложных условиях, страна находится в со- |
|
|
стоянии кризиса, охватившем все сферы жизни общества. |
|
Таблица № 66
|
||
ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ПРОЦЕССА |
||
ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ |
||
|
В УКРАИНЕ. |
|
|
||
|
||
|
Отсутствие научно-обоснованной концепции |
|
политической модернизации. |
||
|
||
Декларативный характер независимости Украины, |
||
|
отсутствие необходимой экономической и |
|
социальной базы политической модернизации. |
||
|
Снобизм, аморальность и отрыв господствующей |
|
|
элиты от интересов народа, её неспособность |
|
осуществлять политическую модернизацию |
||
последовательно. |
||
|
Неэффективность функционирования |
|
|
государственной власти, усиление её кризиса . |
|
|
||
|
Незрелость и неавторитетность политических партий, |
|
|
их лидеров в Украине и неспособность стать |
|
субъектами политической модернизации . |
||
|
||
Несоответствие замысла политической модернизации |
||
|
уровню гражданской зрелости и политической |
|
культуры общества . |
Тема 13. ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ.
Таблица № 67
|
Политический конфликт - столкновение, противоборство раз- |
личных социально-политических сил, субъектов политики в |
|
их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные |
|
прежде всего с борьбой за обретение власти, ее перераспре- |
|
деление, изменение своего политического статуса, с полити- |
|
ческими перспективами развития общества. |
|
|
|
|
С Т Р У К Т У Р А |
|
Конфликтная ситуация, т. е. база конфликта, |
|
его скрытое состояние. |
|
|
Участники конфликта, которые не всегда могут быть |
|
|
противниками, но всегда иметь различные цели и интересы. |
|
|
|
Сила оппонентов в конфликте. |
|
Средства и способы, используемые конфликтующими сто- |
|
ронами для создания конфликтной ситуации и ее разрешения. |
|
Объект конфликта - это право кого-либо на что-либо, |
|
желания, интересы группы. |
|
Характер конфликта. |
|
|
|
Пространственно - временные параметры. |
|
|
|
Последствия и результаты. |
Таблица № 68
|
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ.. |
|
|
- объективного выражения неудовлетворенности; |
|
- разрядки напряженности; |
|
- достижения внутригрупповой сплоченности; |
|
- коммуникативно - информационная; |
|
- стимуляция социальных изменеий. |
|
|
|
|
ФУНКЦИИ КОНФЛИКТОВ. |
|
|
|
НЕГАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ |
|
|
- создает угрозу интеграции общества, ликвидации |
|
данной политической системы; |
|
- может отрицательно влиять на авторитет и |
|
функционирование власти; |
|
- материально- разрушительная и жизненно-опасная; |
|
- духовно - деградирующая. |
|
Таблица № 69
|
|
Разрешение конфликта, т.е. ликвидация конфликтной |
|
ситуации и достижение консенсуса между участниками |
|
конфликта. |
|
Э т о в о з м о ж н о: |
|
- с помощью переговоров (общения); |
|
- с помощью сотрудничества; |
|
- путем угрозы или насилия. |
|
|
|
|
СТАДИИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА. |
|
|
|
Подготовительная - анализ участниками конфликта |
существующей конфликтной ситуации. |
|
|
|
Переговоры - непосредственный контакт |
|
участников конфликта или их доверенных лиц. |
|
Успех переговоров зависит от: |
|
|
а) степени проработки вопросов на предварительной |
|
стадии; |
б) умения посредника создать из участников конфликта |
|
коллектив, способный к решению задач, к совместной |
|
работе. |
|
|
Вывод участников переговоров из конфликтной |
|
ситуации и определение объективных критериев |
контроля за реализацией принятых решений |
|
Таблица № 70
|
|
|
Конкуренция, т. е. |
Уклонение, т. е. |
|
Соперничество с отста- |
попытка уйти из поля |
|
иванием собственных |
конфликта. |
|
позиций. |
||
|
||
Формы |
||
урегулирования |
||
конфликта. |
||
|
|
||
Приспособление - |
Сотрудничество, т.е. |
|
действие, направленное |
поиск совместного реше- |
|
на самостоятельную |
ния обеими сторонами, |
|
выработку решения од- |
удовлетворяющего обе |
|
ной из сторон, но |
стороны. |
|
удовлетворяющее обе |
||
стороны. |
|
||
Компромисс - поиск |
||
решения, основанного |
||
на взаимных уступках. |
||
Таблица № 71
|
|
|
МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ. |
|
|
Взаимный отказ от применения силы и объявление взаим- |
|
|
ного моратория на действия, обостряющие конфликт. |
|
Стремление к выработке у участников кооперативных |
ориентаций, отношений делового партнерства и доверия. |
|
|
Установление честного, открытого процесса взаимных |
|
коммуникаций (переговоры, контроль и т. д.) |
|
|
|
Выработка альтернативных подходов. |
|
Обязательное соблюдение норм, правил, законов |
|
международного права. |
|
|
Учет психологических аспектов конфликта (теории |
|
|
восприятия, теории личности, учет возможных эффектов |
на те или иные действия, влияние стресса, атмосферы |
|
конфликта, уровень нетерпимости, самооценки и т.д.). |
|
|
Подключение арбитров, беспристрастность которых не |
|
вызывает сомнения у обеих сторон. |
Тема 14. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛГИИ.
