Доклад: Холуйская миниатюра

Поселок Холуй, расположенный южнее Палеха, - это поэтический уголок, воплощение прелести среднерусской природы. И не случайно он явился благотворной средой для вдохновения творчества народных мастеров русского декоративного искусства.

Здесь, как в Палехе и Мстере, ранее было развито мастерство иконописи. Создавались преимущественно дешевые иконы для села.

Развитие холуйской миниатюры протекало своеобразно, отличаясь во многом от развития палехской и мстерской миниатюры. Холуй начал осваивать лаковую миниатюру, делая первые опыты не на вещах, а на специально подготовленных листах картона разных размеров. Это было сделано по совету А.В. Бакушинского в целях экономии средств, но отразилось, конечно, не только на экономике.

Работа в отрыве от конкретной вещи оказала существенное воздействие и на пути развития стиля холуйской миниатюры. Она уводила живописцев Холуя от решения декоративных задач, неизбежно толкая на путь подражания станковой живописи. Следы неверной первоначальной направленности достаточно явственно обнаруживаются в дальнейших работах, когда от росписи картонных пластин мастера Холуя перешли на роспись изделий из папье-маше: шкатулок, коробок и т.д.

После революции мастера Холуя постепенно освоили живопись на папье-маше темперными красками. В 1934 году была создана самостоятельная художественная артель по росписи лаковых изделий.

Признание искусства Холуя пришло не сразу, хотя такие энтузиасты, как С. Мокин, К. Костерин, В. Пузанов-Молев и Д. Добрынин, многое сделали для того, чтобы лаковые изделия промысла заняли свое место в ряду произведений известных издавна промыслов. Они стремились к созданию собственного стиля художественной миниатюры, упорно искали наиболее выразительные формы претворения современной темы в лаковой живописи.

Творческая самостоятельность и активность художников укреплялась, вырабатывался свой стиль. В 1937 году творения художников Холуя экспонировались на Всемирной выставке в Париже, где им были присуждены бронзовые медали, а в последние годы они уже обязательные участники всех международных выставок.

В послевоенные, особенно в 60-е годы, темы, сюжеты и манера исполнения росписи неизмеримо расширились. Все более отчетливо стали вырисовываться черты нового, своеобразного направления в русской лаковой миниатюре, отличного от Федоскино, Палеха и Мстеры. Особенностью их живописной манеры является использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого тонов.

Большие партии художественных лаковых изделий народного промысла идут на экспорт в Англию, США, Италию, Испанию, Канаду и другие страны, где знают и высоко ценят искусство мастеров Холуя.

Холуйская миниатюра претерпевает за последние годы существенные изменения; коллектив ежегодно пополняется окончившими местную профтехшколу, многие из них зарекомендовали себя как способные живописцы; успешно преодолеваются недостатки и ограниченность недавнего прошлого. Миниатюра становится разнообразнее, в ней с большей определенностью начинают проявляться черты индивидуального своеобразия, более четко начинает обрисовываться ее художественный облик в целом.

Активность, которую проявляют за последние годы миниатюристы Холуя, их быстрый творческий рост, свежесть и непосредственность, с которыми решают они сложные творческие задачи, служат залогом дальнейших успехов этого коллектива, его дальнейшего творческого роста и движения вперед.

Список литературы

Народные ремесла и промыслы России и Донского края
Министерство Культуры Ростовской Области ГОУСПО "Ростовский колледж культуры" Курсовая работа на тему: "Народные ремесла и промыслы России и Донского ...
Жостово Мытищинского района Московской области - центр прославленного русского художественного промысла, возникшего в 1825 году на основе производства лаковых изделий из папье-маше ...
Опираясь на каноны древнерусского изобразительного искусства, традиционные технологии русских художественных лаков, холуйские мастера сумели создать особую манеру живописи, сделать ...
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: курсовая работа
Декоративно-прикладное искусство в детском саду
Оглавление 1. Исторические закономерности развития декоративного творчества. 3 2. Задачи по знакомству в детском саду. 11 3. Программы по обучению ...
Для этой цели на занятиях по декоративному рисованию привлекаются народная роспись Городца, Полховского Майдана, Хостова, Хохломы, глиняные дымковские и филимоновские игрушки ...
1. Ознакомление с сюжетно-декоративной росписью в бытовых изделиях мастеров Севера, в лаковой миниатюре Палеха.
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: реферат
Мстёра
ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА. МСТЕРА. Каждый народный художественный промысел - это не только очаг уникального искусства, но и местность, обладающая неповторимым ...
Каждый народный художественный промысел - это не только очаг уникального искусства, но и местность, обладающая неповторимым своеобразием природы, исторического прошлого, жизненного ...
Вслед за Палехом и наряду с Холуем Мстера стала родиной нового вида искусства - лаковой миниатюрной живописи на папье-маше.
На этой основе возникло качественно новое искусство орнаментальной росписи, значительно обогатившее и расширившее возможности лаковой миниатюры Мстеры.
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: реферат
Аллегория в изобразительном искусстве
Витебский государственный университет им. П.М. Машерова Художественно - графический факультет Кафедра изобразительного искусства Курсовая работа на ...
В живописи эти тенденции выразились в создании больших росписей, отличающихся Эклектизмом и известной банальностью, как, например, "Триумф церкви" кисти флорентийского мастера ...
Пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн), т. е. такие, которые ...
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: курсовая работа
... детей старшего дошкольного возраста средствами декоративной композиции
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Кировский педагогический колледж специальность 050704 "Дошкольное ...
В нашем исследовании мы попытаемся решить проблему одностороннего подхода к развитию детского творчества в декоративно - прикладном искусстве, направленного только на народные ...
Следовательно, наша гипотеза о том, что при соблюдении определённых условий, а именно сочетание традиционных видов росписей и построений симметричной и асимметричной композиций на ...
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: дипломная работа