Реферат: Состояние малого предпринимательства в Российской Федерации г.Арсеньев, Приморский край

Состояние малого предпринимательства в

Российской Федерации.


В настоящее время сектор малого предпринимательства представляет собой в экономике страны достаточно мощную экономическую и политическую силу.

На 01.01.1997г. в Российской Федерации функционировало более 842 тысяч малых предприятий с численностью постоянно занятых свыше 6 милионов человек.

В течение 1996 года количество малых предприятий увеличилось на 5 %.

Большая часть малых придприятий приходится на сферу торговли и общественного питания (43 %), строительства и промышленности (по 16 % от общего количества малых предприятий).

Для малого бизнеса характерно небольшое количество работников, на одном предприятии в среднем работали 7 человек постоянно занятых.

В 1996 году на долю малых предприятий приходилось 10 % от численности постоянно работающих на предприятиях Российской Федерации.

В 1996 году малыми предприятиями оказано услуг и произведено продукции только почва основному виду деятельности на сумму 300 трлн. руб. или 7 % от всего объема оказанных услуг и произведенной продукции. На их долю приходится пятая часть подрядных строительных работ. Товарооборот малых предприятий составил почти 500 трлн. руб. Малые предприятия дают 7 % всей прибыли в промышленности.

В 1996 году инвестиции малых предприятий в основной капитал составили более 25 трлн. руб. (причем 67 % пришлось на частные инвестиции), 7 % всех инвестиций в развитие экономики и социальной сферы России.

Развитие малого предпринимательства за последние годы показывает, что этот сектор переходит от стартового этапа к этапу развития.

По оценке Госкомстата России, в первом полугодии 1997 года именно за счет увеличения промышленного производства малыми и совместными предприятиями в промышленности произошел рост производства на 0,8 %.

Анализируя показатели деятельности малых предприятий, можно с полной уверенностью утверждать, что сегодня – это, самый динамично развивающийся сектор экономики.

Преоблодающей формой собственности малых предприятий является частная, ее доля в общем количестве малых предприятий и составляет 89 %. Наибольшее число малых предприятий частной формы собственности наблюдалось в торговле и общественном питании – 93 %, наименьшее в отрасли финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение – 52 %. Малые предприятия формируют устойчивую базу налоговых поступлений.

В 1996 году бюджеты всех уровней получили от малых предприятий 36,8 трлн. руб., в том числе федеральный бюджет – 15,4 трлн. руб.

Результаты обследований подтверждают такие экономические преимущества малых предприятий, как лучшая приспосабливаем ость к рыночным условиям; меньшая просроченность задолженности по заработной плате, перед бюджетами и партнерами; более низкий уровень издержек производства и реализации. В том числе накладных расходов; более высокий уровень наукоемкости продукции, само занятости, молодежного состава руководителей; меньшая доля альтернативных расчетов, в том числе бартера.

Обозначились и основные проблемы в сфере малого предпринимательства. Это – проблемы административных барьеров – регистрация, юридическое оформление, открытие счета в банке и др.; обеспечивающие проблемы – аренда помещений, оборудование, персонал, криминогенность, безопасность и т.д.; материально-финансовые проблемы – стартовый капитал, оборотные средства, маркетинг и менеджмент.


Анализ по количеству предприятий г. Арсеньева относящимся к различным формам собственности.


Количество предприятий по видам собственности г. Арсеньева с 1995 по 1998 годы.


Вид собственности

Кол-во

на

01.01.95

%

Кол-во

на

01.01.96

%

Кол-во

на

01.01.97

%

Кол-во

на

01.01.98

%
1 Федеральная собственность 23 3,9 25 4,2 24 4,0 26 4,9
2 Собственность субъектов Федерации 8 1,7 12 2,0 10 1,7 9 1,7
3 Муниципальная собственность 47 8,0 42 7,1 46 7,6 42 7,9
4 Собственность общественных организаций 34

5,8

38 6,4 40 6,6 44 8,3
5 Частная собственность 374 64,0 385 64,8 392 65,1 341 64,1
6 Смешанная (без иностр. Участия) 97 16,5 91 15,4 90 14,9 69 13,0
7 Смешанная (с иностр. И российск. Участ.) 1 0,1 1 0,1 1 0,1 1 0,1

Итого 584 100 594 100 603 100 532 100

Из приведенной таблицы следует, что большинство предприятий находится в частной собственности (на 01.01.98 – 64,1 % от общего количества). При этом в динамике удельный вес предприятий разных видов собственности практически не изменился (с 01.01.95 по 01.01.98несколько увеличилось количество предприятий, находящихся в Федеральной собственности с 3,9 % до 4,9 %, и собственности общественных организаций с 5,8 % до 8,3 %;несколько снизилось количество предприятий смешанной собственности – с 16,5 % до 13 %).

