Реферат: Антикризисное управление
Оглавление.
Введение.
1. Понятие «антикризисное управление». Его применение на практике.
2. Постоянное ожидание сигналов о надвигающемся кризисе - важнейший принцип стратегического антикризисного управления
3.Факторы внутренней среды, определяющие условия функционирования фирмы
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
В еще недавнем прошлом, в условиях советской экономики, проблемы антикризисного управления не только не были актуальными, но даже не упоминались. В стране господствовала официальная установка относительно пропорционального и планомерного, соответственно и бескризисного развития экономики, отсюда не было и нужды в антикризисном управлении. Правда, часть предприятий и в советский период была убыточной, в промышленности примерно 20%, в сельском хозяйстве около 30%. Но только наличие убыточных предприятий объяснялось тем, что государство сознательно устанавливает более низкие цены на продукцию части предприятий, в связи с чем возникает такой феномен в экономике, как планово-убыточные предприятия.
В условиях проведения радикальных рыночных реформ в России проблемы антикризисного управления приобрели особую актуальность.
Во-первых, в условиях рыночно капиталистического хозяйства антикризисное управление играет особо важную роль в оздоровлении экономики. Во-вторых, по мере продвижения по пути "реформ" в России с катастрофической скоростью нарастало число убыточных предприятий. Начиная с 1995 г., удельный вес убыточных предприятий в нашей стране превысил 50% и продолжает расти. Удельный вес неплатежеспособных предприятий (банкротов по существу) значительно больше, так как многие прибыльные предприятия имеют недостаточно доходов для по крытая своих денежных обязательств.
Успех стратегии антикризисного управления в первую очередь зависит от того, как сможет менеджмент фирмы своевременно обнаружить возникновение исходного события, с которого начинается движение к кризисному переломному состоянию фирмы.
1. Понятие «антикризисное управление». Его применение на практике.
Антикризисное управление — что это такое, каково его применение на практике? В последнее время, многие пытаются ответить на эти вопросы. Большинство дает такое определение: предотвращение банкротства — система мер, именуемая антикризисным управлением. Наиболее полное определение может выглядеть так: управление в условиях риска (в нашей стране можно говорить о любом предприятии, так как внешняя нестабильная обстановка в стране уже сама по себе является фактором риска). Поэтому антикризисное управление применимо и его необходимо применять на любом предприятии, даже финансово стабильном.
Таким образом, антикризисное управление — это:
• анализ состояния макро-микросреды и выбор предпочтительной миссии фирмы;
• познание экономического механизма возникновения кризисной ситуации и создание системы сканирования внешней и внутренней сред фирмы с целью раннего обнаружения сигналов об угрозе приближения кризиса;
• стратегический контроллинг фирмы и выработка стратегии предотвращения ее несостоятельности;
• оперативная оценка и анализ финансового состояния фирмы и выявление возможности наступления несостоятельности (банкротства) — оперативный контроллинг;
• разработка предпочтительной политики поведения в условиях наступившего кризиса и вывода из него фирмы;
• постоянный учет риска предпринимательской деятельности и выработка мер по его снижению.
Совершенно ясно, что действие механизма возникновения кризисного состояния производственной системы вообще и фирмы в частности протекает во времени.
Успех стратегии антикризисного управления во многом зависит от или, удалось ли руководству фирмы своевременно обнаружить возникновение исходного события, с которого начинается движение к кризисному переломному состоянию фирмы. Раннее обнаружение таких событий возможно лишь в том случае, если аналитические службы фирмы ведут постоянное слежение за множеством сигналов, поступающих из внешней среды, а также сигналов о состоянии процессов, протекающих в самой фирме. Назовем их внешними и внутренними сигналами о возможных изменениях состояния фирмы.
2. Постоянное ожидание сигналов о надвигающемся кризисе - важнейший принцип стратегического антикризисного управления
Поскольку и внешняя, и внутренняя среды фирмы динамичны, указанные исходные события могут проявляться в любой момент. Поэтому важнейшим принципом стратегического антикризисного управления является состояние постоянного ожидания сигналов о надвигающемся кризисе и немедленная реакция на эти сигналы.
