Реферат: Документооборот фирмы стандарты

Международный Славянский Университет

реферат по курсу

 

«Документационные системы управления»

 

на тему

 

«Документооборот фирм. стандарты»

выполнила __________

ФЭИОП, VI курс,  с.о.

бухучет и аудит

проверил     Поздняков В.Я.

Москва, 1999


План

1. Сущность документационной системы управления

2. Основные нормативно-методические документы по

делопроизводству

3. Правила оформления документов

4. Системы документации

5. Эффективность рациональной системы делопроизводства


Сущность документационной системы управления

В наше врем я термин «делопро и зводство» определяется следую­щим образом: отрасль деятельности, обеспечивающая документиро­в а ние и организацию работы с официальными документами. Наряду с терм и ном « делопрои з водство» в последние го д ы употребляется и синонимичный ему термин «документационное обес п ечение упр а в­лени я ». Возникновение его связано с изменением организационно-технической основы делопрои з водства и методологических подхо­ д ов к его совершенствованию, ставшее возможным благодаря актив­ному внедрению в сферу работы с документами средств вычислительно й техники и современных информа ц ионных технологий со­зд а ния, сбора, обработк и , накопления, хранен и я, поиска и исполь­зования информации в управлени и . Таким образом, т е рмин «документационное обеспечен и е управления » как бы подчеркивает инфор­ м а ц ионно-технологическую состав л яющую в совре ме нной органи­заци и д е лопроизводства.

Движение документов в организации  с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки называется документооборотом. От четкости и оперативности обработки и движения документа зависит скорость  получения информации, необходимой для выработки решения. Поэтому рациональной организации документооборота всегда уделяется большое внимание. Вся документация учреждения делится на три  документопотока:

- входящие (поступающие) документы;

- исходящие (отправляемые) документы;

- внутренние документы.

Каждый из документопотоков имеет свою особенность в составе, количестве, обработке и движении. Количество документов всех потоков за год составит объем документооборота учреждения. Величина документооборота нужна для расчета необходимой численности делопроизводственного персонала, расчета эффективности применения средств механизации и автоматизации делопроизводств. В целом она показывает  загруженность всего управленческого аппарата , т.к. всем его работникам приходится иметь дело с документами. В технологической цепочке обработки и движения документов можно выделить этапы:

прием  первичная обработка документов;

предварительное рассмотрение и распределение документов;

регистрация;

контроль за исполнением;

информационно-справочная работа;

исполнение  документов и отправка.

Поняти е «делопрои з водство» ба зи руется на понятии «документирование». Под документированием пон им ается з апись (фиксац и я) инфор м аци и на различных носител я х по установленн ым правила м . Доку м ентиро в ание — регламентированный процесс з аписи инфор ­ мации на бумаге и л и ином носителе, обеспечивающий ее юриди ч е­скую силу. Документирование всегда осуществляет с я по определен­ным правилам, устано в ленными правовыми нормативными актам и или в ы работанными тра ди цией.

Создан и е документов или документирование может осуществ­ляться на естест в енном я з ыке или на искусственных языках с ис­пользованием новых носителей информации. При документирова­ н ии на естественном языке создаются текстовые документы — доку­менты, содержащие речевую информацию, зафиксированную любым типо м письма или любой системой звуко з аписи. Текстовый доку­мент, со з данны й с помощью письма, - это традиционный документ на бумажном носителе ил и видеограмма документа - изображение д окумента на экране электронно-лучевой трубки.

Пр и документировании на искусственных яз ыках создаются до­кументы на машинных носителях — документы , созданные с исполь­зованием носителей и способов записи, обеспечивающих обра б отку информац ии электронно-вычислительной машиной

Важное з начение при документировании имеют с редства доку­ментирования - ору д ия, используемые человеком для создания до­кументов. Это могут быть простые орудия (ручки, карандаши и др.), м е ханические и электромеханические (пишущие машины, маг­нитофоны, д иктофоны, фото кино- и видеотехника н др.); средства автоматизации - компьютерная техника. В з ависимости от используемы х средств документирования раз­личаются способы документирования (текстовое документирование, кино фото фонодокументирование, электронное документирова­н и е) и типы создаваемых пр и этом документо в .

При использован и и простых орудий создаются рукописные п и сьменные документы (текстовые документы, информация которых зафиксирована любым типом письма), и зобразительные д оку­м е нты (документы, содержащие информацию , выраженную посред­ством изображения какого-либо объекта) и графические документы (изобразительные документы, в которых изображение объекта полу­чено посредством линий, штрихов, светотени). При использовании фототе х ники создаютс я фотодок у менты , при использован и и зв у ко­зап ис ывающей техники - фоно- (или звуковые) документы; п ри применении кино- ил и видеотехник и создаются кинодокументы, с помо щ ью компьютерной техники - письменные документы на бу­ м ажном или электронном носителе, а также документы на машин ных носителях.

Документирование предполагает соблюдение установленных пра в ил запис и информаци и , специфических для каж д ого типа доку­ментов. Соблюдение эти х правил пр и дает юридическую силу созда­ваемым документам. Юридическая сила — свойство официального доку м ента, сообщаемое ему действующим законодател ь ством, ко м ­петенцией издавшего его органа и установленным п орядком его оформлен и я,

Юридическая сила документа обеспечивается установленным для каждой разновидности д окументов комплексом реквизитов -обя з ательных элементов оформления документа (наименование ав­тора доку м ента, адресата, подпись, дата , номер документа, гр и ф ут­верждения, печать и др.). Современные требо в ания к оформлению организационно-распорядительной (административной) документа­ции зафиксированы в госу д арственном стандарте (ГОСТ Р б. 3 0-97 «Унифицированные системы документации. Система организацион­но-распорядительной документации. Требования к оформ л ению до­кументов »). Государственным стандартом установлен не только со­став реквизитов (всего и х 29), но и зоны и последовательность и  размещения на документе. Совокупность рекви з итов документа и схема их расположения на документе составл я ют формуляр докумен­та. Формуляр также регламентирован государственным стандартом, поэтому для правильного составления документа необходимо знать не только реквизиты документа, но и схему (модель) и х рас п оложе­ния на д окументе. Наличие формуляр а , установленного государст­венным стандартом, о б еспечивает единство документирования и единство документации, как в рамках одного учреждения, так и в целом в стране.

В общ е стве документы являются основными носителям и управ­ленческой, научной , технической, статистической и иной социально з начимой информации. Документы — носит е ли первичной информации, именно в документах информация фиксируется впервые. Это свойство и позволяет отличать документы от други х источников и нформации - книг, газет, журналов и др., содержащих перерабо­танную, вторичную инфор м ацию.

Фикса ц ия, отображение информации в д окументе обеспечи в ает еe сохранение и накопление, возможность передачи во времени и пространстве, в озмо ж ность обра­щаться к информации спустя м ного вр емени после ее создания.

