Реферат: Политология в схемах и таблицах
ТАВРИЧЕСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ПОЛИТОЛОГИЯ
В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ “ПОЛИТОЛОГИЯ”
Симферополь
1998
ТАВРИЧЕСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ПОЛИТОЛОГИЯ
В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ
Утверждено на заседании
кафедры политологии ТЭИ
Протокол № 5 от 20 января 1998 г.
Авторский коллектив: П.В. Кузьмин - кандидат философских наук,
доцент - руководитель
В.Н. Крет - кандидат философских наук,
доцент
Студенты политологического факультета:
Н.Ю. Булгаков
В.В. Попова
П.Э. Тагинцев
В.Г. Федоровский
Н.М. Чепурко
Научный консультант - Л.Ф. Малафеев - доктор философских наук,
профессор
Рецензент - Г.И. Мельников - доктор философских наук,
профессор
Редактор - В.Н. Крет - кандидат философских наук, доцент
Учебное пособие содержит структурно-логические схемы, таблицы и определения по актуальным проблемам учебного курса “Политология”, читаемого в Таврическом экологическом институте.
Пособие, на наш взгляд, может помочь преподавателям в разработке структуры учебного материала, студентам - в самостоятельной работе над осмыслением политологических вопросов, при подготовке к семинарским занятиям и экзамену по политологии.
При подготовке пособия использованы труды, учебники, учебные пособия украинских, российских и белорусских ученых, политологов, а также словари - Политология. Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю.И. Аверьянов. М.: Изд-во коммерч. ун-та, 1993; Политология. Краткий энциклопедический словарь-справочник / Отв. Ред. Борцов Ю.С., науч. Ред. Коротец И.Д. Ростов-на-Дону: изд-во Феникс, 1997.
СОДЕРЖАНИЕ.
Таблица Стр.
№
Тема 1. Политология как наука и учебная
дисциплина. 1-5 3
Тема 2. Политика и её роль в жизни общества. 6-12 8
Тема 3. Теория демократии и историческая
практика. 13-19 15
Тема 4. Основы теории власти. 20-24 22
Тема 5. Политическая система общества. 25-27 27
Тема 6. Государство в политической системе
общества. 28-34 30
Тема 7. Политические партии. 35-38 37
Тема 8. Политические режимы. 39-43 43
Тема 9. Личность и политика. Политическое
лидерство. 44-51 47
Тема 10. Политическое сознание . 52-56 55
Тема 11. Политическая культура . 57-61 60
Тема 12. Политический процесс. 62-66 65
Тема 13. Политические конфликты. 67-71 70
Тема 14. Политические идеологии . 72-78 75
Тема 15. Политическое прогнозирование. 79-81 82
Тема 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА.
Политология - это наука о политической власти и управлении, о закономерностях развития политических отношений и процессов, функционирования политических систем и институтов, политического поведения и деятельности людей.
Таблица № 1

| ПОЛИТОЛОГИЯ | 
| 
 | 
| 
 | Прикладная политология - | |
| логия - решает научные | изучает проблемы,связанные: | |
| проблемы, связанные: | ||
| а) с преобразованием поли- | ||
| а) с формированием фунда- | тической действительности, | |
| ментального знания о поли | анализом путей и средств | |
| тической сфере и жизни; | воздействия на политиче- | |
| ские процессы; | ||
| б) с объяснением процессов | ||
| политического развития; | б) с изучением общественно- | |
| го мнения, особенностей по- | ||
| в) с разработкоц концеп- | литической ориентации и по- | |
| туального аппарата полито- | литического поведения раз- | |
| логии, методологии и мето- | личных социальных групп. | |
| дов политических исследо- | ||
| ваний. | ||
Таблица № 2

| ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ | 
| ПОЛИТОЛОГИЕЙ. | 
| 
 | 
| 
 | ||
| социально-экономических | Собственные категории | |
| и гуманитарных наук | ||
| 
 | ||

| 
 | Общество | Политика | ||
| 
 | ||||
| 
 | Свобода | 
 | Политическая власть | |
| 
 | ||||
| 
 | Власть | 
 | Политические отношения | |
| 
 | ||||
| 
 | Государство | 
 | Политическая сфера | |
| 
 | ||||
| 
 | Правовое государство | 
 | Политическая система | |
| 
 | ||||
| 
 | 
 | 
 | Политический режим | |
| 
 | ||||
| 
 | 
 | 
 | Политические интересы | |
| 
 | ||||
| 
 | Большие и малые социальные | 
 | Политическая партия | |
| 
 | группы | |||
| 
 | Политическая культура | |||
| 
 | 
 | |||
| 
 | Политическое сознание | |||
| 
 | 
 | |||
| 
 | Политическая идеология | |||
| 
 | 
 | |||
| 
 | Политический плюрализм | |||
| 
 | 
 | |||
| 
 | Политический конфликт | |||
| 
 | 
 | |||
| 
 | Политическая стабильность | |||
| 
 | 
 | |||
| 
 | Политическая деятельность | |||
| 
 | 
 | 
и другие и другие
Таблица № 3
ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ


| Познавательная функция | Инструменталистская | |
| призвана познавать полити- | функция призвана исполь- | |
| ческую реальность и давать | зовать научные выводы в | |
| знания о природе и источ- | политической практике, | |
| 
 | государственном управле- | |
| способах их рациональной | нии, партийной стратегии и | |
| организации | тактике, в процессах при- | |
| нятия решений и техноло- | ||
| гиях их реализации | 




| Воспитательно- социали- | Диагностическая функ- | |
| зационная - призвана | ция призвана определять | |
| формировать демократичес- | соответствие программ по- | |
| кую политическую культуру | литических курсов как тен- | |
| граждан, воспитывать инди- | денциям социального про- | |
| вида как гражданина своей | гресса, так и реальным воз- | |
| страны и как вообще “по- | можностям и состоянию | |
| литического человека” | развития конкретного об- | |
| щества | 

 
          
                                    


| Функция политической | Прогностическая функция | |
| рефлексии призвана выра- | призвана разрабатывать | |
| батывать способность раци- | желаемые и возможные ва- | |
| онально-критически оцени- | 
 | рианты развития полити- | 
| вать политические процес- | ческих процессов, учиты- | |
| сы, свободно самоопреде- | вая действие различных | |
| ляться в политической | факторов | |
| жизни. | 
Таблица № 4
МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ
| Методы | На чем акцентируют | Как изучают политику | 
| политологии | внимание | |
| Институци- | На функционировании и | Анализ официальных | 
| ональный | взаимодействии политичес- | структур и формаль- | 
| ких институтов: права, госу- | ных правил принятия | |
| дарства, политических пар- | решений | |
| тий и движений и т.д. | ||
| Историче- | На политических явлениях | Анализ изменений по- | 
| ский | и процессах во времени и | литических норм, от- | 
| пространстве | ношений, институтов в | |
| контексте связи прош- | ||
| лого, настоящего и бу- | ||
| дущего | ||
| Социологи- | На зависимости политики | Анализ политики как | 
| ческий | от социальных факторов: | сферы целенаправлен- | 
| экономики, социальной | ных взаимодействий | |
| структуры, культуры и т.д. | социальных групп, | |
| преследующих свои | ||
| интересы | ||
| Бихевио- | На личностном измерении | Анализ систематичес- | 
| ристский | политики, поведении от- | ки наблюдаемого по- | 
| дельного человека | ведения индивида, воз- | |
| можность измерения | ||
| его мотивации | ||
| Психологи- | На субъективных механиз- | Анализ индивидуаль- | 
| ческий | мах политического поведе- | ных качеств, черт ха- | 
| ния: побуждения, желания, | рактера, бессознатель- | |
| страсти и т.д. | ных психических про- | |
| цессов, влияющих на | ||
| политическое пове- | ||
| дение | ||
| Системный | На целостности политики и | Анализ характера вну- | 
| характере ее взаимоотноше- | тренних связей между | |
| ний с внешней средой | составляющими поли- | |
| тику элементами | 
Таблица № 5
| 
 | ||
| 
 | ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ | 
 | 
| ПОЛИТОЛОГИИ | 
| 
 | Прикладные | |
| исследования | исследования | 




| - объективные условия, обеспечи- | - динамика политических про- | |
| вающие устойчивость общества в | цессов и систем; | |
| целом, политической системы в | - разработка концепций и мето- | |
| частности; | дик современного государствен- | |
| - диалектическое соотношение ко- | ного управления; | |
| личественных и качественных пере | - процесс принятия политических | |
| ходов и взаимопереходов в поли- | решений на различных уровнях | |
| тической жизни; | управления; | |
| - закономерности возникновения, | - электоральный процесс,полити- | |
| развития и совершенствования | ческий менеджмент и маркетинг; | |
| политической системы; | - влияние политической культуры | |
| - о степени, глубине и форме вме- | на политические процессы и дея- | |
| шательства политики в объектив- | тельность людей; | |
| тивный процесс развития госу- | - содержание, направленность и | |
| дарства и общества; | эффективность политико-комму- | |
| - диалектика взаимотоношений | никационных процессов в об- | |
| государства и гражданского об- | ществе; | |
| щества; | - политологическая экспертиза | |
| - тенденции развития политичес- | социально - экономических и | |
| кой культуры; | иных программ развития; | |
| - методология исследования поли- | - тенденции политического учас- | |
| тических систем, партий и орга- | тия и др. | |
| низаций, политического поведения | ||
| граждан; | ||
| - разработка нового типа научных | ||
| категорий и понятий и др. | ||
Тема 2. ПОЛИТИКА И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.
Политика - многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентаций, взглядов социальных (этнических) групп, выражающих их интересы, политических организаций, институтов, движений, лидеров по поводу власти и управления обществом.
Таблица № 6