Общее количество предприятий всех видов собственности снизилось с 584 на 01.01.95 г. до 532 на 01.01.98 г.


Анализ по количеству предприятий г. Арсеньева относящихся к различным организационно – правовым формам.


Предприятия по организационно правовым – формам г. Арсеньева с 1995 г. по 1998 г.


Наименование ОПФ

Кол-во

На

01.01.95

%

Кол-во

на

01.01.96

%

Кол-во

на

01.01.97

%

Кол-во

на

01.01.98

%
1 Государственные предприятия 16 2,7 6 1 6 1 4 0,7
2 Муниципальные предприятия 47 8 24 4 22 3,6 18 3,4
3 Предприятия общественных организаций 7 1,2 2 0,3 1 0,2 2 0,4
4 Индивидуальные частные предприятия 118 20,2 110 18,5 107 17,8 52 9,8
5 ОАО 32 5,6 32 5,4 24 4 21 3,9
6 ЗАО 0 0 2 0,3 3 0,5 18 3,5
7 ТОО, ООО 281 48,1 297 50 309 51,2 284 53,4
8 Производственные кооперативы 12 2,1 8 1,3 8 1,3 2 0,3
9 Крестьянские хозяйства 11 1,9 10 1,7 8 1,3 7 1,3
10 Государственные учреждения 15 2,5 27 4,5 22 3,6 22 4,1
11 Муниципальные учреждения 8 1,4 18 3,1 23 3,8 23 4,3
12 Общественные организации 27 4,6 35 6 37

6,2

38 7,1
13 Другие предприятия 10 1,7 23 3,9 33 5,5 41 7,8

Итого 584 100 594 100 603 100 532 100

Из приведенной таблицы видно, что около половины всех предприятий составляет товарищества и общества с ограниченной ответственностью (ТОО – ООО), причем доля их в общем количестве непрерывно возрастает: с 48,1 % на 01.01.95 г. до 53,4 % на 01.01.98 г.

Распространенность ТОО и ООО объясняется тем, что их участники, юридические и физические лица, не отвечают по обязательствам обществ и несут риск убытков, связанных с деятельностью обществ, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (долями уставного капитала, размеры которых определены учредительными документами).

На втором месте индивидуальные частные предприятия, при чем количество их постоянно снижается со 118 (20,2 %) на 01.01.95 г. до 52 (9,8 %) на 01.01.98 г. Снижение количества объясняется тем, что ныне действующее законодательство не предусматривает предприятий такой организационно – правовой формы. С введения 1-й части Гражданского Кодекса появилась возможность учреждения ООО одним участником (физическим лицом).





Анализ по численности работающих на предприятиях с различной организационно – правовой формой в г. Арсеньеве.



Наименование ОПФ

Численность работающих на

01.04.98 г.

%
1 Государственные предприятия 258 1,28
2 Муниципальные предприятия 3033 15
3 Предпр. общественных организаций 12 0,06
4 Индивидуальные частные предпр. 72 0,36
5

ОАО

в т.ч.: ААК «Прогресс»

завод «Аскольд»

7219

4800

1200

35,78
6 ЗАО 294 1,47
7 ТОО, ООО 1916 9,49
8 Производственные кооперативы 12 0,06
9 Крестьянские хозяйства 5 0,02
10 Государственные учреждения 1274 6,31
11 Муниципальные учреждения 4852 24,03
12 Общественные организации 100 0,5
13 Другие предприятия 1140 5,64
14 Предприниматели 5024

Итог 20187 100
Справочно: численность населения – 64000 чел.

Анализируя численность работающих на предприятиях различных организационно – правовых формах (ОПФ), приходим к выводу, что основная масса жителей города работает в муниципальных предприятиях и учреждениях (12 % от населения города). В то время как общее количество работающих на предприятиях и количество предпринимателей составляет 41 % от численности жителей города (26711 чел.).