В со ц иальном плане любой оф и циальн ый документ полифунк­ционален, т.е. одно в р е менно выполняет н есколько функций , что  позволяет е му удовлетворять различные ч еловеческие потребно с ти. Сред и функций документа выдел я ются общие и спе ци альны. К об щ им фу н кциям документа относятся :

информационная : любой документ созда е тся дл я сохранения информации, ибо необходимость зафиксировать и нформацию - причина появления любого документа;

соц и альная: документ является соц и ально значимым объек­том, поскольку любо й документ порожден той или иной социальной потребностью;

коммуникативная: документ выступает в качестве средства связи м е ж ду отдел ь ными элементами общественной структуры, в частности ме ж ду учреждения м и ,

культурная: документ - средство закрепления и передачи куль­турных традиц и й, ч то лучше всего прослеживается на б ольш и х ко м ­плекса х документов , например в научно-технической документации на х одит отражение уровень научного и техни ч еского развития общества;

К специфическим функциям документа относятся:

 управленческая: документ является инструментом управления, этой функцией наделены так называемые управленческие докумен­ты (плановые документы, отчетные, организационно-распорядительные и др.), специально создаваемые для реализации целей управле­ния;

правовая: документ является средством закреплен ия и изме­нения правов ы х норм и правоотношений в об щ естве; этой функцией наделены законодательные и правовые нормативные акты, изначаль­но создаваемые для фиксации правовых норм и правоотношений, а также документы, приобретающие пра в овую функцию на время (на­пример, д ля испол ь зования в качестве судебного доказательства эт о может быть любо й документ);

функ ц ия исторического источника: документ выступает в ка ­ честве источника истор и чески х сведении о развитии о б щества ; эту функцию приобретает только часть создаваемых в об щ естве док у­ ментов (примерно 12—14%) и только после того, как документы вы­полнят свои оперативные функции и поступят на хранение

Любой документ, создавае м ый в обществе, является элементом системы более высокого уровня, он входит в соответствующую сис­тему документации в качестве ее элемента. Под системой докумен­тации пон и мается совокупность документов, в з аимосвязанных по пр и знакам проис х о ж дения, назначения, вида, сферы деятельност и , ед и ных требований к их оформлению. До настоящего времени в документоведении не существует непротиворечивой научной клас­с и фикации систем документации, видов и разновидностей докумен­тов. При необ х одимости используется эмпирически сложившеес я разделение документов на системы документации.

Отнесение документов к той или иной системе начинается с разделения всех документов на офи ц иальные и документы личного происхождения. К последним относятся документы, созданные че­ловеком вне сферы его служебной деятельности или выполнения общественных обязанностей. Это самая немногочисленная с точки зрения видов и разновидностей система документации, она включа­ет личную переписку, воспоминания (мемуары), дневники.

Официал ь ные документы в зависимости от обслуживаемой ими сферы человеческо й деятельности подразделяются на управленчес­кие , научные , те х нические (конструкторские) , технологические, производственные и др. Управленческие документы составляют ядро уч режденческой документации. Именно они обеспечивают управля­емость объектов как в рамках всего государства, так и в от д ельной организации. Управленческие документы и составляют собственно о бъ ект делопроизводства.

Эт и документы представлены комплексом систем , основными из которых являются сле д ующие системы доку м ентации:

организационно-правовая документация,

плановая документация ;

распорядительная документация ;

информационно-справочная и справочно-аналитическая доку­ментация ,

отчетная документация;

документация по обеспечению кадрами (по л и чному составу);

финансовая д окументация (бу х галтерский учет и отчетность);

документация по материально-техническому обеспечению;

договорная доку м ентация,

документа ц ия по документационному и и нформационному обеспечению деятельности учреждения и другие сист е мы документации , включая и те, которые отражают основную деятельность учрежде ния, орган из ации или предприятия , например на прои з водственном предприятии - это производственная доку м ентация, в лечебном уч­реждении - система медицинской документации, в вузе - система документации по высшему образованию и т.д.             

Док у менты, составляющие одну систе м у документации, связаны единство м целевого на з начения и в комплексе обеспечивают доку­ментирование той или и ной управленческой функции или вида дея тельности, Так , документы , составляющие систему плановой доку ментации, обеспечивают планирование деятельности учреждения и подведомственной ему системы. Документы , составляющие систему распорядительной документа ц ии, обеспечивают регулирован и е дея­тельност и учреждения и ее координацию с деятельностью взаимо­свя з анных учреж д ений и лиц а постоянно меняющихся социально-экономически х условия х.

Обеспечение документирования - это лишь одна составляющая делопроизводства, вторая его составляющая - это организация ра боты с документами.

Органи з ация работы с докуме н тами предполагает организацию документооборота учрежд е нии, хранение документов и и х использование влекущей де я тельности учреждения. Доку м ентооборот учреждения - это совокупность взаимосвязанных процедур, обеспечиваю щих движе н ие документов в учреждении с момента их создан и я или ' поступления и до завершения исполнения или отправки. В целях ра ц иональной орган и зации документооборота все документы распр еделяются по документопотокам, например , регистрируе м ые и нерегистрируемые документы; входящие, исходящие н внутренние документы; документы , направляемые в и поступающие из вышестоящих организаций, или документы, направляемые в или поступа ю щие из подведомственных организаций, и т.д. Под документопотоком пони мается совокупность документов, выполняющих определенное целе вое назначение в процессе документооборота.                 

Характер и стикой документооборота явля е тся его объем. Под объемом документооборота понимается количество документов, поступивших в организацию и созданных ею в течение определ е нного периода времени, как п равило года. Объем документооборота — важный пока з атель, используемый в качестве критери я при решении вопросов выбора органи з ационной формы делопроиз в одства, организации информационно-поисковой системы по документам учреждения, структуры службы делопрои зв одства, е е штатного состава и др у гих вопросов.                                          

Одна из важн е йших функций организации р а боты с документами - функция учета доку м ентов. Учет документов обеспечивается их регистрацией-записью учетных данных о документе по установленной фор е, фиксирующей факт создания документа, его отправки или получения. Наряду с функцией учета документов регистрация позволяет осу­ществлять контроль и сполнения документов, вести по и ск документов по запросам подра зд елений н работников учр ежде ния.

Наря ду с органи з ацией документоо6оротавпоняти е « организа ц ия работы с документами» входит х ранение документов и их использова­ние в деятельности учреждения. Система хран е ния документов - это .с овокупность средств, способов и при ем ов учета и систематизации до­кументов с целью и х поиска и использования в текущей дея те льности учреждения. Для системы хранения документов наиб о лее з начимыми являются понятия « номенклатура дел» и «дело» . Под номенклатурой д ел понимается систематизированный перечен ь з аголовков дел, формируемых в де лопроизводстве учре жд ения, расположенных в опреде­ленной последовательности с указанием сроков и х хранения; под де­лом понимается совокупность документов по отдельному вопросу ил и /у частку деятельности, сформированных в хронологической или иной последовательност и и подшитых в отдельную обложку .   Рассмотрен н ые в данном разделе термины составляют основу терминосистемы документационного обеспечения управления (де лопроизводства). Большинство рассмотренных терминов — делопроизводство, документ, реквизит, формуляр , система документации, .документооборот и др.,— обозначают основные, базовые понятия научной дисциплины, но наряду с данными понятиями используются д ругие понятия, раскрывающие отдельные специфические сторон ы изучаемой предметной области,

2. Основные нормативно-методические документы по делопроизводству

Нормативно-методическая база делопроизводства - это совокуп­ность законов, нормативных правов ы х актов и методич е ских д оку­ м ентов, регламентирующих технологию со з дания, обработки , хране­ния и исполь з ования доку м ентов в текущей деятельно с ти учреждения, а также регла м ентирующие работу службы делопроизводства - ее с т руктуру, функции , штаты, техническое обеспечение и некото­рые другие аспекты.