| Участие в делах государства, | Деятельность в сфере отношений | |
| определение форм, задач, со- | между большими социальными | |
| держания его деятельности | группами, связанная с регулиро- | |
| ванием интересов путем исполь- | ||
| зования политической власти | ||
| 
 | 
| 
 | 
| П О Л И Т И К А | 
| 
 | 



| 
 | Совокупность вопросов или | |
| ствий, направленных на до- | событий текущей государст- | |
| стижение определенных це- | венной или общественной | |
| лей в отношениях людей | жизни | |
| между собой | ||

| В истории - виды, намерения, цели и образ | 
| действий правителей и их приближенных, | 
| нередко искусно скрываемые ими | 
Таблица № 7

| 
 | СТРУКТУРА ПОЛИТИКИ | |
| Политический интерес - первопричина, осознанный источ- | ||
| 
 | ник политического поведения | |
| 
 | ||
| Политические отношения - взаимосвязи и взаимодействия | ||
| 
 | субъектов политики и власти | |
| 
 | Политическая организация, отражающая роль институтов, | |
| публичной власти как центров управления и регулирования | ||
| 
 | общественными процессами | |
| Политическое сознание - ориентации либо на сохранение | ||
| данной политической системы, власти, либо на её | ||
| дестабилизацию и изменение | ||
| 
 | ||
| 
 | ||
| 
 | ||
| изменение или сохранение существующих политических | ||
| отношений | ||
Таблица № 8
| 
 | ||
| Политика - как деятельность. | ||
| Главное внимание уделяется | ||
| политической практике, де- | ||
| 
 | ятельности политических | |
| 
			 | институтов, отдельных соци- альных групп | |
| 
 | ||
| к | Политика - как наука включает | |
| анализу | в себя прежде всего теоретиче- | |
| 
 | ские разработки, различного | |
| как | рода политические документы, | |
| общественного | методологические основы по- | |
| 
 | литики | |
| 
 | ||
| Политика - как искусство - | ||
| искусство управления, осуще- | ||
| ствления власти | ||
Таблица № 9

| Организованные действия социаль- | ||
| 
 | ных групп и представляющих их | |
| учреждений власти по управлению | ||
| общественной жизнью | ||
| 
 | Общественные отношения между | |
| социальными группами и сообщест- | ||
| 
 | вами людей по поводу государст- | |
| венной власти, её завоевания, удер- | ||
| 
 | жания и использования | |
| Политика | ||
| как | ||
| деятельность | Научно обоснованную теорию, | |
| 
 | ориентирующую политику, опре- | |
| комплекс | деляющую её цели, стратегию, так- | |
| взаимосвязан- | тику | |
| ных явлений | ||
| и процессов | ||
| 
 | ||
| ность идеологических ценностей и | ||
| норм | ||
| 
 | ||
| Профессиональное политическое | ||
| руководство | ||
Таблица № 10
| 
 | 
| ПОЛИТИКА КАК НАУКА | 
| Главная задача - моделирование, прогнозирование различных | 
| аспектов политической деятельности, определение целей и | 
| задач политики | 

| Наличие четкой теоретической основы | ||
| 
 | и следование ей на практике | |
| 
 | ||
| 
 | Гибкость, умение находить политиче- | |
| ские компромиссы с учетом изменчи- | ||
| 
 | вости политической ситуации | |
| Принципы | ||
| 
 | ||
| научной | Умение и стремление перенимать опыт | |
| 
 | у более опытного и сильного, в т.ч. и | |
| политики | идейного противника | |
| 
 | ||
| 
 | ||
| Приоритет решения общих вопросов | ||
| перед частными | ||
| 
 | ||
| Соответствие форм, методов и средств | ||
| осуществления политики целям и зада- | ||
| чам | 
| 
 | 
| линии (государства, партии) объективным законам общест- | 
| венного развития | 
Таблица № 11



| Умение разби- | Умелый, творче- | Умение работать | ||
| раться в полити- | ский и критиче- | с людьми, прислу- | ||
| ческой психоло- | ский подход к | шиваться к голосу | ||
| гии и политиче- | подбору, расста- | масс | ||
| ском поведении | новке и воспита- | |||
| масс | нию кадров | 



| 
 | ||||
| Направление и | Умение делать | |||
| регулирование | ПОЛИТИКА | выводы не только | ||
| 
 | КАК | из успехов и по- | ||
| политических | ИСКУССТВО | бед, но и из не- | ||
| институтов | удач, поражений | 




| Определение форм, методов | ||
| Разработка и творческое про- | и средств политической дея- | |
| ведение в жизнь научно-обо- | тельности с помощью кото- | |
| снованной политики с опре- | рых намеченные цели могут | |
| делением ближайших и пер- | быть достигнуты оптималь- | |
| спективных целей | ным образом | |
Таблица № 12

| Интеграция различных сфер общественной | |||
| 
 | жизни, обеспечение целостности и стабиль- | ||
| П | ности общества | ||
| 
 | |||
| Ф О | Выражение интересов социальных групп и | ||
| слоев общества, отдельных граждан | |||
| У | |||
| Л | |||
| 
 | Управление и руководство политическими | ||
| и общественными процессами в интересах | |||
| 
 | наиболее влиятельных слоев и групп населе- | ||
| ния и (или) общества в целом | |||
| Ц Т | |||
| 
 | Обнаружение и рассмотрение социально- | ||
| И | политических конфликтов, разрешение их | ||
| И | цивилизованными способами и методами | ||
| 
 | |||
| 
 | Социализация личности, включение её в | ||
| сложный мир общественных отношений | |||
| И | |||
| 
 | |||
| Обеспечение преемственности и обновления развития общества и человека | |||
| 
 | |||
Тема 3. ТЕОРИЯ ДЕМОКРАТИИ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Таблица № 13
| 
 | Демократия (греч. demos - народ, kratos - власть) - народо- | 
| властие, форма правления государства, характеризующаяся | |
| признанием народа источником власти, равноправием | |
| граждан, выборностью основных органов государственной | |
| власти, соблюдением прав и свобод человека. | |
| 
 | |
| 
 | ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИИ | 
| 
 | Признание в качестве источника власти народа или его | 
| определенной части | 
| 
 | Выборность представительных органов власти | 

| 
 | Постоянное влияние общества на государственную власть | 
| 
 | Равноправие граждан в смысле участия в политической | 
| жизни | 
| 
 | Соблюдение прав и свобод человека и гражданина | 
| 
 | Подчинение меньшинства большинству при принятии реше- | 
| ний и признание ценности мнений, интересов меньшинства | 

| 
 | Политический плюрализм | 
| 
 | 
Таблица № 14
| 
 | |
| 
 | ИНСТИТУТЫ ДЕМОКРАТИИ | 
| 
 | |
| 
 | Институты представительной и прямой демократии | 

| Органы законодательной, исполнительной | |
| и судебной власти | 

| 
 | Институт права | 

| Политические партии и другие | |
| 
 | общественно - политические организации | 

| 
 | Средства массовой информации | 

| 
 | Система местного самоуправления | 


| 
 | В многосоставных обществах - институт федерализма | 
Таблица № 15
| 
 | ||
| 
 | ПОЛИСНАЯ ДЕМОКРАТИЯ | |
| Ч | ||
| 
 | ||
| 
 | территории и населению | |
| Е | ||
| 
 | ||
| 
 | государственных дел | |
| Р | ||
| 
 | ||
| 
 | Участвовали лишь полноправные граждане. | |
| 
 | ||
| Организация политической жизни носила | ||
| 
 | монистический характер, отсутствовали | |
| политические партии, общественные организации | ||
| 
 | ||
| 
 | Отсутствовало такое понятие, как индивидуальные | |
| права и свободы человека | 
Таблица № 16
| 
 | ||
| 
 | ДЕМОКРАТИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ | |
| 
 | ||
| Возникает институт представительства, | ||
| 
 | политический процесс получил возможность | |
| Ч | распространения на огромные территории | |
| 
 | ||
| 
 | прямого законотворчества населения | |
| Е | ||
| 
 | ||
| Демократия стала приемлема в странах, имеющих | ||
| 
 | этническое, языковое, религиозное, имущественное | |
| Р | разнообразие населения | |
| 
 | ||
| 
 | причастных к решению государственных дел | |
| Т | ||
| 
 | ||
| 
 | партии, ассоциации | |
| Ы | ||
| 
 | ||
| 
 | защищенные конституцией | |
Таблица № 17

| 
 | СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ДЕМОКРАТИИ | |
| 
 | ||
| Гражданские и политические права | ||
| 
 | предоставляются самому широкому | |
| Ч | кругу людей | |
| 
 | ||
| 
 | Свободные, всеобщие выборы | |
| 
 | ||
| Право баллотироваться на любую | ||
| 
 | государственную должность | |
| 
 | ||
| Р | ||
| 
 | Право на оппозицию | |
| 
 | ||
| Т | 
 | Контроль над правительственными решениями | 
| 
 | ||
| Право критиковать правительство, режим, | ||
| 
 | идеологию, которая в данный момент | |
| Ы | является господствующей | 

| 
 | Право на автономную, независимую информацию | |
| 
 | ||
| Право граждан создавать ассоциации, партии, | ||
| 
 | группы по интересам | |
Таблица № 18
| 
 | |
| 
 | СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕМОКРАТИИ | 
| 
 | |
| Традиционно - либеральная. | |
| 
 | Главная идея - приоритет личности, индивида над | 
| обществом, над государством. | |
| 
 | |
| Теория плюралистической демократии. | |
| 
 | Исходит из возможности более полной представленности | 
| в системе политической власти и управления интересов | |
| различных социальных групп и мнений политических сил. | |
| 
 | |
| Концепция элитарной демократии. | |
| Утверждает, что народ представляет в системе политичес- | |
| 
 | кой власти господствующую элиту. Демократия состоит в | 
| открытости формирования элит и подконтрольности их | |
| деятельности по осуществлению власти и управления. | |
| 
 | |
| Теория партиципальной демократии. | |
| Исходит из необходимости участия большинства народа | |
| 
 | не только в избирательных кампаниях, референдумах, но и | 
| в других видах политического процесса, включая формиро- | |
| вание правящих групп и выдвижение политических лидеров | |
| 
 | |
| 
 | Социалистическая ( марксистско - ленинская | 
| концепция демократии ). | |
| 
 | Представляет альтернативу традиционно- либеральной и др. | 
| концепциям конкурентной демократии. Базируется на при- | |
| знании социально и политически единого народа, как | |
| основы его власти. | 
Таблица № 19