Задолженность по з/плате за 1995 г.



01.02.95 01.10.95

01.11.95

01.12.95
Всего 4543 4654 6771 7502
Промышленность 4018 4073 5883 5974
Строительство 204 168 470 786
Транспорт 314 413 409 730
С/хозяйство 7 9 14

Зодолженность по з/плате за 1996 г.



01.06.96 01.07.96 01.11.96 01.12.96
Всего 43633 39893 56839 60545
Промышленность 34191 32018 42440 45181
Строительство 3500 1177 1312 1007
Транспорт 1306 825 1169 1281
Здравоохранение 1897 2638 4150 4312
Образование 2546 2846 7246 8213
Культура 223 389 522 541

Темпы роста задолженности по з/п:

на 01.10.95 – 102 %

на 01.11.95 – 149 %

на 01.12.95 – 165 %

на 01.07.96 – 81,3 %

на 01.11.96 – 130 %

на 01.12.96 – 139 %

Темп роста задолженности за 95 – 96 гг составил 807,5 % в абсол. величинах.

В 1995 году доля промышленности среди общей задолженности составила 79 %, транспорта 9,7 %, строительства 10,5 %, сельского хозяйства 0,2 %.

В 1996 году доля промышленности составляла 75 %, строительства 1,6 %, транспорта 2 %, здравоохранения 7 %, образования 13,5 %, культура 0,8 %.

В 1995 году средний темп увеличения задолженности по з/п:

в промышленности – 114 %

строительство – 156,5 %

транспорт – 178 %

с/хозяйство – 155 %

в 1996 году средний темп увеличения задолженности по з/п составлял:

промышленность – 109 %

строительство – 65 %

транспорт – 99 %

здравоохранение – 104 %

образование – 113 %

культура – 125 %

Анализ показателей трех основных налогов: налог на прибыль, НДС и подоходный налог для предприятий малого и среднего бизнеса всех форм собственности без градообразующих предприятий.

Параметры с целью исключения инфляционных искажений для согласования приведены в тысячах условных единиц (в частности по курсу доллара США).


Показатель

Величина по годам в тыс. условных едениц 1994 1995 1996 1997

Прибыль

1 Валовая прибыль 6200 9300 6900 4000
2 Налогооблагаемая прибыль 5700 8500 6700 3800
3 Налог на прибыль 2000 3000 2400 1300

НДС

4 Стоимость реализации товаров (работ, услуг) 34000 124000 151000 84000
5 НДС 5600 17000 25000 16000

Подоходный налог

6 Количество работающих - - 29000 25000
7 Валовой доход - 2800 3800 2900
8 Налогооблагаемый доход - 2400 2900 2400
9 Налог исчислен и удержан - 260 370 300
10 Налог перечислен в бюджет - - 290 170

Анализ данных таблиц и графиков:

по прибыли;

95 год по сравнению с 94 г. – рост 50 %

96 год по сравнению с 95 г. – снижение на 20-26 %

97 год по сравнению с 96 г. – снижение на 42-46 %

97 год относительно 95 г. – снижение на 55-57 %

По НДС:

(объемы производства)

95 год по сравнению с 94 г. – рост 265 %

96 год по сравнению с 95 г. – рост 22 %

97 год по сравнению с 96 г. – снижение на 44 %

  • по налогу;

95 год относительно 94 г. – рост 204 %

96 год относительно 95 г. – рост 47 %

97 год относительно 96 г. – снижение 36 %

По подоходному налогу:

  • по доходам;

96 год относительно 95 г. – рост 21-36 %

97 год относительно 96 г. – снижение 17-24 %

  • по налогу исчисленному и удержанному;

96 год относительно 95 г. – рост 42 %

97 год относительно 96 г. – снижение 19 %

  • по налогу перечисленному в бюджет;

тенденция к растущей задолженности в бюджет

недоперечислено в 96 г. – 80 в %→

недоперечислено в 97 г. – 130 в %→

что связано с невыплатами з/п и нарушениями налогового законодательства.






Отчет об исполнении бюджета г. Арсеньева за 1994,96,97 гг.