Нормативно-методическая ба з а делопрои з водства включает в с е б я : 

законодат е льные акты Российской Федерации в сфере инфор­мации и доку м ентации;

ука з ы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Фе д ера­ции, регла ме нтирующие вопросы документационного обес п ечения на фе д еральном уровне;                 ..             .

правовые акты федеральны х органов исполн и т е льной вла с т и : министерств, комитетов, служб, агентств и др.) как общеотраслевого, так и ведо м ственного характера;

правовые акты органов пр е дставительной и исполн и т е льной власти суб ъе к т ов Российской Федерации и их территориальны х об­разований, регла м ентирующие вопросы делопроизво д ства ;

правовые акты нор м ативного и инструктивного характ е ра, ме­тод и ческие документы по делопрои з водству учреждений, организа­ций и предприяти и .

государственные стандарты на документацию;

 унифиц и рованные системы документации;

 общероссийск и е классификаторы техн и ко-экономической и социальной информ а ции;

Государственную систе м у документационного о б еспечения управления.

Основные требо в ания к документам и службам документационного обеспечения (ГСДОУ);

Нормативные документы по организац и и управленческого тру­да и охране труда ;

Законодательство Российской Федерации , право в ые акты Пре зи дента, Правительства Росси й ской Федерации) ф е д е ральных органов исполнительной власти в области документационного обеспе ч ения

Документационное обеспечени е - важнейшая сторона деятель­ности любого учреждения, организации, предприятия. Законодатель­ство Российской Федерации регламентирует общие принципы орга­низации документационного обеспечения деятельност и физических (граждан) и юридически х лиц.

Основу гражданского законодательства составляет Гражданский кодекс Российской Федерации, 1-я часть которого принята 21 октя­ б ря 1994 г., 2-я часть - 22 декабр я 1995 г. Гра ж данский кодекс опр е ­деляет правовое положение участ н иков гражданского оборота, осно­вания возникновения и порядок осуществления права собственнос­ти и други х вещных прав, прав на ре з ультаты интеллект у альной де­ятельности (интеллектуальной собственности, регулирует д оговор­ные и иные обя з ательства, а также другие имущественные и связан­ные с н и ми личн ы е неимущественные отно ш ения. Участниками регулируемых гра ж данским законодательство м отношений являю т ся граждане и юридические лица. В регулиру е мых гражданским законодательством отношения х могут участвовать так­же Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и му­ниципальные образован и я.

Р е гулируя гражданские правоотношения, Гражданский кодекс устанавливает в и ды и разновидности документов, создаваемых в ц е ­лях фиксации актов гражданских взаи м оотношений, регистраци и фактов их возникновения ил и прекращения, подтверждения право отношений и др. Н апример, ст. 51 и последующ и е части Гражданского кодекса устанавливают виды д окументов, применя е мых пр и со­здании, регистрации, реорганизации и ликвидации юр и дического лица, ст . 160 устанавливает письменную форму сделки и основные требо в ан ия , предъявляемые к ней; ст. 307 определяет виды дого в о­ров, фиксиру ю щих обязательства одной стороны (ф и зического и ли юридического лица) в пользу другой стороны; ст. 420-453 содержат общие положения о договоре, включая поло ж ения о форме, особенностя м заключ е ­ния, изменения и расторжения договора.

Наряд у с Гражданским код е ксом Российской Ф е дерации отдель­ные сторо н ы работы с информацией и документацией регу ли руются специа л ьными федеральными з аконами. Закон Российской Ф е дера­ции "0 стандартизации" от 10 июня 1 99 3 г. № 5154-1 у с танавливает правовые основы стандартизации в Российской Федерации, обяза­тельные для все х государственных органов управления, предприятий и предпринимателей, общественн ы х о бъ единений, и определяет меры государ с твенной защиты интересов потребителей и государст­ва посредством разработки и применения нормативных доку м ентов по стандарти з ации. З акон устанавливает порядок проведения работ по стандартизации, виды документов по стандартизации и их пр и м е ­нение, осуществление государственного контроля и надзора за со­блюдением требований государственных стандартов, ответственность за нарушение положений з акона, а также порядок финансирования работ по стандартизации и некоторые другие аспекты. Закон «О ст а н­дартизации" воз л ожил на Комитет Российской Федерации по стандартизации, м етрологии н сертификации ( Госстандарт России) фор­мирование и реализацию государственной политики в области стан­дартизации, осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требован и й государственных стандартов, уч а стие в работах по международной (региональной) стандартиза­ции, организацию профессионал ь ной подготовки н переподготовки кадров в обл а сти стандартизации, установление правил применения международны х (региональных) стандартов, правил, норм н реко­мендаций по стандартизации на территории Российской Федерации, если иное не установлено ме ж дународными договора м и Российско й Федерации. В развитие этого з акона Правительством Российской Фе­дерации 1 2 ф евраля 1994 г., принято постановление «Об организации работ по стандартизации , обеспечению единства измерений » серт и ­фикации продукции н услуг у утвердившее положения о порядк и создания и прав и лах пользован и я федеральным фондом государст­венных стандартов, общероссийских классификаторо в технико-эко­но м ической н социальной информации (ОКТЭИ ), международных (региональных) стандартов и о порядке опубликования государст­венных стандартов и 0 1СГЭИ и ряд друг им постановлений и распо­ряжений, Федер а льный з акон Российской Федерации «Об и н формации, информатизации и защите информации, от 20 февраля 1995 г N 24- Ф З . устанавливает, что информационные ресурсы (документы н массивы документов) являются объектами отношений физических, юридиче­ских лиц » государства и защищаются законо м наряду с другими ре­сурсами. Законом устанавливается правовой режим со з дания, хра нения и использования информационных ресурсов, в частности: порядок документирования информации; право собственности на отдельные д окументы н от д ельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах; категории ин­формации по уровню доступа к ней; порядок правовой з ащиты ин­формации,