Наиболее существенные источники и характер подобных сигналов могут быть определены по своему влиянию. На основе методики А. П. Градова можно свести все данные о внешних событиях и сигналах в одну таблицу (см. табл. ).
Наиболее сложным в процессе антикризисного управления является выявление цепочек экономических явлений, возникающих после обнаружения того или иного сигнала, и выработка соответствующих решений, направленных либо на усиление положительных последствий, либо на ослабление угроз, обусловленных этими цепочками.
Важно увязать антикризисное управление с этапами жизненного цикла конкурентного преимущества фирмы. При этом следует иметь в виду, что жизненный цикл конкурентного преимущества и жизненный цикл фирмы — понятия разные.
Таблица: Внешние сигналы о возможных изменениях состояния фирмы
Факторы внешней среды,
определяющие условия
функционирования фирмы
Сигналы о возникновении исходных экономических
явлений, запускающих механизм изменения состояния
фирмы
Агрегиро-
ванные
1.
Детализирова-
нные
2.
сигналы о нарастании угроз выполнению миссии фирмы
3.
Параметры
спроса
Падение величины спроса на товары фирмы; рост
величины спроса на аналогичные товары конкурентов
Усиление колебаний в спросе и прибылях от продажи
товаров фирмы
Усиление колебаний в спросе и прибылях от продажи
товаров фирмы.
Стабильность
спроса
Требования
покупателей к
качеству товаров фирмы
Нарастание спроса на товары, превышающие стандарты
качества
Эластичность
спроса
Разнообразие
(сегментация)
потребителей
товаров фирмы
Во всех обслуживаемых сегментах рынка утрачивается
интерес к товарам фирмы
Экономический
Потенциал
покупателей
Снижение покупательной способности
населения
2..Параметры
факторов
Конъюнктура
рынков
сырьевых и
материальных
ресурсов
Сокращение предложения сырьевых и материальных
ресурсов; рост цен на сырье и материалы
Конъюнктура
Рынков
Трудовых
ресурсов
Сокращение источников пополнения трудовых ресурсов;
рост уровня оплаты труда в связи с инфляцией
Конъюнктура
Рынков
Финансовых
ресурсов
Повышение процентных ставок по кредитам коммерческих
банков; падение курса собственных акций фирмы;
прекращение субсидий из фондов благотворительных
организации
Развитие
инновационной деятельности
Рост стоимости лицензий на использование изобретений и
открытий; ужесточение условий получения грантов и
государственных заказов на НИОКР
Конъюнктура
рынков средств производства
Сокращение предложения средств производства; рост цен
на средства производства
3. Параметры
родственных и
поддерживаю-
щих отраслей
Изменение
Потенциала
Родственных
отраслей
Свертывание производства родственных отраслей;
переориентация родственных отраслей на новую
технологию
Производственная инфраструктура
товаров фирмы
Стагнация научно-технического экономического
потенциала отраслей; внешней инфраструктуры
Социальная
инфраструктура
Использование
достижений,
полученных в
родственных
отраслях
Неприемлемость достижений родственных отраслей для
целей фирмы; недоступность достижений ввиду высокой
стоимости
4. Параметры конкурентной
среды
Соперничество
между
существующими конкурирующими
системами
Конкурентный статус фирмы конкурента существенно
повысился; число конкурирующих фирм существенно
возросло; ценовая война началась
Конкурентные
силы, возника-
ющие вследствие
угрозы со
стороны товаров-заменителей
«Потолок цен» создаваемый товаром-заменителем, суще-
ственно снижает потенциальную прибыль; покупатели
охотно «переключаются» на товар-заменитель ввиду его
дешевизны
Конкурентные
силы,
возникающие
вследствие
угрозы
появления новых
конкурентов
Барьер для входа на рынок практически отсутствует;
фирмы, функционирующие на рынке, проявляют
лояльность к новым конкурентам
Конкурентные
силы, возника-
ющие вследствие экономических возмож-
ностей и
торговых
способностей
поставщиков
Экономический потенциал поставщиков высок ввиду
существенной доли затрат на их продукцию в издержках
покупателя; поставщики — субъекты рынка совершенной конкуренции: основная масса покупателей; субъекты монополии
5.
