Доклад: Альбрехт Дюрер
(1471-1528)
Автопортрет, 1498. Альбрехт Дюрер
(Музей Дел Прадо, Мадрид)
Дюрер (Durer) Альбрехт
(1471–1528), немецкий живописец, рисовальщик, гравер, теоретик искусства.
Основоположник искусства немецкого Возрождения, Дюрер учился ювелирному делу у
своего отца, выходца из Венгрии, живописи – в мастерской нюрнбергского
художника М.Вольгемута (1486–1489), у которого воспринял принципы
нидерландского и немецкого позднеготического искусства, ознакомился с рисунками
и гравюрами мастеров раннего итальянского Возрождения (в том числе А.Мантеньи).
В эти же годы Дюрер испытал сильное влияние М.Шонгауэра. В 1490–1494, во время
обязательных для цехового подмастерья странствий по Рейну, Дюрер выполнил
несколько станковых гравюр в духе поздней готики, иллюстрации к “Кораблю дураков”
С.Бранта и др. Воздействие на Дюрера гуманистических учений, усилившееся в
результате его первой поездки в Италию (1494–1495), проявилось в стремлении
художника к овладению научными методами познания мира, к углубленному изучению
натуры, в которой его внимание привлекали как самые, казалось бы,
незначительные явления (“Куст травы”, 1503,собрание Альбертина, Вена), так и
сложные проблемы связи в природе цвета и световоздушной среды (“Домик у пруда”,
акварель, около 1495–1497, Британский музей, Лондон). Новое ренессансное
понимание личности Дюрер утверждал в портретах этого периода (автопортрет,
1498, Прадо, Мадрид). Настроения предреформационной эпохи, кануна мощных
социальных и религиозных битв он выразил в серии гравюр на дереве “Апокалипсис”
(1498), в художественном языке которой органично слились приемы немецкого
позднеготического и итальянского ренессансного искусства. Второе путешествие в
Италию (1505–1507) еще более укрепило стремление Дюрера к ясности образов,
упорядоченности композиционных построений (“Праздник четок”, 1506, Национальная
галерея, Прага; “Портрет молодой женщины”, Музей искусств, Вена), внимательному
изучению пропорций обнаженного
человеческого тела
(“Адам и Ева”, 1507, Прадо, Мадрид).
При этом Дюрер не утратил (особенно в графике) зоркости наблюдения, предметной выразительности, жизненности и экспрессивности образов, свойственных искусству поздней готики(циклы гравюр на дереве “Большие Страсти”, около 1497–1511, “Жизнь Марии”, около 1502–1511, “Малые Страсти”, 1509–1511). Изумительная точность графического языка, тончайшая разработка световоздушных отношений, ясность линии и объема, сложнейшая философская подоснова содержания отличают три “мастерские гравюры” на меди: “Всадник, смерть и дьявол” (1513) - образ непоколебимого следования долгу, стойкости перед испытаниями судьбы; “Меланхолия” (1514) - воплощение внутренней конфликтности мятущегося творческого духа человека; “Св.Иероним” (1514) - прославление гуманистической пытливой исследовательской мысли.
К этому времени Дюрер завоевал почетное
положение в родном Нюрнберге, получил известность за рубежом, особенно в Италии
и Нидерландах (куда совершил поездку в 1520–1521). Он дружил с виднейшими
гуманистами Европы. Среди его заказчиков были богатые бюргеры, германские
князья и сам император Максимилиан I, для которого он в числе других крупных
немецких художников исполнил рисунки пером к молитвеннику (1515, Баварская
государственная библиотека, Мюнхен). В серии портретов 1520-х годов (Я.Муффеля,
1526, Х. Хольцшуэра, 1526, – оба в картинной галерее, Берлин-Далем, и др.)
Дюрер воссоздал тип человека ренессансной эпохи, проникнутого гордым сознанием
самоценности собственной личности, заряженного напряженной духовной энергией и
практической целеустремленностью. Многосторонность устремлений проявилась и в
теоретических трудах Дюрера (“Руководство к измерению...”, 1525; “Наставление к
укреплению городов...”, 1527; “Четыре книги о пропорциях человека”, 1528).
Художественные искания Дюрера завершила картина “Четыре апостола” (1526, Старая пинакотека, Мюнхен), в которой воплощены четыре характера-темперамента людей, связанных общим гуманистическим идеалом независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину.
Сергей Голубев