Таблица № 72
|
Политическая идеология - форма политического сознания, |
определенная доктрина, содержащая теоретическое осмысление |
политического бытия с точки зрения интересов, целей и иде- |
алов определенных социальных групп и слоев, национальных |
образований. |
|
||
Легитимация власти определенных |
||
|
политических сил и режимов. |
|
|
||
|
Мобилизующая и интеграционная. |
|
ФУНКЦИИ |
||
|
||
ПОЛИТИ- |
|
К р и т и ч е с к а я. |
ЧЕСКОЙ |
||
|
||
К о г н и т и в н а я. |
||
ИДЕОЛОГИИ |
||
|
||
|
Н о р м а т и в н а я. |
|
|
||
|
К о м п е н с а т о р н а я. |
|
Таблица № 73
|
|
Л и б е р а л и з м - идейно - политическое движение, |
|
объединяющее сторонников буржуазно - парламентского |
|
строя, выступающих против любых форм контроля за его |
|
экономической и духовной деятельностью со стороны |
|
светской и церковной власти. |
|
Ведущие идеологи классического либерализма: |
|
Д. Локк ( 1632 - 1704 гг. ), А. Смитт ( 1723 -1790 гг. ), |
|
Ш. Л. Монтескье (1689-1755 гг.), И. Кант (1724-1804 гг.), |
|
А. де Токвиль (1805-1859 гг.), Г. Джефферсон (1743-1826 гг.) |
|
|
|
|
О С Н О В Н Ы Е К О М П О Н Е Н Т Ы : |
|
|
Абсолютная ценность человеческой личности и изначаль- |
|
|
ное (от рождения) равенство всех людей. |
|
|
Признание определенных неотчуждаемых прав человека |
|
( право на жизнь, свободу, собственность ). |
|
|
|
Теория и практика правового государства. |
|
|
Главные условия процветания государства: |
- господство частной собственности; |
|
- невмешательство государства в экономику; |
|
|
- простор для личной инициативы. |
|
|
Идея гражданского общества, как общества экономического |
|
основанного на частной собственности и рынке, и |
|
|
независимого от государства и политических институтов |
|
|
|
Концепция социального прогресса |
|
|
|
Идея “естественного неравенства людей”. |
|
Неравенство - естественный биологический, социальный и |
исторический факт, обусловленный неравенством способностей, талантов, трудолюбия. |
Таблица № 74
|
|
|
НЕОЛИБЕРАЛИЗМ - СОВРЕМЕННАЯ |
|
ФОРМА ЛИБЕРАЛИЗМА. |
|
|
Целью общества провозглашается прогресс человечества |
|
|
на основе конституционного закона и порядка. |
|
|
Признание допустимости и необходимости |
|
|
вмешательства государства в экономическую сферу. |
|
|
Расширение деятельности государства в |
|
|
социальной сфере.. |
|
|
Особое внимание уделяется правам и свободам |
|
|
человека, а в государственном устройстве - принципу |
разделения властей. |
|
|
|
Поддерживается многообразие интересов и плюрализм |
|
мнений, реализуемых через многопартийность. В то же |
|
|
время равенство и участие рассматриваются не как |
императив, а только как возможность, реализуемая при |
|
наличии благоприятных условий, в целом же приоритет |
|
отдается компетентости. |
|
Таблица № 75
|
|
К о н с е р в а т и з м - политическая идеология, выступаю- |
|
щая за сохранение традиций и устоев государственного и |
|
общественного устройства. |
|
Основоположники: Э. Берк (1729-1797 гг.), Ж. де Меестр |
|
(1754- 1821 гг.), Л. де Бональд (1754-1840 гг.) |
|
|
|
|
П Р И Н Ц И П Ы и У С Т А Н О В К И : |
|
|
|
Преклонение перед традициями и историческим прошлым. |
|
|
Сдержанное отношение к социальным изменениям, позитив- |
|
|
ное отношение только к тем изменениям, которые согла- |
суются с существующим порядком и развиваются подконт- |
|
рольно, а не стихийно. |
|
|
|
Критическое отношение к потенциальным возможностям |
|
совершенствования человека и общества с помощью поли- |
|
|
тических средств и методов: только религиозная вера может |
сделать человека лучше, политические законы лишь не |
|
позволяют ему поступать плохо. |
|
|
|
Государство и правящая элита должны не только управлять |
|
|
обществом, но и воплощать мудрость нации. |
|
|
Оправдание решительных мер в защиту консервативных |
|
|
ценностей. |
Таблица № 76
|
|
Н е о к о н с е р в а т и з м - это политическое течение, в |
|
основе которого лежат идеи консерватизма, приспособление к |
|
|
новым условиям общественного развития. |
Видные идеологи неоконсерватизма : Дж. Белл (США), Р. Ге- |
|
лен, Э. Юнгер (ФРГ), Р. Арон, А. де Бенуа (Франция) и др. |
|
|
|
В мировоззренческом плане: |
|
- приоритетность принципа свободы над принципом равенства. |
|
Равенство возможно только как равенство возможностей, но не |
|
|
как равенство условий и результатов; |
- защищая идею свободы и прав человека, акцентирует внима- |
|
ние и на обязанностях человека перед самим собой и перед обществом. |