| П Р О Т И В О Р Е Ч И Я | |
| 
 | СТАНОВЛЕНИЯ ДЕМОКРАТИИ В У К Р А И Н Е | 
| 
 | |
| Между провозглашением Украины демократическим, | |
| 
 | социальным, правовым государством и существующими | 
| социально - экономическими, политическими, духовно- | |
| идеологическими предпосылками. | |
| 
 | |
| Между конституционными правами человека и | |
| 
 | гражданина и социальной незащищенностью | 
| населения. | 
| 
 | |
| Между политическими притязаниями управленческой | |
| 
 | элиты и ее интеллектуальным и профессиональным | 
| потенциалом. | 
| 
 | |
| Между объективной потребностью демократизации | |
| 
 | общества и уровнем его гражданской | 
| зрелости. | 
| 
 | |
| Между декларированным характером прямой и предста- | |
| 
 | вительной демократии и механизмом ее реализации, | 
| возможностью рядовых граждан быть избранными в | |
| органы государственной власти | |
Тема 4. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ВЛАСТИ
Таблица № 20

| Власть: | 
| 1) способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, | 
| чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, пове- | 
| дение и деятельность людей с помощью различного рода | 
| средств - права, авторитета, воли, принуждения; | 
| 2) политическое господство над людьми; | 
| 3) система государственных органов; | 
| 4) лица, органы, облеченные соответствующими государствен- | 
| ными, административными полномочиями. | 
СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
- суверенитет, что означает независимость и неделимость власти. 
- авторитетность власти, т.е. общепризнанное влияние субъекта власти во всех сферах жизнедеятельности общества; 
- волевой характер власти предполагает наличие осознанной политической программы, цели и готовности её выполнять; 
- принудительный характер власти (убеждение, подчинение, приказание, господство, насилие); 
- всеобщность власти, которая означает функционирование власти во всех сферах общественных отношений и политических процессах. - Таблица № 21  
| Ресурсы власти - средства, использование которых | |
| 
 | обеспечивает влияние на объект власти в соответствии | 
| с целями субъекта | |
| 
 | Экономические: | 
| - материальные ценности,необходимые для общественного | |
| 
 | производства и потребления; | 
| - деньги; | |
| - плодородные земли; | |
| - полезные ископаемые и т.п. | |
| 
 | |
| Социально-политические: | |
| - численность населения, его качество; | |
| 
 | - социальное единство; | 
| - социальная стабильность и порядок; | |
| - демократизм общественных отношений; | |
| - участие населения в политике; | |
| - патриотизм гражданского общества и т.п. | |
| Морально-идеологические: | |
| 
 | - идеалы, интересы, убеждения людей; | 
| - идеология, вера, доверие, общественное настроение; | |
| 
 | - чувства (патриотические, национальные, религиозные), | 
| эмоции людей и т.п. | |
| Информационно-культурные: | |
| - знания и информация; | |
| 
 | - институты науки и образования; | 
| - язык; | |
| - пропаганда во всех её формах; | |
| 
 | - средства массовой информации и т.п. | 
| Силовые: | |
| 
 | - оружие и аппарат физического принуждения (армия, ми- | 
| лиция, службы безопасности, суд, прокуратура) | |
| 
 | : | 
| Таблица № 22 | |
| 
 | МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ МОМЕНТЫ | 
| 
 | |
| Господство, т.е. подчинение одних социальных групп | |
| 
 | другим, что закрепляется в государственных нормативно- | 
| правовых актах | |
| 
 | |
| Руководство, т.е. определение и законодательное закрепле- | |
| 
 | ние стратегии развития общества, политической системы, | 
| выбор средств осуществления основных задач и целей | |
| 
 | |
| Управление и организация, т.е. принятие конкретных уп- | |
| равленческих решений, согласование, упорядочивание | |
| 
 | деятельности различных социальных групп,личностей,дей- | 
| ствий политических и неполитических организаций и уч- | |
| реждений | |
| 
 | |
| Контроль как обратная связь, с помощью которой власть | |
| 
 | следит за тем, какие результаты имеют те или иные управ- | 
| ленческие решения | |
Таблица № 23

| Легитимность власти - соответствие власти законно установ- | |
| ленным нормам, а также основополагающим целям государств | |
| и общепринятым принципам и ценностям | |
| 
 | |
| 
 | Типы легитимности власти | 
| 
 | |
| Легальный - власть узаконена нормами права, основана на | |
| 
 | признанных обществом конституционных принципах государ- | 
| ства | |
| 
 | |
| Идеологическая легитимность - власть признается обоснован- | |
| 
 | ной в силу внутренней убежденности или веры в правильности | 
| тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены | |
| 
 | |
| Традиционная легитимность - власть признается легитимной, | |
| 
 | поскольку она действует по правилам, закрепленным в тради- | 
| циях, и соответствует традиционным ценностям масс | |
| 
 | |
| Структурная легитимность - правомочность власти вытекает | |
| 
 | из убеждения в законности и ценности установленных струк- | 
| тур норм, регулирующих политические отношения | |
| 
 | |
| Харизматическая легитимность - признание власти основывает | |
| 
 | ся на вере масс в особые способности политического лидера, | 
| вождя | |
Таблица № 24

| 
 | ПРЕДПОСЫЛКИ ПОДДЕРЖАНИЯ | 
| ЛЕГИТИМНОСТИ ВЛАСТИ | |
| 
 | |
| Совершенствование законодательства и государственного | |
| 
 | управления в соответствии с новыми требованиями | 
| 
 | Создание такой политической cистемы, легитимность которой | 
| 
 | основана на традициях населения, и потому не только более | 
| стабильна, но и косвенно влияет на поведение граждан | |
| 
 | |
| Личные харизматические черты политического лидера | |
| 
 | |
| 
 | |
| Успешное осуществление государственной политики, поддер- | |
| 
 | жание законности и правопорядка | 
Тема 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических отношений, идей, норм и традиций, направленных на осуществление политической власти, управления, руководства, регулирования общественно-политических процессов.
Таблица № 25
| 
 | 
| СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ | 
| 
 | 


| Системный подход | Структурно-функциональ- | |
| 
 | ный подход | |
| 
 | 
Институциональная подсисте-
| 
 | ма - совокупность институтов, | |||||
| “вход” “выход” | связанных с функционировани | |||||
| ем политической власти: госу- | ||||||
| 
 | Поли- | Реше- | 
 | |||
| вания, | тиче- | ния и | структура, СМИ, церковь | |||
| 
 | ская | дейст- | ||||
| 
 | сист-ма | вия | ||||
| Идеологическая подсистема - | ||||||
| Обратная связь | политические идеи, взгляды, | |||||
| 
 | представления, чувства участ- | 
С р е д а ников политической жизни об-
| 
 | щества | ||
| Коммуникативная подсистема - | |||
| 
 | |||
| взаимодействия, складывающих- | Нормативная подсистема - | ||
| 
 | политические нормы и тради- | ||
| 
 | ции, определяющие и регули- | ||
| ской власти, её формирования, | рующие политическую жизнь | ||
| распределения и реализации | общества | ||
| Культурная подсистема - | |||
| 
 | |||
| ренившихся стереотипов (образцов), политич. Представлений, ценностных ориентаций и по- литического поведения | 
 Таблица
№ 26
 Таблица
№ 26
| 
 | ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ | 
| 
 | |
| Определение целей, задач общества, выработка программ | |
| 
 | его жизнедеятельности | 
| 
 | |
| Мобилизация ресурсов общества на достижение поставлен- | |
| ных целей | |
| 
 | |
| 
 | |
| Интеграция всех элементов общества вокруг общих | |
| 
 | социально-политических целей и ценностей | 
| 
 | |
| Обеспечение внутренней и внешней безопасности и ста- | |
| бильности общества, его политического строя | |
| 
 | |
| 
 | |
| 
 | Формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности | 
Таблица № 27

| 
 | ЧЕРТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ | 
| 
 | |
| В структурном отношении: | |
| образуется новая система властных органов, формируется | |
| 
 | многопартийность, в то же время отсутствует целостность, | 
| единство и согласованность элементов политической сис-мы | |
| 
 | |
| В плане регулирующих норм: | |
| принята новая Конституция Украины,создается новое законо- | |
| дательство, однако механизм реализации Конституции, зако- | |
| 
 | нодательных актов практически не работает или же работает неэффективно | 
| В смысле политических отношений: | |
| неустойчивость, конфликтность, противостояние политиче- | |
| 
 | ских интересов ряда социальных групп и слоев, неудовлетво- | 
| ренность большинства общества эффективностью деятельно- | |
| сти государственной власти | |
| 
 | |
| 
 | |
| По поводу идеологии: | |
| 
 | возник идеологический вакуум - разрушена социалистичес-кая идеология, ценности либеральной идеологии не воспри- | 
| нимаются большинством населения | |
| 
 | |
| По форме государства и по политическому режиму: | |
| 
 | формируется смешанная президентско-парламентская форма | 
| правления, политический режим характеризуется превалиро- | |
| ванием авторитарных форм и средств правления | 
Тема 6. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
Таблица № 28
| 
 | 
| 
 | 
| Основной институт политической системы, организующий, | 
| направляющий и контролирующий совместную деятельность | 
| и отношения индивидов, общественных групп, классов. | 
| 
 | 