Доходы 94 96 97
1 Налог на прибыль 5924635 6808273 20177300
2 Подоходный налог с физических лиц 5935932 6823640 12066700
3 Штрафы налоговой инспекции 231664 548307 2678000
4 Гос. пошлина 334540 672449 1523000
5 Налоги на соц. объекты 1000673 1395847 3785900
6 Плата за воду 653 847 3600
7

Налог на имущество:

А) предприятий

Б) физических лиц


273680

35663


648423

107843


3738000

530800

8 НДС 3151907 4945406 14770700
9 Акцизы 2112 4317 5200
10 Доход от приватизации 240688 86972 58500
11 Лицензирование 50080 59700 187500
12 Земельный налог 165476 110948 460300
13 Прочие налоги и сборы 469564 648371 1335200
14 Остатки бюджетных средств 209147 173423 43000
Итог: 18026416 23040772 60813700

Расходы


1 ЖРЭК администрации 1118446 9063809 4632800
2 МЖКП «Икар» 646505 1961762 17030600
………………………………………………………………………………………………………………………..
4 АО «Усадьба» 1190740 180073 -//-
5 МП «Тепловодоснабжение» 827966 2056411 46603200
………………………………………………………………………………………………………………………..
8 Строительство жилья для военных 240641 306700 73708600
9 ДРСАК «Восток» 977893,2 416000 2301000
………………………………………………………………………………………………………………………..
14 Управление образованием 1110414 977164 53205500
15 Управление культурой 847960 1010570 4263100
16 Здравоохранение 1259701 1107600 25164000
Итог: 18026416 23040772 60813700

Основные статьи дохода наиболее изменившиеся за 94 – 97 гг.



96 г. 97 г.
Налог на прибыль 114 % 340 %
Подоходный налог 114 % 203 %
Гос. пошлина 201 % 455 %
НДС 156 % 451 %
Лицензирование 119 % 374 %
Штрафы ГНИ 236 % 1155 %
Налог на имущ. предприят. 236 % 1365 %

Рост доходности статей бюджета связан прежде всего с инфляцией номинальной валюты по отношению к доллару США за рассматриваемый период. Экономический фактор особого влияния на доходность статей бюджета не оказывает.

Доля бюджета расходуемая на содержание управлений образования, культуры и здравоохранения.



94 г 96 г 97 г
Образование 6,16 % 4,24 % 24 %
Культура 4,7 % 4,38 % 1,92 %

З
дравоохранение

6,98 4,8 % 11,38 %

Анализ числа безработных г. Арсеньева на 1994 – 1998 гг.



94 г 95 г 96 г 97 г 98 г
Трудоспособные, (%) 3,6 7,2 9,8 7,3 6,7
Безработные, (чел) 1541 3011 4129 3050 2808
Справочные данные: На 01.01.95 численность населения занятого в народном хозяйстве г. Арсеньева составляла 41889 человек. В 01.01.98 эта цифра составляла 27370 человек.

Состав безработных г. Арсеньева на 1994 – 1998 гг.


94 г 95 г 96 г 97 г
Женщины 1035 1531 2244 1721
Молодежь 550 1160 1402 930
Инвалиды 33 59 84 29

Б

еженцы

3 8 2 1

Трудоспособное население включает всех состоящих на учете в центре занятости от 17 до 55 лет (женщины) и до 60 лет (мужчины) по отношению ко всему населению занятому в народном хозяйстве г. Арсеньева, без учета инвалидов.

Из данных видно, что идет устойчивый рост безработных в нашем городе. Наиболее высок процент безработных среди женщин и молодежи. Некоторое снижение числа безработных в 1997 году объясняется не появлением новых рабочих мест, а тем что люди потерявшие работу не верят в возможность трудоустройства через центр занятости, а так же задержкой выплаты пособия по безработице на год поэтому многие безработные не проходят регистрацию в центре занятости. Высока тенденция снижения численности населения, занятого в народном хозяйстве г. Арсеньева, с 41,8 тыс. в 1995 г. до 27,3 тыс. в1998 г. т.е. происходит старение населения, связанное в первую очередь с массовым отъездом людей трудоспособного возраста, особенно молодежи.

Таким образом если в течение ближайших 3-4 лет не произойдет изменение в экономике, а именно, в экономику города не будет инвестировано достаточно средств для создания новых рабочих мест, через 7-10 лет город Арсеньев будет городом пенсионеров и чиновников.

