Доклад: Пауль Хиндемит
(1895-1963)
Немецкий композитор, альтист, дирижер, педагог, музыковед-теоретик. Родился 16 ноября 1895 года в Ханау-на-Майне. Музыке начал обучаться с 9 лет (уроки игры на скрипке). Дальнейшее музыкальное образование получил во Франфуртской консерватории у А. Ребнера (скрипка), А. Мендельсона, Б. Зеклеса (композиция). С 1915 по 1923 гг. концертмейстер оркестра Франкфуртской оперы, 2-й скрипач (позже альтист) квартета Ребнера.
С 1922 по 1929 альтист квартета Амар-Хиндемит, с которым объездил все страны Европы (включая СССР). Выступал также как солист-альтист и дирижер. Организатор общественно-музыкального движения "Бытовая музыка".
В 1927 году был приглашен профессором композиции в берлинскую Высшую музыкальную школу. В 1935 году эмигрировал из фашистской Германии, жил в Турции, Англии, Швейцарии, концертировал в Америке. В 1940 приехал в США, где с 1940 по 1953 был профессором Йельского университета в Нью-Хейвене (Коннектикут), читал курс лекций по поэтике в Гарвардском университете (1949-1950). В 1947 году посетил Европу, с 1951 периодически приезжал преподавать в Цюрихском университете. В 1953 переселился в Швейцарию. Лауреат премии Сибелиуса. Умер 29 декабря 1963 года во Франкфурте-на-Майне.
Характеристика творчества:
Формирование Хиндемита как композитора происходило в 20-е годы. Это время в области музыки характеризующееся напряженной борьбой антагонистических течений, "взрывчатой" обстановкой "скандальных" премьер и острых дискуссий, стало поворотным моментом в исканиях композиторов многих стран Европы, моментом, во многом определяющим лицо музыки нашего века и в том числе музыки Хиндемита.
Только что отгремели последние выстрелы минувшей войны, и музыка вместе с другими искусствами встала перед задачей выразить тот перелом, который совершался в мыслях и чувствах людей вследствие пережитой мировой катастрофы. В Германии и Австрии в начале 20-х годов заметное влияние начинает приобретать экспрессионизм, течение, которое косвенно отражает степень потрясенности человеческого сознания происшедшим событиями. Но на убедительное раскрытие причин и последствий империалистической войны экспрессионизм никак претендовать не может.
Художник-экспрессионист ввиду ограниченности своего творческого метода не способен глубоко проанализировать эти явления. Он спасается паническим бегством от действительности, которая целиком представляется ему в мрачных красках и ужасающих видениях. Он испытывает страх одиночки, заставляющий его все окружающее воспринимать с чувственными преувеличениями. Поэтому в экспрессионистическом искусстве постоянно ощущается некая болезненная извинченность, доходящая до криков ужаса и воплей отчаяния. Все это вместе является тупиком, который раньше или позже должен был вызвать стремление к преодолению его.
Одним из представителей новых веяний в немецкой музыке становится Пауль Хиндемит, чье творчество оказало на предельно раскаленную атмосферу музыкальной жизни своей страны во многом оздоровляющее воздействие. Эстетика Хиндемита базируется на отрицании жизнеспособности традиций романтизма, которые в это время еще сильно сказывались в немецкой музыке. Они оказывали влияние и на формирование эстетического кредо экспрессионизма, этого своеобразного "преувеличенного романтизма". Против них и выступает Хиндемит, который видит в музыке Баха и старых полифонистов добаховской эпохи ту плодотворную основу, на которую должна опираться музыка нашего века. Он воскрешает и развивает старинные полифонические формы, насыщая их новым звуковым материалом, новым содержанием.
Этой своей деятельностью он положил начало новому течению в европейской музыке - неоклассицизму. В своих лучших произведениях Хиндемит успешно избегает вытекающей отсюда опасности слухового академизма. В его музыке ощущается острая "злободневность", подлинный темперамент публициста, откликающегося на все события дня.