| Концепции происхождения | Атрибуты | |
| государства | государства | |
| 
 | ||
| 
 | ||
| - патриархальная | - территория | |
| - теократическая | - население | |
| - теория насилия | - публичная власть | |
| - общественный договор | - суверенитет | |
| - социально-экономическая | - монополия на легальное | |
| - психологическая | применение силы | |
| - антропологическая | - исключительное право на | |
| издание законов | ||
| - всеобщность | ||
| - право на взимание налогов | ||
| и сборов с населения | ||
ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАРСТВА
Таблица № 29
| 
 | |||||
| 
 | |||||
| Представи- | а) аппарат | б) гражда- | Исполнит.- | ||
| тельные ор- | управ- | не | распорядитель- | ||
| 
 | ления | ные органы: | |||
| 
 | президент, | ||||
| 
 | премьер, | ||||
| правительство | |||||
| 
 | |||||
| 
 | |||||
| органы | Судебная | ||||
| система | |||||
| 
 | |||||
| 
 | Органы госу- | ||||
| охраны об- | Вооруженные | дарственной | |||
| щественного | силы | безопасности | |||
| порядка | |||||
Таблица № 30

| ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ | 
| 
 | 




| По полити- | По админи- | По форме | По соци- | |||
| ческому | стративно- | правления | ально-клас- | |||
| режиму | территори- | совым от- | ||||
| альному | ношениям | |||||
| устройству | (К. Маркс) | |||||
| 
 | Монархия: | |||||
| тотали- | - абсолют- | рабовла- | ||||
| 
 | унитарное | ная; | дельческое | |||
| - консти- | ||||||
| 
 | 
 | туционная | феодальное | |||
| 
 | 
 | |||||
| автори- | федерация | Республи- | ||||
| тарное | ка: | буржуаз- | ||||
| - президен- | ное | |||||
| 
 | 
 | тская: | ||||
| демокра- | конфедера- | - парла- | ||||
| 
 | ция | ментская; | социали- | |||
| - смешан- | стическое | |||||
| ная | ||||||

| Дополни- | 
| тельно выде- | 
| 
 | 
| стабильные и | 
| нестабильные | 
| государства | 
| 
 | 
| правовые го- | 
| 
 | 
| социальное | 
| государство | 
Таблица № 31
| 
 | |
| Правовое государство - государство, в котором | |
| функционирует режим конституционного правле- | |
| 
 | ния, существует развитая и непротиворечивая | 
| правовая система, обеспечивается реализация прав | |
| и свобод личности | |

| 
 | Верховенство права и закона | |
| 
 | ||
| Обеспечение гарантий прав и свобод граждан, | ||
| П | 
 | высокий уровень защищенности личности | 
| Р | ||
| 
 | ||
| И | Взаимная ответственность гражданина | |
| 
 | и государства | |
| Н | ||
| 
 | ||
| 
 | Разделение властей | |
| И | ||
| 
 | ||
| 
 | Равенство всех перед законом и судом | |
| Ы | ||
| 
 | 
 | Самостоятельность, независимость суда, | 
| подчиненного только закону | 
Таблица № 32
| 
 | 
| ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА | 
| 
 | 


| Внутренние | Внешние | |
| 
 | ||
| 
 | 
 | |
|  | зопасности и целостности | |
| 
 | государства, его независи- | |
| (государство-предпринима- | мости | |
| тель, координирующий эко- | ||
| номический процесс) | 
 | |
|  | государствами | |
| 
 | ||
| (организация социальной | 
 | |
| 
 | ных проблем | |
| 
 | ||
| 
 | ||
| щественного строя от внут- | ||
| ренних деструктивных сил | ||
| 
 | ||
| пропагандистская | 
ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Таблица № 33
| 
 | 
| Государство | 
| Cодержание: сфера реализации | 
| общезначимых ин- | 
| тересов социаль- | 
| ных групп, классов, | 
| этносов | 
| Средства конституция, власть, | 
| реализации: принуждение, право | 
| Основа политические инсти- | 
| государства: туты, органы власти, | 
| 
 | 
| Политические силы: | 
| партии, движения, группа дав- | 
| ления, которые представляют | 
| интересы граждан | 
| Гражданское общество | 
| Содержание: сфера реализации пов- | 
| седневных интересов | 
| индивидов | 
| Средства убеждение, правовые | 
| реализации: и моральные нормы, | 
| традиции, обычаи и т.д. | 
| Основа свободный индивид | 
| гражданско- с неотъемлемыми пра- | 
| го обще- вами и неполитиче- | 
| ства: ские организации | 
Таблица 34
| 
 | 
| 
 | 
| Понятие, воозникшее в послевоенной политической и общественной | 
| теории для обозначения государства современного демократического | 
| типа в условиях относительно стабильной и развитой экономики | 
| 
 | 
| движение к | ослабление | предоставле- | сохранение | формирова- | 
| утвержде- | социального | ние каждому | мира и со- | ние благо- | 
| нию в обще- | неравенства | человеку ра- | гласия в об- | приятной для | 
| стве со- | боты или | ществе | человека | |
| циальной | иного источ- | жизненной | ||
| справедли- | ника суще- | среды | ||
| вости | ствования | |||
Тема 7. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ.
Политические партии - организации, выражающие политические интересы, цели и идеалы социальных групп, состоящие из их наиболее активных представителей и руководящие ими в процессе завоевания и использования государственной власти в обществе.
Таблица № 35
| 
 | |
| 
 | ПРИЗНАКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ | 
| 
 | Организация, т.е. относительно продолжительное | 
| 
 | во времени объединение людей. | 

| Существование устойчивых местных организаций, | |
| 
 | поддерживающих регулярные связи с национальным | 
| руководством. | 

| 
 | Цель партии - завоевание и осуществление власти. | 

| 
 | Стремление обеспечить себе поддержку народа с по- | 
| мощью выборов или других способов. | |

| Партия - носитель определенной идеологии, | |
| 
 | мировосприятия . | 
Таблица № 36

| 
 | ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ | 

| Представительство интересов социальных | |
| 
 | групп и слоев общества. | 
| 
 | Борьба за обладание государственной властью, | 
| 
 | за политическое руководство или упрочение своего | 
| руководящего положения. | 

| Идеологическая | |
| 
 | ( а) деятельность, направленная на производство идей; | 
| ( б) политическая социализация личности). | 

| 
 | Разработка и осуществление политического курса . | 
| 
 | |
| 
 | Организаторская (деятельность по подбору, расстановке | 
| кадров в самой партии и в других государственных | |
| 
 | и общественных организациях). | 
| 
 | |
| 
 | Обеспечение связи масс с государственными структурами, | 
| институализация политического участия граждан . | 
| 
 | |
| 
 | Интеграционная (сглаживание конфликтов, согласование | 
| 
 | интересов борющихся сил, политическая стабилизация | 
| общества). | 
Таблица № 37
| КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ | |
| 
 | УКРАИНЫ, КРИТЕРИЙ - ПОЛИТИЧЕСКАЯ | 
| ОРИЕНТАЦИЯ. | |
| Национал - радикальные партии У к р а и н ы . | |
| - Социал - национальная партия Украины (Я.Андрушкив, | |
| Ю. Криворучко); | |
| - Украинская Национальная Ассамблея - Украинская Народ- | |
| ная Самооборона (О. Витович, Д. Корчинский); | |
| - Конгресс Украинских Националистов (Я. Стецько); | |
| - Украинская консервативно - республиканская партия | |
| (С. Хмара). | |
| - Всеукраинское политическое объединение “Государст- | |
| венная самостийность Украины (Р.Коваль) и нек. др. | |
| Черты: - идеологическая основа - интегральный национа- | |
| 
 | лизм (доминанта национального интереса над какими - | 
| либо иными). | |
| - Государственное устройство - самостийное национальное | |
| унитарное, централизованное государство. | |
| - Экономическая платформа - разработана слабо, стремле- | |
| ние стать полностью и ни от кого независимыми, почти | |
| абсолютный экономический изоляционизм. | |
| - Внешняя политика - выход Украины из СНГ, ориентация | |
| на европейские страны, прежде всего Германию. | |
| Национал - демократические партии У к р а и н ы. | |
| - Народный Рух Украины (В.Черновил); | |
| - Демократическая партия Украины (В. Яворивский); | |
| - Украинская республиканская партия (Б. Ярошинский); | |
| - Христианско-демократическая партия Украины | |
| 
 | (В. Журавский); | 
| - Крестьянская демократическая партия Украины (С. Пла- | |
| 
 | чинда) и нек. др. | 
| 
 | Черты: - идеологическая основа - консерватизм с нацио- | 
| нальной спецификой; | |
| демократический национализм, что в понимании национал- | |
| демократов означает баланс интересов нации и личности, | |
| 
 | единство прав нации и прав человека. | 
| - Государственное устройство - унитарная децентрализован- | |
| ная Украина (выступают за расширение прав местного | |
| самоуправления); | |
| поддерживают идею сильной исполнительной вертикали; | |
| сторонники сильной армии. | |
| - Экономическая платформа - выступают за радикальное | |
| реформирование экономики, за форсированную, преимуще- | |
| ственно бесплатную приватизацию, признание частной соб- | |
| ственности на землю, развитие фермерства, предприни- | |
| мательства. | |
| - Внешняя политика - выходУкраины из СНГ, ориентация на | |
| 2-х сторонние отношения с Россией, вхождение в | |
| европейские структуры, в НАТО. | |
| Центристские партии и объединения либерально- | |
| -демократической направленности. | |
| - Либерально - демократическая партия Украины (В.Климчук) | |
| - Либеральная партия Украины (В. Щербань); | |
| - Межрегиональный блок реформ ( В. Гринев); | |
| - Народно - демократическая партия Украины (А.Матвиенко); | |
| - Конституционно-демократическая партия (В. Золотарев) | |
| и нек. Др. | |
| Черты:- идеологическая основа - либерализм. | |
| 
 | -Государственное устройство - президентско-парламентская | 
| республика с эффективной законодательной, исполнитель- | |
| ной и судебной властью. | |
| -Экономическая платформа - ускоренная рыночная транс- | |
| формация экономики, разгосударствление, приватизация. | |
| - Внешняя политика - вхождение Украины в европейские | |
| структуры, укрепление СНГ. | |
| Социал-демократические партии У к р а и н ы. | |
| - Социал - демократическая партия Украины (объединенная) | |
| - В.Онопенко | |
| 
 | - Социал - демократическая партия Украины (Н. Буздуган); | 
| - Партия труда (В. Ландык); | |
| - Гражданский конгресс Украины (А. Базилюк); | |
| -партия Славянского единства Украины (П. Баукин) и нек.др | |
| Черты:- идеологическая основа - социальная демократия | |
| (приоритет прав человека; разделение властей; привержен- | |
| ность политической, экономической, социальной демокра- | |
| тии; социальная справедливость); | |
| - Государственное устройство - разброс мнений: | |
| административная автономия - СДПУ; | |
| федерально-земельное устройство - ГКУ. | |
| - Экономическая платформа - выступают за социально ори- | |
| ентированную экономику; | |
| за сочетание рынка с государственным регулированием. | |
| - Внешняя политика - вхождение Украины в европейские | |
| структуры, укрепление СНГ; | |
| ПСЕУ выступает за объединение Украины, России и Бе- | |
| лорусии. | |
| Социалистические и коммунистические | |
| партии У к р а и н ы. | |
| - Селянская партия Украины (С. Довгань); | |
| - Социалистическая партия Украины (А. Мороз); | |
| - Прогрессивная социалистическая партия Украины | |
| (Н. Витренко и В. Марченко); | |
| - Коммунистическая партия Украины (П. Симоненко) | |
| - Объединение “Трудовая Украина” и нек. др. | |
| Черты: идеологическая основа - марксизм - ленинизм, но | |
| 
 | разные партии отдают предпочтение разным его сторонам. | 
| - Государственное устройство - унитарное государство с | |
| широкими правами местного самоуправления; против пре- | |
| зиденсткой формы правления; коммунисты выступают за | |
| обновленный союз народов. | |
| - Экономическая платформа - большинство левых призна- | |
| ют рыночную экономику, но подчеркивают, что рынок | |
| должен быть цивилизованным, частная собственность - | |
| трудовой, государственный сектор - приоритетным; высту- | |
| пают против частной собственности на землю. | |
| - Внешняя политика - укрепление СНГ, тесное сотрудни- | |
| чество со славянскими народами. | |
Таблица № 38