Деятельность
государственных властных
структур
Налоговая
политика
Повышение налоговых ставок; снятие налоговых льгот с
товаров фирмы; введение новых налогов; введение
налоговых льгот на субституты
Кредитно-
денежная
политика
Повышение учетной ставки Центрального
банка; неблагоприятное изменение валютного курса рубля;
жесткая политика финансовой стабилизации
Таможенная
политика
Неблагоприятное изменение экспортных и импортных
таможенных пошлин
Изменчивое гражданское и коммерческое
законодательство; введение разрешительного порядка
Политика цен и
доходов
Введен контроль за ценами; введено налогообложение,
стимулирующее снижение доходов в зависимости от
динамики цен
6. Случайные
явления
Внешняя
Политика
Иностранных
государств —
партнеров по
бизнесу
Случайна и нестабильна; надежность инвестиций не
гарантируется
Научно-
технические
Своевременное зарождение очередного цикла конкурентного преимущества позволяет поддерживать живучесть фирмы. Это происходит в случае своевременного обнаружения сигналов утраты конкурентного преимущества фирмы и принятия адекватных мер противостояния этой угрозе.
3. Факторы внутренней среды, определяющие условия функционирования фирмы
Факторами внутренней среды, определяющей условия функционирования фирмы, являются:
1. Параметры технических ресурсов фирмы:
• средства технического оснащения;
• сырье, материалы, полуфабрикаты;
• энергия.
2. Параметры технологических ресурсов:
• НИОКР;
• технология изготовления товаров фирмы.
3. Параметры кадровых ресурсов:
• работники, определяющие цели фирмы;
• работники, разрабатывающие средства достижения целей фирмы;
• работники, организующие процесс создания средств достижения целей фирмы;
• работники, непосредственно создающие средства достижения целей фирмы;
• работники, обслуживающие процесс создания средств достижения целей фирмы.
4. Параметры пространственных ресурсов:
• территория площадки фирмы;
• производственные здания;
• непроизводственные здания;
• сооружения и инженерные коммуникации.
5. Параметры ресурсов организационной структуры фирмы:
• степень адекватности и время прохождения управленческих воздействий по уровням иерархии;
• степень автономии, лиц принимающих решения (ЛПР), на каждом уровне иерархии управления фирмой;
• степень гибкости организационной структуры системы управления фирмой.
6. Параметры организационных ресурсов:
• информационное обеспечение производства;
• информационное обеспечение НИОКР;
• информационное обеспечение управления фирмой;
• научно-информационное обслуживание.
7. Параметры финансовых ресурсов:
• степень зависимости от привлекаемых источников финансирования. 8. Параметры стратегического потенциала фирмы:
• соответствие стратегического потенциала фирмы (СПФ) ее целям формирования конкурентного преимущества (КПФ).
В качестве просматривающей внешнюю и внутреннюю среды фирмы, должна выступать группа экспертов — специалистов в области маркетинга, стратегического контроллинга и внутрифирменного экономического анализа, а также служба информационного обеспечения фирмы.
Сканирование осуществляется на основе предварительно разрабатываемых методических материалов, перечисленных ниже:
• перечень подвергаемых наблюдению общих и специфических для каждой фирмы параметров внешней и внутренней среды;
• принципы количественной и качественной оценки внешних сигналов о состоянии и динамике экономической конъюнктуры;
• принципы количественной и качественной оценки внутренних сигналов о состоянии и динамике стратегического потенциала и конкурентного статуса фирмы;
• периодичность наблюдения установленных параметров состояния внутренней и внешней сред фирмы;
• методы анализа возможных последствий, выявленных в процессе наблюдения исходных экономических явлений, которые могут вызвать кризисное состояние фирмы;
• методы определения «контрольных точек» в цепочках» экономических явлений;
• методы внутрифирменного экономического анализа, обобщающего результаты наблюдения динамики значений параметров внешней и внутренней среды фирмы и оценка результатов анализа;
• принципы выработки антикризисных управленческих решений на основе использования результатов наблюдений и внутрифирменного экономического анализа.