Документирование информации — обязательное условие для ее включения в инфор м ационные ресурсы —осуществляется в пор я дке, устанавливаемом органами государственной власти, отв е тственны­ми за организацию делопроизводства, стандарт и зацию документов и их м ассивов, безопасность Российской Федерации. Информацион­ные ресурсы могут быть государственной и негосударственной соб­ственностью и находиться в собственности граждан, органов госу­дарственной власти, органов местного самоуправления , органи з аций и общественны х объединений. Российская Федерац и я и субъекты Российской Федерации являются собственника м и информационных ресурсов, со з даваемых, приобретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, полученных путем иных установленных з аконом спосо­бов. Государство имеет право выкупа документированной информа­ции у физических и юридических лиц в случае отнесения этой ин­формации к государственной тайне. Собственник информацион­ н ых ресурсов, содержащих сведения, отн е сенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собственностью только с разреше­ния соответствующих органов государственно й власти. Документы и ма ссивы документов, созданные за счет средств физических и юри­дических ли ц , а также приобретенные ими на законных основаниях и полученные в порядке дарения или наследования , являются собст­венностью д анных юридических и физическ и х лиц. Субъекты, пред­ставляющие в обязател ь ном пор я дке документированную информа­цию в органы государственной власти и организации, не утрач и вают свои права на эти документы и на использование информации, со­дер ж ащейся в них. Документированная информация, представляе­ м ая в обязательном порядке в органы государственной власти и ор­ганизации юридическими л и цами независ и мо от их орган и зацион­но-правовой формы и форм собств е нности, а также гражданами, форм и рует и нформа ци онные ресурсы, находящиеся в совместном владении государства и субъектов, представляющим эту и нформацию. Информационные ресурсы , являющиеся собственностью государст­ва , находятся в в е дении органов государственной власти н орган и за­ций в соответствии с их компетенцией, подлежат учету и з ащите в соста в е государственного имущества. Информационные ресурсы могут  быть товаром, за иск л ючение м случаев , предусмотренных з а­конодательством Российской Федерации.    

Собственник информационных р е сурсов пользуетс я всеми пра­вами, предусмотренными з аконодательство м Российской Федерации, в том числе он им еет право:

назначать лицо, осуществляющее хо з яйственное ведение ин­формационными ресурсами, или оперативно е управление ими;

устана в ливать в пределах своей компетенции режим и прави­ла обработки , защиты информационных ресурсов и доступа к ни м ;  

определять условия распоряжени я документами при их копировании и распространении.

Гра ж дане, органы государственной власт и , органы местного са­моуправления, организации и общественные объединения обязаны предста в лять документированную и нформацию органам и организа­циям, о т ветственным з а формирование и использование государст­ в енных информационны х ресурсов.

Развитие отдельных положений этого закона нашло выражение в Указе Президента «Об основа х государственной политики в сфер е информат из ации» от 20 января 1 994 г, постановлениях Правительст­ва «Об информационном обеспечении предпринимательства в Рос­сийской Федерации от 1 де к абря 1994 г. , «Об улучшении информа­ционного обеспечения населения Российской Федерации» от 12 ян­варя 1Э 96 ги д р.                     

Федеральный з акон «Об участии в меж д ународном информаци ­ онном обмене» от 4 июля 1996 г № 85-ФЗ направлен на создание условий для эффективного участия России в международном инфор­мационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства, на защиту интересов Российской Федерации, субъек­тов Российской Федерации и муниципальных образований, з ащиту интересов, прав и свобод фи з ически х и юридически х лиц при меж­дународном информационном обмене. З акон определяет: объектом международного информационного обмена может быть документи­рованная информация , информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги, средства международного ин­формационного обмена, а его субъекта м и - Российская Федерация) субъекты Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоупр а вления , физич е ские и юрид и ческие лица Российской Федерации , физические и юридические лица иностран­ны х государств, лица без гражданства.

Закон устанавли в ает: право собственности на информа ц ионные продукты и средства международного информационного об ме н а, ограничения при осуществлении международного информационно го обмена (ограничения на вывоз), использование средств ме ж дуна­ро д ного информационного обмена ( з ащита конфиденциа л ьной ин­формации), пополнени е государственных информационных ресур­сов Российской Федерации путем международного информационно­го обмена, доступ к сре д ствам международного информационного обмена и иностранным информац и онным продуктам и другие во­просы междунаро д ного информационного обмена.

Закон Российской Федерации « О государственной тай н е » от 21 июля 1 993 г № 5485 регулирует отношения, возникающие в св яз и с отнесением сведений к государственной тайне , их рассекречиванием и з ащитой в и нтересах обеспечения безопасности Российской Фе ­ дерации. К государственной тайне закон относит защищаемые госу­дарством сведения в области его военной, вн еш непол и тической) эко­номической, ра з ведывательной) контрразведывательной и оператив­но-розыскной деятельности, распространение которых может н ане­сти ущерб безопасности Российской Федерации. Закон устана в лива­ет полномочия госу д арственных органов и должностных лиц, при­званных обеспечивать сохранение и защиту государственной тайны, перечень сведений, составляющих государственную тайн у, порядок засекречивания и рассекречивания сведений и их нос и телей, распо­ряжение сведениями) составляющими государственную тайну, поря­ д ок ее защиты, контроль и надзор за обеспечен и ем государственной тайны и другие вопр о сы.

Положения этого закона нашли развитие в Указе Президента Российской Фе д ерации «Об утверждении перечня сведен и й) отне­сенных к государственной тайне» от 30 ноября 1995 г. , постано в ле­нии Прав и тельства Российской Федерац и и « О перечне сведений, которые не могут соста в лять коммерческую тайн у » от 5 декабря 19 9 1 r, постановлении Пенсионного фонда России «Об утв е рждении перечн я сведений, составляющих конфиденци ал ьную информацию » от 30 авгу­ста 1996 г. и др.

Основы законодательства Росс и йской Федераци и об Ар х ивном фонде Российской Ф е дера ц ии и архивах, принятые Верховным Со­ветом Российской Федерации 7 июля 1993 г., направлены на совер­шенствование организации ар х ивного дела в стране, пре д отвраще­ни е порчи, уничтожения, х ищения, незаконной скупки, про д ажи, приобретения и выво з а ар х ивных документов за границу, регулиру­ют фор м ирование) организа ц ию хранения, учет, использование ар­хивов и архивных фондо в и управление ими , обеспеч и вают сохран­ность архивных документов, их всестороннее использован ие в и нте­ресах гра ж дан, общества и государства; определяют понятия основ­ных терминов арх и вного дела (Архивный фонд Российской Федера ции, архивный доку м ент, архивный фонд , архи в , архивное дело к др . ), характ е риз у ют состав Архивного фонда Росс и йской Федерации в его государственной и негосударственной частях , устанавливают право собственности на архивы , порядок п е редачи этого пра в а и его защиты, систе м у управления архивным делом в Росс и йской Федера­ции, порядок хранения , комплектования, учета и использования ар­хивных документов; определяют ответственность за нарушен и е за­конодательства об Архивном фонде Российской Федерации и архи­вах и принципы международного сотрудничества в области архивно­го дела.