| 
 | ЧЕРТЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ | 
| У К Р А И Н Ы. | |
| 
 | |
| По критерию политического опыта - практически все | |
| 
 | партии находятся в процессе становления и не имеют | 
| политического опыта. | |
| 
 | |
| По критерию численности - большинство партий малочис- | |
| ленны, сравнительно многочисленны - КПУ, СПУ, УРП, | |
| 
 | СДПУ, УХДП, РУХ и нек. др. | 
| 
 | По критерию программных целей и установок - а) многие | 
| 
 | партии имеют сходные программы, стоят на позициях возрож- | 
| дения национального украинского государства; б) у части пар- | |
| тий отсутствуют четкие позитивные программы, до конца ос- | |
| мысленные и сформулированные идеологические концепции. | |
| 
 | |
| По критерию идеологии - в Украине есть партии всего спектра. | |
| Левый фланг представлен КПУ, СПУ, Сел ПУ и нек. др., | |
| 
 | правый -Конгрессом Украинских Националистов, Консерватив-но- республиканской партией, Украинской Национальной Ассам-блеей - Украинской Народной Самообороной, РУХом | 
| 
 | |
| По организационному критерию - большинство партий | |
| 
 | являются промежуточными между централизованными и | 
| децентрализованными. | |
| 
 | |
| По влиянию в обществе - усталость граждан от проводимой | |
| политики, разочарование в способности партий выразить и | |
| 
 | защищать социальные интересы масс, малочисленность партий, | 
| отсутствие в них ярких лидеров приводят к тому, что партии | |
| маловлиятельны в украинском обществе. | |
Тема 9. ЛИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
Таблица № 44
| 
 | ||||||
| Социальный | Политическая | Характер | Интеллект | |||
| опыт | направлен- | |||||
| ность | ||||||
| 
 | 
 | 
 | ||||
| 
 | ||||||
| 
 | ||
| Социальная подструктура | Психологическая подстуктура | |
| 
 | 
| 
 | 
| Личность - политический субъект | 


| 
 | ||
| биологичес- | духовная подструктура | |
| кая | ||
| подструктура | ||
| 
 | 
| 
 | ||||||
| темперамент | образован- | культура | нравст- | |||
| ность | венность | |||||
Реализация человеком своей политической сущности связана с его индивидуальными особенностями и преломляется через структуру личности, в которой в качестве составляющих могут быть выделены социальная, психологическая, биологическая и духовная подструктуры.
Таблица 45
| 
 | |
| 
 | ПРЕДПОСЫЛКИ И ХАРАКТЕР ВКЛЮЧЕНИЯ | 
| 
 | ЛИЧНОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС | 
| 
 | |
| Материальные предпосылки | |
| 
 | |
|  | ским формам вовлечения личности в политику; | 
| 
 | 
 | 
|  | убеждения и ориентации человека (более обеспеченные слои | 
| общества являются более либеральными, а более бедные - | |
| нетерпимыми. | |
| 
 | |
| Социально-культурные предпосылки | |
| Социальная среда формирует основы мировоззрения личности, | |
| определенные ценностные ориентации, систему идеалов и норм | |
| поведения. | |
| Образование. Чем выше уровень образования личности, тем бо- | |
| 
 | лее она политически ориентирована, предрасположена к ис- | 
| пользованию демократических, легитимных форм политичес- | |
| кого участия. Участие политически неграмотного человека | |
| обычно протекает в экстремальных формах или же он становит- | |
| ся объектом манипулирования. | |
| 
 | |
| Политико-правовые предпосылки | |
| 
 | |
|  | 
 | 
|  | 
 | 
|  | рования власти; | 
| 
 | 
НА ВКЛЮЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ ВЛИЯЮТ:
Таблица № 46

| Уровень научности политического сознания и зрелость политической | 
| культуры, благодаря чему человек имеет определенное представление о | 
| власти и путях влияния на нее, осознает свое место как субъекта полити- | 
| ческого процесса. | 
| 
 | 
| 
 | 
| Сформированность интереса и потребности как важнейших стимулов | 
| политической деятельности, реализации гражданских прав, свобод и обя- | 
| 
 | 
| 
 | 
| Приобретение навыков политической деятельности, что позволяет | 
| анализировать политическую ситуацию, избирать наиболее целесообраз- | 
| ные формы и методы политического участия. | 
| 
 | 
| 
 | 
| Эмоционально-волевые качества, создающие определенный настрой, | 
| придающие поведению устремленность к достижению цели, способст- вую щие проявлению гражданского долга и мужества. | 
Таблица № 47

| ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ | 
| ЛИЧНОСТИ | 
- Личность с высокой политической активностью, принимающая постоянное участие в политической жизни: 
а) лица, профессионально занимающиеся политикой (политические лидеры, профессиональные политики, для которых политика стала не только профессией, источником существования, но и главным смыслом жизни;
б) лица, не занимающие ответственных постов в политических учреждениях или организациях. Это так называемая политическая деятельность “по совместительству”.
- Личность, принимающая эпизодическое участие в политике (выборы, референдумы, выдача наказов и т.п.). 
- Личность, проявляющая интерес к политике, но лично практически не участвующая в ней. 
- Личность пассивная к политике. 
5) Аполитичная и отчужденная личность, негативно относящаяся к своему участию в политике.
Таблица № 48

| Политическое лидерство - личностная способность влиять | 
| на политическое поведение и политическую деятельность людей, обусловленная системой социально-политических и | 
| психологических взаимоотношений и ориентаций в | 
| группе, организации, обществе. | 

| 
 | СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСТВА | |
| 
 | ||
| “Теория черт”. Лидерство - феномен, порождаемый | ||
| 
 | особыми чертами лидера (ум, волевые качества, | |
| энергия и т.д.). | ||
| 
 | ||
| 
 | ||
| “Ситуативная теория”. Лидерство - функция ситуации, | ||
| 
 | сложившейся обстановки. Не отрицая значения черт, от- | |
| дается предпочтение условиям, принижается активность | ||
| личности. | ||
| 
 | ||
| Психологические концепции (напр. По З.Фрейду) в основе | ||
| 
 | лидерства лежит преимущественно бессознательное | |
| влечение сексуального характера. | ||
| 
 | ||
| Теория конституентов. Лидерство - фунция от ожидания | ||
| 
 | ведомых, принимающих или отвергающих лидера | |
| последователей. | ||
| 
 | ||
| Интерактивный анализ - попытка осуществить | ||
| 
 | комплексное исследование лидерства, используя все его | |
| компоненты. | 
Таблица № 49