Хиндемит уже в эти годы поражает своей исключительной трудоспособностью. Он создает много произведений для фортепиано (сонаты, сюита "1922") и разных камерных ансамблей, песни, квартеты, инструментальные концерты и оперы. Им создано также множество "пьес для практического использования" ("Gebrauchmusic"), адресованных широким кругам любителей музыки в качестве материалов для домашнего музицирования. Этой своей демократической направленностью Хиндемит, для которого музыка есть средство общения между людьми, решительно отличается от многих представителей музыкального "авангарда" высокомерно игнорирующих свою аудиторию.
В некоторых из своих ранних сочинений Хиндемит использует резко диссонирующие звукосочетания и смелые политональные комбинации. Однако в его музыке всегда чувствуется крепкое душевное здоровье, сила и оптимизм, и поэтому даже подобные "жесткости" не вызывают ассоциаций с характерным для экспрессионизма налетом истерики. С годами стиль композитора все более и более выравнивается, из него вытесняются все чужеродные элементы.
Сочинения:
Оперы (около 10): "Художник Матис" (1938), "Гармония мира" (1957); симфонии, концерты с оркестром, в том числе для альта (1935), камерно-инструментальные ансамбли, фортепьянные и хоровые произведения, вокальный цикл "Житие Марии" (2-я редакция, 1948).
Список литературы
формирование духовной культуры школьников средствами музыкального ... | |
СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава I. Теоретические основы формирования духовной культуры школьников средствами музыкального искусства 1.1 Музыкально ... В современном понимании классическая музыка - это музыкальные шедевры прошлого и настоящего, произведения исключительных художественных достоинств, которые составляют золотой фонд ... Большим шагом в дальнейшем развитии башкирской профессиональной музыки стало объединение башкирских композиторов и музыковедов в творческий союз в 1940. |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: дипломная работа |
... ГОУ СПО МО 2-го Московского областного музыкального училища имени С.С. ... | |
Российская Академия Музыки им. Гнесиных Дирижерско-хоровой факультет "Дирижерско-хоровое отделение 2-го Московского областного музыкального училища ... Хор успешно выступал на Всероссийской конференции "Хоровая музыка на рубеже столетий", на Областном фестивале духовной музыки в честь 1000-летия христианства на Руси, на ... В программе по "Хоровому сольфеджио", Валентина Ильинична делает основной упор на примеры из опер композиторов "Могучей кучки", таким образом, еще раз заостряя внимание студентов ... |
Раздел: Рефераты по музыке Тип: дипломная работа |
Творчество военных ансамблей в военно-патриотическом воспитании ... | |
Министерство Образования и Науки Республики Казахстан Казахский Государственный Женский Педагогический Институт Факультет музыкального образования и ... Ансамбль носит имя своего создателя и первого художественного руководителя народного артиста СССР, генерал-майора Александра Васильевича Александрова - выдающегося музыканта ... Яркая мелодичность, народный колорит музыки этого жизнерадостного героико-патриотического спектакля, посвященного борьбе за власть Советов в годы гражданской войны, привлекли ... |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: дипломная работа |
Развитие музыкально-творческих способностей учащихся начальной школы ... | |
Министерство Образования Украины Харьковский Национальный Педагогический Университет им. Г.С. Сковороды Кафедра музыкально-инструментальной подготовки ... Особенностью уроков (музыкальных путешествий, уроков-драматизаций, уроков-дискуссий) является то, что дети благодаря активному включению в музыкально-игровую деятельность не только ... школi", оперы "Iвасик Телесик", "Лисичка, Котик та Пiвник"; Я. Степовой - вокальные сборники "Пролiски", "Кобзар", пять школьных хоров, учебное пособие "Популярний курс ... |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: дипломная работа |
История государственных символов России | |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СИМВОЛОВ РОССИИ Учебное пособие Ставрополь ... Автором слов и музыки гимна Франции стал военный инженер в звании капитана, поэт и композитор Клод Жозеф Руже де Лилль (1760-1836). Предлагались в качестве государственного гимна различные музыкально- песенные произведения различных жанров: бурлацкая песня "Эй, Ухнем!", "Гимн берендеев" из оперы "Снегурочка" Н ... |
Раздел: Рефераты по истории Тип: учебное пособие |