В ра з витие Основ законодательства об Архивном фонде Россий­ской Федерации и архивах приняты: Ука з Президента Российской Федерации от 17 марта 14 г. «Об утверждении Положения об Ар­хивном фонде Российской Федера ц ии», постановление Совета Ми ­ нистров — Правительства Российской Федерации от 3 марта 19 9 3 г « О порядке ведомственного х ранения документов и организации их в делопрои з водстве » и др. Законодательство Российской Федерации регулирует и другие сферы деятельности, тесно связанн ы е с документационным обеспечение м , например создание и исполь з ование совре м енных автомати з ированных н телекоммуникац и онных систе м (закон Российско й Федерации «О правовой охране программ для электронных вычисл и тельных машин и баз данны м» от 23 сентября 1 9 92 г и другие указы и постановления) , з аконы и иные правовые акты в област и связи: федеральные законы « О связи » .от 16 февраля 19 95 г. и «О почтовой связи» от 9 августа 1995 г, Почтовые правила от 22 апреля 1992 г, принятые Советом глав администраций связи Регионального содру ж ества в области связи, и другие правовые н о рмативные акты.

3. Правила оформления документов

Ка ж дый документ состоит из отдельных составляющих его эле м ен­тов) которые на з ываются рекви з итами (подпись) печать) текст) назва ­н ие вида д окумента и т.д.)- Совокупность реквизитов, расположенных в документе определенным обра з ом, составляет его формуляр.   Формуляр , х арактерный для определенного вила доку м ентов, называется типовы х формуляром.

Формуляр-обра з ец разрабатывается при создании сист ем ы до­кументирования и представляет собой графич е скую модель ил и схе­му по с троения документа. Он устанавливает форматы) размеры по­лей) располо ж ение постоянны х и пер е менных р е квиз и тов.

Государственн ы й стандарт Российской Федерации Р 6.30-97 «Уни­фицированные системы документации, Систем а организационно-распорядительной документац и и». Система ОРД «Требования к оформле­нию документов» устана в ливает почти максимальный набор рекв и зи­тов для любого из управленческих документов и их месторасположение на бумажном носителе информации, Всего установлено 29 реквизитов. Но так как некоторые из них взаимоисключающие и часть р е кви зи тов зависит от вида документа) то на конкретном документе их будет гораз­до меньше. Установлен следующий состав реквизитов:

Государственный герб Российской Федерации (01) изображается только в случаях, предусмотренных законодательством, на документах министерств, ведомств, а также органов власти.

Герб с уб ъекта Российской Федерации (02) помещают на бланках документов в соответствии с правовыми актами субъектов Российской Федерации. На бланках документов могут дополнительно воспроизводиться также утвержденные в установленном порядке изображения (гербы) территорий или населенных пунктов.

Эмбле ма организации ила товарный з нак (03). Эмблема п редприятия — это символич е ское г рафическое изображение. В качестве э м блемы, как правило) испол ьз уется товарный   знак. И з ображение эмблемы облегчает поиск документа, но заменить наимено в ание предприятия или учреждения эмблемой не допу скается. Эмблему размещают на левом поле документа на уровн е названия организации или на верхнем поле документа.

Ко д орган и зации (04). Код формы документа ( 5 ). Код по Общероссийскому классификатору организаций и пред­ п риятий (ОКПО) имеет все з арегистрированные предприятия. Он может быть проставлен заранее типографским способом. Этот код является своеобразным подтверждением право м очности организа ции – автора документа .Код по Общероссийскому классификатору у правленческой документации {ОКУД) должен соответствовать коду  унифицированной формы документа, содержащемуся в классификаторе управленческой документации. Этот реквизит в печатывается при составлении конкретного ви д а документа.

06 - наименование организации

07 - справочные данные об организации

08 - наименование вида документа

Наимено в ание организа ц ии (06, 07, 08). Данный реквизит указывает в документе наименование организации) являющейся автором документа, оно должно соответствовать на и менованию) з акрепленному в ее учредительных документах. Над наименованием организации указывают сокращенное или полное наименование вышестоящей организации. Все эти наименования даются в и менительном падеже.

Если органи з ация подведомственна одновременно нескольким о рганам управления или общественным органи з ациям) то указыва­ ю тся не более трех степеней подведомственности.  Если имеется двойное подчинение  министерству и местным органам власти, - то в документе ука з ывают только наименование Ч естных органов власти.

Наименования организаций субъектов Российской Федерации, имеющих нар я ду с русским языком в качестве государственного наци­ о нальный язык) печатают на двух я з ыка х - русском н национальном.  Сокращенное наименование органи з ации приводят в те л случа е, когда оно закреплено в учредительны х документах организации. Со кращенное наименование ( в скобках ) помещают ни же полного. Наименование на иностранном языке воспроизводят в тех случаях,  когда оно закреплено в уставе (положении об орг а низации). Наим е нование на иностранном языке располагают ниже наименования на русском языке,

На и менование филиала, территориального отделения, предста­вительства, структурного подразделе н ия организации указывают в том случае, если оно является автором документа, и располагают ниже наимено в ания организации.

Автором документа может быть должностное лицо , представля­ющее организацию.

Сведений о конкретном авторе обязательны на внутренних до­кументах организации.

Справочные данные об организации» (07).

Этот рекви з ит указывается только в служе б ных пись м ах. Сюда  могут входить: индекс предприятия связи, почтовый к телеграфный адрес, номер телетайпа, телефона, факса, телекса . На письмах , относящихся к ф и нансовым вопросам, может быть проставлен номер сч е та в банке.

Н а и менование виде д о кументе (08 ). Данны й реквизит является одним и з важнейших, поскольку по з ­воляет судить о назначении данного документа,  определяет состав, реквизитов и структуру текста. Наименование вида документа регламентируется уставом (положением об организации) и проставляется на все х документах, за исключением писем и факсов) и печатается прописными буквам и .

Дата (09). Дата является одним из основных рекви з итов документа) которые обеспечивают его юридическую силу. Датой документа являе тся дата его подписания или утвержд е ния) для протокола -дата проведения заседания. Если авторами документа является несколько opгaнизаций, то датой документа считается наиболее поздняя дата под писания.                                                 

Даты в документе оформляются цифровым способом в следующей последовательности: число, месяц, год. Также дату можно оформлят ь в соответствии с ме ж дународным стандартов.

В текста х нормативных документов, а также со д ержащих сведения финансового характера, допускается применять словесно-цифровой способ оформления дат. Например: 22 августа 1996 г.    В факсах, телеграммах и телефо н ограммах кром е даты проставляются часы и минуты.                                  

Р е гистрационный индек с документа ( 10 ). Одновремен н о с датой проставляют регистрационный номер документа. Регистрационный номер — это условное обозначение докумен­та под которым он введен в информационно-поисковую систему ор­гани з ации. Для внутренних документов (на п ример) приказов) это обы ч но порядковый № д ела с начала года, Для исходящих докумен­ то в он складывается из нескольких частей : индекс структурного под­разделения, № дела по номенклатуре, где будет хранить с я копия документа после его отправки, порядковый № документа.                       .