|
|
|
В экономической области: |
|
- ограничение вмешательства государства в рыночную экономику ; |
|
|
- содействие частной инициативе с помощью предоставления |
налоговых льгот, стимулирования частных инвестиций и |
|
предложения на рынке. |
|
|
|
В политической сфере: |
|
- функционирование политических институтов представитель- |
|
ной демократии; |
|
|
- демократия должна быть вертикальной, элитарной; |
- политическая деятельность - профессия, доступная каждому, |
|
но лишь при наличии у него соответствующих способностей, |
|
призвания и специального образования; |
|
|
|
|
Суть социальной политики - создание условий, позволяю- |
щих рабочим делать сбережения, приобретать собственность, обретать финансовую самостоятельность и независимость от |
|
|
государственного “социального попечительства”. |
Таблица № 77
|
|
С о ц и а л - д е м о к р а т и ч е с к а я и д е о л о г и я - |
|
доктрина постепенного реформирования буржуазного |
|
общества путем утверждения демократии во всех сферах |
|
жизни - политической, экономической, социальной и |
|
международной. |
|
|
|
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ |
|
|
(Стокгольмская Декларация Социнтерна, 1989) |
|
|
Свобода. Каждый человек имеет право быть свободным |
|
от политического принуждения, действовать в силу |
|
|
своих личных целей и индивидуальных возможностей. |
|
|
Равенство. Оно предполагает равную ценность всех |
|
|
людей и служит условием свободного развития личности |
и социального прогресса. |
|
|
|
Солидарность. Она носит всеобъемлющий и глобальный |
|
характер. Это выражение общности человечества и чув- |
|
|
ства сострадания к жертвам несправедливости, моральная |
и материальная поддержка. |
|
Таблица № 78
|
|
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ . |
|
|
О с н о в н ы е п о л о ж е н и я . |
|
|
Политическая демократия : |
|
- наличие свободных выборов; |
|
- предоставление гражданам действительного выбора |
|
между различными политическими альтернативами; |
|
|
- возможность смены правительства мирными средствами; |
- гарантия прав личности и меньшинства; |
|
- существование независимой судебной системы, основан- |
|
ной на верховенстве закона. |
|
|
|
Экономическая демократия |
|
- “плюралистическая экономика, основанная на началах |
|
самоуправления, предполагающая элементы планирования |
|
и сохранение рынка, как регулятора производства”; |
|
|
- государство регулирует рынок в интересах людей; |
- развитие “соучастия” представителей трудящихся в уп- |
|
равлении капиталистическими фирмами, а также развитие |
|
“самоуправления”. |
|
|
|
Социальная демократия |
|
Борьба за социальную демократию - это борьба за более |
|
высокое качество жизни, которое характеризует степень |
|
|
социальной свободы человека, условия и содержание его |
труда, доступность системы образования и духовных цен- |
|
ностей, состояние окружающей среды. |
|
|
|
|
Международная демократия |
Мир и сотрудничество государств. |
Тема 15. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ.
Таблица № 79
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ |
Процесс разработки научно обоснованных суждений о возмож - |
ных вариантах развития политических событий, о сроках, путях |
изменений политических явлений и выработка конкретных реко - |
мендаций для практической деятельности. |
Таблица № 80
СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ:
Внутриполитическая
Внешнеполитическая
Военно-политическая
Идеологическая
Социальная
Экономическая
Экологическая
Продолжение табл. № 80
|
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ |
|
|
Принципы |
Методы |
||
|
||||
|
Достоверность |
Статистические |
||
|
||||
|
Проверяемость |
Фактографические |
||
|
||||
|
||||
|
Непрерывность |
Математические |
||
аналогии |
||||
|
||||
|
Системность |
|||
Исторические |
||||
|
аналогии |
|||
|
Многоплановость |
|||
|
||||
|
Экстраполяция |
|||
|
Точность |
|||
|
||||
|
Опрос |
|||
Наличие обратной |
||||
|
связи |
|||
Анкетирование |
||||
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ.
Таблица № 81
|
ЭТАПЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ |
Я Я Я |
|
Определение объекта, цели, методов прогноза. |
|
Сбор данных, влияющих на объект. |
|
|
Разработка поисковой модели. |
|
|
Составление нескольких возможных вариантов |
развития событий. |
|
|
Выработка рекомендаций для принятия |
политических решений. |
Работы, похожие на Реферат: Политология в схемах и таблицах
Назад