| 
 | ТИПОЛОГИЯ | |
| ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА | ||
| 
 | ||
| По типу авторитета: | ||
| 
 | 
 | |
|  | 
 | |
|  | 
 | |
|  | ||
| 
 | 
 | По характеру влияния: | 
| 
 | ||
|  | 
 | |
|  | ||
| 
 | ||
| По стилю руководства: | ||
| 
 | 
 | |
|  | 
 | |
|  | ||
| 
 | По форме влияния: | |
| 
 | 
 | |
|  | 
 | |
|  | ||
| 
 | В зависимости от имиджа лидера: | |
| 
 | 
 | |
|  | 
 | |
|  | 
 | |
|  | 
 | |
|  | ||
Таблица № 50
| 
 | 
| ВЕДУЩИЕ ПРИЗНАКИ И СУЩЕСТВЕННЫЕ | 
| 
 | 
| 
 | 
| 
 | 
| стратегии и политики. | 
| 
 | 
| альной группы. | 
| 
 | 
| реализации программы и объединении своих сторонников (настой- | 
| чивость, воля, мужество, гибкость, коммуникабельность и др.). | 
| 
 | 
| 
 | 
| 
 | 
| данном обществе, группе. | 
| 
 | 
| 
 | 
| 
 | 
| Умение быть подобным своим сторонникам или избирателям. | 
| 
 | 
Таблица 51
| 
 | |
| 
 | ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО | 
| 
 | ЛИДЕРА | 
| 
 | |
| Интегративная: объединение и согласование различных групп | |
| и интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признан- | |
| ных обществом. | |
| 
 | |
| 
 | |
| 
 | |
| Ориентационная: выработка политического курса, отражающе- | |
| го тенденции прогресса и потребности групп населения. | |
| 
 | |
| Инструментальная: определение способов и методов осущест- | |
| вления поставленных перед обществом задач. | |
| 
 | |
| Мобилизационная: инициирование необходимых изменений с | |
| 
 | помощью создания развитых стимулов для населения. | 
| 
 | |
| Коммуникативная: поддержание связей власти и масс с целью | |
| 
 | предупреждения отчуждения граждан от власти. | 
| 
 | |
| 
 | |
| 
 | Гаранта справедливости, законности и порядка. | 
Тема 10. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
Таблица 52
| 
 | ||||
| Правовое | ||||
| сознание | ||||
| 
 | ||||
| 
 | ||||
| 
 | Эстетическое | |||
| сознание | сознание | |||
| Общественное | ||||
| сознание | ||||
| 
 | ||||
| Нравственное | Религиозное | |||
| сознание | сознание | |||
| 
 | ||||
| 
 | Политическое | |||
| 
 | сознание | |||
| Сфера общественного сознания, образуемая сово- | ||||
| купностью социальных чувств, представлений, | ||||
| взглядов, отражающих реальные политические | ||||
| отношения | ||||
| 
 | ||||
| 
 | ||||
| политического сознания | ||||
| 
 | ||||
| 
 | ||||
| Познавательная | Оценочная | Регулятивная | ||
| 
 | ||||
| 
 | ||||
| Интегративная | Прогностическая | Нормативная | ||
Таблица № 53

| КОМПОНЕНТЫ | |||
| ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ | |||
| 
 | |||
| 
 | |||
| Психологические | Идеолого- | ||
| 
 | теоретические | ||
| совокупность чувств, | система знаний, пред- | ||
| переживаний, умона- | ставлений, оценок, | ||
| 
 | понятий, теорий, | ||
| ций, связанных с по- | принципов, идеалов | ||
| литической деятель- | |||
| ностью и отношени- | |||
| ями | |||
| 
 | |||
| 
 | Менталитет | ||
| 
 | |||
| устойчивые эмоции, | |||
| настроения, установ- | |||
| ки и связанные с ни- | |||
| ми модели политиче- | |||
| ского поведения, | |||
| имеющие религиоз- | |||
| ные и национальные | |||
| особенности. | |||
Таблица № 54

| УРОВНИ ПОЛИТИЧЕСКОГО | |||||
| СОЗНАНИЯ | |||||
| 
 | |||||
| 
 | |||||
| С точки зрения | По глубине отражения | ||||
| субъекта | действительности | ||||
| 
 | |||||
| Реально дей- | 
 | ||||
| ствующее | 
 | ||||
| 
 | политическое | ||||
| сознание | |||||
| массовой об- | 
 | ||||
| 
 | щности | 
 | |||
| 
 | Формируется | ||||
| 
 | обыден- | на базе жиз- | |||
| ное | ненного опы- | ||||
| 
 | та человека | ||||
| Сознание | 
 | ||||
| больших и | 
 | ||||
| 
 | малых групп: | ||||
| вое | классов, по- | ||||
| литической | 
 | ||||
| 
 | элиты, свя- | 
 | |||
| 
 | занных с по- | Формируется | |||
| литикой | социальными | ||||
| 
 | научное | группами на | |||
| основе иссле- | |||||
| 
 |   дования
			по-    | ||||
| 
 | процессов | ||||
| Система мо- | |||||
| 
 | тиваций и | ||||
| 
 | ценностных | ||||
| индиви- | компонентов, | ||||
| дуальное | обеспечиваю- | ||||
| 
 | щих познание | ||||
| личностью | |||||
| политики | 
Таблица № 55

| 
 | По содержанию политическое сознание может быть: | |
| 
 | ||
| 
 | ||
| 
 | Демократическое или авторитарно-тоталитарное | |
| 
 | ||
| 
 | Революционное или реформаторское | |
| 
 | ||
| 
 | ||
| Религиозное или атеистическое | ||
| 
 | ||
| 
 | Радикальное, либеральное, консервативное | |
| 
 | ||
| 
 | Национальное или интернациональное | |
| 
 | ||
| 
 | ||
| 
 | Традиционное или нормативное | |
Таблица № 56

| 
 | Особенности политического сознания украинского | |
| 
 | общества | |
| 
 | ||
| Коренная ломка устоявшихся идеалов, стереотипов и | ||
| 
 | поиск новых политических и духовных ориентиров | |
| 
 | ||
| 
 | ||
| Неоднородность, неустойчивость, противоречивость, | ||
| 
 | дифференциация массового политического сознания | |
| 
 | ||
| 
 | Поляризация взглядов в оценке исторического прошлого | |
| Украины и современных реформ в ней | ||
| 
 | Низкий рейтинг государства, отдельных его органов | |
| 
 | (МВД, армия), а также политической и управленческой | |
| элиты | ||
| 
 | ||
| 
 | Неавторитетность политических партий и их лидеров | 
Тема 11. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Таблица № 57
| 
 | 
| политические представления, убеждения, ориентации, а также | 
| обусловленные ими модели и нормы политического поведения лю- | 
| дей, стили деятельности политических институтов. | 
| 
 | 
| СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: | 
| - степень знания и использования гражданами гражданских прав; | 
| - степень понимания и осуществления массами политики | 
| государства; | 
| - степень включенности граждан в политическую жизнь общества; | 
| 
 | 
|  | 
| - наличие демократических основ реализации политики государства; | 
| - формы и методы функционирования политических институтов; | 
| - накопленный социально - политический опыт, существующие по- | 
| литические традиции и обычаи; | 
| - стиль и методы общения субъектов политики в политическом | 
| процессе; | 
| - обоснованность подготовки и деловитость осуществления полити- | 
| ческих решений. | 
Таблица № 58
| 
 | |
| 
 | С Т Р У К Т У Р А | 
| ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ | |
| 
 | |
| Культура политического сознания: | |
| - политические установки; | |
| 
 | - политические представления и убеждения; | 
| - политические традиции, обычаи, нормы. | |
| 
 | |
| Культура политического поведения: | |
| 
 | - культура политического участия; | 
| - культура политической деятельности. | |
| 
 | |
| Культура функционирования | |
| политических институтов: | |
| 
 | - культура принятия и реализации политических решений; | 
| - культура электорального процесса; | |
| - культура восприятия и регулирования социально - | |
| политических конфликтов. | |
Таблица № 59
ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

| Познавательная, которая состоит в вооружении субъектов знани- | |
| ями, необходимыми для политической деятельности, | |
| обеспечении исторической преемственности, накоплении | |
| и передаче опыта от поколения к поколению. | |
| Регулирующая, обеспечивает посредством идеалов, правовых и | |
| политических норм определенные взаимоотношения | |
| между социальными общностями, гражданами и госу- | |
| дарством. | |
| Воспитательная, способствует интеллектуальному развитию лич- | |
| ности, усвоению ею политических норм, ценностей, фор- | |
| мированию интереса к политической жизни, выработке | |
| определенных установок на общественно-политическую | |
| деятельность. | |
| Информационная, направлена на удовлетворение потребностей | |
| личности в политических сведениях, освещающих проис- | |
| ходящие в мире события, явления, процессы. | |
| Прогностическая, заключается в том , что знание ценностных ори- | |
| ентаций позволяет предвидеть возможные варианты раз- | |
| вития событий. | |
Таблица № 60


| Политические субъекты: | Неполитические субъекты: | |||
| - государство; | - семья; | |||
| - политические партии и | - система образования; | |||
| политические движения; | - церковь; | |||
| - средства массовой ин- | - деловые круги, мир | |||
| информации. | бизнеса; | |||
| - научная и культурная | ||||
| элита общества. | ||||
| 
 | ||||
| 
 | ||||
| 
 | ||||
| Политическая | Субъекты и | |||
| символика | факторы | |||
| 
 | формирования | Я з ы к | ||
| государственные | политической | |||
| ритуалы | культуры | |||
| 
 | ||||
| 
 | ||||
| Политический | Географический | |||
| р е ж и м | ф а к т о р | |||
| с т р а н ы | ||||
| 
 | ||||
| Характер внешних | ||||
| отношений страны | ||||
Таблица № 61

| ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ | ||
| 
 | КУЛЬТУРЫ УКРАИНСКОГО ОБЩЕСТВА | |
| 
 | ||
| Невысокий уровень политической грамотности | ||
| 
 | населения, низкий статус личных притязаний на | |
| участие в политической жизни. | ||
| 
 | ||
| 
 | Дифференциация политических | |
| идеалов, взглядов, настроений. | ||
| 
 | ||
| Предрасположенность к конформизму, легковерности | ||
| 
 | и подвижности политических взглядов. | |
| 
 | ||
| 
 | Правовой нигилизм. | |
| 
 | ||
| 
 | Слабая развитость гражданских позиций. | |
Таблица № 65

| 
 | Специфика политической модернизации | |
| 
 | в Украине. | |
| 
 | ||
| 
 | Имеет вторичный, догоняющий характер. | |
| 
 | ||
| 
 | ||
| Происходит переход от одной социально-политической | ||
| 
 | системы к другой. | |
| 
 | ||
| 
 | Осуществляется в условиях строительства независимого | |
| государства. | ||
| 
 | Протекает в сложных условиях, страна находится в со- | |
| 
 | стоянии кризиса, охватившем все сферы жизни общества. | |
Таблица № 66
| 
 | ||
| ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ПРОЦЕССА | ||
| ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ | ||
| 
 | В УКРАИНЕ. | |
| 
 | ||
| 
 | ||
| 
 | Отсутствие научно-обоснованной концепции | |
| политической модернизации. | ||
| 
 | ||
| Декларативный характер независимости Украины, | ||
| 
 | отсутствие необходимой экономической и | |
| социальной базы политической модернизации. | ||
| 
 | Снобизм, аморальность и отрыв господствующей | |
| 
 | элиты от интересов народа, её неспособность | |
| осуществлять политическую модернизацию | ||
| последовательно. | ||
| 
 | Неэффективность функционирования | |
| 
 | государственной власти, усиление её кризиса . | |
| 
 | ||
| 
 | Незрелость и неавторитетность политических партий, | |
| 
 | их лидеров в Украине и неспособность стать | |
| субъектами политической модернизации . | ||
| 
 | ||
| Несоответствие замысла политической модернизации | ||
| 
 | уровню гражданской зрелости и политической | |
| культуры общества . | 
Тема 13. ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ.
Таблица № 67
| 
 | Политический конфликт - столкновение, противоборство раз- | 
| личных социально-политических сил, субъектов политики в | |
| их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные | |
| прежде всего с борьбой за обретение власти, ее перераспре- | |
| деление, изменение своего политического статуса, с полити- | |
| ческими перспективами развития общества. | |
| 
 | |
| 
 | С Т Р У К Т У Р А | 
| 
 | Конфликтная ситуация, т. е. база конфликта, | 
| 
 | его скрытое состояние. | 
| 
 | |
| Участники конфликта, которые не всегда могут быть | |
| 
 | противниками, но всегда иметь различные цели и интересы. | 
| 
 | |
| 
 | Сила оппонентов в конфликте. | 
| 
 | Средства и способы, используемые конфликтующими сто- | 
| 
 | ронами для создания конфликтной ситуации и ее разрешения. | 
| 
 | Объект конфликта - это право кого-либо на что-либо, | 
| 
 | желания, интересы группы. | 
| 
 | Характер конфликта. | 
| 
 | |
| 
 | Пространственно - временные параметры. | 
| 
 | |
| 
 | Последствия и результаты. | 
Таблица № 68

| 
 | ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ.. | 
| 
 | |
| - объективного выражения неудовлетворенности; | |
| - разрядки напряженности; | |
| - достижения внутригрупповой сплоченности; | |
| - коммуникативно - информационная; | |
| - стимуляция социальных изменеий. | |
| 
 | |
| 
 | ФУНКЦИИ КОНФЛИКТОВ. | 
| 
 | |
| 
 | НЕГАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ | 
| 
 | |
| - создает угрозу интеграции общества, ликвидации | |
| данной политической системы; | |
| - может отрицательно влиять на авторитет и | |
| функционирование власти; | |
| - материально- разрушительная и жизненно-опасная; | |
| - духовно - деградирующая. | |
Таблица № 69
| 
 | |
| Разрешение конфликта, т.е. ликвидация конфликтной | |
| ситуации и достижение консенсуса между участниками | |
| конфликта. | |
| Э т о в о з м о ж н о: | |
| - с помощью переговоров (общения); | |
| - с помощью сотрудничества; | |
| - путем угрозы или насилия. | |
| 
 | |
| 
 | СТАДИИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА. | 
| 
 | |
| 
 | Подготовительная - анализ участниками конфликта | 
| существующей конфликтной ситуации. | |
| 
 | |
| Переговоры - непосредственный контакт | |
| участников конфликта или их доверенных лиц. | |
| Успех переговоров зависит от: | |
| 
 | а) степени проработки вопросов на предварительной | 
| 
 | стадии; | 
| б) умения посредника создать из участников конфликта | |
| коллектив, способный к решению задач, к совместной | |
| работе. | |
| 
 | Вывод участников переговоров из конфликтной | 
| 
 | ситуации и определение объективных критериев | 
| контроля за реализацией принятых решений | |
Таблица № 70
| 
 | 
 | 
 | 
| Конкуренция, т. е. | Уклонение, т. е. | |
| Соперничество с отста- | попытка уйти из поля | |
| иванием собственных | конфликта. | |
| позиций. | ||