Н а документах, составленных совместно несколькими организациями, регистрационные номера проставляют чере з косую черту в порядке указания авторов на документе.

Ссылка н а регистрационный н омер а дату документа (II) . Этот реквизит проставляется только на ответных письмах. Дата и номер  для ссылки переписыва ю тся и з и нициативного письма. Оф ормляется следующи м способом: на № 02-13/36 от 04^09. 9 8.

Место с о ставления или изда ни я (12).

Место составления или издания документа обязательно указывается в том случае, е сли затруднено его определе н ие по реквизитам именован и е организации» и «справочные данные об организации » целесообразно  его проставление на всех документа х , Место д авления или издания указывают с учетом принятого административно-территориального деления, и оно включает только общепринят ые сокращения.  В пи сьмах этот рекви з ит входит в почто в ый адрес.

Гриф о г ра ничения доступ а к документу (1 3) рекви з ит проставляется в случае , если документ содержит текст  ограниченного распространения, т.е. се к ретную или информацию. В первой строк е данного реквизита вставляться следующие отметки: «ДСП » (Для служебного пользования), "Секретно", «Совершенно секретно».

Адресат (14).

Гриф утверждения документа (15)

Ре з олюция (16)

Заг оло вок к тексту (1 7 ).

Данный реквизит является обя з ательным дл я всех документов. Заголовок может отсутствовать на кратких документа х , выполнен­ных на бумаге формата А5 (сопроводительные письма). Заголовок должен быть м аксимально коротким и точным. В з аголовке должно отражаться краткое содержание документа. Он необходим для эф­фективного поиска , регистрации д окументов без предварительного прочтения всего текста.

В одной строке з аголовка должно быть не б о лее 28 знаков. Точка в конце заголовка не ставится. Заголовок должен грамматически согласовываться с названием вида документа, отвечая на вопрос « о чем?» и ли «чего?». Например: пр и каз — о приеме на работу положение — о бу х галтерии - протокол - собрания акционеров должностная инструкция — менеджера по ка д рам

Отметк е в ко н тр о ле (18).

Данный рекви з ит простав л яется на документах, исполнение ко­торых взято на особый контроль по поручению руководителя. От­метка о контроле - буква «К" проставляется цветным (красным, синим, зеленым) карандашом, фломастером ил и специальным штам­пом « Контроль», Располагается на уровне з аголовка на левом поле документа.

Текст докуме н та (19).

Текст доку м ента соста в ляют на русском или национальном язы ­ ке в соответстви и с законодательством Российском Федерации и субъектов Российской Фе д ерации о государственных языках.

Тексты документов пишут только на русском я з ык е при направ­лении их в федерати в ные органы государственной власти, органы госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации:   на предприятия, в организации и их объ еди нения, не находящи еся в ведении данного субъекта Российской Фе д ерации или распо ложенные на территории д ругих су б ъектов Российской Федерации. Тек с ты до к ументов офор м ляют в в и де анкеты, таб л ицы, связанного текста.

Подпись (21),

Подпись - это один из основных способо в удостоверения документов . Подпись является обязательным реквизитом. Подпись на документе проставляет лицо, которое несет ответственность за со­ д ержание данного документа. Подписываетс я , как правило, только перв ы й экземпляр документа. В состав подписи входят: наименование должности лица, под­ п исывающего документ (полно е , если документ офор м лен на бланке ^ор г анизации, и сокращенное , если использован бланк), его личная подпись и расшифровка подписи (иниц и алы и фамилия) бе з кавыч ек и скобок

Док у мент м ожет быть подп и сан исполняющим обя з анности должностного лица с указанием его фактической должности и фами­лии. При этом не допускается став и ть предлога», надпись от р у ки «Зам .» или косую черту перед наименованием должности,

Граф согласования (22). Визы (23).

Согласование —это предварительное рассмотрение вопросов, содержащи х ся в проекте документа. Согласование может быть внеш­нее и вну т реннее.

Внешнее согласование оформляется грифом согласования. Он имеет два варианта: согласование с конкретным должностным ли­цом и согласование с коллегиальным органом.  Гриф согласован и я располагают ниже реквизита "Подпись » или на отдельном листе согласования. Лист согласования составляется, когда содержание док у мента затрагивает интересы нескольки х орга­низаций или лиц, о чем д е лается отметка на мест е грифа согласова­ния.

Но в из а может быть оформлена и более кратко:  личная подпись и дата.

Если дол ж ностное лицо, с которым согласовывается документ, имеет какие-то з амечания, дополнения и ли не согласен с докумен­том, то это может оформляться на отдельном листе с указанием об этом при визировании « З амечания прилагаютс я» .

На вн у тренних документах ви з а проставляется на последнем листе первого экзем п ляра. На исходящих - на последнем листе того экземпляра, к от орый будет оставлен в учреждении.

Печ а ть (24).

Печать с т авят на наиб ол ее ва ж ных до ку ментах, пред ус мотрен ных специальными нормат и вными актами, у до стоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами, подтверждая подлинность подп и сей. Печать должна быть хорошо читаема и по возможности должна захватывать часть наименования . должности. Ра з личаются печати гербовые и печати . организации. В ком м ерческих структура х гербовые печати не исполь з уются.

Отметка о заверении к оп ии (25),

З аверение копии доку м ента прои з водится для придания ей юри­дической силы.

Отметка о з аверении копии состоит и з заверительной надписи —« Верно», наи м енования должности сотрудника, завер и вшего копию,  его личной подписи, ее расшифровки и даты заверения.

Отметка об ис п олнителе (26).

Данный реквизит необходим для оперативной связи с тем , кто составил док у мент для разъяснения и уточнения з атронутых в доку­м е нте вопросов.

От м етка об исполнителе включает фамилию (или фамилию, имя, отчество) исполнится документа и номер его телефона. Отметку об исполнителе располагают в соответствии со стандартом, на лицевой или оборотной стороне последнего листа документа в левом нижнем  углу.

Отметка об исполнении докуме н т а а направлении его в дело (27 ). Данный рекви з ит проставляется на и сполненных документах, подлежащ и х списанию в дело для последующего хранения и использования в справочных целях.                               

Отметка об исполнении документа и направлении его в дело  проставляется на первой странице документа

Отметка об исполнении документа и направлении его в дело  должна быть подписана и датирована исполнителем документа,   руководителем структурного подразделения, в котором исполнен документ.                                              

Отметка о посту пл ении д о кумента в орган и зацию (28).      По возможности ставится на первом листе входящ и х докумен т ов, как правило, с помощью штампа. Данный реквизит включает в себ я : наименование полу ч аю щей организации, дату поступления документа, его в х одящий регистрационный ном е р. Напри мер:

Отметка д л я автоматического п о иска документа (29). Данный рекви з ит может включать и мя диска,  файла, содер ж ащего дан ный документ и другие поисковые данные.