Министерство общего и профессионального образования РФ

Филиал ДВГТУ АрТИ

Отделение второго высшего образования


Курсовая работа

По дисциплине «Статистика»


Студенты: Атавина О.С.

Борисов Д.В.

Васильев А.В.

Величко П.

Дринко А.

Дуденкова А.

Емелькина С.

Зимина Н.В.

Кечинова Т.В.

Лебедь С.Н.

Прокопенко П.В.

Сычев Н.З.

Талыпов А.Т.


Преподователь: Переверзева Л.В.


г. Арсеньев

1998 г.

Предприниматели.


Рассматривая моментный ряд динамики о количестве предпринимателей в г. Арсеньеве можно сделать следующие выводы:

1. Резкий прирост зарегистрированных предпринимателей произошел в 1995-1996 годах, что связано с крупными сокращениями рабочих на двух основных предприятиях г. Арсеньева ААК «Прогресс» и АО «Аскольд» прирост в 1995 году по сравнению с 1994 г. – на 95 %.

2. В 1996 году зарегистрировалось предпринимателей больше, чем в 1994 г. – на 115 %. Это уже было связанно не только с сокращением работников на крупных предприятиях, но и с тем, что часть предприятий для уменьшения налогооблагаемой базы вынудило своих работников зарегистрироваться в качестве предпринимателей и заключили с ними договора уже не как с основными работниками, а как с предпринимателями оказывающими услуги этим предприятиям.

Таким образом предприятия сократили для себя количество налогов, которые им необходимо было платить в бюджет.



01.01.93

01.01.94

01.01.95

01.01.96

01.01.97

01.01.98

Количество предпринимателей (чел.) 274 1085 1885 3574 5316 5819

Т
емп роста (%)

-

396

174

190

149

109

3
. В 1997 г. произошло снижение количества регистрирующихся предпринимателей (64 % относительно 1996 года) и резко возросло количество предпринимателей, аннулирующих свои свидетельства (183 % относительно 1996 года). Это связанно с увеличением ставки платежей в пенсионный фонд с 5 % до 28 % (в 5,6 раза) взимаемых с доходов предпринимателей.

4 .В связи с пересмотром в 1998 г. ставки платежей в пенсионный фонд, опять происходит резкий рост количества крупных предприятий, переводящих своих работников в предприниматели (10 предприятий за 5 месяцев этого года).



1992 г.

1993 г.

1994 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

Зарегистрировалось предпринимателей 288 899 1055 2067 2270 1473

Темп роста

-

312 %

117 %

196 %

110 %

64 %

Аннулировано свидетельств 14 88 255 378 528 970

Темп роста

-

628 %

290 %

148 %

139,7 %

184 %


Подоходный налог с доходов предпринимателей.



1996 г. 1997 г.
Валовой доход, млн. руб. 159672 137443
Облагаемый доход, млн. руб. 22749 10902
Общая сумма налога, млн. руб. 1800 1003

Из числа подавших декларации

Совокупный доход до 12 млн. руб., чел 3328 3274
-/- 12-24 млн. руб., чел. 377 100
-/- 24-36 млн. руб., чел. 89 23
-/- 36-48 млн. руб., чел. 44 10

-/- > 48 млн. руб., чел.

49 19

Анализируя объем подоходного налога, исчисленного по доходам 1996 г. и 1997 г. и доходы, полученные предпринимателями в этих годах, можно сделать следующие выводы:

  1. Уменьшился общий объем начисленного подоходного налога в 1,8 раза.

  2. Количество предпринимателей, получивших доходы от 12 до 24 млн. руб. уменьшилось в 3,77 раза;

от 24 до 36 млн. руб. – в 3,87 раза;

от 36 до 48 млн. руб. – в 4,4 раза;

> 48 млн. руб. – в 2,58 раза.


Подводя итог этим двум кратким анализам можно сделать общий вывод:

а). предприниматели, аннулируя свидетельства как правило, не прекращают предпринимательскую деятельность

б). показывая в своих отчетах уменьшение доходов, предприниматели фактически, увеличивают доходы, часть доходов скрывается

в). таким образом рост налогов (в частности пенсионного) способствует скрытию доходов и увеличению объемов теневой экономики.