Заключение.
В заключении можно сказать. Что при подробном анализе перечисленных выше внутренних и внешних факторов представляется возможным заранее и определенно судить о возникновении в фирме кризисной ситуации.
Интенсивность противостояния утрате конкурентного преимущества, т. е. степень агрессивности маркетинговой стратегии, предопределяет продолжительность жизненного цикла существования фирмы с ее первоначальной миссией.
Кризисное состояние наступает только тогда, когда все возможности поддержания конкурентного преимущества в рамках первоначальной миссии исчерпаны.
Истинным сигналом о начинающемся движении к потенциальному кризисному состоянию является начало роста величин отклонений тех или иных показателей, характеризующих состояние внешней и внутренней сред фирмы. Точнее говоря, их выход за пределы долгосрочной тенденции изменения этих показателей. Следовательно, для раннего обнаружения подобных слабых сигналов необходимо постоянное наблюдение (сканирование) состояния внешней и внутренней среды фирмы.
Список используемой литературы.
1. Крутик А. Б., Муравьев А. И. Антикризисный менеджмент. – СПб., 2001.
2. Ларионов И. К. Антикризисное упраление. – М., 2001.
3. Россия, ресурсы устойчивого развития / Под ред. Ю. В. Пискулова. - М., 1996.
4. Справочник кризисного управляющего./Под ред. Э. А. Уткина. – М., 1999.
5. Уткин Э. А. Управление фирмой. – М., 1996.
Антикризисное управление в России: институциональные, правовые и ... | |
ДИПЛОМ Тема: "Антикризисное управление в России: институциональные, правовые и финансовые механизмы обеспечения" Содержание Введение Глава 1 Основы ... Стратегическое антикризисное планирование - это управленческий процесс разработки специфических стратегий различного временного горизонта на основе соизмерения целей, ресурсов и ... познание экономического механизма возникновения кризисных ситуаций и создание сканирования внешней и внутренней сред фирмы с целью раннего обнаружения "слабых сигналов" об угрозе ... |
Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: дипломная работа |
Финансовые отношения | |
содержание 1. Экономическая сис-ма: понятие, элементы, классификация. 4 2. Рыночная эк-ка и ее характерные черты. Субъекты рыночной экономики ... ... что разработка нового ассортимента банковских продуктов и услуг (в рамках существующего вида) еще не обеспечивает конкурентного преимущества, если она не под креплена мерами по ... 5. Групповая конкуренция когда образуются конкурентные группы из родственных кредитных институтов. |
Раздел: Рефераты по финансовым наукам Тип: шпаргалка |
Стратегический менеджмент | |
Содержание Введение Тематика занятий по дисциплине "Стратегический менеджмент" Занятие № 1 Занятие № 2 Занятие № 3 Занятие № 4 Занятие № 5 Занятие № 6 ... Стратегическое управление, сущностную основу которого составляет стратегическое планирование, помогает собрать воедино весь комплекс инструментов управленческой деятельности для ... достижение синергетического эффекта, возникающего благодаря деятельности родственных структурных подразделений компании, как основы ее конкурентного преимущества; |
Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: учебное пособие |
Стратегическое планирование на предприятии | |
ВВЕДЕНИЕ Слово "стратегия" произошло от греческого strategos, "искусство генерала". Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления ... Но как же может такая крупная и сложная организация, как фирма, сохранить координацию и сбалансированность без обнаружения своей стратегии? Стратегическое управление - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на ... |
Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: реферат |
Задачи стратегического менеджмента | |
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Государственный университет ... Стратегия создает ориентиры производительности, представление о конкурентных преимуществах, план действий для удовлетворения покупателей и достижения высокой производительности. Преимущества стратегического подхода к управлению. |
Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: курсовая работа |