4. Системы стандартов

Стандарт и зация в соответствии с законом Российской Федера ­ ции « О стандартизации», принятым 10 июня 1 993 г. , - это деятель ­ ность по установлени ю норм , правил и характер и стик в ц елях обес­печения ;

безопасности продукции, работ и услуг для окружающей сре ­ ды, ж изни, здоровья и и м ущ е ства;

технической и информационной совместимости, а. также вза­имозаменяемости продукции;

 качества продукции, работ и услуг в соот в етствии с уровнем развития науки , техники и те х нологии; единства измерений;

 экономии всех в и дов ресурсов;

 безопасности хозяйственных объектов с учетом риска в озник­новения природных и техногенных катастроф и других чрезвычай­ны х ситуаций;

обороноспособности и мобилизационной го т овности страны. К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории нашей страны, относятся;

госу д арственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ); применяемые в установленном порядке ме ж дународные (региональ­ные) стан д ар т ы, правила, нормы и рекомендации по стандартиза­ции; общероссийские классификаторы те х нико-экономической и социальной и нформации;

стандарты о траслей; стандарты предприятий; стан д арты науч­но-технических, инженерных обществ н д ругих общественных объе­динений.

Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, ра­б от ы и ус л уги, и м еющие межотраслевое значение. Содержание тре­бований стандартов, области их распространения, сферы их дейст ­ вия и даты их вве д ения определяются государственными органами управления, которые их принимают. В соответствии с законом «О стандартизации» государственные стандарты и общероссийские клас­сификаторы технико-экономической и социальной информаци и принимает Госстандарт России; они вводятся в действие после их государственной регистрации. Требования, устанавливаемые стан д ар­тами, обязательны д л я всех государственных органов управления и субъектов хозяйственной деятельности. Госстандарт России и иные специально уполномоченные государственные органы управления в пределах их компетенции осуществляют госконтроль и на д зор за со­б л юдением обя з ательных требований государственных стандартов.

Все государств е нные стандарты , действующие на территории нашей страны, объединены в единую Государственную систему стан­дартизации - иерар х ически органи з ованную систе м у классификации и кодирования самих государственных стандартов,

Серия 1 Государственной системы стандартизации содержит ком­плекс основополагающих стандартов, в которых закреплены положе­ния о порядке разработки государственных стан да ртов о построении, изложении и оформлении стандартов, их у т верждении, регистрации и введении в действие, о порядке внесения изменений в стандарты) от­мены стандартов и др., например ГОСТ I.РO-92. Государственная сис ­ тема стандартизации Российской Федерации: Основные положения.

Самостоятельный комплекс составляют стандарты на ун и фици­рованные системы документац и и и Е диную систему к л ассификации н кодирования технико-экономической информации:

 ГОСТ 6.0 1 .1-87. Единая систе м а классификации и кодирова ни я технико-экономической инфор м ации;                        

ГОСТ 6.03-В3. Унифициро в анн ы е системы документации, за­пись и нформации у н и фицированных докум е нтов в коммуникатив­ном формате;

ГОСТ 6.10.4-34. Унифицированные системы документаци и . Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемы м средствами вычислительной те м ники. Основны е положения;

ГОСТ 6.10.5-87. Унифицированные системы до к ументации. Тре­бовани я к построению формуляра-образца;

ГОСТ 6 .10.6-87. Единая система в н ешнеторговой документации. Формуляр-образец: ГОСТ 6.10.7-90. Единая система внешнеторговой документации.

ГОСТ Р 6.30-97. Унифицированные системы документации. Си­стема организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов;

ГОСТ 164 8 7-КЗ. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения (ГОСТ сохраняет номер, присвоенный ему еще при регистрац и и первого терминологического стандарта в 1 9 70 г.).

Унифицир о ванные сист ем ы документации

 

В целях сокращения количества п рименяемых в деятельности учр е ждений, организаций и предприятий документов, типизации и х формы, сн иж ения трудовых, време н ных и материальных затрат на их по д гото в ку и обработку, достижения инфор м ационной совместимо­сти автоматизированн ы х Баз данных в народном хо з яйстве прово­дятся работы по унификации документов и создан и ю унифициро­ванны х систем документации (УСД) - совокупности в з аимоувязан­ных унифиц и рованных форм документов, обеспечивающих докумен­тированное представление данных в определенных видах хозяйственной деятельност и , средств и х ведения, нормативных и методиче­ских матери а лов по их ра з работке и применению, В основе создан и я УСД лежит метод ун и фикации -установление единообразия состава и форм управленческих доку м ентов, создава ем ых при решении од­нотипных управленческих функ ц ий и задач. Одновре м енно разраба­тываются классификаторы технико-экономической и социальной информации, обеспе ч ивающие интегрированную автоматизирован­ную обработку данных , содержащихся в УСД (см. раз д ел 2.5). В на­стоящее время действует восемь УСД:

унифицированная система органи з ационно-распорядительной документации;

унифицированная система банковской документации;

унифицированная система финансовой» учетной и отчетной бух­галтерской документации бюджетны м учреждений и организаций;

унифицированная система отчетно-статистической документа­ции;    

унифицированная система учетной и отчетной бухгалтерской документации предприятий;

унифицированная система документации по труду;

унифицированная система документации Пенсионного фонда Российской Федерации;

унифицированная систе м а внешнеторговой д окументации.

Ра з работка УСД ведется соответствующими министер с твами н ведомствами, которым поручена эта работа.

Для подд е ржания УСД в актуальном состоянии осуществляется их ведение, предусматривающее внесение изменений и дополнений в контрольный массив унифицированных форм документов по мере необходимости.

Общеросс и йские классификаторы

 техн и ко-экономической и соц и альн ой информаци и

 

Важными средствами информационного обеспечения , прежде в с его в таких областях, как экономика , статист и ка, банковское дело , таможенное дело, внешнеэкономическая деятельность, являются классификаторы технико-экономической и социальной информа­ции. Они обеспечивают интегрированную обработку данны м в авто­матизированных информационных системах.

Классификаторы технико-экономической и социальной инфор­мации - нормативные доку м енты, содержащие с и стематизирован­ный сво д наименований объ е ктов, представленных как класс и фика­ц и онные группировки, и пр и своенные им коды, Классифика ц ии и кодированию подлежат социальные и эконом и ческие объекты и их свойства , информация о которых исполь з уется в деятельности орга­нов власти и управления и содержитс я в унифицированных формах д окументов.

В настоящее вре м я разработано и действует 37 общероссийских и продолжа ю щих действоват ь об щ есоюзных класс и фикаторов. Со­вокупность классификаторов технико-экономической н социальной информации, а также научно-м е тодических и нормативно-технических д оку м ентов по их разработке, в е дению и внедрению, а также ил и иной област и д оговариваются, что понимать, какое по н ятие вкладывать в тот или и ной термин . Из этого следует , что содержа н ке понятия, обозначенного термино м , может быть понято только через его деф и н и цию - краткое логическое опр е деление, у станавливаю­щее существенные отличител ь ные признаки пред ме та ил и з начение понятия, его со д ержан и е и границы. Поэтому всегда, когда речь идет о термина х , мы дол ж ны иметь в виду, что тер ми н лишь назы в а­ет понятие , а его существо, содержание раскры в ает определение.

5. Эффективность рациональной системы делопроизводства

В управленческой деятельнос т и, как прави л о, решаются задачи двух типов: оригинальные (нетривиа ль ные) и о д нотипн ые, повторя­ющиес я . Оригинальные за д ачи нельзя унифицировать и стандарти­зовать в полно м объеме, но для них могут быть ста н дартизован ы принципы решения. Для повторяюшихся однотипны х з адач в боль­шинстве случаев целесообразно стандартизовать как технологию и х решения , так и формы представле н ия инфор м ации.

Под у нификацией в ш и роком смысле понимается у меньшение многообразия типов н видов из д елий одинакового ф у нкционального назначении. Применител ь но к управл е нчески м документам унификация заключается в установлении единообра з ия в составе и форма х управ­ленческих документов, создаваемых в процессе осуще с твления од­нотипных управленческих функций н з адач.

Стандартизация — это фор ма юри д ического закрепления рез у льта­тов у нификации. В практ и ке совершенствования документационного обеспечения управленческой деятельности разрабатываютс я государ­ственные стандарты на терминологию делопроизводства и архивно­го дела и на требования к составлению и оформлению управленчес­ки х документов.

Основная цель ун и фикации и стандарти з ации - со з дание таки х систем документации, применение которых бу д ет эконо м ически эффективно, приведет к увеличению вре м ени на творческие элемен­ты управленческого труда, повысит об щ ую культуру управления . Унификация н стандарти з ац и я документов— осно в ные направлен и я совершенствован и я документации, ведущие к снижению затрат на управленческие документы.

Объектами унификации и стандартизации в управленческой деятельности являются:

терм и ны и определения, используемые при работе с управлен­чес к ой информацией;

органи з ационные структуры организаций, учреждений и пред­пр и ятий;

классификаторы управленчески х функций; управленческая документация.

Документы давно стали объектами унификации н стандартиза­ц и и. В СССР первые стандарт ы появились в 1 929 -1931 гг . , но с тех пор несмотря на отдельные перерывы, ведутся работы по унифика­ц и и и стандартизации документов. В последние десятилетия к этой работе привле ч ены все ведущие м инистерства и ведомства,

Р аботы по унификац и и и стандарти з ации активно в е дутся и за рубежом. Стандарти з ацию документов в течени е длител ь ного времени проводят национальные органи з ации по стандартизации ря да стран , ра з личные м еждунаро д ные органи з ации, Националь­ные стандарты на документы сущ е ствуют в Германии, Бельгии, Великобритании, Норв е гии, Швеции, Ф и нляндии, Болгарии и других странах.

В работе по ун ификаци и документов, в частности внешнеторго­вых, прини м ают участи е более десяти международных организаций, в том числе Комитет по развитию внешней торговли Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК) , Международная органи з ация стандарти з ации (НСО) и др. Роль и з начение унификации и стан­дартизации документов особенно возрос л и в связи с применением в управлен и и компь ю терных технологий.

Униф и кация управленческих документов предполагает: унифи­кацию состава и форм доку м ентов, применяе м ых для документиро­ в ания управленческой деятельности. Унификация состава докумен­тов организации заключается в отборе и закреплении ко м плекса документов, необходимых и достаточны х для решения управленчес­кой задач. В р е зультате унификац и и состава документов исключают­ся формы документов, не вызванные действит е льными потребностя­ми управления, и состав документов организации может быть значи­т е льно сокращен. Унификац и я форм документов заключается в от­боре н закреплении в унифицированных формах документов инфор­ма ц ионных показателей и реквизитов, соответствующих назначен и ю документов, и установлении единых требований к их составлению и о ф ормлению.

Резу л ьтаты унификации состава документов получают свое з а­креплен и е в Табеле форм документов, а результаты унификации форм докум е нтов - в Альбоме форм документов, применяемых в Деятельности организации.

Для автоматизации процесса документооборота, эффективного информационного обеспечения процесса управления и принятия решений целесообразно создать информационную система документооборота.

Такая система автоматизирует рутинные операции по обработке корреспонденции, а также позволяет контролировать исполнение поручений руководителя и вышестоящих организаций. Банк данных системы должен содержать информационно-поисковые образы всех документов, поступающих и/или исходящих из организации, включая официальные  нормативные правовые документы.

Реализация программного обеспечения системы возможна на базе современных информационных технологий с использованием программных продуктов Staffware и Microsoft FoxPro. Система состоит из восьми рабочих мест, объединенных в локальную вычислительную сеть под управлением операционной системы UnixWare Application Server. Рабочие места пользователей  представляют  из  себя IBM-совместимые персональные компьютеры с операционной оболочкой Microsoft Windows.

Рассмотрим подобную систему на примере функциональной структуры информационной системы документооборота Москомприроды.

Структура системы включает восемь основных функционально выделенных автоматизированных рабочих мест (АРМ), каждое из которых ориентировано на решение специфических задач, в т.ч.:

1.   АРМ Председателя Москомприроды - предназначено для осуществления оперативного контроля за исполнением поручений руководителей Комитета, подготовки различных отчетов и справок.

2.   АРМ администратора системы - предназначено для осуществления административного управления работой системы - рабочее место Начальника Организационного управления Москомприроды.

3.   АРМ по приему и обработке входящей корреспонденции - предназначено для регистрации входящей корреспонденции (от юридических лиц), внесения резолюций руководства.

4.   АРМ по контролю за движением и исполнением документов -предназначено для оперативного контроля за движением документов, текущего контроля за исполнением поручений руководства Москомприроды и подготовки административных отчетов.

5.   АРМ по выдаче справок и обработке писем и жалоб граждан - предназначено для оперативной выдачи отчетов и справок о движении документов, а также для работы с письмами и обращениями граждан (физических лиц).

6.   АРМ по контролю исполнения документов, представляемых в Москомприроду на экспертизу - предназначено для оперативного контроля за движением предпроектных, проектных и других видов документов, представляемых в Москомприроду на экологическую экспертизу и в отдел нормирования вредного воздействия на окружающую среду, и подготовки административных отчетов по их прохождению для руководства Москомприроды.

7.   АРМ по обработке исходящей корреспонденции - предназначено для регистрации исходящей корреспонденции.

8.   АРМ системного оператора - рабочее место дежурного оператора, обеспечивающего контроль функционирования системы и ее системное администрирование.

Структурная схема прохождения корреспонденции в ИСОУ приведена на рис.1

рис. 1. Функциональная структура информационной системы документооборота Москомприроды


Список используемой литературы

 

 

1.   Кудрявцев В.А. и др. "Организация работы с документами: учебник - М.: ИНФРА-М, 1998

2.   "Секретарское дело", спецвыпуск журнала, Тула.:1996

3.   Самыкина И.В. "Практическое руководство для секретаря". - М.: БИНОМ, 1995

4.   Материалы Москомприроды  по созданию информационной системы документооборота (1998 г.)