| 
 | ||
| Формы | ||
| урегулирования | ||
| конфликта. | ||
| 
 | 
| 
 | ||
| Приспособление - | Сотрудничество, т.е. | |
| действие, направленное | поиск совместного реше- | |
| на самостоятельную | ния обеими сторонами, | |
| выработку решения од- | удовлетворяющего обе | |
| ной из сторон, но | стороны. | |
| удовлетворяющее обе | ||
| стороны. | 
| 
 | ||
| Компромисс - поиск | ||
| решения, основанного | ||
| на взаимных уступках. | ||
Таблица № 71
| 
 | |
| 
 | МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ. | 
| 
 | |
| Взаимный отказ от применения силы и объявление взаим- | |
| 
 | ного моратория на действия, обостряющие конфликт. | 
| 
 | Стремление к выработке у участников кооперативных | 
| ориентаций, отношений делового партнерства и доверия. | |
| 
 | Установление честного, открытого процесса взаимных | 
| 
 | коммуникаций (переговоры, контроль и т. д.) | 
| 
 | |
| 
 | Выработка альтернативных подходов. | 
| 
 | Обязательное соблюдение норм, правил, законов | 
| 
 | международного права. | 
| 
 | |
| Учет психологических аспектов конфликта (теории | |
| 
 | восприятия, теории личности, учет возможных эффектов | 
| на те или иные действия, влияние стресса, атмосферы | |
| конфликта, уровень нетерпимости, самооценки и т.д.). | |
| 
 | Подключение арбитров, беспристрастность которых не | 
| 
 | вызывает сомнения у обеих сторон. | 
Тема 14. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛГИИ.
Таблица № 72
| 
 | 
| Политическая идеология - форма политического сознания, | 
| определенная доктрина, содержащая теоретическое осмысление | 
| политического бытия с точки зрения интересов, целей и иде- | 
| алов определенных социальных групп и слоев, национальных | 
| образований. | 
| 
 | ||
| Легитимация власти определенных | ||
| 
 | политических сил и режимов. | |
| 
 | ||
| 
 | Мобилизующая и интеграционная. | |
| ФУНКЦИИ | ||
| 
 | ||
| ПОЛИТИ- | 
 | К р и т и ч е с к а я. | 
| ЧЕСКОЙ | ||
| 
 | ||
| К о г н и т и в н а я. | ||
| 
 | ||
| 
 | ||
| 
 | Н о р м а т и в н а я. | |
| 
 | ||
| 
 | К о м п е н с а т о р н а я. | |
Таблица № 73
| 
 | |
| Л и б е р а л и з м - идейно - политическое движение, | |
| объединяющее сторонников буржуазно - парламентского | |
| строя, выступающих против любых форм контроля за его | |
| экономической и духовной деятельностью со стороны | |
| светской и церковной власти. | |
| Ведущие идеологи классического либерализма: | |
| Д. Локк ( 1632 - 1704 гг. ), А. Смитт ( 1723 -1790 гг. ), | |
| Ш. Л. Монтескье (1689-1755 гг.), И. Кант (1724-1804 гг.), | |
| А. де Токвиль (1805-1859 гг.), Г. Джефферсон (1743-1826 гг.) | |
| 
 | |
| 
 | О С Н О В Н Ы Е К О М П О Н Е Н Т Ы : | 
| 
 | |
| Абсолютная ценность человеческой личности и изначаль- | |
| 
 | ное (от рождения) равенство всех людей. | 
| 
 | |
| Признание определенных неотчуждаемых прав человека | |
| ( право на жизнь, свободу, собственность ). | |
| 
 | |
| Теория и практика правового государства. | |
| 
 | Главные условия процветания государства: | 
| - господство частной собственности; | |
| - невмешательство государства в экономику; | |
| 
 | - простор для личной инициативы. | 
| 
 | |
| Идея гражданского общества, как общества экономического | |
| основанного на частной собственности и рынке, и | |
| 
 | независимого от государства и политических институтов | 
| 
 | |
| 
 | Концепция социального прогресса | 
| 
 | |
| 
 | Идея “естественного неравенства людей”. | 
| 
 | Неравенство - естественный биологический, социальный и | 
| исторический факт, обусловленный неравенством способностей, талантов, трудолюбия. | 
Таблица № 74
| 
 | |
| 
 | НЕОЛИБЕРАЛИЗМ - СОВРЕМЕННАЯ | 
| 
 | ФОРМА ЛИБЕРАЛИЗМА. | 
| 
 | |
| Целью общества провозглашается прогресс человечества | |
| 
 | на основе конституционного закона и порядка. | 
| 
 | |
| Признание допустимости и необходимости | |
| 
 | вмешательства государства в экономическую сферу. | 
| 
 | |
| Расширение деятельности государства в | |
| 
 | социальной сфере.. | 
| 
 | |
| Особое внимание уделяется правам и свободам | |
| 
 | человека, а в государственном устройстве - принципу | 
| разделения властей. | |
| 
 | |
| Поддерживается многообразие интересов и плюрализм | |
| мнений, реализуемых через многопартийность. В то же | |
| 
 | время равенство и участие рассматриваются не как | 
| императив, а только как возможность, реализуемая при | |
| наличии благоприятных условий, в целом же приоритет | |
| отдается компетентости. | |
Таблица № 75
| 
 | |
| К о н с е р в а т и з м - политическая идеология, выступаю- | |
| щая за сохранение традиций и устоев государственного и | |
| общественного устройства. | |
| Основоположники: Э. Берк (1729-1797 гг.), Ж. де Меестр | |
| (1754- 1821 гг.), Л. де Бональд (1754-1840 гг.) | |
| 
 | |
| 
 | П Р И Н Ц И П Ы и У С Т А Н О В К И : | 
| 
 | |
| 
 | Преклонение перед традициями и историческим прошлым. | 
| 
 | |
| Сдержанное отношение к социальным изменениям, позитив- | |
| 
 | ное отношение только к тем изменениям, которые согла- | 
| суются с существующим порядком и развиваются подконт- | |
| рольно, а не стихийно. | |
| 
 | |
| Критическое отношение к потенциальным возможностям | |
| совершенствования человека и общества с помощью поли- | |
| 
 | тических средств и методов: только религиозная вера может | 
| сделать человека лучше, политические законы лишь не | |
| позволяют ему поступать плохо. | |
| 
 | |
| Государство и правящая элита должны не только управлять | |
| 
 | обществом, но и воплощать мудрость нации. | 
| 
 | |
| Оправдание решительных мер в защиту консервативных | |
| 
 | ценностей. | 
Таблица № 76
| 
 | |
| Н е о к о н с е р в а т и з м - это политическое течение, в | |
| основе которого лежат идеи консерватизма, приспособление к | |
| 
 | новым условиям общественного развития. | 
| Видные идеологи неоконсерватизма : Дж. Белл (США), Р. Ге- | |
| лен, Э. Юнгер (ФРГ), Р. Арон, А. де Бенуа (Франция) и др. | |
| 
 | |
| В мировоззренческом плане: | |
| - приоритетность принципа свободы над принципом равенства. | |
| Равенство возможно только как равенство возможностей, но не | |
| 
 | как равенство условий и результатов; | 
| - защищая идею свободы и прав человека, акцентирует внима- | |
| ние и на обязанностях человека перед самим собой и перед обществом. | |
| 
 | |
| В экономической области: | |
| - ограничение вмешательства государства в рыночную экономику ; | |
| 
 | - содействие частной инициативе с помощью предоставления | 
| налоговых льгот, стимулирования частных инвестиций и | |
| предложения на рынке. | |
| 
 | |
| В политической сфере: | |
| - функционирование политических институтов представитель- | |
| ной демократии; | |
| 
 | - демократия должна быть вертикальной, элитарной; | 
| - политическая деятельность - профессия, доступная каждому, | |
| но лишь при наличии у него соответствующих способностей, | |
| призвания и специального образования; | |
| 
 | |
| 
 | Суть социальной политики - создание условий, позволяю- | 
| щих рабочим делать сбережения, приобретать собственность, обретать финансовую самостоятельность и независимость от | |
| 
 | государственного “социального попечительства”. | 
Таблица № 77
| 
 | |
| С о ц и а л - д е м о к р а т и ч е с к а я и д е о л о г и я - | |
| доктрина постепенного реформирования буржуазного | |
| общества путем утверждения демократии во всех сферах | |
| жизни - политической, экономической, социальной и | |
| международной. | |
| 
 | |
| ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ | |
| 
 | (Стокгольмская Декларация Социнтерна, 1989) | 
| 
 | |
| Свобода. Каждый человек имеет право быть свободным | |
| от политического принуждения, действовать в силу | |
| 
 | своих личных целей и индивидуальных возможностей. | 
| 
 | |
| Равенство. Оно предполагает равную ценность всех | |
| 
 | людей и служит условием свободного развития личности | 
| и социального прогресса. | |
| 
 | |
| Солидарность. Она носит всеобъемлющий и глобальный | |
| характер. Это выражение общности человечества и чув- | |
| 
 | ства сострадания к жертвам несправедливости, моральная | 
| и материальная поддержка. | |
Таблица № 78
| 
 | |
| ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ . | |
| 
 | О с н о в н ы е п о л о ж е н и я . | 
| 
 | |
| Политическая демократия : | |
| - наличие свободных выборов; | |
| - предоставление гражданам действительного выбора | |
| между различными политическими альтернативами; | |
| 
 | - возможность смены правительства мирными средствами; | 
| - гарантия прав личности и меньшинства; | |
| - существование независимой судебной системы, основан- | |
| ной на верховенстве закона. | |
| 
 | |
| Экономическая демократия | |
| - “плюралистическая экономика, основанная на началах | |
| самоуправления, предполагающая элементы планирования | |
| и сохранение рынка, как регулятора производства”; | |
| 
 | - государство регулирует рынок в интересах людей; | 
| - развитие “соучастия” представителей трудящихся в уп- | |
| равлении капиталистическими фирмами, а также развитие | |
| “самоуправления”. | |
| 
 | |
| Социальная демократия | |
| Борьба за социальную демократию - это борьба за более | |
| высокое качество жизни, которое характеризует степень | |
| 
 | социальной свободы человека, условия и содержание его | 
| труда, доступность системы образования и духовных цен- | |
| ностей, состояние окружающей среды. | |
| 
 | |
| 
 | Международная демократия | 
| Мир и сотрудничество государств. | 
Тема 15. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ.
Таблица № 79

| 
 | 
| Процесс разработки научно обоснованных суждений о возмож - | 
| ных вариантах развития политических событий, о сроках, путях | 
| изменений политических явлений и выработка конкретных реко - | 
| мендаций для практической деятельности. | 
Таблица № 80
СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ:



 Внутриполитическая
    Внутриполитическая

 Внешнеполитическая
    Внешнеполитическая
          

 Военно-политическая
    Военно-политическая



 Идеологическая
    Идеологическая

Социальная

 Экономическая
    Экономическая

Экологическая
Продолжение табл. № 80
| 
 | 
| ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ | 
| 
 | 
| 
 | Принципы | Методы | ||
| 
 | ||||
| 
 | Достоверность | Статистические | ||
| 
 | ||||
| 
 | Проверяемость | Фактографические | ||
| 
 | ||||
| 
 | ||||
| 
 | Непрерывность | Математические | ||
| аналогии | ||||
| 
 | ||||
| 
 | Системность | |||
| Исторические | ||||
| 
 | аналогии | |||
| 
 | Многоплановость | |||
| 
 | ||||
| 
 | Экстраполяция | |||
| 
 | Точность | |||
| 
 | ||||
| 
 | Опрос | |||
| Наличие обратной | ||||
| 
 | связи | |||
| Анкетирование | ||||
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ.
Таблица № 81
| 
 | 
| ЭТАПЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ | 
| Я Я Я | 
| 
 | 
| Определение объекта, цели, методов прогноза. | 
| 
 | 
| 
 | 
| 
 | 
| 
 | 
| Разработка поисковой модели. | 
| 
 | 
| 
 | 
| Составление нескольких возможных вариантов | 
| развития событий. | 
| 
 | 
| 
 | 
| Выработка рекомендаций для принятия | 
| политических решений. | 
Работы, похожие на Реферат: Политология в схемах и таблицах
Назад




 Теоретическая
			 полито-
			Теоретическая
			 полито-













 никах
			властных
			отношений,
никах
			властных
			отношений,









 Характеристика
			образа дей-
			Характеристика
			образа дей-











 Подходы
			      Подходы
			  
			 политики
			    политики явления
			    явления 
			 
			





 охватывает
			    охватывает










 деятельности
			  деятельности
			
			

 
			    
			 Н
			    Н И
			    И К
			             К












 Т
Т Ы
Ы











































 С
			р е д
			а
			                   С
			р е д
			а


 дарство,
			политическая
			инфра-
дарство,
			политическая
			инфра-
 держка
держка


 ся
			между классами,
			нациями, ин-
ся
			между классами,
			нациями, ин- комплекс
			типичных для
			данного общества
			уко-
			                     комплекс
			типичных для
			данного общества
			уко-







 ГОСУДАРСТВО
ГОСУДАРСТВО











 ганы
			(парла-
			ганы
			(парла-



 Надзорно-
			Надзорно-
 контрольные
			контрольные

 Органы
			Органы
			
			







 П
			       П

 
			            
			 лидеры,
			элита
			                                                              
			лидеры,
			элита
 СОЦИАЛЬНОЕ
			ГОСУДАРСТВО
СОЦИАЛЬНОЕ
			ГОСУДАРСТВО


























































 ХАРАКТЕРИСТИКИ
			ПОЛИТИЧЕСКОГО
			ЛИДЕРА
			                     ХАРАКТЕРИСТИКИ
			ПОЛИТИЧЕСКОГО
			ЛИДЕРА

















 Функции
			                                                 Функции










 строений
			и ориента-
строений
			и ориента-









 массовое
массовое











 Политическая
			 культура -
			исторически
			 сложившиеся
			 устойчивые
			 Политическая
			 культура -
			исторически
			 сложившиеся
			 устойчивые







































 
			   
			























































 ПОЛИТИЧЕСКОЕ
			 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПОЛИТИЧЕСКОЕ
			 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ














